Что происходит с мозгом человека во время стресса? Какое значение имеют центры потребности? Как сохранить самообладание во время самоизоляции? И почему прокрастинация иногда может быть полезной? Об этом и не только рассказал доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга Вячеслав Дубынин. Открытая лекция состоялась в рамках научного фестиваля «КСТАТИ», организованного сетью Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ). Записали главное в одном материале.
Стресс — это общая реакция организма на избыточно сильное воздействие внешней среды, чрезмерные стимулы. Если кратковременный стресс большого вреда для организма не несет, часто он бывает даже приятен, то вот длительный, хронический стресс может причинить весьма серьезный ущерб здоровью.
Наш мозг представляет собой «компьютер», состоящий из 90 млрд нервных клеток. Главная его задача — реагировать на потенциально опасные факторы, высчитывать вероятность успешных и неудачных исходов и строить стратегию поведения исходя из этого.
В ситуации стресса мозг должен активировать всю работу организма, чтобы противостоять угрозе. Если это удается, мозг награждает сам же себя за успех, выплескивая дозу дофамина, эндорфинов и прочих приятных нейромедиаторов.
Если же возбужденное состояние длится слишком долго, проблема не устраняется, а исход ситуации непонятен, начинается фаза хронического стресса, истощающая организм.
Центры потребностей
Мозг. Источник: shutterstock.com
Существует шесть основных блоков центральной нервной системы (ЦНС): лобная и теменная кора отвечают за мышление, волю и принятие решений; лимбическая система — за потребности и эмоции; органы чувств — источник сенсорных ощущений; есть также зоны обучения и памяти, двигательные и вегетативные центры, центры сна и бодрствования. События в любом из этих блоков могут стать источником стресса. Чаще всего в сердцевине стрессового состояния лежит работа центров наших потребностей — в мозгу их около двух десятков.
Центры потребностей — весьма древние стволовые структуры ЦНС. Два самых главных центра — задний гипоталамус (нижняя часть промежуточного мозга) и миндалина в глубине височных долей.
Миндалина выбирает первичную реакцию на стресс — «убегать или драться». Она посылает сигнал в лобную кору и гипоталамус.
Последний командует гипофизом и вегетативной системой, активируя выработку гормонов адреналина и норадреналина.
Отделы мозга. Источник: shutterstock.com
К базовым, витальным потребностям относятся нужда в пище и воде, в дыхании и сне. Сюда же относится потребность в безопасности, уходе за собой (груминге) и лени (расслаблении и экономии сил).
Выше уровнем находятся социальные потребности: половое влечение, отношения родителей и детей, чувство собственности, соблюдение иерархии лидеров и подчиненных, потребность в эмпатических переживаниях — сострадании и совместной радости.
На самом высоком уровне располагаются потребности саморазвития: исследовательская и творческая деятельность, а также программа свободы, которая характерна для всех живых существ, не только человека.
Все эти программы установлены в каждого из нас, но их проявленность зависит от родительских генов, воспитания и самообучения. Потребности постоянно конкурируют друг с другом: например, сидя в изоляции, мы удовлетворяем свою потребность в безопасности, но лишаем себя свободы, возможности взаимодействовать с людьми и так далее.
Стресс. Источник: shutterstock.com
Нынешняя ситуация генерирует стресс сразу на нескольких уровнях. Во-первых, это угроза базовому чувству безопасности — а такая угроза всегда вызывает реакции страха и агрессии. Во-вторых, состояние неизвестности — мозг просто не знает, как реагировать и к чему готовиться. Сорвавшиеся планы трактуются мозгом как неудачная деятельность, не приведшая к удовлетворению его потребностей.
Больше всего в ситуации самоизоляции страдают центр свободы и программа лидерства, которая заставляет чувствовать постоянный внутренний протест. Могут страдать и программы сопереживания.
Эмпатия — это синхронизация эмоционального состояния в стае, которая работает благодаря зеркальным нейронам, особым структурам, которые заставляют нас чувствовать эмоции других. Сейчас, когда в мире стало очень много негативных эмоций, для эмпатичных людей это может стать проблемой.
И если свои переживания за других не трансформировать в какие-то альтруистические действия, можно войти в состояние паники. Помощь же другим приносит положительные эмоции, потому что дает иллюзию, что ты сам избежал опасности.
Нейрохимическое сопровождение стресса
Нейроны. Источник: shutterstock.com
Один из главных медиаторов стресса — норадреналин, который вырабатывается в задней части гипоталамуса, а воздействует в основном на так называемое «голубое пятно». Основные эффекты норадреналина можно определить как «психическое сопровождение стресса»: общее возбуждение мозга и рост двигательной активности, торможение центров сна, улучшение памяти, способности к обучению и запоминанию. При кратковременном стрессе норадреналин дарит много положительных эмоций — азарт, чувство победы. От активности «голубого пятна» и его чувствительности к норадреналину зависит склонность человека к авантюризму, риску и экстремальным видам спорта. При хроническом же стрессе норадреналин вызывает нервное и физическое истощение, постоянное чувство тревоги и бессонницу.
Еще одно важное вещество — это, конечно, всем известный адреналин, который выделяется из мозгового вещества надпочечников. Он вызывает длительную тоническую реакцию, активизирует сердечно-сосудистую систему — именно поэтому в ситуации затяжного стресса избыток адреналина приводит к гипертонии, повышению риска инфаркта и инсульта.
Из тех же надпочечников, но только из их коркового вещества, выделяется известный «гормон стресса» — кортизол. Он ускоряет обмен веществ и заставляет печень выбрасывать запасы глюкозы.
А еще кортизол снижает иммунитет: таким образом он сдерживает активность иммунной системы, борется с избыточностью ее реакции, что защищает от развития аутоиммунных заболеваний.
При хроническом стрессе подавление иммунитета может быть очень чревато.
Признаки хронического стресса и способы борьбы с ним
Стресс. Источник: shutterstock.com
Есть несколько симптомов того, что хронический стресс из фазы резистентности переходит в фазу истощения:
- недовольство собой, тревога, ощущение загнанности в клетку, безысходности;
- раздражительность без явной причины;
- усталость, депрессивность, проблемы с концентрацией;
- застревание в травмирующих ситуациях, потеря удовольствия от общения и чувства юмора;
- эмоциональная и личностная отстраненность;
- явный эмоциональный дефицит на фоне внезапных всплесков эмоций (как позитивных, так и негативных);
- соматические и вегетативные нарушения: ухудшение работы ЖКТ, акне, головные боли, скачки давления и т.д.
В сохранении хорошего настроения и самочувствия огромную роль играет баланс положительных и отрицательных эмоций. Эмоции — это, условно говоря, положительные подкрепляющие стимулы, которыми мозг реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей.
Распространяясь по мозгу в форме нервных импульсов, сигналы центров потребностей используют в качестве медиаторов эндорфин, ацетилхолин, дофамин, норадреналин и опиоидные пептиды — все они вызывают положительные эмоции. В случае неудачи активируются нейроны, выделяющие эндозепины, трипептид PPI, холецистокинин и другие медиаторы негативных эмоций — они изучены гораздо хуже, чем предыдущие.
Источник: shutterstock.com
Один из самых простых способов получить дозу положительных эмоций — это еда.
Процесс питания активизирует сразу множество зон головного мозга: вкусовые центры продолговатого мозга и моста, вкусовые центры гипоталамуса (эмоциональное восприятие пищи, пищевые предпочтения, центр голода) и таламуса (вкусовое внимание); корковые центры вкуса (островковая кора, объединение вкусовых, тактильных и обонятельных сигналов). Но проблема в том, что чрезмерное пристрастие к еде в сочетании с гиподинамией быстро приводит к набору веса. Поэтому в условиях самоизоляции рекомендуется есть меньше, но разнообразнее и вкуснее.
Еще одна эффективная программа по добыче быстрых положительных эмоций — это лень. Дело в том, что программа экономии сил относится к базовым потребностям человека. Во время отдыха выделяется особый медиатор — ацетилхолин, который и вызывает приятное чувство расслабленности. Однако избыточная лень, конечно, чревата негативными последствиями, еще, к тому же, она сильно осуждается обществом.
Связанное с ленью понятие прокрастинации описывает все же немного другую ситуацию. Это не лень в прямом смысле, это замещение актуальной деятельности другой, не столь актуальной.
Выполняя мелкие задачи вместо одной важной, но сложной, можно получить маленькое удовольствие и подкрепление.
Однако в последнее время все чаще говорят об «активной прокрастинации» и ее полезности: в условиях «горящих» дедлайнов начинает выделяться норадреналин, который помогает справиться с задачей гораздо быстрее и эффективнее.
Стресс. Источник: shutterstock.com
Гормон дофамин ответственен за чувство удовлетворения и выделяется, например, во время сбора новой информации, обучения, освоения навыков и знаний. Все эти занятия удовлетворяют наши потребности в новизне, они активируют сразу множество отделов мозга: стволовые структуры, теменную кору — центры мышления.
Новые полезные знания обогащают и уточняют нашу модель окружающего мира, однако современная манера потребления информации в виде коротких кусочков и обрывков, такой информационный фастфуд, приводит к бесполезному зависанию в интернете. Поэтому предпочтение нужно отдавать системному изучению какой-то темы.
Еще один способ получить дофамин — это занятия спортом и любая физическая активность.
Дофамин выделяется в черной субстанции — особой зоне среднего мозга, которая регулирует мелкие и точные движения, в частности пальцев, играет роль в регуляции дыхания, сердечной деятельности, тонусе кровеносных сосудов.
Активность черной субстанции определяет склонность человека к лени и комфорту или к двигательной активности. Вообще же управлением движением занимаются две трети всех нейронов мозга (60 из 90 млрд) — так что двигательная активность очень важна для нашего мозга.
Стресс. Источник: shutterstock.com
Источником сильных положительных эмоций является взаимодействие с близкими людьми — членами семьи, возлюбленными, детьми, друзьями.
У млекопитающих за такое взаимодействие отвечают два гормона: окситоцин и вазопрессин. Они делают нас более щедрыми и альтруистичными, заставляют чувствовать любовь и глубокую привязанность.
Очень важными видами деятельности являются игра и творчество.
Изначально игровое поведение служит для тренировки двигательных и социальных навыков, обучения чему-то, но во взрослом возрасте тоже очень полезно играть, например, в буриме, рифмы, головоломки — это очень сильно стимулирует наш мозг.
Творчество же является способом удовлетворения потребности в новизне и активного освоения мира. Творческие занятия могут подарить кучу позитивных эмоций, даже если вы никогда ничем таким не занимались и всегда считали, что для этого нужен талант.
Полное видео лекции можно посмотреть на канале Myatom в Youtube.
Нарушения памяти
В наше время проблема ухудшения памяти является одной из важнейших проблем. Она может проявиться независимо от возраста.
Нездоровое питание, вредные привычки, недостаток кислорода, большой поток информации, стрессы, высокие психо-физические нагрузки и недостаточное умение управлять своей памятью, всё это влияет на работу памяти.
Ликвидировать и предупредить проблемы с памятью, можно, только если выяснить причины её возникновения, и вовремя устранить их.
Наверное, одним из самых главных факторов, влияющих на память это прием психоактивных веществ, а это — употребление наркотиков, чрезмерное употребление алкогольных напитков, табакокурение, курение кальяна, спайсов и др.
, что в огромнейшей степени стимулирует не только развитие ухудшения памяти, но и значительно снижает концентрацию внимания.
Если вы заботитесь о своём здоровье, и вам не безразлична ваша память, оградите себя от этих вредных привычек, которые часто уже не привычки, а зависимость от алкоголя, наркотическая зависимость, табачная зависимость или от иного пихоактивного вещества.
Каждый наверняка замечал, что иногда он сам, да и многие люди вокруг умудряются получать информацию сразу из нескольких источников, например, читать газету и смотреть телевизор.
Из-за такого избытка информации человеку не всегда удаётся концентрироваться на том предмете, информацию которого необходимо запомнить. Таким образом, большой поток информации может стать причиной бездумного восприятия всей этой информации.
Все это приводит к отсутствию желания концентрировать свое внимание на одном источнике информации.
К одной из причин, которые оказывают влияние на проблемы с памятью, относят неправильное питание.
Учеными было доказано, что здоровое и сбалансированное питание не только сохраняет, но и позволяет улучшить нашу память.
Для того чтобы стимулировать обмен веществ в клетках головного мозга, нашему организму необходимы витамины и микроэлементы, которые этому способствуют. Прогулки на свежем воздухе и занятия спортом положительно влияют на нашу память.
Недостаток кислорода в организме нарушает работоспособность головного мозга, и негативно влияет на память человека.
Стрессовые ситуации, депрессии и неприятности на работе, всё это далеко не положительно влияет на нашу память, которая ухудшается из-за постоянных переживаний человека. Тем самым проявляя беспокойство, даже о своей забывчивости, вы только усилите свои проблемы с памятью.
Здоровый сон является основой здорового организма, а значит и хорошей памяти. Особенно сон в тёмное время суток, ведь именно тогда клетки головного мозга восстанавливаются. Таким образом, при соблюдении режима здорового сна, память будет работать в полную силу на уровне нейронов. Любое нарушение сна практически мгновенно скажется на качестве памяти.
Болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона это тяжелые заболевания головного мозга, которые так же непременно связаны с ухудшение памяти.
Поэтому, если у вас появились проблемы с памятью и ещё некоторые проблемы с функционированием головного мозга, стоит обратиться к врачу. Но не всегда проблемы с памятью связаны с физическими и биологическими проблемами. Наверняка вы не раз замечали, что некоторую информацию вы запоминаете лучше другой.
Например, одни не могут запомнить и несколько десятков названий продуктов, но помнят сотни чисел, в области, которая им интересна, при этом, не тратя особо времени на их запоминание.
Такие ситуации не стоит воспринимать как проблемы с памятью, скорее то, что вы пытаетесь безуспешно запомнить, вас не интересует, а на запоминание такой информации уходит достаточное количество времени.
В психологии встречаются теории, которые объясняет природу существования забывания. Например, как результат угасания следа памяти описывается в теории затухания.
Но существующая теория интерференции утверждает, что воспроизведение более раннего следа памяти становится мало вероятным из-за наложения старой информации на более позднюю.
Данную теорию можно объяснить следующим образом: что может произойти, если человек запомнил сначала одну информацию, а следом изучил подобную информацию, но отличающуюся в некоторых моментах от предыдущей.
Тогда возможно два исхода: либо первый поток информации не дает запомнить новый, либо второй поток информации замещает первый, тем самым стирая старую информацию из памяти. Бывают случаи, которые отражают данную теорию.
Например, у Вас на работе и дома есть клавиатуры у компьютера, настройки которых отличаются друг от друга.
И когда Вы работаете, дома то начинаете сбиваться и нажимать клавиши, соответствующей раскладке на работе и в случае, если Вы работаете на рабочем компьютере, то может произойти та же ситуация, так как Вы попеременно привыкаете к каждой клавиатуре.
Существует такая теория, согласно которой информация, которой не пользовались долгое время, постепенно исчезает из памяти человека. Это так же может быть связано с прожитыми годами, и возрастом человека. Но я не могу согласиться с этой теорией, по крайней мере, не полностью.
Дело в том, что науке и истории известны случаи, когда в раннем возрасте некоторые люди умели говорить на каком-либо не родном языке, но после многих лет этот язык забывался, что в принципе подтверждало бы эту теорию.
Но к старости некоторые из них начинали вспоминать этот язык, и даже спокойно говорить на нём, к удивлению всех окружающих. Это можно объяснить тем, что информация хранится в нашей памяти в разных «хранилищах», и при долгом отсутствии использования этой информации адрес и код к этому хранилищу теряется.
А у тех людей, которые к старости внезапно вспоминали ту, утерянную, информацию, этот адрес непонятным образом находился.
Информация, как известно, хранится в разных ячейках или хранилищах и по-разному кодируется, и поэтому извлечь ее достаточно сложно и порой невозможно.
Это подобно тому, если Вы изменили пароль на домашнем компьютере, но потом долгое время им не пользовались, то Вам самому будет очень сложно его воспроизвести, пока кто-нибудь из родных Вам не поможет. Самое страшное, что со своей памятью Вы сможете совладать только сами.
Если попытаться воспроизвести ту ситуацию, при которой Вы что-либо запоминали, то заветный пароль может всплыть в Вашей памяти.
https://www.youtube.com/watch?v=bpQiLPz96VE
Бывают случаи, когда человек в состоянии стресса, имеющий много различной информации, теряется.
И если человек дает свидетельские показание в суде, а адвокат своими вопросами пытается показать свою версию происшедшего, то зачастую свидетель просто не в состоянии точно рассказать о случившимся, и его показания становятся совершенно бесполезными.
Но иногда, если человек переживает какое-либо нехорошее событие, воспоминания о котором приносят только разочарование, и которые лучше забыть, так и происходит.
К счастью в нашем мозге видимо существует такой механизм, «защищающий» нашу память от подобной информации.
Нарушения памяти
Официальные медицинские издания определяют память не только как физиологический процесс, но и как способность получать и сохранять жизненный опыт. Она подразделяется на 2 категории: кратковременную и долговременную.
Причины потери памяти
- Те или иные повреждения и патологии головного мозга – к ним относятся, например, онкологические новообразования, черепно-мозговые травмы, инсульт;
- Нарушение работы отдельных систем человеческого организма;
- Негативные факторы — проблемы со сном, стрессы, смена образа жизни, увеличение мозговой нагрузки, в т.ч. на память;
- Зависимости – алкогольная, никотиновая, наркотическая, систематический прием седативных лекарственных средств;
- Изменения, носящие возрастной характер, снижающие функцию памяти.
Болезни, вызывающие проблемы с памятью
К наиболее распространенным причинам проблем работы памяти относится нарушение нормального мозгового кровообращения. Атеросклероз сосудов приводит к уменьшению кровотока во всех отделах мозга, а это часто провоцирует острое нарушение кровообращения мозга. Инсульт, развивающийся в одной из мозговых зон, перекрывает приток крови к ней. Это влечет нарушение мозговой деятельности и снижение памяти. Схожие симптомы возникают также, если человек страдает сахарным диабетом.
Другая история с болезнями, которые передаются генетически, включая болезнь Альцгеймера. Ее нельзя вылечить, но грамотная терапия и уход тормозят процесс развития недуга, минимизируют последствия и снижают риск осложнений.
Память становится хуже и вследствие болезней щитовидной железы, приводящей к дефициту йода в человеческом организме.
Это сопровождается склонностью к ожирению, апатии, возникновению депрессивных состояний, чрезмерной раздражительности, отечности мышечных тканей.
Избежать подобных проявлений можно, если подобрать правильный рацион, предусматривающий частое употребление йодосодержащих продуктов, а также хурмы, морепродуктов, морской капусты, твердого сыра, орехов. В диету включают и разнообразные молочные продукты.
Но забывчивость – это не всегда патология памяти, ведь достаточно часто человек сознательно старается выкинуть из памяти забыть сложные ситуации жизни, негативные события, трагедии. Таким образом организм защищает свою психику и рассудок.
Если человек выбрасывает из памяти случившийся с ним негатив, то это явление называют репрессией, считает, что отдельные события не происходили – отрицанием, а если выбирает другой объект для вымещения отрицательных эмоций – замещение.
Подавленные и забытые отрицательные эмоции, не нашедшие выхода, часто переходят в затяжные депрессии и неврозы.
Симптомы, указывающие на ухудшение памяти
Звоночки, подаваемые памятью, которые должны Вас насторожить:
- забывчивость, проявляющаяся в вопросах быта;
- трудности с фокусированием внимания на конкретном объекте;
- проблемы с заучиванием и запоминанием информации, с её воспроизведением;
- нарушение мыслительного процесса, потерей логических связей, утраты остроты ума;
- растерянность и неуверенность;
- аутизм, социальная дезадаптация;
- затуманенное сознание.
Нередко проблемы с памятью начинаются на фоне ухудшающегося общего самочувствия. При этом они могут сочетаться:
- с головными болями;
- со скачками давления;
- с тремором рук;
- с мышечными спазмами;
- с головокружением;
- с падением остроты зрения.
Если при наличии 2-3 вышеперечисленных проблем снизилась память, надо срочно обращаться к медикам за помощью, поскольку эти симптомы сигнализируют о быстро развивающихся патологиях мозга.
Как невролог лечит память
Перед началом лечения необходимо понять, какое заболевание спровоцировало проблему. Лекарственные средства следует применять только те, которые Вам назначит лечащий врач, самолечение недопустимо. Оптимально пройти полную диагностику активности мозга, здоровья сосудов, электронейромиографию.
Следует помнить, что стремительное ухудшение памяти само по себе не является болезнью, этот симптом лишь предупреждает о появлении более серьезной болезни, которую необходимо диагностировать и начать терапевтическое или радикальное лечение. Это поможет восстановить прежнее качество жизни, предотвратит отделение больного от социума, ухудшение адаптивных функций. При выявлении нарушений памяти, как правило, назначают прием ноотропных препаратов.
Как улучшить память. Рекомендации Центра неврологии
Если Вы наблюдаете у себя либо у близких Вам людей тревожные симптомы, свидетельствующие о проблемах с памятью, схожие с указанными выше, то необходимо сходить на прием к неврологу, нейропсихологу либо терапевту и пройти ряд специальных диагностических исследований. Если есть желание сразу начать борьбу с нежелательным явлением до получения вердикта врачей, то примите меры – начните тренировать память.
Вот некоторые упражнения по улучшению памяти:
- привычные дела по возможности выполняйте, закрыв глаза, по памяти;
- если вы леворукий человек, делайте повседневные дела правой рукой, если же правша – то левой. Пробуйте по этому правилу, например, писать, утюжить белье, рисовать и т.д. – Вы в скором времени почувствуете положительный результат;
- заучите шрифт Брайля, которым пользуются при чтении незрячие люди, либо язык жестикуляции – это полезно для памяти и может пригодиться в жизни;
- печатайте тексты на клавиатуре двумя руками, используя все пальцы;
- займитесь рукоделием – начните вышивать или вязать;
- учите иностранные языки и больше говорите на них;
- пробуйте различать достоинство монет вслепую, ощупывая их руками.
Кроме того, расширяйте круг своих интересов, больше читайте, посещайте места и заведения, в которых не бывали раньше, ходите на спектакли и представления, гуляйте в парках, знакомьтесь и общайтесь с людьми, обретайте новых друзей.
Выполняйте рекомендованные упражнения, соблюдайте перечисленные правила, следите за вашим здоровьем, и память не подведет Вас до преклонного возраста!
Где можно улучшить память в СПб
Куда бежать если стало понятно, что ухудшение памяти влияет на качество жизни и Вы срочны должны принять меры? Почему ухудшилась память? Ответить на эти вопросы может специалист невролог нашего Центра неврологии профессора Жулева.
Запишитесь на консультацию к врачу по указанному на сайте телефону. Если Вы заметили, что способность запоминать даты, лица и прочие данные резко ухудшилась, значит необходимо пройти обследование и выявить причины. Не пускайте на самотек свое здоровье. Если память резко ухудшилась, то это сигнал организма о возникших нарушениях и чем раньше врач их диагностирует, тем лучше.
Мы находимся в Центральном районе Санкт-Петербурга, график работы и карту можно посмотреть в разделе Контакты.
Как положительные эмоции влияют на здоровье ребенка — группа № 10
Человек ежедневно испытывает великое множество эмоций,
как положительных, так и отрицательных. Это абсолютно нормально, ведь без
богатого разнообразия жизнь просто не может существовать.
Каждое
эмоциональное состояние вызывает в нашем теле целую цепь сложнейших химических
реакций и поэтому неизбежно влияет на здоровье.
Всякий раз,
когда мы испытываем какое-либо чувство наше тело синтезирует особые вещества,
которые не только помогают нам испытывать соответствующие чувства, но и
изменяют состояние всего организма.
Плохое настроение, постоянные отрицательные эмоции
сильно ослабляют иммунную систему и делают человека уязвимым перед любыми
инфекциями. Кроме того, слабый иммунитет не может осуществлять полноценный
контроль за правильностью роста новых клеток, что повышает вероятность
появления различных болезней.
Стремительное ухудшение состояния здоровья, вызванное
отрицательными эмоциями, связано еще и с тем, что человек, когда ему грустно, уделяет
значительно меньше внимания заботе о себе.
А положительные эмоции — наоборот, дают человеку жизненные силы и улучшают
здоровье.
Также
и во время образовательной двигательной деятельности большое значение имеют
положительные эмоции. Повышается интерес и сознательное отношение детей
к двигательным упражнениям, внимание, усиливается стремление выполнить задание
качественно.
А это обеспечивает своевременное равномерное развитие мышц,
костей, опорно-двигательного аппарата и
формирование правильной осанки, а также положительное влияние на сердечно –
сосудистую, дыхательную и нервную систему, способствует улучшению координации
движений и развитию физических качеств.
Можно смело
сказать, что положительный эмоциональныйтонус
является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания,
поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Во время образовательной деятельности
по физической культуре все дети получают положительный эмоциональный настрой. Радостное настроение продолжает
владеть ребёнком и после занятия. Дети уходят из спортивного зала с желанием
продолжить активную деятельность.
Считается,
что получая положительный эмоциональный заряд, дети становятся более открытыми и
восприимчивыми к добру, красоте, состраданию и отзывчивости.
Ребёнок, с раннего
возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим
неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Желаем
вам как можно чаще испытывать положительные эмоции.
Смейтесь
от души, занимайтесь физкультурой, радуйтесь жизни, не смотря ни на что!
«Иммунитет снижается»: страх повышает риск заражения ковидом — Газета.Ru
Тревожные люди в два раза чаще болеют респираторными инфекциями, чем спокойные, считают ученые. Однако в последнее время из-за страха перед коронавирусом у некоторых из нас уровень стресса вырос настолько, что это может значительно влиять на иммунитет и повышать риски заражения COVID-19. Врачи объяснили «Газете.Ru», как именно ментальное состояние связано с физическим.
Тревога из-за коронавируса может вызвать серьезные проблемы со здоровьем, а также ухудшить само течение болезни. Об этом радиостанции Sputnik сообщил психотерапевт Игорь Салынцев.
По его словам, эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на физиологию.
«Нарастающая, излишняя тревожность, если ею не заниматься, не лечить, снижает уровень стойкости психики, снижает обменные процессы в организме и его силу.
Соответственно, иммунитет будет снижаться, и уязвимость к разным патологиям будет усиливаться. Тревожный человек более уязвим, в том числе и к вирусной патологии», – объяснил Салынцев.
Ранее ученые Университета Карнеги Меллон в Питтсбурге (США) также выяснили, что тревожные люди заболевают ОРВИ в два раза чаще, чем эмоционально устойчивые.
Исследователи провели два эксперимента. В первом случае они спросили у 276 взрослых людей, что за последний год вызывало у них сильный стресс — работа, отношения или финансы. Затем участникам дали капли в нос, которые содержали небольшое количество вируса, вызывающего обычную простуду. 39% испытуемых заболели – все они перед этим сообщали о высоких уровнях стресса.
Во втором эксперименте ученые проанализировали уровень тревожности 79 участников, после чего также ввели им респираторную инфекцию. Затем исследователи проследили за производством в организме участников цитокинов, мобилизующих воспалительный ответ. У людей с более высоким уровнем стресса вырабатывалось больше цитокинов.
«Способность иммунной системы регулировать воспаления позволяет выявить того, кто заболеет простудой. Более того, это объясняет то, как стресс провоцирует болезнь, — пояснял автор исследования доктор Шелдон Коэн. – При стрессе клетки иммунной системы не способны реагировать на гормональную регуляцию, следовательно, вызывают такой уровень воспалений, который приводит к болезни».
Психиатр Олеся Носенко уверена, что такая связь между эмоциями и физическим здоровьем проявляется за счет активации гормональной системы. «Когда наступает нервное истощение, гормональная система, которая регулирует активность иммунной защиты, дает сбои. В результате иммунная система становится уязвимой», — заметила она в беседе с «Газетой.Ru».
На биохимическом уровне страх провоцирует увеличение в крови гормона кортизола, уточнил психиатр Константин Ковалев.
«Это гормон стресса, который напрямую влияет на клеточный и гуморальный иммунитет (механизм реализации защитных свойств организма в жидкостной среде, — «Газета.Ru»). Он подавляет их. Именно поэтому прием препаратов кортизона запрещен при симптомах коронавируса»,
— рассказал медик «Газете.Ru».
Увеличение уровня кортизола можно проследить по явным физиологическим проявлениям. Например, гормон стресса способствует набору лишнего веса даже при соблюдении нормы калорий и высоком уровне физической активности.
Также это может приводить к хронической усталости, нервозности, бессоннице, проблемам с пищеварением (вздутию живота, запорам, диарее), потливости и частому мочеиспусканию.
Кроме того, у мужчин может наблюдаться нарушения потенции.
Вместе с тем стресс и паника от коронавируса уменьшают выработку лимфоцитов в организме, которые отвечают за стабильную работу иммунитета, заявила Носенко.
«Выработка лимфоцитов зависит от количества глюкокортикоидов (гормоны, регулирующие обмен веществ, — «Газета.Ru») в крови. Чем их больше, тем меньше в организме лимфоцитов.
Таким образом, боясь коронавируса и постоянно паникуя от негативных новостей, человек может спровоцировать у себя и другие заболевания, а также обострение хронических болезней», — сказала психиатр.
Как считает Игорь Салынцев, прививка от COVID-19 может стать отличным решением сразу двух проблем: она и защитит организм от инфекции, и снизит уровень тревожности. Вместе с тем психотерапевт посоветовал не обращать внимание на слухи о коронавирусе и стараться получать информацию только из надежных источников.
«Чем человек более информирован, тем он меньше тревожится и боится. Люди боятся, когда чего-то не знают, недостаточно понимают или опираются на недостоверную информацию и слухи», – заявил эксперт.
Петербургский невролог: Как заметить предвестники болезни Альцгеймера, чтобы избежать Дня сурка › Статьи и новости › ДокторПитер.ру
Почему развивается болезнь Альцгеймера, что защитит от старческого слабоумия и почему стоит обращать внимание на чувствительность носа к запахам и потерю интереса к прежним увлечениям? Об этом «Доктору Питеру» рассказал Андрей Емелин, невролог, профессор кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии им. Кирова.
— Андрей Юрьевич, многие боятся болезни Альцгеймера, но любят себе её «приписывать». Вылетело из головы слово, забыл название фильма, говорят: «Всё, Альцгеймер начинается». Говорит ли забывчивость о начинающихся проблемах с головой? Это повод беспокоиться?
— Допустим, вы забыли слово, а потом — вспомнили? Часто бывает, что человек забывает фамилию какого-то известного персонажа, как правило, артиста. Но озаботившись этим вопросом, начинает использовать разные приемы, чтобы вспомнить — ассоциации, обращение к событиям прошлого и так далее.
Если он вспоминает, наверное, пока рано говорить о значимых нарушениях памяти. Может быть, он забыл, потому что сильно устал, не выспался, расстроен. Отдохнет, и все придет в норму. Но, если такая забывчивость повторяется регулярно и не зависит от внешних обстоятельств, стоит задуматься.
Это может быть связано с сосудистыми заболеваниями, которые без должного лечения могут привести к когнитивным нарушениям, в том числе — к развитию болезни Альцгеймера.
Известно, что прием понижающих давление препаратов при выявлении артериальной гипертензии ожидаемо снижает риск развития когнитивных нарушений (снижение памяти, умственной работоспособности). Если не лечить гипертонию, перспективы не будут радужными.
— Регулярно появляются сообщения о ранних симптомах болезни Альцгеймера из серии «ученые доказали». Называли и аносмию, и трудности в распознавании лиц, и желание поспать днем. Что-то из этого действительно имеет отношение к болезни?
— Безусловно, имеет. Гипосмия — снижение обонятельной функции — очень частый докогнитивный симптом. То есть прежде чем начнутся первые проблемы с памятью или мышлением, человек перестает четко различать запахи.
Существуют даже тесты для оценки обонятельной функции с помощью набора пахучих веществ. Правда, в практике они редко используются.
Такой зрительно-пространственный дефект как трудности в распознавании лиц, скорее, значим не для болезни Альцгеймера, а для второго по распространенности вида деменции — деменции с тельцами Леви.
Для диагностики когнитивных функций используют много разных тестов, не только на распознавание лиц. Например, тест «Часы» — очень простой, но информативный. Мы просим пациента нарисовать циферблат и изобразить стрелками указанное время.
Предполагается, что каждый должен представлять, как выглядят часы, и здоровый человек без проблем сможет их нарисовать. Но бывает по-разному. Одни рисуют часовую и секундную стрелки одинаковой длины, другие неправильно располагают цифры, пропускают их или меняют местами и так далее.
В целом такие ошибки говорят о возможных когнитивных нарушениях, зрительно-пространственном дефиците.
— Чем болезнь Альцгеймера отличается от других видов деменции? В чем ее главные особенности?
— Когнитивные функции, к которым относится память, в той или иной степени страдают при всех видах деменции. Для болезни Альцгеймера доминирующим симптомом остается нарушение памяти на текущие события, при этом долговременная неплохо сохраняется.
Память — сложный процесс, но его можно условно разделить на две составляющие — процесс запоминания и процесс воспроизведения. При болезни Альцгеймера нарушается именно процесс запоминания. Есть такой термин — консолидация следа памяти, который обозначает процесс перехода поступившей в мозг информации из кратковременной памяти в долговременную.
Он до конца еще не изучен, но у пациентов с болезнью Альцгеймера этот процесс утрачивается. Им не помогают ни обучение, ни заучивание стихотворений — все равно каждый день для них начинается как с чистого листа. День сурка.
При сосудистой деменции пациенты тоже жалуются на память, но у них в большей степени нарушается процесс воспроизведения — им трудно найти в своем архиве нужную информацию. Им нужна помощь, подсказка — например, название места, звучавшая тогда мелодия или другие детали, и тогда они вспоминают.
Или, к примеру, при таком нейродегенеративном заболевании как болезнь Паркинсона тоже со временем появляются когнитивные нарушения, но они в большей степени связаны не с памятью, а со скоростью мышления, заторможенностью в принятии решении, трудностями с выбором и планированием.
Еще один важный симптом — потеря интереса к прежним увлечениям, хобби. Он часто проходит мимо внимания родственников пациента, но, по сути, считается одним из первых проявлений болезни Альцгеймера.
Человек перестает интересоваться, что происходит у его близких — наступает такая душевная слепота, а потом к этому, как к масляному пятну, кроме нарушений памяти, начинают присоединяться все новые и новые симптомы — речь становится более простой, слова выпадают из памяти и часто заменяются похожими по смыслу, теряется узнавание предметов и их функционального назначения, начинают страдать жизненные навыки — пользование даже обычными бытовыми приборами становится проблемой. Это то, что мы называем афато-апракто-агностический синдром (распад речи, жизненных навыков и узнавания).
— Но с возрастом ведь у многих появляются проблемы с памятью, пожилым бывает тяжело справляться без посторонней помощи в быту. Это ж не значит, что у них начинается болезнь Альцгеймера?
— Да, всем пожилым людям сложно осваивать новые навыки, гаджеты.
Но если говорить о сегодняшних подходах клинической диагностики, то главный критерий — значимое нарушение бытовой, профессиональной, социальной самостоятельности или повседневной адаптации.
Болезнь Альцгеймера — прогрессирующее заболевание и мы пока не можем его остановить, как бы пессимистично это не звучало. Тем не менее можем на него влиять.
— Считается, что болезнь Альцгеймера — удел пожилых. Но сейчас многие заболевания «молодеют», и где-то писали даже о 45-летних пациентах. В вашей практике какой был самый молодой?
— То, что возраст — самый главный и неизменный риск развития болезни Альгеймера, нет никаких сомнений. Согласно классификации, раннее начало заболевания (так называемый пресенильный вариант) происходит до 65 лет, возрастное (сенильный вариант) — после 65. Иначе говоря, 65 лет — своеобразная точка отсчета.
Есть статистика, что, начиная с 65 лет, примерно каждую пятилетку идет удвоение частоты встречаемости болезни Альцгеймера. А что касается 45-летних, так заболеть в принципе можно в любом возрасте. Есть же наследственные формы болезни. К счастью, их немного. Моему самому молодому пациенту было около 50.
— Немного — это сколько?
— Наследственные формы, которые на сегодня четко обозначены, по самым максимальным оценкам составляют до 10% от всех случаев заболевания.
Они связаны с мутацией трех генов, которые участвуют в процессе амилоидоза (нарушение белкового обмена, сопровождающееся образованием и отложением в тканях специфического белково-полисахаридного комплекса — амилоида) — формировании патологических форм белка бета-амилоида. Мутации этих генов практически в 100% случаев вызывают аутосомно-доминантное развитие болезни.
Однако есть другие генетические мутации, которые повышают риск заболеть, но не говорят о том, что это обязательно случится. Часто дети таких пациентов спрашивают, насколько у них высоки риски. Они выше, чем в общей популяции, но не фатальные.
— Если генетические формы составляют всего до 10%, то в чем же главная причина развития других? Почему одни болеют, а другие — нет?
— Если бы я знал ответ на этот вопрос, мог бы претендовать на Нобелевскую премию. Несмотря на разные сомнения и критику, гипотеза патологического образования белка бета-амилоида как основной причины все равно остается основной.
Если наследственные формы болезни связаны с тем, что в головном мозге формируется слишком много этого белка, то спорадические могут возникать, скорее, из-за его накопления с возрастом. Патологические формы бета-амилоида образуются абсолютно у всех, но элиминируются (выводятся) из мозга и проблем не вызывают.
Самая раскручиваемая сейчас гипотеза заключается в том, что болезнь возникает именно из-за нарушения элиминации — белок накапливается в мозге и, превысив определенный порог, запускает болезнь. А к нарушению элиминации плохого белка причастны разные факторы риска.
Их много — это и возраст, и вредные привычки (курение, чрезмерное употребление алкоголя), и сосудистые факторы риска — артериальная гипертензия, сахарный диабет. Изучение влияния этих факторов на развитие болезни — основное направление сегодняшних научных изысканий.
Изолированных форм болезни Альцгеймера, на самом деле, немного. Они часто сочетаются с теми же сосудистыми заболеваниями. И чем дольше человек болеет, тем риск такой комбинации выше. Все взаимосвязано. Взять постинсультную деменцию. Она развивается в течение года примерно у 10-17% перенесших инсульт — влияет локализация очага поражения, его объем.
Что произойдет у остальных в более отдаленной перспективе, будет зависеть от подключения других факторов риска. Большинство инсультов случается все-таки не на ровном месте.
Значит, раньше уже происходил какой-то сосудистый процесс, изменения потихоньку накапливались и в итоге привели к острому нарушению мозгового кровообращения и, соответственно, к развитию когнитивных нарушений.
— Что может защитить от старческого слабоумия?
— С одной стороны, защищает природа, подарившая нам определенный объем мозгового вещества, количество нейронов, синапсов (служит для передачи нервного импульса между клетками). Это так называемый церебральный резерв.
С другой стороны, есть когнитивный резерв — то, что человек формирует в процессе своей жизни. Например, высшее образование — фактор защиты. Это не значит, что окончивший вуз никогда не заболеет, но это может отложить развитие клинических симптомов на более поздний возраст.
То же самое можно сказать про знание иностранных языков. Иначе говоря, чем больше у нас знаний и навыков в разных сферах, тем больше мы себя защищаем от болезни Альцгеймера.
Безусловно, важен и образ жизни — рацион питания с умеренным содержанием холестерина и сахара, дозированные физнагрузки — уже доказано их влияние на когнитивную функцию.
— Что все-таки важнее для профилактики — физическая активность или интеллектуальные тренинги?
— Недавно была опубликована большая статья в журнале The Lancet: в ней приведен расчет, насколько снизится риск когнитивной дисфункции при влиянии на тот или иной фактор в разном возрасте. К примеру, малоподвижность там была на первых строчках и играла большое значение.
Но, наверное, акцентировать внимание на одном факторе не совсем корректно. Все последние публикации говорят о том, что надо влиять на максимальное количество факторов риска.
По подсчетам ВОЗ, если соблюдать все основные правила ЗОЖ, можно снизить вероятность развития болезни Альцгеймера на 35-40%. Это огромная цифра.
— Вы, кстати, не сказали про желание поспать днем как один из ранних симптомов. Есть этому научные подтверждения?
— Как я говорил, нарушение элиминации патологических белков из мозга становится одним из главных факторов риска. Считается, что именно при нормальном ночном сне «очищение» мозга происходит в 10 раз активнее, чем днем.
Поэтому плохой ночной сон — весомый риск. В ходе исследования установлена статистически достоверная разница в динамике накопления белка у спавших по 5-6 часов, по 6-7 часов и более 7.
Дневная же сонливость, кстати, может говорить о проблемах со сном ночью.
— Общение, социальная активность в пожилом возрасте, наверное, тоже защищают память?
Конечно. По сути, это постоянная тренировка, вовлечение старых нейронных связей. Раньше бабушки сидели на скамеечках и что-то обсуждали — прекрасный когнитивный тренинг: надо подумать, проанализировать, обобщить, сказать. Любые занятия в старости всегда идут в плюс, а одиночество, негативные мысли — в минус.
Есть даже гипотеза, что память может нарушаться от зацикленности на негативных мыслях — так называемое «негативное персистирующее мышление» или руминация «пережёвывание».
Постоянно подавленное настроение у пожилого человека, ангедонию (неумение получать удовольствие) можно расценивать не просто как фактор риска, а, по сути, как предиктор (предсказатель) развития когнитивных нарушений впоследствии.
Результаты многих исследований убедительно показали, что даже у относительно молодых людей с отчетливыми депрессивными проявлениями возникают органические изменения в мозге, например, атрофия гиппокампа (часть мозга, которая участвует в формировании эмоций, регистрации новой информации и пространственной памяти). А это уже ранний нейровизуализационный маркер болезни Альцгеймера — его можно увидеть с помощью того же МРТ.
— Говорят, предвестники болезни появляются за 10, а то и за 20 лет до развития очевидных проблем с памятью. Это так?
— Появление клинических симптомов в принципе говорит о том, что преодолен какой-то барьер. А то, что патологические изменения в мозге начинаются задолго до первых симптомов, это точно. Минимум за 10 лет.
— Допустим, человек заметил какие-то тревожные звоночки, что ему делать — идти к неврологу, психиатру? Какие методы используют специалисты для раннего выявления склонности к болезни, когда еще не поздно что-то предпринять?
— Можно обратиться к неврологу, гериатру, психиатру. Вообще считается, что после 65 лет желательно ежегодно проходить скрининговую оценку психического статуса у невролога или гериатра. Для диагностики нарушений применяются стандартные шкалы — краткой оценки психического статуса, «Мини-Ког», тест «Часы».
Задача врача — за ограниченное время уловить какие-то изменения. Американская ассоциация по изучению болезни Альцгеймера предложила тест свободного и ассоциированного селективного распознавания с непосредственным воспроизведением (FCSRT-IR).
Он позволяет уловить совсем ранние нарушения памяти, поэтому его часто используют для отбора в клинические исследования.
— Можно его самому пройти?
— Его должен проводить врач. Недавно вышли клинические рекомендации по диагностике и лечению когнитивных расстройств — там все эти тесты представлены. Любой врач может спокойно ими воспользоваться.
— А что тогда можно использовать для самотестирования?
— Лучше все-таки отдать диагностику специалистам, иначе можно выявить у себя много чего интересного и «псевдокогнитивного». Это ни к чему. Помимо тестов, врач может провести лабораторный анализ факторов риска — оценить уровень холестерина, сахара и гомоцистеина в крови, назначить исследование функции щитовидной железы.
Все не просто так — это попытка исключить вторичные нарушения с обменом веществ или выявить факторы риска, на которые можно начинать влиять. Уже после появления отчетливых проявлений когнитивной дисфункции проводится КТ или МРТ мозга, в том числе для исключения вторичных причин — к примеру, нормотензивной гидроцефалии, которая тоже проявляется симптомами деменции.
Более современный метод — позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). Это исследование показывает ранние нарушения метаболизма даже в тех структурах мозга, которые МРТ воспринимает в «норме».
В России пока доступна ПЭТ с изотопом фтордезоксиглюкозы (на основе радиоактивного фтора), а в мире используют ПЭТ с лигандами амилоида — это позволяет увидеть уровень отложения амилоидов в головном мозге. В перспективе он появится и у нас.
— Какие-то новые методы лечения болезни появились?
— За 10 лет не было одобрено ни одного нового препарата, хотя только за последнюю пятилетку разные фазы клинических исследований прошли более 400 молекул. Это серьезная проблема.
На уровне лаборатории все работает хорошо, а в реальности — не получается.
Есть попытки клеточной терапии, транскраниальной магнитной стимуляции, но пока, к сожалению, все неоднозначно — убедительных доказательств их эффективности у нас нет.
© ДокторПитер