Тюменским медикам предложили пропагандировать ЗОЖ на собственном примере

Мы поговорили с врачами разных специальностей и узнали, что они думают о сверхожиданиях от них, как относятся к соблюдению здорового образа жизни и почему для них так ценно доверие пациентов.

Мы задали экспертам следующие вопросы:

  1. Людям свойственно многое идеализировать, в частности профессии. Особенно профессию врача. В вашей практике было такое, когда пациент не видел границу между специалистом и человеком?
  2. Идеализация может доходить до крайностей. Например, раз врач-диетолог, то у него не должно быть лишнего веса, раз врач-психотерапевт, то у него не должно быть личных проблем и т. д.
  3. Есть ли / бывал ли прессинг от того, что пациент в первую очередь думал о вас как о человеке, а не как о враче, и предъявлял претензии не к работе, а к вашей личной жизни?
  4. И все-таки должен ли врач быть примером для пациентов и вести здоровый образ жизни? Где, на ваш взгляд, та грань, которая мягко и понятно объясняет пациентам, что врач — тоже человек?

Далее публикуем ответы наших собеседников.

ревматолог, руководитель направления «ревматология» Клиники доктора Аникиной, м. н. с. лаборатории остеоартрита ФГБНУ НИИР им. В. А. Насоновой

Ожидания пациента всегда несколько предвосхищают возможности врача. Это нормально. Это нужно проговорить, чтобы сразу начинать работу честно. Иногда на это уходит не одна и не две консультации.

Недавно пациентка так и спросила: «У вас красивые руки, а почему у меня кривые?» Иногда говорят: «Вы не представляете, как это больно». Или намекнули, что боль от копания картошки мне никогда не понять. Врачу здесь важно не выпадать из профессионального поведения и спокойно возвращаться к работе с пациентом и стратегии его лечения.

Врачу, по моему мнению, следует пользоваться знаниями, которые дает медицинское образование: беречь свой организм, кожу, своевременно лечить инфекции и обращаться к стоматологу. Вся профессия погрязла в нелюбви к себе, хотя, казалось бы, мы больше всех об этом знаем.

Да и еще раз да: правильное питание, спорт и бережное отношение к здоровью должно быть обязательно. Даже если у врача есть хронические заболевания или неидеальные формы, принципы ухода за собой обязаны присутствовать!

Границы врач должен уметь расставлять сам. Никто за него не будет догадываться, когда удобно или неудобно звонить / писать, дать / не дать личный номер телефона для связи и т. д. В начале общения с пациентом мы проговариваем эти правила.

аддиктолог, клинический психолог, реалотерапевт, общественный деятель, писатель

Я не очень помню, чтобы в моей практике пациенты пытались перейти границу. Они идут ко мне как к специалисту. Но есть другое: иногда знакомые пытаются воспользоваться моими профессиональными качествами и навыками, потому что «ты ж психолог». Эта фраза — притча во языцех.

Честно говоря, я не вижу ничего странного или идеалистического в том, чтобы приходить к диетологу и видеть, что у него нет лишнего веса.

Мне кажется еще желательнее, чтобы у этого диетолога когда-то был лишний вес, а он с помощью своих диет и технологий от него избавился.

Я бы искал именно такого человека, а не того, кто сидит с толстым животом и рассказывает мне о том, как важно соблюдать правильное питание.

Но то же самое и в психотерапии, и в психологии. Человек может быть непроработанным, а в нашей профессиональной среде это считается важной частью профессиональной этики. Другой вопрос, что эта проработанность не обязательно должна быть полной.

То есть как диетолог, так и психолог имеют право быть не в идеальном состоянии. Но он может — и это важно — быть на один-два шага впереди своего пациента, чтобы его увлекать за собой, иначе это неискренняя позиция. Сложно помочь человеку, если ты не прошел через то же самое и не можешь подать пример.

Врач тоже человек, он имеет право на зависимости. Но был такой врач-академик Федор Григорьевич Углов. Он в 90 лет пересаживал людям сердца. Не пил, не курил, пропагандировал здоровый образ жизни.

Я считаю, что это лучший пример врача. Но все такими, конечно, быть не обязаны. И значимая часть врачей, к сожалению, это демонстрирует.

Но я все же считаю, если врачи будут примером здорового образа жизни, то и люди у нас будут болеть гораздо меньше.

акушер-гинеколог, врач ультразвуковой диагностики ГБУЗ «ГКБ им В. П. Демихова ДЗМ»

Если бы я была диетологом, то, будь у меня лишний вес, вряд ли я смогла бы пропагандировать здоровый образ жизни человеку, который пришел ко мне с такими же проблемами. Потому что все-таки должно быть доверие пациента к врачу. А какое может быть доверие, если врач сам не может справиться со своими проблемами?

Что касается меня как гинеколога, никто не может узнать, все ли в порядке в моей репродуктивной системе. Поэтому лично ко мне я не вижу каких-то сверхожиданий от пациентов.

Я стараюсь пропагандировать здоровый образ жизни сама и среди моих пациенток. Например, беременным рекомендую соблюдать полноценный рацион, не прибавлять в весе, корректировать, если есть лишний вес.

Если бы я сама была полной, думаю, мне было бы тяжелее об этом говорить, я не была бы так внушительна в своих словах и не так убедительна.

Не могу сказать, что на меня оказывали давление, но комментарий «ой, какая вы молодая!» мне не очень приятен, потому что пациент делает вывод о моей компетентности по возрасту. Были еще такие комментарии: «колкий взгляд», «слишком строгая», «слишком требовательная». Например, последнее замечание высказала одна из беременных пациенток и после этого ушла от меня.

Я считаю, что врач должен быть примером для пациентов, потому что медицина должна заниматься профилактикой заболеваний, а не лечением уже наступивших.

Профилактика заболеваний — здоровый сон, здоровая еда, физическая нагрузка, отсутствие стресса.

Если все эти четыре составляющих как-то негативно сказываются на враче (в виде лишнего веса, например), то все слова о ЗОЖ будут звучать не очень убедительно. 

И я пойму пациента, который будет сидеть у этого врача и думать: «Да зачем мне все это нужно?» Потому что врач в этой ситуации не сможет нормально замотивировать пациента. Но это касается только внешней стороны вопроса.

Где та грань? Это все зависит, наверное, от человека. Если пациент задает какие-то личные неуместные вопросы на приеме, врач имеет право пресечь эти вопросы и сказать, что пациент переходит границы.

клинический психолог, эксперт по интуитивному питанию, психотерапевт, автор книг

Я не врач, я психолог. И психологам в этом отношении достается едва ли не больше всех. Есть у нас даже внутрицеховая шутка: «Ты ж психолог». От нас ожидают, что мы будем всегда спокойны, как Будда. От нас ожидают, что мы будем иметь совершенную личную и семейную жизнь, что наши дети будут демонстрировать образцы послушания и воспитания.

Психологов идеализируют очень сильно и где-то бессознательно — похоже, до сих пор приравнивают к магам и колдунам. Мол, ты что-то такое делаешь непонятное, от чего человек начинает лучше себя чувствовать. Так что да, психологов люди очень идеализируют, нам от этого приходится нелегко.

На самом деле психологи такие же люди: они влюбляются, разводятся, ссорятся, они бывают эмоционально неотрегулированны, они принимают импульсивные решения. Просто психолог — это человек, который знает, как с этим справляться.

Поэтому не стоит искать в жизни психолога недочеты и на этом основании делать выводы о его профессионализме. Личная жизнь психолога может не иметь никакого отношения к профессии.

Напротив, тяжелые ситуации, с которыми сталкиваются психологи и психотерапевты в жизни, помогают им еще лучше лечить своих пациентов, еще глубже понимать человеческую природу. Потому что они проживают эти трудности на собственном опыте.

К сверхожиданиям я отношусь с пониманием. Это совершенно нормально для человека, который решился обратиться за помощью со своей болью, со своей проблемой, ожидать от того, кто в состоянии помочь, почти совершенства. И после оказанной помощи пациент еще больше нас идеализирует: «Раз ты мне помог, значит, ты действительно какой-то удивительный волшебный человек».

Но то, что я отношусь к этому с пониманием, не означает, что я с этим соглашаюсь, не означает, что я позволяю пациентам видеть во мне едва ли не бога. Наоборот, те виды психотерапии, которые я практикую, особенно подчеркивают, что мы все совершаем ошибки.

И очень часто какая-то неловкая, неудачная ситуация, мелкая проблема в ходе лечения (например, случилась пробка на дороге и ты опаздываешь на сессию, или вдруг забываешь, что обещал выслать пациенту раздаточный материал по домашней работе, которую он должен сделать к следующему занятию) создает неприятность, после которой пациент говорит: «О, как я в вас разочарован». И тут-то появляется возможность начать настоящий человеческий диалог. Да, я тоже человек. Да, я тоже совершаю ошибки. Да, ты пришел на прием не к магу и волшебнику, не к человеку, который может все, а к обычному человеку, который совершает ошибки. А теперь давай поговорим о твоих ожиданиях от других людей и о том, как ты с этими ожиданиями справляешься.

Читайте также:  Как музыка влияет на занятия спортом?

В психотерапии личное и профессиональное оказываются как будто бы сплавлены вместе. Именно поэтому вся психотерапия, которая начиналась с психоанализа, изначально отделяла человека-психотерапевта от профессионала-психотерапевта.

Очень подчеркивалось, что пациент ничего не должен знать о своем психоаналитике, о его личной жизни — настолько, что традиционные фотографии семьи, мужа, детей, которые обычно стоят на рабочем столе у многих людей, запрещались.

Пациент не мог знать, какие книги психоаналитик читает, что он делает в свободное время, чем увлекается. Психоаналитик должен был быть чистым листом, на который пациент проецирует свои переживания.

Но с тех пор за почти 200 лет мир чрезвычайно изменился. И сегодня мы все являемся в той или иной степени жертвами социальных сетей, и, конечно, наши пациенты еще до того, как к нам прийти, гуглят нас и читают то, что мы пишем в социальных сетях.

Многие следят за нашими публикациями. С некоторыми пациентами нередко моя сессия начинается с того, что пациент говорит: «Вот тут вы написали что-то о политической ситуации в стране / пандемии / школьном образовании / других проблемах, которые меня волнуют.

Я по этому поводу думаю вот это…» Бывает, обмолвишься в социальных сетях, что заболела, и пациентка с высоким уровнем тревоги пишет: «Светлана, может, мы отменим встречу, потому что вы плохо себя чувствуете?» От этого, конечно, очень сложно, потому что невозможно все время четко отслеживать, как отзовется любое твое слово, сказанное в публичном пространстве, на каждом из твоих пациентов. Поэтому ощущаешь давление и еще большую ответственность за свои слова.

Но при этом я подчеркиваю всегда: несмотря на то что я чувствую эту ответственность, брать на себя обязательства — говорить то, что вам нравится слышать вне пределов нашего сеанса, — я не могу.

У меня есть политические предпочтения, есть ценности, которые вы можете не разделять, есть хобби, которые могут вам не нравиться.

Соответственно, принимать это или нет — решать вам, вы взрослый человек, у вас есть этот выбор.

Предыдущие вопросы были о том, имеет ли право врач или парамедицинский специалист быть человеком. Конечно! Имеет ли он право делать ошибки? Конечно! Имеет ли он право вести свою собственную жизнь, в которой он может проявлять разные человеческие эмоции и качества? Конечно!

Некоторая толика ханжества свойственна всем людям. Мы с большой готовностью проповедуем ценности, в правильности которых мы не сомневаемся, а когда доходит до практики, иногда сливаемся. И вот здесь я к себе отношусь очень строго и транслирую своим подписчикам в блоге и пациентам, что я такая же, как вы.

И в этом смысле я питаюсь ровно так, как я рекомендую питаться вам. Я точно так же организую свое активное движение, как я рекомендую организовывать его вам.

Мне кажется, это очень важно. Это про аутентичность специалиста, про его генуинность — если мы хотим быть аутентичными, мы должны практиковать то, что мы проповедуем. Если мы будем такими, нам будут доверять. А доверительные отношения специалиста и пациента — это уже как минимум 70% успеха.

Депутаты должны на собственном примере пропагандировать здоровый образ жизни — Хапочкин

Андрей Хапочкин. предоставила пресс-служба Сахалинской областной думы

Сборная команда Сахалинской областной думы в минувшие выходные одержала убедительную победу в турнире по настольному теннису в рамках VII Спартакиады среди команд органов исполнительной и законодательной власти региона.

Спикер островного парламента Андрей Хапочкин отметил, что депутаты должны на собственном примере пропагандировать здоровый образ жизни и предложил помощь в организации и проведении тренировок для думской команды, сообщает ИА SakhalinMedia cо ссылкой на пресс-службу облдумы.

На церемонии открытия участников соревнований напутствовал двукратный олимпийский чемпион, депутат и член сборной команды областной думы по теннису Олег Саитов.

«Я желаю всем хороший игры, и пусть, конечно же, победит сильнейший!», — сказал он.

Сборная команда Сахалинской областной думы. предоставлено пресс-службой облдумы

Всего в теннисном турнире приняли участие 10 команд. В составе каждой команды по три человека. На предварительном этапе команды разделили на две подгруппы.

В подгруппе «А» солировали теннисисты из министерства социальной защиты, выигравшие все четыре матча. В подгруппе «Б» вне конкуренции была команда Сахалинской областной думы.

Евгений Лотин, Олег Саитов и Татьяна Спирина не отдали соперникам ни одной партии, выиграв все матчи со счетом 3:0.

В финальном матче команда областной думы нанесла поражение министерству соцзащиты и после годичного перерыва вернула себе звание сильнейших. В игре за бронзовые награды Минприроды одолело теннисистов из Агентства по обеспечению деятельности мировых судей. Следующий вид спорта в соревнованиях команд органов исполнительной и законодательной власти Сахалинской области – плавание.

Сборная команда Сахалинской областной думы. предоставлено пресс-службой облдумы

Сборная команда Сахалинской областной думы. предоставлено пресс-службой облдумы

На состоявшемся в Сахалинской областной думе оперативном совещании в адрес победителей прозвучали слова поздравления, а депутат Александр Болотников сообщил, что у команды сохраняются высокие шансы на победу в спартакиаде в общекомандном зачете.

Он предложил спикеру Сахалинской областной думы Андрею Хапочкину и обладателю золотого значка ГТО по традиции возглавить думскую сборную команду по плаванию на соревнованиях, которые пройдут в апреле.

В свою очередь, спикер островного парламента предложил помощь в организации и проведении тренировок для думской команды.

«Считаю важным, когда депутаты, известные люди, лидеры общественного мнения должны на собственном примере пропагандировать здоровый образ жизни. — отметил Андрей Хапочкин.

— Особенно это важно в работе с молодежью, привлечению детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом, для которых личный пример известных людей становится стимулом выбрать не сомнительную романтику улицы, а спортивные секции», — сказал Андрей Хапочкин.

подписывайтесь на наш Telegram

Сообщество SakhalinMedia в ВКонтакте

163576

Тюменским медикам предложили пропагандировать ЗОЖ на собственном примере

20:40 21.08.2018 3291 просмотров

Тюменские медики выйдут на зарядку. Временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области Александр Моор предложил ввести в лечебных учреждениях корпоративные программы здоровьесбережения. Таким образом, медперсонал должен на собственном примере показать, как важно соблюдать здоровый образ жизни. На тропе здоровья.

Тюменская область — один из лучших регионов России по уровню медицины. Но, чтобы выполнить указы президента, просто наслаждаться лидерством недостаточно.

«До 2024 года ожидаемая продолжительность жизни должна быть 78 лет. Коллеги, сейчас 72. Мы каждый год должны по году прибавлять! Это очень амбициозные планы, и здесь без консолидации всего общества, всей общественности, не только медицинской, нам просто не обойтись», — обратила внимание коллег Инна Куликова, директор департамента здравоохранения Тюменской области.

Одна из задач — борьба с онкозаболеваниями. На форуме решили, что не только врачи, но и сами пациенты должны быть «онкоотвественными».

Предупредить болезнь или выявить ее на ранней стадии — намного проще, чем лечить уже запущенный случай. Это касается и сердечно-сосудистой системы. С ней не все в порядке у каждого второго мужчины старше 40.

При этом, четверть пациентов не проходит своевременное обследование. Так не должно быть.

«Контакты пациентов и врачей — это сегодня тот большой резерв, где у них должны возникнуть такие взаимоотношения, называют на научном языке «комплаентность» — это сотрудничество в борьбе с болезнями и в профилактике», — считает Сергей Ярцев, главврач ОКБ № 1.

Работа с кадрами — еще один ключевой момент. Их подготовка должна быть непрерывной, практико- и пациентоориентированной. Тогда тюменские клиники станут еще привлекательнее для клиентов из других регионов и стран. Медицинский туризм активно развивается. С этой целью наш регион в прошлом году посетили 60 тысяч человек.

«При необходимости, ему будут организованы все сервис-составляющие — это и визовая поддержка, и бронирование билетов, и бронирование гостиницы. Если пациент, к примеру, приезжает с диагностической целью, у него есть свободное время, он может посетить еще и наши достопримечательности», -перечислил Вадим Гадевич, руководитель центра развития медицинского туризма.

А достопримечательностью областного здравоохранения должны стать цифровые новшества.

«Тюменская область должна стать пилотным регионом, центром компетенций по внедрению цифровых технологий в медицине. У нас многое сделано. У нас есть понимание, куда нам двигаться. И самое главное — есть желание быть в этом лидерами», — подчеркнул Александр Моор, врио губернатора Тюменской области.

Форум показал, что вопросы здоровья должны обсуждать не только медики. Нужна помощь всего общества.

Светлана Зорина, «Тюменское время»

Минздрав рекомендует медикам здоровый образ жизни и уважение к пациентам — Милосердие.ru

Проект кодекса профессиональной этики работников системы здравоохранения разработан в Минздраве РФ. Об этом сообщил директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций ведомства Олег Салагай, передает РИА Новости.

Читайте также:  Навыки обращения с новорожденными

По его словам, проект носит рекомендательный характер. Он устанавливает нормы и принципы этичного поведения медицинских работников при оказании помощи пациентам. Также документ регламентирует поведение студентов медицинских вузов.

«В соответствии с проектом кодекса работник системы здравоохранения Российской Федерации обязан воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к своей профессиональной деятельности. Он должен уважительно относиться к личности и достоинству пациента, проявлять уважительное и гуманное отношение к нему и его родственникам», — рассказал представитель Минздрава.

Кодекс требует от медработников самим вести здоровый образ жизни, и стараться его пропагандировать.

Также они должны нести полную ответственность за медицинское советы в СМИ и в интернет-пространстве, перед гражданами и профессиональным сообществом.

Документ указывает на недопустимость ситуаций, в которых возникает личная заинтересованность медработника в получении материальной выгоды, – передает слова Олега Салагая информагентство.

По словам члена Совета по попечительству в социальной сфере Елены Клочко, в настоящее время она готовит обращение в Минздрав с просьбой дополнить проект кодекса нормами поведения сотрудников роддомов, передают «Известия».

Речь идет, в частности, об обращении с женщинами-инвалидами, решившими стать матерями, и с матерями детей, родившихся с нарушениями.

В качестве образца предлагается использовать принятый французским Минздравом циркуляр «О необходимости повышенного внимания персонала роддома к детям-инвалидам и их семьям».

Ранее различными общественными организациями, объединяющими медицинских работников, уже принимались документы, где формулировались принципы профессиональной этики. Так, еще в 1994 году Ассоциацией врачей России был утвержден «Этический кодекс российского врача», а в 2012 году Национальная медицинская палата разработала «Кодекс профессиональной этики врача РФ».

Кроме этого, ряд этических принципов закреплен в Клятве российского врача, которую приносят выпускники медицинских вузов при получении диплома. Ее текст содержится в 71 статье Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

Роль медицинских работников среднего звена в формировании у населения ценностного отношения к здоровью

Роль медицинских работников среднего звена в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.

Пропаганда здорового образа жизни  является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ.

Никакие энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья, если каждый пациент не захочет взять ответственность за свое здоровье в свои руки, и самостоятельно придерживаться  принципов здорового образа жизни.

Поэтому не случайно помощь в развитии личных навыков является одним из главных направлений деятельности по укреплению здоровья.

Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.

  • Обеспечение индивидуального подхода к каждому пациенту при проведении профилактических мероприятий, медсестра должна обладать профессиональными знаниями, педагогическими и коммуникативными навыками и, прежде всего, своим примером убедительно доказывать преимущества правильного, здорового образа жизни.
  • Поэтому так важно изучать потенциальные возможности медсестер в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.
  • В практической деятельности медицинский работник обычно оценивает здоровье отдельного человека, однако для принятия управленческих решений необходимо анализировать здоровье определенных, часто многочисленных групп людей.
  • В современной литературе существует большое количество определений здоровья, однако основным, признанным во всех странах служит определение  ВОЗ.  
  • В принятом в 1948 году Уставе ВОЗ записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
  • Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания.
  • Предметом общественности в последнее время стало резкое ухудшение состояния здоровья населения, особенно детского.
  • В сложившейся ситуации существует необходимость реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях.
  • Сегодня проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится комплексной, опираясь на различные методологические подходы: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, деятельностный, охватывая духовно-нравственный, социальный, психологический и биологические аспекты.

На сегодняшний день большая часть молодежи страдает инфантилизмом — у них не сформировано ценностного отношения к своему здоровью. В связи с этим, наблюдается постоянный рост нервно-психических нарушений, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Такую ситуацию можно предотвратить, заблаговременно у ребенка сформировать иерархию ценностей.

Повышение уровня здоровья связано, в первую очередь, не только с развитием медицины, но и с сознательной разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в составляющую образа «Я», для чего необходима переориентация личности с лечения болезней на воспитание здоровья.

Диспансеризация — метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска. Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.

         Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни людей и повышении производительности труда работающих путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления условий труда и быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.

Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины.

Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий.

Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.           Диспансеризация заняла ведущее место в работе поликлиник, амбулаторий, женских консультаций и врачей различных специальностей, в первую очередь врачей общей практики, территориальных и цеховых врачебных участков.

Среди всего населения, подлежащего диспансерному наблюдению, в первую очередь под наблюдение должны быть взяты рабочие ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда; учащиеся (профессионально-технических училищ, техникумов и вузов), работающие подростки независимо от характера производства и отраслей промышленности; инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; женщины детородного возраста; больные по основным группам заболеваний, определяющих уровень временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения; лица с повышенным риском заболевания: с повышенным артериальным давлением, с предопухолевыми заболеваниями, преддиабетом и другими состояниями, кроме того, злоупотребляющие алкоголем, с избыточным питанием, ведущие малоподвижный образ жизни. 

В диспансеризации всего населения должна участвовать вся сеть амбулаторно-поликлинических учреждений с широким привлечением медицинских работников больниц, высококвалифицированных специалистов медицинских вузов. Особое внимание при этом должно уделяться расширению медицинских программ раннего выявления различных заболеваний.

Задачи органов здравоохранения в вопросах диспансеризации заключаются в упорядочении работы врачей со здоровыми людьми. Каждый человек должен находиться под диспансерным наблюдением одного лечебно-профилактического учреждения, у одного врача при полном удовлетворении потребности в диагностической, консультативной и лечебной помощи врачей других специальностей.

При множественной хронической патологии приоритет определяется в соответствии с международной классификацией болезней и группой диспансерного наблюдения.

Это обеспечивает индивидуальный подход, повышает ответственность врача за качество и эффективность проводимых мероприятий, устраняет дублирование в обследовании, наблюдении, уменьшает число необоснованных и неэффективных посещений лечебно-профилактических учреждении.

  1. Диспансеризация является ведущим направлением в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, включающим комплекс мер по раннему выявлению заболеваний, постановке на учет и лечению больных, предупреждению возникновения и распространения заболеваний, формированию здорового образа жизни.
  2. Для раннего выявления заболеваний и проведения необходимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий проводятся профилактические медицинские осмотры населения, по результатам которых все осмотренные разделяются на три группы диспансерного наблюдения.
  3. Оценить эффективность диспансеризации можно на основе изучения полноты обследования, регулярности наблюдения, проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и его результатов.
  4. Основными критериями эффективности диспансеризации являются сдвиги в состоянии здоровья больных (улучшение, ухудшение, без перемен), наличие или отсутствие рецидивов, показатели утраты трудоспособности, снижение заболеваемости и летальности в диспансерной группе, а также выход на инвалидность и результаты реабилитации.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения



Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Эта главная ценность жизни.

Для построения профилактических программ важно понимать на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит.

Читайте также:  Борьба с ожирением: первые шаги

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика

Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.

Л. Н. Толстой

Высшее благо медицины — здоровье, говорили древние греки.

Однако традиционно, современные медики, занимаясь лечением многих болезней, мало уделяют внимание учению о здоровье, при этом отсутствуют научно обоснованные формы и принципы изучения здорового человека, индивидуальных его особенностей и резервов.

Вряд ли можно достичь оптимального, стабильного здоровья чрезмерным увеличением числа медицинского персонала, расширением сети специализированных больниц, безграничным ростом лекарственных препаратов [1].

Здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие. Это в большой степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Санитарное просвещение — это важное направление в профилактической медицине. Гигиеническая культура рассматривается как один из важных ресурсов здоровья [3].

  • Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:
  • ‒ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • ‒ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • ‒ отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • ‒ питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • ‒ движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
  • ‒ формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
  • ‒ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены;

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связанные с образом жизни и окружающей среды, для того чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний. При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т. п. Комбинированной метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Здоровье ценилось с древних времён. Человеку нужно было выживать: добывать себе пищу, обеспечивать себя жильём и одеждой, отбиваться от врагов.

Большое значение закаливанию и физической культуре уделялось в Древней Греции, а спартанское воспитание стало символом аскетического воспитания, отличной физической и духовной подготовки. Именно в Греции зародились Олимпийские игры, названные так в честь горы Олимп, где, по древнегреческим преданиям, жили боги.

В Древнем Риме воины славились силой, выносливостью, отвагой, что достигалось тренировками. Однако, завоевав полмира, древние римляне забыли о воздержании, перестали разбавлять вино водой, и стали устраивать многодневные пирушки. Началось нравственное разложение с последующим разрушением империи.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности — от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации — деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение населения здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества [2].

Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации — печати, радио, телевидения и др.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение как детей, так и их родителей.

Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков здорового образа жизни, в увеличении трудового потенциала общества в целом.

  1. Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:
  2. ‒ индивидуальная работа с подопечными;
  3. ‒ организация групповых встреч в коллективах;
  4. ‒ пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;
  5. ‒ публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями.

Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это — занятие спортом, увлечение музыкой и т. д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями.

Наиболее приемлемые формы работы — беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья и др.

  • Средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:
  • ‒ повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;
  • ‒ популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;
  • ‒ формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей.

В связи с этим определены основные задачи и цели проводимых мероприятий: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

  1. Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:
  2. ‒ создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;
  3. ‒ привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения. Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Как видим, пропаганда здорового образа жизни — очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Как показывают большинство рекомендаций, для построения профилактических программ важно понимать, на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит. Учитывая все эти факторы можно определить основные направления профилактических работ [1].

Литература:

  1. Иргашев Ш. Б.. “Медицинская валеология”. Ташкент, 2012. — 335 с.
  2. Ибадуллаева Х. Т. “Основы валеологии”. Учебное пособие, Ташкент, 2010. — 124 с.
  3. Филиппов П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П. И. Филиппов, В. П. Филиппова. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, пропаганда, физическая культура, массовая информация, образ жизни, окружающая среда, собственное здоровье, бесценное достояние, гигиеническая культура.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]