Год назад мир столкнулся с тем, к чему не был готов. Пандемия стала испытанием не только для систем здравоохранения и мировой экономики, но и для нашей психики. Специалисты ищут решения, чтобы снизить влияние стресса.
Неопределенность, тревога за себя и близких, негативный новостной поток, изоляция, проблемы с бизнесом и другие финансовые последствия эпидемии не способствуют улучшению эмоционального фона. За минувший год перепады настроения, усталость, раздражение и другие проявления хронического стресса стали обычным явлением для большинства населения планеты.
Алексей Гайдин
Профессор Университета Британской Колумбии, клинический психолог, автор книги «Психология пандемий» (16+) Стивен Тейлор даже ввел новый термин «синдром COVID-стресса».
По его оценке, не менее чем у 10% людей, пострадавших от пандемии, «разовьются психологические расстройства во время или после этой пандемии».
По мнению ученого, именно такая доля людей, переживших ураганы, землетрясения и другие бедствия, сталкивается обычно с аффективными и тревожными расстройствами или посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
Среди тех, кто переболел сам или пережил болезнь близких, пострадавших может быть в несколько раз больше. Как показали наблюдения за 70 пациентами, перенесшими в 2003 году атипичную пневмонию (SARS), четыре года спустя 82% этих людей страдали ПТСР, констатирует Стивен Тейлор.
Исследование психического и психологического состояния 402 итальянцев, переболевших коронавирусом в 2020 году, показало, что спустя месяц после официального выздоровления у 56% из них развились тревожность, бессонница, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство, ПТСР.
Проблема усугубляется тем, что ситуация не улучшается, каждый день COVID-19 преподносит новые сюрпризы, и стресс становится хроническим. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), постоянную тревогу в связи с пандемией испытывает не менее 78% россиян.
«Это очень опасная ситуация, — уверен врач-невролог, руководитель психолого-неврологического отделения детокс-клиники «Кивач» Федор Исаев.
— У человека, который находится в постоянном напряжении на фоне информационного воздействия, эмоциональных перепадов, просто жизненных неурядиц, организм задействует все свои ресурсы, фактически, живет на пределе. Если мы постоянно мобилизуем энергию, не успевая ее накапливать, у нас никогда не будет запаса.
И те стрессоры, которые выводили нас из себя, требовали определенных поведенческих и биохимических реакций в организме, будут повреждать системы организма, когда эти адаптационные реакции истощатся. Этот предел рано или поздно наступает — человек чувствует себя «не в своей тарелке», становится постоянно уставшим, забывчивым, тревожным или неуравновешенным, испытывает проблемы со сном. Впоследствии это может открыть дорогу для ряда заболеваний».
Алексей Гайдин
По мнению Федора Исаева, такое состояние легко может перейти в хроническую форму — процессы адаптации запускают гормональную перестройку, заставляют по-другому работать мозг: «Если мы слишком часто «включаем» реакцию на стресс и не можем «выключить» ее, когда стрессовое событие закончилось, это может быть разрушительным». Гормон стресса кортизол угнетает защитные свойства организма — падает иммунитет, страдают все органы и системы организма. Еще одна опасность: многие процессы, которые провоцируются стрессом, лежат в основе старения мозга. Наиболее опасно, по словам эксперта, разрушающее нервные клетки воспаление головного мозга: «Примерно те же процессы происходят при болезни Альцгеймера, механизмы тут идентичны. Поэтому со стрессом надо бороться. На самом деле, можно сказать, что хронический стресс лежит в основе старения».
Современные решения
Справляться с негативными эмоциями люди пытаются по-разному. Например, в интернет-поисковиках выросло количество запросов, какие продукты помогают от стресса, а в магазинах, соответственно, выросли цены на эти продукты.
Появилось множество маркетинговых предложений — от «помогающих нивелировать любые напряжения и негативные эмоции» антистрессовых игрушек до рекомендуемых как альтернатива медитации — «средство релаксации и успокаивающая практика» — раскрасок для взрослых. В продаже появились даже подушки и матрасы для обнимания.
Эксперты утверждают, что в период самоизоляции нам всем стало не хватать тактильности. Например, 12% россиян за время пандемии завели себе то или иное домашнее животное. Люди считают, что переживать пандемию в компании питомца легче.
Эти данные были получены в ходе всероссийского опроса населения с участием 1648 человек, которое в конце прошлого года провел телеканал «Живая планета» совместно с Институтом современных медиа.
Алексей Гайдин
В профессиональных кругах в ответ на потребность общества стали разрабатываться программы квалифицированной психологической помощи. Так, по словам Федора Исаева, в клинике «Кивач» еще три года назад была запущена и успешно работает программа «Антистресс: улучшение памяти и работы мозга», но в последний год интерес к ней вырос многократно.
По мнению Федора Исаева, многие люди понимают, что хронический стресс, который может серьезно сказаться на физическом и эмоциональном здоровье, следует «прорабатывать». Вопрос, как это сделать.
В обычной жизни, по его словам, можно найти что-либо, что доставляет удовольствие и будет действовать как релаксация, благотворно воздействовать на работу мозга и настроение — например, прогулки на свежем воздухе, книги, музыка, путешествия, время, проведенное с домашними питомцами.
Еще один путь — переключиться на другую деятельность, фильтровать источники информации, ограничить контакты с неприятными людьми и, наоборот, больше общаться и делиться эмоциями со своими близкими.
Но иногда это не работает, и люди хватаются за таблетки. «Выбор антидепрессантов сегодня внушительный, а помочь определиться многим помогает не врач, а интернет и реклама, — говорит эксперт. — Но проблема в том, что одной волшебной таблетки для всех не существует.
Одинаковые симптомы, например повышенная тревожность, нарушения памяти, могут вызываться совершенно разными причинами и множеством взаимосвязанных факторов — от генетических проблем до нехватки определенных витаминов и микроэлементов.
И антидепрессанты не устранят причину проблемы, а лишь, в лучшем случае, снимут симптомы. Я уже не говорю про серьезные побочные действия и синдром отмены после прекращения приема препарата.
Многие наши пациенты сознательно избегают приема антидепрессантов и транквилизаторов, и мы решили идти именно по этому пути — развитию немедикаментозной стратегии лечения».
Игорь Герасименко
Если человек осознает, что лишь глубже загоняет себя в состояние стресса, лучше все-таки обратиться за профессиональной помощью. Тем более что у современной медицины есть большой арсенал средств для комплексного обследования «выгоревшего» пациента и подбора индивидуальной, походящей именно ему стратегии восстановления.
Антистрессовые программы
В программе клиники «Кивач» «Антистресс: улучшение памяти и работы мозга» объединены различные психологические и медицинские технологии, направленные на то, чтобы справиться со стрессом, механизмы которого лежат в основе множества процессов: угнетения иммунитета и развития сердечно-сосудистых заболеваний, депрессии и бессонницы, нарушения работы пищеварения, памяти, репродуктивной системы. По словам Федора Исаева, чтобы обуздать стрессовые реакции, в клинике ориентируются на последние научные исследования.
Комплекс лечебно-профилактических мероприятий программы направлен на глубокую психологическую и эмоциональную разгрузку, релаксацию тела, восстановление трофики нервной системы. Его целью является устранение последствий стрессов, синдрома психологического выгорания, страхов, улучшение когнитивных функций головного мозга.
И, в конечном итоге, — восстановление психоэмоциональных ресурсов и способности к интенсивной деятельности. К избавившемуся от стресса человеку, по словам Федора Исаева, возвращается ясное сознание, собранность, спокойствие, хороший сон и стабильное настроение: «человек чувствует себя так, как должен чувствовать всегда».
Программа «Антистресс» сочетает в себе интенсивное лечение и курортный отдых в одном из самых живописных мест Карелии, недалеко от водопада Кивач. «Выполняя основную задачу по устранению стрессового состояния, программа воздействует на проблему с разных сторон, — рассказывает Исаев.
— Мы сочетаем ультрасовременную физиотерапию и психологические практики, общеоздоровительные подходы наподобие массажа и элементы кинезиологии, осуществляем витаминную или медикаментозную поддержку.
Курс направлен на то, чтобы помочь человеку снизить темп жизни и отдохнуть от дел, расслабиться на физическом уровне и сбросить с себя психоэмоциональную нагрузку. А его конечная цель — преодолеть имеющиеся психологические проблемы и восстановить нормальную работу мозга и нервной системы».
Ведут гостей на программе врач-невролог, терапевт и психолог, дополняя план лечения и рекомендации по своим компетенциям. При необходимости корректировать сопутствующие заболевания к программе подключаются врачи других специальностей.
Программа «Антистресс-база» включает в себя общую диагностику и пакет терапевтических подходов. В том числе транскраниальную магнитную стимуляцию, которая применяется при депрессиях, не поддающихся лечению антидепрессантами, ксенонотерапию, антистрессовую практику Ф.
Рафферти, групповую арт-терапию.
А также ряд других процедур, например ванны с английской солью, насыщающие организм большим количеством магния, который устраняет последствия нервного перенапряжения, очищает клетки от токсинов и способствует лучшему усвоению питательных веществ.
Программа «Антистресс-премиум» дополнена генетическим тестом MyNeuro и комплексом лабораторных исследований «Нейро Сheck Up» для оценки внутренних процессов организма, влияющих на работу нервной системы, и составления индивидуально подобранного курса лечения после отъезда. Терапевтический комплекс расширен за счет процедур спектральной фототерапии и медикаментозной нейропротекции. И в базовой, и в премиальной программе линейки «Антистресс» важное место занимает индивидуальная нутритивная поддержка.
Самая важная задача курса, по мнению Федора Исаева, предоставить пациенту возможность самостоятельной борьбы со стрессовыми состояниями в дальнейшем. «Человек должен понять, что с ним происходит и научиться самостоятельно «прорабатывать» стресс.
На это направлены образовательная часть программы и медитативные практики, — говорит врач. — К сожалению, мы не привыкли проводить рефлексию себя и, даже находясь на пределе, не понимаем этого в силу особенностей мышления и воспитания.
Конечно, полностью избежать неприятных эмоций невозможно, но важно их адекватно оценивать и стараться максимально снизить негативный эффект от стрессовых ситуаций».
«В условиях стресса очень многие начали помогать другим»: психолог о переменах в сознании во время пандемии COVID-19
Большинство людей смогут избежать психологических проблем, связанных с пандемией коронавируса, и просто скорректируют свои привычки. Такое мнение в беседе с RT высказал доцент кафедры социальной психологии Московского государственного университета Александр Рикель.
Специалист дал несколько советов людям, которые испытывают повышенную тревожность, и рассказал, какие процессы в сознании доминируют в этот период, какие психологические проблемы сопровождают людей во время карантинных мер и как подготовиться к отмене ограничительных барьеров.
— Два месяца самоизоляции для огромной страны не прошли даром. Какие процессы в сознании населения доминируют в этот период и с какими психологическими проблемами сталкиваются люди во время самоизоляции?
— Что происходит с человеком в стрессовой ситуации, когда теряются привычные формы поведения, уходит почва из-под ног? Каждый из нас, конечно, реагирует по-разному. Обычно в жизни так бывает: где тонко, там и начинает рваться.
Если были какие-то проблемы в отношениях с супругами или детьми, то, вполне вероятно, они будут усугубляться. Всюду, не только в России, обостряется проблема домашнего насилия.
Конечно, усложняются отношения там, где это было потенциально возможно, то есть в тех семьях, где есть конфликты, недопонимание.
Могут обостряться и проблемы с зависимостями. От того же интернета или алкоголя. У каждого человека своя стратегия совладания с трудностью. Для кого-то она связана с уходом в какие-то пагубные привычки, а для кого-то, наоборот, — с уходом в саморазвитие, в самореализацию.
Во времени образуется пустота, которую надо чем-то заполнять. И если человек опасается свалиться в негативное заполнение пустоты, то надо научиться создавать себе какие-то позитивные моменты.
Кто-то учит иностранный язык или участвует в кулинарных битвах. Однако тут нас подстерегает ещё одна опасность. По постам друзей в соцсетях можно решить, что все вокруг в самоизоляции занимаются чем-то хорошим, полезным, умным, развиваются, и только мы тут вроде как бы деградируем.
— Это общая проблема социальных сетей, которая была и до пандемии.
— Да, и мы всё время забываем, что в соцсетях люди занимаются самопрезентацией. Конечно, бывают люди, которым нравится показывать, как у них всё плохо, как они некрасиво выглядят, но это исключение.
Если раньше хвастались тем, что у них дорогой автомобиль или сертификат о завершении очередной обучающей программы, то теперь люди хвастаются тем, что в самоизоляции находят для себя новые смыслы, новое развитие.
Мы видим: ага, этот занимается йогой, этот учит язык, этот записывает спортивные видео. Мы начинаем вслед за ними хвататься за всё подряд и делать то, что нам на самом деле не нужно. Затем бросаем это занятие, и от этого нам становится ещё печальнее. В таком случае можно посоветовать выделить одно-два действительно важных для нас направления развития и быть верными именно им.
- Психолог советует выделить одно-два действительно важных направления развития
- РИА Новости
- © Александр Гальперин
— Сейчас многие не могут отвлечься от мощного информационного потока, накапливают негативные эмоции. Что можете им посоветовать?
— В таком случае можно рекомендовать определённые самоограничения. Например, выходить в соцсети только два раза в день: 15 минут утром, 15 вечером. Сформировать такую привычку, повесить себе на стену календарь, и в нём отмечать, как мы справляемся. Всё это имеет смысл делать, если для нас это действительно становится проблемой.
— Появились обнадёживающие статистические данные, стали сниматься первые ограничения. Это вселяет во многих надежду, но одновременно у некоторых людей возникает беспокойство.
Один раз привычный ритм был нарушен, люди только-только привыкли жить по-новому, контактировать дистанционно. Однако вскоре опять нужно будет входить в когда-то привычный образ жизни.
Какие подводные камни нас здесь подстерегают?
— Здесь тоже всё зависит от конкретного человека. Если вы принадлежите к тем людям, которые сильно боятся любого контакта, по десять раз протирают руки антисептиком и живут с постоянным чувством, что вот-вот зараза придёт в их дом, то есть некий риск, что выходить из этого ритма жизни будет сложно. Это одна крайность, но есть и другая.
Также по теме
«Работаем практически круглосуточно»: как психологи фонда для детей-сирот помогают россиянам во время эпидемии COVID-19
За время действия режима всеобщей самоизоляции, введённого в связи с эпидемией коронавирусной инфекции, в России выросло количество…
Есть люди, которые стараются по возможности избегать мер безопасности. Если и надевают маску, то только для того, чтобы их не оштрафовали, не верят в серьёзность ситуации. У них не будет проблем с выходом из самоизоляции, но они могут создать неприятности для себя и для окружающих, заразиться сами и заразить других.
— А как быть с теми, кто просто не хочет теперь выходить из дома?
— Описанные нами люди представляют две статистически малые группы: очень тревожные, чьё психологическое благополучие под угрозой, и минимально тревожные, опасные с точки зрения заражения. И те и другие в меньшинстве.
Большинство людей всё же находятся посередине. Они просто частично поменяют свои привычки и адаптируются. Кто-то станет чаще пользоваться доставками продуктов, кто-то будет чаще мыть руки, избавится от привычки постоянно трогать лицо.
Это условно здоровая зона.
Если кто-то боится выходить из дома, то рекомендации могут быть такие: заставлять немедленно преодолевать свой страх и бежать в людные места не стоит, не надо бороться радикальными методами. Нужно продумать поэтапный переход. Сначала, допустим, не ходим в людные места, не ездим в час пик. Затем постепенно добавляем прочие элементы из нашей прошлой жизни.
Если же совсем сложно выйти из дома, то имеет смысл обратиться к психологу. Можно воспользоваться круглосуточной телефонной линией «Помогаем быть дома» факультета психологии МГУ и Школы антропологии будущего РАНХиГС.
— Показательно, что в это непростое время есть люди, которые находят в себе силы помогать другим.
— В условиях стресса очень многие люди начали помогать другим. Мы видим подъём волонтёрского движения даже среди взрослых людей, у которых есть постоянная работа. Многие коллеги-психологи, в том числе студенты старших курсов, готовы бесплатно помогать дистанционно.
- Во время пандемии отмечен подъём волонтёрского движения
- РИА Новости
- © Владимир Федоренко
— Период самоизоляции ещё не завершился. Какие советы можете дать, чтобы сохранить благополучный психологический фон?
— Одна из очень важных рекомендаций для людей в самоизоляции — это соблюдение рационального, ответственного, содержательного подхода к регулированию, планированию своего дня. Надо вставать в одно и то же время, не забрасывать полезные привычки, поддерживать свой внешний вид.
— Какой полезный опыт мы можем вынести из этой пандемии?
— Любой кризис — это не только стресс, но и возможность для развития, чтобы освободиться от чего-то ненужного, построить что-то новое. Почему бы нам не использовать это время с максимальной пользой для себя? Посвятить его близким, развиваться, начать отложенный давний проект. В конце концов, можно сделать ремонт или просто убраться в своём доме.
— Родители часто жалуются, что их дети проводят в виртуальном мире больше времени, чем в мире реальном. С пандемией и дистанционным обучением проблема усугубилась, произошёл отрыв от коллектива, от привычного общения со сверстниками. Что происходит с детьми сейчас, как им можно помочь?
— Это хороший и одновременно очень сложный вопрос, потому что и до пандемии не было однозначных рецептов. Некоторые родители занимались тем, что искусственно ограничивали взаимодействие ребёнка с гаджетами. Дети смотрят на нас и видят, что мы сами в телефонах и планшетах. Когда ребёнок маленький, то правильной стратегией будет ограничивать его общение с гаджетами.
- С пандемией и дистанционным обучением усугубилась проблема детей и гаджетов
- РИА Новости
- © Виталий Тимкив
— Как быть с детьми старшего возраста, с подростками?
— У меня есть одно предположение. Мы же преподаём студентам, а студенты младших курсов — это вчерашние школьники. Они, безусловно, очень сильно погружены в гаджеты. Но при этом у них было и полноценное общение офлайн. Сейчас, когда они его лишились, многие начали безумно из-за этого страдать. Поэтому я оптимистично смотрю на эту ситуацию.
Представьте, что ребёнок устраивает маме скандалы по поводу того, что хочет питаться только конфетами. Мама его всячески от конфет отгораживает, устраивает какие-то разборки по этому поводу. Слёзы, скандалы. И тут возникает ситуация, когда тебе дают только конфеты.
Они перестают нравиться, начинаются проблемы, аллергия. Ты уже сам приходишь к тому, что надо питаться не только конфетами.
Есть у меня гипотеза, что, когда карантин отменят, подростки с большим удовольствием сами выйдут на улицу, потому что они уже ощутили на себе ценность живого общения.
— Есть ли у вас какое-то общее для всех пожелание?
— Я хочу пожелать всем нам психологического благополучия. Время непростое, но чрезвычайно интересное. Давайте достойно его пройдём.
Как избежать стресса от коронавируса? 5 способов защититься от паники COVID-19 | Аптека24
Содержание:
Коронавирус, пришедший из Китая, очень быстро достиг мирового масштаба. Карантин ужесточается, численность заболевших растет, что неизменно приводит к возникновению паники. А паника становится причиной развития психосоматических заболеваний [Проверенный источник], возникновения стресса, который подрывает иммунитет, ослабляет организм и снижает сопротивляемость защитных сил организма.
Как следствие, человек в таком состоянии становится более уязвимым для инфекций. Кроме того, на фоне стресса обостряются хронические заболевания, особенно болезни сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта. Не просто так гипертонию и гастрит называют «нервными» болезнями.
Чем на самом деле страшен стресс?
Нервная система управляет всеми процессами в организме. Поэтому не удивительно, что в ситуации, когда она истощена постоянным стрессом, начинают страдать все остальные органы и системы органов.
Научно доказано, что организм людей, испытывающих хронический стресс, изнашивается на 40% быстрее [Проверенный источник], чем организм тех, кто живет спокойно, размеренно и с хорошим настроением.
Кратковременный стресс вызывает такие последствия:
- нарушение сна;
- потеря либо увеличение аппетита, которые приводят к уменьшению или увеличению веса;
- расстройства пищеварения;
- чувство усталости и снижение работоспособности;
- дрожь в руках;
- появление высыпаний на теле и лице.
Если стресс хронический, то его проявления усугубляются. Возникают такие симптомы:
- гипертония, тахикардия, аритмия;
- возникновение и обострение хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы;
- нарушения в работе пищеварительного тракта (например, язва желудка, гастрит, диарея, дисбактериоз кишечника);
- неконтролируемое снижение либо увеличение веса;
- снижение иммунитета;
- гормональный сбой и нарушение менструального цикла у женщин;
- депрессия;
- панические атаки;
- снижение либидо (полового влечения) и у мужчин, и у женщин.
Таким образом, мы видим, насколько пагубным является влияние стресса на организм. И в период пандемии COVID-19 очень важно не лишиться защитных сил организма.
Согласно данным ВОЗ [Официальный источник], почти у 80% всех людей, зараженных коронавирусом COVID-19, заболевание протекает совершенно бессимптомно.
Это может говорить о том, что их иммунитет справляется с инфекцией и подавляет ее, вырабатывая антитела.
Поэтому в период карантина очень важно не только придерживаться всех мер предосторожности, соблюдать социальную дистанцию в 2 метра, часто мыть руки, носить маску для лица и находиться в самоизоляции, но также избегать стресса и паники, вызванной COVID-19, чтобы лишний раз самолично не подрывать собственное здоровье.
Психологи составили список рекомендаций [Проверенный источник], как избежать паники во время карантина.
ТОП-5 советов, как избежать паники и стресса во время коронавируса
Коронавирус COVID-19 поразил не только легкие, но и умы очень многих людей. И в этом основная опасность. Поэтому, чтобы сохранить свое психологические здоровье, следует придерживаться следующих рекомендаций.
№1 Ограничьте поступление информации от СМИ
Быть в курсе происходящего нужно, но именно СМИ и их жуткие заголовки навевают панику в массах. Не нужно смотреть телевизор в течение всего дня или читать все новостные ресурсы на тему коронавируса. Обилие информации приводит к зацикленности на ситуации, к переутомлению и нагнетанию негативной обстановки. Читайте один-два сайта, смотрите новости дважды в день, но не более того.
№2 Общайтесь с близкими людьми
В условиях карантина нужно обязательно придерживаться самоизоляции, но не стоит отказываться от общения. Звоните своим близким, друзьям, родственникам. Связывайтесь через мессенджеры и видеотрансляцию.
Если вы живете совместно с семьей, то проводите вечера вместе, а не каждый за экраном своего гаджета. Общайтесь, играйте в настольные игры, смотрите вместе фильмы.
Общение успокаивает и дает ощущение причастности и опоры.
№3 Займитесь любимым делом
Карантин — это прекрасная возможность сделать то, до чего раньше не доходили руки. Это возможность читать книги, смотреть фильмы, играть в игры, заниматься творчеством, научиться делать оригами, начать писать книгу и прочее. Пусть ваш ум будет занят созидательной работой. Чем интереснее вы проводите дни, тем быстрее они проходят и тем спокойнее ваша нервная система.
№4 Занимайтесь спортом
Для того, чтобы держать себя в форме, не обязательно ходить в фитнес-центр, тренажерный зал или бегать на стадионе. Можно проводить тренировки и дома. Интенсивные физические нагрузки нужны не только для того, чтобы сохранить здоровье и внешний вид. Они также помогут значительно снизить уровень стресса.
Такой эффект связан с тем, что во время спортивных тренировок в организме происходит выброс гормонов радости (серотонина и эндорфина), которые снижают проявления стресса, улучшают сон, пищеварение, работу сердечно-сосудистой системы. Также повышается настроение и увеличивается мозговая активность.
№5 Принимайте легкие седативные препараты
Если все вышеперечисленные методы не помогают, то можно принимать легкие успокоительные препараты, например, средства на основе боярышника или валерианы. На нашем сайте вы можете найти подходящий для вас успокоительный фито-чай или другие успокоительные средства для нервной системы. Однако даже растительные препараты можно принимать только посоветовавшись с доктором.
Также узнайте о том, что нужно делать при первых симптомах коронавируса — знание самых первых симптомов и этих первых действий поможет сориентироваться и поступить правильно, сохранив здоровье.
А еще мы, команда apteka24.ua, провели собственное исследование и узнали, как лечат коронавирус в Украине и в странах мира. Теперь вы тоже можете узнать не только все известные ученым и исследователям подробности о COVID-19, но и чем наше лечение отличается от зарубежного.
apteka24.ua — первая интернет-аптека, которой можно доверять.
apteka24.
ua предоставляет исчерпывающую и надежную информацию по вопросам медицины, здоровья и благополучия, однако постановка диагноза и выбор методики лечения могут осуществляться только вашим лечащим врачом! Самолечение может быть небезопасным для вашего здоровья. apteka24.ua не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования пользователями apteka24.ua информации, размещенной на сайте.
Рекомендации по снижению уровня стресса и тревоги, связанных с пандемией COVID-19
Хроническая тревожность напрямую влияет на работу иммунной системы, снижая ее активность и увеличивая риск получения инфекции. Этот механизм объясняется воздействием стресса на глюкокортикоидные рецепторы, что сопровождается формированием в них резистентности и, как следствие, подавлением воспалительных процессов [1].
Влияние пандемии COVID-19 на психическое здоровье заключается в значительном повышении уровня стресса.
В доказательство этому можно привести публикацию из журнала The Canadian Journal of Psychiatry [2], в которой у работников здравоохранения, участвующих в борьбе с эпидемией SARS, оценивались уровень стресса и риски депрессии и тревожности.
Согласно полученным данным, работники, находящиеся в высокой группе риска заражения, жаловались на слабость, плохой сон, беспокойство и страх социальных контактов даже в случае полной уверенности в правильности предпринятых мер по профилактике инфекции.
Нарушение работы иммунной системы может повлечь за собой увеличение риска инфицирования вирусом SARS-CoV-2, вызывающим пресловутую инфекцию COVID-19.
По поводу влияния пандемии на психическое здоровье, эксперты ВОЗ опубликовали ряд советов, которые могут помочь в достижении снижения уровня стресса [3].
Рекомендации Отдела психического здоровья ВОЗ предлагают с эмпатией относится к людям, заболевшим COVID-19, и избегать ассоциирования инфекции с какой-либо национальностью или этнической принадлежностью.
Рекомендуется снизить интерес к новостной повестке, в особенности меньше обращать внимание на слухи и в большей мере прислушиваться к фактам. Работникам здравоохранения ВОЗ предлагает справляться со стрессом с помощью физической активности и общения с близкими людьми (семья, друзья).
В данной эпидемиологической обстановке пожилые люди могут становится более тревожными и озлобленными, особенно в случае изоляции или наличия когнитивных нарушений.
Присматривающие или ухаживающие за ними люди должны объяснить суть явления, а также возможности по снижению риска получения инфекции простыми словами в уважительной и терпеливой форме. Людям в изоляции рекомендуется оставаться на связи с семьей, друзьями и коллегами с помощью телефона, видеоконференций, социальных сетей или электронной почты. Следует придерживаться распорядка дня и заниматься здоровой и расслабляющей деятельностью.
Данные рекомендации призваны помочь в снижении уровня стресса, но в некоторых случаях может потребоваться помощь специалистов здравоохранения, в том числе с использованием медикаментозной терапии.
Одним из наиболее важных классов препаратов для лечения тревожных расстройств являются средства из группы производных бензодиазепина. Хорошо зарекомендовал свою эффективность атипичный бензодиазепиновый транквилизатор Тофизопам (Грандаксин), широко применяемый во всем мире уже более 20 лет и хорошо известный в нашей стране препарат [4].
Грандаксин, традиционно применяется при клинически выраженных проявлениях тревоги в рамках хорошо изученных психогенных психических заболеваний, психопатий, патохарактерологических развитий личности.
К показаниям относятся в том числе посттравматическое стрессовое расстройство и расстройство психической адаптации, что изучалось на вынужденных переселенцах и участниках боевых конфликтов [4,5].
Грандаксин оказывает селективный анксиолитический и мягкий психостимулирующий эффекты.
Препарат может быть рекомендован молодым пациентам в связи с отсутствием у него типичных бензодиазепиновых побочных эффектов, при этом он достоверно улучшает показатели сна, снимает проявления тревожности, купирует цефалгический синдром [5].
Грандаксин можно рекомендовать врачам общего профиля для назначения широкому кругу пациентов с тревожными невыраженными расстройствами, которые находятся в хронической стрессовой ситуации, для предотвращения развития у них более тяжелых психопатологических нарушений [4].
Снижение иммунитета в условиях тревожного расстройства несет риски не только для здоровья пациента, но и для общей эпидемиологической обстановки, поэтому со стрессом необходимо бороться всеми доступными методами.
- Cohen S. et al. Chronic stress, glucocorticoid receptor resistance, inflammation, and disease risk //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2012. – Т. 109. – №. 16. – С. 5995-5999.
- McAlonan G. M. et al. Immediate and sustained psychological impact of an emerging infectious disease outbreak on health care workers //The Canadian Journal of Psychiatry. – 2007. – Т. 52. – №. 4. – С. 241-247.
- WHO Mental Health Considerations during COVID-19 Outbreak. URL: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/mental-health-considerations.pdf?sfvrsn=6d3578af_2
- Александровский Ю. А., Аведисова А. С., Павлова М. С. О выборе психотропных препаратов для лечения расстройств адаптации у вынужденных переселенцев //Российский психиатрический журнал. – 1998. – №. 4. – С. 7.
- Ларжова Т.И. Опыт применения грандаксина при посттравматических стрессовых расстройствах. Новые лекарственные препараты, №10.
Проблемы дистанционного обучения в период пандемии
Скоростной интернет и другие современные технологии каждый день вносят новые корректировки в нашу повседневную реальность. То, что ещё вчера казалось нелепым, сегодня стало обыденностью. Справедливо это и по отношению к системе образования. Дистанционное обучение – это процесс получения знаний, при котором преподаватель и студент физически не находятся в одном месте.
То есть обучение осуществляется удаленно через Интернет посредством видеозвонков, онлайн-курсов или мобильных приложений. Удаленная учеба – идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников, которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу.
Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок… Но, все плюсы не исключают и определённых минусов. Далеко не всякую профессию можно успешно освоить дистанционно.
Медицинская наука, например, вещь и без того необычайно сложная, а получение медицинского диплома налагает ещё и огромную ответственность.
При изучении любой медицинской специальности, в отличие от гуманитарных дисциплин, визуализация играет ключевую роль в приобретении знаний.
Такие общепрофессиональные дисциплины, как гигиена, анатомия, генетика, микробиология, в принципе, можно изучать дистанционно, по ним много онлайн-пособий, то же касается дисциплин обшеобразовательного цикла- истории, физики, химии, биологии и математики…
Однако трудно представить, как удаленно изучать профессиональные модули, например, технологию оказания медицинских услуг или диагностическую деятельность… Невозможно представить получение этих знаний без наблюдения и личного практического опыта.
В современном мире онлайн-обучение стало необходимостью. Из-за пандемии COVID-19 нахождение в закрытых помещениях группами превратилось в большую проблему, отчего во всем мире возникла потребность в социальном дистанцировании и принудительном карантине. По этой причине обучающиеся Стерлитамакского МК с марта 2020 находились на дистанционном обучении.
Необходимость электронного обучения неоспорима. Однако, на практике как учащиеся, так и преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Среди преподавателей и студентов колледжа был проведен опрос по определению положительных сторон и проблем дистанционного обучения.
Студентка 1 курса специальности «Сестринское дело» — «Огромный плюс дистанционного обучения состоит в том, что любая информация, которая тебе нужна для выполнения заданий по дисциплинам ОУД у тебя под рукой.
Плюс и в том, что я нахожусь дома, в привычной знакомой обстановке, с родными людьми, а не на съемной квартире или в общежитии….Что касается минусов, отсутствует живое общение с преподавателями, которые могут кратко и понятно предоставить информацию.
Я считаю, что дистанционное обучение — это лишь временная мера». Студент 2 курса специальности «Лечебное дело»
«Поначалу было непривычно, поскольку не так часто до этого работали с MOODLE. Лично мне очень нравится, что не надо добираться в колледж по полчаса на маршрутке. Удобно, что можно самостоятельно распределять своё время. Но иногда возникает ощущение, что перерабатываешь.
Иногда на задания уходит много времени. Радует, когда занятия проходят в Zoom/ Skype, это придает разнообразие дистанционному процессу. В целом, мне нравится дистанционное обучение, но не хватает общения.
Могу посоветовать не расслабляться, выполнять всё своевременно, не копить долги»
Студент 3 курса «Лабораторная диагностика» «Не могу сказать, что рад дистанционному обучению. С моей точки зрения, плюсов в дистанционном обучении на самом деле немного. Минусов гораздо больше: почти нет времени на отдых; большая нагрузка со стороны преподавателей (хотя мы понимаем, что им не легче, ведь надо проверять наши работы); сильная утомляемость и нервозность; и т.д.
- Настоятельно рекомендую студентам следить за временным интервалом работы за компьютером, чтобы как можно чаще делать зарядку для глаз, отвлечься минут на 10-20 от заданий, чтобы мозг хотя бы немного отдыхал».
- Большинство преподавателей и студентов высказались в сторону отрицания дистанционного обучения, поэтому можно выделить несколько основных проблем:
- Сложности с адаптацией к онлайн-занятиям
Переход от традиционных занятий к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в аудитории на лекции от студентов ожидается пассивное слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Студентам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к подобным переменам.
Рекомендации: заранее сообщите студентам, что следует ожидать от онлайн-формата, объясните, сколько материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в среднем займет одно занятие.
Низкая компьютерная грамотность
Отсутствие компьютерной грамотности является серьезной проблемой в современном мире, которая затронула как студентов, так и преподавателей.
Многие до сих пор не умеют работать со стандартными офисными приложениями типа PowerPoint.
Тем не менее технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения, например активное использование платформ Zoom/ Skype/Moodle и т.д.
Рекомендации: образовательные учреждения должны обеспечить преподавателей истудентов необходимыми материалами и ресурсами для повышения компьютерной грамотности. Например, в нашем колледже создана соответствующая библиотека видеоуроков. Преподаватели могут разобраться в работе образовательных площадок, которые будут понятны пользователям любого уровня подготовки.
Технические проблемы
Технические проблемы часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении.
Могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения – привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это усиливает разочарование студентов и снижает вовлеченность в процесс обучения.
Рекомендации: публикуйте задания и проводите онлайн-занятия на тех образовательных платформах, к которым можно подключиться с разных устройств (компьютера, планшета, смартфона). Создайте отдельный чат, форум, группу в соцсетях или веб-страницу с простой, исчерпывающей справочной информацией .
В нашем колледже определен ответственный консультант по вопросам технического характера, и создан отдельный электронный ящик для запросов.
Неумелое пользование временем
Свобода, которую предлагает формат онлайн-обучения, часто усыпляет бдительность и вызывает ложное чувство безграничности времени.
Дистанционное образование выдвигает более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его офлайн-аналог, хотя понимание этого еще не сформировалось.
Неумелое управление временем может привести к серьезному отставанию от учебной программы и вызвать сильный стресс.
Рекомендации для всех: грамотное распределение времени– необходимый навык для онлайн-обучения. Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно распорядиться временем:
- Вместо того чтобы пытаться приспособить онлайн-учебу к своей жизни, сделайте наоборот: организуйте повседневную деятельность вокруг занятий по расписанию.
- Избегайте отвлекающих факторов. Если вы склонны проводить много времени в соцсетях, заблокируйте их на определенное время при помощи специальных приложений.
Слабая самомотивация
Отсутствие мотивации – общая проблема для всех типов студентов. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда студенты не окружены одногруппниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом.
Рекомендации: ставьте перед студентами конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными. В индивидуальном порядке отправляйте по электронной почте положительные отзывы/ оценки.
Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные студенты теряют интерес, если не видят энтузиазма преподавателя, поэтому ваша основная задача – демонстрировать свою страсть к предмету.
Вдохновляйте студентов: делайте интересные лекции, устраивайте эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывайте материал занятий с реальной жизнью. Держите связь с кураторами/старостами
Невозможность научиться практическим навыкам дистанционно
Конечно, при дистанционном обучении медицине полностью нарушен принцип, что студент учится у постели пациента…Виртуальные лекции – это здорово, а практические занятия? Специфика медицинского образования такова, что большинство формируемых клинических компетенций будущего врача неразрывно связано с формами обучения, требующими личного присутствия, это в первую очередь коммуникативные навыки и практические манипуляции Многим из них предстоят выпускные и квалификационные экзамены, процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации
Медицинское образование — вещь сложная, требующая больших затрат энергии, времени и денег, а также определённых практических навыков, поэтому возможности дистанционного обучения в этом плане весьма ограничены.
Такое обучение подходит только для профессионалов, которые хотят повысить свою квалификацию, особенно если речь идёт о медико-диагностических профессиях, либо же для будущих фармацевтов, чей род деятельности неотрывно связан с медициной, но всё же является отдельной сферой.
В остальных же случаях, если вы хотите получить полноценное медицинское образование и диплом, придётся настроиться на очень долгий и очень упорный труд в стенах колледжа и медицинских учреждений.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы дистанционного обучения в период пандемии