Учёные заявили, что уровень интеллекта человечества снижается



Много дискуссий вызвали доказательства норвежских ученых о неуклонном снижении среднестатистического IQ населения. Неужели человечество понемногу теряет умственные способности? Эксперты обвиняют гаджеты, а также реформы образования. А может IQ-тест просто не в состоянии адекватно измерить уровень интеллекта современного человека?

Специалисты норвежского Центра экономических исследований им. Фриша Брент Братсберг и Оле Рогеберг проанализировали с помощью компьютерных программ 730 тысяч IQ-тестов за 1970-2009 годы. Ученые обнаружили, что ежегодно средние показатели падали.

Годовая разница небольшая, но за поколение уровень интеллекта упал на 7 пунктов. Много ли это? Такими темпами через 150 лет у людей в среднем будут такие низкие когнитивные способности, которые в настоящее время считаются легкой умственной отсталостью.

Результаты исследований опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

На «феномен глобального отупения» еще несколько лет назад указывал Ричард Линн, психолог из Университета Ольстера, который изучал IQ-тесты американцев, европейцев и австралийцев.

И, конечно же, эксперты не могли не вспомнить о так называемом эффекте Флинна — феномене, обнародованном почти 40 лет назад психологом Джеймсом Флинном из Новой Зеландии.

Благодаря его исследованиям считалось, что с начала ХХ века у каждого поколения IQ выше на 9 баллов.

Что же случилось? Неужели началась интеллектуальная катастрофа, как успели окрестить это явление в мировой прессе?

Ученые предлагают несколько гипотез:

  • Лучше уровень жизни. Во времена Великой депрессии, гражданских войн, I и II мировых войн и других катаклизмов человек мог жить лучше только значительными усилиями и благодаря интеллектуальному росту. Более хорошая работа, бизнес-успех, умение избегать проблем — для всего этого нужно было набираться ума. То есть нестабильность и желание лучшего качества жизни стимулировали рост IQ. А вот у двух последних поколений в развитых странах минимум комфорта при любых условиях. Стагнация уровня жизни оборачивается снижением IQ.
  • Во всем виновато современное образование. Кто-то вспоминает советские учебники, часы, проведенные за чистописанием, кто-то — английские классические школы, а кто-то — еще XIX век, когда ученикам приходилось зазубривать огромные тексты на латыни. Некоторые нейрофизиологи убеждены, что скучное заучивание тренирует память, как упражнения в спортзале — мышцы, а овладение формализованными грамматиками мертвых языков помогает развить логику. В целом современный педагогический подход с игровой и проектной формой обучения не побуждает к многочисленным повторениям, а это, мол, снижает IQ.
  • Во всем виноваты современные технологии. Во многих случаях человек не напрягает память и ум, а получает информацию или подсчеты от гаджетов. Нехватка тренировки влияет на когнитивные способности. Через 100-200 лет информационные технологии станут малопонятны для обычного человека, его умственных возможностей будет хватает только на то, чтобы понять, как ими пользоваться. А в сфере high tech будут работать одаренные единицы.

Обучение игрой: Как вырастить «золотой» мозг

  • Фактор наследственности. За умственные способности отвечают гены, считают ученые из Амстердамского университета. А у носителей высокого уровня IQ гораздо меньше потомков, чем у людей с низким уровнем. Например, женщины с более хорошим образованием и успехами в карьере обычно рожают меньше и позже. А у самых больших умников нередко сложные судьбы, они посвящают все время науке или другой работе, поэтому часто у них и вовсе нет семьи и детей. Есть две причины, по которым люди с более высокими показателями IQ не решаются заводить много детей. Во-первых, у них остается меньше времени на уход. Во-вторых, более высокая планка благосостояния ребенка.
  • Слишком много досуга. IQ зависит от того, сколько у людей свободного времени, считают в немецком Университете Эрлангена. Во времена тяжелого физического труда на IQ это не влияло. Сегодня же труд означает любое напряжение ума, а отдых — это простой. И когда у человека больше времени на развлечения, его IQ снижается в течение жизни. Если такой процесс типичен для всех, средний уровень интеллекта тоже снижается. Конечно, отдельный человек может легко улучшить ситуацию, если на отдыхе будет играть в интеллектуальные игры, решать головоломки, учить иностранные языки, заниматься творчеством.
  • Теория поколений. В течение столетия сохраняется стабильность IQ. Но для этого у двух поколений уровень интеллекта неуклонно повышается, а у двух — снижается. Согласно теории поколений Уильяма Штрауса и Нейла Хоува, это как раз цикл социальных преобразований. Во времена «Подъема» и «Пробуждения», то есть обновления, людям приходится делать научный прорыв, менять общество, вместе с этим и ради этого их интеллект растет. А вот во второй половине столетия, во времена «Спада» и «Кризиса» людям остается приспосабливаться к изменениям и наслаждаться результатами. IQ снижается.

Но кроме объяснений есть и более радикальная идея: может быть тест IQ слишком устарел, чтобы измерять современный интеллект?

Немецкий психолог Уильям Стерн ввел понятие коэффициента интеллекта. IQ означал «умственный возраст»: баллы за правильные ответы по тесту Бине, разделенные на возраст человека и умноженные на 100.

В 1930-х годах американский психолог Дэвид Векслер переделал тесты так, чтобы можно было измерять интеллект взрослых независимо от того, чему они учились и к какому слою общества принадлежат.

С тех пор тесты претерпели значительное обновление (например, задания по словарному запасу). Есть варианты для неграмотных и даже невербальных (людей с аутизмом).

  • Исследования в разных странах 25 лет назад доказали, что интеллект является специфическим для каждой культуры и периода. То есть то, что воспринимается некоторыми поколениями и народами как интеллект, нельзя считать таковым для других.
  • Измеряют не интеллект, а уровень мотивации и самодисциплины. Ведь человек, который стремится ответить на вопрос, и тот, который делает это «из-под палки», при одинаковом интеллекте продемонстрируют разные IQ. Команда специалистов университета Пенсильвании, которую возглавила Анжела Ли Дакворт, по результатам 2 тысяч тестирований выяснила, что далеко не все прилагают максимум усилий во время выполнения заданий. Если за высокие показатели обещали денежное вознаграждение, то в среднем у участников тестирования результаты были выше на 10 пунктов, чем у остальных. А если награда была больше 10 долларов, работы улучшались на целых 20 пунктов! Но люди со сниженными волевыми качествами, которые не умеют сосредотачиваться, были неспособны повысить результаты. И действительно, с более высокими результатами IQ выше шансы хорошо окончить школу и найти работу, ведь и для этого нужна мотивированность.
  • Опыт в прохождении тестов в целом и IQ в частности влияет на результат. При одинаковом уровне интеллекта более высокие баллы получит тот, кто проходит тестирование уже в десятый раз.
  • IQ не лишен влияния социально-экономического статуса и качества образования. Хотя вопросы и не касаются учебной программы или эрудированности, но шансы выше у детей, родители которых располагают большими ресурсами, чтобы помочь им развиваться. Те, с кем родители проводят больше времени, у кого есть гувернантки и репетиторы, у кого образование дольше и лучшее, демонстрируют более высокие результаты. У детей, которые меньше времени, чем сверстники, уделяют умственному труду (работают физически, прогуливают уроки и т.п.), результаты невысокие.

Как работает мозг: 5 полезных статей для более эффективного обучения

  • IQ помогает выявить тех, кто нуждается в помощи. У людей с низким IQ ниже успеваемость. Но при средних или высоких показателях предусмотреть что-то трудно: люди могут сделать великолепную карьеру или остаться безработными, быть творчески одаренными или бесталанными.
  • IQ предполагает школьные успехи, ведь тесты построены по принципу традиционного образования. В школах учат применять полученные знания, выбирать вариант ответа, достраивать последовательности, выявлять закономерности… Немалая часть заданий касается пространственного воображения. Но все ли это? Теория Говарда Гарднера предусматривает минимум 8 видов интеллекта: пространственный, телесно-кинетический, музыкальный, лингвистический, математический, социальный, эмоциональный, натуралистический. И только два из них проверяет тест на IQ. Действительно ли скульптор, который не может ответить на вопросы теста, но лепит руками удивительные вещи — не очень умный человек? В традиционной школе у него были бы плохие оценки, но в жизни он может стать успешным и даже выдающимся.

Многие исследователи считают, что наступили времена нелинейного мышления. Лучшие школы развивают именно его, а вот IQ не измеряет такие вещи. Важно принимать оптимальные решения сразу по нескольким направлениям.

Это напоминает воздушный бой: на самолете нужно поддерживать большую скорость, маневрировать, отстреливаться от нескольких противников одновременно.

Поэтому вместо построения одной цепочки умозаключений необходимо проверять способность, например, решать несколько задач параллельно либо же находить многофакторные связи (вроде задачи Эйнштейна).

Итак, IQ все меньше остается показателем, который может исчерпывающе засвидетельствовать уровень интеллекта человека. Развивать нелинейное мышление, мягкие навыки и учиться в течение жизни — вот путь к успеху в современном стремительно меняющемся мире.

Человечество тупеет: ученые отмечают постепенное снижение уровня интеллекта у людей

Норвежские ученые заявляют, что человечество стремительно глупеет. Краткие выдержки из выводов исследователей опубликовало издание MedicalXpress.

Полные результаты исследований норвежских специалистов опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Читайте также:  Перекись водорода для зубов: чем полезна и чем вредна

Впрочем, с выводами норвежцев многие не соглашаются, указывая на ограниченность выборки и поэтому невозможность применить полученные результаты для всех жителей Земли.

Тезис о постепенном снижении уровня человеческого интеллекта далеко не новый. Несмотря на постоянное накопление цивилизацией новых знаний, отдельно взятые люди не становятся более интеллектуально развитыми.

Некоторые ученые даже полагают, что современный человек проигрывает по ряду умственных показателей кроманьонцу.

Это связывают с тем, что жителям Земли XXI века уже не приходится ежедневно бороться за свое выживание, что в значительной мере нивелирует эволюционную роль естественного отбора.

Интересно, однако, другое. Все чаще звучат заявления о том, что человечество «стремительно глупеет». И это в очередной раз подтвердили норвежские ученые из Центра экономических исследований Ragnar Frisch. Материалом для их исследования послужили результаты тестирования IQ норвежцев, поступавших на военную службу в 1970—2009 годах.

Всего ученые использовали результаты 730 000 тестов. Согласно этим результатам, за одно поколение уровень интеллекта падал в среднем на семь пунктов, что, безусловно, очень серьезный показатель. В качестве возможных причин ученые рассматривают экологические проблемы, а также изменение образа жизни.

Речь, в частности, идет о компьютеризации.

Выводы норвежских ученых уже успели подвергнуть критике, указав на ограниченность выборки и, следовательно, невозможность их применения в отношении всего человечества.

Тем не менее к аналогичным выводам ранее пришла и другая группа ученых. Тогда исследователи сравнивали уровень образованности современных людей и жителей Викторианской эпохи с 1837 по 1901 год.

Результаты показали, что тогда человек был более развит и изобретателен.

Программа, анализирующая психофизические данные, показала, что скорость реакции мужчины в 1889 году равнялась 183 миллисекундам, в то время как сегодня этот показатель составляет 253 миллисекунды.

В случае с женщинами показатели составили 188 и 261 миллисекунду соответственно. Специалисты также выяснили, что каждое десятилетие IQ падал на 1,23 балла, а за полтора века снижение составило 14 баллов.

По мнению экспертов, при такой динамике человек может со временем опуститься до уровня развитой обезьяны.

Пик пройден, и дальше начнем глупеть? — BBC News Русская служба

13 июля 2019

Автор фото, Getty Images

Будет ли наш коэффициент интеллекта и дальше расти? Или мы на пороге начала упадка наших умственных способностей? И почему высокий IQ не помогает человечеству решать самые насущные проблемы? Может быть, требуется что-то другое?

Возможно, вы не обращали на это внимания, но мы живем в интеллектуальный золотой век.

С тех пор как более 100 лет назад был изобретен тест на интеллектуальные способности, наш IQ постепенно и неуклонно рос.

Даже среднестатистический современный человек мог бы выглядеть гением по сравнению с кем-то из тех, кто родился век назад — в 1919-м. Этот феномен известен науке как эффект Флинна.

Но — внимание! — это, кажется, не продлится долго. Самые последние данные говорят о том, что тенденция замедляется и, возможно, даже дает обратный ход. Это означает, что мы прошли вершину.

Но неужели пик умственных способностей действительно позади? И если это так, то что последующий упадок может означать для будущего человечества?

Попробуем взглянуть для начала на древние истоки человеческого интеллекта. Например, сканы ископаемых черепов показывают, что мозг первых прямоходящих высших приматов, австралопитеков, был объемом около 400 кубических сантиметров — примерно треть от нормального размера мозга современного человека.

Такой размер, кстати, нам дорого обходится. Мозг современных людей потребляет около 20% всей энергии организма и, по идее, должен что-то давать нам взамен тех калорий, которые мы на него тратим.

У такого роста мозга может быть множество причин. Согласно наиболее общепринятой теории, это было ответом на возрастающие требования, которые предъявляла человеку жизнь в коллективе.

Подпись к фото,

Образцы пещерного искусства свидетельствуют об удивительном уровне интеллекта людей того времени

Начиная с австралопитека и дальше, наши предки объединялись во все большие и большие группы — поначалу, возможно, для того, чтобы было легче защититься от хищников.

Кроме того, такая жизнь позволяла людям объединять ресурсы и успешней преодолевать риски постоянно меняющихся обстоятельств — в том числе и совместно растить детей.

Но, как знает каждый из нас из собственного опыта, порой жить с другими — это тяжелый труд: вам приходится изучать характер каждого, его предпочтения и антипатии, пытаться понять, можно ли доверять тому, что тебе рассказывает конкретный человек, и т.д.

А когда вы участвуете в таких совместных мероприятиях, как, предположим, охота, вы должны быть способны следить за тем, что делает каждый член вашей группы, чтобы координировать действия.

Сегодня для человека непонимание общества может быть причиной смущения. Для наших предков это было вопросом жизни и смерти.

Но помимо всех этих трудностей членство в больших социальных группах давало людям возможность делиться идеями и пользоваться изобретениями друг друга, в результате чего развивались технологии и культура (например, появлялись новые орудия для охоты).

А чтобы всё это работало, необходимы способности наблюдать и учиться у других — что приводило к дальнейшему их развитию.

Примерно 400 000 лет назад мозг Homo heidelbergensis (гейдельбергского человека) достиг размера около 1200 кубических сантиметров — немногим меньше, чем мозг современного человека (1300 куб.см).

Когда наши предки примерно 70 тыс. лет назад покинули Африку, они уже были достаточно умны для того, чтобы адаптироваться к жизни в почти любом уголке планеты.

Потрясающие рисунки на стенах пещер свидетельствуют о том, что люди были вполне способны задаваться серьезнейшими космологическими вопросами — в том числе и таким: откуда мы взялись?

Подпись к фото,

Средние результаты тестов IQ в 1920-х были ниже, чем сегодня

Мало кто из экспертов считает, что самые последние изменения в IQ — это результат генетической эволюции — рост слишком быстрый в течение короткого промежутка времени (считается, что эволюционные изменения генов занимают тысячи лет).

В конце концов, ученые придумали «коэффициент умственных способностей» всего лишь 100 лет назад. И успех этого теста базируется на том, что многие наши способности коррелируются.

То есть наша способность к пространственному мышлению или к распознаванию образов привязана к математическим способностям или способностям связно излагать мысли и так далее. По этой причине считают, что IQ отражает «общее умственное развитие» — нечто вроде базового интеллекта.

Хотя тесты на IQ часто критикуют, серьезный объем исследований показывает: полученный коэффициент может быть полезным индикатором того, каких результатов вы достигнете, выполняя разные задачи.

Особенно хорошо результаты этого теста прогнозируют успехи в учебе (что неудивительно, поскольку тест изначально разрабатывался для применения в школах), но также и то, насколько быстро вы сможете учиться новым рабочим навыкам.

Конечно, это не совершенный инструмент, множество других факторов влияет на конечный успех, но в общем результаты теста на IQ отражают реальную разницу между способностями разных людей учиться и обрабатывать сложную информацию.

Рост IQ, судя по всему, начался в первой половине XX века, но только относительно недавно психологи стали обращать серьезное внимание на этот феномен.

Когда исследователь Джеймс Флинн изучил результаты тестов на протяжении прошлого столетия, он обнаружил устойчивый рост — около трех баллов за каждое десятилетие. В итоге сегодня в некоторых странах рост составил 30 баллов.

И хотя о причинах эффекта Флинна можно спорить, все-таки это многочисленные факторы окружающей среды, а не генетические изменения.

Подпись к фото,

По сравнению с прошлым веком рост людей увеличился, но это произошло не из-за перемен в генетике

Возможно, будет понятнее, если сравнить это с изменением роста людей: например, нынче мы на 11 см выше, чем в XIX веке. Но это вовсе не означает, что изменились наши гены — просто мы стали здоровее.

Действительно, некоторые из факторов несут ответственность за перемены и в IQ, и в росте. Выросший уровень медицины, сокращение распространения детских инфекционных заболеваний, лучшее питание — все это помогает и нашему телу, и нашему мозгу.

В обществе за последний век произошли грандиозные перемены — прежде всего в интеллектуальной среде. Теперь с раннего возраста у ребенка развиваются способности к абстрактному мышлению и рассуждениям.

В сфере образования, например, большинство детей учатся мыслить в абстрактных категориях.

Мы полагаемся на все более абстрактное мышление и в вопросах современных технологий. Возьмите, к примеру, компьютеры и все эти символы, которые нам приходится понимать, чтобы выполнять даже самые простейшие задачи.

Мы растем погруженными в такого типа мышление, которое помогает развивать способности, вполне достаточные для того, чтобы отлично справиться с заданиями теста на IQ.

Что бы ни было причиной эффекта Флинна, уже есть подтверждения тому, что, похоже, мы в конце «золотого века» — рост IQ замедлился, а кое-где даже пошел в обратную сторону.

Читайте также:  Кесарево сечение вредит ребенку

Например, в Финляндии, Норвегии и Дании поворотным моментом была середина 1990-х, после чего среднестатистический коэффициент интеллекта падал примерно на 0,2 балла в год. Таким образом разрыв между поколениями может составить до 7 баллов.

Подпись к фото,

Начнет ли IQ всего человечества снижаться?

Отчасти потому, что эта тенденция возникла совсем недавно, ее объяснить еще трудней, чем эффект Флинна. Одна из причин, возможно, — система образования стимулирует менее, чем раньше — или, по крайней мере, стимулирует развитие не тех способностей.

Например, некоторые тесты на IQ применялись, чтобы оценить, как люди считают в уме — но, как верно заметил Оле Рогеберг из Университета Осло (Норвегия), нынешние школьники и студенты считают на калькуляторе, который есть в любом смартфоне.

И теперь уже ясно, что наша культура формирует наш интеллект непостижимым образом.

Пока ученые продолжают распутывать головоломку причин этих тенденций, полезно задаться вопросом: какое значение для общества в целом имеют эти перемены в коэффициенте интеллекта?

Принесли ли нам последствия эффекта Флинна те дивиденды, на которые мы надеялись? И если нет — то почему?

Людям, наверное, сейчас легче разобраться в сложном смартфоне и других технологических инновациях, чем это было в начале XX века.

Но в плане нашего поведения как общества в целом — вам нравится то, что эти дополнительные 30 баллов [в тестах на IQ] дали нам? Президентские выборы в США 2016 года были, пожалуй, одними из самых незрелых и легкомысленных в нашей истории… Более того, повышенный IQ не принес решений важнейших проблем страны или мира, среди которых — углубляющаяся пропасть неравенства в доходах, повсеместная нищета, изменения климата, загрязнение окружающей среды, насилие, смерти от отравления опиоидами.

Стернберг здесь, возможно, излишне пессимистичен. Например, медицина достигла больших успехов на пути искоренения таких проблем, как высокая детская смертность, а от нищеты мир хоть и не избавился, но в глобальном масштабе она сократилась.

И это мы еще не упоминаем о невероятных преимуществах, которые нам принесли научно-технические достижения, связанные с высокой интеллектуальностью рабочей силы.

Однако Стернберг не одинок, когда задается вопросом: действительно ли эффект Флинна можно рассматривать как нечто, представляющее собой серьезное улучшение наших умственных способностей?

Сам Джеймс Флинн утверждал, что весь прогресс, вероятно, сводится к развитию лишь некоторых, вполне определенных умственных способностей.

Точно так же, как различные физические упражнения могут развивать различные мышцы, но не улучшать общее состояние здоровья, так и мы упражняем лишь некоторые способности к абстрактному мышлению, что совершенно не обязательно настолько же улучшает и познавательные способности в целом.

А между тем, некоторые из тех, других, забытых способностей могут быть важнейшими для улучшения мира в будущем.

Подпись к фото,

Креативность — это больше, чем просто художественная выразительность

Возьмем склонность к творчеству, так называемую креативность. Когда такие исследователи, как Стернберг, обсуждают ее, они говорят не просто о склонности к художественной выразительности, но о более приземленных навыках.

Насколько легко вы можете сгенерировать новаторские решения проблемы? И насколько хороша ваша способность к «контрфактуальному», гипотетическому мышлению — способность учитывать последствия различных, не всегда очевидных сценариев развития событий?

Интеллект, безусловно, должен помочь нам действовать более «креативно», однако что-то не заметно особого подъема в творческих решениях по мере того, как рос наш IQ.

Что бы ни было причиной эффекта Флинна, оно не подтолкнуло нас мыслить по-новому и оригинально.

Есть и вопрос разумности, рациональности — насколько хорошо вы способны выбирать оптимальные решения, взвешивая все доводы и отметая не относящуюся к делу информацию.

Вам может показаться, что чем выше у человека уровень интеллекта, тем рациональней его решения. Но все не так просто.

Хотя более высокий коэффициент интеллекта коррелирует с такими способностями, как математическая грамотность (что важно для понимания вероятностей и взвешивания рисков), есть еще множество элементов принятия разумных решений, которые не объяснишь с помощью высокого или низкого интеллекта.

Простой пример: высокий IQ ничем не поможет, если вам кажется, что продукт, на котором написано «на 95% свободен от жира», здоровее, чем продукт с надписью «5% жира». Даже самых умных людей можно сбить с толку утверждениями, умышленно вводящими в заблуждение.

Люди с высоким IQ точно так же склонны верить только той информации, которая не противоречит их сложившимся взглядам, и игнорируют ту, которая им не нравится. И когда мы говорим о политике, это превращается в серьезную проблему.

Не спасает высокий интеллект и от тенденции бросать большие ресурсы на поддержку заведомо провальных проектов, даже если более разумным было бы прекратить финансирование — и это серьезная проблема уже для бизнеса. (Вспомним, как долго французское и британское правительства продолжали финансирование лайнеров «Конкорд», когда уже было ясно, что весь проект — это коммерческий провал.)

Высокоинтеллектуальные люди действуют почти ничем не лучше других, когда надо отказаться от краткосрочных выгод ради долгосрочных благ, которые обеспечат вам комфортабельное существование в будущем.

Помимо сопротивляемости подобным искушениям существует множество общекритических способностей мыслить — например, умение подвергнуть сомнению собственные предположения, понять, где не хватает информации, и взглянуть на альтернативные объяснения происходящего, прежде чем делать выводы.

Все эти способности имеют решающее значение для правильного мышления, но они не особенно согласуются с коэффициентом интеллекта и совершенно не обязательно возникают с наличием высшего образования.

В одном из исследований, проведенном в США, обнаружилось, что ученые степени почти никак не улучшают способность мыслить критически.

Имея в виду все сказанное, можно понять, почему рост IQ не сопровождался точно таким же удивительным прогрессом во всех областях принятия решений.

Как я пишу в своей книге на эту тему, отсутствие рациональности и критического мышления объясняет, почему финансовые мошенничества по-прежнему распространены и почему миллионы людей тратят огромные деньги на шарлатанов от медицины и их снадобья, рискуя здоровьем.

В нашем обществе все это приводит к ошибкам врачей, к несправедливым приговорам в судах. И даже к мировым финансовым кризисам и таким экологическим катастрофам, как разлив нефти после аварии на буровой платформе Deepwater Horizon.

Играет это роль и в распространении так называемых фейковых новостей, и в политической поляризации в обществе по таким вопросам, как изменения климата — что мешает нам вовремя, пока еще не поздно, выработать правильное решение.

Подпись к фото,

Как нам избежать таких катастроф, как разлив нефти после аварии на платформе Deepwater Horizon, если мы не способны мыслить критически?

Оглядываясь на историю человечества, можно увидеть, как наш мозг учился жить в постепенно усложняющемся обществе. И современная жизнь, хотя и позволяет нам мыслить более абстрактными категориями, судя по всему, не излечила нас от склонности к иррациональным решениям.

Мы считали, что умные люди с течением жизни естественным образом учатся принимать правильные решения — но теперь ясно, что это не так.

Если заглянуть в будущее, «обратный эффект Флинна» и потенциальное снижение среднестатистического IQ, безусловно, могут привести к тому, что нам придется проанализировать, как мы используем свои мозги. Предотвращение дальнейшего снижения IQ должно стать приоритетной задачей на будущее.

  • Как помочь археологам будущего понять нас и наше время

Впрочем, мы могли бы предпринять более согласованные усилия, чтобы улучшить и те «другие» важные способности, которые автоматически не гарантируются высоким коэффициентом интеллекта.

Нам теперь известно, что этим способностям мышления можно научить, но это требует осознанного, тщательного и осторожного подхода.

Например, многообещающие исследования того, как решения принимают врачи, дают основания полагать, что распространенных когнитивных ошибок можно избежать, если научить врачей более продуманно относиться к процессу принятия решений. И это может спасти несчетное количество жизней.

Но почему бы не учить этому еще в школе? Ванди Брюйне де Брюйн, сейчас работающая в бизнес-школе Университета Лидса, и ее коллеги продемонстрировали, что обсуждение ошибок в принятии решений можно включить, например, в учебную программу по истории для старшеклассников.

Это не только улучшило показатели школьников в последующем тесте на рациональность мышления, но и усилило их интерес к изучению исторических фактов.

Другие пытаются возродить преподавание критического мышления в школах и университетах. Например, дискуссия о распространенных теориях заговоров учит студентов принципам правильного мышления — как заметить и вычленить распространенные логические ошибки и как взвешенно оценить доказательства.

Благодаря таким урокам учащиеся вырабатывают более скептический подход к ложной информации в целом, в том числе и к фейковым новостям.

Эти истории — лишь намек на то, что можно сделать, если рациональному и критическому мышлению будет уделено столько же внимания, сколько обычно уделяется другим умственным способностям.

В идеале мы могли бы затем наблюдать резкий рост в умении рационально мыслить и даже в мудрости — в сочетании с эффектом Флинна.

Читайте также:  Подари себе жизнь: тест с приседаниями для Аллы Довлатовой

И тогда временный провал в результатах тестов на IQ будет означать не конец интеллектуальной золотой эры, а ее начало.

Прочитать оригинал статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

«Умные люди хуже размножаются. К сожалению, уровень интеллекта человечества будет падать»

Иллюстрация: личный архив Александра Маркова

«Культурное, экономическое и научное развитие цивилизации ведет к тому, что естественный отбор стал работать против нас. Есть опасность, что человечество пойдет по пути генетической деградации».

Александр Марков, доктор биологических наук:

— В 20 веке благодаря научным достижениям с человеком произошли драматические изменения: мы ставим прививки, употребляем биологические добавки. Также сильно изменилась окружающая среда, изменились продукты, которые мы едим. 

Эволюция сегодня недостаточно изучена, чтобы можно было предсказать, как изменится человек в ближайшие годы. Так что предсказывать эволюцию мы умеем очень плохо, даже в лабораторных условиях. 

Нередко ученые высказываются, что эволюция человека остановилась, что никакой биологической эволюции у нашего вида больше не будет, потому что мы вышли из-под действия естественного отбора, мы живем в цивилизации, у нас есть культура, наука и так далее.

Я не соглашусь с этим мнением, эволюцию остановить невозможно. Основная движущая сила эволюции — мутагенез (процесс появления новых мутаций), естественный отбор (избирательное генное размножение) и генетический дрейф.

Мутация продолжается, и естественный отбор продолжается, так что эволюция человека неизбежна. И хотя мы не можем предсказать, как изменится человек в будущем, мы можем проследить, как происходит биологическая эволюция и предположить ближайшие изменения. 

Мутации ДНК

В среднем у каждого новорожденного ребенка в современном мире порядка 70 мутаций, то есть изменений ДНК, которых не было у родителей. Это очень много.

Также науке известно, что львиную долю мутаций ребенок получает от отца: сперматозоид переносит примерно в четыре раза больше мутаций, чем яйцеклетка. При этом чем старше мужчина, тем больше мутаций ребенку он передает.

Каждый год жизни отца прибавляет в среднем по 1,5 мутации для потомства. Но вообще нам повезло, у шимпанзе каждый год жизни отца прибавляет по три мутации потомству.

Количество передаваемых мутаций от отца сказывается на нейрокогнитивных показателях ребенка. Проведенные у детей измерения на умственные функции, IQ, понимание прочитанного и так далее, показали нам, что для ребенка плохо, когда отец старый.

С возрастом отца часть нейрокогнитивных показателей ребенка значительно ухудшается. То есть отцом желательно становиться в молодом возрасте, статистика говорит, что для ребенка так лучше.

Теперь что касается матерей. Чем старше мать, темы выше нейрокогнитивные показатели у потомства.

Но ранее мы сказали, что мутации в основном передаются через отца, так что повышение у ребенка нейрокогнитивных показателей в случае взрослых матерей, вероятно, связано не с генетикой, а с социокультурным фактором. К слову, у очень юных матерей нейрокогнитивные показатели потомства намного ниже, чем у зрелых.

У женщин весьма рано заканчивается репродуктивный возраст, но, статистика нам говорит: чем позже женщина заводит ребенка, тем умнее он будет. Правда, чем позже вы начинаете рожать, тем меньше детей вы сможете иметь.

А вот когда мать совсем юная, например 16 лет, то дети гораздо медленнее развиваются.

При проведении таких измерений были внесены поправки на социоэкономический статус, на принадлежность к той или иной расе и так далее.

Значительная часть мутаций современных новорожденных приходится на те части генома, мутации в которых ни на что не влияют.

Примерно 90-95% мутаций не приносят ни вреда, ни пользы, но остается от 5 до 10% мутаций генома, которые что-то изменят в ДНК в лучшую (что крайне маловероятно) или худшую (что гораздо более вероятно) сторону.

То есть примерно 3-7 мутаций из 70 будут что-то портить в ДНК человека. Это много. 

Мы не знаем пока что точно, сколько вредных мутаций в среднем у каждого новорожденного, но науке понятно, что их много, а значит, должен работать хороший очищающий отбор, чтобы не было вырождения человечества.

При этом сильный естественный отбор — вещь крайне негуманная, применять его к разумным существам немыслимо с точки зрения гуманизма.

Поэтому строгий естественный отбор человечество должно заменять высокими биотехнологиями. 

Кстати, в результате развития цивилизации естественный отбор такого вида, как человек, сильно ослабел. Детская смертность в развитых странах сводится к нулю: дети и с плохими, и с хорошими мутациями генов появляются на свет, все они выживают и получают шанс оставить потомство.

То есть у нас фактически отключен послеродовой естественный отбор. Как я сказал, если вы отключаете естественный отбор, то нужно развивать биотехнологии. 

Но при этом у человека есть возможность проводить предродовой отбор эмбрионов. Часть эмбрионов с плохими мутациями генов все-таки погибают до рождения по решению родителей. 

Людей совершенно без мутаций не бывает, об этом говорит статистика, так что каждый человек в своем роде мутант.

Естественный отбор

Экономическая и социальная успешность сильно влияет на репродуктивный успех. Это ведь неполиткорректная тема, и исследований на этот счет не очень много, но они есть. Те работы, которые проводились в этой области, показывают нам, что до середины 19 века вроде бы был положительный отбор по признакам, ассоциированным с жизненным успехом, а потом пошел отрицательный отбор.

То есть раньше успешные, богатые и образованные люди давали больше потомства, чем бедные и необразованные. А после середины 19 века неудачники стали размножаться быстрее, чем успешные и образованные. Возможные причины таких изменений понятны.

С одной стороны, произошло развитие медицины, появились антибиотики, то есть до зрелого возраста стали доживать почти все дети. Исчезла ситуация, когда у бедняков дети погибают, а у богачей выживают, более-менее все стали выживать.

То есть обеспеченность родителей перестает влиять на естественный отбор.

Второй фактор: у людей появилась возможность планировать появление детей и откладывать этот момент до тех пор, когда им будет наиболее комфортно. Особенно сильно это оказало влияние на появление потомства у успешных и образованных людей. Именно они нуждались в инструменте, который позволил бы им планировать появление потомства.

В итоге самые успешные и образованные люди откладывают момент появления детей или вообще отказываются давать потомство, они хуже размножаются. А менее образованные и менее успешные в прежнем режиме воспроизводят потомство.

Ряд последних исследований был посвящен тому, чтобы узнать: как уровень образования, то есть количество лет, потраченных на учебу, влияет на появление потомства и его генотип.

Оказалось, что в современных развитых обществах уровень образования — это признак с высокой наследственностью, то есть фактор получения высокого уровня образования сильно зависит от генов.

Кроме того, генные аллели, которые влияют на предрасположенность к высшему образованию, также влияют на качество здоровья, интеллект и повышают шансы прожить долгую жизнь.

При всем при этом эти гены снижают плодовитость.

Кстати, необязательно те, кто предрасположен к высшему образованию, его получат. Но при этом они будут менее репродуктивны.

Статистика говорит, что люди, обладающие высокой предрасположенностью к получению хорошего образования, гораздо меньше производят потомства до 30 лет.

То есть они начинают рожать после 30-ти, а поскольку репродуктивный возраст женщины ограничен примерно 40 годами, то времени для оставления потомства мало. 

К сожалению, сегодня идет отбор на ухудшение генетического базиса нашего интеллекта. В 2013 г. провели исследование на 110 тыс. исландцах и оказалось, что гены подвергаются отрицательному отбору. Исследования исландских генетиков показали, что мир будущего, где будут одни дураки или люди с меньшими интеллектуальными способностями — весьма реален. Многие это подозревали.

Культурно-социально-экономическое и научное развитие человеческой цивилизации приводит к тому, что естественный отбор начинает работать против нас. Есть некоторая опасность, что человечество пойдет или уже идет по пути генетической деградации. 

Некоторые генетики раньше говорили, что в варварском обществе идет естественный отбор на улучшение человеческой породы. Варвары создают цивилизации, строят могучие империи, и в какой-то момент складываются условия для отрицательного отбора, цивилизация деградирует и снова впадает в варварство. А затем снова по кругу. 

Конечно, социально-культурное развитие компенсирует генную деградацию. Во второй половине 20 века, несмотря ни на что, реальный уровень образования населения не снижался, как предрекали генетики, а рос.

То есть люди получают все больше возможностей для интеллектуального роста и развития способностей, но вот на генном уровне предрасположенность к высокому интеллекту снижается.

В какой-то момент культурное развитие не сможет компенсировать генную деградацию. 

При нынешних темпах снижение IQ популяции за 500 лет составит 15 баллов, а падение IQ популяции на 30 баллов — это почти наверняка конец, крах цивилизации, варварство и возвращение на деревья. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]