«Это мошенничество чистой воды. Есть статьи Уголовного кодекса за мошенничество. Надо просто, чтобы правоохранительные органы эффективнее работали», – заявил сегодня в ходе программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» Президент РФ, говоря о новых видах правонарушений, связанных с продажей поддельных сертификатов вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
Глава государства отметил, что это – очень опасный вид преступления, который связан со здоровьем людей. «Это абсолютно недопустимо. И правоохранительные органы, безусловно, должны использовать весь имеющийся у них арсенал, чтобы пресекать подобного вида правонарушения», – заключил он.
Напомним, ст. 159 УК РФ предусматривает санкции за мошенничество – штраф в размере до 120 тыс. руб.
или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до года, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до года, либо ограничение свободы до 2 лет, либо принудительные работы на аналогичный срок, либо арест на срок до 4 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет.
Между тем, в УК РФ имеются и иные статьи, по которым могут квалифицировать деяния, связанные с подделкой сертификатов о вакцинации против COVID-19 – будь то продажа подтверждающего вакцинацию документа с присвоением несуществующего QR-кода о вакцинации без посещения прививочного кабинета или подмена вакцины инъекцией витаминизированным раствором с последующей утилизацией ампулы с настоящей вакциной для целей получения сертификата и QR-кода.
В частности, первое деяние, помимо ст. 159 УК РФ, подпадает под действие ст. 327 УК РФ, предусматривающей ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных документов.
Поскольку сертификат о вакцинации является официальным документом, который в некоторых регионах предоставляет определенные права (например, в Москве – право на посещение кафе, ресторанов и т. п.
), то за подделку, изготовление или оборот поддельных сертификатов к нарушителю могут применить наказание в виде ограничения свободы на срок до 2 лет, принудительных работ на срок до 2 лет, ареста на срок до 6 месяцев, лишения свободы на срок до 2 лет.
Если же подделка сертификата происходит в стенах государственного или муниципального медучреждения, ответственного за проведение вакцинации, то здесь уместно и применение норм о служебном подлоге (ст.
292 УК РФ), выражающемся во внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений из корыстных побуждений – такое деяние влечет штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до полугода, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет. За те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, предусмотрены повышенные санкции.
Более того, поскольку рассматриваемые правонарушения в большинстве случаев сопряжены с получением взяток, то должностному лицу грозят и более серьезные санкции – например, штраф в размере до 1 млн руб.
или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом или без такового (ст. 290 УК РФ).
Не стоит забывать, что уголовные санкции могут быть применены не только к должностным лицам, которые подделывают сертификаты о вакцинации, но и к гражданам, покупающим и использующим их. Помимо штрафа в сумме до 500 тыс. руб.
или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом или без и применения иных наказаний за дачу взятки должностному лицу по ст. 291 УК РФ, может быть применена ч. 5 ст. 327 УК РФ. Последняя предусматривает ответственность за использование заведомо подложного документа в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб.
или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до полугода. А за приобретение в целях использования или использование заведомо поддельного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в ч. 3 ст.
327 УК РФ упоминаются наказания в виде ограничения свободы на срок до одного года, либо принудительных работ на срок до года, либо лишения свободы на срок до года.
Это далеко не полный перечень статей, предусматривающих наказания за незаконные действия, связанные с получением поддельных сертификатов о вакцинации – ведь соответствующие действия могут совершаться и с применением поддельных штампов медорганизаций, подписей должностных лиц и т. п., которые тоже наказываются как по КоАП, так и по УК РФ, – но его достаточно, чтобы сделать выбор в пользу законопослушного поведения.
«Об ответственности за производство, ввоз и реализацию фальсифицированных лекарств, биологически активных добавок»
Федеральным законом от 01.04.2020 № 89-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 6.
33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 3, которая предусматривает административную ответственность за реализацию фальсифицированных лекарств, биологически активных добавок с использованием средств массовой информации и сети «Интернет».
Реализация фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных или незарегистрированных лекарственных средств или фальсифицированных биологически активных добавок либо реализация фальсифицированных контрафактных или недоброкачественных медицинских изделий, совершенные с использованием средств массовой информации и сети Интернет, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение штрафа:
- · на граждан в размере от 75 тысяч до 200 тысяч рублей;
- · на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей от 150 тысяч до 600 тысяч рублей;
- · на юридических лиц — от 2 до 6 миллионов рублей.
- Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возможно административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- При этом не являются административным правонарушением реализация или ввоз незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, если это допускается в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья, или они в Российской Федерации не производятся, либо они рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.
Кроме этого, Федеральным законом от 01.04.2020 № 95-ФЗ внесены изменения в статью 238.
1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которыми установлена уголовная ответственность за производство, сбыт или ввоз на территорию РФ фальсифицированных лекарственных средств, медицинских изделий или биологически активных добавок, совершенные с использованием средств массовой информации и сети Интернет.
За указанные деяния, совершенные в крупном размере, возможно максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 6 лет со штрафом в размере от 750 тысяч до 2,5 миллионов рублей.
Более суровая ответственность предусмотрена за совершение указанных деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также в случае если деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, либо по неосторожности смерть двух или более лиц.
- При этом уголовная ответственность не наступает в случаях сбыта или ввоза в Российскую Федерацию в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, если указанные лекарственные средства или медицинские изделия в РФ не производятся, или если их сбыт или ввоз допускаются в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья, или если они рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.
- Прокурор
- Южного административного
округа г. Москвы А.А. Меретуков
Версия для печати
В россии ужесточат ответственность за продажу фальсифицированных лекарств через интернет
Парламентская газетаПарламентская газета
Уголовная и административная ответственность за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарств, медицинских изделий и биологически активных добавок (БАД) была введена в 2014 году. Критерием разграничения составов является стоимость таких препаратов. Если стоимость превышает 100 тысяч рублей, наступает уголовная ответственность.
Пакет законов, разработанный депутатами во главе с вице-спикером Ириной Яровой, усиливает ответственность за продажу фальсификата с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей.
Так, один из законов устанавливает уголовную ответственность в виде лишения свободы от четырёх до восьми лет со штрафом от 750 тысяч до 2,5 миллиона рублей.
В качестве альтернативы предусматриваются принудительные работы на срок от четырёх до пяти лет.
Действующей базовой нормой установлено наказание в виде лишения свободы сроком от трёх до пяти лет со штрафом в размере от 500 тысяч до двух миллионов рублей.
Вторым законопроектом вносятся поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Если правонарушения не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, то за продажу фальсификата вводят штрафы от 75 тысяч до 200 тысяч рублей, для должностных лиц — от 150 тысяч до 800 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 150 тысяч до 800 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Юридические лица будут наказываться штрафом от двух до пяти миллионов рублей либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Ко второму чтению в инициативу была внесена поправка спикера Госдумы Вячеслава Володина и главы Комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, которая выделяет в отдельный состав продажу фальсифицированных и некачественных лекарственных средств с использованием СМИ и Интернета.
Важно, что уголовная и административная ответственность за продажу несертифицированных лекарств не будет применяться, если реализация или ввоз незарегистрированных препаратов осуществляется в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и охране здоровья, если они не производятся в России или рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.
В госдуму внесен очередной законопроект, ужесточающий наказание за производство поддельных лекарств
В пояснительной записке со ссылкой на независимых экспертов утверждается, что Россия вместе с Китаем уже вышли на первое место по производству и теневому обороту фальшивых лекарств, обогнав Индию, Бразилию и Турцию, традиционно считавшихся основными производителями и одновременно потребителями лекарственных фальшивок. «По оценке Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств находится на уровне 12% от общего числа препаратов. По информации экспертов, объем рынка фальсификатов в России составляет около 20 млрд рублей», — говорится в документе.
Как отмечает разработчик законопроекта, в отличие от некоторых других стран действующее российское уголовное законодательство слишком лояльно по отношению к производителям и продавцам фальшивых лекарств.
Так, в РФ сейчас производители поддельных лекарств несут ответственность согласно статье 238 Уголовного кодекса (УК), по которой преследуются производство, хранение, перевозка и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности.
«А это значит, что фальсифицированный лекарственный препарат, призванный сохранять здоровье, а на деле несущий смертельную опасность, приравнен к любому другому товару, произведенному, например, с нарушением технологии», — пояснил сенатор.
«Производители фальшивок, организовывающие преступные сообщества и причиняющие своей продукцией тяжкий вред здоровью человека, могут «отделаться» штрафом в 100 тыс. рублей», — добавил он.
В то же время, в сопроводительных документах к законопроекту приводятся данные, что в США торговля фальшивыми лекарствами наказывается штрафом до 200 млн долларов или пожизненным заключением, в Турции — тюремным заключением на срок от 30 до 50 лет, в Индии — пожизненным заключением, в Европе штраф за продажу поддельных лекарств превышает 300 тысяч евро, а срок тюремного заключения — 10 лет.
Для решения этой проблемы законопроектом предлагается дополнить УК РФ статьей 238.
1, устанавливающей более жесткую уголовную ответственность за производство, изготовление, хранение, перевозку в целях сбыта либо сбыт фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий.
Так, согласно поправкам, производство, изготовление, хранение, перевозка и сбыт фальсифицированных лекарств, повлекшие смерть двух и более лиц, будут наказываться лишением свободы на срок от 7 до 10 лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Дополнительно проектом закона также устанавливается ответственность за изготовление поддельных документов или фальсификацию документов на лекарственные средства и медицинские изделия.
Законопроект Антона Белякова — далеко не единственный на эту тему. В конце октября 2014 г. Правительство РФ направило в Госдуму отзыв по законопроекту об ужесточении ответственности для производителей и распространителей фальсифицированных лекарств. Автора законопроекта депутат Олег Михеев. Кабмин поддержал законопроект, но предложил его доработать.
Речь идет о поправке в Уголовный Кодекс РФ, которая предусматривает появление отдельной, новой статьи, касающейся подделки именно лекарственных препаратов.
До сих пор закон говорит о фальшивках «вообще», и в результате привлечь к серьезной ответственности производителей и продавцов лекарств-подделок крайне сложно, поскольку необходимо доказывать их умышленные действия при обороте таких медикаментов.
Новая статья, согласно законопроекту, называется «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств». Она предлагает ужесточить ответственность участников лекарственного рынка и диверсифицировать наказания для нарушителей.
Предлагается ввести разнообразные наказания: от крупных штрафов (до 60 тыс. рублей) за преступления средней степени тяжести и вплоть до лишения свободы на 6 — 12 лет, если действия преступников имели особо тяжелые последствия.
Кроме того, недавно Госдума приняла в первом чтении аналогичный законопроект о наказании за фальсификацию лекарств и БАДов, представленный депутатом Ириной Яровой.
В этом законопроекте главный акцент сделан на производителей фальшивок, но, как пояснил О. Михеев, не предусмотрена ответственность аптек, отпускающих такие лекарства.
Вполне возможно, что при подготовке законопроекта ко второму чтению его доработают в соответствии с новыми идеями.
Президент подписал ужесточение наказания за продажу некачественных лекарств
Ответственность при обороте некачественных лекарств
Поправками в УК РФ за распространение некачественных или фальсифицированных лекарств через интернет устанавливается наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишения свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от 750 тыс. до 2,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.
В соответствии с поправками в КоАП административный штраф за онлайн-торговлю фальсифицированными лекарствами и биодобавками составит от 75 до 200 тыс. рублей для граждан, от 150 до 600 тыс.
рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 2 до 6 млн рублей — для юрлиц.
Для организаций и ИП в качестве альтернативного наказания возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Экстренные меры в связи с распространением коронавируса
Закон предусматривает ряд изменений в действующее законодательство для защиты здоровья населения и борьбы с коронавирусом на территории Российской Федерации, а также поддержки бизнеса в чрезвычайных условиях, вызванных распространением инфекции.
В частности, уточняются полномочия Правительства по введению режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Правительство (координационный орган Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) наделяется правом вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части, а также правом устанавливать обязательные для исполнения правила поведения во время действия спецрежимов.
Инициативы Президента РФ по поддержке бизнеса
Поправки в Уголовный кодекс ограничивают возможность применять в отношении предпринимателей уголовную статью об ответственности за организацию преступного сообщества. Также поправками в КоАП смягчается ответственность за нарушение требований валютного законодательства. Инициатива была внесена Президентом РФ Владимиром Путиным.
Так, в ст.
210 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за организацию преступного сообщества или преступной организации либо участие в них, первым законом предлагается внести уточнение, в соответствии с которым под действие данной статьи не подпадают учредители, руководители и работники юридических лиц или их структурных подразделений только в силу организационно-штатной структуры организации и совершения какого‑либо преступления в связи с осуществлением предпринимательской либо иной экономической деятельности.
Штрафы за несоблюдение карантина
Поправки вносятся в Уголовный кодекс РФ и в Кодекс об административных правонарушениях. В соответствии с поправками в УК РФ нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.
Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.
В соответствии с поправками в КоАП предлагается установить штрафы для граждан в размере от 15 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, для юридических лиц – от 200 тыс.
до 500 тыс. рублей. Если же эти нарушения повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, но не содержат уголовно наказуемого деяния, штрафы для граждан составят от 150 тыс. до 300 тыс. рублей. Также оба закона вводят ответственность за распространение фейковых новостей о коронавирусе.
Индексация пенсий пенсионерам-опекунам
Согласно закону, авторами которого стали Председатель ГД Вячеслав Володин, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов и его Первый заместитель Андрей Исаев, пенсионеры, являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, не будут относиться к застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. То есть такие пенсионеры не будут приравниваться к работающим и им будут ежегодно индексировать их страховую пенсию и фиксированную выплату к ней.
- Увеличение больничных и поддержка семей с детьми
- Закон устанавливает особенности определения размеров пособий по временной нетрудоспособности на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно.
- «Если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с положениями указанного федерального закона, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, исчисляемом исходя из минимального размера оплаты труда», — говорится в тексте пояснительной записки.
Кроме того, закон предполагает, что родителям, получающим выплату за первого или второго ребенка, не нужно будет до 1 октября 2020 года подавать заявление о назначении этих выплат на новый срок, а также извещать органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в сфере соцзащиты населения, и территориальные органы ПФР о смене места жительства и т. д.
Совершенствование полномочий ФСО
Законом разъясняется порядок применения сотрудниками органов госохраны физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники.
Необходимость изменений, как подчеркивали авторы инициативы, связана с тем, что закон о ФСО был принят в 1996 году, и законодательство о госохране необходимо привести в соответствие с законодательством о других правоохранительных органах. Подробнее о сути закона читайте в нашем разъясняющем материале.
Ответственность за фальсификацию доказательств и результатов ОРД хотят ужесточить
17 июля в Госдуму поступил законопроект № 990766-7 об ужесточении уголовной ответственности за фальсификацию доказательств и результатов ОРД.
Содержание поправок
Поправки предлагают новую редакцию ст. 303 УК РФ, которая значительно усиливает текущие уголовные санкции за совершенные преступления, в том числе путем введения нижних порогов наказания в виде лишения свободы, а также увеличения верхних пределов этого наказания.
Так, предложено увеличить размер штрафов до 300–500 тыс. руб. за фальсификацию доказательств по гражданскому и административному делу. Увеличиваются сроки взимания зарплаты за такие деяния (от 2 до 3 лет), арест предложено продлевать на срок до 6 месяцев.
Текущее наказание за такое преступление предусматривает штраф от 100 до 300 тыс. руб.
или взимание зарплаты/иного дохода осужденного от 1 года до 2 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, или же исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 4 месяцев.
Фальсификацию результатов ОРД планируется наказывать лишением свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 3 лет (в настоящее время за это предусмотрено лишение свободы до 4 лет).
В свою очередь, фальсификацию доказательств по уголовному делу дознавателем, следователем, прокурором или защитником предложено наказывать лишением свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 3 до 5 лет. В настоящее время такое преступление наказывается ограничением свободы либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
За фальсификацию доказательств по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификацию доказательств, повлекшую тяжкие последствия, планируется установить лишение свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб.
или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет.
В настоящее время за совершение такого деяния предусмотрено лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Таким образом, законопроект предлагает отнести преступления, связанные с фальсификацией результатов ОРД к категории тяжких, а связанные с фальсификацией доказательств по уголовному делу – к категории особо тяжких.
По мнению авторов поправок, разработанные ими новеллы будут способствовать объективности расследования уголовных дел и ОРД, повысят уровень защищенности граждан от нарушения их прав и законных интересов, а также улучшат ситуацию с защитой прав человека и гражданина, основ правопорядка и конституционного строя в России.
Правительство и Верховный Суд не поддержали законопроект
Тем не менее Правительство РФ не поддержало законопроект, указав в своем официальном отзыве на отсутствие в пояснительной записке к поправкам статистических данных и анализа правоприменительной практики, свидетельствующих об устойчивой тенденции к росту числа соответствующих преступлений и о недостаточности существующих мер ответственности за их совершение. «Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ количество преступлений, предусмотренных ст. 303 УК РФ, незначительно и не имеет тенденции к росту. Так, в 2016 г. по этой статье было осуждено 101 лицо, в 2017 г. – 123 лица, в 2018 г. – 115 лиц», – отмечено в правительственном отзыве.
В этом документе также подчеркнуто, что предлагаемые законопроектом сроки лишения свободы до 12 и 20 лет в санкциях ч. 3 и 4 ст. 303 УК РФ сопоставимы с ответственностью за убийство, терроризм, бандитизм и госизмену, что не соответствует принципу справедливости.
«Кроме того, установление в ст.
303 УК РФ безальтернативных санкций не позволит обеспечить индивидуализацию наказания в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание», – отметило российское правительство.
Суды по-прежнему рассматривают большинство уголовных дел в особом порядкеСудебный департамент при ВС РФ опубликовал статистику по рассмотрению уголовных дел судами общей юрисдикции за 2018 г.
В свою очередь заместитель председателя Верховного Суда РФ Владимир Давыдов подчеркнул, что согласно официальной статистике Судебного департамента в 2018 г. по делам о преступлениях, предусмотренных ст.
303 УК РФ, наказание в виде лишения свободы назначалось судами на срок, не превышающий половины от максимального размера этого наказания, установленного это статьей. «В частности, по ч. 3 ст.
303 УК РФ лишение свободы назначалось на срок не свыше 3 лет, в то время как верхний предел санкции составляет 7 лет», – отмечено в его официальном отзыве.
Со ссылкой на принципы справедливости и гуманизма Владимир Давыдов пояснил, что предлагаемое законопроектом усиление уголовной ответственности должно базироваться на результатах научного анализа правоприменительной практики, статистических и иных объективных данных, свидетельствующих о недостаточности мер наказания, предусмотренных действующей ст. 303 УК РФ, чего в пояснительной записке к поправкам нет.
Эксперты «АГ» разошлись в оценке поправок
Комментируя законопроект, управляющий партнер АБ «ОПОРА» Приморского края, адвокат Алексей Ананьев отметил, что он предлагает весьма существенно ужесточить текущую ответственность за фальсификацию доказательств.
«Как практикующий юрист могу отметить, что предлагаемый и очень часто практикуемый законодателем подход в виде ужесточения наказания за то или иное деяние сам по себе абсолютно неэффективен.
Для примера – ужесточение уголовно-правового законодательства, направленного на борьбу с коррупцией: никакого эффекта по снижению, а тем более искоренению преступлений коррупционной направленности это не вызвало, а тем более в совокупности с абсолютно неэффективным комплексом иных антикоррупционных мер», – подчеркнул он.
По мнению эксперта, причина совершения должностными лицами фальсификаций доказательств и результатов ОРД – это не мягкость наказания, а высокая латентность выявления таких фальсификаций.
«Сама же латентность связана с “круговой порукой” и нежеланием правоохранительными и судебной системами признавать факты фальсификаций именно в качестве преступлений, так как это может повлечь прекращение уголовных дел и оправдание привлекаемых к уголовной ответственности лиц, которые, по мнению судей и должностных лиц следственных и правоохранительных органов, реально совершили преступление, но из-за фальсификации, допущенной при делопроизводстве, останутся безнаказанными», – пояснил Алексей Ананьев.
Адвокат добавил, что на практике должностными лицами, рассматривающими дело, фальсификация доказательств воспринимается как некий незначительный проступок, который надо любыми завуалированными путями скрыть, чтобы не «развалить» дело.
«С другой стороны, считаю, что преступления против правосудия должны наказываться весьма строго, невзирая на статусы и чины, так как история (в том числе и современная) знает немало примеров фабрикации дел, что не способствует провозглашенным целям и задачам судопроизводства», – резюмировал Алексей Ананьев.
Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов считает, что предлагаемые в законопроекте изменения нельзя оценить как своевременные и в достаточной степени обоснованные. «Авторы проекта предлагают без изменения объективной стороны преступлений, предусмотренных ст.
303 УК РФ, увеличить предусмотренный указанной статьей размер наказания. Однако, как верно отмечено в отзыве Верховного Суда, какого-либо обоснования подобного ужесточения уголовного закона не приводится.
Наш законодательный орган часто грешит таким “легкомысленным” подходом к реформированию наиболее репрессивной отрасли.
Очевидно, что изменение наказания (особенно в сторону увеличения) должно иметь под собой глубокое криминологическое исследование общественной опасности как самого деяния, так и лиц, их совершающих, а также влияния предлагаемого вида и размера наказания на исправление преступника и достижение целей уголовного преследования», – полагает он.
По мнению эксперта, в результате предлагаемого увеличения максимального размера наказания в виде лишения свободы за фальсификацию доказательств и результатов ОРД изменяется и категория тяжести указанных преступлений, имеющая существенное значение для множества уголовно-правовых институтов (вид исправительного учреждения, минимальные сроки для возможности условно-досрочного освобождения, длительность судимости). Данные последствия, их тяжесть и значения также необходимо учитывать и исследовать при принятии решения об изменении санкции статьи.
«В целом, законопроект можно назвать ситуационным – за последнее время было возбужденно несколько довольно громких уголовных дел по ст. 303 УК РФ, что, возможно, и стало причиной разработки законопроекта. Предлагаемые изменения не только не имеют под собой какого-либо теоретического обоснования, но и не возымеют предполагаемого результата.
Несмотря на приведенную Правительством РФ в отзыве на законопроект довольно низкую статистику привлечения к ответственности по данной статье, нельзя отрицать, что проблема фальсификации, результатов ОРД и материалов уголовных дел существует.
Но ее решение не лежит в плоскости уголовного права, поскольку она не может быть преодолена с помощью простого увлечения наказания (которое, кстати говоря, и в действующей редакции является достаточно суровым).
Данный вопрос требует комплексного подхода, в том числе более внимательного отношения к отбору и обучению сотрудников правоохранительных органов, качеству контроля за лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и к развитию правовой культуры среди граждан», – подытожил Андрей Гривцов.
В свою очередь адвокат АП Владимирской области Максим Никонов отметил, что авторы законопроекта вместо того, чтобы предложить системное и аккуратное исправление непростой ситуации с фальсификацией доказательств, представляют поправки, которые даже юридико-технически написаны непрофессионально.
«Призывая “выкрутить ручку” санкций по разным частям ст.
303 УК РФ до размера наказания за убийство или групповое причинение тяжкого вреда здоровью, инициаторы поправок не учитывают ни соразмерность проектируемой “вилки наказания” самому преступлению, ни взаимосвязи при построении санкций внутри общей части УК РФ, “ячейкой” которой является ст. 303 УК РФ», – полагает он.
По мнению эксперта, повышение «верхней планки» (до 6 лет) имеет смысл только для наказания за фальсификацию доказательств по уголовным делам небольшой и средней тяжести и результатов ОРД – для того, чтобы заблокировать возможность прекращений на основании ст.
75 и ст. 76.2 УК РФ. «Кроме того, депутаты не предлагают ничего, кроме ужесточения санкций.
Однако это не решение проблемы, поскольку ее истоки лежат в недостатках уголовного процесса и “теневой стороне” ОРД, а не в действующей редакции УК РФ», – убежден Максим Никонов.
Представитель Федеральной палаты адвокатов прокомментировал поправки
Советник ФПА Нвер Гаспарян в целом поддержал законодательную инициативу: «Для данного законопроекта действительно созрели достаточные предпосылки. В условиях обвинительного уклона в судах и крайне редкого признания доказательств недопустимыми проблема фальсификации доказательств представителями обвинения становится наиболее острой и актуальной».
Вместе с тем Нвер Гаспарян не согласился с предложением усилить ответственность наряду со следователями и прокурорами для защитников, которые к доказательствам имеют весьма отдаленное процессуальное отношение и вообще не обладают властными полномочиями.
«Следует иметь в виду еще один важный практической аспект: можно усилить ответственность за фальсификации, но если правоприменители будут стараться не замечать допускаемые нарушения закона, то введенные уголовные нормы окажутся невостребованными, а благие побуждения законодателей останутся нереализованными», – подытожил советник ФПА.
23 января 2015 года вступает в силу закон, ужесточающий административную и уголовную ответственность за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».
«Закон гармонизирует российское законодательство в соответствие с требованиями Конвенции Совета Европы «Медикрим», которая подписана на сегодняшний день Российской Федерацией, Украиной, Австрией, Кипром, Финляндией, Францией, Германией, Исландией, Израилем, Италией, Португалией, Швейцарией и является первым общеевропейским соглашением о борьбе с фальсификацией лекарственных средств и медицинских товаров, — объясняет врио руководителя Росздравнадзора Михаил Мурашко. – В целом, предлагаемые законом изменения — ужесточение административного наказания и введение уголовной ответственности — направлены на реализацию дополнительных мер по защите жизни и здоровья граждан России и неотвратимость наказания за подделку лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок».
Согласно поправкам, за торговлю, производство или ввоз в РФ фальшивых лекарств и БАДов (если это повлекло гибель людей), вводится наказание до 12 лет тюремного заключения.
Так, производство лекарственных средств и медицинских изделий без специального разрешения, если такое необходимо, будет караться лишением свободы на срок от 3 до 5 лет со штрафом от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Если преступление будет совершено организованной группой или в крупном размере (более 100 тысяч рублей), тюремные сроки составят от 5 до 8 лет со штрафом от 1 до 3 миллионов рублей.
Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарств и оборот фальсифицированных биологически активных добавок будет грозить принудительными работами на срок от 3 до 5 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 5 лет со штрафом от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Уголовная ответственность будет возникать, если стоимость партии превышает 100 тысяч рублей.
8 лет тюремного заключения предусмотрено за преступление, совершенное группой лиц и повлекшее по неосторожности тяжкий вред здоровью либо смерть человека; 12 лет – если погибли двое и более граждан.
За подделку документов на лекарства или их упаковки грозит уголовное наказание сроком от 5 до 10 лет (если преступление совершено организованной группой).
Новый КоАП: штрафы за применение фальсифицированных лекарств и медизделий вырастут до 5 млн рублей
.str1{stroke:#555961;stroke-width:2.3622}.str0{stroke:#555961;stroke-width:3.1252}.fil2{fill:none}.fil1{fill:#555961}.fil0{fill:#fff} .str1{stroke:#555961;stroke-width:2.3622}.str0{stroke:#555961;stroke-width:3.1252}.fil2{fill:none}.fil1{fill:#555961}.fil0{fill:#fff} .
str1{stroke:#555961;stroke-width:2.3622}.str0{stroke:#555961;stroke-width:3.1252}.fil2{fill:none}.fil1{fill:#555961}.fil0{fill:#fff} .tst0{fill:none;stroke:#575b62;stroke-width:.9772}.tst1{fill:#FFF}.
tst2{fill:#575b62}
деловой журнал об индустрии здравоохранения
03 Января 2022 Мединдустрия Vademecum с прямой доставкой: подписывайтесь на журнал 28 декабря 2021, 11:48 Аналитика Доступно исследование «Онкологическая помощь в частных клиниках» 2 декабря 2021, 16:00 Мединдустрия «Есть регионы, деятельность которых вызывает у нас большую скорбь» 10 декабря 2021, 14:21 Мединдустрия Лизинг локоть, да не укусишь: почему госзаказчики робеют перед моделью финансовой аренды медтехники 6 декабря 2021, 0:01
- Новости
- Рейтинги & Аналитика
- Мероприятия
- Журнал
- Партнерские Проекты
- Поддержать
Главная Новости
Новый КоАП: штрафы за применение фальсифицированных лекарств и медизделий вырастут до 5 млн рублей
Михаил Мыльников Фармбизнес Мединдустрия 31 января 2020, 17:12 3
nj.
com Министерство юстиции РФ предложило ввести административную ответственность за применение фальсифицированных, недоброкачественных, а также незарегистрированных лекарств и медицинских изделий. Размер штрафов варьируется от 70 тысяч рублей для граждан до 5 млн рублей для юридических лиц.
В новом проекте Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), представленном для общественного обсуждения, Минюст предложил дополнить статью 10.
14 «Об обращении фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств для медицинского применения» частью, в которой предполагается ответственность за «применение фальсифицированных и (или) недоброкачественных либо незарегистрированных в установленном порядке лекарственных средств для медицинского применения, медицинских изделий, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния».
В качестве санкции Минюст предлагает ввести штраф, размер которого для граждан составит от 70 тысяч до 100 тысяч рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 100 тысяч до 600 тысяч рублей, для юридических лиц – от 1 млн до 5 млн рублей либо административный запрет деятельности на срок до 30 суток.
Круг лиц, в отношении которых будет действовать статья, а также характер наказуемых действий, подразумевающихся под применением, в документе не уточняется.
В Министерстве юстиции не смогли предоставить оперативный комментарий относительно трактовки предлагаемой нормы.
Подведомственность составления протоколов по статье получат Росздравнадзор, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба охраны, а рассмотрения – суды общей юрисдикции и Арбитражный суд.
Действующий КоАП содержит статью 6.33, предполагающую ответственность только за производство, продажу или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных, недоброкачественных либо незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий с аналогичным размером санкций.
В марте 2018 года РФ ратифицировала международную конвенцию «Медикрим» по совместной борьбе с фальсифицированными и недоброкачественными медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.
Согласно принятым на себя обязательствам, Россия должна ужесточить наказание за фальсификацию медицинской продукции, начать координировать действия по борьбе с контрафактными изделиями и лекарствами на международном уровне.
Источник: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов незарегистрированные медизделия незарегистрированные препараты лекарства медизделия фальсифицированные медизделия фальсификация лс минюст коап росздравназор фтс штрафы фсо Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен
Поделиться в соц.сетях +1 +1 +1 +1
Ещё новости
Фармбизнес «Азбука вкуса» планирует запустить продажи безрецептурных препаратов в 2022 году 23 декабря 2021, 17:04 Фармбизнес ФАС: цены на ряд лекарств снижены в среднем на 30% 20 декабря 2021, 12:28 Фармбизнес Подопечные «Круга добра» смогут быстрее получить недавно зарегистрированные препараты 7 декабря 2021, 19:10 Фармбизнес Минздрав РФ обяжут обосновывать закупки лекарств у единственного поставщика 1 декабря 2021, 17:46 все новости ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ Подписаться
Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.
Ваша заявка принята
Мы отправили Вам письмо. Для подтверждения подписки на новости перейдите по ссылке в письме.
Ошибка
- Новости
- Рейтинги & Аналитика
- Мероприятия
- Журнал
- Партнерские Проекты
- Поддержать
- РЕДАКЦИЯ
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
- ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ VADEMECUM
- РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
- КОНТАКТЫ И РЕКВИЗИТЫ