Screenagers — так с недавних пор в Америке называют подростков. Это слово образовано из двух английских слов: screen (экран) и teenager (тинейджер). Ведь нынешние подростки уже выросли с телефоном в руках. В 2016 году там же в Америке сняли документальный фильм с таким названием, его и по сей день показывают родителям и детям по всему миру. В нем наглядно представлены последствия длительного и бесконтрольного использования гаджетов, как они влияют не только на жизнь ребенка, но и на его здоровье. В Россию массовое использование гаджетов пришло позже, но на сегодняшний день мы уже догоняем Америку по количеству времени, которое проводим в интернете. А это значит, что данная проблема касается уже нас и наших детей. Да, наверное глупо было бы думать, что мы сможем отобрать у своих детей телефоны, ведь скорее всего это приведет к тому, что в современном мире они просто отстанут в развитии и станут изгоями в своем обществе. Но, что мы точно можем сделать — это научить их осознанно ими пользоваться. К написанию этой статьи помимо фильма нас подтолкнула брошюра, которая была опубликована Белым домом США. В ней повествование идет от лица жены президента Меланьи Трамп. В своем обращении, в начале этой брошюры, она убедительно просит родителей поговорить с детьми об интернете и объяснить им с чем они там могут столкнуться. А главное рассказать детям, что им следует делать в той или иной незнакомой ситуации. Эта брошюра была нами переведена и взята за основу документа, который вы сможете прочитать ниже. Мы тоже сделали брошюру для людей с базовыми знаниями в информационных технологиях, собрали все самое важное в одном тексте и постарались писать языком максимально понятным самой широкой аудитории. Мы знаем, что многие читатели Хабра еще лучше разбираются в этой теме, поэтому хотим призвать вас к обсуждению. Наша цель — собрать максимальное количество информации и мнений. Ведь у каждого из нас есть друзья и знакомые, которые абсолютно не разбираются в IT. И мы просто обязаны им объяснить какие практические действия можно предпринять, чтобы жизнь их детей стала более безопасной не только в реальном, но и в виртуальном мире.
Интернет — уникальное пространство, в котором можно найти все: от кедов и горячей пиццы до новых друзей. Мы не мыслим своей повседневной жизни без интернета. Он помогает нам в общении и в поиске информации. Удобные приложения всегда под рукой, они позволяют нам оплатить покупку или заказать товар со скидкой, посмотреть фильм или послушать музыку. Эта среда может быть настолько привлекательной, что иногда так хочется нырнуть в нее и забыть про все ограничения реального мира. И мы активно пользуемся этой возможностью.
В 2017 году каждый из нас провел в интернете почти четыре часа в день: 115 минут на компьютере и 104 минуты на мобильном устройстве.
Сегодня интернетом пользуются 80% россиян, и большинство из них это — дети и подростки.
Что дети делают в интернете?
То же самое, что и взрослые — общаются, ищут информацию, смотрят кино и мультики, слушают музыку, скачивают приложения и при этом часто разбираются во всех тонкостях гораздо быстрее нас.
Что же делают взрослые?
Как правило, они просто вручают ребенку гаджет или компьютер и надеются, что ничего страшного не произойдет.
Правильно ли это?
На самом деле, бесконтрольное использование интернета может стать причиной многих очень неприятных и даже опасных ситуаций. Психологи говорят об эпидемии интернет-зависимости. А компьютерщики — о сотнях мошеннических схем, которые подстерегают беспечного пользователя в интернете.
В этой брошюре мы:
- расскажем о рисках бесконтрольного и бездумного использования интернета;
- подскажем, как общаться с детьми на тему компьютерной безопасности;
- научим, как настроить и использовать гаджеты, сетевое оборудование и программы, чтобы избежать ловушек и угроз в Интернете.
Мнение психолога
- Еще в 2009 году биолог, член Королевской академии медицины Арик Сигман в выступлении перед Европарламентом обнародовал шокирующую статистику.
- Современный ребенок, которого не ограничивают в использовании интернета, к своему седьмому дню рождения проводит в виртуальном пространстве ровно 1 год .
- К 18 годам “стаж” пользования Всемирной паутиной достигает 4 лет .
В то же время “радиус активности” детей, то есть площадь пространства вокруг дома, в котором они свободно исследуют окружающий мир, значительно сократился.
Нынешние дети не бегают по улицам и дворам, не лазят по деревьям, не болтают друг с другом, а часами сидят, уткнувшись в смартфоны или планшеты.
Эти тенденции отрицательно сказываются на развитии мозга. Самостоятельное исследование внешнего мира стимулирует развитие независимого мышления, помогает ребенку осмыслить свои впечатления и опыт.
Также оно учит ребенка делать выводы и планировать свою активность.
Если вместо естественной среды детский мозг взаимодействует с интернетом, дети в буквальном смысле вырастают “оторванными от реальности”.
Дети, бесконтрольно использующие интернет, не умеют адекватно оценивать риски окружающего мира, испытывают трудности в общении и не умеют сопереживать. Став взрослыми, они будут сталкиваться с проблемами и в карьере, и в личной жизни.
Время живого общения неуклонно сокращается. Растет число одиноких людей, у которых настоящую дружбу и любовь заменили “виртуальные отношения”.
В 1995 году впервые был использован термин “интернет-зависимость”, сегодня этот диагноз уже никого не удивляет.
Как формируется интернет-зависимость?
Психиатр Айвен Кеннет Голдберг, который ввел термин “интернет-зависимость”, определил ее как “болезненное негативное стрессовое состояние, вызванное продолжительным использованием интернета”.
Если сознательно не контролировать “виртуальную жизнь” детей, зависимость формируется достаточно быстро. И вот почему:
- Социальные сети раздражают наши центры удовольствия. Мы радуемся, когда кто-то комментирует наши посты и ставит лайки фотографиям. Поэтому мы, как собака Павлова, снова и снова заходим в социальные сети, чтобы получить внимание, которого нам недостает в реальном мире.
- Интернет и социальные сети дают постоянный приток новой информации. И даже эта не очень качественная информация формирует привычку к “пережевыванию виртуальной пищи” (этот эффект можно сравнить с жеванием жвачки).
- Интернет дает нам “убежище” от реальности — пестрый контент помогает забыть о настоящих проблемах и занять мозг “пустыми” новостями.
Нас затягивает этот процесс, который со временем выходит из-под контроля. Мы заходим в интернет что-то посмотреть, но, когда через час или два “приходим в себя”, даже сложно вспомнить, что именно мы искали. Знакомая картина? Однако есть вещи и пострашнее.
Ловушки виртуальной реальности
Случайный клик по яркой картинке может привести пользователя на сайт со сценами насилия, шокирующими фотографиями или азартными играми. И если у взрослого от “нежелательного контента” может просто испортиться настроение, для ребенка такой эпизод чреват настоящей психологической травмой, слезами, истерикой, возникновением навязчивых состояний и страхов.
Кибербуллинг
Травля в виртуальном пространстве (кибербуллинг) — может начаться с пустяковой ссоры и быстро достигнуть ужасающих масштабов.
У человека, который стал героем унизительных слухов, порочащих фотографий и видеороликов возникает ощущение того, что на него ополчился весь мир.
Негативная информация в интернете не только мгновенно распространяется, но и навсегда остается в виде так называемого “цифрового следа”. Нервное истощение или даже попытки суицида молодых людей под влиянием кибербуллинга — страшные симптомы нашего времени.
Секс и шантаж
Подростки охотно используют интернет для общения на сексуальные темы. Барьеры стыдливости падают, и когда переписка становится очень откровенной, возникает опасность сексинга — непорядочные люди могут выложить интимные послания и фотографии в открытый доступ или вымогать деньги, угрожая испортить репутацию.
Опасные знакомства
Число жертв виртуальных педофилов увеличивается с каждым годом. Попасть на крючок маньяка очень просто: все начинается с безобидной переписки, которая переходит в недвусмысленные намеки, обмен фотографиями интимного характера и провоцирует ребенка на личную встречу, которая может закончиться печально.
Только в 2017 году на горячую линию российской организации “Сдай педофила” обратилось около 400 родителей, чьи малолетние дети попались в социальных сетях на уловки педофилов.
Кража информации
Фишинг — это “выуживание” конфиденциальных данных пользователей, от адреса электронной почты до реквизитов платежных карт и сберегательных счетов.
Мошенники крадут данные пользователей под различными благовидными предлогами: авторизация на сайте, необходимость “отписаться” от спама в электронной почте, оплата покупки по низкой цене или с большой скидкой, необходимость установить новое приложение.
Чтобы жертва добровольно раскрыла свои персональные данные, злоумышленники могут использовать фишинговые сайты, e-mail рассылку, “поддельные сайты”, всплывающие окна и рекламу.
Спам
Нежелательная почта или спам — не просто отнимает время и засоряет ваш почтовый ящик. В рассылках могут содержаться сомнительные рекламные предложения и “письма счастья”, которые юный пользователь может принять за чистую монету. Кроме того, через спам можно получить компьютерный вирус или стать жертвой фишинга.
Вирусы
Загрузка сомнительных файлов или программ может привести к вирусному заражению компьютера и мобильного устройства.
Вредоносные программы способны в считанные секунды полностью уничтожить программное обеспечение и даже сделать ваше оборудование частью хакерской сети. Вы даже не будете об этом знать.
Вирусы маскируются под полезные программы, и распознать их без специального ПО невозможно. Отсутствие на компьютере или телефоне установленной антивирусной программы увеличивает шанс “поймать” вирус в разы.
Так что же делать?
Ведь интернет такой полезный. В нем столько удобных приложений. Там можно найти какую угодно информацию и написать любому человеку, даже если совсем его не знаешь, и он живет на другом краю планеты.
Вот только некоторые из прекрасных возможностей интернета:
- Онлайн-обучение: множество курсов, лекториев и даже виртуальных университетов дают большие возможности для самообразования и получения полезных навыков.
- Знакомство с окружающим миром, природой и обычаями разных народов: для того, чтобы совершить захватывающую виртуальную экскурсию, не обязательно уезжать из дома.
- Чтение и прослушивание книг, музыки и фильмов: интернет открывает перед вами мириады удивительных миров и дарит новые открытия каждый день.
- Общение, обмен идеями и новые знакомства: в социальных сетях и блогах можно находить близких по духу людей, делиться знаниями и идеями, вести свой блог и черпать вдохновение для творчества и развития.
- Просто отдых: в интернете можно заниматься шопингом и играть в развивающие игры, а кроме того, все самые свежие новости — тоже здесь.
Хорошая новость
Психологи советуют родителям активно участвовать в приобщении детей к интернету и принимать участие в его повседневном использовании.
Для начала самые главные правила:
- Находите время для общения с ребенком. Когда родители усаживают ребенка за компьютер, чтобы он им не мешал заниматься своими делами, они своими руками распахивают все ловушки интернета.
- Позаботьтесь о досуге своего ребенка. Чем больше у него интересов и хобби, тем больше шансов, что интернет станет для юного пользователя ценным источником информации, а на негатив просто не останется времени.
- Станьте для ребенка проводником в интернет (а не наоборот). Родителям лучше быть немного впереди собственного ребенка в области освоения Интернета. Это не просто, но стоит постараться.
- Знайте, чем ваш ребенок занимается в интернете. Добавьте его в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.
Главный ориентир — возраст ребенка
Если вы даете мобильные устройства своим маленьким детям, то обязательно предварительно настройте их так, чтобы ребенок видел только информацию, которая соответствует его возрасту. Рассказывать малышу про угрозы интернета еще рано: он просто вас не поймет.
Действия совсем маленького ребенка проконтролировать легче всего — просто будьте рядом и посматривайте, чем он занят. Не забывайте следить за временем: слишком много интернета — вредно для здоровья ребенка.
Юные исследователи (6-11 лет)
Выпускники детского сада и младшие школьники уже делают первые самостоятельные шаги в освоении интернета. Этот возраст — самый подходящий для того, чтобы начать говорить с ребенком о компьютерной безопасности, о ловушках виртуальной реальности и необходимости дозированного использования интернета.
О чем спросить?
- Чем он интересуется в Интернете, что ищет?
- Есть ли что-то, что он не может найти?
- Какие вопросы по использованию интернета у него возникают?
Что объяснить?
- Какие источники информации являются надежными и безопасными.
- То чем делится пользователь, может стать достоянием общественности.
- Покажите разницу между реальным и виртуальным миром. Ребенок должен помнить, что не все, увиденное в интернете, является правдой — это касается и людей, и информации.
Как говорить?
Обсуждайте с юным исследователем новости, которые касаются негативного воздействия интернета на жизнь и здоровье человека. Проявляйте максимум терпения и всегда отслеживайте реакцию ребенка на ту или иную информацию.
Спокойно и открыто выражайте свое мнение. Какую-то информацию стоит обсудить несколько раз для ее лучшего понимания.
Подростки (12+)
Подростковый возраст связан с активной социализацией — родители отходят на второй план, все большую значимость в жизни школьника получают ровесники, их кумиры и актуальные тренды молодежной среды.
В это время общение с близкими взрослыми, в том числе на тему компьютерной безопасности, может стать не таким доверительным.
Но подросток способен стать вашим единомышленником и соратником в борьбе за компьютерную безопасность — для этого стоит просто увлечь его этой темой.
Чему научить?
- В подростковом возрасте люди стремятся к независимости — поэтому сейчас самое время научить ребенка принимать самостоятельные решения, адекватно оценивать свою компетенцию и при необходимости обращаться за помощью.
- Подростки чаще всего заходят в интернет со своих мобильных телефонов. Подробно расскажите им об угрозах и их признаках.
- Как действовать, если он столкнулся с какой-либо опасностью в интернете.
Универсальный совет: при любых сомнениях и в любой сложной ситуации ребенок должен обратиться за помощью родителя.
Что обсудить?
- Различные виды киберугроз, их проявления и последствия для подростка и членов семьи.
- Конфиденциальность личной информации, осторожность при распространении информации о самом подростке и его близких, их имущественном положении и планах.
- Меры безопасности при интернет-знакомствах и при переходе “из виртуальной жизни в реальную”.
- Настройку мобильных устройств, антивирусные программы, правила создания учетных записей и выбора пароля.
Приучайте детей через каждые 30-40 минут работы за компьютером или общения с гаджетом делать перерывы, чтобы снять напряжение с глаз, размять мышцы и немного отдохнуть.
Как говорить?
- Очень важно не давить на подростка, чтобы не вызвать отторжение. Говорите спокойно и уважительно. Будьте последовательны в ваших требованиях.
- Не ругайте подростка, если вы увидели, что он смотрит в интернете что-то неуместное. Аргументированно объясните, почему не стоит посещать подобные сайты.
Постарайтесь сделать так, чтобы компьютерная безопасность вошла в привычку у всей вашей семьи.
Дальше вы как раз найдете информацию, которая поможет вам это сделать.
Прежде, чем дать ребенку телефон или компьютер
Шаг 1. Создайте новую учетную запись на мобильном устройстве
Эта учетная запись должна быть настроена для ребенка:
- Просмотр веб-страниц в интернете: укажите список сайтов, которые необходимо заблокировать для просмотра.
- Приложения и игры: вы можете заблокировать запуск тех или иных приложений.
- Таймер работы: задайте время, в которое ребенок сможет использовать мобильное устройство.
- Покупки и траты: позаботьтесь об отслеживании покупок ребенка в приложениях.
- Поиск ребенка: подключите полезную функцию отслеживания местоположения гаджета.
Как это сделать?
Дети и социальные сети: проблема пятерок и лайков, доверия и свободного времени
Согласно статистике, в России около 10 млн активных пользователей Интернета — дети до 14 лет. И практически у каждого из них есть аккаунты в соцсетях.
Все уже настолько привыкли, что информацию о возможной опасности, исходящей от этих развлекательных онлайн-площадок, пропускают мимо ушей.
Прислушиваться к ней начинают лишь в тот момент, когда беда уже на пороге и предпринимать что-либо поздно.
Ответственность за это несут в первую очередь родители. Чтобы избежать неприятностей, они должны знать, чем опасны социальные сети для детей и предпринимать меры по предотвращению несчастья.
В чем опасность?
Деньги развращают душу
В социальных сетях много соблазнов, которые стоят реальных денег. Подарить подарок, продолжить онлайн-игру, купить набор блестящих стикеров — всё это является неотъемлемой частью виртуальной жизни. Неокрепшая детская психика не может выдержать такого натиска. Те, кто идут и просят у родителей, получают чаще всего отказ.
Это разжигает желание взять запретный плод ещё больше. В такие моменты, во-первых, страдает нервная система из-за переживаний; во-вторых, появляются комплексы неполноценности из-за финансовой несостоятельности; в-третьих, формируется неправильное отношение к деньгам. Самое страшное последствие — воровство.
Не дали? — Возьму сам!
Судьбоносная информация
Мало кто предполагает, что влияние социальных сетей на детей и подростков настолько велико, что через несколько лет может сказаться на их дальнейшей судьбе.
В 13-14 лет в их аккаунтах чего только нет, причём большая часть постов и фотографий продиктована возрастным максимализмом и психологическим кризисом.
Вульгарность, причастность к различным неформальным группировкам, демонстрация десяти серёжек в одном ухе и забитые татуировками руки — негативизм присутствует в каждом пятом профиле.
Со временем человек переступает порог юношеской зрелости, гормональный фон и психика восстанавливаются. Он заканчивает университет и пытается устроиться на престижную работу.
Менеджер по набору персонала находит его в социальных сетях, пролистывает аккаунт год за годом назад… А вдруг найденная информация отрицательно скажется на репутации фирмы? Конечно, отказывая в работе, истинную причину не озвучат, но итог будет один.
Сейчас многие руководители мониторят данные о своих настоящих и потенциальных сотрудниках через Интернет.
Интерес для преступников
Дети часто не умеют фильтровать информацию, которую они публикуют в своих аккаунтах, не понимая, что некоторые размещённые ими через социальные сети данные приманивают опасных преступников.
Это могут быть фотографии с отдыха за границей всей семьёй, по которым вор сделает вывод, что квартира (адрес нетрудно узнать по геолокационным отметкам в том же профиле) пустует и её можно «брать». Или грустный пост о том, как девочка не может дождаться папу возле школы или на остановке.
Значит, она поздно вечером куда-то ходит одна и в определённый момент времени остаётся без присмотра взрослых. Может возникнуть угроза для её жизни.
Родители также должны знать, что в социальных сетях нередко происходит склонение детей к преступлениям. Взрослые втираются к ним в доверие, выявляют через «душевные разговоры» слабые места и начинают давить и манипулировать.
Чаще всего обманным способом узнают какую-нибудь тайну подростка или выпрашивают достаточно откровенные фотографии, а затем шантажируют. Большинство выполняет то, что от них требуют.
Чаще всего подстрекают на воровство: взять у родителей деньги и каким-либо способом передать мошеннику.
Нехорошее общение
Обычно родители смотрят на общение детей в социальных сетях сквозь пальцы: переписывается с друзьями — молодец, развивает коммуникабельность. И совершенно зря.
Никогда нельзя быть уверенными, что ребёнок общается с друзьями. Он может показать вам переписку с каким-нибудь Гусём Лапчатым с расплывчатой аватаркой и сказать, что это его одноклассник (смешной ник себе специально придумал), а на самом деле это будет 40-летний шизофреник.
Запомните: в большинстве случаев общение в социальных сетях со взрослыми незнакомцами заканчивается трагедией. Это может быть преступник, сектант, педофил, просто психически больной человек, представитель неформальной группировки или нетрадиционной ориентации.
Они могут заложить в голову подростка опасные мысли, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь.
Даже общение со сверстниками в социальных сетях, кажущееся родителям совершенно безобидным, может быть опасным. Во-первых, пытаясь казаться «крутыми» друг перед другом, они могут материться, обзываться, хвастаться несуществующими подвигами, обсуждать запретные темы, перенимать друг у друга нехорошие привычки. Это отрицательно сказывается на формирующемся характере.
Во-вторых, аккаунты с отфотошопленными фотографиями, снимками с заграничного отдыха, открытой демонстрацией личной в жизни (начиная чуть ли не с 12 лет!) вызывают чувство зависти. Особенно у тех, кто всего этого не имеют. Как следствие — комплексы, злость и обида на весь мир.
В-третьих, дети часто проживают в социальных сетях целую жизнь: ссорятся, мирятся, влюбляются, дружат, ненавидят. Происходит подмена реальности виртуальным миром. Это приводит к обеднению эмоций и неумению общаться в школе и дома.
Троллинг
Троллинг — одно из самых опасных последствий для детской психики. Это провокационные сообщения и комментарии, подстрекательство к чему-то плохому и постыдному, клевета, издевательства, оскорбления и обзывания.
Этим занимаются как анонимные пользователи с фейковыми аккаунтами, так и реальные, которые даже не скрывают своей циничности. Среди последних могут оказаться одноклассники или знакомые ребёнка, желающие его унизить.
Но чаще всего это психически больные люди.
Подростки очень болезненно воспринимают любую критику в свой адрес в силу возрастного кризиса и нестабильного гормонального фона. Поэтому, когда они видят на своей страничке злые, обидные комментарии, они выходят из себя.
Кто-то нервно начинает удалять их, другие вступают в перепалку с троллем, третьи срывают злость на окружающих. Это может сломать детскую психику.
Оскорбительные слова воспринимаются всерьёз, появляются комплексы, формируются зажимы и неправильные паттерны поведения.
Троллинг недаром называют одним из самых опасных последствий социальных сетей. Известны случаи, когда он приводил к детским и подростковым самоубийствам.
Смертельные игры
Синий кит, Тихий дом, Беги или умри, Разбуди меня в 4.20, Я в игре, Исчезни на 24 часа — так называемые группы смерти в социальных сетях не просто отрицательно влияют на детей.
В итоге они приводят к гибели.
И если из-за троллинга только самые впечатлительные подростки могут решиться на суицид, то здесь к этому ведут целенаправленно, шаг за шагом, и поэтому погибает гораздо большее количество школьников.
Сначала ребёнок вступает в сообщество, кажущееся ему интересным. Затем его вовлекают якобы в игру, в которой нужно выполнять различные задания. На самом деле им искусно манипулируют.
Каждое поручение сопровождается подстрекательствами: «слабо?», «сделай это ради родителей», «ты это можешь», «уже 999 человек сделало это — стань тысячным» и т. д. В некоторых группах смерти открыто шантажируют и угрожают: «Не сделаешь это — твои родители умрут». Уже одни только формулировки опасны для психики.
Дети начинают нервничать, переживать, не находить себе места. Их захлёстывает волна депрессии и отчаяния. И рассказать никому нельзя, так как это одно из правил игры.
- Смертельно опасные задания
Не менее опасны и сами задания, которые не только расшатывают психику ребёнка, но и угрожают его здоровью и жизни. Например, вырезать лезвием на руке слово (фразу, рисунок). Или перебежать дорогу в неположенном месте прямо перед мчащимся автомобилем.
Или уйти из дома и спрятаться так, чтобы тебя не нашли в течение суток. Каждое выполнение задания должно быть зафиксировано на камеру — фото или видео. Под тонким давлением дети делают всё, что говорит куратор. Они становятся психически зависимыми от игры, впадают в депрессию, их сковывает страх.
И тут им приходит последнее задание: шагнуть с крыши, броситься под поезд, вскрыть вены.
Дети, вовлечённые в игры смерти в социальных сетях, получают опасную психологическую травму. Им требуется обязательная помощь психотерапевта, внимание и забота родителей. Реабилитация может длиться несколько лет.
Зависимость
Ну и, наконец, самое распространённое опасное последствие социальных сетей для психики ребёнка — зависимость от них. Её признаки:
- есть активные аккаунты, посещаемые ежедневно, в более чем 3 соцсетях;
- большая часть времени проводится в них;
- утро начинается и день заканчивается пролистыванием ленты;
- жалобы на то, что кто-то не лайкнул его пост или фото;
- постоянные разговоры только о социальных сетях;
- ежедневное размещение по несколько селфи.
Ребёнок начинает нервничать, если по какой-то причине не может войти в свой аккаунт в течение долгого времени. Его это раздражает, он может начать плакать, кричать. Такое состояние лечится только у психотерапевта.
Как избежать опасности?
Чтобы обеспечить ребенку безопасность в социальных сетях, познакомьте его прежде всего с правилами поведения в Интернете:
- писать собеседнику лишь то, что сможешь сказать ему прямо в глаза;
- не публиковать на страничке подробную и личную информацию о себе, своём доме, своей семье;
- не оскорблять, не унижать, не обижать других;
- не общаться с незнакомцами, анонимными пользователями, фейками;
- уметь отклонять предложения о видеочатах, созвонах, обмене любыми данными;
- не входить в странные, необычные, подозрительные группы и сообщества;
- по возможности не пользоваться платными услугами;
- не вступать в перепалки с обидчиками и троллями.
Эта информация должна активно распространяться среди детей, чтобы они были осведомлены, что их может подстерегать в безобидных на первый взгляд социальных сетях. Договоритесь с ними, что вы им доверяете и никогда не будете заходить в личные переписки, но и они должны вам пообещать, что ничего запретного не будут совершать. Помимо этого, родителям всё-таки не лишним будет подстраховаться:
- завести аккаунты в тех же социальных сетях, подписаться на ребёнка и отслеживать, что он постит и комментирует, какие фотографии размещает, кого добавляет в друзья, какую музыку слушает;
- время от времени делать дружеские (не категоричные!) замечания (фотография слишком личная, пост чересчур мрачный, комментарий получился грубоватым и т. д.);
- иногда давайте немного денег (от 100 рублей в месяц никто не обеднеет), чтобы он приобрёл те самые стикеры или отправил подарок кому-то из друзей.
Как оторвать ребёнка от социальных сетей в случае зависимости:
- проводить с ним больше времени: ходить всей семьёй в походы, кино, на прогулки, путешествовать;
- увлечь чем-нибудь интересным и полезным: чтением, коллекционированием, спортом, наукой;
- приглашать его друзей домой, устраивать для них праздники (дни рождения, окончание учебного года, хэллоуин);
- привлекать к помощи по дому: просить (а не требовать!) сходить в магазин, посидеть с младшей сестрёнкой, убраться, помыть посуду;
- разговаривать по душам;
- говорить о своей любви, заботиться, доверять, дать почувствовать, что ребёнок нужен вам.
Социальные сети для современных подростков — опасная паутина, которая цепко держит, связывает и парализует психику, негативно сказываясь на характере и системе ценностей, развращая душу. Чтобы уберечь их от неё, будьте максимально близки со своим ребёнком, чтобы он доверял вам больше, чем фейковым анонимным пользователям.
Дети и соцсети: безопасность и правила поведения. Что говорят исследователи
Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей.
Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате.
Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.
Как практики общения и саморепрезентации в интернете влияют на эмоциональное состояние ребёнка, в чём кроется конфликт между родительским контролем и стремлением детей к независимости, а также какие риски приходят в жизнь детей вместе с социальными сетями — выяснили с сотрудницей Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.
Основные родительские тревоги вокруг интернет-безопасности детей связаны с кибербуллингом, киберагрессией, а также сексуализированной агрессией в отношении их ребёнка.
Родители также боятся, что дети скомпрометируют себя через откровенную переписку с партнёром или публикации в соцсетях, станут жертвами шантажа, откроют незнакомцам своё местоположение.
Другой круг тревог относится к интернет-зависимости и злоупотреблению цифровыми технологиями — чем плотнее соцсети входят в повседневность ребёнка, тем больше у родителей страха, что пострадают учёба и социализация. Беспокойство также вызывает неподконтрольность поведения ребёнка в соцсетях.
При этом обучение интернет-безопасности у детей скорее происходит естественным путём.
Например, подростки зачастую знакомы с историями про «сливы» личных переписок и приватных фотографий известных людей, а также последствий этих ситуаций: вред репутации, публичное унижение, нарушение границ частной жизни. На подобных кейсах дети учатся быть более бдительными, добавляя эти истории к своему опыту.
Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.
Поведение ребёнка в соцсетях не становится исключением. Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете, это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.
О чем важно помнить, когда ребёнок онлайн
С появлением социальных сетей в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде.
Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка, он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.
Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми.
Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него.
Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности ребёнка, означают отсутствие личного пространства.
Конечно, даже в таких условиях дети чему-то учатся.
В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным внешнему контролю — это вредный психологический опыт, ведь у человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку — они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.
Интернет предоставляет как новые риски, так и новые возможности: к последним относятся прежде всего новые способы достижения ребёнком автономии. Эмансипационный потенциал интернета для детей стал особенно заметен в период пандемии и самоизоляции.
Но даже вне подобных кризисных ситуаций соцсети расширяют горизонт возможностей для творчества и общения.
Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться своей деятельностью с аудиторией, которая может состоять из близких друзей, одноклассников, друзей по переписке, сообщества людей со схожими интересами (самый яркий пример — фандомы произведений популярной культуры).
Для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет функционирует как территория исследований.
Расширение информационного поля за счёт доступности различных источников знаний о мире, безусловно, способствует интеллектуальной автономии подростка.
Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний — для кого-то это подкасты, для кого-то статьи, для кого-то короткие видео на ютьюбе.
Другой фактор, который нужно учитывать, размышляя об автономии подростка в интернете, — выстраивание идентичности, то есть попытка рефлексировать на тему самого себя. Идентичность неразрывно связана с независимостью — только самостоятельный субъект может осознавать себя целостным.
В соцсетях можно пробовать новые модели поведения, отличающиеся от принятых в семье, ведь в интернете легче делать что-то, скрытое от родительского глаза. Часто такие эксперименты оказываются полезными для подростков, хотя и тревожны для родителей.
Дети экспериментируют с образами и моделями общения в интернете, а отсутствие наблюдения снимает с них давление и стеснение. На каждой интернет-площадке — в онлайн-игре, фандоме, сообществе блогеров — есть свои ценности и сложившиеся правила общения: у детей появляется возможность для сопоставления социальных моделей из семьи и школы с чем-то новым.
Это важный этап взросления, который реализуется в разных сферах жизни, одной из которых может выступать интернет-общение.
Существуют четыре равно подтверждённые и принятые гипотезы по поводу влияния социальных сетей на коммуникативные навыки ребёнка.
- От общения в соцсетях выигрывают дети с высокими социальными компетенциями: интернет становится дополнительной площадкой для реализации и совершенствования их навыков.
- Наиболее полезен коммуникативный потенциал интернета для тех детей, у которых есть проблемы с социализацией — по психологическим или другим причинам: например, ситуации физической изоляции от сверстников из-за частых длительных командировок родителей или нахождения в больнице.
- Общение детей в соцсетях одинаково полезно и продуктивно для социализации любого ребёнка, ведь средства интернет-коммуникации увеличивают количество взаимодействий с людьми в жизни детей.
- «Оптимальный», или «сбалансированный» подход, который говорит нам, что на ребёнка благотворно влияет среднее количество интернет-общения. Чрезмерное интернет-присутствие чревато рисками для благополучия ребёнка, но дети, которые совсем не сидят в соцсетях, лишаются опыта, который есть у сверстников, и чувствуют себя информационно и социально исключёнными.
Согласно данным исследователей, наблюдается связь между низким эмоциональным благополучием ребёнка и чрезмерным использованием интернета.
По результатам теста PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — за 2015 год, 88% школьников пятнадцатилетнего возраста воспринимают интернет как важнейший информационный ресурс, 84% считают, что обладание аккаунтами в соцсетях полезно.
Однако при использовании соцсетей более шести часов в будни у детей снижается удовлетворённость жизнью и самооценка, такие дети чаще становятся жертвами буллинга и агрессии.
В современных условиях пандемии, а также в зависимости от условий жизни конкретного ребёнка, оптимальное количество часов использования интернета в сутки может меняться, и оно растёт с каждым годом в связи с переходом на онлайн-образование. Важный показатель — самочувствие ребёнка в ситуациях, когда интернет и цифровые устройства недоступны.
Не надо демонизировать: почему видеоигры — это нормально
- Снижение физической активности. Этого можно избежать, например, составляя план на день, в котором онлайн-занятиям будут отведены определённые промежутки между делами, которые требуют движения;
- Нарушения сна. Для профилактики важно учить ребёнка ограничивать использование цифровых девайсов за пару часов до сна и тем более в ночное время;
- Набор веса и переедание в связи со сбитым режимом отдыха и активности. Желательно разграничивать в квартире зоны приёмы пищи и досуга, приучать ребёнка к полноценным приёмам пищи вместо перекусов за компьютером;
- Проблемы с концентрацией и вниманием. Для профилактики важно, чтобы ребёнок умел получать удовольствие от вещей, которые требуют сосредоточенности на протяжение длительного времени, например, от чтения.
Вероятно, общение и досуг в соцсетях сами по себе не влияют на ухудшение эмоционального состояния ребёнка. Однако резкое увеличение времени, проводимого онлайн, скорее всего, будет сигнализировать об имеющейся проблеме в жизни ребёнка.
Чрезмерное использование интернета может усугублять или даже вызывать проблемы с психологическим и физическим здоровьем, но чаще всего избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью.
Для детей, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, соцсети становятся формой эскапизма от неблагополучной среды.
- Одинаково важно научить ребёнка переживать неудачный опыт интернет-взаимодействий и дать ему пространство для самостоятельности. Ни полное игнорирование, ни тотальный контроль над ребёнком не обеспечат ему безопасность.
- Социальные сети позволяют ребёнку экспериментировать с самовыражением, а также помогают на разных этапах взросления — они становятся ещё одним инструментом для познания мира и социализации.
- Несмотря на пользу, которую может приносить детям интернет, не забывайте: в сутках ограниченное количество часов, и если большую часть свободного времени ребёнок проводит в интернете, у него будет меньше возможностей для физической активности и других офлайн-занятий. В вопросе использования интернета самое важное — знать меру, потому что вредит, как правило, только превышение этой меры, которое тянет за собой проблемы со здоровьем, учёбой и общением.
Изображение на обложке: Defaced / Dribbble
Дети и социальные сети
- Дети и социальные сети
- Цель: привлечение внимания родителей к проблеме общения детей в социальных сетях, целевое использование социальных сетей.
- Задачи:
- обсудить с родителями проблему большого количества времени, которое дети проводят в соцсетях;
- обсудить с родителями проблему негативного влияния социальных сетей на воспитание детей;
- познакомить родителей с рекомендациями по контролю пребывания детей в интернете.
Ход собрания:
1.Приветствие.
2.Вступительное слово.
Чтобы настроить вас на тему нашего собрания, предлагаю посмотреть маленький мультфильм (просмотр социального мультфильма).
Как вы понимаете – тема нашего родительского собрания будет посвящена Интернету, точнее общению наших детей в социальных сетях.
3. Информационная часть собрания.
Скажите, у вас есть мобильный телефон? А компьютер, ноутбук или планшет? А Интернет? Сегодня — это уже неотъемлемая часть нашей жизни.
Как раньше мы обходились без них? А наши дети растут и взрослеют в виртуальном пространстве, несмотря на все запреты и ограничения. Сегодня поздно, да и глупо отрицать влияние всемирной сети на детей.
Пора подумать о правильном ее использовании в воспитании подрастающего поколения.
Для нормальных родителей всегда (ещё и до наступления эпохи интернета) было важно знать, чем занимаются их дети в школе, во дворе, в компании сверстников. Сегодня социальные сети – это тот же двор, только виртуальный, в котором может находиться кто угодно.
Я выступаю за использование современных информационных технологий, но при этом важно осознавать, что компьютер – это не только благо, но и окно в опасный мир. Дети любят компьютер и с удовольствием проводят время, играя в игры или просматривая сайты.
Более того, с определенного возраста соцсети — это часть процесса социализации ребёнка.
Вопросы:
-
Чем является компьютер в вашей семье?
-
Портит ли здоровье компьютер?
-
Сколько времени проводит за компьютером Ваш ребенок?
-
Опасаетесь ли Вы компьютерной зависимости Вашего ребенка?
-
Сколько времени Вы сами проводите за компьютером?
-
Как Вы относитесь к компьютерным играм?
-
Играет ли Ваш ребенок в компьютерные игры?
-
Знаете ли Вы название игр?
-
Контролируете ли Вы поведение ребенка в Интернете?
-
Обсуждаете ли Вы с ребенком сайты, которые он посещает?
-
Есть ли на компьютере программа « Родительский контроль»?
Данные, показывают, что дети начинают пользоваться Интернетом в самом раннем возрасте, и роль, которую Глобальная сеть играет в жизнях детей, значительна.
- Дети опережают взрослых по количеству времени, которое они проводят в Интернете. В возрасте между 8 и 13 годами дети составляют половину общего числа пользователей Интернета
- Более 90% подростков 8-16 лет сталкивались с порнографией в сети.
- 44 % детей, регулярно использующих Интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11 % подверглись этому несколько раз.
- 15% детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет. 10 % из них ходили на встречи в одиночку, а 7 % никому не сообщили, что с кем-то встречаются.
- 38% детей просматривают страницы о насилии.
- 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым.
-Все вы родители, поднимите руки те, чьи дети являются активными пользователями социальных сетей?
— Как вы к этому относитесь и считаете ли это проблемой? (Ответы родителей).
Мы любим своих детей, заботимся о них, но не можем проводить с сыном или дочкой двадцать четыре часа семь дней в неделю. А это значит, что мы должны говорить с детьми, объяснять им ту потенциальную опасность, которую несут социальные сети.
- Результаты исследования «Дети онлайн» выявили интересные цифры:
- — 57% наших детей проводят в сетях больше двенадцати часов в неделю;
- — 80% имеют свои аккаунты, причем десять лет – это средний возраст, с которого начинается самостоятельное использование социальных сетей;
- — 80% родителей заявили, что знают, чем занимаются их дети в интернете;
- — 31% детей уверены, что родители об этом ничего не знают.
А вы знаете, что делают ваши дети в сетях? Может кто-нибудь хочет высказаться по этому поводу? (Ответы родителей).
- — Давайте задумаемся, почему наши дети сидят в социальных сетях?
- — Может быть, им не хватает вашего внимания?
- — А может не сформировали культуру общения в сети Интернет?
- -Или совсем не сформирована привычка правильного пользования социальными сетями?
Социальные сети появились относительно недавно, вызвав огромный интерес у пользователей всемирной паутины и стали неотъемлемым атрибутом нашей жизни, особенно для школьников.
Многие взрослые люди попадают в психологическую зависимость от виртуального общения.
Что же говорить о детях? Современные дети нередко получают навыки работы с персональным компьютером еще до того, как поступают в школу.
Ребенок, получивший доступ к общению в социальной сети, получает новые возможности. Но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.
Польза социальных сетей для ребенка будет, в первую очередь, зависеть от его личности, которая в юном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать аккаунт для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещенными» темами?
До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или лиц, их замещающих. Но проблема в том, что взрослые иногда имеют меньше опыта виртуальной жизни, и не могут, как следует контролировать эту сторону развития ребенка.
Установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес детей в нужное русло, а иногда и дает нежелательный эффект: сладость запретного плода только подстегивает любопытство и заставляет искать пути обхода запретов.
Тем более, что социальные сети, хотя и должны выполнять предусмотренные законом запреты на распространение порнографической, экстремистской и националистической информации, на деле не всегда могут контролировать поступающий от пользователей контент.
Кроме этого, при высокой частоте взломов профилей социальных сетей, такая информация может оказаться в фокусе внимания детей в любое время.
Социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование речи детей. Свободное употребление ненормативной лексики в статьях, х и объявлениях может сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.
Опасность виртуального совращения детей – это проблема, которая, наверное, особенно сильно волнует взрослых. Анонимность Интернет-общения дает шансы сексуальным извращенцам безнаказанно пользоваться любопытством детей к взрослой теме и втягивать их в виртуальные интимные отношения.
Но, даже если представить себе идеальную ситуацию, когда ребенок общается в интернете только с хорошо воспитанными сверстниками из интеллигентных семей, зависимость от социальных сетей может также оказывать на него негативное влияние.
Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются.
Проблемы социализации, неумение общаться со взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребенка.
При неблагоприятном стечении обстоятельств может сформироваться социофобическая, не приспособленная к реальной жизни личность.
Современные мониторы компьютеров практически безвредны для здоровья, но, тем не менее, проводя много времени онлайн, дети рискуют получить проблемы. Осанка и зрение страдают в первую очередь, а недостаток двигательной активности плохо сказывается на общем самочувствии.
Многие родители не видят никакого вреда в том, что их ребенок имеет страничку, например, в Одноклассниках или В контакте. Но проблема существует. И очень серьезная. Современные дети начинают пользоваться Интернетом очень рано и очень активно, с большим риском. Средний возраст юных пользователей — 9-10 лет.
Одним из факторов риска является то, что большинство детей пользуются Интернетом без присмотра родителей. Другой настораживающий фактор — возрастание времени, проводимого онлайн.