Жанр: юмористическое фэнтези
Художник: А. Дубовик
Выход оригинала: 1964
Издательство: АСТ, 2016
Серия: «Книги братьев Стругацких»
336стр., 7000 экз.
Похоже на:Аркадий и Борис Стругацкие «Отель «У погибшего альпиниста»
отчасти — ранние «МИФы» Роберта Асприна
Может быть, братья Стругацкие и не лучшие фантасты советской эпохи, но самые заметные — это факт. Их перу принадлежит многотомная история будущего под условным названием «Мир Полудня».
Писали они и другую фантастику — тягучую, напоенную философией и психологией. «Повесть-сказка для научных работников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» не вписывается ни в те, ни в другие рамки.
И тем не менее, если бы Стругацкие создали за всю свою жизнь только эту книгу, их известность вряд ли бы уменьшилась.
60-е годы 20 века были триумфом советской науки. Первый полет человека в космос, бурное развитие вычислительной техники, успехи в медицине… Казалось, еще немного — и человек будет жить двести лет, а на Марсе зацветут яблони.
Этот искренний энтузиазм, эту романтическую атмосферу и запечатлели Стругацкие в «Понедельнике…».
Да так искусно, что, даже перечитывая повесть по девятнадцатому разу, ощущаешь подспудное желание быстро собрать вещички и рвануться в северный Соловец, в общежитие, на зарплату сто двадцать рублей — только бы оказаться в стенах загадочного НИИЧАВО.
«А чем вы занимаетесь?» — спросил ленинградский программист Саша Привалов у случайных попутчиков, подобранных им по дороге к Соловцу. «Как и вся наука, — ответили ему. — Счастьем человеческим». И чуть позже: «Интереснее, чем у нас, вам нигде не будет».
Привалов не поверил — не знал еще, что через два дня станет заведующим вычислительной лабораторией научно-исследовательского института чародейства и волшебства.
Заночевав на улице Лукоморье, Александр услышит сказки и песни ученого кота Василия, ходящего вокруг непременного дуба, пообщается со щукой, исполняющей желания, получит на сдачу неразменный пятак… Впрочем, как и всякий человек своего времени, Привалов смотрит на необъяснимое с научной точки зрения.
А поэтому, когда представится возможность работать в институте, где изучают джиннов, телепортацию, путешествия во времени, живую воду, Змея Горыныча, и прочая, и прочая, и прочая, — наш герой, не задумываясь, сделает выбор. И не пожалеет.
Интересная особенность повести — она почти лишена сюжета
Интересная особенность повести — она почти лишена сюжета. Это набор зарисовок, картины самых обычных рабочих будней самого простого советского НИИ. Но описаны эти будни настолько ярко и красочно, что никакого, даже самого навороченного сюжета не надо. В институте есть все необходимое. Строгий и мудрый директор — Янус Полуэктович, единый в двух лицах.
Завхоз Модест Матвеевич, умеренный бюрократ и хозяйственник. Старший ученый состав — благодушный Федор Симеонович, вспыльчивый и резкий Кристобаль Хунта, безнадежно застрявший в средневековье Мерлин.
Доктора и кандидаты наук — маги, старшие и младшие научные сотрудники — ведьмы и волшебники, обслуживающий персонал — домовые… Есть свой лжеученый — колоритнейший Амвросий Выбегалло, с парочкой падких на дешевые сенсации журналистов.
Впрочем, даже если вам совсем-совсем неинтересно хоть глазком заглянуть в шестидесятые, то прочитать «Понедельник начинается в субботу» все равно стоит. В этой повести, как нигде, Стругацкие дали волю своему искрометному и умному юмору — многие выражения наверняка привяжутся к вам на всю жизнь. Книга потрясающе тесно связана с мировой культурой.
Авторы не только включают сюда разнообразные факты из сказок и легенд, но и дают тонкий анализ научной фантастики своего времени — не выходя при этом за рамки художественного произведения.
Излишне добавлять, что на «Понедельнике…» выросло все современное поколение наших писателей-фантастов, — и многие из них нет-нет, а вставят в очередной роман или рассказ отсылочку на классиков.
Итог: «Понедельник начинается в субботу» — это не просто веха, а одна из заоблачных вершин в истории русской фантастики. Изящное, многогранное, увлекательное повествование, пройти мимо которого будет не просто ошибкой — преступлением.
- В 1968 году Стругацкие выпустили продолжение «Понедельника…» — «Сказку о Тройке». Здесь поднимается уже совершенно другая проблема — отношений науки и власти. «Сказка о Тройке» была написана в двух вариантах, с похожим сюжетом, но совершенно разных по настроению и по концовке. В наше время «Понедельник…» обычно издается под одной обложкой со «Сказками о Тройке».
- «Время учеников» (1996), сборник произведений современных авторов, написанных как дань уважения братьям Стругацким, открывается повестью Сергея Лукьяненко «Временная суета», события которой возвращают читателя в стены НИИЧАВО.
- Еще одно произведение, которое можно отнести к «соловецкому циклу», — телефильм «Чародеи» (1982), сценарий к которому также написали Стругацкие. Правда, экранизацией «Понедельника…» «Чародеев» назвать нельзя — это совершенно самостоятельная история.
- Вряд ли грифы конденсируются из ничего. Если данный гриф возник здесь, в Соловце, значит, какой-то гриф (не обязательно данный) исчез на Кавказе или где они там водятся.
- Просверлить взглядом дыру в полуметровой бетонной стене могут многие, и это никому не нужно, но это приводит в восторг почтеннейшую публику. […] А вот попробуйте найти глубокую внутреннюю связь между сверлящим свойством взгляда и филологическими характеристиками слова «бетон»!
- Саня Дрозд дошел до буквы «И» в слове «передовую». Эдик починил пульверизатор и опробовал его на Романовых конспектах. Володя Почкин, изрыгая проклятья, искал на машинке букву «Ц». Все шло нормально.
разнообразные сказочные существазажигательная смесь фэнтези, современности и НФпослесловие и комментарий Александра Приваловапропаганда советского строя
Читать
- Аркадий и Борис Стругацкие
- Понедельник начинается в субботу
- (Сказка для научных сотрудников младшего возраста)
Но что страннее, что непонятнее всего, это то, как авторы могут брать подобные сюжеты, признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно… нет, нет, совсем не понимаю.
Н. В. Гоголь
История первая
Суета вокруг дивана
Глава первая
- Учитель: Дети, запишите предложение: «Рыба сидела на дереве».
- Ученик: А разве рыбы сидят на деревьях?
- Учитель: Ну… Это была сумасшедшая рыба.
- Школьный анекдот
Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня, прижимаясь к самой дороге, зеленел лес, изредка уступая место полянам, поросшим желтой осокою.
Солнце садилось уже который час, все никак не могло сесть и висело низко над горизонтом. Машина катилась по узкой дороге, засыпанной хрустящим гравием.
Крупные камни я пускал под колесо, и каждый раз в багажнике лязгали и громыхали пустые канистры.
Справа из леса вышли двое, ступили на обочину и остановились, глядя в мою сторону. Один из них поднял руку. Я сбросил газ, их рассматривая. Это были, как мне показалось, охотники, молодые люди, может быть, немного старше меня. Их лица понравились мне, и я остановился. Тот, что поднимал руку, просунул в машину смуглое горбоносое лицо и спросил, улыбаясь:
– Вы нас не подбросите до Соловца?
Второй, с рыжей бородой и без усов, тоже улыбался, выглядывая из-за его плеча. Положительно, это были приятные люди.
– Давайте садитесь, – сказал я. – Один вперед, другой назад, а то у меня там барахло, на заднем сиденье.
– Благодетель! – обрадованно произнес горбоносый, снял с плеча ружье и сел рядом со мной.
Бородатый, нерешительно заглядывая в заднюю дверцу, сказал:
– А можно я здесь немножко того?..
Я перегнулся через спинку и помог ему расчистить место, занятое спальным мешком и свернутой палаткой. Он деликатно уселся, поставив ружье между колен.
– Дверцу прикройте получше, – сказал я.
Все шло, как обычно. Машина тронулась. Горбоносый повернулся назад и оживленно заговорил о том, что много приятнее ехать в легковой машине, чем идти пешком. Бородатый невнятно соглашался и все хлопал и хлопал дверцей. «Плащ подберите, – посоветовал я, глядя на него в зеркало заднего вида. – У вас плащ защемляется». Минут через пять все наконец устроилось.
Я спросил: «До Соловца километров десять?» – «Да, – ответил горбоносый. – Или немножко больше. Дорога, правда, неважная – для грузовиков». – «Дорога вполне приличная, – возразил я. – Мне обещали, что я вообще не проеду». – «По этой дороге даже осенью можно проехать». – «Здесь – пожалуй, но вот от Коробца – грунтовая». – «В этом году лето сухое, все подсохло».
– «Под Затонью, говорят, дожди», – заметил бородатый на заднем сиденье. «Кто это говорит?» – спросил горбоносый. «Мерлин говорит». Они почему-то засмеялись. Я вытащил сигареты, закурил и предложил им угощаться. «Фабрика Клары Цеткин, – сказал горбоносый, разглядывая пачку. – Вы из Ленинграда?» – «Да». – «Путешествуете?» – «Путешествую, – сказал я.
– А вы здешние?» – «Коренные», – сказал горбоносый. «Я из Мурманска», – сообщил бородатый. «Для Ленинграда, наверное, что Соловец, что Мурманск – одно и то же: Север», – сказал горбоносый. «Нет, почему же», – сказал я вежливо. «В Соловце будете останавливаться?» – спросил горбоносый. «Конечно, – сказал я. – Я в Соловец и еду». – «У вас там родные или знакомые?» – «Нет, – сказал я.
– Просто подожду ребят. Они идут берегом, а Соловец у нас – точка рандеву».
Впереди я увидел большую россыпь камней, притормозил и сказал: «Держитесь крепче». Машина затряслась и запрыгала. Горбоносый ушиб нос о ствол ружья. Мотор взревывал, камни били в днище. «Бедная машина», – сказал горбоносый. «Что делать…» – сказал я. «Не всякий поехал бы по такой дороге на своей машине». – «Я бы поехал», – сказал я. Россыпь кончилась.
«А, так это не ваша машина», – догадался горбоносый. «Ну, откуда у меня машина! Это прокат». – «Понятно», – сказал горбоносый, как мне показалось, разочарованно. Я почувствовал себя задетым. «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». – «Да, конечно», – вежливо согласился горбоносый.
«Глупо, по-моему, делать из машины идола», – заявил я. «Глупо, – сказал бородатый. – Но не все так думают». Мы поговорили о машинах и пришли к выводу, что если уж покупать что-нибудь, так это «ГАЗ-69», вездеход, но их, к сожалению, не продают. Потом горбоносый спросил: «А где вы работаете?» Я ответил. «Колоссально! – воскликнул горбоносый.
– Программист! Нам нужен именно программист. Слушайте, бросайте ваш институт и пошли к нам!» – «А что у вас есть?» – «Что у нас есть?» – спросил горбоносый поворачиваясь. «Алдан-3», – сказал бородатый. «Богатая машина, – сказал я. – И хорошо работает?» – «Да как вам сказать…» – «Понятно», – сказал я. «Собственно, ее еще не отладили, – сказал бородатый.
– Оставайтесь у нас, отладите…» – «А перевод мы вам в два счета устроим», – добавил горбоносый. «А чем вы занимаетесь?» – спросил я. «Как и вся наука, – сказал горбоносый. – Счастьем человеческим». – «Понятно, – сказал я. – Что-нибудь с космосом?» – «И с космосом тоже», – сказал горбоносый. «От добра добра не ищут», – сказал я.
«Столичный город и приличная зарплата», – сказал бородатый негромко, но я услышал. «Не надо, – сказал я. – Не надо мерять на деньги». – «Да нет, я пошутил», – сказал бородатый. «Это он так шутит, – сказал горбоносый. – Интереснее, чем у нас, вам нигде не будет». – «Почему вы так думаете?» – «Уверен». – «А я не уверен». Горбоносый усмехнулся.
«Мы еще поговорим на эту тему, – сказал он. – Вы долго пробудете в Соловце?» – «Дня два максимум». – «Вот на второй день и поговорим». Бородатый заявил: «Лично я вижу в этом перст судьбы – шли по лесу и встретили программиста. Мне кажется, вы обречены». – «Вам действительно так нужен программист?» – спросил я. «Нам позарез нужен программист». – «Я поговорю с ребятами, – пообещал я.
– Я знаю недовольных». – «Нам нужен не всякий программист, – сказал горбоносый. – Программисты – народ дефицитный, избаловались, а нам нужен небалованный». – «Да, это сложнее», – сказал я. Горбоносый стал загибать пальцы: «Нам нужен программист: а – небалованный, бэ – доброволец, цэ – чтобы согласился жить в общежитии…» – «Дэ, – подхватил бородатый, – на сто двадцать рублей».
– «А как насчет крылышек? – спросил я. – Или, скажем, сияния вокруг головы? Один на тысячу!» – «А нам всего-то один и нужен», – сказал горбоносый. «А если их всего девятьсот?» – «Согласны на девять десятых».
Лес расступился, мы переехали через мост и покатили между картофельными полями. «Девять часов, – сказал горбоносый. – Где вы собираетесь ночевать?» – «В машине переночую. Магазины у вас до которого часа работают?» – «Магазины у нас уже закрыты», – сказал горбоносый.
«Можно в общежитии, – сказал бородатый. – У меня в комнате свободная койка». – «К общежитию не подъедешь», – сказал горбоносый задумчиво. «Да, пожалуй», – сказал бородатый и почему-то засмеялся. «Машину можно поставить возле милиции», – сказал горбоносый. «Да ерунда это, – сказал бородатый.
– Я несу околесицу, а ты за мной вслед. Как он в общежитие-то пройдет?» – «Д-да, черт, – сказал горбоносый. – Действительно, день не поработаешь – забываешь про все эти штуки». – «А может быть, трансгрессировать его?» – «Ну-ну, – сказал горбоносый. – Это тебе не диван.
А ты не Кристобаль Хунта, да и я тоже…»
– Да вы не беспокойтесь, – сказал я. – Переночую в машине, не первый раз.
Мне вдруг страшно захотелось поспать на простынях. Я уже четыре ночи спал в спальном мешке.
– Слушай, – сказал горбоносый, – хо-хо! Изнакурнож!
«Понедельник начинается в субботу» за 10 минут. Краткое содержание повести Стругацких
: 60-е годы XX века. Путешествуя на машине, молодой програмист подвозит двух сотрудников института Чародейства и Волшебства, с помощью которых попадает в таинственный и забавный мир магии.
Ленинградский программист Александр Привалов во время отпуска путешествует на машине и направляется к городу Соловец, где у него запланирована встреча. По дороге он подбирает двух сотрудников НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства) и подвозит их в Соловец, где они устраивают его на ночлег в музей института — ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках).
Понемногу Привалов начинает замечать необычные явления — схожесть смотрительницы музея, Наины Киевны Горыныч, с Бабой-Ягой, говорящее зеркало, огромного кота, декламирующего сказки и песни, русалку на дереве и книгу-перевёртыш, в которой все время изменяется содержание. Утром Привалов вылавливает из колодца щуку, исполняющую желания.
Он думает, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему.
Продолжение после рекламы:
Прогуливаясь днём по городу, он находит неразменный пятак и начинает с ним экспериментировать, покупая на него различные вещи. Этот эксперимент прерывает милиция. Привалов оказывается в отделении, где его заставляют возместить ущерб, а пятак изымают и обменивают на обычный. При этом милиционеры ничуть не удивлены этим странным предметом.
Вернувшись в ИЗНАКУРНОЖ отдохнуть, Привалов обнаруживает пропажу дивана, который ещё утром был на месте.
Затем к Привалову один за другим приходят странные личности, которые демонстрируют невероятные способности: летают, становятся невидими, проходят сквозь стены, и при этом почему-то интересуются исчезнувшим диваном.
Между делом Привалов узнаёт, что на самом деле диван является магическим транслятором реальности.
Он был похищен одним из сотрудников института Виктором Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократизма администратора Модеста Матвеевича Камноедова. Утром скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, и на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра, которого тот подбросил до города. Он уговаривает программиста поступить на работу в НИИЧАВО. Привалов соглашается — происходящее его заинтересовало.
Брифли существует благодаря рекламе:
Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.
В предновогоднюю ночь Александр Привалов, заведующий вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов.
Перед ним проходит череда ярких персонажей — маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев, существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус, и другие.
Затем Привалов предпринимает обход института начиная с расположенного в подвале здания вивария, где содержатся магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений.
Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который всё ещё работает. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, увлечённым своими исследованиями, справиться не может.
Выйдя из лаборатории Корнеева, он обнаруживает, что институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории. Девизом этих людей было «Понедельник начинается в субботу», и смысл своей жизни они видели в работе и познании неизвестного. Встретив Новый год, они продолжили свои исследования.
Продолжение после рекламы:
В это время в лаборатории профессора Выбегалло «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель, копия профессора Выбегалло, способна только пожирать всё съедобное.
В лаборатории Выбегалло собираются сотрудники, появляется и сам профессор в сопровождении корреспондентов.
По теории Выбегалло, путь к развитию и духовному росту личности лежит через удовлетворение материальных потребностей, а данная модель — промежуточный этап на пути к созданию модели Идеального Человека, «человека полностью удовлетворённого».
Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть — чем дальше, тем больше. В конце концов, модель лопается от обжорства, забрасывая Выбегалло и корреспондентов содержимым своих органов пищеварения. Сотрудники расходятся.
Привалов некоторое время размышляет над происходящим, потом засыпает. Проснувшись, он пытается с помощью магии сотворить себе завтрак, но вместо этого становится свидетелем совещания у директора института, где обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель.
Профессор Выбегалло хочет испытать её прямо в институте, тогда как другие опытные маги настаивают на полигонных испытаниях в нескольких километрах от города. После горячего спора директор института Янус Полуэктович Невструев решает проводить испытания на полигоне, поскольку «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями».
Невструев также выносит «предварительную благодарность» Роману Ойре-Ойре за «находчивость и мужество».
Брифли существует благодаря рекламе:
Привалову удаётся побывать на испытании. «Модель человека, удовлетворённого полностью» имела способность удовлетворять все свои материальные потребности с помощью магии.
Выйдя из автоклава, модель переносит к себе все материальные ценности, до которых может дотянуться своими магическими способностями (в том числе и вещи людей, находящихся рядом), а затем пытается свернуть пространство.
Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылку с джинном, и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель.
ЭВМ «Алдан», на которой работает Привалов, поломалась. Пока её ремонтируют, Привалов путешествует по институту и попадает в отдел Абсолютного Знания, где в этот момент демонстрируется машина, изобретённая Луи Седловым, на которой можно попасть в вымышленное прошлое или вымышленное будущее.
Привалов соглашается на эксперимент и отправляется в будущее. Сначала он видит странный мир с обитателями, похожими на древних людей, потом оказывается среди людей, внешне таких же как и его современники, но в их мире уже есть космические корабли и происходят путешествия к далёким планетам.
Затем Привалов попадает в эпоху возвращений, когда люди, улетевшие к далёким планетам и звёздам, вернулись на Землю снова. Он замечает, что в этом мире есть Железная Стена, и узнаёт, что за ней находится Мир Страха перед Будущим. Попав за Стену, он видит убийства, кровь и войну.
От случайно встреченного им жителя Привалов узнаёт, что часть мира за Стеной порабощена роботами, часть — пришельцами, а некоторые области порабощены паразитами, растениями, минералами и коммунистами.
Тут появляются летательные аппараты, начинают сыпаться бомбы, и Привалов удаляется на противоположную сторону стены, в Мир Гуманного Воображения. После этого он возвращается в реальное настоящее, но машина при этом бесследно исчезает.
Он заходит к Роману Ойре-Ойре и видит в лаборатории мёртвого попугая, лежащего в чашке.
Приходит директор института Янус Полуэктович, называет попугая Фотончиком, сжигает его трупик в печи, пепел развеивает по ветру и уходит.
Роман Ойра-Ойра удивлён, так как днём ранее он нашёл в печке обгорелое зелёное перо. Откуда оно взялось, если попугай был сожжён сегодня, а других зелёных попугаев рядом и близко не было, остаётся тайной.
На следующий день Привалов вместе с ведьмочкой Стеллой сочиняет стихи для стенгазеты и вдруг видит, как в комнату входит тот самый зелёный попугай. Он летает, но выглядит не совсем здоровым. Приходят другие сотрудники и интересуются, откуда этот попугай взялся.
Потом все принимаются за работу, но вдруг видят, что попугай лежит мёртвый. На его лапке — кольцо с цифрами и надпись «Фотон». То же самое было на лапке попугая, который вчера лежал мёртвым в чашке. Никто не понимает, в чём дело.
Художник Дрозд случайно кладёт попугая в чашку.
На следующий день ЭВМ исправляют, и Привалов приступает к работе. Ему звонит Роман и сообщает, что попугая в чашке уже нет, и никто его не видел. Привалов удивляется, но потом, поглощённый работой, перестаёт об этом думать. Чуть позже Роман звонит снова и просит его прийти. Когда Привалов приходит, он видит живого зелёного попугая с кольцом на лапке.
На слова сотрудников НИИЧАВО попугай отвечает другими словами, но смысловую связь между ними установить не удаётся. Потом попугаю начинают называть фамилии собравшихся, каждого он кратко характеризует: груб, стар, примитив и т. п. Сотрудники не понимают, откуда у него такая информация.
Друзьям приходит в голову, что этот загадочный попугай принадлежит директору Янусу Полуэктовичу, личности ещё более загадочной. Этот человек, единый в двух лицах, никогда не появляется на людях в полночь, а после полуночи он не может вспомнить, что было до неё. Кроме того, Янус Полуэктович безошибочно предугадывает будущее.
В конце концов учёные догадываются, что тут возможна контрамоция: течение времени в направлении, противоположном общепринятому. Если попугай был контрамотом, значит он сегодня может быть живым, вчера умер и был положен в чашку, позавчера был найден в чашке Янусом и сожжён, а ещё днём ранее в печке от него осталось обгорелое перо, которое и нашёл Роман.
Роман пробует объяснить случай с Тунгусским метеоритом, исходя из концепции контрамоции: это был не метеорит, а космический корабль, а пришельцы в нём были контрамотами и жили, по меркам обычных людей, из будущего в прошлое.
Тайну Януса Полуэктовича разгадали. Он существовал в лице А-Янус и занимался наукой, пока не пришёл к идее контрамоции и понял, как осуществить её на практике.
И в году, который для живущих сейчас сотрудников НИИЧАВО — ещё далёкое будущее, он превратил себя и своего попугая Фотона в контрамотов, начал жить вспять по линейке времени, и теперь каждую полночь переходит из завтра в сегодня.
В виде А-Януса он живёт как все обычные люди, из прошлого в будущее, а в виде У-Януса — из будущего в прошлое. При этом оба воплощения Януса Полуэктовича остаются одним человеком и сочетаются во времени и пространстве.
Во время обеда Привалов встречает У-Януса, и набравшись смелости, спрашивает, можно ли зайти к нему завтра утром. У-Янус отвечает, что завтра утром Привалова вызовут в Китежград, поэтому зайти не удастся. Потом он добавляет: «…Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них…»
Смысл произведения "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких | Какой Смысл
«Понедельник начинается в субботу» — самое оптимистичное произведение братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Эту повесть они написали в 1965 году, когда эра «шестидесятников» еще не закончилась. История об ученых написана с неподражаемым юмором. В принципе подобная литература считается развлекательной. Однако в повести есть и определенный смысл.
Повесть состоит из трех глав. Каждая из них имеет свой сюжет, но они связаны между собой одними и теми же персонажами и местом действия.
Главный герой повести – программист Александр Привалов. Волею случая он оказывается в музее под названием ИЗНАКУРНОЖ (нетрудно догадаться, что это значит), в котором хранятся загадочные артефакты. В том числе и сказочные.
Александру хочется выяснить природу феноменов щуки, которая умеет исполнять желания, толстого говорящего кота, волшебного зеркала. Однажды ему в руки попадает неразменный рубль, который после того как им расплатились за покупки, возвращается к владельцу.
Возникает неприятная ситуация и Привалов оказывается в милиции. Вернувшись в музей, герой обнаруживает исчезновение дивана, на котором он спал. Данный предмет мебели на самом деле был транслятором реальности и являлся научно-исследовательским реквизитом.
В конце главы Привалова приглашают на постоянную работу. Эта глава называется «Суета вокруг дивана».
Во второй главе Александр уже работает в некой организации НИИЧАВО — институте магии и чародейства в должности заведующего вычислительным центром. Однажды его дежурство выпадает на Новый Год.
К своему удивлению он обнаруживает, что, несмотря на праздник, много сотрудников продолжает работать. Тут-то и выясняется, почему повесть называется «Понедельник начинается в субботу».
Оказывается, сотрудники института не любят выходные и праздничные дни, поскольку их все время тянет на работу.
Вторая глава носит название «Суета сует». Плавное течение работы нарушается внезапным событием. В повествовании появляется новый персонаж – профессор Выбегалло. Этот «ученый» занимается созданием «человека совершенного».
Но пока профессору удалось создать лишь кадавра, который ест все подряд и в любых количествах. Выбегалло руководствуется идеей, что сначала его детище должно удовлетворить свои материальные запросы, после чего оно начнет духовно развиваться.
Но, вместо этого, кадавр лопается от переедания.
Но профессор не оставляет своей идеи и пытается создать полностью удовлетворенного человека. Ему это даже удается.
Но созданный им гомункул, вместо того чтобы духовно совершенствоваться, начинает присваивать все ценности, до которых может дотянуться.
В результате общими усилиями Потребителя удается закрыть в бутылке с джинном. Последний уничтожает творение профессора до того, как оно становится всемогущим.
В третьей главе, которая называется «Всяческая суета» речь идет о машине времени, хотя этот термин в тексте не упоминается. Привалов знакомится с директором НИИЧАВО Янусом Полуэктовым.
Александр становится свидетелем того, как в кабинете начальника умирает говорящий попугай. На следующий же день птица жива и здорова.
Выясняется, что основной задачей института является обоснование теории существования материальных объектов и событий в обратном временном порядке. На этом повесть заканчивается.
В свое время «Понедельник начинается в субботу» пользовался огромной популярностью, особенно в среде молодых ученых. С удовольствием повесть читают и сейчас. При сочинении «Понедельника…» Стругацкие писали некоторых своих персонажей с реальных людей.
В основном их знакомых научных работников. А вот профессор Выбегалло является карикатурой на две весьма зловещие фигуры: академика Лысенко и писателя-фантаста Александра Казанцева. Все знают, какой огромный ущерб нанес Лысенко отечественной генетике.
Казанцев же существенно навредил советской фантастике.
Особого смысла в свою повесть Стругацкие не вкладывали. Основная мысль, которая лежит на поверхности – это энтузиазм ученых, которые стремятся совершить прорыв в науке, открыть что-то новое.
Немного затронута тема бюрократии в науке. А вот продолжение «Понедельника…» — «Сказка о тройке» уже является злободневной и весьма ядовитой сатирой.
Поэтому прочитать ее во времена СССР было довольно сложно.
«Понедельник начинается в субботу». Мысли вслух
Не помню точно, когда я прочитала эту книгу, кажется в году 89-ом примерно. Общий дефицит книг все еще не был устранен, кооперативные типографии еще не перешли на перестроечные рельсы.
Зато вовсю работали центры ксерокопий, которые перестали быть подотчетными и подцензурными.
Вот в такой ксерокопии с настоящей книги и читала я впервые и «Понедельник начинается в субботу», и «Сказку о Тройке».
Обложка издания 1979 года. Художник: Евгений МигуновОбложка издания 1979 года. Художник: Евгений Мигунов
На тот момент доступные произведения братьев Стругацких были зачитаны мной до дыр. «Пикник на обочине», «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне» и другие, а вот «Понедельник» оказался чуть ли не последним в череде повестей замечательных авторов. Но по прочтении, я была очарована «сказкой для младших научных сотрудников» и восторг не угасает по сей день.
????Я буду признательна за лайки ???? и доброжелательные комментарии!
Чем же так запомнилась мне книга? Ясно, что сатирическая составляющая «ПНвС» лежит на поверхности. И это во времена бушующей перестройки уже не было новостью.
Меня же покорила магия особого мира, особого пространства, где живут и работают люди, совершенно свободные в плане выбора. Для них работа — реально источник вдохновения и творческой мысли.
Именно поэтому их понедельник начинается в субботу.
«Суета вокруг дивана» — выражение ушло в народ. Художник: Художник: Евгений Мигунов»Суета вокруг дивана» — выражение ушло в народ. Художник: Художник: Евгений МигуновСюда приходили люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. «Понедельник начинается в субботу»
Мысль об этом была настолько своевременной, что казалось Стругацкие прямо вчера все это написали.
Ведь вокруг в то время рушились судьбы людей, не платили зарплат, учителя и врачи бежали торговать, хлынувшим из-за границ китайским ширпотребом, не от любви к торговле, а от отсутствия возможности кормить детей.
Ларечки и палатки покрывали пространство улиц, торговали везде и всюду, превращая города в одну большую барахолку.
Ворота НИИЧАВО. Художник: Евгений МигуновВорота НИИЧАВО. Художник: Евгений Мигунов
А где-то существовал НИИЧАВО с глобальными и потрясающе интересными проблемами, которые решали не менее интересные и увлеченные люди. Мечта, да и только! Возможно, именно в тот момент и родилась мысль печатать книги, открыть свое дело, заниматься тем, что интересно именно тебе.
Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова.
«Понедельник начинается в субботу»Невероятно огромный холл института НИИЧАВО. Художник: Евгений МигуновНевероятно огромный холл института НИИЧАВО. Художник: Евгений Мигунов
Прошли года, десятилетия, но я опять, нет-нет, с удовольствием перечитываю эту книгу. И понимаешь, что многие проблемы остались, пусть и высмеянные полвека назад. Узнаваемы по сию пору многие коллизии НИИЧАВОвской жизни:
Академия Наук выделила институту энную сумму на благоустройство территории.
На эту сумму Модест Матвеевич собирается обнести институт узорной чугунной решёткой с аллегорическими изображениями и цветочными горшками на столбах, а на заднем дворе, между трансформаторной будкой и бензохранилищем, организовать фонтан с девятиметровой струёй.
Спортбюро просило у него денег на теннисный корт — отказал, объявив, что фонтан необходим для научных размышлений, а теннис есть дрыгоножество и рукомашество. «Понедельник начинается в субботу»Привалов, Стеллочка и Дрозд рисуют стенгазету. Художник: Евгений МигуновПривалов, Стеллочка и Дрозд рисуют стенгазету. Художник: Евгений Мигунов
Но видишь и другое: мудрое отношение к жизни и философский юмор. Правда, есть еще чувство тихой тоски все по тому же параллельному миру, сотворенному Стругацкими. И пусть он неидеален, но так притягателен и заманчив! А иной раз восхитительно сумасброден!
У меня есть один знакомый. Он утверждает, будто человек— это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона. «Понедельник начинается в субботу»Музей НИИЧАВО. Художник: Евгений МигуновМузей НИИЧАВО. Художник: Евгений Мигунов
Кстати, рисунки Евгения Мигунова, который иллюстрировал два издании книги, как мне кажется, наиболее ярко отражают саму суть повести и настроение книги.
????Я буду признательна за лайки ???? и доброжелательные комментарии!
Читайте на канале????:
«Город мастеров»: странный фильм моего детства
«Макулатурные» книги. Вспомним, как это было
«Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких — краткое содержание — Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
Эта книга была написана в 1965 году и рассказывает о том, как могла бы выглядеть утопическая советская действительность 60-ых годов.
Это юмористическая повесть, в которой переплетается научная фантастика (программист попадает в мир магии), сатира (настоящая советская действительность была далеко от представленной в книге радужной картинке) и приключения. Прочитать Понедельник начинается в субботу краткое содержание можно далее.
Герои повести
Центральным персонажем повести является Александр Привалов. Он занят разработками высоких технологий. Конечно, деятельность его отличается от того, как мы привыкли воспринимать работу современных программистов, однако смысл его исследований тот же – изобрести для человечества нечто новое, что сделает жизнь проще.
В своей погоне за необъяснимым Александр Привалов находит… магию. Прямо посреди научного института.
Его сотрудник Роман Ойра-Ойра обучает главного героя волшебству, в то время как маг Выбегалло, напротив, использует магию для обмана и шарлатанства.
В научном институте Александр знакомится и с другими его работниками: сварливой Наиной Киевной, милой Стеллой, двуликим Янусом Полуэктовичем, невоспитанным Витькой. Все они так или иначе связаны с миром магии.
Краткий пересказ книги
Повесть разделена на три части (истории). Первая часть – вводная, она знакомит читателей с главным героем и его действительностью.
Во второй части много сатиры и полемических элементов, а в третьей больше внимания уделяется научному творчеству и роли воображения в жизнях людей.
История первая. Суета вокруг дивана
Александр Привалов – программист, который живет в Ленинграде. Он проводит отпуск в Соловце и как-то подбирает на дороге двух сотрудников научного института, которым нужно добраться к месту своей работы. Вместе они приезжают в этот институт, и в благодарность новые знакомые предлагают Александру переночевать у них.
В итоге Привалов оказывается в очень необычном месте – институтском музее Изнакурнож (что сокращено от «Избушки на курьих ножках»). Хозяйкой оказывается сварливая женщина Наина Киевна с неожиданной фамилией Горыныч.
В этом месте, где Александру предстоит ночевать, его поджидает много неожиданностей. Оказывается, что в научном институте в Соловцах творятся настоящие чудеса.
Александр встречает говорящего кота и исполняющую желания щуку, видит странные сны и один раз даже телепортируется прямо в милицейский участок. Служителей порядка, впрочем, это никак не удивляет.
В продолжении краткого содержания «Понедельник начинается в субботу» Стругацких Александр начинает искать в происходящих странностях какую-то систему. Он убежден, что даже волшебные события не могут происходить хаотично, их что-то должно упорядочивать.
В какой-то момент центром события становится диван, на котором остался ночевать главный герой. Сначала предмет мебели просто испарился. А потом к Привалову стали приходить странные люди с магическими способностями, которые начинают задавать ему вопросы и требовать диван назад.
Выяснилось, что он являлся транслятором реальности и очень важен для научных исследований, а похитил волшебный диван некий Витька. Впрочем, сделал он это из целей исключительно благородных – ради науки, просто из-за бюрократии он никак не мог заиметь диван официально.
Вот и пришлось прибегнуть к крайним мерам.
Скандал с диваном набирает обороты. Из-за этого положение Александра становится опасным, но Роман Ойра-Ойра (его подвозил главный герой в самом начале) предлагает Привалову устроиться на работу в их магических институт. Александр, заинтригованный, соглашается.
История вторая. Суета сует
Уже шесть месяцев Александр работает в НИИЧАВО. Как-то он остается ответственным дежурным в праздничную ночь, и начальники волшебных отделов сдают ему ключи. В том числе ключи сдал и Янус Полуэктович. Это директор института, который почему-то существует сразу в двух воплощениях.
В обязанности Александра входил обход всех этажей. Он добросовестно выполняет свои обязанности и проходит по всем этажам и коридорам, чтобы проверить, все ли в порядке. Он обнаруживает, что Витька Корнеев (некогда похититель дивана) остался все-таки работать, а на отдых отправил своего дубля, одурачив всех.
Также работа кипела и в отделении у тщеславного Выбегалло. Там создавался проект неутомимого потребителя – человека, который никогда не может наестся. Он все ест и ест, и никак не насытится.
Выбегалло очень гордился своей разработкой и выступал перед журналистами, рассказывая, что он постиг суть человеческой природы – мол, она состоит в материальном удовлетворении.
Однако в эту праздничную ночь проект провалился… а точнее, лопнул.
От переедания Александр расстроился, что убирать то, что осталось от неутомимого потребителя, придется ему.
Наутро выяснилось, что у Выбегалло новый проект. Теперь его идеальный человек хочет владеть всем сущим. Ситуация осложняется тем, что этот человек невероятно сильный и имеет недюжинные магические способности. Он верит в идею собственного всемогущества и для ее воплощения даже пытается замкнуть вселенную, но ему мешает Роман Ойра-Ойра и вызванный им джинн. Проект Выбегалло снова провалился.
История третья. Всячесая суета
В третьей части рассказывается о нескольких днях, в течение которых шла работа в НИИЧАВО. У Александра сломалась ЭВМ, и в его отделе исследования приостановились. Поэтому Привалов помогает коллегам. Сначала он испытывает на себе машину времени и отправляется в удивительно, но антиутопическое будущее, потом становится свидетелем смерти и чудесного оживления говорящего попугая, происходящих ежедневно. Этот попугай жил в кабинете двуликого директора института Януса Полуэктовича, и его обратный жизненный цикл наводит Александра, Романа, Витьку и еще одного ученого на размышления. Вместе они разрабатывают теорию, согласно которой во Вселенной возможно движение наоборот, не от рождения к смерти, а от смерти к рождению. Этим объяснялось то, что Янус Полуэктович раздвоился в пространстве и проживал сразу две сообщающиеся между собой жизни.
Александр понимает, что одному из личностей директора известно его будущее. Он расстраивается, так как думает, что его судьба уже определена, и решается спросить о ней у Януса Полуэктовича.
Тот, однако, мудро отвечает, что одного-единственного будущего не бывает: каждый человек творит бесчисленное множество вариантов развития событий каждым своим поступком.
Поэтому если у Александра есть какие-то планы, желания и цели – он должен делать то, что считает нужным, а будущее… оно уж как-нибудь сложится.
Главная мысль
ПредыдущаяСледующая