Время энциклопедических наставлений прошло. Сегодня, если вы хотите, чтобы ребёнок чему-то научился, нужно привлечь игру и говорить на понятном ему языке. У нас есть несколько книг, которые пригодятся малышам и ребятам постарше.
Хорошие манеры
Говорить о правилах поведения скучно и неинтересно, поэтому дети часто не воспринимают такие «воспитательные» разговоры. Но эта яркая и смешная книга написана на «языке ребенка». Она точно обратит на себя его внимание, запомнится и поможет вырасти человеком воспитанным и вежливым.
На каждом развороте вы найдете простой совет о том, как вести себя дома и на улице, в транспорте и в общественном месте, в гостях и за столом. А чтобы совет хорошо запомнился и усвоился, рядом — смешная иллюстрация!
Серия книг «Моцарт и Робинзон»
В серии историй про Моцарта и Робинзона три книги, в каждой с друзьями происходят интересные приключения! В сюжет вплетены познавательные и даже воспитательные моменты: например, мышонок Моцарт всегда просит Робинзона мыть руки и вытирать ноги перед входом в дом.
А красочные иллюстрации и инструкции помогут смастерить что-то интересное, что описано в книге — космическую ракету, маленький кораблик или яблочные блины.
Принц и Свинтус
Эта книга — весёлый и увлекательный антипример правильного поведения. Её следует читать, чтобы вдоволь посмеяться и увидеть, как не нужно себя вести.
«Однажды юный Свинни Пиг шагал домой с прогулки…» — так начинается полное искрометного юмора стихотворение о прожорливом Свинтусе, которого по ошибке приняли за принца. И о Принце, который обернул досадное недоразумение в свою пользу. Вариация на тему «Принца и Нищего», которая дает возможность заинтересовать ребенка классическим произведением Марка Твена.
Иллюстрации украшают эту книгу и созвучны ей — веселые, с множеством деталей, мастерски обыгрывают сходство Свинтуса и Принца, подчеркивают индивидуальность всех без исключения героев, полны занимательных подробностей.
Обложка поста отсюда
Прививаем хорошие манеры, играя — Азбука воспитания
Хорошие манеры детям прививают с детства: сначала родители, потом воспитатели и учителя. А эффект – невелик. Почему?! Возможно, все дело в том, что правилам этикета обучают слишком скучно и назидательно?!
Неписанные правила
Нормы этикета, хоть они и описаны в разных источниках, являются «неписаными» – ведь они не закреплены ни одним законом. Это своеобразное соглашение между людьми вести себя определенным образом.
Этикет определяет правила поведения людей в самых разных местах и при самых разных обстоятельствах:
• при знакомстве
• в момент приветствия и прощания
• в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.
)
• в телефонном разговоре
• как вести себя в гостях
• как принимать гостей
• как вести себя за столом
• как правильно составлять письма, отвечать на письма
• общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми
• употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)
• выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code)
• соблюдение личной гигиены и забота о здоровье
• отношение к материальным ценностям
• понятие о вкусе, красоте, моде, стиле
Одно только перечисление тем по правилам этикета выглядит впечатляюще. А ведь надо запомнить правила по каждой теме и, главное, выполнять их. Причем, всегда.
Считается, что самый высокий уровень человеческой культуры в том, чтобы соблюдать правила этикета даже тогда, когда ты находишься один, и никто не может проследить, соблюдаешь ты этикет или нет.
Возникает вопрос, как привить такую высокую культуру детям?
Нравоучения по этикету
Знакомство с этикетом начинается с самого раннего детства, осознанное – лет с 5‑ти. Как это обычно происходит? В детсадах и школах проводятся специальные занятия – уроки по этике и эстетике.
И пусть не обижаются на меня педагоги, но проводятся, как правило, скучно, назидательно, в совершенно однобокой форме заучивания правил.
И какова же судьба всех подобных нравоучений? Получаем обратный эффект – выполнять правила не хочется.
Это что касается теоретической части по этикету. А как практически прививается этикет? Еще хуже. Я бы даже сказала, в нарушение всех правил этикета. Окриками, наказаниями, диктатом.
«Не хлопай дверью!», «Вымой руки!», «Сядь прямо!», «Локти со стола убери!», «Не спеши, тщательно пережевывай пищу!», «Не разговаривай с набитым ртом!», «Не чавкай!», «Рот прикрывай, когда чихаешь!», «Уступи место бабушке!».
А самое парадоксальное в этом ряду, вот это: «Что ты орешь, как ненормальный?!» (естественно, эту фразу возмущенные взрослые орут, как ненормальные). Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Детям мало сказать: «Делай так, а не иначе». Хорошо бы объяснить, почему не иначе. А еще лучше было бы прививать правила этикета не напрямую, а косвенно, исподволь, чтобы ребенку самому хотелось их выполнять.
С точностью до наоборот
Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время Григорий Остер, сочинив «Вредные советы».
Идея придумать вместо полезных советов вредные, пришла ему в голову по вполне понятной причине. Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот.
И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они как раз и будут поступать правильно. Ну, например,
Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
- Про тебя, что ты болтун.
- Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки - Об соседские штаны.
На обложке этого сборника стихотворений честно написано «Книга для непослушных детей», а ниже приписка – «Послушным детям читать запрещается».
Потрясающая приманка, согласитесь? Конечно, есть и еще одна маленькая хитрость в том, что все стихотворения написаны с необыкновенным, тонким чувством юмора.
Соединения метода от противного и чувства юмора – хороший ход для того, чтобы, на самом деле, научить этикету и высмеять невежество, таким способом наглядно продемонстрировав, как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек и почему плохо поступать иначе.
Этикет для плюшевого мишки
Однажды я наблюдала в детской такую сцену. Моя 5‑тилетняя дочь играла со своим любимым плюшевым мишкой. Она кормила его с ложечки и говорила ему: «Не чавкай, пожалуйста.
Это неприлично!» Понятно, что игрушечный мишка не мог чавкать, просто дочке хотелось поучить его хорошим манерам. И, сама того не подозревая, она подсказала мне еще одну идею, как можно учить детей этикету.
В игре. С куклами и плюшевыми игрушками.
Детям не нравится заучивать правила на уроках, они не любят, когда их одергивают и исправляют их поведение (да еще, если это происходит в резкой форме).
Но дети не против соблюдения правил этикета. И они понимают, что по правилам жить удобнее для всех. Детям надоедает одна и та же однообразная роль ученика, сидящего за партой.
И так хочется почувствовать себя в роли учителя.
Играя с куклами и плюшевыми игрушками, дети учат этикет очень охотно. Взрослым можно только подбрасывать все новые и новые ситуации, которые будут разыграны, чтобы охватить все случаи из жизни, где нужно знать правила этикета.
Играя по правилам этикета
Игра – это лучший способ обучения для детей. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей этикету. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где (что уникально!) правила этикета станут правилами игры!
СИТУАЦИЯ.
Для игры выбираются обычные бытовые ситуации: «Приветствие и знакомство», «Телефонный разговор», «Как дарить подарки», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в зрительном зале». Предложите детям придумать историю по правилам и против них. Можно предложить проиллюстрировать придуманные истории сценками. Не забывайте о чувстве юмора.
РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила этикета так, чтобы они были сформулированы из двух частей: условие и правильное поведение. Потом все записки разрываются на 2 части, и перемешиваются. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.
ПИСЬМА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВЕЖЛИВОСТИ. Дети пишут друг другу (а может, даже и взрослым) письма, в которых рассказывают, о чем им захочется. Главное – излагая содержание, не нарушить этикет. Письма рассылаются электронной почтой.
И второй этап – получивший письмо должен оценить его с точки зрения соблюдения правил этикета.
Причем, можно проверить две вещи в соблюдении правил этикета: по составлению письма и по поведению в описанных в письме ситуациях.
ДОРИФМУЙ. Не сложная игра. Подойдет для малышей. Взрослые читают стихотворение, не оканчивая фразу, а дети добавляют нужные слова в конце строки.
Например,
В обмене добрых слов участвуйте
- И говорите чаще… (здравствуйте)
- Нужно знать, как дважды два
Все… (волшебные слова) - В день не бойся раз до ста
Говорить… (пожалуйста).
ДИАЛОГ С ПОДТЕКСТОМ. Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина «Мистер Сноу».
– Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
– Через час. Даю вам слово.
– Вот спасибо, мистер Сноу…
Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.
Вежливый-медвежливый
Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения.
Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные:
1. «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер)
2. «Урок вежливости»: Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак)
3. «Мойдодыр», «Федорино горе» (К.
Чуковский)
4. «Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц)
5. «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Театр хороших манер
Очень полезно ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Этикет и театр – неразделимы. Во-первых, все произведения, так или иначе, учат этикету в самом широком смысле, а именно правилам общения людей – добру, справедливости, тактичности, сочувствию, дружбе.
Во-вторых, исторический фон любой пьесы отражает особенности этикета своего времени. В‑третьих, играя роль, ребенок проживает по правилам этикета, если роль положительная, и против правил, если роль отрицательная. Опыт такого проживания даст ребенку возможность самому все почувствовать. Не понять, не узнать, не заучить, а ПОЧУВСТВОВАТЬ.
И это наилучшим образом приучит ребенка следовать правилам этикета.
Ради чего, собственно?
Всякая теория без практики мертва.
Если ваш ребенок мало общается, ведет замкнутый образ жизни, если вы не посещаете с ним театры, музеи, кафе, не любите ходить в гости или принимать гостей, то ситуации, в которых ребенку понадобится применить правила этикета, будут весьма ограничены, сведены до минимума. Естественно, то, что не требует применения, будет разумно считаться вашим ребенком не нужным.
Задача родителей состоит, прежде всего, в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это будет и развивать его культурно, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет».
Дети будут наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что значимо для других, и начнут смотреть на себя со стороны.
Они будут учиться уже не самим правилам, а способам взаимодействия с другими людьми по этим правилам.
И главное! Родители, соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.
Инга Зайонц
Входим…
Куки не обнаружены, не ЛК
Консультация для родителей «20 хороших манер, которым нужно научить своих детей»
Никогда не рано
начать учить ребенка важности хороших манер и этикета. У детей раннего
возраста невероятно впитывающий мозг. Они четко запоминают то, чему их
учат, и их разум усваивает все гораздо быстрее, чем в более позднем возрасте.
Манеры и этикет у детей — показатель
того, что они хорошо воспитаны. Обучить детей хорошим манерам может
оказаться непростой задачей, но не теряйте терпение по отношению к
ребенку.
В конце концов, проявление терпения — тоже хороший этикет. И
дети учатся у взрослых, являясь хорошими образцами для подражания.
Поэтому
важно, чтобы мы, взрослые и родители, демонстрировали лучшие манеры перед
нашими детьми, чтобы они могли смотреть и учиться.
Воспитание хороших манер в вашем
ребенке также сделает его или ее в целом приятным человеком, вежливым, добрым и
с большей вероятностью преуспеет в жизни. В этой статье мы рассмотрим
список из 20 хороших манер, которые ваш ребенок должен знать и усвоить.
Почему
детей нужно учить хорошим манерам
У детей с хорошими манерами всегда
есть преимущество перед другими, будь то в учебе или в обществе. Вот
несколько способов, которыми хорошие манеры приносят пользу детям.
1. Повышает самооценку
Вознаграждение за хорошие манеры и
положительное влияние своего поведения в реальном мире заставляет детей
чувствовать себя более уверенно. Чувство уважения — отличный стимул для
уверенности.
2. Социальная жизнь
Дети, которые обычно грубые или
агрессивные, привлекают не ту толпу, в то время как дети, которые относятся к
своим сверстникам и друзьям доброжелательно и с уважением, более популярны и
привлекают более лояльных людей, которые отражают их поведение. Хорошие
манеры приводят к более крепким и позитивным отношениям.
3. Лучшие возможности
Воспитанные дети выделяются из толпы
и получают лучшие возможности в учебе и карьере. Вежливые люди, вероятно,
найдут работу и будут быстрее расти в своей карьере.
4. Счастье
Совершение одного доброго дела или
положительный отклик от кого-то дает людям чувство счастья и удовлетворения, и
они, вероятно, будут повторять это поведение, создавая привычку. Хорошие
манеры делают детей счастливее.
Хорошие
манеры, которым вы должны учить своих детей
1. Сказать «пожалуйста» и «спасибо»
Это один из первых приемов, которым
нужно научить вашего ребенка. Детям с самого начала следует прививать
важность того, чтобы говорить «пожалуйста», когда что-то просить, и «спасибо»,
когда что-то получают. Всегда применяйте это на практике, чтобы в конечном
итоге это пришло к ним естественным образом.
2. Спрашивайте, прежде чем что-либо принимать
Детям следует научиться спрашивать
разрешения, прежде чем брать что-либо, что им не принадлежит, даже с такими
людьми, как мама и папа. Их также следует научить возвращать все, что они
взяли взаймы, с должной благодарностью.
3. Сказать «извините»
Наряду с «пожалуйста» и «спасибо»
извиняться, если вы сделали что-то не так, также является важной привычкой,
которую нужно привить вашему ребенку. Научите ребенка, когда и где
извиняться, и не используйте это случайно. Сочувствие — это навык, который
они должны усвоить.
4. Стук в дверь перед входом
Детей следует учить, что
конфиденциальность имеет первостепенное значение, особенно дома. Им
следует знать, что перед входом в комнату следует постучать в дверь и спросить
разрешения. Если вы будете делать это на глазах у детей, это поможет им
усвоить эту полезную привычку.
5. Прикрывать рот при чихании или кашле
Учите детей прикрывать рот, когда они
чихают или кашляют. Кроме того, научите их, что ковыряться в носу на
публике считается грубым и неприятным. Это не только часть хороших манер,
но и гигиена.
6. Сказать «Извините»
Это еще один базовый способ обучения
детей. Дети от природы нетерпеливы, поэтому их нужно научить говорить
«извините» и спрашивать разрешения поговорить. Они также должны знать,
когда и как вступить в разговор, никого не прерывая.
7. Не высмеивать людей
Этому следует учить очень рано, так
как в противном случае дети могут подумать, что смеяться над людьми — это
нормально. Их следует учить, что никогда нельзя задевать чьи-то чувства,
высмеивая их или запугивая их публично или наедине.
8. Телефонный этикет
Ваш ребенок должен уметь
разговаривать по телефону, а также молчать и слушать, когда кто-то
разговаривает на другом конце провода. Это поможет произвести на него
хорошее впечатление.
9. Уважение к старейшинам
Взрослые живут на этой Земле с давних
времен, и детей следует учить, что опыт ведет к мудрости, а мудрость ведет к
уважению.
Их следует научить проявлять уважение к своим родителям,
бабушкам и дедушкам, учителям и любым другим взрослым, с которыми они
сталкиваются.
Один из способов сделать это — всегда подавать еду старшим,
прежде чем дети, или уступить место в общественном транспорте взрослому, пока
ребенок смотрит. Они будут знать, что проявление уважения к возрасту
указывает на хорошие манеры.
10. Изучение и запоминание имен людей
Использование и запоминание
чьего-либо имени показывает, что вы приложили усилия, чтобы узнать и запомнить
его. Научите своего ребенка запоминать имя друга или члена семьи, часто
используя его вместе с ним.
11. Не показывать и не смотреть на людей
Чтобы научить своих детей, что
показывать на кого-то и пялиться на кого-то — грубо, скажите им, что если они
укажут на кого-то, три пальца всегда будут указывать на него.
Вы можете
использовать это как основу, чтобы научить их осознавать эмоциональное
пространство других людей.
Спросите их, как бы они себя чувствовали, если
бы на них указали или на них уставились, — также шаг к тому, чтобы заставить их
задуматься.
12. Будьте добры к людям с ограниченными возможностями
Детям от природы любопытно все,
поэтому, если они видят человека с каким-либо физическим недостатком, они
указывают пальцем и смотрят, громко задают вопросы или даже пугаются. Их
следует научить, что такие люди с ограниченными возможностями такие же, как и
все, и к ним следует относиться с таким же вниманием.
13. Быть хорошим гостем
Учите детей быть внимательными и
вежливыми, посещая дома своих друзей. Они должны знать, как
приспосабливаться к расписанию другой семьи, не быть упрямыми или суетливыми с
подаваемой едой и выражать свои предпочтения без расплывчатости. Детей
также следует научить хорошо здороваться с хозяевами, когда они ходят домой.
14. Правильно ведите разговор
Дети должны усвоить, что крик, крик и
крик — неправильные способы общения. Независимо от того, насколько они злы
или раздражены, их следует научить говорить мягко и выражать свою точку
зрения.
Вы можете помочь своему ребенку научиться этому, проделывая то же
самое перед ним. Кроме того, научите их ждать, пока собеседник закончит
говорить, прежде чем перейти к своей очереди.
Это также заставит
ваших детей слушать вас.
15. Будьте сострадательными и полезными
Умение проявлять сострадание и помощь
должно стать для детей привычкой. Это заставит их по-настоящему хорошо
относиться к себе, а также поможет им полюбить других. Вы можете научить
их таким вещам, как держать дверь открытой для людей, у которых заняты руки, или
помогать родителям и учителям по хозяйству.
16. Учимся делиться
Эта привычка становится очень важной
для детей, когда они играют с другими. Их следует научить тому, что
делиться — значит заботиться и делиться своими игрушками или едой. Вы
можете начать обучать этому качеству, включив акт обмена, когда вы играете с
ними, и указать, что это добавляет удовольствия.
17. Уборка за собой
Дети могут плохо питаться или
неправильно убирать одежду или игрушки после их использования. Чтобы
привить им привычку мыть посуду, можно научить их мыть посуду в раковине после
еды или попросить помочь по дому. Со временем они автоматически научатся
убирать.
18. Будьте честны
Начните учить детей быть честными и
не лгать с раннего возраста. Это основные ценности, которые необходимо
прививать вашим детям. Убедитесь, что они придерживаются того, что
сказали. Если они дают пустые обещания, сядьте и объясните, почему так
важно говорить правду. Будьте тверды и скажите им, что честность — лучшая
политика. Моральное развитие важно с самого начала.
19. Установление зрительного контакта с окружающими
Поддержание зрительного контакта во
время разговора свидетельствует о социальном доверии и уважении к
людям. Научите этому своих детей, проводя с ними качественное время и
практикуя зрительный контакт во время разговора. Если они научатся этой
способности, они вырастут и будут иметь хорошие социальные отношения с людьми.
20. Никогда не используйте нецензурную лексику
Нецензурная брань в высшей степени
неуважительна и неприятна. Детей следует учить никогда не использовать
сквернословие перед кем-либо, даже если они слышали это по телевизору или
где-то на улице. Это необходимая привычка. Сядьте и объясните, почему
нельзя использовать такой язык.
Как научить
ребенка хорошим манерам
Как родитель, вы также несете
огромную ответственность за понимание важности хороших манер в детях и за то,
чтобы ваш ребенок рос вместе с ними. Вы можете использовать следующие
указатели, чтобы направить ребенка на правильный путь к обучению хорошим
манерам.
·
Первый шаг — самому иметь хорошие манеры. Дети смотрят на
родителей как на образцы для подражания. Если вы хотите, чтобы у вашего
ребенка были хорошие манеры, обязательно практикуйте то, что вы проповедуете
перед ним. Даже в моменты разочарования не позволяйте своим манерам ускользать
от ваших детей.
·
Такие манеры, как вежливость, стучать в дверь, убирать за собой,
этикет за обеденным столом и т. Д., Можно многократно практиковать дома со
своими детьми, пока это не закрепится в их сознании и поведении.
·
Когда ваш ребенок делает что-то правильно или проявляет хорошую
привычку, обязательно поощряйте его / ее словами положительного
принуждения. Дети любят похвалу, и поощрение их каждый раз, когда они
хороши, поможет им стать лучше. Игнорирование хороших манер вашего ребенка
может иметь обратный эффект, поскольку он может прибегнуть к плохому поведению,
чтобы привлечь ваше внимание.
·
Исправьте ребенка на месте, если он делает что-то не
так. Даже если это во время разговора с кем-то другим, и ваш ребенок
прерывает разговор, остановитесь и осторожно поправьте его. Однако, если
ваш ребенок очень чувствителен, вы можете поговорить наедине позже.
·
Дети будут много раз разочаровывать вас своим непродолжительным
вниманием и активным умом, но будьте терпеливы. Важно никогда не выходить
из себя и не злиться на ребенка. Если вы спокойны и тверды, ваш ребенок
также отреагирует на это.
·
Если вы учите своих детей уважать людей других религий, групп,
пола и национальностей, убедитесь, что сами не придерживаетесь тех же
предубеждений. Научите своих детей судить о человеке исключительно по его
характеру, а не по чему-либо другому.
·
Говорите с ребенком вежливыми словами. Слова «пожалуйста»,
«спасибо», «извините», «извините» и «могу я» — первые несколько слов, которым
следует научить ребенка, обучая его хорошим манерам. Неоднократно
используйте их со своим ребенком и побуждайте их использовать эти слова и с
вами. Возьмите это за правило дома, и ваш ребенок естественным образом
усвоит эти хорошие манеры.
Хорошие манеры — это базовый элемент,
который привит вашим детям чувство этикета и сделает их лучше, когда они
вырастут. Им будет легко ладить с людьми, добиваться успехов на работе или
учебе и развивать хорошие отношения с окружающими. Вежливый, внимательный
ребенок произведет на мир лучшее впечатление. Итак, начните учить своих
детей этим манерам, когда они еще маленькие!
Как привить хорошие манеры ребёнку?
1. Как должны вести себя родители?
Родители – это самое важное и самое главное для каждого ребёнка ещё с его рождения. Именно они являются для него авторитетом, именно с них ребёнок берёт пример и поступает в жизни так же, как и его родители. Поэтому, будут ли ребёнку привиты хорошие манеры, зависит от родителей приблизительно на 90%.
- Ещё с самых малых лет ребёнка родители в его присутствии должны обязательно следить за своим поведением: быть воспитанными, вежливыми друг с другом (и с другими людьми тоже), заботливыми, не ссориться, не употреблять нецензурные выражения.
- Ребёнок будет смотреть на родителей и понимать, что именно так и надо делать, и что иначе поступать совершенно неправильно.
- Прививать ребёнку хорошие манеры лучше с самого раннего возраста, и тогда, когда он подрастёт, ему будет легче усваивать все правила хорошего поведения.
2. Не стоит забывать и об окружении ребёнка за пределами дома
Также родители должны помнить, что немаловажно ещё и то, кто будет находиться с ребёнком на улице и в различных общественных местах. За этим тоже нужно обязательно следить.
Конечно, сложно сделать так, чтоб ребёнок не стал свидетелем того, как кто-то ругается в магазине, толкается в транспорте, сорит на улице, но после того, как он это увидел, нужно объяснить, что люди поступали неправильно, рассказать о последствиях их действий и сказать, как было бы лучше им поступить.
3. Поощряйте ребёнка
Не стоит забывать, что дети любят, когда их хвалят. Поэтому за хорошее поведение и правильные поступки стоит похвалить ребёнка.
Таким образом, он запомнит, что, если поступать правильно, то в первую очередь именно ему будет от этого хорошо, и он будет стараться быть хорошим и вежливым с каждым разом с большим энтузиазмом.
Ребёнок будет сам же испытывать радость от того, что поступает хорошо.
Как привить хорошие манеры в игровой форме
1. Игры в помощь
Больше всего дети любят играть, поэтому и учить их правильному поведению с помощью игр будет отличным решением. Играя с детьми, родители смогут легко и ненавязчиво прививать ребёнку хорошие манеры.
Пусть мишка или любимая кукла будут самыми вежливыми и воспитанными, как в руках родителей, так и в руках ребёнка.
Детям также будет очень интересно почувствовать себя в роли учителей. Пусть ребёнок попробует научить любимую игрушку хорошим манерам. И интересно, и полезно.
Также можно самим разыгрывать различные ситуации, как будто в театре. Нужно просто использовать обычные бытовые ситуации: знакомство, телефонный разговор, приветствие и прощание, как принимать у себя дома гостей, как вести себя у других в гостях и т.д.
Есть ещё одна интересная игра. Родители читают специальные стишки о правильном поведении, не говоря окончание фразы, которое, кстати, является ключевым, а дети должны сказать окончание.
2. Сказки – отличные помощники в воспитании
Все дети очень любят сказки и искренне переживают за главных героев: храбрых рыцарей и милых принцесс. А как себя ведут главные герои сказок? А именно так, как и любой человек, которому свойственны хорошие манеры.Дети естественно будут стараться подражать любимым героям.
Почитайте ребёнку сказку, посмотрите с ним мультфильм. Поверьте, это время не пройдёт зря.
Но не стоит забывать, что выбирать нужно правильные сказки, которые действительно смогут научить детей хорошим манерам. Поэтому прежде, чем показать или прочитать сказку ребёнку, нужно посмотреть или прочитать её самому.
3. Всё наоборот
Естественно, ребёнок, поступая так или иначе, следит за реакцией родителей. Но иногда кажется, что он делает всё будто бы специально назло родителям, протестует, делает именно так, как нельзя.
В таком случае некоторые родители используют весьма нетрадиционный, но часто действенный способ воспитания. Суть способа заключается в том, чтоб дать ребёнку вредные советы. Послушав такие советы и поступив наоборот, дети как раз и будут правильно поступать.
Но нужно обязательно знать, какие именно советы давать, и в каком случае.
Лучше всего будет купить специальную книгу с вредными советами. В таких книжках также должны быть картинки, на которых изображены дети с плохими манерами. Ребёнок, посмотрев на картинки, на изображенных грязных, некрасивых, непривлекательных детей, не захочет следовать вредным советам, чтоб не быть похожим на детей с картинок.
Воспитание в детском саду и школе
Немаловажное значение в воспитании ребёнка имеют, конечно же, и детский сад со школой. Но не стоит перекидывать именно на них всю ответственность за воспитание. Они просто обязаны учить правилам этикета, но научится ли ребёнок, зависит и от него тоже.
Обычно уроки этикета скучны для детей. Их учат, а детям не хочется учиться, им хочется играть. А воспитателям столько нужно всего рассказать, что иногда просто некогда проводить урок в игровой форме, ведь они должны успеть выполнить обязательную программу. Да ещё и не так-то просто уследить за каждым ребёнком и каждого научить, каждому уделить внимание.
Поэтому воспитателям лучше стараться чаще использовать игровые формы обучения детей этикету. В то же время родителям не стоит надеяться только на воспитателей, они сами должны стараться прививать ребёнку хорошие манеры.
Автор статьи: Луговская Надежда Николаевна
Советы родителям. «привить детям хорошие манеры — постоянно показывать им пример»
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
«ПРИВИТЬ ДЕТЯМ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ — ПОСТОЯННО ПОКАЗЫВАТЬ ИМ ПРИМЕР».
«Влияние личности взрослого человека на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений» (К. Д. Ушинский)
Хорошие манеры – это визитная карточка и именно такие качества как скромность, сдержанность, такт и учтивость являются их основой. Все мы хотим, чтобы наши дети обладали хорошими манерами. Нам приятно вдвойне, когда о нашем сыне или дочери говорят: «Какой воспитанный ребенок». Потому что это не только похвала ребенку, но и похвала родителям.
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!
Вы — первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже пожилые люди продолжает ссылаться на «то, чему их учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Ребёнок всему учится в общении со взрослыми, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает к пониманию смысла слов.
Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Подражая вам, ребенок без труда усвоит все правила приличия и будет воспитан именно так, как вам этого хочется.
Беда лишь в том, что не всегда это получается мгновенно, а нам обычно не терпится сразу увидеть результат. Ребенок разговаривает по-детски, а нам хочется чтобы он сразу вел светскую беседу.
Некоторые родители убеждены: если не начать детей как можно раньше учить детей хорошим манерам, то позже привить их будет на много труднее. Однако, это не так. В самом деле, всем известно, что легче научить ребенка чему-то, когда он уже к этому подготовлен.
Но в первые 2-3 года жизни непосредственность ребенка еще очень велика, а общественные интересы еще очень малы, чтобы у него появился хоть какой-нибудь стимул усвоить правила приличия.
Добросовестные родители, действуя терпеливо и настойчиво, могут немного сократить время, необходимое, чтобы ребенок стал предельно вежливым. Но в таком случае есть опасность, что хорошие манеры проявятся у него в ущерб детской непосредственности и бесхитростным чувствам. Такой ребенок, конечно, будет очень вежливым, но при этом окажется угнетенным, забитым и покорным.
Другая опасность кроется в нас самих. Дело в том, что лишь очень немногие из нас воспитаны так, что отвечают собственным представлениям о хорошем тоне.
Нужно ли говорить, что иногда мы можем вести себя безукоризненно – на каком-нибудь официальном приеме, обеде, в гостях, — но, надевая домашние туфли, мы расслабляемся и, согласитесь, отбрасываем все наши изысканные манеры частенько в сторону. А как раз дома мы должны быть примером для наших детей.
Именно в семье, где дети чувствуют себя так же, как и мы, — непринужденно, свободно, — мы нередко требуем от них вежливости. Но дети не понимают, почему в доме должно что-то измениться только потому, что ожидаются гости.
Другими словами, бессмысленно думать, будто наши дети будут подражать лучшим проявлениям нашей воспитанности и невоспитанности одновременно, вот почему им не всегда легко разобраться, каким же должно быть правильное поведение.
Мы не только часто не замечаем, как держимся дома, но, еще хуже, совершенно невоспитанно ведем себя с нашими детьми. Всегда ли мы говорим малышу «спасибо» и «пожалуйста»? Разве не перебиваем его в разговоре? А друзей его всегда ли встречаем и приветствуем так, как хотелось бы, чтобы они встречали и приветствовали нас? Разговариваем ли мы с ними таким же тоном, как при наших гостях?
Будем искренни: большинству из нас трудно оставаться вежливыми со своим ребенком. Он ведь так мал, такой не культурный по сравнению с нами, что часто мы опускаемся до его уровня и не умеем подняться до своего. К несчастью, это лучший способ научить ребенка ПЛОХИМ манерам.
Имея ввиду, самое главное – всегда ПОДАВАТЬ ХОРОШИЙ ПРИМЕР, вот некоторые советы, которые помогут привить вашему ребенку хорошие манеры:
· Учите его хорошим манерам дома, а не на улице. Это будет менее затруднительно для него, и вы тоже будете себя чувствовать более спокойнее.
· Стараясь привить ребенку хорошие манеры, делайте это как бы случайно, не заметно, не спеша, терпеливо. Лучше напомнить ему, как нужно себя вести, чем кричать на него за то, что он не так поступил.
· Когда у вас гости, не зовите его, чтобы он сразу продемонстрировал свою воспитанность. Пусть он сам придет в комнату, где вы находитесь, если он захочет, и тогда, когда захочет.
Не забудьте представить его своим друзьям, но не делайте это как-то по-особенному и помните, что хороший хозяин, знакомя своих гостей друг с другом, не только назовет их по имени, но непременно скажет о них что-нибудь интересное.
· Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя легко и свободно с вашими друзьями, и тогда, вполне возможно, он охотно будет встречаться с ними и будет общительным.
· Если ваш ребенок забывает благодарить и здороваться, делайте это за него, не настаивая, чтобы он непременно проделал все сам. Мы ведь не хотим, чтобы он невзлюбил общение с людьми, а стремимся лишь показать ему, как надо вести себя в этом случае.
· Пусть ребенок видит, что вы любите встречаться с людьми и поощряете его к этому. Вы преуспеете, если будете радоваться вашим друзьям.
· Будьте вежливы со всеми детьми.
· Все, что вы сделаете для того, чтобы установить с вашими детьми наилучшие отношения, поможем им приобрести хорошие манеры, о которых вы беспокоились. Ведь ребенку захочется нравиться вам и он будет стараться вести себя как вы.
· И наконец, не отчаивайтесь: ваш ребенок может быть жутким грубияном в 3 года, исключительно вежливым в 5 лет и снова чудовищно невоспитанным в 6 лет. С его точки зрения, у него есть масса причин пренебрегать время от времени правилами хорошего тона. Но поведение ребенка в дальнейшем всегда будет таким, как в лучший период его роста, а не в худший.
- Имея в виду, что самое главное – всегда ПОДАВАТЬ ХОРОШИЙ
- ПРИМЕР, вот еще несколько советов, которые помогут привить вашему ребенку хорошие манеры:
- 1 Не пытайтесь сделать из ребенка самого – самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны.
Никогда не говорите: «Вот Миша в 4 года уже читает , а ты!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере.
Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и ни когда не ругайте за то, что умеют другие!
2 Не сравниваете вслух ребенка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.
Ведь вас самих сообщение о том что президент Анголы ( ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняют стыдом и обидой.
Если разговор о том , что «Мишенька из 2 подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в присутствие вашего ребенка, а в ответ похвалиться нечем – лучше все равно что-нибудь скажите.
- 3 Перестаньте шантажировать.
- Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старался, а ты …»
- «Я тебя растила, а ты…» Это уважаемые родители на языке Уголовного
кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И
- самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: « А я тебя
- рожать меня не просил!»
- 4 Избегайте свидетелей.
- Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок
- нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно
увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призвать к стыду уместно. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Всегда поступайте так, чтобы дети достаточно уважали взрослых, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают свои выводы.