В отличие от наших современников люди прошлого редко оказывались в своей постели одни. Речь не только о любящих супругах: часто одну кровать делили несколько поколений семьи, а вместе с ними и слуги.
Если в дом приходил гость, даже незнакомый, его часто укладывали спать в той же постели.
Иногда так происходило потому, что другого места для сна не было: площадь жилищ не всегда позволяла устроить дополнительные постели для гостей.
Популярность совместного сна порождала курьезы: например, в одной из гостиниц города Уэйр в Хартфордшире посетителям предлагали поспать на огромной кровати шириной более трех метров.
Сейчас она принадлежит лондонскому музею Виктории и Альберта.
Бедным семьям совместный ночлег помогал согреться в холодную погоду, сэкономить топливо и обойтись одним одеялом вместо нескольких. Состоятельные граждане тоже не брезговали совместным сном — известно, что богатые люди часто делили постель с гостями или слугами-ровесниками. Присутствие соседа помогало побороть страх перед темнотой и ночными кошмарами.
Совместный сон подчинялся особым правилам этикета, хороший сосед старался как можно меньше мешать другим спящим. Полагалось лежать смирно, а если компаньону захочется поговорить — выслушать все, что он скажет, и лишь затем пожелать спокойной ночи. Первые европейские разговорники для путешественников включают фразы типа «вы тянете одеяло на себя» или «вы только и делаете, что брыкаетесь».
На Западе о приватности сна заговорили в XVIII веке, в это время небольшие кровати для одного или двоих становятся все более доступными, а в записях представителей привилегированных классов появляются презрительные высказывания о совместных ночевках, свойственных простонародью. Церковь тоже не поощряла общую постель, покров темноты мог подтолкнуть к греху: например, привести к появлению незаконнорожденных детей.
Бойся темноты: ночные страхи
От каких тревог защищал совместный сон? Спектр ночных волнений в доиндустриальную эпоху был значительно шире, чем сегодня.
Во-первых, в ночной тьме людей подстерегали нечистые духи и сам дьявол: англичанка Сара Каупер, жившая на рубеже XVII и XVIII веков, называла его «противником, который всегда бодрствует».
Считалось, что накопившаяся за день усталость делает человека более уязвимым перед кознями Сатаны и его слуг, поэтому так важны были вечерние молитвы и заговоры — разные эпохи сохранили немало таких текстов.
Еще одной причиной тревог были призраки — неупокоенные души предков или прежних обитателей определенного места. Согласно средневековым представлениям, они чаще всего являлись живым ночью или на рассвете.
Сюжеты о привидениях различались: бесплотные гости могли приходить, ничего не требуя, а могли агрессивно преследовать живых, драться с ними или пить их кровь.
Церковь, случайно или нарочно, пользовалась этими образами, предлагая навеки упокоить мертвого при помощи обрядов.
Со временем ночная тьма отступала: искусственное освещение становилось все популярнее, и страх перед призраками начал терять силу вскоре после промышленной революции.
Впрочем, играть на этом страхе продолжали десятилетиями.
Еще в 1830-х годах владельцы хлопкопрядильной фабрики в Ланкашире держали в помещениях специально подсвеченные изображения привидений, чтобы работники-подростки реже засыпали в ночную смену.
Другие тревоги имели вполне реальную основу. И горожане, и жители деревень справедливо боялись пожаров: чтобы избежать их, «Домострой» предписывал обходить все помещения «и вечером, и ночью, и под утро». Также в Европе зафиксировано немало «противопожарных» молитв и заклинаний, а британцы начала Нового времени перед вечерней молитвой оставляли в золе очага отпечаток креста.
Спи спокойно: ночные ритуалы
Сегодня о ритуалах, связанных со сном, говорят в основном врачи-педиатры. Одни и те же действия каждый вечер — скажем, чтение на ночь — помогают ребенку настроиться на отдых и спокойно уснуть. Однако в прошлом сон взрослых также окружало множество ритуалов: они придавали жизни своеобразный ритм и позволяли справиться с беспокойством перед наступлением ночи.
Важнейшими из них были молитвы. Известно, что молитва не только дает верующим субъективное ощущение поддержки высших сил: она уменьшает тревожность, как и другие медитативные практики. Для каждого времени суток существовали особые молитвы, их читали и всей семьей, и по одиночке. «Домострой» советует:
«Ложась спать, каждый христианин кладет пред иконой по три земных поклона, но в полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько сможешь, о своих прегрешениях, да и утром, вставая — также».
Богу и святым возносили не только благодарение и мольбы об отпущении грехов, но и просьбы о защите от ночных страхов. Например, в одной из молитв XVII века верующие просили спасения «от внезапной смерти, пожара и воров, ураганов, бурь и прочих ужасов» (текст приводит американский историк Роджер Экерч).
Защитный эффект молитвы дополняла святая вода. Во французских деревнях сосуд с ней держали у постели на случай смерти во сне, а в соответствующей молитве говорится: «Святую воду я беру. Если внезапно смерть возьмет меня, пусть это будет моим последним таинством».
Согласно представлениям крестьян, присутствие освященной воды отчасти «заменяло» обряды, необходимые христианину перед смертью.
Британский историк Саша Хэндли выделяет еще несколько типов вечерних и ночных ритуалов, характерных для Европы раннего Нового времени. Перед сном комнату проветривали, чтобы выгнать прочь миазмы — гипотетические «ядовитые испарения».
Лучше уснуть помогали средства из ромашки, лаванды и миндаля, такие смеси разводили в воде и пили либо прикладывали к вискам. Сильная бессонница требовала других мер, в ход шел алкоголь или «сонные напитки» на основе опиумной настойки.
Сон в руку: восприятие сновидений
Доиндустриальное общество придавало огромное значение образам и сюжетам снов. Еще в античности они считались предвестниками будущего, их значению посвящали целые книги. С годами эти тексты не теряли популярности: например, английский перевод созданного во II веке н. э.
«Толкования снов» Артемидора Далдианского к 1740 году переиздавали 24 раза.
Толкования чаще всего строились по принципу «сопоставления подобного» с учетом множества факторов: согласно Артемидору, видеть во сне заливные луга «на пользу одним лишь пастухам, для остальных же они означают безработицу, а для путников препятствия, потому что эти луга бездорожны».
Церковь часто осуждала толкование снов, как и другие типы гадания. В списке книг, запрещенных Стоглавым собором, «Сносудец» (сонник) присутствует наряду с «Молнияником» (сборником гаданий по положению молнии) и «Воронограем» (приметами по крику воронов).
При этом официальная позиция церкви не мешала отдельным священникам и богословам считать, что во снах человеку может явиться истинное божественное откровение. Например, Тертуллиан в трактате «О душе» пишет: хотя большинство сновидений человеку внушают нечистые духи, есть и «достойные» пророческие сны.
Видеть их могут не только праведники: «их щедрые дары имеют обыкновение изливаться и на непосвященных, так как ливни и солнце Свое Бог дает одинаково справедливым и несправедливым».
По мнению ряда европейских врачей, сны могли указывать на некоторые проблемы со здоровьем — например, на нарушение баланса гуморов (четырех основных «телесных соков»).
Хирург XVI века Амбруаз Паре писал: «Тем, у кого избыточное количество слизи [флегматикам], снятся половодья, снега и наводнения, а также падение с большой высоты».
Иногда ночные видения считались такими же важными, как реальные события. В 1783 году это помогло британцу Ричарду Дивеллу избежать наказания за воровство четырех брусков железа. По его словам, владелец металла добровольно согласился расстаться со своим имуществом: лишь в суде Ричард вспомнил, что разговор происходил в его сне. Как ни странно, суд Олд-Бейли признал Дивелла невиновным.
Поспать, еще поспать: сегментированный сон
Некоторые историки считают, что сама структура «древнего» сна заметно отличалась от современной. Сегодняшняя норма для взрослых — от семи до девяти часов сна с минимальным числом пробуждений.
Если человеку регулярно не удается заснуть в течение получаса, а ночью он пробуждается и не может быстро уснуть вновь, врачи рекомендуют обратиться к специалисту: эти симптомы могут указывать на различные расстройства сна.
Такие нарушения часто называют проблемами современного образа жизни с его искусственным освещением, городским шумом и голубым светом экранов смартфонов и планшетов.
Однако исторические источники показывают: возможно, идеального по сегодняшним меркам непрерывного многочасового сна никогда не существовало.
Историк Роджер Экерч считает, что разбитый на несколько частей (сегментированный, или бимодальный) ночной отдых в прошлом был скорее нормой.
Свидетельства этого ученый находит во множестве материалов, от «Одиссеи» до классических романов XIX века.
По словам Экерча, привычный сон наших предков обладал сложной структурой.
Часы отхода ко сну могли различаться, но обычно люди ложились в постель за несколько часов до полуночи: обеспеченные британцы XVII–XVIII веков, судя по их дневникам, оказывались под одеялом в девять-десять часов вечера. Ситуации, когда дела не позволяли человеку отправиться в спальню вовремя, случались, но не считались нормой.
Оказавшись в постели, люди засыпали далеко не сразу. Час или два они отдавали делам, на которые не хватало времени днем: чтению, размышлениям, разговорам.
Долгие беседы в постели сближали и помогали справиться со страхом перед темнотой, грабителями или нечистыми духами.
Англичанка Сара Каупер, жившая на рубеже XVII и XVIII веков, писала в дневнике об одной из своих подруг: когда той приходилось ночевать в одиночестве, она подолгу беседовала со своим попугаем.
Наконец, сон приходил, но лишь на несколько часов, эту фазу называли «первым сном» или «глубоким сном». Затем, судя по данным многочисленных источников, люди пробуждались и около часа бодрствовали или находились в состоянии полудремы.
Паузу наполняли самыми разными занятиями. Хозяйки отдавали распоряжения слугам: например, согласно «Домострою», хорошая жена «встанет средь ночи и даст пищу дому и дело служанкам». Похожую картину находим в «Энеиде» Вергилия:
«Ночь прошла полпути, и часы покоя прогнали / Сон с отдохнувших очей. В это время жены, которым / Надобно хлеб добывать за станом Минервы и прялкой, / Встав, раздувают огонь, в очаге под золою заснувший, / И, удлинив дневные труды часами ночными, / Новый урок служанкам дают».
В это же время воры и браконьеры, согласно судебным документам, выходили на дело, а студенты посвящали полночь учебе.
Английский врач Тобиас Веннер советовал: «Студентам, которые вынуждены не спать и заниматься по ночам, лучше делать это после первого сна, когда в них больше бодрости». Полночь считали благоприятным временем и для зачатия.
Французский медик XVI века Лоран Жубер считал, что близость после первого сна приносит больше наслаждения и с большей вероятностью ведет к беременности.
После паузы наступало время «второго», или «утреннего», сна. На этих фазах основывались многие медицинские рекомендации: например, врачи советовали во время первого сна лежать на правом боку, а перед вторым сном перевернуться на левый — считалось, что это помогает пищеварению.
Некоторые лекарства полагалось принимать в промежутке между первым и вторым сном. Упоминания о двух фазах отдыха можно найти не только в личных и медицинских текстах, но и в художественной литературе.
Так, у Сервантеса «Дон Кихот отдал дань природе, и первый сон одолел его, зато уж второй ничего не мог с ним поделать».
Включите свет: что изменило структуру сна
Роджер Экерч обнаружил все эти свидетельства не случайно. Он основывался на результатах исследований, которые в начале 1990-х проводил психиатр Томас Вер. Ученый исследовал проявления фотопериодизма — различные реакции тела на суточный ритм освещенности и смену дня и ночи.
Вер пригласил семерых добровольцев прожить месяц в условиях «доиндустриального» режима освещения. В течение десяти часов светового дня волонтеры занимались привычными делами, а 14 «ночных» часов проводили в полной темноте.
В помещении для эксперимента все располагало ко сну, многие занятия были под запретом в темное время — например, после отбоя добровольцам не разрешали слушать музыку или делать зарядку.
До начала эксперимента люди спали примерно по восемь часов каждую ночь.
В первую неделю опыта добровольцы быстро «отключались» и спали в среднем по 11 часов, возможно, из-за накопившейся усталости.
Постепенно люди привыкали к долгой ночи, и к концу месяца ученый заметил характерные паттерны сна: волонтеры час-два бодрствовали в темноте, погружались в сон на три-пять часов, а после этого пробуждались и проводили от одного до трех часов в полудреме.
За этим этапом приходила вторая фаза сна, аналогичная первой — тот же рисунок потом искал Экерч. Похожий режим до этого фиксировали у многих животных, например у лабораторных мышей и хомяков.
По словам Экерча, сегментированный сон уничтожило искусственное освещение. Начиная со второй половины XVIII века этот обычай все реже описывается в документах о жизни высших классов, представители которых могли позволить себе освещать дом множеством свечей.
Например, в знаменитых дневниках лондонского чиновника Сэмюэля Пипса (в России их издали под названием «Домой, ужинать и в постель») таких свидетельств немного. Постепенно вечера при искусственном свете вошли в моду, и режим сна богатых горожан начал меняться.
Настоящими убийцами бимодального сна стали уличные фонари, в XVIII веке они появились во многих городах. Свет сделал улицы ненамного, но все же безопаснее: надежный покров ночи уже не скрывал преступников.
Люди не только ложились спать позже, они все чаще осмеливались выходить из дома после заката не по делам, а просто прогуляться. Распространение скептицизма уменьшило страх перед силами зла — ночь теперь вызывала восхищение, а не ужас. По словам Экерча, смену настроений быстро учли торговцы. Человек, посетивший Лондон в 1789 году, писал: «Все лавки работают до десяти часов вечера и превосходно освещены».
Все наоборот: другой взгляд на сон
Ряд экспертов считает, что выводы Вера и Экерча нельзя распространять на всех жителей Земли.
В работе, опубликованной в 2015 году в журнале Current Biology, ученые исследовали паттерны сна трех сообществ, ведущих доиндустриальный образ жизни: групп охотников-собирателей из Танзании, Намибии и Боливии.
Все они спали единым «блоком» в течение 6–7 часов подряд. По мнению авторов, продолжительность сна зависела в основном от температуры воздуха, а не от уровня освещенности.
Ученые считают: бимодальный сон, описанный Экерчем, вполне мог существовать, но был характерен в основном для Европы с ее долгими зимними ночами.
Искусственное освещение не разрушило «традиционные» паттерны сна, — напротив, оно помогло вернуться ко сну, принятому в доиндустриальных обществах, живущих ближе к экватору.
И в экспериментах Вера, и в наблюдениях 2015 года участвовали небольшие группы людей. Ученые говорят: подтвердить или опровергнуть эти выводы помогут только новые исследования с большим числом добровольцев.
Пока таких работ нет, нельзя считать бимодальный сон «естественным» и потому полезным для современного человека. Однако даже если теория о бимодальном сне неверна, она может принести пользу.
Психолог Грег Джейкобс считает, что она позволяет снизить тревожность при расстройствах сна: человек спокойнее воспринимает ночные пробуждения и имеет меньше шансов оказаться в замкнутом круге бессонницы и раздражения из-за нее.
Почему наши предки спали дважды за ночь?
Если верить статистике, каждый третий страдает бессонницей. Ночные пробуждения часто становятся поводом для беспокойств, но в этом нет ничего страшного. Об этом говорят историки и психиатры.
Наши предки спали дважды за ночь и никаких проблем со сном не испытывали.
Откуда тогда взялся непрерывный восьмичасовой сон? Разберёмся вместе с сомнологом Дарьей Лебедевой и врачом Оксаной Садыковой.
Как раньше спали люди?
В том, что нужно спать восемь часов, никто не сомневается. Но исследования показывают, что природа предусмотрела для человека иной цикл отдыха и бодрствования. Наши предки разделяли сон на две части с перерывом на 2-3 часа в полночь. Такая практика называется сегментированный или двухфазный сон. Cо временем все об этом благополучно забыли.
unsplash.com/@benblenner
В 2005 году об этой фишке напомнил историк Роджер Экирх. Тему сегментации сна он изучал в течение 16 лет. Конечно, у него не было машины времени, чтобы подсмотреть за жизнью в прошлом, но он изучил 500 различных источников. Историк собрал сотни документальных свидетельств о полифазном сне и опубликовал их в книге At Day's Close: Night in Times Past.
Все источники в его работе — медицинские, исторические и литературные — указывают на привычку людей в доиндустриальные времена и до изобретения электричества спать с перерывом. Наши предки уходили на боковую примерно через два часа после наступления темноты.
Где-то в полночь они просыпались, а спустя несколько часов засыпали снова — уже до самого утра. То есть «спать как убитыми» им было несвойственно. Чёткого графика у них не было — всё по желанию. Ночные пробуждения их нисколько не смущали.
Как выяснил Экирх, древние люди проводили это время с пользой: молились, занимались сексом, курили табак, общались, размышляли и посещали друзей.
Когда стала исчезать привычка спать два раза за ночь?
Роджер Экирх пришёл к выводу, что в 1920 году идея первого и второго сна исчезла. Но предпосылки к новому распорядку можно отследить уже в конце XVII века. От дробления сна тогда стали отказываться европейцы. С появлением электричества не было смысла рано ложиться.
unsplash.com/@brucemars
Такой график сна стал «нормой» и в период промышленной революции. Тогда начали массово появляться круглосуточные кофейни. Всплеск заведений, которые работали всю ночь, вынудил городских жителей пересмотреть свои привычки.
Отчасти склонность спать несколько раз в сутки сохранилась и сейчас: тот самый послеобеденный сон и сиеста тоже считаются подвидом двухфазного сна. Вздремнуть во второй половине дня любят многие, но чаще это делают жители Испании, Италии и Греции.
Дарья Лебедева
сомнолог
Наш организм очень умный и умеет адаптироваться к новым условиям. Сейчас мы проводим много времени в офисе, работаем по 12 часов в сутки, собираем детей в детский сад или школу – у древних людей всего этого не было. Но как именно спали наши предки, никто точно не знает.
Вообще полифазный сон (который разбивается на несколько периодов в течение суток) больше характерен для животных, чем для современного человека. Дело в том, что непрерывный сон — это риск быть съеденным. Безопаснее спать короткими периодами.
В этом случае можно куда-то спрятаться. Поэтому у нас сохранилась привычка просыпаться посреди ночи — то есть это абсолютно нормально. Ночные пробуждения нужны нам, чтобы перевернуться на другой бок и проверить обстановку вокруг.
Так сложилось эволюционно, что спать мы можем только в ощущении полной безопасности.
Полезен ли полифазный сон?
С одной стороны, знание о сегментированном сне — отличный способ не переживать насчёт внезапных ночных пробуждений. Согласно исследованию психиатра Уолтера Брауна, если не воспринимать ночные пробуждения как проблему, то справиться с ними будет гораздо проще. С другой стороны, исследований о пользе двухфазного сна практически нет. А вот мнений на этот счёт много.
Дарья Лебедева
сомнолог
Сон состоит из циклов, каждый из которых длится по полтора часа. Логично предположить, что спать отрывками менее чем в полтора часа — плохо. Иначе сон будет неполноценным и организм не успеет восстановиться за это время. Первый цикл характеризуется глубоким сном. В этой фазе мы получаем максимум пользы и энергии.
Ближе к утру наступает фаза быстрого сна. В этот период мы видим сновидения, восстанавливаемся эмоционально и укрепляем память. Если вы всё-таки решили спать сегментированным сном, то есть несколько раз в сутки, нужно делать это именно в ночное время. Потому что гормон сна мелатонин вырабатывается в основном в темноте.
Чтобы набрать необходимую долю глубокого сна, важно помнить про режим сна. Спать желательно в кромешной тьме и не забывать про цикл сна и бодрствования: ложиться и просыпаться в одно и то же время.
Одни эксперты предполагают, что сегментированный сон — наиболее естественный для человека. Другие считают, что для современного образа жизни разделение сна непрактично и может нанести вред здоровью.
Да и работа обязывает нас засыпать и просыпаться в определённые часы.
Если не следовать режиму, есть риск зависнуть в телефоне до утра, не успеть на маршрутку, вовремя не добраться до офиса, попросту не выспаться и потратить день впустую. Всё довольно неоднозначно.
Оксана Давыдова
врач-сомнолог, психотерапеввт
В теории, цель такого режима сна — добиться большего времени бодрствования и улучшения общего самочувствия. На практике же, если мы пойдём против «природы», то получим аффективные расстройства: депрессию, тревогу, панические атаки.
Дело в том, что за внутренние биологические часы отвечает супрахиазматическое ядро в гипоталамусе: оно контролирует выработку мелатонина. Поэтому сон зависит в том числе и от времени года. Летом он чуть короче, потому что световой день длиннее, а зимой — наоборот.
То есть условная норма сна в восемь часов — это средний показатель.
Кроме того, наши биологические ритмы и внутренние часы взаимосвязаны. Они работают синхронно со сменой дня и ночи. Так сложилось эволюционно, поэтому они гораздо сильнее, чем наши желания.
Что в итоге?
Раньше люди не отвлекались на электрическое освещение, гаджеты или сериалы. И поэтому могли позволить себе засыпать и просыпаться в любое время. Атрибуты современной жизни действительно влияют на сон. В 2017 году соответствующее исследование было опубликовано в журнале Current Biology.
Оксана Садыкова
врач-сомнолог, психотерапевт
По своей практике могу сказать, что, как только мы с пациентами нормализуем сон, все расстройства исчезают. Считаю, что сон должен быть полноценным с продолжительностью не менее 6-7 часов. Детям нужно спать дольше, а в пожилом возрасте сон становится короче.
У наших предков можно кое-что взять на заметку. Например, тратить бессонные часы не на смартфон, а на медитацию или размышления. И не стоит забывать заниматься спортом, не злоупотреблять кофеином и алкоголем и засыпать и просыпаться в одно и то же время, даже если с утра вам никуда не надо.
Ученые: наши предки спали меньше, чем мы — BBC News Русская служба
Автор фото, Getty
Подпись к фото,
Ученые утверждают, что наши предки не знали, что такое бессонница
Наши предки спали меньше, чем мы, пришли к выводу американские ученые.
Они исследовали сон представителей коренных этнических народностей Африки и Южной Америки, образ жизни которых наиболее приближен к укладу древних общин охотников и собирателей.
В течение 1165 ночей ученые наблюдали за сном 98 участников исследования и установили, что ночью все они спят в среднем 6,5 часов.
Для сравнения, большинство жителей США спят по семь часов. Это было установлено в результате масштабного опроса.
В ходе исследования ученые также обнаружили, что температура воздуха в гораздо большей степени влияет на то, как человек спит, чем освещение.
«Я вдруг понял, что эти стремительно сокращающиеся этнические группы [участвовавшие в исследовании] – наш последний шанс понять, каким был человеческий сон до тех пор, пока мы не насоздавали различных цивилизаций», — говорит профессор Джером Сигал из Университета Калифорнии.
«Абсолютно ясно одно: они не спали больше нас», — добавляет ученый.
Искусственный свет, телевизор допоздна, а теперь еще и смартфоны, с которыми мы не расстаемся даже в постели: принято считать, что современные технологии мешают нормальному сну.
Чтобы проверить, так ли это, ученые провели эксперимент с участием представителей народностей Хадза из Танзании, племени Сан из Намибии и индейцев Тсимане из Боливии.
На добровольцев надели специальные наручные часы, с помощью которых осуществлялось наблюдение за сном.
«Время и продолжительность сна у всех трех групп оказалась одинаковой. Это дает мне определенную уверенность в том, что результат связан с проявлением в них принадлежности к одному биологическому типу людей, а не обусловлен жизненными ситуациями, в которых они находятся. Ведь эти ситуации у трех групп разные», — говорит профессор Сигал.
Кроме того, что все участники эксперимента спали по 6 часов 25 минут, ученые также установили, что все они очень редко ложатся подремать в дневное время.
Подпись к фото,
Ученые установили, что естественный свет не влияет на крепость сна
Согласно некоторым записям, европейцы просыпались ночью, и, таким образом, их ночной сон состоял из двух частей. При этом, говорят ученые, среди ранних общин охотников и собирателей ничего такого не было.
Ученые с удивлением обнаружили, что естественный свет не так уж влияет на состояние сонливости или бодрствования, как принято думать. Большинство участников эксперимента засыпали примерно через три с половиной часа после захода солнца.
Важным фактором является температура.
«Мы увидели удивительную вещь: сон продолжался все время, пока понижалась температура. Как только она достигала нижнего предела, люди просыпались», — делится Сигал.
И хотя древние люди спали гораздо меньше, чем предписано сомнологами (7-9 часов в день), они не жаловались на усталость, утверждают ученые.
Бессонница была крайней редкостью на ранних этапах жизни человечества, а у двух из трех групп-участниц исследования такого слова даже нет в лексиконе.
Раньше люди спали меньше, чем сейчас
156
Антропологи из нескольких американских университетов решили проверить это предположение. Для этого они изучили, как спят люди в племенах охотников-собирателей, ведущих традиционный образ жизни. Ученые вели наблюдения в трех традиционных обществах: народ Хадза в Танзании, бушмены в Намибии и племена Чимане в Боливии. В итоге были собраны данные о поведении 94 человек, за которыми наблюдали (в общей сложности) в течение 1165 дней.
Режим сна оказался на удивление схожим во всех трех обществах.
«Несмотря на различия в генетике и окружающей среде, во всех наблюдаемых группах сон был организован почти одинаково, что, вероятно, указывает на то, что именно такой режим сна является наиболее естественным для Homo Sapiens как биологического вида», — говорит один из авторов исследования Джером Сигель (Jerome M. Siegel) из Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе (США).
Люди в традиционных обществах, за которыми наблюдали антропологи, спали от 5,7 до 7,1 часа в сутки (в среднем 6,9 часов) — большинство людей в развитых странах спит дольше.
Они не ложились регулярно вздремнуть (раньше считалось, что в «естественных» условиях людям свойственен кратковременный дневной сон), не разбивали ночной сон на два периода с промежуточным периодом бодрствования (считается, что такой режим сна был характерен для жителей средневековой Европы) и не шли спать с наступлением темноты, несмотря на отсутствие современных средств освещения — обычно они ложились примерно через три часа после заката, а вставали до наступления рассвета. Их организация сна не так уж отличалась от нашей. Примечательно, что большинство аборигенов в зимнее время спали приблизительно на час дольше. В развитых странах среднее время сна обычно почти не зависит от сезонов.
Сон в обществах охотников-собирателей, живущих в естественных условиях, регулируется в основном температурой и уровнем естественного освещения. Эти механизмы регуляции сна в большинстве случаев не работают в современном обществе из-за обилия источников искусственного света, обогрева и кондиционирования воздуха.
Важное отличие охотников-собирателей от жителей современных развитых стран заключалось в том, что им практически незнакома бессонница (а, к примеру, в США ею страдают до 20% населения). В языках народности Чимане и бушменов вообще нет такого слова.
Авторы предполагают, что страдающим бессонницей жителям развитых стран мог бы помочь образ жизни, отчасти похожий на тот, что ведут эти племена.
В первую очередь это касается ограничения воздействия искусственного освещения в темное время суток — оно может нарушать естественные ритмы, регулирующие периоды сна и бодрствования.
Подробнее см. G. Yetish et al. «Natural sleep and its seasonal variations in three pre-industrial societies», Current Biology, October 2015.
Как спали наши предки
Как то мы обсуждали 5 теорий о природе снов и их предназначении и еще несколько Гипотез о снах. А вот я недавно прочитал о том, что 8-часовой сон — это относительно недавняя привычка человека.
В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально природой был заложен для нас совершенно иной режим сна и бодрствования. С внедрением в жизнь научно-технического прогресса, человек сам решил распоряжаться своим временем.
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Представьте, что живёте в 18-ом веке. В 20.30 часов вечера вы надеваете ночной колпак, задуваете свечи, и засыпаете под запах воска и огарка, мягко заполняющего воздух вокруг кровати. Спите несколько часов. В 2:30 ночи просыпаетесь, надеваете пальто и идёте к соседям в гости. Они тоже не спят.
О чем гласят исторические сведения?
Самым знающим экспертом в этой области можно считать историка Роджера Экирха. Его исследования длились на протяжении 15 лет. При этом было собрано и изучено внушительное количество исторических фактов, документов и свидетельств. Таким образом, ученый пришел к поразительному выводу: ночной сон наших предков делился на две части с трехчасовым перерывом приблизительно в полночь.
В книге Экирха, опубликованной в 2005 году, было собрано 500 ссылок на исторические рисунки, в которых изображались наши спящие предки. Эти исторические свидетельства взяты из дневников, медицинских записей и книг. И все как один источники указывают на привычку спать с перерывом.
Восьмичасовой сон — сравнительно новая тенденция
На самом деле наши предки не знали, что можно спать по 8 часов подряд каждую ночь, и это неудивительно. Во времена, когда об электричестве еще не было известно, темнота не давала заниматься привычными делами.
Люди не находили ничего лучшего, как с закатом солнца ложиться в постель. Однако сон в течение половины суток неприемлем для организма.
Именно поэтому, ложась спать около 8 часов вечера, наши предки просыпались в полночь.
Это время считалось наиболее продуктивными и творческими часами. За 2-3 часа бодрствования можно было успеть позаниматься сексом, либо отвести время для науки или написания книг. С наступлением второй волны усталости, наши предки снова отходили ко сну, теперь уже до восхода солнца.
Что будет, если сымитировать условия жизни прошлого?
Еще в 1990 году психиатром Томасом Веером был проведен эксперимент, возвращающий современного человека к условиям существования древних людей. 14 добровольцев были помещены в лабораторные условия замкнутого пространства, где полностью отсутствовали окна.
Свет для участников подавался на 14 часов подряд. Оставшиеся 10 часов добровольцы проводили в полном мраке. За месяц участники смогли полностью поменять привычный режим бодрствования. Уже на четвертой неделе добровольцы стали спать по ночам за два приема.
Каждый из отрезков длился 3-4 часа.
Когда стала исчезать эта привычка?
Историк Роджер Экирх не остановился на одном лишь изучении режима дня далеких предков. Он решил выявить причину, которая привела нас к распорядку, что мы имеем сейчас. Так, в конце 17 века в буржуазной Европе модой правил высший класс.
Элита общества любила устанавливать собственные правила, разглядев в дроблении ночного сна пережитки прошлого. Начало 20 века было ознаменовано промышленной революцией. Рабочие во многих странах были вынуждены трудиться на износ.
Это заставило людей спать за один прием, отходя ко сну максимально поздно. —
Причины явления В 17 веке повсеместно в Европе появлялось все больше крупных городов с высокой плотностью населения. Однако на улицах ночью традиционно разгуливали мошенники, проститутки и прочий сброд.
Принято думать, что законопослушные граждане предпочитали не высовывать нос в городские кварталы после наступления темноты. Они не хотели видеть обратную, «грязную» сторону городской жизни. Но уже в 1667 году в Париже появляется первое уличное освещение.
Средневековый французский обыватель сразу же полюбил прогулки при луне и любование пейзажами ночной столицы.
Приблизительно в это же время набирает обороты промышленная революция. Поэтому передовые умы направили свои взоры на пересмотр привычного распорядка дня в угоду увеличения эффективности и производительности. Теперь жизнь европейца была поделена не на дни или сутки, а на часы.
Например, английский врач писал, что идеальное время для учёбы и размышлений это период между «первым сном» и «вторым сном». Чосер Джеффри в «Кентерберийских рассказах» писал о героине, которая шла спать после «первого сна». И, объясняя причину многодетности в среде рабочего класса, врач 1500-х годов отмечает, что люди обычно занимались сексом после первого сна.
Книга Роджера Экерча «На исходе дня. История ночи» изобилует подобными примерами.
Но что делали люди в эти свободные ночные часы? По большому счёту всё, о чем вы могли подумать.
Большинство оставались в своих спальнях и постелях, иногда читали, нередко молились. Религиозные пособия даже включали особые молитвы, рекомендованные к чтению между двумя периодами сна.
Другие курили, разговаривали с человеком, который делил с ними постель, или занимались сексом. Некоторые проявляли большую активность, навещали соседей.
Как известно, такая практика в итоге изжилась. Экерч связывает изменения с появлением электрического освещения в помещениях и на улицах, а также с популярностью кофеен.
Писатель Крейг Кослофский предлагает дальнейшие размышления на эту тему в своей книге «Вечерняя империя» (Evening’s Empire). С распространением уличного освещения ночь перестала быть достоянием преступников и подклассов общества. Этот период стал временем для работы или общения.
Бимодальный образец сна в итоге начали воспринимать как нецелесообразную трату нескольких часов времени.
Наука поддерживает записи в исторических книгах. Исследователи провели четырёхнедельный эксперимент, в котором приняли участие 15 мужчин, живущих в условиях с ограниченным световым днём. С ними начало происходить нечто странное. Нагнав недосыпы, – обычное дело для большинства из нас – участники стали просыпаться в середине ночи:
У них наступило по два спанья.
В течение двенадцати часов участники обычно сначала спали около четырёх-пяти часов, затем просыпались и бодрствовали в течение нескольких часов, затем снова спали до утра. В целом они спали не более восьми часов.
Период среди ночи между сегментами сна характеризовался необычайным спокойствием, похожим на медитативное состояние. Это не напоминало ворочание в постели, которое многие из нас испытывали на себе. Участники эксперимента не напрягались и не беспокоились из-за пробуждения, они в это время расслаблялись.
Рассел Фостер (Russell Foster), профессор циркадной нейробиологии в Оксфорде, отмечает, что даже при стандартных моделях сна пробуждение среди ночи – ещё не повод для беспокойства. «Многие люди просыпаются ночью и паникуют. Я объясняю им, что так у них происходит возврат к бимодальному режиму сна», – говорит профессор.
Когда человек решает бросить вызов природе
По мнению Экирха, в этой намеренной смене режима и кроется большинство проблем со сном у современного человека. Мы решили идти против природы и позволили себе спать в один прием.
Однако наш организм изначально запрограммирован иначе. Поэтому нет ничего удивительного, если вы страдаете от хронической бессонницы или часто просыпаетесь посреди ночи.
Мы не заставляем вас перекраивать привычный распорядок и слепо копировать образ жизни средневекового человека.
Однако нет нужды беспокоиться, если вы внезапно проснулись посреди ночи и не можете заснуть.
Лучше используйте это время с пользой, ведь этот период может стать самым плодотворным даже в сравнении с утренними часами. Кстати, и само понятие «бессонница» зародилось в психиатрии в 19 веке.
Раньше люди не знали о такой проблеме, но с полным упразднением двухфазового ночного сна она сразу же дала о себе знать.
[источники]источники
http://fb.ru/post/sleep/2016/5/19/5573
http://www.hr-portal.ru/article/kak-poyavilsya-8-chasovoy-son-i-pochemu-nashi-predki-spali-po-dva-raza-za-noch
Кстати, вспомните еще Как «работает» лунатизм и вот посмотрите еще на сон на рабочем месте.
Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=63760.