Много ли вы знаете учеников, которые любят делать домашние задания? Исследование «Дети Mail.ru» показало, что больше половины опрошенных родителей выполняют домашнюю работу вместо своих детей.
Как сделать так, чтобы закрепление и проверка знаний вызывали у детей интерес, а родителям не приходилось часами сидеть с ребенком над учебниками? Светлана Ермакова, учитель начальных классов лицея №24 города Ижевска делится своей подборкой интернет-сервисов, которые превратят обычную домашнюю работу в настоящее приключение.
— Я заметила, что с интерактивными заданиями дети видят больше смысла в домашней работе, она перестаёт быть для них занудной повинностью.
Им ведь важно, чтобы результат был понятен сразу, а не в конце четверти или через год, долгосрочными целями их невозможно мотивировать.
Работая по модели «1 ученик – 1 компьютер», я использую различные онлайн-сервисы уже в течение 8 лет и вижу, как изменилось отношение моих учеников к домашним заданиям. Есть несколько сайтов, которые я использую особенно часто и рекомендую их читателям «Педсовета».
Придумай домашку сам: кроссворды в программе LearningApps.org
LearningApps.org — это интерактивная платформа, в которой дети создают работы в виде кроссвордов, игр «Найди пару» или «Кто хочет стать миллионером?» на определенную тему. Учитель создаёт папку, куда дети загружают придуманные ими интерактивные задания, а потом в классе все вместе ищем ответы и решаем задачи.
Я часто использую эту программу, чтобы разнообразить домашние задания по русскому языку: беру за основу пройденные темы — словарные слова, синонимы, омонимы или антонимы. Вижу, что детям не терпится узнать, что загадали одноклассники. У учеников появляется интерес и азарт.
Эту работу можно выполнять как в команде за одним компьютером, так и с одноклассниками в режиме «онлайн». А я потом вижу на сайте результат, кто и как справился с заданиями.
Проверь себя: готовые задания в онлайн-сервисе «Яндекс.Учебник»
Все задания на сайте Яндекс.Учебника составлены в рамках школьной программы, но при этом отличаются актуальными формулировками и часто сопровождаются забавными иллюстрациями. Есть много тематических подборок, которые будут актуальны и интересны современным детям. Есть и упражнения, которые можно использовать для развития метапредметных навыков.
Ученик сразу видит, правильно ли он решил задачу, и если совершил ошибку, то в запасе есть еще две попытки. А для меня важно, что задания проверяются сервисом автоматически. Это экономит время — и моё, и учеников.
Наглядные запоминалки: сделай стенгазету в Linoit
На этой платформе дети могут создавать виртуальную доску, на которой с помощью стикеров помещают информацию, которую они получили на уроке или изучили дома самостоятельно. Так, например, по окружающему миру задаю сделать заготовки с описанием растений. Получаются своеобразные запоминалки, которые помогают при опросе домашнего задания в классе или написании проверочных работ. Все доски остаются у учителя в личном кабинете.
Создай свой рассказ: конструктор историй StoryVisualizer
Всем школьникам задают на дом чтение и пересказ литературных произведений. Мне стало легче заинтересовать ученика сюжетом и проверить, насколько хорошо он в нем ориентируется, с приложением StoryVisualizer. Дети должны сделать в нём «наглядный пересказ» с использованием мультимедийных ресурсов: рисунков, картинок и видео. На эти же иллюстрации он может опираться, отвечая в классе.
Придумай каверзные вопросы: викторины Kahoot
Я люблю иногда проверить, насколько хорошо ребенок освоил ту или иную тему, с помощью каверзных вопросов. Больше всего мои ученики любят вопросы с подвохом, ответы на которые содержатся в самой формулировке. Можно придумать такие вопросы самой или дать ученикам домашнее задание, чтобы они их составили.
Из вопросов, придуманных детьми дома, я создаю викторину на сайте Kahoot. Это увлекательная, по моему опыту, альтернатива проверке домашнего задания: на уроке дети соревнуются между собой, кто больше даст правильных ответов. Желание победить стимулирует их хорошо готовиться по темам таких викторин.
Как помочь ребенку с домашними заданиями: советы родителям
Для многих родителей школьников реальность такова, что им приходится решать, составлять проекты, читать и писать вместе с детьми, а иногда и вместо них.
Проблема заключается в том, что нельзя просто сказать школьнику, чтобы он сам делал домашние задания, если его этому не научили, а потом не отработали навык.
Задача грамотного и качественного выполнения домашней работы в первую очередь лежит на родителях. Как помочь ребенку справляться с заданиями?
Научите его самостоятельности
Подготовить ученика к выполнению работы, заданной на дом, — задача родителей. Учителя в классе дают новые знания, учат, а дома мамы и папы контролируют процесс выполнения заданий. И чем быстрее родители научат школьника, тем раньше он станет самостоятельным. И нанимать для этого репетиторов — не лучшая идея.
Главная функция репетитора — помочь подтянуть предмет. Но справляться с работой, заданной на дом, должен сам ученик. Если он не может этого сделать, если задает много вопросов по предмету, значит, есть пробелы в знаниях, и их нужно заполнить.
Репетитор не должен решать с ребенком домашние задания
Приучите его к режиму
Если школьника невозможно усадить за уроки, то причина может быть в неорганизованности. Приучите его к режиму дня: садиться за уроки он должен в одно и то же время.
Сначала вы можете сидеть рядом с ним, чтобы контролировать его работу, но не делайте ее за него, не подсказывайте, не помогайте. На этапе приучения к режиму жестко пресекайте все «не хочу», «сделаю потом», «хочу конфету» и т.д.
Если вы не выработаете режим, он никогда не приучится к самостоятельности и не станет организованным.
Планируйте
Залог эффективности во всех сферах — планирование. Объясните школьнику, как составлять план. Каждый предмет вы разбиваете на этапы, каждому этапу отводите определенное время.
Это можно сделать так: например, на прочтение параграфа я отвожу 20 минут, на ответы на вопросы — 10 минут. На полях отметьте карандашом время. На первых этапах можно даже использовать таймер. Сначала составляйте план вместе с ребенком, со временем он научится делать это сам.
И тогда вся математика или география будет сделана без лишних слез и нервов за отведенное время.
Научите ребенка планированию
Подготовьте рабочее место
На продуктивность человека большее влияние оказывает окружающее пространство. Подготовьте для школьника рабочее место. Это должен быть хорошо освещенный письменный стол.
Там должно быть достаточно пространства для всех учебных принадлежностей, учебников, компьютера. А вот игрушек, яблок, конфет, рамок для фотографий там не должно быть.
Уберите все, что может отвлекать детское внимание.
Начинайте с самого сложного предмета
Всем свойственно откладывать неприятные дела на потом. Но для эффективного обучения это вредно, поскольку детский организм имеет ограниченный ресурс энергии, сил, внимания. Поэтому начинайте с самых сложных предметов или тех, которые меньше всего нравятся ученику. Если начать с простых задач, то он больше внимания и энергии израсходует на них.
Подталкивайте к ответу, но не отвечайте сами
Будем откровенны: если ребенок задает вопросы по урокам, а вы просто решаете задачи за него, вместо того, чтобы подтолкнуть к ответу, показать, в каком направлении ему подумать, то вы не помогаете, а просто экономите свое время.
Если школьник просит вас помочь, не отказывайте ему, но и не делайте все за него, ведь полученная хорошая оценка не стоит отсутствия знаний
Как помочь? Почитайте вместе главу учебника, возможно, что придется поискать дополнительные материалы в интернете. Покажите на других примерах, как решаются подобные задачи. Но свою работу он должен сделать сам.
Не делайте уроки за ребенка, у него будут пробелы в знаниях
Наконец, не нужно упрекать детей, которые не справляются с заданиями хорошо или вовремя. Постарайтесь разобраться, почему так происходит. Поддерживайте детей, помогайте им организовывать учебный процесс. Помните, что детям не всегда дается все и сразу.
Советуем посмотреть очень интересное видео по теме от психолога Дмитрия Карпачева:
Лайфхак родителя: как помочь с «домашкой» и надо ли помогать
Учеба в школе — сложное испытание не только для детей, но и для их родителей.
Бесконечные доклады и творческие задания могут вымотать сильнее, чем деловое совещание, а ведь еще нужно вспоминать физику с биологией, с которыми вы мечтали навсегда попрощаться после выпуска.
О том, как правильно помогать с уроками, когда и насколько стоит вмешиваться и как научить детей самостоятельности, «Учёбе.ру» рассказала Надежда Чубарова, которая умудряется совмещать руководящую должность в РЖД с воспитанием пятерых сыновей.
alonis / Flickr / CC BY-SA 2.0
Пять мальчиков — это не шутки. Насколько жестко вы контролируете выполнение домашних заданий и контролируете ли вообще?
Двое моих сыновей уже закончили школу, а самый младший пойдет в школу через год, поэтому сейчас у меня два школьника — в 5 и 3 классах. Самый возраст, когда запустить учебу очень легко, а наверстать потом будет трудно.
Программа в школе постоянно меняется и усложняется, и я не открою никаких секретов, если скажу, что ребенку, особенно в начальных классах, очень трудно выполнить задание самому. Приходится не то что контролировать, а и помогать, делать уроки вместе.
Всегда ли стоит делать с детьми домашнюю работу? Или это все-таки зависит от возраста и темперамента ребенка?
Все дети очень разные. Со старшим сыном я вообще не делала уроки. Он сразу рьяно взялся за учебу, с 1 класса был самостоятельным, мне не приходилось его даже проверять. Со вторым сыном было не так. У него такой характер, что его нужно подталкивать и направлять.
Если не сидеть с ним рядом, то он быстро отвлекался на какое-нибудь другое занятие. Третий опять оказался самостоятельным, редко когда попросит подсказать, как решается задача, или помочь с докладом — все сам. С четвертым сидим, делаем уроки вместе.
Попробовала дать ему свободу, но он так запустил английский, что потом долго приходилось расхлебывать.
Это на самом деле зависит от характера и от возраста. Когда нас на родительских собраниях в 10-11 классах просили проверять «домашку» у своих детей, меня это удивляло.
В таком возрасте человек уже достаточно взрослый, чтобы осознавать значимость учебы и учиться самостоятельно.
А вот пятиклашка еще не понимает, что когда-нибудь ему придется работать, перед этим получив образование, и от того, как он будет учиться в школе, зависит, какой вуз, профессия, работа и достаток у него будут.
А в каком случае вы точно приходите на помощь?
Ребята не стесняются спрашивать меня, если что-то не поняли на уроке, и я объясняю — благо, сама в школе училась хорошо. Сейчас в начальных классах задают очень много докладов, творческих проектов.
Чтоб выполнить их, нужно пользоваться интернетом — тут я тоже помогаю. Родительская помощь нужна и важна, хотя основную часть работы ребенок должен делать сам. Родитель же подскажет, направит, поможет.
Вот, представьте, ребенку дали задание, которое он не понял, не может сам выполнить, не знает, с чего начать, а с него требуют результатов. И это задание висит над душой тяжким грузом. Стресс? Стресс. И этот стресс накапливается. Очень важно, чтоб ребенок знал, что у него есть старший друг, к которому он может обратиться за помощью. Хорошо, если этот друг — его мама или папа.
У каждого ребенка есть свой график, в который мы с ними ежедневно ставим баллы
Стараетесь ли вы мотивировать детей, объяснять им, как важна школа?
Вряд ли семилетний ребенок осознает, что ему когда-то понадобится вся эта учеба. Для детей их будущая взрослая жизнь кажется далекой, даже фантастической. Поэтому вдохновить их словами «тебе это понадобится в будущем» не получится. Но заинтересовать тут можно по-другому.
Я сейчас провожу дома маленький эксперимент, который лично мне кажется интересным. У каждого ребенка есть свой график, в который мы с ними ежедневно ставим баллы. Не только за учебу, но и за разную работу по дому, даже за то, что почистил зубы.
Если говорить только про учебу, то, допустим, за пятерку он получает пять баллов, за четверку — два, за двойку — минус десять, тройку не оцениваем вообще.
Дальше, что мы делаем с накопившимися баллами? Мы их тратим! Мы заранее обговорили, как будем делать это летом, когда у меня будет отпуск, и обсудили «расценки»: к примеру, сходить в пиццерию — 100 баллов, в аквапарк — 500 баллов, в парк аттракционов — 50 баллов за каждый и т. п.
Так, в игровой форме, но с пользой дети «зарабатывают» себе на развлечения. Это стимулирует тщательнее выполнять домашние задания, чтобы получать хорошие оценки. Хочу сказать, что с тех пор, как мы начали эксперимент, двоек вообще не было, а пятерок и четверок стало больше.
А вот платить за оценки деньгами, на мой взгляд, не стоит. Казалось бы, моя система баллов схожа с денежным поощрением, но уже то, что в обсуждении мы пользуемся словом «баллы», а не «рубли», значит очень много.
А как с более взрослыми детьми?
Старшеклассникам уже нужно объяснять, что от учебы в школе зависит их дальнейшая жизнь. У меня есть пример, о котором я часто рассказываю знакомым. У моего старшего сына в 9 классе к середине учебного года была очень слабая тройка по химии. С самого начала он что-то недопонял, вовремя не спохватился, запустил — и вот результат.
С выбором профессии у него тоже было неясно, а учителя уже тогда давили: нужно определяться с ОГЭ, нужно решать, какой предмет важен для поступления, и начать на него «нажимать». На зимних каникулах сын лечил зубы, и ему так понравилось, что он решил, что хочет стать стоматологом.
Я была в шоке: «Кем? С твоей тройкой „за красивые глазки“?».
А он взял учебники по химии и за зимние каникулы восстановил пробелы в знаниях за весь период, что они прошли. Сам, без репетиторов. Пришел в школу с каникул и объявил учительнице, что будет сдавать экзамен по химии.
Сказать, что та была поражена, — это ничего не сказать. Она отговаривала его, даже звонила мне, но он уперся. Ну, чего, сдал на пятерку.
Правда, за два следующих года передумал быть стоматологом, но в аттестате за 11 класс по предмету стоит «пять».
Считаете ли вы, что старшие дети должны помогать младшим с выполнением заданий?
Если случается, что у старших есть время, желание и терпение, чтоб все объяснить младшим, то я очень рада. Здорово, когда старшие помогают младшим, но я не заставляю и не вношу это в их обязанности.
Более того, меня не всегда это устраивает, потому что часто их помощь заключается в «давай, лучше я за тебя сделаю!». Им же неинтересно сидеть и объяснять: гораздо легче самому быстренько сделать то, что умеешь.
А мне важно, чтоб ребенок понял и в следующий раз справился сам. Поэтому я не считаю, что нужно заставлять.
Родители всегда находятся между двух огней: с одной стороны, нельзя слишком опекать, с другой, бросать на произвол судьбы тоже не стоит. Как вы решаете эту проблему?
Я отпускаю контроль постепенно. Вижу, что сын-третьеклассник хорошо справляется с математикой, — и теперь он делает ее сам, я даже не проверяю, поскольку знаю, что у него получается.
Даже если он сделает ошибку в примере — не страшно. Главное, чтоб понял тему. К своим ошибкам стоит относиться терпимо, и этому детям тоже нужно учиться.
Невозможно существовать без ошибок, невозможно прожить жизнь сначала на черновую, а потом набело.
А вот, например, английский без меня сын пока не может делать. Русский тоже надо проверять, потому что он быстро списывает упражнения и считает, что долг выполнен и совесть его чиста. Но даже когда контроль я отпускаю полностью, ребенок все равно знает, что в любое время может обратиться ко мне за помощью.
Какой совет вы бы дали бы родителям, особенно тем, у кого дети только-только пошли в школу?
Я им желаю терпения. Оно очень пригодится. А еще — мудрости. Очень важно не испугать ребенка, когда он только начал учиться, не вызвать у него отвращение к учебе. Не надо кричать и наказывать, если у него что-то не получается: он же еще только учится. Не нужно стремиться сделать из него отличника и требовать пятерок.
Все дети разные, у всех разный характер. Кто-то стеснительный и боится отвечать у доски, даже если хорошо подготовился; кому-то снижают оценки из-за плохого почерка, но почерк отображает характер, настроение, темперамент, даже заболевания. Да и вообще, пятерки не показатель того, что дальнейшая жизнь будет удачно складываться.
Главное — вырастить хорошего человека.
Конец полугодия: помогаем младшекласснику
Чем ближе Новый год, тем сильнее усталость даже у взрослых, что уж говорить об учениках начальных классов. А впереди не только ёлки, подарки и каникулы, но и целый месяц учёбы, а у кого-то и контрольные. В нашем материале — советы, как помочь ребёнку закончить полугодие и не потерять все силы.
Почему младшие школьники так устают
Многие современные родители искренне не понимают, от чего можно уставать в младших классах.
Вспоминая собственное детство без гаджетов и электронных дневников, когда учителя задавали два упражнения по русскому языку и три номера по математике, когда большинство из нас до пятого класса не знали, что такое английский, когда, сделав домашнее задание за полтора часа, можно было до поздней ночи гонять в футбол или кататься на санках, мы в недоумении пожимаем плечами. Однако нагрузки на сегодняшних младшеклассников колоссальны. Психологи относят к ним не только учебные задачи, но и целый ряд других факторов:
- психоэмоциональное перенапряжение, связанное с адаптацией к новым условиям;
- «шумовая усталость»;
- вовлечённость в интересы и деятельность других людей;
- формирование «зоны личной ответственности».
Усталость накапливается постепенно. В течение дня ребёнок «держится», переключая внимание с одного занятия на другое, а вечером стресс даёт о себе знать. Кто-то может расплакаться, кто-то — уйти в себя, кто-то — устроить истерику или даже драку на пустом месте.
Это происходит из-за того, что в отличие от нас, взрослых, дети ещё не научились бороться с усталостью и правильно распределять энергию. Когда мы переутомлены, мы можем встать, размяться, подойти к окну, чтобы сделать глоток свежего воздуха, присесть или прилечь на несколько минут, выпить чаю, полистать книгу или журнал.
Ребёнок не знает, что делать с переутомлением, и оно может превратиться в агрессию.
Как справляться с усталостью на физическом уровне
Лучший способ снять усталость после школы — это прогулка. Не запрещайте ребёнку немного поиграть с одноклассниками в школьном дворе или ближайшем парке под присмотром взрослого.
Если вашего школьника забирают бабушка или дедушка, попросите их проходить хотя бы часть пути домой пешком, чтобы насидевшийся за день ребёнок мог размяться, поделиться школьными впечатлениями, понаблюдать за природой и людьми, а в идеальном варианте — ещё и порешать логические задачки.
Даже если школьник посещает спортивные секции, среди домашних развлечений обязательно должны быть подвижные игры. Это может быть полоса препятствий из опрокинутых стульев и натянутых верёвок, классический бег под музыку вокруг стульев, бой подушками, весёлая аэробика или вечер бальных танцев. Главное, чтобы дитя не валялось на кровати с планшетом до тех пор, пока не уснёт.
Позаботьтесь о чистоте и свежем воздухе в комнатах. Младший школьник вполне может помогать вам в этом. Влажная уборка в детской, помощь во время мытья посуды, кулинарные уроки от бабушки — любые мелкие дела по дому очень хорошо расслабляют и одновременно приучают к порядку.
Во время подготовки уроков неплохо каждые 15 минут вставать, разминаться, делая по несколько наклонов или приседаний. Важно также следить за осанкой и правильным освещением. Разнообразить питание школьника помогут не только аптечные витамины, но и вкусные добавления к ежедневному рациону: свежие фрукты и овощи, изюм, орехи, мёд, богатая жирными кислотами морская рыба.
Как родителям справляться с капризами, слезами, ленью и другими проявлениями усталости
Негативные проявления детской усталости могут вывести из себя любого родителя, но встречная агрессия недопустима. Как бы ни капризничал ребёнок, какой бы грязной ни выглядела его комната, как бы много несделанных заданий не поджидало вас в конце рабочего дня, наберитесь терпения и разговаривайте спокойно. Постепенно преодолеть проблемы помогут простые шаги:
- структурируйте рабочие задачи (составьте учебный календарь, используйте стикеры с пометками «срочное», «несрочное», «самое срочное», мотивирующие наклейки);
- чередуйте учёбу и отдых;
- подавайте положительный пример (не ругайте начальников, говорите о работе с удовольствием, делитесь идеями);
- сотрудничайте на равных, чтобы ребёнок в любой ситуации знал, что вы друг, а не строгий полицейский;
- приветствуйте ЛЮБЫЕ инициативы;
- хвалите за каждую мелочь, формулируйте пожелания бережно и уважительно: «У тебя получился чудесный рисунок родового древа! Жаль, что в квадратиках для подписи имён не очень много места. В следующий раз можно попробовать писать чуть более убористо».
- Много-много обнимайте ребёнка.
Как сделать учёбу проще
Привыкание к стандартным и порой скучноватым формам работы тоже утомляет. Приятным разнообразием при подготовке домашних заданий станут короткие обучающие ролики о растениях и животных, городах и странах, чудесах света (окружающий мир), истории слов и крылатых выражений (русский язык), музыкантах и художниках.
Задачки по математике станут решаться охотнее, если предложить ребёнку посчитать, сколько клювокрылов было у великана Хагрида из «Гарри Поттера», если известно, что клювокрылов в 5 раз меньше, чем единорогов, единорогов — на 4 меньше, чем саламандр, а всего питомцев — 37. Можно использовать для составления задач любую тему, интересующую ребёнка (спутники планет, количество футбольных голов, число поверженных противников в компьютерной игре).
Произведения, заданные для самостоятельного прочтения, запомнятся младшекласснику надолго, если вместе прочитать их по ролям, устроить кукольный спектакль по мотивам «Аленького цветочка» или «Золушки», нарисовать иллюстрации или подготовить тематическую поделку (картонный замок, башмачок или цветочек из бисера).
Отработать теорию и закрепить важные навыки на практике помогут нескучные упражнения в разделе «Предметы» и интерактивные задания от «1С: Школа» на «ЯКласс». Во вкладке «Переменка» найдутся замысловатые математические задачки и задания на логику, а ещё — весёлые тесты, игры, загадки и прочие интересности.
Как творчество и хобби помогают перезагрузиться
С одной стороны, конец полугодия — время напряжённое, с другой — радостное и предновогоднее. Составьте адвент-календарь с креативными идеями, приближающими праздник. Каждый день выполняйте вместе с ребёнком маленькие волшебные задания:
- украсить комнаты рождественскими гирляндами;
- смастерить необычные ёлочные игрушки своими руками;
- написать новогоднюю сказку, а потом вылепить из пластилина её героев;
- потанцевать всей семьёй под песни о Рождестве и Новом годе;
- сделать открытки для друзей и родственников;
- смонтировать поздравительный видеоролик для самых близких;
- склеить из картона нарядные подарочные коробки;
- сшить или связать карнавальные костюмы куклам;
- соорудить сказочный гараж с ячейками для хранения маленьких игрушечных машинок;
- подарить вторую жизнь непарным вязаным носкам, превратив их в Christmas socks;
- выучить колядки;
- подготовить подарки для болеющих, пожилых, малоимущих людей, детей из детского дома.
Спасением от осенне-зимней депрессии станет творчество. Берегите себя и близких, отдыхайте со вкусом и учитесь с удовольствием!
опубликовано: 30.11.2021
Как помочь ребёнку справляться с домашним заданием?
- Домашнее задание – одна из составляющих школьной жизни.
- Хорошо, если ребенок сам может организовать себя и не просит помощи взрослого.
- Однако это – большая редкость.
- Как помочь ребенку научиться учиться, легко справляться с домашним заданием?
- 1 шаг — организация рабочего места
Оборудуйте для ученика удобное рабочее место, с учетом его роста. Места должно хватать, чтобы он мог расположить на столе все необходимое. Ноги не должны болтаться. Вся стопа должна стоять на полу. Можно использовать подставку. Следите, чтобы источник света находился по центру стола или чуть левее. Ребенку должно быть комфортно при выполнении домашнего задания.
2 шаг — отдых после школы
Начинать выполнение домашнего задания необходимо после отдыха, лучше – прогулки. Дайте ему отвлечься от учебного процесса, поиграть, подвигаться.
Просмотр телевизора – не отдых !
На сытый желудок даже сложное задание не кажется таким страшным. Накормите чадо обедом.
3 шаг — создание рабочей обстановки
Следите за тем, чтобы никакие внешние факторы не отвлекали ребенка от учебников. Создайте рабочую атмосферу. Выключите телевизор, радио, уберите из поля зрения игрушки.
4 шаг — планируем работу
Прежде всего, выполняя домашнее задание, ребенок учится самоорганизации, самоконтролю. А значит начинать надо с дневника. Необходимо научить ребенка пользоваться дневником систематически. Основная роль принадлежит в этом именно родителям.
Многим знакома картина, когда ребенок приходит домой и не знает, что же было задано на дом. Приходится звонить одноклассникам. Узнав задание, ребенок начинает его выполнять, а вот запись в дневник не делается. Ребенок обязательно должен под контролем родителей запись сделать.
Далее необходимо посмотреть весь объем и уровень сложности. Расписание уроков лучше сверять с расписанием посещаемых кружков и семейным досугом. Иногда можно что-то сделать не накануне, а в тот день, когда уроков задается меньше (например, такие предметы, которые бывают 1 – 3 раза в неделю).
Оценивая объем и уровень сложности, ребенок планирует свою деятельность. Необходимо подобрать вместе с ребенком все, что необходимо для работы по выбранному предмету.
Начните подготовку домашнего задания с наиболее трудных и объёмных предметов. Родители, наблюдая за работоспособностью и утомляемостью ребенка, могут сами выбрать оптимальный вариант. Чаще всего это точные науки – математика, русский язык, иностранный язык. Потом переходите к более легким и интересным. Стихи учите вместе, так будет веселей и интересней.
Некоторым детям целесообразнее начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.
Если кроме учебника есть тетради на печатной основе, в них работали в школе, а дома по ним задания нет, стоит посмотреть, что и как ребенок делал в школе.
5 шаг — работаем по письменной инструкции
Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух и объяснить, что же надо делать. Если инструкция к упражнению большая, многоступенчатая (надо выполнить несколько заданий), и ребенок не может сразу ее запомнить, выполнять задание можно по этапам. Но ребенок сам должен читать задание к каждому этапу и пояснять, что он будет делать.
Нужен ли черновик? Да, часто он необходим. Но записи в черновике должны быть минимальными. Нет смысла писать упражнение по русскому языку в черновик, делать все разборы, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок утомляется, а качество работы снижается.
6 шаг — следим за временем
Обязательно делайте 10-ти минутный перерыв между заданиями по разным предметам. Не заставляйте сидеть за учебниками более 30 минут без перерыва. Старайтесь максимально сократить время выполнения уроков. Выполнение всех уроков в идеале не должно превышать 2-х часов. После выполнения уроков должно оставаться время на отдых, на прогулку.
7 шаг — А если что-то не получается ?
Как правило, домашнее задание значительно проще или аналогично материалу классной работы. Домашнее задание – закрепление навыков. Не каждый сразу усваивает материал.
Если у ребенка не получается какое-то из заданий, то никогда не отказывайте ему в помощи. Если после объяснения, вы видите перед собой большие и полные непонимания глаза, переключите ребенка на другое упражнение, а к этому вернитесь немного позже.
Помните: объяснить – не сделать за ребёнка! Подсказывать нет смысла.
Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?
- • Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.
- • Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.
- •У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.
- • Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.
8 шаг — проверка
Письменную работу сам ребенок должен проверить, и только потом родители, если были допущены ошибки, могут указать на недостатки.
Если в вашей семье ребенок делает домашнее задание самостоятельно, а вы только проверяете его, приходя с работы, то не встречайте малыша словами: «Сделал ли ты уроки?”.
Поговорите со своим ребенком на разные темы, попросите рассказать как его дела, самочувствие. Пусть он почувствует, что для вас важнее он сам, а не домашнее задание.
Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок.
А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться другой ответ».
Это поможет ученику вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.
Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок.
Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу.
Существует мнение, что если ребенок допустил ошибки, он должен переписывать до тех пор, пока ошибок не будет. Это – глубокое заблуждение. Прежде всего, всю работу надо разобрать, подготовить ребенка к работе, нацелить на то, что сделать надо сразу и как можно лучше.
До какого возраста надо помогать ребенку? Пока не сформируются навыки самоконтроля, самоорганизации. На первых порах Вам придется постоянно сидеть рядом. Через некоторое время давайте возможность то или иное задание частично выполнить самостоятельно. Увеличивайте самостоятельность.
Иногда приходится наблюдать, что ребенок просто ничего не делает, если остается один. Ему постоянно необходимо присутствие взрослого. Бесполезное сидение растягивает время выполнения задания, утомляется ребенок еще быстрей. Придется сидеть рядом, пока ему это необходимо.
Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание.
Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно. Приучайте ребенка к аккуратности во всем. Итог выполнения домашнего задания – подготовка портфеля.
Ребенок сразу после выполнения домашнего задания должен собрать портфель, проверить, все ли он сделал, подготовить все необходимое к следующему учебному дню.
- Не стоит думать, что, помогая ребенку, вы лишаете его самостоятельности.
- Самостоятельность формируется постепенно.
- Не делайте за ребенка, делайте вместе с ним.
- Постепенно ребенок научится делать все сам!
Специалисты рассказали, как правильно помогать ребенку с домашними заданиями — МК
С наступлением нового учебного года многие родители после работы вместо отдыха весь вечер корпят за школьными уроками своих чад. «Без меня Маша не справится с сочинением, а Вася и вовсе скатится на «двойки », — вот главный аргумент взрослых.
Да и многие учителя, особенно в начальной школе, все чаще открыто сообщают родителям, что их вклад в обучение ребенка просто необходим. Однако специалисты уверены, что излишняя помощь с домашними заданиями не только не приносит малышу пользы, но и приучает его к лени и безответственности.
Как найти разумную грань и не превратиться из мамы или папы в строгого учителя, выяснял корреспондент «МК».
Решать или не решать?
Многие родители мечтают, чтобы 1 сентября подольше не наступало, даже больше собственных детей. И это совершенно не удивительно. Когда после беззаботного лета вновь приходит пора идти в школу, новых забот прибавляется не только у самих учащихся, но и у их родителей, которые и так перегружены работой и домашними хлопотами.
В наше время взрослые все чаще и чаще вынуждены принимать активное участие в учебе ребенка, и в первую очередь это касается выполнения домашних заданий.
И если необходимость помощи с уроками первоклашке воспринимается как что-то само собой разумеющееся, то в последующие годы у родителей возникает закономерный вопрос: а стоит годами полноценно участвовать в школьной жизни своего малыша или нужно как можно быстрей отпустить его в самостоятельное плавание? В решении данной проблемы мнения родительской общественности расходятся. Кто-то ради хороших результатов готов вместе с ребенком учиться вплоть до института, другие же не видят необходимости вторгаться в поле деятельности учителей и самого школьника без крайней необходимости.
— На мой взгляд, решение, помогать или не помогать с уроками, зависит от каждого конкретного ребенка, — считает мама двух школьников из Подмосковья.
— Старшей дочке я активно помогала только в первом классе, потом она делала все сама и лишь изредка обращалась ко мне, когда нужно было помочь с презентацией или с поиском материала для доклада. С сыном же вышла совершенно противоположная история.
У ребенка были проблемы с логопедией, и учиться ему было сложнее, чем другим детям. К тому же прилежностью и усидчивостью, как у дочки, сын тоже не отличался. На данный момент ребенок учится в 3-м классе, и пока мне полностью приходится контролировать и сам факт выполнения домашнего задания, и его качество.
Конечно, я не делаю работу за него, но помогать исправлять ошибки и разбираться в непонятом материале приходится постоянно. Все дети разные, кто-то прекрасно все усваивает на уроке, а кого-то нужно постоянно подтягивать дома.
Специалисты сходятся во мнении, что однозначно следует помогать с уроками младшим школьникам, которые еще только адаптируются к учебе в школе. Однако конечная цель этой помощи должна состоять в том, чтобы научить малыша готовить домашние задания самостоятельно.
— В 1-м классе у ребенка в голове еще нет четкой схемы, как правильно делать домашние задания и с чего начинать занятия, — поясняет детский психолог Алена Полянская. — В связи с этим задача родителей — помочь ребенку грамотно организовать процесс их выполнения.
В первую очередь нужно правильно выстроить режим дня, определить четкое время для выполнения домашних заданий. Наиболее подходящее время для уроков — с 15 до 18 часов, когда ребенок уже отдохнул от школы, но еще не хочет спать.
Начинать выполнять задания стоит с тех, которые кажутся более простыми самому малышу, желательно. Например, с устных, а не письменных, так ребенок быстрее раскачается и включит мозги для более сложных задач.
Также нужно постараться уже с первых месяцев учебы постараться привить своему чаду серьезное отношение к школьным вопросам и чувство собственной ответственности за их решение.
Не сотвори себе лентяя
В последние годы во многих семьях учеба ребенка в школе стала чуть ли не главной заботой и темой домашних разговоров. Родители стремятся сотворить из своих чад отличников и гениев, при этом чересчур опекаемые школьники превращаются в обычных лентяев, не способных шагу ступить без посторонней помощи.
— На самом деле быть для ребенка полноценными родителями и учителями одновременно практически невозможно, — уверена Алена Полянская.
— Попытки совмещать эти роли в большинстве случаев приводят к конфликтам и превращают совместное выполнение уроков по вечерам в настоящую пытку как для детей, так и для их родителей.
Кроме того, ребята, которым постоянно помогают с домашними заданиями, быстро привыкают к опеке и уже не способны принимать решения самостоятельно. У таких детей появляется привычка во всем занимать выжидательную позицию, а не проявлять настойчивость в достижении целей собственными силами.
Конечно, это не означает, что, если ребенок в процессе выполнения заданий что-то не понял и обратился за помощью, ему нужно отказывать. Просто это не должно становится системой, роль родителей может заключаться в контроле за выполнением домашних заданий, но не в решении за ребенка математических задачек, например.
По мнению специалистов, очень часто родители постоянно участвуют в процессе выполнения уроков своих чад, в попытке вытянуть своих учеников на отличные оценки по всем предметам.
В результате взрослые задают слишком высокую планку для конкретного малыша, тем самым снижая его мотивацию, да и вообще самое желание учиться. Уровень способностей у всех школьников разный, и невозможно сделать отличников из всех детей, особенно в старшей школе.
Гораздо важнее помочь школьнику понять, какое направление для него является самым интересным, и основные силы тратить уже на его изучение.
— В последние годы у родителей появилась манера постоянно спрашивать в школьных чатах домашнее задание, чтобы проверить, правильно ли их ребенок его записал, — рассказывает учитель математики Николай Ермолаев.
— Если в первом классе это хоть как-то можно понять, то в средней школе это смотрится, мягко говоря, странно. 11–12-летний ребенок вполне может и должен четко записать все заданное, а если он заболел, то узнать уроки у своих одноклассников самостоятельно.
Лично я на родительских собраниях всегда внушаю взрослым, что чем раньше они выпустят детей из-под собственного крыла, тем эффективнее и успешнее будет их учеба в школе.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28076 от 16 сентября 2019
Заголовок в газете: Маме и папе уроков не задали