Чем опасен «легкий дофамин», что к нему относится и какие секреты компьютерных игр помогут правильно провести профилактику от интернет зависимости.
«Дети до 7 лет уже год жизни провели в гаджете», — это слова британского психолога Арика Сигмана. Результаты своего исследования он озвучил на выступлении в Британском Королевском научном обществе. В России похожее наблюдение зафиксировали в Лаборатории Касперского. Эксперты компании утверждают, что в нашей стране 40% детей в возрасте до 10 лет постоянно находятся в онлайн-мире.
Это значит, что мозг в период своего максимального развития не получает должной нагрузки.
Ребенок, уткнувшись в свой гаджет, потребляет информацию, которая с одной стороны, плохо усваивается, а с другой, и вовсе не нужна.
Такой информационный мусор пагубно влияет на мозг юного пользователя, ведь он пока еще не в состоянии отсеивать хорошее от плохого. В итоге такая всеядность может привести к цифровой зависимости.
Цифровая зависимость — официальный медицинский диагноз.
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ−10), это психическое расстройство, при котором количество нейронных связей снижено на 10%. То есть мозг усыхает на 10%. Реакция при цифровой зависимости, как показали исследования, такая же как на наркотики.
Как родители сами подталкивают ребенка к интернет зависимости
Обычно родители начинают говорить о цифровой зависимости своих детей, когда ребенок перестает реагировать на соответствующие замечания и живет в каком-то своем параллельном онлайн-мире. Но прежде чем начать говорить о том, как его оттуда вытащить, напомним, по какой причине дети чаще всего туда попадают.
Родители сами подсаживают своих детей на гаджеты.
Происходит это, когда ребенок начинает ходить и пытается всячески познать окружающий его мир. Маме или отцу сложно уследить за перемещениями своего чада, поэтому они подсовывают ему телефон или планшет.
Включают какую-нибудь занимательную игру или мультик, и вот малыш уже спокойно сидит и ничего ему больше не надо.
Родители, радуясь своей находчивости, в это время могут быстро сделать свои дела или, наоборот, отдохнуть от них.
Также такую уловку взрослые часто практикуют при кормлении ребенка. Увлеченный яркими картинками на экране малыш охотно съедает кашу или суп. В общем, с гаджетами жизнь родителей становится чуть проще. Их чадо не кричит, не плачет и никуда не лезет. При этом не нужно заморачиваться и придумывать развлечения, чтобы занять малыша, также как и не нужно заниматься с ним.
Все же уже есть…в телефоне.
Более того, многие мамы и папы не видят ничего дурного в том, что их малолетний ребенок постоянно сидит в телефоне. Напротив, их умиляет тот факт, что карапуз с таким умным видом жмет на экранчик.
Нередко можно услышать такие фразы: «Он такой маленький и уже такой умный», «В свои 1,5 года наш малыш уже так ловко управляется с техникой», «Современные дети быстрее усваивают все через телефон».
Такая родительская халатность в итоге может привести к тому, что ребенок начнет проявлять безразличие к реальной жизни. Этот момент очень легко упустить. Обычно, когда родители замечают, что их ребенка уже невозможно оторвать от планшета или телефона, когда каждая попытка заканчивается скандалом, то значит, все зашло далеко. Решать проблему в этих случаях сложнее, чем на начальных этапах.
Поэтому и необходима профилактика интернет зависимости у подростков и детей младшего возраста. Но чтобы ее проводить, родителям нужно быть последовательными и уметь аргументировать свои действия, а не просто забирать телефоны и планшеты без объяснений.
Почему гаджеты не смогут заменить развитие ребенка в раннем детстве
Ребенка развивает только то, что он увидел в реальном мире:
— Когда начинает ползать и познавать мир, развиваются нейронные связи, отвечающие за понимание пространства, времени и логику. — Когда берет в руки разные предметы, трогает, нюхает или пробует на вкус, то развиваются восприятие и переработка информации. Чем больше будет такого опыта, тем проще и быстрее в будущем ребенок освоит чтение и не будет испытывать сложности при планировании.
— Когда взрослые рассказывают что-то ребенку, говорят с ним тет-а-тет, слушают вместе с ним музыку и обсуждают просмотренные мультфильмы, а не просто оставляют его с ними наедине, то это хорошо влияет на память, умение решать задачи, развитие слуха и чтения, а также мыслительных процессов.
Если ребенок с детства получает информацию только через гаджеты, то у него не произойдет закладка тех нейронных связей, которые нужны для учебы и жизни в целом. Плоские изображения не развивают. Они могут быть вспомогательным элементом в тандеме с реальным взаимодействием с ребенком. Поэтому не нужно ограничивать ползание ребенка, отвлекая его онлайн-развивашками.
Малыш, может, и не будет вам мешать, а вот вы его развитию — да.
Как появляется интернет зависимость в подростковом возрасте
Кто прошел этап раннего детства без «потерь», может попасть в группу риска в подростковом возрасте. И тут родителям тоже нужно начать с себя, ведь они сами создают нездоровую ситуацию, когда покупают и дают детям в неограниченное пользование гаджеты.
С одной стороны, родителей можно понять. Некоторые мамы и папы переживают, что их дети-подростки будут чувствовать себя ущербными рядом с друзьями.
Поэтому поддаются на такие уловки, как: «У всех уже есть то-то и то-то, только я один, как дурак, хожу». А с другой, понять их сложно.
Ведь, покупая планшет или новый смартфон ребенку, многие родители ставят себе галочку, что они хорошие и оставляют детей наедине с онлайн-пространством.
Чем опасна такая самостоятельность
Доверять своему ребенку, конечно, нужно, но важно помнить, что переходный возраст — период, когда у школьника формируется мировоззрение. Он вырабатывает собственное отношение к миру через самоанализ и рефлексию. Поэтому, когда дети выстраивают вокруг себя информационное пространство только из своих интересов — это плохо.
Возьмем даже те же соцсети.
Со временем алгоритм любой площадки начинает предлагать пользователю контент, выстроенный на основе его интересов. В итоге создается иллюзия, что в мире есть только то, что нравится тебе и что большинство людей с тобой на одной волне.
Но это не так.
Оказываясь вне своего вакуума, ребенок может испытать стресс. Потому что люди вокруг не такие как в онлайн-пространстве. Они могут не понять твоих шуток и убеждений.
Здесь нужно уметь отстаивать свою позицию и, в отличие от соцсетей, в реальной жизни тебе в редких случаях дадут высказаться и не перебьют.
Взаимодействовать с людьми вживую, а не через посты и комментарии, намного сложнее.
Кроме того, если ребенок в течение какого то времени находится в цифровом мире ( сюда относятся не только гаджеты, но и TV) более 20 минут, то:
- Начинают рушиться нейронные связи, отвечающие за долговременную память.
- Ухудшается концентрация внимания. Дети испытывают сложности при чтении и выполнении уроков. Причина — им сложно запоминать и держать внимание.
- Интернет зависимые подростки плохо запоминают, о чем говорят родители, учителя. Все просьбы и полученные знания быстро улетучиваются вместе с информационным мусором, который они поглощают. Поэтому может резко снизиться успеваемость.
Смартфоны стали жизненно необходимы. Они превратились в продолжение руки. Жизнь без них кажется уже какой-то не такой. От этой зависимости страдают много взрослых людей, что уже говорить о детях. Поэтому родителям, прежде чем требовать от своих детей послушания в этом вопросе, нужно проанализировать собственное поведение.
Мамам и папам всегда нужно начинать с себя.
Наказание без объяснений и отсутствие личного примера могут привести к тому, что у ребенка не сформируются причинно-следственные связи. Он не поймет логику действий родителей.
А люди, как правило, не верят тому, что не понимают. В итоге наказание может привести к агрессии со стороны ребенка.
Если родитель молча или со скандалом заберет телефон у подростка, то он рискует совсем потерять отношения с ребенком, которые и без того были уже нарушены. Скорее всего, школьник начнет манипулировать этим.
Устроит бойкот, например, или будет всем своим видом показывать, что хозяин в доме он, а не мама с папой. И это отчасти правда.
Да, это обидно слышать и нелегко принять, но раз родителям сложно установить свои правила в доме, значит, они утратили свой авторитет.
Поэтому первое, что нужно сделать взрослым — это понять, что проблема не решается посредством связки — заберу, накажу. Она решается созданием четких правил и налаживанием отношений с ребенком. По доброму, но твердо. Важно всегда иметь ввиду, что у детей, по сути, нет никаких ограничений во времени и моральных нормах. Они знают, как отомстить родителям и сделают это, если посчитают нужным.
Как проводить профилактику интернет зависимости у подростков: советы родителям
Действовать нужно, согласно поговорке: «Если не можешь предотвратить беспорядок, надо его возглавить!» Родителям нужно внедриться в мир своего ребенка. Спрашивайте подростка о его интересах, просите научить вас чему-то, что умеет только он.
Например, скажите, что хотите вместе снять видео в ТикТок. Скорее всего, он согласится, потому что семейные ролики на этой платформе сейчас пользуются высоким спросом. Так что, можно «убить сразу двух зайцев» — усилить доверие и помочь с контентом.
Если же ребенок играет в компьютерные игры, попросите научить или рассказать, что его увлекает в той или иной игре. Только по- дружески, искренне. Если вашего подростка затянуло в соцсети, внедряйтесь туда, но не из позиции: «Давай-ка, проверим всех твоих друзей и сообщения», а, используя прием, который мы описали выше.
Подобные методы сработают, когда у родителей и ребенка еще сохранились теплые отношения. Когда конфликты и недопонимания еще не отдалили их друг от друга.
Но если отношения с бунтующим чадом не очень, то вряд ли подросток начнет ни с того, ни сего вам все рассказывать. Поэтому приложите усилия, чтобы восстановить былую дружбу или выстроить ее. Будьте готовы к тому, что произойдет это не сразу. Но это нужно сделать, иначе вы не продвинетесь дальше.
Важно! Пока не подружитесь со своим ребенком, не говорите с ним об играх и соцсетях. Сначала нужно стать другом и авторитетом. Когда это произойдет, то ребенок сам начнет с вами делиться своими мыслями, станет более открытым и начнет прислушиваться к вашему мнению.
В чем секрет компьютерных игр и как использовать его в борьбе с игроманией
Создатели игр — мастера залезать в головы и души людей. Придуманные ими Вселенные постепенно завлекают и создают у детей чувство, что там у них есть все, что нужно. Реальность этим похвастаться не может. Но есть несколько подсказок, которые помогут перенести принцип работы компьютерных игр в оффлайн-жизнь.
1. Постепенно увеличивающаяся нагрузка
Начинать нужно с легкого и постепенно увеличивать сложность. Не надо сразу на сутки ограничивать время пребывания в онлайн. Начните хотя бы с 10-15 минут в день. За соблюдение условий поощряйте ребенка. Приз не должен быть каким-то дорогим. Можете составить таблицу, в которой будут указаны все члены семьи и их достижения. Так, подросток поймет, что:
- во-первых, не он один должен соблюдать правила;
- во-вторых, такой подход добавит соревновательного момента.
2. Материальное поощрение
Если есть улучшение, то есть оплата. Если нет, то нет. Такой метод быстро дает результаты — при этом ребенок видит, что только когда он старается и достигает, есть вознаграждение. В общем, будь, как создатель игр, создай дома такую игру.
Важно помнить, что цифровая зависимость появляется, когда мозг понимает, что можно добыть дофамин — гормон счастья — легким путем. Проводниками служат гаджеты, ТV, игровые комнаты, батуты, такие легкие развлечения, как просмотр ТикТок, мемов и бесконечное «путешествие» по интернет-страницам. В общем, все, что не требует приложения усилий мозга. Сюда же можно отнести фастфуд и сладости.
Вот лишь несколько последствий увлечений «легким дофамином»:
- атрофия (усыхание) мозга,
- отупляющая зависимость, сопровождающаяся нервными срывами,
- потеря памяти, внимания и концентрации
- подростковая депрессия.
На самом деле мозг испытывает счастье, когда трудится, что-то решает и перерабатывает трудную информацию, а не фастфуд — информационный или пищевой. Человек испытывает радость, когда решают задачу, еще недавно казавшуюся неразрешимой.
В эти моменты мозг вырабатывает и получает полезный дофамин. Об этом в своей книге «В поисках потока», в том числе написал венгерский психолог Михай Чиксентмихайи. Также аналогичные выводы можно встретить в трудах и других ученых.
Это довольно популярная тема для исследований.
Автор
Психолог, тренер по развитию скорости мышления; Instagram: @natalisupermozg
Компьютерная зависимость у подростков
Не секрет, что многие подростки являются большими поклонниками видеоигр и интернета. Но для некоторых молодых людей то, что начиналось с интереса к технологиям, средствам развлечения или способам поддержания связи с друзьями, может перерасти в серьёзное расстройство поведения — компьютерную зависимость.
Содержание:
- Что такое компьютерная зависимость?
- Типы компьютерной зависимости
- Причины появления зависимости у подростков
- Как определить, что у вашего ребёнка проблема?
- Советы психологов
Что такое компьютерная зависимость?
Подростки, выросшие в век технологий, сталкиваются с новыми проблемами, которые были чужды предыдущем поколениям. Интернет породил инновационные средства социализации. Некоторые из них до сих пор остаются неизвестными с точки зрения потенциала для добра и зла. Для детей и подростков с проблемами в других сферах жизни, интернет и компьютер зачастую сопряжены с риском зависимости.
Компьютерная зависимость у подростков — это не просто сильное желание быть онлайн.
Как и в случае с другими расстройствами поведения, такими как патологическая склонность к азартным играм, подростковая компьютерная зависимость характеризуется постепенной потерей контроля над способностью регулировать или ограничивать время проведенное в интернете, а также способностью справляться со своими эмоциями, зачастую из-за смытой границы между реальной и виртуальной жизнью.
Хотя некоторые люди по-прежнему считают это проблемой воспитания детей, многие эксперты определяют подростковую компьютерную зависимость как реальную проблему, которая заслуживает дальнейшего изучения. Фактически, эта зависимость серьёзно рассматривалась для включения в пятое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).
В частности, рабочая группа по расстройствам, связанным с психоактивными веществами (наркорасстройствам) рекомендовала включить компьютерную зависимость в приложение к DSM-5 и призвала провести дополнительные исследования.
Типы компьютерной зависимости
Зависимость в любой форме приобретает определённые отличительные признаки, которые имеют тенденцию становиться более очевидными со временем. Большинство подростков могут найти естественный баланс между компьютером, учёбой и друзьями, но другие проводят слишком много времени за компьютером.
По сути, у подростка, который проводит всё больше времени за компьютером, развивается компульсивное расстройство поведения, которое заставляет его или её жаждать одного и того же.
Подобно любому другому виду зависимости, физические признаки, такие как постоянная усталость или утомление, становятся очевидными.
Даже не подозревая об этом, подростки начинают пренебрегать другими важными сферами жизни, которые когда-то были для них важны.
Наиболее распространёнными видами компьютерной зависимости среди подростков являются:
Игровая зависимость
Это самая распространённая зависимость среди подростков, поскольку все дети с раннего возраста любят играть в игры, а в интернете можно найти компьютерные игры на любой вкус. Она указывает на то, что подросток тратит всё свободное время на компьютерные игры. Реалистичная и насыщенная графика создаёт виртуальную реальность, в которую дети погружаются «с ног до головы».
Разработчики компьютерных игр стараются создать популярную и интересную игру, которая вызовет интерес у большинства подростков. Такие игры как World of Warcraft и Everquest повышают вероятность зависимости: ежедневные задания и награды побуждают заходить в игру каждый день.
Сетевая зависимость
По статистике на 2020 год почти каждый подросток в возрасте от 7 лет зарегистрирован в социальных сетях. Стеснительные юноши и девушки, которым трудно найти друзей в реальной жизни, находят решение своей проблемы в социальных сетях. В виртуальной реальности, сидя перед компьютером, легче завести разговор и рассказать о себе. Но, по факту, общение в социальных сетях может усугубить ситуацию: с каждым днём завести знакомство в реальности будет становиться сложнее, а общение в сети будет приносить всё больше удовольствия.
Сетевой сёрфинг
Зависимость у детей, которая проявляется в виде бесцельного «брожения» по разным сайтам из-за скуки и не знания, как провести своё свободное время.
Интернет-зависимость у детей: причины, признаки и способы преодоления
Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.
Интернет сам по себе не является хорошим или плохим – это просто часть окружающего нас мира, во многом полезная и нужная. Являясь неисчерпаемым источником информации, интернет привлекает детей возможностью узнать и увидеть всё что угодно.
Любопытный ребёнок стремится получить как можно больше: общения, игр, мультфильмов, развлечений – и потому много времени проводит в виртуальном пространстве, зачастую в ущерб реальной жизни. Социализацию и общение со сверстниками заменяет фактически одностороннее онлайн-общение.
Активным играм на свежем воздухе всё больше детей предпочитают сетевые игры, далеко не всегда безобидные. Иногда поиск новой информации становится буквально навязчивой идеей.
Понятие
В некоторых странах (США, Китай) интернет-зависимость стала столь распространённой, что учёные предлагают относить её к числу заболеваний. В США даже создана специализированная клиника для лечения людей с чрезмерной привязанностью к онлайн-играм и соцсетям.
Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.
Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.
Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным.
Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру.
Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.
У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.
Признаки
Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.
Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?
- Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
- Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;
- Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
- Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
- Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах «в сети»;
- Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.
Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:
- игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
- зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
- навязчивый веб-сёрфинг — хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.
Как бороться
Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:
- не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
- установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
- не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно «зафрендиться», регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!
Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны.
Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр.
Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.
Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля.
Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает.
Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.
Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.
Интернет-зависимость у детей и подростков
- ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Сегодня Интернет — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, и дети погружаются в него также, как в любую другую часть жизни и окружающего мира.
- Безусловно, Интернет может быть полезен ребенку, так как в нем доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы.
- Общение с далекими друзьями и родственниками с помощью сети интернет позволяет быстро
- передать информацию.
Однако, есть и пагубная сторона использования Интернета – это формирование зависимости от него.
Порой, даже взрослые люди не вникают в то, что в сети размещается всевозможная информация, практически не контролируемая, и ребенок, попадая в этот виртуальный мир, начинает воспринимать его как норму, теряя способность мыслить критически, а порой и вообще мыслить, ведь там все «подают на розовом блюдечке с голубой каемочкой».
В сети Интернет масса информации, и чтобы найти нужную – надо иметь ориентиры в том, ЧТО искать, по каким критериям можно судить о достоверности информации и т.д.
Еще одна грань – развлечение. И тут есть простор для любых фантазий! Игры, фильмы, музыка, фото и видео, мультяшки и многое другое.
Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет.
НО, если ребенок начинает видеть/слышать/чувствовать (собственные ощущения) ТО, к чему он психологически (по возрасту) НЕ ГОТОВ – то начинается сдвижка восприятия.
То есть, то, что для его возраста нормально, начинает восприниматься им как ерунда, т.к. он уже не будет улавливать те эмоции и чувства, которые раньше ему приносили удовлетворение, давали «пищу для размышления».
Он как бы перешел порог, черту, и то, что раньше приносило удовлетворение, теперь уже не удовлетворяет. Требуется более мощная «доза». Да-да, именно так! По принципу толерантности и привыкания, ввиду чего требуется всё большая и большая «доза» для достижения желаемого эффекта.
В данном случае речь может идти о яркости, эмоциональной насыщенности, новизне.
- Психиатры рассматривают интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничивается руководство поступками, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика.
- Для подростков характерны три типа интернет-зависимости:
- — Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
- — Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.
- — Игровая зависимость — разнообразные онлайн-игры и игры по сети.
- Как формируется игровая зависимость?
В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости – точно такой же. Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия, хотя это не химическая, а чисто психическая зависимость.
- Не каждый подросток становится интернет-зависимым.
- Существует несколько факторов риска, каждый из которых может провоцировать формирование зависимости.
- Во-первых, наследственная склонность к формированию зависимостей.
- Во-вторых, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей.
На третьем месте влияния занимает позицию отрицательное влияние сверстников. Здесь очень многое зависит от того, в какой среде вращается ребенок или подросток.
- Если вы наблюдаете у ребенка следующие признаки, то это говорит о наличие зависимости:
- — увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,
- — снижение успеваемости в школе,
- — потеря интереса к происходящему вокруг,
- — нарушения сна,
- — часты резкие перепады настроения,
- — неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.
Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий. 1. Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера.
Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости. 2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернет.
Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети. 3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки.
Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается. 4. Позаботьтесь о досуге ребенка.
Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше. ПОМНИТЕ! Эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже не вытащить за уши из сети.
Чтобы ребенок с головой не ушел в Интернет, необходимо находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними!
А СНЯТИЕ интернет-зависимости у детей, весьма затруднительно, поскольку часто это проблема всей семьи и взаимоотношений между всеми членами. И, конечно, необходимо учитывать специфику возраста.
Ребенок еще не осознает многого, а это значит, что процессы формирования зависимости протекают нам бессознательном уровне. На уровне же поведения взрослые видят защитную психическую реакцию, в т.ч. как реакцию на ущемление личного пространства.
Снятие зависимости идет в обход защитных механизмов психики.
Как показывает моя практика – индивидуальные сеансы по снятию интернет- и игровой зависимости с подростками более эффективны. Однако, долгосрочный эффект будет тогда, когда в терапию включена вся семья.
- Елена Разумовская
- Клинический и юридический психолог,
- Директор Психологического центра «Сила будущего»
Интернет зависимость у детей и подростков
Интернет зависимость – болезнь XXI века. Чаще всего с ней сталкиваются дети и подростки. Проблема возникает при стрессах, недостаточном внимании к ребенку внутри семьи, а также из-за гиперопеки родителей. И привести интернет-зависимость может не только к ухудшению психологоческого, но и физического здоровья ребенка.
Проблема интернет зависимости
В 2013 году сотрудники Фонда развития интернета и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова провели совместные исследования интернет зависимости. По результатам тестов выяснилось, что:
- 54% опрошенных школьников бесцельно «блуждают» по интернету более 6-8 часов в день, причем у каждого четвертого это вошло в привычку;
- у 52% респондентов появляются признаки апатии и депрессии из-за временного отсутствия интернета;
- 43% подростков пытаются самостоятельно контролировать время пребывания онлайн.
Более тревожные результаты получили сотрудники «Лаборатории Касперского» в 2016 году.
Выяснилось, что по показателю интернет увлеченности российские подростки побили все рекорды: 56% против 51% в США и 40% в Европе.
Причем на младшую возрастную группу (8-10 лет) приходится 40%, а на подростков от 14 до 18 лет – все 68%. И если в 2010 году ежедневно в интернет выходило 82% детей, то в 2016 – уже 92%.
К аналогичным выводам пришли и аналитики Daily Storm, включив Россию в топ-15 зависимых от интернета наций. При ежедневном использовании цифрового пространства по 7 часов 17 минут россияне уступают филиппинцам, которые смотрят видео, общаются не меньше девяти часов.
С наличием проблемы и результатами статистики интернет зависимости согласны психологи и других стран. Например, в Австралии, Индии, Китае, Японии, Италии и Южной Корее интернет-аддикция официально признана заболеванием.
Хотя многие психиатры отказываются признавать интернет зависимость психическим расстройством, в мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) пересмотрела и опубликовала новый классификатор МКБ-11, включив в него диагноз «игровое расстройство».
Причины интернет зависимости
Психологи выделяют несколько причин интернет зависимости людей.
У детей младшей возрастной группы увлечение начинается с изучения окружающего мира, а первые симптомы появляются:
- при стрессах, которые возникают из-за частых ссор в семье, развода или смерти родителей. При периодическом использовании цифрового пространства эмоции становятся более яркими, особенно при получении виртуальных призов, лайков в социальных сетях.
- при попытке избежать излишней опеки со стороны родителей. Интернет становится единственным безопасным местом, где нет запретов, упреков и нравоучений.
- при недостатке внимания. Одна из самых причин интернет зависимости школьников. Именно в интернете ребенок пытается найти новых друзей, с кем можно поговорить, пообщаться, получить одобрение и поддержку.
В группе максимального риска обычно оказываются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности интернет зависимость у подростков возникают из-за нестабильного гормонального фона. Им также не хватает внимания и одобрения со стороны близких. Чаще всего психологи называют следующие причины:
- попытки отстраниться от реального мира из-за отсутствия взаимопонимания со сверстниками. Так ребенок пытается вернуть уверенность в общении, найти единомышленников.
- застенчивости. В виртуальном мире намного проще примерить новый образ, придумать игрового персонажа, изменить внешность, а при навыках работы с графическими программами и выдать себя за ребенка состоятельных родителей.
- агрессии со стороны сверстников. В этом случае у подростка появляется страх признаться родителям в эмоциональном или физическом насилии, но желание найти поддержку заставляет его окунуться в виртуальный мир.
Симптомы интернет зависимости схожи с психологическими признаками зависимостей других типов. При длительном отсутствии интернета быстро и часто меняется настроение.
Часто подросток пытается оправдать необходимость и пристрастие к гаджетам, а при попытке родителей лишить их возникают конфликты.
Кроме пренебрежения к собственному внешнему виду у подростка появляется апатия, нежелание общаться со сверстниками, расстройство внимания.
Виды интернет зависимости
Психологи выделяют пять основных типов интернет зависимости молодежи:
- Зависимость от веб-серфинга. Под этим видом подразумевается бессистемный и непрерывный поиск потоков информации. При посещении сайта с целью получения данных по конкретной теме через некоторое время внимание пользователя переключается, и он оказывается на постороннем ресурсе. Подобное поведение приводит к снижению продуктивности, перегрузу ненужной информацией, неспособности глубоко погрузиться в изучение темы. Основная причина кроется в хаотичном перечитывании обзоров, статей, форумов и комментариев.
- Зависимость от онлайн-общения. Выражается в избыточном количестве друзей в социальных сетях, постоянном общении на форумах, в чатах, больших объемах переписки. В отличие от рядовых пользователей виртуального пространства, зависимые постоянно пытаются расширить свой круг общения, следят за количеством подписчиков, ежедневно заводят новые знакомства.
- Игровая зависимость. Обычно характеризуется навязчивым увлечением сетевыми онлайн-играми. И если некоторые игроки так пытаются отдохнуть от перенапряжения, для других турниры становятся манией из-за отсутствия хобби, скуки, желания повысить самооценку при получении виртуальных или реальных призов, почетных мест.
- Игровая зависимость от тотализаторов, лотерей, онлайн-казино обычно появляется из-за финансовых проблем или жажды острых эмоций. Самый опасный вид зависимости – ощущение азарта и близость выигрыша еще активнее подталкивают игрока делать ставки, пополнять баланс игрового счета.
- Киберсексуальное влечение выражается в посещении порносайтов, просмотре видеороликов и фотографий сексуального содержания, онлайн-общении с обменом интимными подробностями, тяге к киберсексу. Такая зависимость может стать причиной сексуальных расстройств, фертильности или импотенции в будущем.
Последствия интернет зависимости
Из-за отсутствия единой системы диагностики и лечения психологи сравнивают киберзависимость с бомбой замедленного действия. Если на первых этапах зависимость в сети интернет выражается снижением аппетита, нарушением распорядка дня, фаз сна, то на последней стадии мания может стать причиной суицида.
При оптимистичном развитии сценария у зависимого может пропасть интерес к друзьям, окружению, реальному миру. Из-за снижения коммуникативных навыков у подростка возникают сложности с поиском фраз для формулирования мысли, а систематический пропуск приемов пищи и нарушение сна снижает сопротивляемость инфекциям.
На второй стадии обычно появляются проблемы с успеваемостью, запоминанием информации, способностью обучаться. Появление различных синдромов, таких как синдром навязчивых действий, служит сигналом о развитии патологий нервной системы.
Не стоит забывать и о появлении физических заболеваний. Из-за сидячего образа жизни атрофируются мышцы, развивается остеохондроз, сколиоз, заболевания сердечно-сосудистой системы.
Профилактика интернет зависимости
К сожалению, утвержденного метода лечения интернет зависимости пока не существует. При первых признаках интернет зависимости психологи рекомендуют обеспокоенным родителям воспользоваться тестом самодиагностики, которую в 1995 году предложила доктор Кимберли Янг.
Методика заключается в изучении 20 вопросов и получении на них ответов. Во время теста испытуемый должен по каждому пункту поставить оценку по 5-балльной шкале Ликерта.
После ответа на вопросы достаточно сложить баллы и сравнить результат с предложенной доктором интерпретацией.
В качестве профилактических мер эксперты советуют соблюдать несколько рекомендаций:
- Введите правило «день без интернета». На эти дни можно запланировать семейный отдых, посещение парка, аттракционов, семейный просмотр фильмов или поездки за город.
- Ограничивайте время пользования цифровыми устройствами. Установить лимит можно через настройки роутера или мобильного телефона, установив сервис родительского контроля. В качестве примера рекомендуем вам попробовать сервис SkyDNS.
- Найдите интересное для подростка и родителей хобби.
- Определите и ликвидируйте первопричину увлечения виртуальным миром.
- Мотивируйте ребенка на общение в реальном мире и принятие участия в семейных делах.
- Увеличивайте физическую активность за счет посещения секций, кружков.
- Включайте компьютер только при необходимости.