Родители переоценивают подвижность своих детей

Большинство родителей любят своих детей, но это еще не все. Кроме любви, важно, чтобы дети и родители нравились друг другу, а это не одно и то же. Любить можно и того, кто тебя расстраивает.

Ребенок же испытывает потребность в том, чтобы его отец и мать были довольны им.

И если по каким-то причинам этого не происходит, то у ребенка может возникать глубокое чувство тревоги и вины, которое мешает ему благополучно развиваться.

Почему такое случается у любящих родителей?

Это связано с родительскими ожиданиями. Каждый родитель представляет себе, каким он хочет видеть своего ребенка сейчас и в будущем. Еще до его рождения вы фантазируете о том, как он будет выглядеть, выбираете имя — так его будут звать. У вас есть надежды и мечты о том, как пройдет детство и какими вырастут ваши сын или дочь, каких успехов они смогут достичь в жизни.

Все это составляет родительские ожидания, а шире — часть вашей личной репродуктивной истории, берущей начало из собственного детства и отношений со своими родителями. И вы не только (часто даже не замечая этого) руководствуетесь этими ожиданиями в воспитании ребенка, но и активно транслируете их ему.

Родители переоценивают подвижность своих детей

Хваля или ругая, родители ежедневно дают ребенку понять, соответствует ли он их ожиданиям или нет.

Это можно сравнить с волшебным зеркалом, которое они держат перед ребенком: в нем он отражается таким, каким его оценивают близкие.

И хотя реальный ребенок всегда отличается от «воображаемого» или «желаемого», но ожидания родителей становятся для него настоящей реальностью, к которой ему приходится адаптироваться.

Волшебное зеркало родительских ожиданий может быть разным: поддерживающим ребенка или же осуждающим его, прокрустовым ложем, которое медленно, но постоянно давит на него ежедневными «в твоем возрасте ты уже должен…», «у других получается, а у тебя нет…» или «когда я был(а) как ты, я уже…».

Ребенку или подростку еще нечего противопоставить ожиданиям родителей, а потребность в обратной связи и оценке близких у него очень сильна. «Я ль на свете всех умнее, всех румяней и белее?» — спрашивают дети у своих родителей.

Какой ответ они видят в волшебном зеркале?

Иногда это кривое зеркало, преувеличивающее недостатки («слишком толстый», «слишком маленький») и преуменьшающее достоинства («так бы сразу сделал», «ничего особенного», «все делают это, за что тут хвалить»). Не это ли зеркало убеждает ребенка, что он «гадкий утенок», даже если он лебедь?

Родители переоценивают подвижность своих детей

Случается, что это целая зеркальная комната, в которой ребенок окружен различными ожиданиями близких, сильно отличающимися друг от друга. Отец требует одного, а мать — противоположного. Бабушка же не согласна с обоими. В таком лабиринте зеркал легко потерять себя и остаться зависимым от мнений других людей как в детстве, так и во взрослой жизни.

В черном зеркале не отражается почти ничего — ребенок не получает от родителей достаточной обратной связи, и это заставляет его оставаться в состоянии постоянной неуверенности. Так бывает и в зеркальном шаре — блеске и свете успешных и многого достигших родителей, который манит и ослепляет одновременно, размывая собственное отражение. Такие дети часто плохо знают самих себя.

Стремясь соответствовать ожиданиям близких взрослых, дети словно попадают в плен Зазеркалья, и им «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее».

Наконец, бывает и разбитое зеркало, день за днем отражающее ребенку разочарование в нем собственных родителей. Это тяжелое испытание для детей, в тяжелых случаях оно формирует такую же расколотую на части личность самого ребенка, не верящего в свои силы и в хороший исход.

Родители переоценивают подвижность своих детей

Как понять, что волшебное зеркало ожиданий осуждает, а не поддерживает?

Об этом нам говорят чувства тревоги и глубокой вины у ребенка. Взрослым следует помнить, что тревога у детей возникает очень легко, переживается более остро, а доверие к взрослому (и миру в целом) может легко пошатнуться.

Это не значит, что не стоит недооценивать способность ребенка к развитию и адаптации, но это означает, что не следует ее переоценивать, руководствуясь мифами о том, что «ребенок все быстро забывает», «детские огорчения мимолетны» и т.п.

Если ребенок извиняется и повторяет снова и снова «я буду вести себя хорошо», «я больше не буду» (так, что это превращается в мантру), то важно понимать, что это его сознательное, вполне искреннее желание на самом деле — экран, за которым скрывается сильное бессознательное чувство тревоги и вины. С помощью компульсивных (часто повторяющихся) извинений дети пытаются справиться с ними и защититься от недовольства и упреков родителей. Родители же ошибочно принимают неудачу в исполнении таких «ритуальных» обещаний за обман или хитрость.

Становясь чрезмерными, тревога и чувство вины блокируют способность детей адаптироваться к реальности, провоцируя уход от нее и от травмирующих ожиданий близких в собственные фантазии, где можно быть «хорошим», «правильным», «сильным», «умным» — «счастливым» ребенком.

Родители переоценивают подвижность своих детей

Как зеркало ожиданий может поддерживать ребенка?

Зеркало — это не сами родители, живые люди, растящие детей, общающиеся, играющие, занимающиеся вместе с ними, а их ожидания от ребенка, которым он старается соответствовать.

  • Адаптируйте собственные ожидания к настоящему ребенку, его реальным возможностям и потребностям. Другими словами, не требуйте от него больше, чем он на самом деле может сделать сегодня. Задавайте себе вопросы: чего я жду от своего ребенка, почему я жду именно этого и насколько мои ожидания реалистичны?
  • Старайтесь быть просто зеркалом для вашего ребенка, отражающим его почти таким, какой он есть. Принимайте реального ребенка, не отрицайте, не вытесняйте его. Благодаря этому дети могут исследовать себя и свой внутренний мир, узнавать себя и оставаться самими собой. Именно реальное «я» становится основой целостной устойчивой личности ребенка, не окруженной мифами, комплексами и внутренними страхами. Все это позволяет ребенку, а затем и взрослому находить состояние гармонии и равновесия с самим собой.
  • Когда взрослые показывают детям, что они не только любят их, но и испытывают к ним симпатию, тогда дети стремятся не избегать, а помогать, сотрудничать с ними. Ребенок или подросток усвоит что-либо гораздо лучше, если в его успех верят и поддерживают, чем если его принуждают и осуждают. Потребность человека в любви и положительных отношениях с близкими — это мощная движущая сила внутренних изменений. Это и делает зеркало ваших родительских ожиданий по-настоящему волшебным.

От редакции

Зачастую, пытаясь защитить себя от «разбитого зеркала» родительских ожиданий, дети начинают врать, выдумывать «правильную» версию событий. Эту и другие причины формирования детской привычки обманывать рассматривает клинический психолог, специалист по лжи, гештальтпрактик Татьяна Щеглова: https://psy.systems/post/kak-rozhdaetsya-lozh-u-detej.

Что делать в ситуации, когда ребенок врет, не слушается, да и просто не соответствует вашим ожиданиям от него? Наказывать? Но действительно ли работают наказания? Клинический, детский и перинатальный психолог Наталья Шошева объясняет, почему наказания не работают: https://psy.systems/post/eti-neposlushnye-deti.

Критика со стороны родителей, сравнение с другими детьми, предъявление завышенных требований — все это сказывается на детской самооценке. Детский и подростковый психолог Оксана Юсупова рассказывает, как сформировать у ребенка здоровую самооценку: https://psy.systems/post/kak-sformirovat-adekvatnuyu-samoocenku-u-rebenka.

Как воспитывать ребенка так, чтобы он сохранил к вам любовь и уважение, прислушивался к вашему мнению? Канадские психотерапевты Гордон Ньюфелд и Габор Матэ написали книгу «Не упускайте своих детей» о том, как не проиграть подростка плохим компаниям и пагубным увлечениям: https://psy.systems/post/gordon-njufeld-gabor-mate-ne-upuskajte-svoix-detej.

Родители переоценивают подвижность своих детей

Вырастить бездельника: 5 роковых ошибок при воспитании ребенка

Не спешите обвинять ребенка в лени – зачастую ее причина кроется в вашем неправильном подходе к воспитанию.

Каких ошибок в воспитании ребенка нужно избегать родителям, чтобы не вырастить в будущем «безнадежного дармоеда»? Разбираемся вместе с нашим постоянным экспертом Ольгой Романив (@romaniv.olga) – семейным психологом и основателем клуба знакомств «Классика отношений».

Тема довольно неоднозначная и по-своему сложная. И главная ее сложность в том, что нужно хорошо понимать своего ребенка и правильного его мотивировать, если вы хотите вырастить его тружеником.

Иногда родители пускаются в крайности: переоценивают возможности своего ребенка, им кажется, что школьник ленится, не хочет учиться, ни к чему не стремится и однозначно вырастет тунеядцем. Но так называемая «лень» может иметь определенные причины – например, у ребенка могут быть проблемы с щитовидной железой.

Для школьного возраста, особенно когда начинается гормональная перестройка организма, это, увы, довольно распространенное явление. Щитовидка может влиять и на успеваемость, и на усвоение материала, и даже на заинтересованность ребенка в плане дополнительного образования. Поэтому прежде всего нужно понять, что происходит и что мешает конкретно вашему сыну или дочери.

Ребенок может «лениться» потому, что требования, которые вы к нему предъявляете, не соответствуют его возможностям, возрасту или каким-то другим природным данным.

Часто лень является не причиной, из-за которой ваше чадо превратится в законченного тунеядца во взрослой жизни, а сигналом того, что что-то пошло не так.

Выяснить это можно с помощью психолога, врача и даже самостоятельно, если присмотреться внимательно к своему ребенку.

Что же на самом деле может стать причиной, из-за которой ребенок превращается в бездельника?

Известно, что малыши познают мир на примере своих родителей. Они видят маму, которая пылесосит, моет посуду, вытирает пыль, занимается другими домашними делами, и им очень хочется повторить за ней все, что она делает.

Но мама считает, что подражательство в таких вопросах неуместно и отбирает у ребенка веник и совочек, потому что это «не игрушки». И вообще

«Разве ребенок может что-то сделать нормально? Я сама быстрей сделаю».

Именно с этого момента начинается воспитание бездельника в семье.

Через какое-то время, когда ребенок пойдет в сад, а затем в школу, мама будет считать, что она быстрей сделает уроки, чем он сам. Сколько таких мам, которые до выпуска из школы пишут сами сочинения по литературе, возмущаются, когда им ставят четверки, решают задачи по алгебре и изучают теоремы по геометрии!

Читайте также:  Беременность способна притормозить развитие рассеянного склероза более чем на три года

Им кажется, что они помогают своим детям, ведь школьная программа такая сложная.

А на самом деле они отбивают у ребенка желание учиться и вселяют в него уверенность: что бы ни происходило, мама сделает, выучит, сдаст, поможет, напишет, заплатит.

Еще одна причина, по которой в семье может вырасти бездельник.

В идеале обязанности в семье должны делиться между всеми ее членами, естественно, согласно их возрасту и возможностям.

Если ребенка ограничивать, потому что «он маленький», «не справится», «уроки важней», «у него еще допы по биологии», то вырастет тунеядец, который будет считать, что ему все должны, а он никому.

Мотивация – это не только «иди делай то-то и то-то», это еще и похвала, когда у ребенка что-то получилось.

Похвала является не менее важным мотиватором для ребенка, способным окрылить и придать уверенности в своих силах.

Еще один момент: родители не всегда пытаются понять, выяснить, что на самом деле интересно ребенку. Либо полностью игнорируют его интересы, не поощряют его чем-то заниматься, не обращают на него внимания (главное, чтобы поел, сделал уроки, был дома вовремя).

Либо пихают его с раннего возраста заниматься всем подряд, так и не выяснив, чем именно хочет заниматься он сам. В результате такого насилия интерес пропадает ко всему.

Если ребенок пребывает в полной уверенности, что все за него сделает и решит мама, сам он ничего добиваться не будет. Мама сходит и договорится, мама выберет вуз, мама скажет папе или сама поможет найти работу…

Как можно быть ответственным за свою жизнь, проявлять самостоятельность, чего-то добиваться, когда ты точно знаешь, что у тебя есть мама (в некоторых случаях богатый папа) и у тебя в любом случае будет что намазать на кусок хлеба с утра, чем заплатить за квартиру и интернет – потому что мама или папа тебя не бросят, сколько бы лет тебе при этом ни было.

Depositphotos

Три типа родителей, которые мешают своим детям повзрослеть

Как мотивировать собственных детей? Где проходит грань между родительской любовью и тотальным контролем и опекой? Как общаться с подростками? На эти и другие вопросы отвечает Ребекка Дерлейн, учитель старших классов с 17-летним стажем в книге «Подросток в доме: Когда не знаешь, что сказать и как себя вести». Перевод книги выходит в издательстве «Альпина Паблишер» в октябре. Forbes Woman публикует отрывок о типах родителей, которые, сами того не желая, не дают своим детям взрослеть.

Родители, которые платят за все

Мне приходилось преподавать в школах, где родители учеников могли заплатить почти за все на свете. Это были не просто обеспеченные люди из среднего или высшего класса, которые готовы баловать своих детей, — я говорю о мультимиллионерах с частными самолетами и пятью домами.

Моя ученица Кристал была именно из такой семьи. Родители следили, чтобы ей подкрашивали волосы каждые шесть недель. Ногти ей приводили в порядок каждые десять дней.

Она пользовалась дорогой косметикой, носила дорогую одежду и обувь. На каникулы она ездила в экзотические места и не знала, что такое летать экономклассом.

Ей еще даже не исполнилось шестнадцати, а она уже получила в подарок новенький BMW — он ждал ее у порога, украшенный гигантским бантом.

На этой машине, стоившей 60 000 долларов, она и училась водительским навыкам, поэтому разбила ее через две недели после получения прав.

Вы спросите: и что сделали после этого ее родители? Как что — купили ей следующий BMW! Когда ученики дразнили Кристал за то, что она была «чайницей» за рулем, и за то, что разбитую машину ей сразу же заменили (ведь это и правда нелепо), она беззаботно отвечала, что цвет второй машины ей нравится больше, так что все обернулось к лучшему.

Конечно, Кристал не вложила в свою машину ни малейших трудов, поэтому даже не расстроилась, когда разбила ее. Во-первых, она ничего не сделала, чтобы заработать на этот автомобиль. А поскольку это был один из множества дорогих подарков, которые девочка постоянно получала, она совершенно не ценила его.

Во-вторых, разбив машину, она не боялась последствий. Мама с папой всегда бросались Кристал на выручку, должны были броситься и на этот раз. И неважно, что в аварию она попала из-за собственного неумения: папина страховка покроет ущерб, и вообще, родители должны быть счастливы, что дочка осталась цела.

В-третьих, Кристал знала, что никак не пострадает в результате своей небрежности.

Другую машину доставят раньше, чем она успеет испытать какие бы то ни было неудобства, так что проблема для нее будет решена. Короче говоря, она не ценила машину, не отвечала за нее и не боялась последствий. Тем не менее я могу гарантировать, что родители гордились и поддержкой, которую оказывали дочери, и тем, что обеспечивали ей роскошную жизнь.

Стоит ли удивляться тому, что Кристал никогда и нигде не работала и не имела обязанностей по дому. Ее редко ругали за неуспеваемость. Если у нее возникали проблемы с учебой, мгновенно появлялись репетиторы.

Я не знаю, что сталось с Кристал после выпуска, но могу предположить.

Ведь вы, наверное, и сами догадываетесь, что происходит с ребенком, которому не объяснили: каждое решение имеет последствия и иногда эти последствия причиняют боль.

Может быть, вы не настолько богаты и снисходительны, как родители Кристал, но задайте себе несколько вопросов.

Оплачиваете ли вы все прихоти ваших детей, не требуя, чтобы они каким-то образом зарабатывали себе на привилегии и удовольствия? Позволяете ли вы своим подросткам думать, будто после окончания колледжа или устройства на работу они будут жить той же жизнью, что вы им обеспечиваете сегодня? Хватает ли им ответственности и здравого смысла работать, чтобы обеспечивать себя? Понимают ли они, что не всегда смогут позволить себе все желанное? Благодарны ли они вам за то, что вы им даете, и ценят ли они свои вещи?

Помните: не обязательно быть богатым, чтобы избаловать детей. Если вы не научили их благодарности и правильному отношению к труду, в результате они могут оказаться избалованными вне зависимости от размеров семейного дохода.

Родители, которые относятся к своим подросткам как к детям

Родители могут проявлять такое отношение самыми разными способами. Как правило, при этом они хотят показать свою любовь к детям, сделав для них что-то приятное. Я не говорю, что это плохо, но важно понимать: делать для детей все — это на самом деле не любовь.

Такое положение приносит вред ребенку и угнетает его самооценку. Старшие классы школы дают вам четыре года, чтобы постепенно ослабить и снять родительский контроль над детьми, передать им самим ответственность за их жизнь. У вас всегда будет возможность продемонстрировать любовь к детям.

Но делать для них все — неподходящий способ, и злоупотреблять им не стоит.

Андре любил своих родителей, особенно маму, которая тщательно контролировала каждый его шаг в старших классах. Она ежедневно собирала ему в школу пакет с едой, стирала его одежду, убирала в его комнате и застилала за ним постель, пока он был в школе. Мама собирала и разбирала портфель сына, вела его школьный дневник и помнила о сроке сдачи всех его работ.

Родители возили Андре в кино, на занятия фигурным катанием, к друзьям — в общем, всюду, куда ему было нужно. Их планы зависели от расписания Андре, но отца и мать это вполне устраивало. Андре, сами понимаете, тоже.

А вот что его не устраивало — так это то, что родители относились к нему как к ребенку и в других областях его жизни. Они говорили с ним так, будто ему требовалось долго объяснять каждую мелочь.

Они не интересовались его мнением, а просто сообщали ему, что он должен думать, основываясь на давних семейных традициях. Они хотели всегда знать, где он и с кем, и звонили ему чуть ли не ежечасно.

Андре приходилось звонить родителям каждый раз, когда он выходил откуда-то и направлялся в другое место: один раз — когда выходил, другой — когда успешно добирался.

Если у него возникали проблемы в школе, родители вмешивались немедленно и настаивали на встрече с учителем прежде, чем Андре попробовал самостоятельно разобраться с ситуацией. Короче говоря, родители полностью подавляли подростка: иногда из тревоги за него или потому, что они всегда так решали вопросы. Но главной причиной было то, что с раннего детства Андре они так и не ослабили вожжи.

У меня были ученики, которым необходимо было в течение дня связываться с родителями. Зачем? Не имею ни малейшего понятия. Но представьте картину: посередине урока звонит телефон. Я подхожу к ученику, чтобы забрать у него аппарат, и чье имя я вижу на экране? МАМА.

Ни за что на свете я не смогла бы догадаться, ради чего родителям могло бы потребоваться дергать ребенка во время уроков. Я знаю мам, которые готовы все бросить и бежать в школу, чтобы отнести ребенку забытый завтрак.

Я видела, как они, встречая детей из школы, по часу ждут их в машинах, вместо того чтобы позволить своим четырнадцатилетним чадам сесть в школьный автобус и за десять минут доехать до дома. Уровень гиперопеки поражает, и дети воспринимают ее очень болезненно.

Они обожают, когда о них заботятся, им приятно знать, что они небезразличны родителям, но они ненавидят, когда с ними обращаются как с маленькими. Приготовьте детям любимое блюдо на ужин, запишите их на курсы водителей, поддержите их круг общения, — и пусть ваш дом будет всегда открыт для их друзей.

Читайте также:  Лишний вес – хрупкие кости

Но пожалуйста, не опекайте их, как младенцев. Этим вы оказываете им медвежью услугу, лишаете возможности взрослеть и самостоятельно принимать решения.

Родители, которые не готовят детей к будущему

В эту группу проще всего попасть, потому что время, которое вам суждено провести вместе с детьми, пролетает моментально. Проще всего делать то, что делали всегда, ведь чтобы обдумывать и планировать изменения, нужны немалые усилия.

Вряд ли в ваших ежедневниках есть запись типа: «Сесть и спокойно проанализировать, справляюсь ли я со своими родительскими обязанностями». И уж тем более вряд ли такая запись повторяется в нем ежемесячно или еженедельно.

Я рекомендую вам регулярно рассуждать о том, как вы помогаете своим детям готовиться к самостоятельному будущему, когда вы уже не сможете быть постоянно рядом, чтобы подсказать и направить.

Я опросила больше ста своих учеников — нынешних и бывших. Задавала им один вопрос: в какой области они не чувствуют себя самостоятельными. Самым частым ответом был: «Финансы».

Знаете ли вы, что большинство учащихся старших классов не знают, как выписать чек? Если их родители завели для них банковские счета, то дети, как правило, ничего об этих счетах сказать не могут.

То есть они не знают суммы на счету, не знают, берется ли какая-то плата за обслуживание этих счетов, не интересуются, сколько набежало процентов.

У большинства подростков нет собственных кредитных карт, и это мне понятно: ведь родители страшно боятся, что дети наделают дорогостоящих покупок, наберут долгов или не пополнят вовремя счет и нарвутся на громадные пени. Это реальный повод для беспокойства, но существует относительно простое решение такой проблемы: прежде чем вручить ребенку кредитку, научите его всему необходимому. Начните с главного — подберите для него карту с низким кредитным лимитом.

Существуют кредитки, предназначенные специально для школьников, у них низкий кредитный лимит, дополнительная защита от взлома и льготные условия для новичков, забывающих вовремя погасить долг. Объясните детям, как и когда следует использовать эту карту. Отнеситесь к этому объяснению как к учебной задаче — то есть в каждом слове должна быть предельная четкость.

То же самое касается чековой книжки и дебетовой карты. И не думайте, как думала когда-то я, что ваши дети понимают разницу между дебетовой и кредитной картами. Скорее всего, нет. Опять же, объясните им, когда следует пользоваться каждой из них, а когда — нет.

Нынешние дети любят делать покупки в интернете, и они непременно будут использовать для этого дебетовые карты, пока вы не укажете им все причины, по которым этого не следует делать. Поступив в колледж, большинство из них будет заказывать учебники через интернет. Они должны знать, как ответственно пользоваться кредиткой и как распознать надежные сайты и продавцов.

В общем, детей нужно учить правильному обращению с деньгами. Это значит, что они должны держать свои чеки, кредитки и дебетовые карты в надежном месте; просматривать ежемесячные банковские отчеты на предмет ошибок; сохранять и просматривать чеки за покупки; знать правила и ограничения своих карточек и своего банка; уметь заполнить приходный и расходный банковские ордера и т. д.

Надо обсуждать с детьми, откуда приходят деньги и куда они уходят. Тогда ваши дети, вступив в самостоятельную жизнь, будут вполне компетентны в основных финансовых вопросах.

Если вы до сих пор не объяснили им «денежный вопрос», необходимо как можно скорее сделать это. Предположим, что ваши дети работают, — тогда убедите их откладывать от каждой зарплаты определенную сумму, хотя бы по пять долларов. Объясните им как можно раньше и убедительнее, что это делать необходимо.

В нашей семье всегда было правило: деньги нужно расходовать ответственно. Однако подаренные деньги ребенок всегда мог потратить, как ему хотелось, — если только даритель не оговаривал какое-то конкретное предназначение для этих денег.

Ваши дети, как и взрослые, должны иметь право пользоваться денежными подарками, поэтому дарите им деньги время от времени. Главное — относиться к подросткам в финансовых вопросах как к взрослым. Пусть они слушают вас и черпают пользу из вашего опыта.

Постоянно напоминайте им, как важно правильно обращаться с деньгами, но не лишайте их возможности пользоваться неожиданной удачей. Это научит их, что деньги — необходимость, но они же могут приносить радость.

Они должны понять, что сначала надо обеспечить необходимое, затем отложить какую-то сумму на будущее и только потом тратить деньги на прихоти. Представьте, насколько лучше чувствовала бы себя наша экономика, если бы каждый родитель преподавал этот урок своим детям.

Дополнительный бонус здесь в том, что, когда вы доверяете подросткам некоторую финансовую ответственность и свободу, они ценят вашу веру в их способности и стараются вести себя как взрослые.

Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании

И мальчики и девочки, конечно же, отличаются друг от друга не только генетически по Х- и У-хромосомами, не только биологически, но и по социально-психологическим параметрам. С каждым годом в жизни мальчика или девочки всё большее значение играет воспитание и социальное окружение.

Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. А разные дети требуют с одной стороны, индивидуального подхода, учитывающего особенности их психики, с другой, – одинаково бережного отношения к личности ребёнка. Поэтому важно по-разному строить воспитание и обучение мальчиков и девочек.

Взрослый, который играет с ребёнком, учит его, помогает понять и почувствовать окружающий мир, показывает и объясняет, сопереживает и поддерживает, – часто не задумывается о том, что он развивает мозг ребёнка.

Без участия взрослого все возможности, которые заложены в этот орган психики ещё до рождения малыша, не смогли бы раскрыться.

Семья, детский сад, школа развивают мозг и все его многочисленные функции, регулирующие поведение ребёнка, определяющие успешность его обучения, творческое развитие.

Особенности психического развития мальчиков и девочек

Существуют ли различия в формировании мозга, в овладении разными видами деятельности между мальчиками и девочками? Да, существуют. Это постоянные и переменные факторы.

Прежде всего, это генетически обусловленные факторы в виде половых различий. Записывая биотоки мозга у совсем крошечных малышей (новорождённых и детей первых месяцев жизни), физиологи убедились, что мозг мальчиков и девочек уже в этом возрасте работает неодинаково.

Анализ взаимодействия электрических потенциалов разных областей коры мозга: моторных, зрительных, слуховых или ассоциативных позволяет с большой долей вероятности определить пол ребенок.

Органы чувств младенца уже настроены определенным образом, и из всех звуков он выделяет звуки человеческого голоса (настроен именно на эти частоты), из всего зрительного ряда выделяет человеческое лицо. Уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются.

Интуитивно чувствуя различие в зарождающейся психике малыша, родители по-разному разговаривают с сыном и дочкой, используя отличающиеся жесты и мимику. Не у всех родителей это проявляется достаточно чётко: у большей части интуиция, направленная на ребёнка, вытесняется чувствами, связанными с собственным комфортом или дискомфортом.

Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года. Видимо, их раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность («всюду лезут, всё ломают и портят»).

То есть на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.

Очередность и скорость созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. У мальчиков, по-видимому, медленнее созревает левое полушарие, а у девочек — правое. Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления».

У мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. Это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки.

Среди левшей больше мужчин, чем женщин.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Стремясь воспитать всесторонне развитую личность, родители записывают ребенка на различные дополнительные занятия. Но больше — не значит лучше. Излишняя нагрузка может привести к переутомлению. Чтобы избежать этого, необходимо найти баланс между учебой, спортом и кружками.

Оценка ресурсов

Семейные ресурсы — вот от чего следует отталкиваться в первую очередь при выборе кружков. Речь идет как о финансах, так и о выдержке, организационных умениях, наличии помощников.

Стоимость дополнительных занятий не имеет границ. Пока одни дети посещают бесплатные школьные секции, другие осваивают дорогостоящие виды спорта и хобби.

На специальную форму, материалы или инструменты требуются деньги.

Замечательно, когда дедушки или бабушки могут отвезти ребенка на занятие, пока родители на работе. Можно не беспокоиться о том, что опять придется пораньше отпрашиваться с работы. Но нередки случаи, когда по инициативе старшего поколения ребенка отдают на множество кружков одновременно. Родители боятся обидеть помощников, поэтому выполняют все их пожелания.

С особыми проблемами сталкиваются родители братьев и сестер. Казалось бы, двое похожих детей, воспитанных в одинаковых условиях. Но то, что нравилось старшему ребенку, может оказаться неприемлемым для младшего. Ему требуются совершенно другие внешкольные нагрузки.

Избыток семейных ресурсов не всегда приносит счастье. Обычно в финансовой сфере преуспевают амбициозные люди, которые постоянно учатся чему-то новому.

И они ожидают от своих детей такой же целеустремленности и готовности осваивать полезные навыки. Ребенка отдают на плавание, скрипку, шахматы — и это не считая уроков в школе.

Многие не выдерживают подобной гонки и сбегают из-под родительского контроля при первой возможности.

С другой стороны, при нехватке ресурсов у ребенка даже нет возможности попробовать новые хобби. Занятия выбираются по принципу «чтобы бесплатно и близко к дому». Хорошо, если найдется хотя бы один кружок, соответствующий этому требованию. Какой там преподаватель и хочется ли чаду туда ходить — вопрос второстепенной важности.

Обе ситуации не обещают ничего хорошего. Но при втором раскладе у детей сохраняется желание что-то делать. Они охотнее осваивают новые хобби в подростковом возрасте, более обдуманно выбирают будущую профессию.

Читайте также:  Как не поссориться с бабушкой

Оптимальная нагрузка

При выборе дополнительных занятий следует учитывать следующие особенности ребенка:

  • возраст;
  • психофизический тип (темперамент);
  • уровень выносливости и энергичности.

В последние годы наблюдается тенденция снижения возраста, по достижении которого детей отдают на кружки. Никого не удивляют трехлетки, которые изучают английский язык и осваивают азы математики. Но это не значит, что учеба всегда идет им на пользу.

Детсадовец может сильно устать к вечеру даже без дополнительных занятий. Каждый день ему приходится учиться вещам, которые дети постарше делают на автомате. Он еще не освоил толком родной язык, а его уже заставляют учить иностранные слова.

Избыток нагрузки опасен для дошкольников. А особенно он опасен для активных детей, которые с удовольствием осваивают новые навыки. Они даже не способны понять, что усталость уже наступила.

Ребенок ходит на несколько кружков, в то время как его физические и психологические ресурсы истощаются. Хроническая перегруженность может долгое время никак не проявляться. Но она даст знать о себе с наступлением переходного возраста.

Подросток начинает бунтовать против плотного графика и отказывается от части занятий (если не ото всех).

Не следует записывать ребенка больше, чем на 3 вида дополнительных занятий. Проблема не только в объеме нагрузок, но и в необходимости переключаться между разными видами деятельности. За день придется посещать два и больше разных занятия. Чадо еще находится под впечатлением от спортивной тренировки, а уже нужно настроиться на рисование.

Поэтому не стоит выбирать студии, где с учениками за один день занимаются несколькими дисциплинами. Занятия напоминают школьные уроки со звонками и домашними заданиями. Ребенок будет находиться там до самого вечера. Ему не представится возможность научиться планировать свой график.

Лучше недодать детям нагрузки, чем совсем лишить их свободного времени. Это не значит, что нужно полностью предоставить их самим себе. Просто не бойтесь исключить из расписания какой-то кружок, если он кажется вам лишним. Если интуиция говорит вам, что лучше подождать еще год с дополнительными занятиями — прислушайтесь к ней.

Занятия для дошкольника

Вопрос о том, нужны ли детям 3-4 лет дополнительные занятия, должен решаться каждой семьей индивидуально. Причем необходимо участие обоих родителей в обсуждении. Первые несколько занятий должны рассматриваться как пробные. В конце недели можно будет оценить состояние ребенка и понять, не переутомляется ли он.

Лучшим выбором для дошкольников будут занятия, направленные на развитие координации и мелкой моторики. Во многих центрах работают кружки, где дети учатся лепке, танцам и рисованию с трех лет. Это помогает развить творческое начало и воображение.

Для тех, кто немного постарше, будут полезны детские театральные занятия. Здесь дети могут гримасничать вволю — так формируется мимика. Они приобретают опыт в психологии, ведь во время занятий им удается наблюдать проявления различных эмоций.

Еще один вариант для ребенка 4-5 лет — кружок с живым уголком. Чадо учится бережно обращаться с животными. Лучший способ развить эмпатию — заботиться о другом живом существе. Не у всех семей есть возможность держать домашнего питомца. А в живом уголке дети обретают пернатых и четвероногих друзей.

В 5-6 лет уже можно обратить внимание на занятия, направленные на развитие логики и интеллекта. Например, шахматы или шашки. Дух соперничества поможет сделать постижение новых вещей более развлекательным.

Будет хорошо, если вы лично познакомитесь с педагогом. Это должен быть профессионал, который любит свою работу и умеет найти подход к детям. Попросите разрешения поприсутствовать на одном из занятий. Хороший преподаватель, которому нечего скрывать, вряд ли откажет.

Предлагая дошкольнику то или иное занятие, постарайтесь рассказать о том, почему полезно им заниматься. Опишите чаду все возможные варианты и никуда не записывайте его, не посоветовавшись с ним предварительно. Ребенку будет комфортнее, если занятия проходят в окружении знакомых людей. Поинтересуйтесь у других родителей из группы, на какие кружки ходят их дети.

Неочевидная польза дополнительных занятий

Часто родители рассматривают внеучебные занятия как способ занять ребенка, пока взрослые на работе. Соответственно, если один из родителей может проводить все время дома, то в кружках нет необходимости. Но такой подход в корне неверен.

Занятия обладают множеством неочевидных преимуществ.

Социализация ребенка

В процессе деятельности ребенок общается со сверстниками и преподавателями. Особенно важна социализация для детей дошкольного возраста, которые не посещают детский сад или находятся на домашнем обучении. У них не так много возможностей найти себе друзей.

Ребенок не сможет до конца сформироваться как личность, если не научится выстраивать социальные связи. Посещая кружки и секции, он обзаводится новыми знакомыми.

Кроме того, это помогает ему обрести самостоятельность, ведь многие вопросы теперь нужно решать без родителей.

Право выбора

Отсюда следует второе преимущество дополнительных занятий. Благодаря им ребенок реализует свое право выбора. Он находит интересующие его хобби и пробует себя в разных сферах. У него должна быть возможность оставить нелюбимую или надоевшую секцию.

Постепенно какие-то увлечения выходят на первый план и даже влияют на выбор будущей профессии. Многие художники, скульпторы и писатели предпринимали первые попытки творить еще в раннем детстве.

Рядом с ребенком должен быть наставник, который поможет ему направить творческий потенциал в правильное русло.

Режим дня

Кроме того, определенный график занятий научит ребенка планировать свой день. Ведь теперь, помимо уроков и помощи по дому, необходимо выкроить время на новое увлечение. Главное — не перестараться и оставить чаду несколько свободных часов. В противном случае есть риск переутомления.

Здоровые увлечения

Чуть ли не с рождения ребенок окружен гаджетами. Если двадцать лет назад дошкольники проводили дни за активными играми, то теперь лучшее развлечение — компьютер. Все больше детей предпочитают малоподвижный образ жизни.

Это привело к распространению среди молодого поколения ожирения и различных болезней, вызванных им. Позаботьтесь о здоровье ребенка и предложите ему другие, полезные и здоровые развлечения.

Хороший преподаватель умеет сделать занятия увлекательными.

Важность спорта

Физическая нагрузка важна для развития личности ничуть не меньше умственной. Спорт помогает улучшить координацию движений, выработать внимательность и силу воли. Даже тем, кто далек от спортивной сферы, рекомендуется регулярно делать физические упражнения.

Но спортивные секции и профессиональный спорт — две разные вещи. Посещая обычные занятия, ребенок получает среднюю нагрузку. Часто это происходит в игровой форме, где акцент делается на взаимодействие между детьми и подвижность. Ежедневно процесс занимает не более часа-двух, после чего еще остается время на другие дела.

Профессиональный спорт требует полной самоотдачи. Ему посвящают значительную часть жизни. Те, кто с малых лет метит на пьедестал, жертвуют не только развлечениями. Такие дети учатся по специальному режиму, не похожему на режим обычного школьника.

Прежде, чем отдавать ребенка на занятия спортом, выясните, на кого ориентирована та или иная школа. Условия для любителей и профессионалов кардинально отличаются, как и требования к обучающимся.

Физическая активность должна быть дополнением к остальным увлечениям, а не заменять их. Разумеется, если ребенок хочет карьеру в спорте, то будет уже другой подход.

В любом случае, одного спорта недостаточно.

Почему ребенок отказывается посещать дополнительные занятия

Обычно дети бросают регулярные занятия по двум причинам: усталость и отсутствие интереса. В первом случае поможет небольшой перерыв для отдыха или некоторые послабления в ежедневном расписании. Умственная и физическая нагрузка, с которой легко справляется взрослый, может оказаться непосильной для ребенка.

Переутомление у ребенка

Типичными признаками переутомления у ребенка являются:

  • нарушение сна и аппетита;
  • снижение иммунитета;
  • перепады настроения (вспышки агрессии или плаксивость);
  • неспособность сконцентрироваться;
  • слабость и сонливость.

Переутомление может наступить внезапно, особенно у школьников. В начале учебного года они полны энергии и могут переоценить собственные возможности.

А родители оказывают чаду медвежью услугу, позволяя ему записаться на множество кружков одновременно. Подрастающий организм плохо переносит постоянную смену деятельности.

Неудивительно, что к весне у ребенка остаются силы в лучшем случае для нормальной учебы.

Важно проявлять гибкость и позволять иногда отхождения от графика. Только так можно оценить нагрузку на ребенка, понять, какие занятия даются ему тяжелее. Лучше позволить чаду провести пару дней дома, чем подорвать его здоровье в угоду идеальной посещаемости.

Ребенок не хочет ходить на кружок

В ситуации, когда пропуски возникают из-за отсутствия интереса, все несколько сложнее. Многие дети в силу возраста боятся прямо сказать о своем нежелании посещать кружки и секции.

Вместо этого они начинают симулировать недомогание, чтобы появилась благовидная причина остаться дома.

Причем со временем ребенок рискует приобрести привычку к прогулам, которая сохранится даже в студенческие годы.

Не стоит пытаться вывести симулянта на чистую воду. От этого он станет лишь более изобретательным и осторожным в своем обмане. Необходимо устроить с ребенком доверительную беседу. Дайте ему понять, что его мнение и интересы имеют значение. Расспросите о том, какие увлечения он хотел бы попробовать. Не заставляйте его посвящать время и силы делу, которое не приносит ему радости.

Между развлечениями и занятиями ребенок всегда выберет первое. Сыграйте на этом, если видите, что чадо банально ленится. Например, можно предложить ему сделку: покупка новой игры за отличную посещаемость.

Подводим итог

Детство — лучшая пора, чтобы попробовать себя в творчестве. Идеальный вариант для школьника — спортивная секция и какой-нибудь творческий кружок. Не следует делать упор на дополнительные учебные занятия, если ребенок сам не попросит об этом. До старших классов ему будет вполне хватать информации, поданной на уроках.

Кроме того, мы живем в эпоху доступных знаний. Множество онлайн-ресурсов предоставляют доступ к десяткам тысяч статей, учебников и документальных видео. Можно далеко продвинуться в самостоятельном изучении какой-нибудь дисциплины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]