В 1948 году Всемирная организация здравоохранения определила «здоровье» следующим образом:
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов».
Система здравоохранения существует, чтобы помочь людям поддерживать это оптимальное состояние здоровья. По данным Минфина России, расходы на здравоохранение в 2019 году составили 713 миллиардов рублей [Минфин России, 2020].
Однако, несмотря на эти расходы, люди в России имеют меньшую продолжительность жизни, чем люди в других развитых странах.
Это связано с целым рядом факторов, включая доступность здравоохранительных услуг, влияние окружающей среды и образ жизни самого человека.
И если на первые два фактора мы не всегда можем оказать влияние, то изменить свой образ жизни – в наших силах.
На курсе «Здоровый образ жизни» мы системно подходим к вопросам питания, спорта и психического здоровья, поэтому, если вопрос поддержания здоровья для вас актуален, предлагаем вам его пройти.
Ну а сегодня в статье мы объясним, почему стоит придерживаться здорового образа жизни, и расскажем о некоторых способах его поддержания.
Преимущества здоровых привычек
Каждый человек знает с детства, что здоровые привычки вроде потребления полезной еды и выполнения физических упражнений – это хорошо.
Но вы когда-нибудь задумывались о том, почему конкретно следует практиковать эти привычки? Здоровые привычки – это любое поведение, которое приносит пользу вашему физическому, психическому и эмоциональному здоровью. То есть они улучшают ваше общее самочувствие.
Здоровые привычки трудно выработать, и они часто требуют изменения мышления. Но если вы готовы пойти на жертвы ради улучшения своего здоровья, результаты будут радовать вас не один год, независимо от вашего пола, возраста и физических способностей. Вот пять преимуществ здорового образа жизни:
- Контроль веса. Правильное питание и регулярные физические нагрузки помогут вам избежать избыточного набора веса.
- Улучшение настроения. Физическая активность стимулирует выработку эндорфинов. Эндорфины – это химические вещества мозга, которые заставляют человека чувствовать себя счастливее и спокойнее. К тому же ЗОЖ способствует улучшению телосложения. Следовательно, вы начнете лучше относиться к своей внешности, что может повысить вашу уверенность в себе. Есть и краткосрочные выгоды от физических упражнений – это улучшение когнитивных функций и снижение стресса.
- Предупреждение болезней. Регулярные физические упражнения помогают укрепить сердечно-сосудистую систему и иммунитет. Таким образом, вы сумеете предотвратить многие заболевания. Но помните о важности предварительной консультации с врачом.
- Повышение энергии. Мы все испытываем чувство вялости после того, как съедим слишком большое количество нездоровой пищи. Напротив, когда мы придерживаемся сбалансированного питания, наше тело получает топливо, необходимое для выполнения повседневных задач. А регулярные физические нагрузки способствуют своевременной доставке кислорода и питательных веществ к тканям, улучшают мышечную силу и повышают выносливость, давая человеку больше энергии.
- Продление жизни. Когда вы практикуете здоровые привычки, вы повышаете свои шансы на более длинную жизнь. В США на протяжении 8 лет проводили исследование, в котором приняли участие 13 000 человек. Исследование показало, что люди, совершающие пешие прогулки всего 30 минут в день, значительно снижали вероятность преждевременной смерти по сравнению с теми, кто занимался ходьбой нечасто [The American Council on Exercise, 2009]. Что же говорить о более серьезной физической активности?
Преимущества здорового образа жизни очевидны, но начать ему следовать нелегко. Вы не измените свое мышление и поведение в одночасье, так что наберитесь терпения и включайте здоровые привычки в свою жизнь постепенно.
Лучший способ сохранить здоровье – это поддерживать его ежедневно с помощью здорового образа жизни, а не ждать, пока болезнь или недомогание заставит вас решать серьезные проблемы.
Конечно, невозможно на 100% защитить себя от заболеваний. Тем не менее человек должен делать все возможное для развития устойчивости и подготовки тела и разума к тому, чтобы справляться с болезнями по мере их возникновения.
Есть много разных способов поддерживать свое здоровье. Ниже приведены 8 самых важных и простых вещей, которые вы можете делать ежедневно, чтобы жить счастливой, здоровой жизнью.
Придерживайтесь здорового и сбалансированного питания
Пища – это топливо, которое держит ваше тело в тонусе. В то же время пища может быть и ядом, медленно разрушающим вас. Все зависит не только от того, что вы едите, но и от того, сколько и как часто вы едите.
Существует распространенное заблуждение, что фрукты и овощи являются единственными компонентами здорового питания. Без сомнения, они очень важны, но они не единственные полезные продукты. Фактически, здоровое питание – это установление баланса между ключевыми группами продуктов, в которые также входят белки, жиры и углеводы.
Принципы сбалансированного питания:
- Ешьте разнообразные продукты богатые питательными веществами. Тело нуждается в более чем 40 различных питательных веществах. Ваш ежедневный выбор еды должен включать хорошие углеводы, белки и полезные жиры (орехи, рыба, маслины, авокадо и др.)
- Ешьте умеренные порции. Если вы сохраните размер порции умеренным, вам будет легче не отказываться от любимой еды и придерживаться здоровой и сбалансированной диеты.
- Не пропускайте приемы пищи. Пропуск завтрака или обеда может привести к неконтролируемому голоду и часто приводит к перееданию впоследствии. Кроме того, пропуск завтрака может повысить уровень сахара в крови, что увеличивает запас жира в организме. Перекус между регулярными приемами пищи может спасти вас в условиях катастрофической нехватки времени, но в день у вас должны быть как минимум два сбалансированных приема пищи.
- Не исключайте из своего рациона определенные продукты. Поскольку наш организм нуждается в разнообразном питании, плохая идея исключить всю соль, жир и сахар из рациона, если это не предписано лечащим врачом. Выбор более здоровых вариантов, например, обезжиренных молочных продуктов, поможет вам сохранить сбалансированное питание.
Придерживаясь сбалансированного питания, также важно избегать неправильно обработанной пищи. Существует веская причина, по которой ее называют нездоровой едой. Фаст-фуд, например, наполняет ваше тело вредными для здоровья токсинами и избытком жиров. Так что вместо куска пиццы и колы сделайте выбор в пользу запеканки и свежевыжатого сока.
Будьте активными
Вести активный образ жизни – еще один отличный способ поддерживать свое здоровье. Физические нагрузки помогают не только вашему телу, но и вашему разуму и имеют множество преимуществ.
Специалисты советуют выполнять как минимум 150 минут умеренной физической активности каждую неделю. Чтобы регулярно заниматься спортом, выбирайте занятия, которые вам действительно нравятся. Это могут быть йога, бег, плавание и т.д. Примеры активностей средней интенсивности:
- быстрая ходьба;
- аквааэробика;
- танцы;
- садоводство;
- теннис;
- спокойная езда на велосипеде.
Если вы не можете выделять так много времени для упражнений, поищите простые способы повысить свою активность в течение дня. Например, попробуйте ходить пешком вместо поездок на личном или общественном транспорте, подниматься пешком по лестнице вместо использования лифта, или ходить по квартире, когда вы разговариваете по телефону. Важно стараться быть активным в течение дня.
Управляйте стрессом
Быть здоровым – это не только про крепкое и здоровое тело. Как мы уже отмечали ранее, в понятие здоровья входит и забота об уме. Исследования показали, что стресс и депрессия могут фактически проявляться как физические заболевания. Один из вариантов проявления – через снижение иммунитета.
Есть много способов борьбы со стрессом:
- Тренировки. Физические упражнения способствуют выделению «гормонов счастья» – эндорфинов.
- Психическая саморегуляция. С помощью простых методов психической саморегуляции человек способен управлять стрессом. Например, соответствующие аффирмации помогут вам запрограммировать свое сознание на то, что вы легко справляетесь с любыми проблемами.
- Медитации. Успокоить ум позволяют и расслабляющие практики – медитируйте любым подходящим способом. Здесь могут помочь даже сеанс массажа или расслабляющие ванны.
- Профессиональная помощь. Иногда для решения психических проблем требуется чуть больше силы воли. Так что подумайте о том, чтобы обратиться к психологу, если вам трудно бороться со своим подавленным состоянием самостоятельно.
Держите в тонусе и тело, и ум. Только тогда вы сможете говорить о полноценном здоровье.
Улучшите качество сна
По большей части, забота о своем теле – это ваша работа. Тем не менее есть несколько функций, которые ваше тело выполняет самостоятельно. Одной из них является сон. Это автономное состояние позволяет организму отдыхать и восстанавливаться. Ваша задача – не препятствовать своему организму. Просто следите за качеством и количеством сна.
- По данным некоммерческой благотворительной организации Sleep Foundation, подростку необходимо 8-10 часов сна, взрослым в возрасте от 18 до 64 лет требуется 7-9 часов сна, а людям старше 65 лет – не менее 7-8 часов [Sleep Foundation, 2020].
- Качество сна, с другой стороны, зависит от многих факторов – способности быстро заснуть, поддерживать глубокий сон, а также от внешних воздействий.
- Улучшить качество сна можно следующим образом:
- избегайте во второй половине дня потребления кофе, энергетических напитков или прочих стимуляторов мозга;
- обеспечьте себе максимально тихое и удобное спальное место;
- не подвергайте себя воздействию яркого света перед сном, это нарушает выработку гормона сна – мелатонина.
Перечисленные действия позволят вам лучше спать и эффективно восстанавливать силы.
Поддерживайте социальные отношения
Еще один уникальный, но очень эффективный способ поддержания здоровья – это социальные взаимодействия.
Общение с людьми и романтические отношения помогают психическому здоровью так же, как и физические упражнения. В дополнение к эндорфинам, время, проведенное с близкими людьми, увеличивает уровень адреналина и окситоцина в организме. Эти биохимические вещества помогают улучшить настроение и общее состояние здоровья.
Устанавливайте любые социальные связи: волонтерство, вступление в клуб по интересам или посещение общественных мероприятий – все это поднимет вам настроение, а психика будет нормально функционировать. Не изолируйте себя. Это и правда работает.
Держите свой мозг в тонусе
Мозг, как мышца, нуждается в постоянных упражнениях, чтобы оставаться в тонусе. Центральная нервная система контролирует все процессы в организме, от переваривания и усвоения пищи, до движения и даже дыхания. Мозг находится в самом центре этой сложной системы и поэтому нуждается в заботе.
Тренировка мозга также помогает развить когнитивные функции. Это означает улучшение бдительности, концентрации внимания, памяти и даже способности решать проблемы.
Один из способов сохранить мозг здоровым – давать ему его любимые продукты. К ним относятся полезные жиры, такие как омега-3, витамины, минералы и, конечно, вода. Еще вы можете сохранить свой мозг здоровым, бросив ему вызов. Прочтите книгу, решите головоломку или что-то еще – любая активность способна поддерживать здоровье мозга. Главное – она должна быть систематической.
Пейте достаточное количество воды
Вода – буквально источник жизни. Она имеет много преимуществ, когда речь идет о здоровом образе жизни. Одним из них является тот факт, что вода помогает очистить тело не только снаружи, но и изнутри. А очищенный организм может демонстрировать максимальную производительность.
Специалисты до сих пор спорят о норме потребления воды в день, так часто рекомендуемые восемь стаканов воды в день (2 литра) – не панацея для всех. У разных людей разные потребности. Но все же пить нужно не меньше 2 литров, в противном случае организм будет испытывать обезвоживание.
Проходите плановые медицинские осмотры
Не забывайте и о регулярных медицинских осмотрах. Неважно, 20 вам лет, 40 или 70. Обследования позволяют выявить и оперативно справиться с болезнями на ранних стадиях. Рак и разные инфекции гораздо сложнее лечить, если обнаружить их слишком поздно. Поэтому планируйте регулярные посещения врачей, чтобы быть уверенным в своем здоровье.
Не следуйте принципам ЗОЖ от случая к случаю, это неэффективно. Лучший способ воспользоваться перечисленными советами – включить их в свой ежедневный график.
Ежедневно поддерживать свое здоровье совсем несложно. Однако главным возражением многих людей на пути к хорошему здоровью является отсутствие времени.
Если и вы считаете, что нынешний темп жизни не позволяет выделить время на здоровые привычки, рекомендуем вам пройти нашу онлайн-программу «Тайм-менеджмент», где всего за 5 недель обучения вы освоите самые эффективные техники по распределению своего времени.
Желаем вам крепкого здоровья!
Забота о здоровье ребенка в современной школе
Забота о здоровье ребенка в современной школе.
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Закономерно возросло внимание к здоровью детей, потому, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
По данным НИИ гигиены и здоровья, в последние годы наблюдается неуклонный рост числа заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, возникновение которых приходится на школьный период.
Дети все чаще страдают различными хроническими заболеваниями, нарушением осанки, повышенным давлением, плохим зрением, нарушением в пищеварительной системе. По данным проводимых исследований, у них начинают появляться такие заболевания, как диабет, гипертония, атеросклероз.
Одним из важнейших условий, благоприятствующих нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит, и успешному обучению, является: рациональное питание, занятие спортом, художественное творчество.
Сегодня все больше педагогов и педиатров, сходятся во мнении, что здоровье не только медицинская, но и педагогическая категория, поэтому важная роль в формировании здорового образа жизни должна принадлежать школе. Именно у нее имеется для этого достаточно много возможностей, которые в настоящее время почти не реализуются.
Исследования, проведенные во многих странах мира, показали, что отсутствие тщательно составленных и внедренных программ, методик, средств обучения по здоровьесберегающему просвещению, наряду с настойчивой рекламой быстрого питания, сникерсов, чипсов, сухариков, снеков, тонизирующих напитков, ведет к формированию у детей вредных для здоровья привычек бессистемного и бесконтрольного питания, которое зачастую приводит к нарушению обменных процессов в организме. Обмен веществ лежит в основе жизнедеятельности человеческого организма и находится в прямой зависимости от характера питания.
В ряде российских школ стали создавать специальные рабочие места для учащихся, имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, для школьников планируется гибкий временной режим занятий и отдыха с учетом сенситивного периода, разрабатываются новые учебные пособия и многое другое.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
На уроках технологии, в разделе «Кулинария» я детям рассказываю, что важными факторами здоровьесберегающих технологий является не только высокое качество пищевых продуктов, но и их правильное употребление по количеству, времени, качественному составу.
Одни и те же продукты могут быть полезны и необходимы одному ребенку и противопоказаны другому, имеющему индивидуальные физиологические и психологические особенности.
Например, дети живые, подвижные, эмоциональные должны получать больше горячей питательной пищи в виде мясных бульонов, а детям спокойным, неторопливым следует, прежде всего избегать переедания, приводящего к ожирению.
Необходимо помнить, что правильная организация питания – самая главная составляющая здорового образа жизни. В пище содержится около 600 веществ, более 90% которых способны воздействовать на те или иные функции организма.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя технологии состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию” собственного здоровья.
И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по модифицированной образовательной программе «Умелые ручки», рассчитанной на детей 7 -12 лет.
Так, в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством, я часто использую разные техники – это и некоторые виды вязание крючком, макраме, декупаж, скрапбукинг, квиллинг, аппликация из манки, валяние (мокрое, сухое), бумажная мозаика, декорирование, плетение бисером. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования здорового образа жизни.
Во – первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.
Во — вторых, эти занятия не ограничивают фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее, то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, «опредмечивается» в его собственных действиях.
Поэтому, с одной стороны, рукоделие – это возможность для ребенка выразить свое «Я” в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.
- С другой стороны рукоделие – это приобщение ребенка к народной культуре.
- По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
- В настоящее время, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.
Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.
Занятие ручным трудом, требующее, как правило, высокой концентрации, позволяет ребенку погрузиться в себя, на время абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредоточится на вышивке, вязании — то есть достичь состояния психологического комфорта. И если принять в расчет заключение медиков и психологов, что стресс обладает свойством «накапливаться в организме», то можно предположить, что регулярное пребывание в состоянии комфорта и безмятежности тоже может аккумулироваться.
А стало быть, психика ребенка со временем станет более устойчивой к внешним раздражителям, что в свою очередь позволит снизить уровень конфликтности, исключить агрессию, повысить самооценку, избавиться от ряда комплексов и блоков, мешающих гармоничному развитию личности в период ее становления. Путем исследований было доказано, что постоянное монотонное движение рук благоприятно влияют на работу головного мозга, в частности на правое его полушарие, отвечающее за воображение, эмоции и интуицию.
А стало быть, обучая ребенка вышиванию крестиком, к примеру, мы развиваем его воображение. Кроме того качественно выполненная работа не может не радовать.
У ребенка, на мой взгляд, эта радость, вызванная признанием результатов его труда окружающими, равносильна радости от признания его самого, как личности.
То есть, получая удовлетворение от своей работы, ребенок получает удовлетворение от самого себя — принимает себя, положительно себя оценивает, осознает свою полезность.
Вроде бы любим, гордимся, но…не верим в собственных детей? К чему я это: ребенок в процессе создания предмета рукоделия, своего личного маленького шедевра ощущает собственную полезность, повышает самооценку.
Совершенствуя и оттачивая навыки, осваивая новые виды декоративно-прикладного искусства, приобретает возможность самовыражения, в момент которого забывает все установки, которые случайно или нарочно были ему навязаны.
То есть по сути дела ручной труд сравним с психотерапией. Только вместо психотерапевта сам человек. Отключаясь от внешнего мира, концентрируя свое внимание на вышивке, вязании человек вводит себя в состояние некоего гипноза, во время которого «самоисцеляется». И в заключение приведу следующие медицинские факты о благотворном влиянии рукоделия на физическое и психическое здоровье.
Известно, что на теле человека есть различные точки, при воздействии на которые можно причинить вред либо пользу определенным частям тела и органам, а так же вызвать недуг, либо помочь в излечении некоторых болезней. Очень подробно этим занимаются мануальные терапевты.
Но и рукоделие тоже является невольным врачом. Когда мы занимаемся тем или иным видом рукоделия, мы воздействуем на определенные точки — нервные окончания на наших золотых ручках и это, конечно, не может не сказываться на нас.
Так что же происходит с нами, когда мы шьем, вяжем, вышиваем?
- Рукоделие – панацея от болезни
- Ручное вышивание: Лечит головные боли и шум в ушах, умственную усталость, нервное перенапряжение.
- Макраме: Лечит болезни сердца и почек, нервные головные боли, снимает раздражение, волнение, гормональные нарушения.
- Бисероплетение: Лечит бессонницу, рассеянное внимание.
- Шитье: Лечатся болезни сердца, связанные с нарушением ритма, снижается артериальное давление, нормализуется внутричерепное давление, предотвращаются или облегчаются нервные срывы, шоки, головные боли, бессонница, усталость, улучшается состав крови.
- Шитье мягких игрушек, думок: Лечит аллергии, депрессии, агрессивность, мании, вялость, сонливость, помогает при физической и умственной усталости, нарушении координации, нарушений в работе вестибулярного аппарата.
- Вязание на спицах: Лечит сердечнососудистые заболевания, головные боли, болезни нервной системы, сотрясении мозга, способствует скорейшему выходу из депрессий и помогает переносить тяжелые потрясения.
- Вязание крючком: Помогает избавиться от головных, зубных и ушных болей, лечит простудные и кардиологические заболевания, склероз, заторможенность нервных процессов, повышенную утомляемость.
- Поэтому можно сделать определенный вывод о том, что здоровьесберегающие технологии в современной школе способствуют пропаганде здорового образа жизни и заботе о здоровье каждого ребенка.
10 способов позаботиться о своём здоровье — Лайфхакер
Многие добираются до врача, когда что-то уже по-настоящему болит. А если не болит, то, получается, о здоровье можно не думать. Однако чем внимательнее мы относимся к своему состоянию, тем ниже вероятность того, что нам может понадобиться срочное лечение.
Не чинить то, что не сломано, — разумный совет. И всё-таки знать, как не сломать, — ещё полезнее. Вот несколько рекомендаций, как сохранить физическое и психическое здоровье, а также улучшить то, что есть сейчас.
1. Соблюдайте биоритмы
Как отмечает британский нейроучёный Рассел Фостер, суточные ритмы (их ещё называют циркадными) свойственны почти всем живым существам, даже одноклеточным. В организм человека встроены «циркадные часы», которые помогают внутренним процессам подстраиваться под 24-часовой цикл.
Поэтому тело и психика переживают стресс, когда получают противоречивые сигналы. Такие, например, как яркий холодный свет смартфона в ночное время. Ситуацию можно улучшить, если перевести приложения в ночной режим или воспользоваться блокатором голубого света. На iOS (начиная с версии 9.3) можно включить функцию Night Shift, а для Android разработано приложение Twilight.
В то же время свет нам необходим: он связан с выработкой нейромедиатора серотонина, недостаток которого вызывает усталость и подавленное состояние. Особенно это заметно осенью и зимой.
Если у вас нет возможности выбраться в тёплые страны, как только световой день становится таким коротким, что кончается, не успев начаться, попробуйте сделать квартиру светлее.
Например, «разгрузить» окна, повесив лёгкие светлые занавески, добавить зеркал и спрятать в коробки всё лишнее.
2. Хорошо высыпайтесь
Согласно исследованиям , около 70 миллионов людей в мире спят недостаточно. Недостаток сна ведёт к снижению пластичности синапсов. Это значит, что думать, концентрироваться и запоминать новое становится труднее.
Систематическое отсутствие сна повышает выработку белка бета-амилоида, который приводит к развитию болезни Альцгеймера. Так что в отдалённой перспективе ночи, проведённые за компьютером или на вечеринках, могут сослужить дурную службу.
Кроме того, недостаток сна снижает иммунитет. Попробуйте вести дневник наблюдений и записывать, что предшествовало простуде и недомоганию. Велика вероятность, что часто вы заболеваете именно после хронического недосыпа.
3. Не сидите на диетах
Если вы планируете соблюдать диету, чтобы сбросить вес, напоминаем, что резкие ограничения с большой вероятностью не принесут желаемого результата. Краткосрочные диеты прививают нездоровый подход к еде и чреваты не только возвратом килограммов, но и появлением новых — из-за срывов и нарушения обмена веществ.
По-настоящему похудеть поможет переход на правильное питание — с углеводами на завтрак, сбалансированным обедом и белковым ужином. Вы заметите первые результаты примерно тогда же, когда такой режим питания войдёт в привычку.
Правда, в городе куда проще найти фастфуд, а здоровая пища обойдётся дороже, чем пара гамбургеров. Поэтому лучше всего готовить самостоятельно. Купите удобный ланчбокс и берите еду с собой, а в рестораны ходите только по особым случаям. Сэкономленные деньги же можно будет потратить на более качественные непереработанные продукты.
4. Не увлекайтесь суперфудами
Обычный цикл жизни суперфуда — резко вошедшего в моду продукта, который помогает буквально от всего, — примерно таков. Сперва ему поют дифирамбы и советуют не только употреблять его в пищу, но также использовать в качестве масок. Потом выходит разоблачительная публикация, в которой говорится, что этот продукт не только бесполезен, но и опасен.
Например, недавно исследовательница Гарвардской школы общественного здравоохранения и Фрайбургского университета назвала кокосовое масло «чистым ядом» из-за содержания насыщенных жиров. Значит ли это, что его нужно срочно выбрасывать? Скорее всего, нет. За сильным выражением скрывается простой совет не перебарщивать .
Да, условные ягоды годжи можно купить, если хочется. Но можно и не покупать. Увы, те, кто обещает, что вы исцелитесь от всех болезней, съедая «всего две ложки в день» какого-либо продукта, просто хотят нажиться за ваш счёт. А вот злоупотребление чем-то непривычным и экзотическим может вызвать неприятные последствия. Например, нарушение пищеварения или аллергическую реакцию.
5. Попробуйте медитировать
Даже если всегда считали, что это не для вас. Медитация смущает эзотерическим флёром и «духовностью»? По сути, это просто способ отдыхать, перезагружать разум и быть наедине с собой, даже если в это время вы находитесь в людном месте. Хотя, конечно, для первых опытов лучше создать максимально расслабляющую обстановку.
Современные исследования на МРТ подтверждают, что эта практика действительно способствует развитию внимания и качеству сенсорной обработки.
У испытуемых, которые регулярно практиковали медитацию, участки коры головного мозга, отвечающие за эти навыки, оказалась толще.
Кроме того, таким образом можно существенно снизить уровень стресса, что всегда благоприятно влияет на психику и организм в целом.
Чтобы мотивировать себя и не забросить практику, воспользуйтесь приложением для медитации, например, Headspace или Calm.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях современного образовательного процесса
- Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял,
- здоровье потерял – все потерял.
- (Русская народная пословица)
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.
Однако результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание.
Высокий уровень патологии свидетельствует о кризисном положении здоровья нации.
Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу.
Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, статичные формы организации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.
В связи с этим в число основных приоритетов обновления школы входит основная задача – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся.
Понимая актуальность данной проблемы, педагоги ведут постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы.
Выбранные способы и приемы деятельности должны быть эффективными, несложными в применении, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе.
В связи с этим оптимальный алгоритм деятельности педагогических коллективов представлен в самом определении: здоровье – это совокупность физических, психических и социальных качеств человека, которые являются основой его долголетия и осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Физическое развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения.
Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов.
Поэтому правильное построение урока, оптимальное чередование разных видов занятий оказывает большое влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма.
Предлагаемые упражнения можно использовать на разных этапах урока:
-“растирание ушных раковин и пальцев рук”
— активизирует все системы организма;
разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши ладонями;
-“перекрестные движения”
— активизирует оба полушария головного мозга;
под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;
-“качание головой”
— улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;
головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородок “вычерчивает” на груди слегка изогнутую линию, дыхание глубокое, плечи опущены вперед;
-“ленивые восьмерки”
— активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания;
в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;
-“симметричные рисунки”
— улучшают зрительно-моторную координацию;
в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;
-“медвежьи покачивания”
— расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз;
покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;
-“поза дерева”
— снимает статическое напряжение с позвоночника;
сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом,
удерживать позу 15-20 секунд;
-“медуза”
— снимает психофизическое напряжение;
сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Следующим немаловажным критерием здоровья является психофизическое состояние школьника.
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться, но это еще и особый мир детства, в котором он проживает значительную часть своей жизни, где он не только учиться, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или к чему-либо.
Педагогам необходимо обратить внимание на решение вопросов психогигиены учебно-воспитательного процесса: нет ли психотравмирующих ситуаций, насколько достигается цель обучения на фоне положительных эмоций, которые являются залогом психического здоровья. Надеюсь, предложенные памятки будут полезны педагогам и родителям.(Приложение 1)
- По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- 1. стрессовая педагогическая тактика;
- 2. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- 3. не соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- 4. недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- 5. провалы в существующей системе физического воспитания;
- 6. интенсификация учебного процесса;
- 7. функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- 8. частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
9. отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Стресс – это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс является естественной частью человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает. (Приложение 2)
Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением.
К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса
относится широкий спектр реакций, как ярко эмоционально окрашенных, так и “немых”, замкнутых, депрессивных реакций (от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), снижения интереса к межличностному общению, сексу, “уход в себя” и пр.
К физиологическим признакам стресса
могут быть отнесены такие проявления как мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка (“астма”), боли в сердце, боли различной локализации.
Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях.
Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Сохранение здоровья школьников – общая задача педагогов, медиков, родителей. В рамках решения данной проблемы следует отметить наиболее важные направления педагогической деятельности:
- правильная организация учебного процесса;
- включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов;
- использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
- просветительская и совместная творческая деятельность педагогов и родителей.
В.А.Сухомлинский утверждал, что “забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями по охране своего здоровья, обеспечит формирования позитивных установок на соблюдение гигиенических правил. Основная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения школьника в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизическим особенностям.
Литература
- “Школа 2100”.Педагогика здравого смысла. Выпуск 7.- М., “БАЛАСС”, 2003
- Дорофеева Т.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности //Прикладная психология.-2001.-№3.- С.75-83
- Пересадина Ю.Е. Основные подходы к организации оздоровительной работы в школе //Начальная школа: плюс-минус.-2000.-№7.-С.27-30
- Тихомирова А Л.Ф. Состояние и основные тенденции здоровья детей и подростков //Здоровье наших детей.-2002 -№1.- С.4-6
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.Введение в школьную жизнь. – М.: Новая школа, 1994
- Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2003. №30. С.15-18.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, .2002. – С.181
- Колесникова М.Г. Изучение уровня валеологической готовности учащихся и педагогов // Валеология. №3. 2003. С.25-28.
- Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.
- Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. №1. 2001. С.50-57.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. – С.239
- Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: “Перемена”, 1998. – 150с.
- Воспитательный потенциал санкт-петербургского образования. Аналитический отчет / Под редакцией В.Г. Воронцовой, В.Ю. Кричевского. – СПб.: СПбАППО, 2003. – С.399
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: “Народное образование”, 1998. – С.255
1.03.2007