Как не отбить у ребенка желание заниматься спортом

Выбор спортивной секции может вызвать много вопросов. С одной стороны, хочется, чтобы ребёнок рос здоровым и крепким, а с другой — травмы, проигрыши и волнение родителей. На первом семейном фестивале «Мир футбола» главный тренер Академии Ювентус Москва Виктор Узбек рассказал, как легко отбить у ребёнка желание заниматься спортом. И что нужно делать, чтобы этого не произошло.

1. Всюду сопровождайте ребёнка

Пусть он видит, что вы отслеживаете и оцениваете каждый его шаг. Ребёнок должен нервничать на тренировке и игре. Мысль, что футбол — это игра, которая доставляет удовольствие, — вредное изобретение европейских тренеров.

Как правильно. Когда вы мотивируете ребёнка на результат, вы лишаете его полного контроля над задачей. Ведь любой матч и любое соревнование может быть проиграно по огромному количеству не зависящих от него причин. Взрослые, включая тренера, должны иногда отступить назад, чтобы дать ребёнку проявить себя.

2. Оценивайте каждое его действие

Сравнивайте его с собой в этом возрасте, а ещё лучше — с великими игроками. Неважно, что футбол за последние 20 лет кардинально изменился, как и подход к тренировкам. Неважно, что 99% легионеров должны тут же уйти из футбола, если сравнивать их с Месси или Джанлуиджи Буффоном. Пусть ваш ребёнок просто почувствует, что никогда не будет достаточно хорош.

Как правильно. Эффективная мотивация — это прежде всего верная и доступная постановка задач. Например, мы ставим перед ребёнком цель смотреть по сторонам, когда к нему идёт мяч. Такую задачу он полностью контролирует. А значит, получает возможность учиться новым навыкам, делает упор на развитие умений и свой прогресс.

Но родителям важно понимать, что даже максимальное усилие и старание могут не принести победу в игре. Если вы перестанете создавать у ребёнка ложные ожидания, это поможет ему раскрыться и заиграть. Сосредоточьте его на настоящем и запаситесь терпением, чтобы увидеть долгосрочные результаты.

3. Будьте предельно эмоциональны на каждом матче

Особенно важно расстраиваться из-за любой ошибки ребёнка на поле. Так он быстрее поймёт, что вам важен не он, а его достижения. Он начнёт чувствовать вину и осознает, что должен непременно победить, чтобы не разочаровать родителей.

Как правильно. Сфокусируйтесь на выступлении и развитии ребёнка, чтобы по итогу обучения он был готов ко всем ситуациям, а это значит — отработал возможные ошибки. И помните, что детям в первую очередь важен шанс заниматься любимым спортом.

Не все станут профессиональными футболистами. Это нормально. Но занятия в спортивной секции принесут позитивные эмоции от игры в команде, научат принимать поражения и справляться с трудностями. Футбол для ребёнка — это возможность получать удовольствие, это игра. И становиться лучше в любом спорте можно, только сохраняя страсть к ней.

4. Подсказывайте, как надо играть

Обсуждайте с ребёнком действия тренера, старайтесь сомневаться в каждом. Так вы разрушите веру ребёнка в наставника и сделаете его неуверенным в себе. Пусть ему будет как можно сложнее принимать решения в игре, когда это нужно делать за долю секунды.

Как правильно. Мы в «Ювентусе» уделяем основное внимание психологии — детей, родителей и тренеров. Потому что от каждого участника тренировки зависит, сможет ли ребёнок проявить себя на футбольном поле. Первое и самое важное, что можно сделать, — позволить ему получить удовольствие от игры, а тренеру — учить спортсмена.

5. Постоянно волнуйтесь о его здоровье

Ваш ребёнок начнёт бояться травм, тренировки и игры перестанут увлекать его целиком и приносить удовольствие. Тревога, смятение, страх, ступор — вот что будет чувствовать ребёнок, когда мама говорит: «Будь осторожен», папа — «Иди и выиграй», тренер — «Играем по установке, как тренировали всю неделю».

Как правильно. Доверьтесь тренеру. Родителям важно работать с ним в команде, чтобы достичь успеха.

6. Расспрашивайте только о результатах

Он должен выигрывать всегда и любой ценой. Неважно, что любое обучение — это ошибки, которые нужно сделать и позволить ребёнку через них проходить. Что тренировка — это постановка и отработка навыка и, чтобы сделать её эффективной, нужно оценивать только динамику результатов ребёнка, его техники, работы в команде, скорости.

Как правильно. Родителям важно выполнять главную роль — поддерживать ребёнка, уважать его выбор, следить за личным прогрессом и мотивировать.

Например, замечать и хвалить за то, что он смог выполнить упражнение, которое не давалось раньше. И, конечно, поддерживать его в трудные моменты.

Ведь футбол — это игра, а в любом спорте случаются проигрыши, а победа зависит не только от умения, но и от удачи.

Как приучить ребенка к спорту

  • Многие родители, глядя на свое чадо, которое все свободное время проводит в гаджетах, задаются вопросом, как приучить ребенка к спорту, ведь спортивная нагрузка необходима для полноценного физического развития и здоровья в целом.
  • На самом деле, если у вас возник этот вопрос, вы уже на полпути к победе, ведь без участия родителей ребенок сам не встанет с кресла и не пойдет заниматься.
  • В этой статье мы рассмотрим, как приучить малыша к спорту в самом раннем или в школьном возрасте, чтобы физическая активность стала для него нормой во взрослой жизни.

Влияние спорта на развитие ребенка

Влияние спорта на развитие ребенка огромно. Многие ошибочно думают, что спорт влияет только на физические данные, но многочисленные исследования доказали, что физические нагрузки также положительно влияют на психическое и умственное развитие малыша.

Рассмотрим, чем же полезны физические нагрузки для детей:

  • Физическое развитие. При занятиях спортом с малых лет малыш растет физически сильным и развитым. Регулярные тренировки позволяют сформировать правильную осанку, избежать проблем с сердечно-сосудистой системой, укрепить иммунитет, предупредить заболевания дыхательной системы и повысить выносливость. Физически крепкие дети менее подвержены сезонным заболеваниям и развитию хронических болезней;
  • Умственное развитие. Практически любые активные игры развивают быструю реакцию, мышление и помогают создавать логические связи. Доказано, что дети, занимающиеся в спортивных секциях, в школе показывают более высокие результаты по сравнению со сверстниками, ведущими пассивный образ жизни. Это обусловлено не только выполнением задач на тренировках, но и обогащением мозга кислородом во время занятий, что способствует концентрации внимания и легкому усваиванию учебного материала;
  • Психическое развитие. Психическое здоровье – это важная составляющая гармоничного развития. Спорт укрепляет психику и прививает ребенку чувство собственного достоинства. На тренировках ребят учат самоконтролю и дисциплине. В результате малыш более спокойно реагирует на замечания, учится решать конфликтные ситуации и адекватно реагировать на критику. В целом физические нагрузки укрепляют нервную систему, а значит, делают ребенка более устойчивым к негативным психологическим факторам.

Основной задачей родителей является привить ребенку любовь к спорту с самых ранних лет. Отдав малыша в секцию без предварительной подготовки, скорее всего родители столкнутся с нежеланием крохи заниматься, с постоянными капризами и многочисленными уловками для пропуска занятий.

Такая ситуация не прибавит здоровья, а может даже и навредить, окончательно отбив у малыша желание заниматься спортом.

Отдавая свое чадо в секцию, не забудьте оформить спортивную страховку ребенку. Полис страхования может оформляться только на время тренировок и соревнований или с покрытием 24/7.

Для детей лучше оформлять круглосуточный полис, ведь такая страховка покрывает не только спортивные травмы, но и любые другие несчастные случаи в повседневной жизни.

Как привить ребенку любовь к спорту

В первую очередь родители должны понимать, что любовь к спорту – это черта семейная. Если вы сами ведете пассивный образ жизни, все время проводите за компьютером или телевизором, ожидать от ребенка любви к спорту абсурдно.

Даже если вы каждый день будите ему говорить, что нужно заниматься, а сами не подниметесь с кресла, малыш будет всеми способами избегать занятий. Единственный верный путь – это показать малышу пример. Более того, пример этот должен быть не единичным, это должен быть семейный образ жизни.

Но ненужно пугаться, от вас не потребуется записываться в спортивный клуб или завоевывать олимпийскую медаль. Все что от вас требуется, это ежедневно всей семьей делать утреннюю зарядку, а по выходным играть в подвижные игры или выезжать на природу.

Это только первый шаг к тому, чтобы ваш ребенок полюбил занятия спортом, также специалисты советуют родителям выполнять три важных правила, чтобы не отбить у малыша желание заниматься спортом, а именно:

  • Начинайте заниматься сами и подавайте пример;
  • Не навязывайте вид спорта, пусть выберет сам;
  • Чаще хвалите и никогда не ругайте, если что-то не получается.

Помимо этого родители должны мотивировать ребенка на занятия спортом. Для этого малышу необходимо создать все условия, которые помогут заинтересовать малыша и сделать занятия веселыми и увлекательными.

Прививаем любовь к спорту с детства – проверенные методы

Психологи и тренеры предлагают родителям проверенные методы вовлечения ребенка в спорт. Если вы сами увлекаетесь спортом, берите малыша с собой на тренировки, водите на соревнования любимых команд, смотрите вместе спортивные передачи и объясняйте смысл каждой спортивной дисциплины.

Молодые мамы сегодня могут воспользоваться уникальным предложением от фитнесс-клубов, которые предлагают занятия для детей, в то время пока занимаются их мамы. Также для привлечения детей в спорт используйте следующие методы:

Спортивная форма – это важный атрибут приучения ребенка к спорту. Будет лучше, если кроха сам выберет себе спортивный костюм, футболки и кроссовки. Родителям же следует проследить, чтобы все вещи были качественными и пошиты из натуральных материалов.

Если форма покупается не для домашних занятий, а для тренировок в секции, перед ее покупкой посоветуйтесь с тренером. Некоторые дисциплины требуют особой экипировки, такой как щитки, каски, а также определенных спортивных костюмов.

Например, для занятий велоспортом требуется приобретать специальные шорты и вело туфли, а занятия единоборствами требуют покупки специальных кимоно.

Читайте также:  Как правильно пить молоко

Приучайте детей к спорту с детства. Для этого покупайте им не только современные гаджеты, но и яркие мячи, скакалки, обручи и тд. Прекрасным вариантом привлечения ребенка к спорту станет покупка шведской стенки, ведь ни один непоседа не сможет пройти мимо такого интересного спортивного уголка.

Ребенку школьного возраста для активных развлечений можно приобрести ролики, скейтборд, футбольный мяч, баскетбольное кольцо и тд.

Главное правило, для того чтобы привить любовь к спорту у ребенка – никакой критики, только похвала и гордость за достижения. Это относится к самым маленьким деткам, ведь они очень чутко реагируют на критику.

Похвала же наоборот будет стимулировать малыша добиваться больших успехов и разучивать новые упражнения. Если ваш малыш уже посещает секцию, вы обязательно должны присутствовать на каждом соревновании, ведь в этот момент ему просто необходима поддержка и ваша гордость за его победу.

  • Спортивные площадки и летние лагеря

На каникулах детей необходимо водить на детские спортивные площадки, а с 7-8 лет при возможности отправлять в летние лагеря.

Коллективные подвижные игры, походы, соревнования и другие мероприятия подстегнуть у ребенка интерес к спорту и подарят положительные эмоции, что сформирует любовь к спортивным занятиям. Особенно детям нравятся спортивные летние лагеря, где они могут жить в палатках, ходить в походы, жечь вечерние костры и изучать навыки выживания в дикой природе.

Если вы опасаетесь отправлять своего малыша в такой лагерь, вполне подойдет и обычный школьный лагерь с экскурсиями, ежедневной зарядкой и активными играми.

Выбор секции

Выбирать секцию нужно с учетом характера и физических особенностей ребенка. Не нужно навязывать малышу определенную секцию, пусть попробует несколько кружков или запишется туда, куда ходят его друзья.

Смена секции не должна пугать родителей, не препятствуйте, если вдруг юный спортсмен решил уйти в другой спорт, ведь он только начинает свой путь и должен найти секцию, где ему будет максимально комфортно.

Выбрать спортивный кружок можно в нашем каталоге секций. Здесь вы сможете узнать с какого возраста принимают детей в спорт, и какие требования предъявляются при поступлении.

Самое раннее занятие спортом

В идеале самое раннее занятие спортом должно состояться в первые месяцы после рождения. Многие родители сегодня записываются в специальные секции плаванья с младенцами, и это правильно.

Ранняя гимнастика в бассейне или ванне убережет малыша от таких недугов как внутричерепное давление, повышенный тонус мышц, укрепит иммунитет и нервную систему.

В спортивную секцию можно отдавать в отдельных случаях с 3 лет, но обычно на не травмоопасные виды спорта принимают малышей от 5 лет.

Ошибки родителей

Часто в нелюбви к спорту у ребенка виноваты, как ни странно сами родители. Все дело в том, что решив, вырастить свое чадо здоровым и сильным, и отдав его в спортивную секцию, родители совершают ошибки, которые напрочь убивают в ребенке желание заниматься.

Рассмотрим типичные ошибки родителей при выборе спортивной секции для ребенка:

  • Запись в секцию при поступлении в первый класс. Если ваш малыш до того как пойти в школу не занимался спортом, не нужно отдавать его в секцию в первом классе. В первый год учебы ребенок и так находится в постоянном стрессе, ему приходится менять режим дня, повышается умственная нагрузка, и занятий спортом он может просто не выдержать. В результате успехов не будет ни в учебе, ни в спорте;
  • Выбор секции по желанию родителей. Часто можно встретить такую ситуацию, когда ребенок не хочет ходить на занятия, потому что они ему просто не интересны. Но родители настаивают, чтобы он посещал занятия и показывал результаты. Не нужно заставлять ребенка, пусть лучше он сам выберет для себя спорт, ведь только так он будет посещать кружек с удовольствием;
  • Выбор секции без учета характера и темперамента. Например, если ваш малыш тихоня и с трудом идет на контакт, не нужно отдавать его в активный спорт, чтобы он стал активнее и смелее. Пройдите простой тест на определение темперамента, и вы узнаете, какие виды спорта подходят вашему малышу. Также перед записью в секцию вы можете пройти специализированное тестирование в специализированном центре, где помимо характера будет определена и физическая предрасположенность ребенка к определенным видам спорта;
  • Излишняя требовательность. Многие мамы и папы требуют от малыша скорых результатов в спорте. Они начинают сравнивать его с другими детьми, указывать на промахи и критиковать за отсутствие грамот и побед. Делать этого категорически нельзя, наоборот, ищите поводы для похвалы и подмечайте любую даже самую маленькую победу;
  • Выбор тренера. Если, отдав ребенка в секцию, вы видите нежелание крохи ходить на занятия и полное отсутствие результатов, поговорите с ребенком. Возможно, ему не нравятся методы тренера или он просто боится его. Если этот так, лучше перевести малыша в другой кружок, чтобы полностью не отбить у него желание к занятиям спортом.

Может ли спорт навредить ребенку

По мнению специалистов неправильно подобранный вид спорта или неверно составленный график занятий действительно вместо пользы могут принести вред ребенку. Особенно это касается занятий в дошкольном и младшем школьном возрасте.

По мнению врачей до 10 лет занятия спортом должны носить общеукрепляющий характер без интенсивных нагрузок и ежедневных тренировок.

Особое внимание при выборе секции необходимо уделить в младшей школе. Тренировки не должны мешать учебе и у ребенка еще должно оставаться время на отдых и прогулки с друзьями.

Несомненно, прививать любовь к спорту нужно с детства, но делать это необходимо правильно и без перегибов. Физические занятия должны в первую очередь приносить удовольствие ребенку, ведь только в этом случае спорт пойдет на пользу.

Если вы заметили, что ваш малыш пассивен, не хочет учиться, все время проводит в планшете или телефоне, у него нет друзей, и его ничего не интересует, пора бить тревогу. Поговорите с ребенком и выберите для него интересный вид спорта и уже через несколько недель вы заметите, как ваш ребенок начнет меняться.

Нежелание ходить на тренировку или наступил период кризиса

Если ребенок не хочет заниматься, стоит ли заставлять его пробовать продолжать? Говорит, что не хочет идти на тренировку. Причину не называет, как бы не спрашивала.

Ребенку 9 лет. Вид спорта: горные лыжи. Занимается 3 года. Результаты хорошие, часто призовые места.

Ответы экспертов

Елена Крищенко

Если явных причин не замечено, то есть вероятность, что пришло, так называемое, насыщение или общая усталость. Возможно достигнуты цели, поставленные ранее, но они не принесли желаемого эффекта. Здесь можно попробовать дать время на отдых.

На практике, самая распространенная причина, когда ребенок теряет интерес, — преобладание амбиций родителей. Достигнув определенного возраста ребенок нашел способ противостоять им, так как изначально этот был не его выбор. Призовые места спортсмен занимает для родителей и другой мотивации у него нет.

Чаще всего спорт у таких детей заканчивается в 11/12 лет.

Заставлять и бросать спорт, не поняв причины и чувств ребенка, не рекомендую. Ведь уже так много сделано!

Вера Золотых

Причинами могут быть отношения с тренером и в коллективе, собственная неуспешность, усталость или просто лень. Возможно, есть интерес к какому-то другому виду спорта.

Если ребенок занимается довольно долгое время и успешен в этом виде спорта, то отказ от занятий может быть связан с накопившейся усталостью, тогда можно попробовать заключить с ним «сделку», предложить в качестве компенсации за занятия какие-то бонусы, которые могли бы его мотивировать. Еще одним вариантом может быть временное снижение нагрузки.

Важным фактором является осознание того, для чего мне спорт. Видит ли ребенок себя профессиональным спортсменом или тренировки для него просто рутина. Картина будущего и того, чем эти занятия могут быть полезны, также может стать источником мотивации.

Попробуйте предложить альтернативу, если не лыжи, то что? Если он откликнется, то возможно действительно пропал интерес к данному виду спорта.

Может быть вариант, что совсем ничего не работает и ребенок категорически отказывается заниматься, попробуйте дать ему время на подумать. И ровно через месяц вернуться к этому разговору.

Очень большую роль может сыграть родительская воля, какой-то период времени вы можете быть опорой и мотивацией для ребенка.

Но, если сопротивление слишком сильное и ничего не мотивирует к возобновлению занятий, то вероятно стоит поискать другой вид занятий.

Юлия Хасанова

3 года — это кризисный период в процессе тренировок. Ощущение, что ты уже чего-то достиг, что этого достаточно.

Если не говорит причину, то наверняка явной причины нет. То есть просто действительно ощущение потолка, скуки, «наелся».

Я бы сделала следующее на месте родителей:

  • Вспомнила с ребенком все полезное, что случилось благодаря спорту. Это не только медали. Это и уверенность в себе, осанка (может быть), улучшение общего состояния здоровья (например), обретение новых друзей и связей, обретение новых впечатлений в виде городов, спортлагерей, сборов, турниров и многое другое. То есть вместе с ребенком бы посмотрела на это с самой позитивной стороны и устроила ребенку (и внутри себя и себе тоже) часик гордости, удовлетворения от проделанной работы за эти 3 года.
  • Спросила ребенка, как он видит будущее без горных лыж, чем бы хотел заниматься вместо, ведь добавится множество свободного времени и с этим нужно что-то делать. Дала бы время подумать
  • Донесла до ребенка, что нет необходимости обязательно менять секцию. Можно в ней остаться, просто поставив себе новую, даже небольшую цель (продумать варианты целей с тренером).
Читайте также:  Польза и вред щавели и щевеливой кислоты для здоровья

Обратилась бы к тренеру отдельно от ребенка с вопросами:

  1. Как он занимается.
  2. Есть ли прогресс или достиг плато.
  3. Какие планы у тренера на ученика дальше, то есть видит ли наставник будущее и думал ли об этом (вдруг пустил на самотек).
  4. Сказала бы, что ребенок потерял желание. Попросила бы помощи в разговоре (чтобы тренер пообщался с учеником отдельно).

Елизавета Лилеева

Если ребенок не хочет заниматься, стоит ли заставлять его пробовать продолжить?

Заставлять точно не стоит. Ребенок должен знать, что у него есть 100% свобода воли, и что он принимает решения. Но говорит ли это о том, что как только ребенок говорит «мне надоело» или «все, я больше не хочу ходить» — надо бросать спорт?

Нет конечно.

Потому что, что может быть? Ребенок — это коробочка с секретиками, и ни он сам, ни даже родители зачастую не догадываются, что стоит за этим «не хочу» и «надоело».

Что же может стоять за этими словами?

Дефициты витаминов, микроэлементов и белкового питания, вызванные резким скачком роста. Не забываем, что перед нами ребенок. А дети растут скачками, поэтому этот пункт не стоит игнорировать как вероятный. Поэтому смотрим на ребенка и оцениваем! А на сколько сантиметров на вырос за последние месяцы? А давно ли мы сдавали кровь и проверяли на дефициты? А что у нас с состоянием ногтей и волос — ведь они первые реагируют на дефициты. А когда ребенок в последний раз болел орви и насколько легко перенес? Проанализировав ответы на эти вопросы, мама сможет сделать вывод, есть ли вероятность, что резкий рост вызвал анемию, дефициты витаминов, микроэлементов или белка и принять решение об обследовании здоровья ребенка.Конфликт с тренером, конфликт с членами команды.Падение самооценки ребенка, связанное в его взрослением. Месяц назад все получалось, сейчас подрос и получаться перестало потому что изменились пропорции. И просто должно пройти время.Психологические переживания ребенка, связанные с отношениями со сверстниками, с друзьями, со своим полом, с противоположным полом.Ребенок таким образом транслирует переживания из-за внутрисемейных конфликтов между родителями или другими важными для него взрослыми.Ребенок действительно хочет бросить этот спорт, потому что он ему надоел.

  • Как же родителю самостоятельно пробиться в эту коробочку и понять, что стоит за словами ребенка «не хочу» и «надоело»?
  • С первым пунктом, касающихся вероятных ростовых проблем со здоровьем понятно — сопоставляем, наблюдаем, проверяем.
  • Как быть с остальным?

Для начала, конечно, попробовать поговорить с ребенком. Может быть ребенок расскажет, что происходит. Но многие дети ограничатся «не хочу», «надоело» и «отстань». Что делать родителю?

Если у вас доверительные отношения с ребенком — вы можете заняться совместным рисованием. Эту технику используют психологи, чтобы выявить отношение детей к разным вопросам.

Я рекомендую сделать совместный рисунок с вашим ребенком, чтобы вы с ним нарисовали его, то как он тренируется на лыжах, команду.

Важно, как изображает ребенок себя и других людей, грустные ли они или веселые, какими цветами рисует? И дальше родитель может задавать наводящие вопросы.

Также вы всегда можете выбрать делегата из семьи, которому ребенок доверяет сильнее всего или с которым он дружит, чтобы тот расспросил его. Например, дедушку или старшего брата. Многие дети не стремятся посвящать родителей в свои тайны, а других людей — легко.

Можно обратиться к психологу, чтобы тот помог вытянуть правду из ребенка и параллельно выявил психологическую подоплеку происходящего.

Также есть вариант составить с ребенком договор. Например такой: ты занимаешься еще пол года, и если ты действительно понимаешь, что это не твое — ты больше не ходишь на этот спорт. За пол года многое станет понятным, многое перемелется. Я со своими детьми использовала именно этот метод.

Не забывайте, самое важное — сохранить доверительные отношения с ребенком! Ведь это залог его психологического здоровья на всю жизнь!

Вера Золотых Елена Крищенко Елизавета Лилеева Юлия Хасанова

Вам также может понравиться

Ребёнок не хочет заниматься в секциях? Тренер спортивной школы о причинах лени и низкой мотивации

Современные родители очень озабочены воспитанием успешных, счастливых и здоровых детей.

С этой целью они разносторонне развивают подрастающее поколение: отдают детей в разные секции, приучают к занятиям спортом, следят за правильным образом жизни.

Но очень часто мамы и папы сталкиваются с тем, что принято называть «капризами» и «выкидонами» детей: те отказываются идти на тренировки, ленятся, спорят с родителями.

Что делать в такой ситуации? Как справляться с низкой мотивацией детей, ленью, где искать причины такого поведения? Приглашённый эксперт портала «Где мои дети», тренер спортивной школы с 12-летним стажем, эксперт в спортивной психологии и консультант родителей спортсменов по достижению детьми успехов и побед, Алёна Новикова поделилась своим личным профессиональным опытом, чтобы направить родителей в этом непростом деле и помочь им найти корни проблемы.

Алёна Новикова,
тренер по каратэ, эксперт в спортивной психологии:

Работая тренером в спортивной школе, с мотивацией и ленью мне приходится сталкиваться каждый день. Есть у меня две истории из практики, которые запомнятся мне надолго. Я хочу поделиться ими с вами. Имена героев изменены. Суть историй в том, что за ленью и нежеланием что-либо делать порой стоят скрытые причины.

Иногда проблемы низкой мотивации лежат на поверхности — говорите с детьми и слушайте их

Первая история о юном спортсмене Саше. По моему мнению, в спорте его ожидали успехи, так как ему легко давалась новая техника. На занятиях Саша показывал великолепные результаты, но всегда был очень сдержанными мальчиком и не проявлял эмоций.

Перед очередной тренировкой состоялся разговор с мамой Саши, к которому я не была готова.

«Алёна Юрьевна, Саша больше не хочет ходить на каратэ!» — мама Саши была очень расстроена.

Я сама не понимала причин для того, чтобы бросать мальчику спорт, но уважаю мнение каждого и не имею привычки переубеждать или принуждать посещать занятия. Считаю, что существует достаточно хобби и сфер, где можно реализоваться как детям, так и взрослым. Поэтому я стала предлагать другие виды спорта.

«Вы меня не поняли… Саша вообще ничего не хочет: ни плавания, ни баскетбол. Сидит в комнате за компьютером и всё», — мама Саши наотрез оборвала мои предложения.

Она понятия не имела, в чём причина. Я предложила прийти в следующий раз вместе с Сашей и попробовать узнать причины столь резкого отказа от занятий.

Во время следующей беседы Саша сказал, что каратэ для него имеет большое значение. Он категорически не хочет заниматься баскетболом и ходить на плавание.

И что именно поэтому он убивает своё свободное время, сидя за компьютером. Далее Саша объяснил, что на тренировках по каратэ ему не нравится, что ему больно, когда отрабатывают удары в парах.

Маме он стеснялся об этом говорить, т. к. мама воспитывает его быть сильным и смелым.

После разговора всё встало на свои места! Я предложила Саше индивидуальную работу: дисциплину ката и упражнения без партнёра. Он с радостью согласился и уже через год показал великолепные результаты. Мы выиграли первенство России по ката.

Эта история учит более внимательно относиться к желаниям детей, больше с ними разговаривать, прислушиваться и чувствовать их. Я рада, что состоялись эти беседы, что спортсмен смог реализоваться и не закрылся в себе.

Чтобы помочь детям преодолеть лень, станьте для них примером и опорой

Вторая моя история о том, что поддержка семьи является огромным толчком к успехам юного спортсмена.

Всё произошло в период карантина, когда спортивные школы были закрыты, а дети и родители большую часть времени проводили дома. Наши тренировки проходили online, а задания для самостоятельной работы я высылала на почту.

Я стала замечать, что одна из моих лучших воспитанниц стала пропускать тренировки и не выполняла домашние задания. Первым же решением было позвонить родителям:

«Здравствуйте, Татьяна Николаевна, как у Ани здоровье? Она начала пропускать тренировки…»

По словам мамы, Аня не хочет заниматься дома, ей лень, её всё отвлекает. Девочка считает, что дома тренировки совершенно бесполезны.

«Если Аня не будет заниматься дома, то она сильно упадёт в показателях, — объясняла я, — а после карантина ей сложно будет выиграть даже местные соревнования».

Также я поинтересовалась, как проходят домашние тренировки. Мама Ани рассказала, что вечером они всей семьей смотрят телевизор, а после 18:00 часов вечера Аня отправляется заниматься в свою комнату.

Я предложила Татьяне Николаевне поддержать Аню в спорте и вместе с ней выполнять простые упражнения. Конечно, маме Ани эта идея пришлась не по душе. Ей не хотелось отрываться от домашних дел.

И всё же ради успехов своей дочери она согласилась.

Через две недели мне позвонила радостная Татьяна Николаевна со словами благодарности: «Я в восторге! Мы с дочкой каждый день бегаем, с утра делаем зарядку. Я давно хотела прийти в форму, но руки не доходили. А тут в компании намного легче, да и в глазах дочери хочется выглядеть хорошо, не бросать начатое на полпути. Спасибо Вам!»

Когда начался карантин, ребёнку стало лень самостоятельно заниматься. На фоне семейного отдыха, Ане было тяжело себя заставить делать упражнения.

А когда мама начала заниматься вместе с дочкой и показала на личном примере целеустремлённость и характер, девочке стало легче и даже интереснее.

Читайте также:  Польза и вред кильки в томатном соусе

После завершения карантина Аня успешно выступила на соревнованиях, а мама продолжила дальше заниматься спортом.

Вот, что значит поддержка внутри семьи. Порой мы недооцениваем значимость семьи и не связываем это с желанием ребёнка заниматься спортом, посещать секции, отрабатывать упражнения дома. А ведь каждый ребёнок стремится к единению со своими родителями. Когда семья — это команда, каждое событие проживается вместе гораздо дружнее, нежели по одиночке!

Смотрите и читайте ещё больше материалов по теме:

Станьте экспертом портала «Где мои дети» или заведите свою авторскую колонку на нашем ресурсе! Присылайте свои идеи, истории и предложения о сотрудничестве нам на почту [email protected].

Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик

Как мотивировать ребенка заниматься спортом?

Родители часто беспокоятся за детей, когда те не хотят на танцы или футбол, а сидят у компьютера либо в телефоне. Пытаемся понять, как мотивировать ребенка быть активным, а значит, здоровым.

Что делать, если сам со спортом не дружишь и заразить ребенка своим примером не можешь?

Если взрослый человек натужно пытается заняться спортом, хотя он сам ненавидит его, ничего хорошего из этого не получится. Ребенок будет считывать, что мама или папа занимается тем, чем не хочет. Реально привить любовь к какому-то делу можно только тогда, когда ты сам это любишь.

Важно помнить, что семья – это не только ребенок плюс мама или плюс папа. Семья – это как минимум последние три-четыре поколения: бабушки, прабабушки.

Если ни у кого из них не было любви к спорту, то и взяться ей неоткуда. Из-под палки заставить полюбить спорт не получится: ребенку можно рассказывать что угодно, но если при этом он не видит вашу внутреннюю страсть к тому, что вы делаете, это никогда не станет интересным и важным для него.

А если родитель фанатеет от велосипеда или лыж, а ребенку все равно?

Детям нужно дать некоторую свободу. Они не такие же, как взрослые, как мама и папа. Вполне возможно, что мама фанатеет от лыж, а ребенку вообще эти лыжи не сдались.

Есть очень хорошая система, когда ребенку даешь срок в пять занятий – походить, посмотреть нравится ему или нет. Он может в любой момент встать и уйти со словами: мне это не подходит, я не буду этим заниматься.

А если ему нравится, то пусть ходит дальше, пока не появится устойчивый навык.

Мы все пытаемся что-то вложить в детей, дать инструменты, которые пригодятся им в жизни. У кого-то устойчивый навык появляется за год, у кого-то – за пять, все индивидуально. Зато если он развился, то даже после большого перерыва в занятиях всплывет в памяти. Например, ребенок десять лет не катался на лыжах, а потом встал и поехал, как ездил в детстве.

Как найти секцию, которая понравится ребенку?

Если ребенку не нравится теннис, не нужно его заставлять туда ходить. Продолжайте искать другой спорт, который ему понравится, он точно будет.

Часто родители пытаются впихнуть детей туда, что любят сами: вот я занимаюсь лыжами, давай и ты лыжами занимайся. Может, ребенок фанатеет от танцев.

Лучше методично искать, давая возможность ребенку выбрать тот спорт, от которого у него будут гореть глаза.

Моему ребенку 8 лет. Он 1,5 года активно ходил в бассейн, а потом сказал: больше не хочу. Ну не хочешь – не надо. Научился плавать – молодец, на этом достаточно.

Год он посидел дома, а потом сказал: снова хочу в бассейн. Не вопрос, пошли. Не надо передавливать детей, они сами могут сообразить, что им нужно, а что нет. Но взрослые зачастую пытаются прижать к ногтю.

Это вызывает только внутреннее отторжение.

Изначально не нужно выстраивать больших ожиданий и говорить: все, идем в бассейн, будешь плавать.

Если ребенок будет начинать что-то новое в расслабленном состоянии, он сможет понять, нравится ему это или нет, хочет он продолжать дальше или хочет бросить. Бывает, что родители сами создают избыточное напряжение.

То есть они говорит: не парься, все будет классно, а сами при этом боятся начинать новое дело. Конечно, ребенок это настроение считывает.

Можно ли мотивировать ребенка карманными деньгами?

Деньгами можно мотивировать то, что не относится к зоне ответственности ребенка. Учеба – это его ответственность. Спорт тоже, ведь это образ жизни.

Если речь о том, чтобы ребенок сделал что-то большее, то вот тут можно мотивировать деньгами и предлагать в режиме оплаты.

Например: «Ты получишь деньги в качестве приза, если победишь в олимпиаде или возьмешь призовой кубок». Тогда это сработает.

Стоит ли заставлять ребенка заниматься в определенные часы и дни, если более мягкие способы убеждения не сработали?

Если в семье никто спорт не любит, но при этом ребенка заставляют заниматься по расписанию без его желания – это насилие.

Да, ультиматумы в духе «Ты не получишь телефон, пока не отожмешься десять раз», эффективны. Но я бы предпочла договариваться с ребенком, прививая ответственность, а не ставя жесткие запреты.

Нужно ли устанавливать ограничение на пользование гаджетами? Как именно ограничивать и сколько часов в день разрешать?

С неограниченным доступом к контенту ребенку может быть сложно остановиться. Даже не каждый взрослый это может. Мозг не успевает переработать всю информацию, и ребенку от этого некомфортно и неспокойно.

Пока мы не знаем точно, сколько времени можно проводить с гаджетами, но мы точно видим, что время нужно регулировать. Так же, как мы регулируем количество сладкого и соленого, которое едим сами и едят дети.

Мне кажется, два-три часа гаджетов в день помимо учебы – этого прям за глаза хватит. Ребенку и самому будет комфортнее, когда он знает, что есть границы.

Если ребенок долго ходил в секцию, а в последний год хочет бросить, стоит надавить, чтобы он доходил, или отпустить ситуацию?

Зависит от возраста. Если ребенку шесть лет и он хочет бросить в девять – это одна история. Надо понять, что случилось и почему он хочет перестать ходить, потому что дети просто так не бросают. Если его одолела лень, то, как правило, это разовая акция. Но если он регулярно со слезами не хочет идти, то значит, в секции что-то происходит. Может быть нужно поменять тренера, группу или локацию.

Я бы не шла на поводу, но точно разговаривала бы с ребенком и задавала вопросы о том, в чем причина. Возможно, проблема легко решается.

Если ребенку 13–15 лет, он может бунтовать и истерить, чтобы было так, как он хочет.

Это нормальная история для подростков. Я бы все-таки настаивала на том, чтобы ребенок остался в секции и в спорте, потому что лучше, если спорт будет присутствовать в его жизни.

Ему будет куда выплеснуть энергию, и это поможет пережить переходный период.

Как не отбить желание заниматься, но при этом поддержать и проявить интерес к занятиям ребенка?

Не надо придавать процессу большую значимость. Отдавайте себе отчет, что ребенок – это другой человек, ему что-то может нравиться, а что-то нет. Это нормально, и нужно с пониманием к этому относиться.

Как правило, родители, которые находятся в контакте с ребенком, видят его таланты. Он может стесняться петь и танцевать при всех, но наедине с мамой и папой вдруг начинает как-то прикольно танцевать и подпевать.

Если вы видите сильные стороны ребенка, старайтесь развивать их, потому что так и кайфа будет больше, и результат лучше, чем когда вы пытаетесь взращивать какие-то слабые стороны.

Поддерживать можно своим примером, своим отсутствием страха ошибаться. Объяснять ребенку, что есть периоды, когда мы взлетаем и когда падаем, что без падения не бывает опыта.

Иногда ребенок закрывается и не хочет идти на занятия, потому что испытал там какую-то болезненную эмоцию и не знает, что с ней делать. Если родитель скажет: «А, не хочешь, ну и ладно, вопрос закрыт», то для ребенка эта ситуация так и останется неприятной.

А если родитель поможет с эмоцией справиться, тогда все будет нормально, ребенок пойдет и преодолеет следующую преграду и ему самому от этого станет хорошо.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]