Как разговаривать с ребенком об алкоголе, наркотиках и ответственности за свое здоровье

Интересное

Алкоголь, курение и наркотики в жизни ребенка. Как себя вести?

26 ноября 2019 5 250 просмотров

Лиана Хазиахметова

Возможно, вы считаете, что вашего ребенка это не коснется. Но когда дело касается зависимостей, то тут не угадаешь, с кем это случится. Подготовили статью на сложную тему — как себя вести, о чем поговорить и что делать, если вдруг эта беда пришла в вашу семью.

Почему одни справляются со сложностями, а другие нет

Как разговаривать с ребенком об алкоголе, наркотиках и ответственности за свое здоровье
Переходный возраст

Хотя подростковый возраст в целом является периодом повышенной уязвимости, несомненно, одни молодые люди переживают его тяжелее, чем другие, пишет Лоуренс Стейнберг в книге «Переходный возраст».

К счастью, большинство подростков не впадают в депрессию, их не отчисляют из школы, они не становятся алкоголиками или наркоманами и не попадают за решетку.

Что же отличает тех молодых людей, которым удается справиться со сложностями подросткового возраста, от тех, у кого это не получается? И что особенного в тех молодых людях, которые не просто переживают этот период, но и извлекают из него пользу?

Способность к саморегуляции — вот ответ на вопрос «почему одни подростки справляются со сложностями, а другие нет?». Это означает умение сохранять внутреннюю стабильность, несмотря на внешнее воздействие.

Целый ряд исследований, в которых участвовали представители самых разных социальных слоев, доказал, что молодые люди с высоким уровнем саморегуляции неизменно более успешны: они лучше учатся в школе, их больше любят одноклассники, они с меньшей вероятностью попадают в неприятности и меньше подвержены психологическим проблемам.

Именно поэтому главной задачей в подростковом возрасте становится развитие саморегуляции. Эту цель должны ставить перед собой родители, педагоги и медицинские работники.

Прежде чем у подростков сформируется способность самоконтроля, стоит оградить их от потенциально опасных ситуаций. Тем более не следует нормальное развитие этих регуляторных систем подвергать риску нарушения.

Стоит ли говорить с ребенком об алкоголе, курении и наркотиках?

Как разговаривать с ребенком об алкоголе, наркотиках и ответственности за свое здоровье
Как помочь ребенку повзрослеть

Тема зависимостей — сложная, но ее необходимо обсудить. Психологи сходятся во мнении, что разговоры на такие неоднозначные темы не вызывают желание у детей попробовать что-то новое.

Наоборот, чем больше подростки знают, тем меньше интереса это у них вызывает. В книге «Как помочь ребенку повзрослеть» вы найдете советы, которые помогут поговорить на тему алкоголя, курения и наркотиков.

Вот некоторые из них.

  • Не делайте алкоголь, курение или наркотики запретной темой. Постарайтесь открыто поговорить с подростком об этом. В случае с алкоголем желательно до того, как он впервые его попробует (будем честными — рано или поздно это случится). Если есть случаи алкогольной зависимости родственников, нужно честно об этом рассказать.
  • Запрет на употребления алкоголя может сделать его более привлекательным. Лучше признать, что у подростка может возникнуть желание выпить, но дайте понять, что ожидаете от него разумного поведения.
  • Пусть примером будет ваше ответственное употребление алкоголя и категорическое неприятие курения и наркотиков.
  • Убедитесь в том, что ваш подросток знает: никто не может заставить его употреблять какие-либо вещества.
  • Некоторые люди пробуют наркотики из любопытства. Другие употребляют их под влиянием друзей: они боятся, что их осудят за отказ. Пусть подросток разберется в том, что правильно для него самого, а не что об этом думают окружающие.
  • Расскажите подростку о том, как быть бдительнее на вечеринке: ни в коем случае нельзя соглашаться, если незнакомый человек предлагает выпить. В напиток могли добавить наркотики.
  • Полезно знать, какой эффект у алкоголя и сколько градусов в каждом напитке. Употребление алкоголя на пустой желудок ускоряет его поступление в кровь.
  • Поговорите об умении говорить «нет». Не стоит пытаться угнаться за другими. Нужно учиться оценивать свое состояние, так как больше никто не станет этого делать.

Что сказать ребенку

Как разговаривать с ребенком об алкоголе, наркотиках и ответственности за свое здоровье
Ты имеешь значение!

Вот отрывок из книги «Ты имеешь значение!». Вы можете взять идеи для разговора, а можете дать прочитать это подростку.

Рано или поздно тебе предложат попробовать вещества, вызывающие психологические и физические изменения в организме. 75% старшеклассников признаются, что пробовали их. Для многих подростковый возраст — это период экспериментов. Ты решаешь, пробовать или не пробовать наркотики, сигареты или алкоголь. Твое решение влечет за собой огромную ответственность и серьезные последствия.

Тебе наверняка рассказывали, почему наркотики, алкоголь и никотин вредны и лучше держаться от них подальше. Мы уверены, что ты знаешь, какие рискованные последствия для здоровья имеет употребление этих веществ. Но стоит учесть еще кое-что. Когда эти токсичные вещества попадают в твой организм, нарушается телесно-психическая связь.

Тем, кто употребляет алкоголь и наркотики, сложнее принимать здравые решения, слушать свою интуицию, устанавливать границы и следить, чтобы они не нарушались, не говоря уж о проблемах со здоровьем.

Если ты хочешь быть сильной — физически и психологически, нужно тщательно взвесить все риски от употребления веществ, способных повлиять на твое здоровье и лишить тебя самоуважения.

Если кто-то предлагает тебе вещество, способное нанести вред организму, просто скажи: «Нет, спасибо, это не для меня». Ты можешь объяснить человеку, почему это не для тебя, но не оправдывайся. Будь сильной и помни: твои границы — не повод для смеха. Дай понять, что все серьезно. Настоящие друзья всегда уважают твой выбор и не станут давить, принуждая тебя переступить границы.

Когда речь заходит о наркотиках, курении и алкоголе, всегда стоит заранее продумать, как ты будешь вести себя в кризисной ситуации. Закончи эти фразы в дневнике:

  • Я знаю, что употребление тех или иных веществ опасно, но многие пробуют их, потому что…
  • Я не хочу пробовать то или иное вещество, потому что…
  • Риски для здоровья и психики при употреблении запрещенных веществ: …
  • Мои принципы и убеждения по поводу употребления запрещенных веществ: …
  • Если мне предложат употребить алкоголь, наркотики или закурить, я скажу: …
  • На основе прошлого опыта я хочу установить новые границы и внести следующие изменения: …

Что делать, если вы подозреваете подростка в употреблении наркотиков

Наркотики — наибольшее из трех зол, о которых мы ведем речь. Они быстро вызывают сильнейшую зависимость и ведут к деградации личности.

Подозрения или уверенность в том, что ваш подросток собирается попробовать наркотики или уже их принимает, — очень тревожные чувства. Говорить о наркотиках важно в любом случае: если ребенок просто интересуется, употребляет наркотики или, возможно, уже стал наркоманом. Обязательно обратитесь за помощью к врачам и психологам. А также:

  • Попытайтесь понять, почему подросток принимает или хочет принимать наркотики, обсудите с ним эти причины.
  • Скажите, что любите его, что бы он ни делал.
  • Выслушайте ребенка и обсудите ситуацию спокойно, без осуждения.
  • Узнайте, куда обратиться за поддержкой, если вам кажется, что вы не справляетесь.
  • Изучите всю возможную информацию о наркотиках, чтобы компетентно обсуждать с подростком эту тему.

Невозможно уберечь ребенка от всех опасностей. Откровенный разговор об алкоголе, курении и наркотиках — то немногое, что вы можете сделать.
Обложка поста: unsplash.com

Как говорить с детьми о наркотиках и алкоголе

31318+

Кажется, у современных подростков просто нет шанса избежать встречи с наркотиками: в интернете полно информации, а приобрести запрещенное вещество стало очень легко. Подросткам обязательно что-нибудь предложат, возможно, довольно рано. Обязательно кто-то будет принимать наркотики при них.

В этих условиях единственная реально достижимая цель разговора с ними, по мнению психотерапевта Екатерины Сигитовой, — не спасти и не оградить от встречи с веществами (это не в наших силах), а сделать так, чтобы:

  • они к этому моменту знали достаточно, чтобы сделать осознанный выбор, исходя из своих интересов;
  • случайные эксперименты не привели к зависимости или серьезным проблемам со здоровьем по незнанию;
  • при малейших признаках любых проблем они могли немедленно обратиться за помощью (в том числе к вам, родителям), знали бы, как это сделать, и не боялись.

В книге «Как бы тебе объяснить…» Екатерина Сигитова напоминает о следующих правилах диалога:

  • Избегайте большого количества умных терминов и поучительного тона. Признайте, что вы не эксперт, когда дело касается наркотиков.
  • Будьте настолько честны, насколько сможете. Если выпиваете иногда — не изображайте безупречную трезвость. Если в семье были зависимые — расскажите. Если вам в молодости случалось покуролесить с веществами — желательно этот секрет тоже раскрыть, в доступной форме, конечно. Детям поможет не ложь, а наоборот, живой пример того, как человек может прийти к спокойной беспроблемной жизни, пройдя все сложности в начале.
  • Разрешите все вопросы. В этой теме критически важно доверие между вами и отсутствие у ребенка необходимости беречь вас или защищать себя от вашего гнева. Пусть задает неловкие и странные вопросы, пусть шутит над несмешным. Зато не будет искать ответы в интернете и у сверстников.

Когда говорить?

Говорить надо как можно раньше, убеждена Екатерина Сигитова. Даже младшие дошкольники могут отыгрывать аналоги небезопасного поведения с веществами (бытовыми). Поэтому им нужно потихоньку объяснять важное, учитывая, конечно, возраст. Не надо рассказывать совсем уж маленьким детям о героине, алкоголиках и прочем — для них это слишком сложно.

Младшие дошкольники (до 5 лет). Нуждаются в очень простых и конкретных объяснениях, лучше с примерами. Способны понять, что такое безопасные и опасные вещества, а также что в некоторых случаях мы сами принимаем лекарства, витамины, но нужно делать это только по инструкции или по совету врача.

Скорее всего, младшие дошкольники знают, как пахнут сигаретный дым и алкоголь. Важно объяснить, что маленьким детям нельзя даже пробовать спиртное, потому что они будут чувствовать себя очень плохо даже от маленького его количества.

Старшие дошкольники (5–7 лет). Объяснения все еще должны быть простыми, но уже можно понемногу их усложнять. Например, ввести понятие наркотика как вещества, от которого возникают приятные ощущения в теле и голове и поэтому многие люди начинают принимать его слишком много, отчего у них бывают разные проблемы.

Рассказать в общих чертах о том, что именно делают с человеческим телом никотин, алкоголь, наркотики. Можно вместе прочитать «Эмиля из Леннеберги» Астрид Линдгрен — ту часть, где Эмиль наелся «пьяных» вишен.

Младшие школьники (8–12 лет). Оптимальный возраст для большинства объяснений. Можно рассказать про причины употребления и механизм формирования зависимости, про группы наркотических веществ, в общих чертах — про использование этих же или похожих веществ в медицине, в спорте и в науке.

Уже можно более детально описывать последствия для организма и жизни: риск скатиться по социальной лестнице, изменения личности. Можно также рассказать о том, что употребление алкоголя детьми, а также употребление и продажа взрослыми почти всех наркотических веществ незаконны в большинстве стран мира.

Подростки (13–16 лет). Как правило, в этом возрасте у них уже будут какие-то собственные источники знаний о наркотиках и других веществах и уже не будет большого желания беседовать об этом именно с вами, родителями.

Тем не менее кое-что можно сделать. Хорошо работают обсуждения на равных, то есть дискуссии и споры с привлечением источников, а также совместное формулирование правил безопасности (например, почему важно не садиться в машину, если ее водитель выпил).

Совместность и равенство очень важны, потому что подросткам нужно потихоньку утверждать свое место во взрослом мире, при этом они уже достаточно соображают, чтобы внести что-то ценное в обсуждение.

Повод начать разговор

Встреча с пьяным человеком на улице. Ситуация, когда приходится вынужденно вдыхать сигаретный дым. Валяющиеся шприцы. Персонаж в кино, комиксах или мультфильмах, который употребляет наркотики или выпивает.

Ситуация, когда дома, в гостях или в кафе на столе есть алкоголь и люди его пьют. Странное поведение пьяного родственника или знакомого. Увы, недостатка в ситуациях у вас не будет.

Как говорить про механизм формирования зависимости

Важно отметить следующее.

Приятные ощущения, которые появляются после употребления наркотика, сохраняются очень ненадолго (максимум, несколько часов), а после этого часто бывает плохо, хуже, чем было.

Наш мозг воспринимает приятные ощущения как награду. Если мы нашли что-то, что эту награду мозгу дает, мы хотим снова это что-то получить. Особенно если у нас в жизни очень мало приятного.

Но когда награды слишком много (как в случае с наркотиком), мы теряем способность чувствовать радость, как умели раньше. И тогда наркотик становится очень важным, ведь он остается единственным способом быстро получить награду.

Со временем одного и того же количества наркотического вещества организму перестает хватать, приятные ощущения становятся слабее. Чтобы снова получить удовлетворение, нужно взять больше вещества, а потом еще больше и еще.

Некоторые наркотики и алкоголь, если их принять слишком много, могут привести к смерти.

Читайте также:  Как выбрать правильный завтрак: практика

Тема наркотиков, алкоголя и курения окружена мифами и слухами гораздо больше, чем любая другая. Екатерина Сигитова предлагает обязательно обсудить их со своими детьми. Вот 6 утверждений, которые стоит опровергнуть.

  1. Можно перестать пить или принимать наркотик в любой момент, стоит только захотеть. Правда состоит в том, что, если бы зависимые люди действительно могли в любой момент бросить пить, курить или принимать наркотик, они бы давно это сделали. Но, как правило, они этого сделать не могут, потому что уже сильно привыкли и потому что вещество, от которого они зависимы, поменяло работу их мозга, в том числе, силу воли и способность получать удовольствие. Обычно, чтобы перестать принимать наркотики, требуется не только желание, но и серьезные усилия самого зависимого человека, его близких и врачей.
  2. Наркомания и алкоголизм — следствие слабой воли или низких моральных качеств человека. Наркотические вещества и алкоголь действительно меняют мозг и психику человека так, что он становится слабовольным и порой нарушает закон и совершает неблаговидные поступки. Но это не причина, а следствие зависимости. Основные причины — несчастливая жизнь, депрессия, а также отсутствие других способов получать удовольствие или чувствовать облегчение.
  3. Все люди, употребляющие наркотики — наркозависимые, а все, кто пьет алкоголь — алкоголики. Множество людей пробуют наркотики один-два раза в жизни. Некоторые принимают наркотики крайне редко, не становясь зависимыми. Множество людей пьют алкоголь понемногу на вечеринках, свадьбах, встречах и переговорах и не становятся алкоголиками. Для того, чтобы стать наркозависимым или алкоголиком, нужно много условий (нехватка других способов получения удовольствия и утешения, определенный тип личности, депрессия).
  4. Алкоголиков и наркозависимых сразу видно. На самом деле, нет. Сразу видно только тех, кто уже потерял контроль над ситуацией и не заботится ни о чем, кроме выпивки или следующей дозы наркотика. Как правило, такие люди неопрятны, одеты кое-как, плохо пахнут, могут странно и агрессивно себя вести и в целом выглядят не очень здоровыми. Но некоторые наркозависимые и алкоголики могут быть совершенно обычными на вид, их никак нельзя отличить от других.
  5. С одного раза ничего не будет. Увы, это никогда не известно заранее. Наверное, большинству людей будет недостаточно одного приема наркотиков или алкоголя, чтобы стать зависимыми. Но некоторые могут «подсесть» с первого раза, и заранее никак не узнать, к какой группе вы относитесь. А еще есть люди, у которых даже малое количество наркотика сразу вызовет серьезные проблемы со здоровьем (например, некоторые умирают от передозировки во время первой пробы). Поэтому лучше, конечно, вообще не пробовать никаких серьезных веществ, даже алкоголя, пока не станешь совсем взрослым (то есть пока не исполнится 18–20 лет).
  6. Опасны только «тяжелые» наркотики. Нет безопасных наркотиков, да и безопасных веществ, в принципе, тоже нет. Все зависит от дозы, то есть от количества вещества. Одни и те же препараты в небольших количествах могут быть лекарством, а в больших — вредить. Абсолютно все наркотики, алкоголь, никотин и многие другие вещества опасны. Может быть, их негативное действие видно не сразу, но оно есть. По сумме негативных эффектов некоторые из «нетяжелых» веществ, например, алкоголь, опаснее некоторых «тяжелых» наркотиков.

Как научить ребенка отказываться, если предлагают

Как правило, большинство детей и подростков впервые пробуют наркотик, поддавшись уговорам других подростков из своей компании.

Екатерина Сигитова предлагает родителям сказать примерно следующее: «Даже если ты твердо уверен, что не хочешь пить алкоголь или принимать наркотик, иногда бывает трудно отказаться.

Особенно если тебе, например, предлагает это сделать твой друг, или подруга, или тот, кто тебе нравится, или кто-то из компании, в которую ты хочешь попасть. Те, кто предлагает, могут даже психологически давить на тебя или брать на слабо, чтобы ты согласился. Почему они это делают?

  • Хотят сделать что-то нехорошее, но в одиночку боятся, поэтому уговаривают тебя, чтобы меньше чувствовать себя виноватыми;
  • Хотят показать свою власть над тобой и другими людьми — им приятно вынудить кого-то сделать то, чего он не хочет;
  • Хотят разделить с тобой наказание или последствия приема наркотика или алкоголя, поэтому им нужно уговорить тебя, чтобы это сделать вместе;
  • Хотят заняться с тобой сексом, когда ты после алкоголя или наркотика будешь плохо соображать и не сможешь сказать «нет»;
  • Хотят получить повод на тебя влиять — если ты примешь наркотик или выпьешь алкоголь, появится возможность угрожать, что они расскажут об этом родителям или учителям, и можно будет тобой манипулировать;
  • Они планируют преступление или что-то такое, на что никак не уговорить трезвых людей, поэтому нужно сначала затуманить тебе мозги;
  • Ты — единственный в компании, кто сейчас не пьет, не курит, не принимает наркотик, у других от этого возникает чувство опасности, и они тревожатся, что ты расскажешь взрослым. К сожалению, во всех этих случаях те, кто предлагает наркотик, алкоголь, сигарету или любое другое вещество, не заботятся о тебе и не испытывают к тебе никаких хороших чувств. Даже если тебе кажется, что это не так, чаще всего они думают только о себе. Все очень просто: если бы ты был для них важен, они бы прислушались к тому, чего ты хочешь и чего не хочешь, и не стали бы уговаривать. Очень жаль, что люди могут быть такими.

Как отказать приятелям?

Если ты хочешь отказаться от алкоголя или наркотика, но не знаешь, как это сделать, чтобы ни с кем не поссориться, не выглядеть дураком или трусом и не чувствовать стыда, вот что можно сказать (на выбор, а не все сразу):

  • у меня уже есть, мне пока этого хватит;
  • я уже принял сегодня, не буду смешивать;
  • ничего из этого я не принимаю, меня интересуют другие штуки;
  • сегодня не мой день, так что пропущу;
  • прочитал, что от этого часто бывают судороги (мигрень, приступ удушья, проблемы с сердцем и т. д.), лучше найду себе что-нибудь другое;
  • мои родители сразу определят, что я принимал, устроят мне кошмарный скандал и запретят сюда приходить;
  • завтра у меня контрольная (прослушивание, экзамен и т. д.), нужна свежая голова, а то не сдам;
  • мой тренер проводит тесты на наркотики, и если тест будет положительный, мне конец;
  • у меня сейчас нет времени, потому что через полчаса я встречаюсь с другом;
  • трус и слабак — это тот, кто на все соглашается, а тот, кто может отказаться — сильный;
  • я тебя уважаю, но я не должен это ничем доказывать, если не веришь — это не мои проблемы;

Иногда все эти аргументы не работают и на тебя продолжают давить, чтобы ты что-то выпил или принял. В этом случае самое лучшее — уйти, притворившись, что тебе кто-то позвонил или появилось срочное дело, или просто тихо и незаметно покинуть компанию».

18+

Подробнее читайте в книге Екатерины Сигитовой «Как бы тебе объяснить: находим правильные слова для разговора с детьми» (Альпина Паблишер, 2020).

Как разговаривать с ребенком об алкоголе, наркотиках и ответственности за свое здоровье

Екатерина Сигитова — психотерапевт, мама и автор статей о воспитании детей, психологических явлениях и процессах, о принятии себя, о людях с особыми потребностями. Автор книги «Рецепт счастья» (Альпина Паблишер, 2019).

Алла АнуфриеваИсточник фотографий:Getty Images

Как говорить с детьми об алкоголе, наркотиках и умении ответить «нет»

«Афиша Daily» поговорила с психотерапевтом, социальным педагогом, психологом, токсикологом и сельским учителем о том, можно ли повлиять на отношение детей к алкоголю и наркотикам, а также как и в каком возрасте начинать об этом разговор, чтобы их не спугнуть

Денис Любушкин

Школьный психолог, социальный педагог

Для подростка употребление алкоголя и других запрещенных веществ — это в первую очередь индивидуальная история и азарт. Это ведь такой «квест»: алкоголь купить детям сейчас трудно, контроль за этим усиливается, не говоря уже о наркотиках. Ввиду труднодоступности и происходит некая романтизация таких поисков. А после, если удалось, подростки не стесняются этим и похвастаться.

Зависимость между употреблением алкоголя и наркотиков и окружением подростка, его социальной средой, есть. Но здесь стоит отметить несколько моментов. С развитием интернет-технологий у подростка появилась возможность выбора своего окружения. Ребенок может жить в одной среде (допустим, очень неблагоприятной), а общаться совершенно с другой группой детей.

Причем он может выбрать почти любое окружение — то, где употреблять не принято, например, или где старшие дети могут повлиять на него, и он бросит это делать. Такие случаи были в моей практике. Дети приезжали из сибирских моногородов, где окружение, включая семью, употребляло.

Но сами они этого не делали, хорошо учились, поступали в вузы столицы и говорили, что интернет-общение стало этому причиной.

Но, чтобы пойти против среды, нужна мотивация. В случае с подростком это может быть кажущаяся взрослому мелочь: мнение учителя, другого взрослого, даже строчка из песни — и такие случаи я наблюдал. Поэтому при сегодняшнем развитии технологий совершенно неправильно говорить, что все подростки употребляют алкоголь и вещества. Нельзя всех мести под одну гребенку, сегодня это уже не работает.

Буллинг или сложная адаптация в школе могут подтолкнуть подростка к употреблению алкоголя или веществ только в том случае, если у него уже складывается мотивация к этому, в том числе под воздействием среды. Тогда стрессовая ситуация станет толчком. То есть такие явления не формируют мотивацию к употреблению, а стимулируют, если уже есть проблемы в семье.

Универсального рецепта для родителей, чтобы уберечь подростка от употребления, не существует. Однако одну рекомендацию я все же могу дать: работайте на восстановление доверия между вами и ребенком и не бойтесь обращаться за помощью к специалистам.

Ведь если ребенок сломал руку или ногу, мы идем к профессионалам, а не стараемся вылечить его сами. В случае с алкоголем и наркотикам, скорее всего, внешние проявления — это следствие внутренних проблем.

Родители должны знать, что они не одиноки, что они не должны все решать сами. Гораздо легче работать над восстановлением доверия в семье под руководством опытного психолога. И необязательно школьного.

В каждой школе есть телефоны горячих линий, по которым родителям окажут первую психологическую помощь и помогут подобрать специалиста. Существует общероссийский телефон доверия для подростков: +7 800 200 01 22. Звонить на него могут и родители.

Также в каждом регионе можно найти контакты специализированных центров: можно, например, набрать в поисковике «центр помощи семье и детям» и название своего региона.

Сколько родителей, например, знают, что существует несколько стратегий коммуникации с подростком? Например, «гибкое общение», «обучение самостоятельности», «общие цели», «Я-высказывание» и другие.

Зачастую первая реакция у родителей происходит интуитивно: уберечь ребенка от всего вредного. Но метод запретов — худшая стратегия. Я сам отец, моему ребенку пять лет.

И, несмотря на собственный педагогический опыт, справиться с некоторыми кризисными явлениями в воспитании мне легче, когда я знаю, что не одинок и что могу воспользоваться советами коллег-профессионалов.

Чтобы избежать проблем с алкоголем и наркотиками в подростковом возрасте, в более ранний период надо использовать любую возможность, чтобы поиграть с ребенком, пообщаться — быть инициатором совместной деятельности. Нельзя допускать двойных стандартов в воспитании ребенка — это приучает манипулировать, врать, и впоследствии ребенок теряет связь с родителем.

Многие родители считают, что быть другом ребенку — значит «все позволять». На самом деле это значит быть открытым для ребенка и не использовать информацию, которой он поделился в откровенном разговоре, против него же. И еще это значит учить взаимоуважению и ответственности.

Алексей Водовозов

Научный журналист, токсиколог, врач-терапевт высшей квалификационной категории, автор книги «Пациент Разумный. Ловушки «врачебной» диагностики, о которых должен знать каждый»

Читайте также:  Бутылочка приводит к полноте

Психоактивные вещества (этанол и другие наркотики) действуют в основном в центральной нервной системе (ЦНС). У подростков еще не закончено формирование связей между нейронами и не окончательно налажено корректное функционирование всех систем. Поэтому их мозг может пострадать значительно сильнее, чем мозг взрослого человека.

Это все не голословные утверждения — в мире регулярно проводятся исследования по этой теме.

Например, свежее — канадско-британско-американское, в котором ученые пришли к неутешительному выводу: между употреблением марихуаны в подростковом возрасте и депрессивным расстройством во взрослом есть взаимосвязь. У употреблявших марихуану в подростковом возрасте депрессивные расстройства диагностированы в 1,37 раза чаще.

Есть подобные данные и по алкоголю, особенно опасным считается его сочетание с энергетиками. Популярный у подростков микс может спровоцировать инфаркт миокарда даже у 19–20-летних молодых людей.

Отдельный фактор риска — различные челленджи как в интернете, так и просто в компаниях.

Спиртное закапывают в глаза, на спор выпивают залпом бутылку водки (после чего такой подросток оказывается в токсикологической реанимации с 1,5–2 промилле этанола в крови и очень туманными перспективами относительно восстановления функций ЦНС).

С передозировками психоактивных веществ справляться очень тяжело, самостоятельно помочь вряд ли получится. Никаких домашних средств, помогающих при именно передозировке (ну или отравлении ПАВ), не существует.

Чай с лимоном, как показано в некоторых фильмах, здесь не поможет. Если отравление сильное, единственное, что можно сделать — положить подростка на бок (на случай, если начнется рвота), и вызвать скорую помощь.

Моя врачебная практика сформировала у меня желание, чтобы подростки знакомились со спиртным как можно позже, а с прочими психоактивными веществами не сталкивались вообще никогда.

Ирина Катин-Ярцева

Клинический психолог, игротерапевт, член Ассоциации игровой психотерапии

Подростковый возраст — это период экспериментов над внешним миром, когда проверяются на прочность его границы, а также проводятся опыты над собственным телом и испытываются его возможности. В этом возрасте гормональные сдвиги провоцируют повышение уровня агрессии, которая в том числе обращается и против самого себя, подталкивая ребенка к рискованному или самоповреждающему поведению.

Часто этими яркими впечатлениями подростки бессознательно стремятся отметить границу между детством и взрослостью, символически «убить» свое детство, показав себе и другим, что возвращение в него невозможно.

В некоторых культурах эти подростковые особенности обслуживаются специальными ритуалами, сопряженными с реальным риском или имитирующими его.

В развитых странах подростки хотят доказать, что они уже не маленькие дети именно употреблением алкоголя и запрещенных веществ.

В этот период общение родителей с детьми ни в коем случае не должно подаваться «сверху», как поучения («давай я тебе все про тебя объясню») или нотации.

Разговор должен строиться на искренней готовности поделиться чем-то о себе или узнать что-то новое о ребенке.

Не стоит забывать, что способ «быть крутым» сильно зависит от тех, кто окружает ребенка, — как в семье, так и в среде сверстников. Задолго до подросткового возраста стоит прикладывать усилия к тому, чтобы ценности этого окружения соответствовали вашей планке.

Чего точно родителям делать не стоит — покупать ребенку алкоголь или другие вещества, считая, что «лучше пусть употребляет под присмотром». Во-первых, это запрещено законом. Вряд ли пренебрежительное отношение к нормам законодательства — это то, что мы хотим передать подростку.

Во-вторых, в этом возрасте ребенок по-прежнему нуждается в том, чтобы ему ставили границы. Это дает ощущение безопасности, а еще позволяет подростку протестовать (ему это очень нужно). От слишком мягких границ невозможно оттолкнуться, и человек может заходить все дальше и дальше, чтобы найти наконец что-то, чего нельзя.

Ну и конечно, мы не должны быть приятелями нашим детям, подростки продолжают нуждаться в нас как в родителях.

Тем не менее любые запреты и границы не должны выглядеть абсурдом, а родители не должны быть одержимы идеями фикс. Глупо отказывать подросшим детям в напитках с 1–2%-ным содержанием алкоголя (разрешенных для продажи несовершеннолетним) или за три дня до 18-летия не позволить поднять тост на семейном празднике.

Что могут сделать родители до подросткового возраста, чтобы снизить риск возникновения таких проблем? В первую очередь не употреблять алкоголь и наркотики самим. Личный пример — лучшее для подростков.

Также риск зависимости от психоактивных веществ ниже для подростков, растущих в среде сверстников с высоким интеллектуальным уровнем, увлеченных познанием или творчеством, не вовлеченных в употребление психоактивных веществ, не имеющих к ним доступа.

То есть родители должны как своим примером показать, что жизнь без вредных веществ может быть интересной, так и понимать, какие сверстники окружают их ребенка. Для этого надо быть с ним в постоянном контакте. Это не панацея и не гарантия, что проблем с алкоголем и веществами не возникнет, но такие меры точно помогут снизить риски.

Подробности по теме

«Не ты — так тебя»: жертвы и агрессоры о том, как происходит школьная травля

«Не ты — так тебя»: жертвы и агрессоры о том, как происходит школьная травля

Александр Вайнер

Психотерапевт, кандидат медицинских наук

На мой взгляд, корни употребления алкоголя и других вредных веществ лежат не в дурной компании.

Мой клинический опыт говорит о том, что в большинстве случаев причиной становится хроническое психическое напряжение, психотравмирующие (психогенные) ситуации в семье и молчаливое согласие родителей, которые предпочитают не замечать симптомов употребления веществ ребенком. Подавляющее большинство научных работ на русском и на английском сегодня говорят, что в основе девиантного поведения подростков всегда лежат проблемы в семье.

Конечно, существует и так называемое коморбидное употребление. Когда у подростка началось какое-либо психическое заболевание (рекуррентная депрессия, циклотимия, биполярное расстройство, расстройства поведения, шизотипическое расстройство) и употребление — это такой вариант самолечения, попытка самостоятельно избавиться от симптомов, суть которых подросток не понимает.

Если вы узнали, что ваш ребенок употребляет алкоголь или любые формы наркотиков, на мой взгляд, другого решения быть не может: ноги в руки и срочно бежать к специалисту — наркологу или психотерапевту.

Если подростку меньше 18 лет и он хотя бы раз употребил наркотики или пару раз позволил себе прийти пьяным домой, не нужно ждать появления синдрома зависимости.

Любое промедление — и может быть уже слишком поздно.

Говоря о профилактике, есть два момента, о которых родители забывают или вовсе не знают. Во-первых, это умение говорить «нет». В Европе и США существует тренинг для детей младшего школьного возраста.

Их сажают в круг и под руководством психолога дети уговаривают друг друга совершить какое-либо действие — например, съесть конфету. Задача того, кого уговаривают, сказать «нет» и удержаться от действия.

Исследования в классах, где такой тренинг проводился, показали, что количество тех, кто начал курить, сокращается на треть по сравнению с теми классами, где просто показывали фильмы о вреде курения.

Во-вторых, головной мозг ребенка и подростка еще только формируется. В том числе и префронтальная кора, которая участвует в контроле поведения. Помочь ей сформироваться помогают систематические упражнения, направленные на то, чтобы делать то, чего делать не хочется. То есть — учиться.

В большинстве случаев психически здоровый подросток не хочет учиться, он хочет гулять с девочками или мальчиками, играть в приставку и так далее. Но если не помочь префронтальной коре сформироваться, то есть не заставить учиться вопреки всем этим желаниям, то и отказываться от алкоголя и наркотиков подростку будет гораздо сложнее.

Мой опыт говорит, что в 9 из 10 семей полностью отсутствует правильная система контроля за успехами или провалами в учебе. И в результате мы имеем то, что имеем.

Подробности по теме

Как разговаривать с детьми о сексе, насилии и личных границах

Как разговаривать с детьми о сексе, насилии и личных границах

Надежда

Учитель в сельской школе

С фактами употребления алкоголя или других веществ в школе я сталкивалась крайне редко. В основном это был алкоголь у старшеклассников во время проведения каких-то мероприятий, вечеров или дискотек в школе.

Во время занятий или учебного процесса я с таким не сталкивалась: подростки боятся осуждения взрослых, учителей и родителей.

Мне кажется, что подростки, которые напиваются или употребляют целыми классами прямо на уроках, — это такой миф из кино о российской глубинке.

Сегодня у учителя есть большой выбор рычагов давления. Если ему станет известно, что ребенок употребляет алкоголь или другие вещества, он может сообщить об этом завучу, социальному педагогу, Комитету по делам несовершеннолетних.

Тогда ребенка очень быстро поставят на учет и будут следить за его поведением. Проблема в том, что это очень негативно скажется на самом учителе. Если ты классный руководитель такого ребенка, то зачастую несешь ответственность большую, чем его родители.

Тебя обяжут посещать вместе с ребенком все заседания комиссии по делам несовершеннолетних, приезжать к нему домой, составлять план индивидуальной работы с таким учеником, писать характеристики, общаться с инспектором по делам несовершеннолетних, вести документацию.

Это негативно скажется и на портфолио. Так устроена система — школа сегодня отвечает за воспитание детей больше, чем родители.

Поэтому учителя предпочитают не только не рассказывать о таких случаях, но и максимально сократить количество людей, которые об этом знают; решить проблему в узком кругу между родителем, учителем и учеником. Иногда даже директор не знает о таких случаях. А когда знает — он тоже не заинтересован в афишировании такой информации из-за рейтинга школы.

В целом поведение детей в школе во многом продиктовано модой и образом жизни тех, кого дети считают авторитетом. Например, блогеров.

Сейчас нет тренда на то, чтобы находиться под действием алкоголя или веществ в школе и других людных местах, — и дети этого не делают.

Есть тренд на своеобразный нигилизм и «ничегонеделание», но не на алкоголь и вещества. Наверное, это к лучшему.

Работа с детьми до подросткового возраста должна вестись не только учителями, но и родителями, и социальными службами. Мой личный опыт говорит: чем чаще ребенок будет слышать в своем окружении мнение о том, что алкоголь и наркотики — это вред, тем меньше шанс, что он начнет их употреблять. Но это комплексная работа по просвещению и образованию. Одним учителям здесь не справиться.

Что делать если…? Рекомендации родителям по предупреждению употребления ПАВ детьми

Как разговаривать с ребенком о проблеме употребления ПАВ.

Многие родители стремятся создать вокруг своего ребенка настоящий безопасный вакуум, не всегда понимая, что его следует научить жить и выходить  из  сложных  ситуаций  самостоятельно.  Родители  очень  часто гордятся тем, что могут ответить на любой вопрос своего ребенка. Но чем он старше, тем вопросы становятся сложней и разнообразней.

Ребенок поставил вас своим вопросом в тупик, что же делать? В  ситуации,  когда  вы  обладаете  только  обрывочной  информацией, стоит выразить свое отношение к проблеме, свою позицию.

Как раз это и будет именно то, что нужно ребенку в данный момент. Не стоит выдумывать небылицы по данному вопросу, т.к.

ложь рано или поздно откроется и это может в будущем лишь подорвать авторитет родителя и доверие к нему со стороны ребенка.

  • Несмотря на желание помочь, родителям важно знать следующие правила:
  • •Не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
  • •Воспитатель должен быть строгим, но добрым.
  • •Если ребенка подбадривать, то он учиться верить в себя и свои силы.
  • •Если ребенок растет в атмосфере доверия и терпимости, то он учиться
  • принимать других людей.
  • •Если ребенка поддерживать он учится ценить себя.

Разговор с ребенком о наркотиках, алкоголе, рискованном поведении можно  отнести  к  сложным  вопросам,  которые  зачастую  родители откладывают на потом. Но приобретение ребенком собственного опыта в данных вопросах может привести к непоправимым последствиям. В каком возрасте и как нужно начинать «серьезно» разговаривать с ребенком по проблеме ПАВ?

Если ребенок достиг подросткового возраста, а родители ограждали его от этих тем. Они опоздали!!! Подросток многое все уже узнал сам и его позиция иная, нежели у родителей.

Родителям не стоит ждать момента, когда они напрямую столкнутся с проблемой.

Им необходимо с раннего возраста создавать атмосферу доверия и открытого обсуждения «волнующих» тем до наступления сложного подросткового возраста.

Дошкольный возраст — лучшее время для закладки фундамента доверия между ребенком и родителями, основных жизненных ценностей,  в т.ч. и основ ведения ЗОЖ.

 При обсуждении с ребенком дошкольного возраста серьезных вопросов важно учитывать, что у них развито конкретно образное мышление  и  поэтому  бессмысленно  «взрослыми»  словами  объяснять последствия  употребления  алкоголя  и  табака,  симптомах  различных заболеваний.  Необходимо  дозировать  информацию  и  предоставлять  ее  в

простой и наглядной форме. Расскажите, используя анатомический атлас, как устроен организм человека, для чего нужно питание, дыхание, выделение. С помощью  рисунков,  сказочных  персонажей  (без  деталей)  расскажите  о правилах личной гигиены.

Приобщение  ребенка  к  правилам  личной  гигиены  и  первичным навыкам ведения ЗОЖ станет привычкой только тогда, когда родители будут показывать их на личном примере!!!

  1. В школьном возрасте ребенок уже требует более конкретных ответов на вопросы связанные с ПАВ поэтому:
  2. •Не уходите от ответа и не переводите разговор на другие темы.
  3. •Расскажите, что знаете сами, избегая сложной терминологии, которая может стать причиной страха и тревоги у ребенка.

•Наиболее простой способ поговорить на сложную тему – обсудить просмотренный фильм, передачу, статью и т.д.

•Разъясните непонятные моменты и узнайте у ребенка о его отношении к проблеме, и как он бы ее решил.

•Ничто  так  не  объединяет  семью  как  совместная  деятельность  и доверительное общение.

     Подростковый возраст – наиболее трудный для общения с ребенком. Родители  считают,  что  ребенок  стал  самоуверенным,  черствым, неуправляемым,  не  слушается  и  не  слышит  родителей.  На  самом  деле ребенок всегда нуждается в поддержке родителей, но просто боится в этом признаться.

Как  разговаривать  с  подростком,  чтобы  предотвратить  его приобщение к раннему началу  употребления ПАВ?

Нередко  родители  стремятся  в  беседах  просто  напугать  ребенка  о возможных  негативных последствиях употребления наркотиков, алкоголя и табака для здоровья.

Читайте также:  Польза и вред ананаса для здоровья человека

Но чаще всего подростки уже знают, что наркотики – это опасно.

Так что же, может вообще не стоит обсуждать с ребенком подобные темы? Конечно, стоит! Но  при  этом  важно  соблюдать  ряд  условий,  которые  помогут установить контакт с ребенком и сделает эффект беседы максимальным.

•Важно найти подходящий момент для беседы. Лобовая атака: «А ну-ка давай я расскажу тебе сынок о вреде наркотиков» — не будет иметь успеха.

Лучше это сделать, просмотрев фильм, передачу, где затрагивалась эта тема, или обсудить статью в журнале.

•Разговаривайте с ребенком на равных.

•Не  нужно  превращать  беседу  в  скучную  лекцию,  разбавленную нравоучениями, где ребенок выступает в роли пассивного слушателя. Лучше если это будет обмен мнениями, в котором родители уважительно и тактично могут повлиять на взгляды подростка.

•Во время беседы не стоит критиковать в грубой форме друзей ребенка.

•Не  стоит  заведомо  преувеличивать,  приукрашивать  опасность приобщения к ПАВ. Это вызывает лишь недоверие подростка к сведениям, получаемым  от  взрослых, и  формирует  представление  об  их некомпетентности.

•Родители  должны  в  разговоре  акцентировать  внимание,  что приобщение  к  алкоголю  или  наркотикам  может  помешать  в  реализации значимых для подростка планов.

•Не стоит разбрасываться угрозами и обещаниями наказаний, т.к.

сама угроза может стать провокацией; «Интересно, выполнит или нет взрослый свои  обещания?  Для  подростка  стремящегося  показать  свою  взрослость большее значение будет иметь доверие, высказанное  к нему: «Меня очень огорчит, если ты решишься на столь неразумный поступок, но я верю, что ты в состоянии сам принять правильное решение».

•Не стоит говорить подростку информацию, которая не способствует формированию отрицательного отношения к ПАВ (если этого не требует конкретная ситуация).

•Обсуждая  проблему,  пусть  ребенок  сам  сделает  вывод  и  примет решение.

•Задача бесед с ребенком будет считаться выполненной, если он поймет, что безопасных ПАВ не существует; даже эпизодическое употребление ПАВ может привести к зависимости; алкоголь и наркотики –не способ решения возникающих проблем.

Если родители сами по каким-либо причинам не могут спокойно и откровенно поговорить с ребенком по вопросам связанным с употреблением ПАВ, то можно предложить им обратится за помощью психолога и получить от него необходимые рекомендации и навыки общения с ребенком.

     В  подростковом  возрасте  ребенок  становится  более  внушаемым  и обидчивым,  стремится  самоутвердиться,  стать  взрослым,  что  зачастую приводит к началу употребления ПАВ.

В этих условиях родителям нужно воспринимать  подростковый  возраст  как  данность,  уважать  мнение подростка, воспринимать его как личность, не унижать и доверять. Контроль ребенком  должен  осуществляться  так,  чтобы  он  не  принял  это  за «надзирательство».

 Все  это  поможет  избежать  ненужных  конфликтов  и снизит риск приобщения подростка к употреблению ПАВ.

     Что делать если ребенок уже имел опыт первых проб ПАВ? Все дети в той или иной степени являются экспериментаторами. Они часто не используют богатый родительский опыт, а предпочитают получать свой. Наиболее популярной стратегией поведения детей является достижение результатов путем проб и ошибок.

Родителям не стоит ограничивать его свободу и потребность узнать новое, если это не угрожает его здоровью и окружающих. Конечно, ребенку будет гораздо проще, если родители введут определенные  «правила  игры»,  которые  будут  соблюдать  все  без исключения. В своих требованиях родители должны быть последовательны, т.к.

 необязательность  выполнения  тех  или  иных  правил  дезориентирует ребенка, и он не знает как себя правильно вести. Очень  часто  первые  эксперименты  с  ПАВ  связаны  не  только  с простым  любопытством,  но  и  с  неумением  ребенка  регулировать  свои потребности,  прогнозировать  последствия  своего  поведения.

Совсем необязательно,  что  первые  пробы  наркотиков  или  алкоголя  приведут  к зависимости, но это должно служить тревожным сигналом для родителей о неблагополучии  в  формировании  личности  ребенка.  Родители  должны понять,  что  никогда  не  поздно  повлиять  на  поведение  ребенка,  если  он находится  на  этапе  «первых  проб».

 Это  можно  сделать,  если  выяснить причины подобного поведения. Если родители теряются, если ребенок не идет  на  контакт,  то  правильней  будет  обратиться  за  консультацией  к психологу, а не усугублять положение активными воспитательными мерами.

  • Каковы  основные  признаки  начала употребления ребенком алкоголя и наркотических средств?
  • Заподозрить начало употребления ребенком ПАВ можно, если вы замечаете:
  • •У ребенка время от времени нарушается речь (становится замедленной либо  ребенок  говорит  «взахлеб»,  скороговоркой);  походка, координация движений, но запаха алкоголя вы не чувствуете.
  • •Расширенные или суженные зрачки.
  • •Следы уколов, порезов, «расчесы», особенно на руках.

•Наличие  специфических  предметов – ложки,  трубочки,  шприцы, пузырьки из под лекарственных препаратов и т.п.

  1. •Частые беспричинные смены настроения.
  2. •Нарушения сна, аппетита.
  3. •Внешняя неопрятность, «зашифрованные» телефонные разговоры.
  4. •Резкая смена круга общения в сочетании со снижением успеваемости
  5. •Ребенок часто просит деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может.
  6. •Появление пропаж вещей из квартиры.
  7. •Общение ребенка с асоциальными компаниями.

Для выявления признаков начала употребления ребенком наркотиков можно  использовать  «стрип-тесты»,  которые продаются  в  аптеках  и представляют собой полоски, типа лакмусовой бумажки, которые погружают в мочу ребенка. Результат появится через 5 минут.

Что  делать  родителям,  если  ребенок  употребляет алкоголь  или наркотики???

     Во-первых, следует еще раз убедиться в обоснованности собственных предположений,  понаблюдав  за  поведением  подростка.

 Если  опасения подтверждаются  необходимо  спокойно  поговорить  с  подростком  и объяснить,  что  именно  в  его  поведении  настораживает  и  попросить  его объяснить происходящее. Не стоит обвинять его в лживости.

Важно, чтобы ребенок понимал, что его не хотят наказать, а помочь!!! Во-вторых, следует установить, насколько далеко зашло знакомство подростка  с  ПАВ. Ограничилось  ли  оно  эпизодической  пробой,  либо употребление носит систематический характер.

Необходимо узнать у ребенка сколько раз он употреблял наркотик (алкоголь); в каком количестве; его ощущения; почему употреблял и с кем именно. Причины могут быть самые разные от простого интереса и давления со стороны компании, до наличия личных проблем и т.п.

Если подросток утверждает, что «его заставили», то родителям следует обсудить с ним вопрос о личной ответственности за собственные поступки, подчеркнув, что никто не имеет право заставить  другого сделать то, что ему не нравиться.

При этом родители должны предложить ребенку возможные варианты отказа в случае повторного давления, а не ограничиваться фразой: «В следующий раз просто откажись и все!» В том случае если подростку нечем заняться, и в его жизни нет ярких событий, то родителям стоит серьезно подумать над тем, чтобы найти ему интересное и полезное занятие  или форму досуга.

Необходимо объяснить подростку, какие последствия могут его ожидать, если употребление наркотиков или алкоголя будет продолжаться. Сделать это  можно  по-разному.  Можно  конечно  прочитать  лекцию  о  вреде наркотиков  или  привести  пример  из  жизни  популярных  музыкантов (актеров).

Можно попросить написать его сценарий фильма о своей будущей жизни  и  возможные  варианты  развития  событий,  когда  в  ее  вмешаются алкоголь, или наркотики обсудив с ребенком возможные плюсы и минусы. Задача  подобных  форм  убедить  ребенка  в  невыгодности употребления наркотиков (алкоголя).

Для того чтобы убедиться, что единственная проба так и осталась единственной,  родителям  следует  договориться  о  конкретных  правилах поведения — например, сообщать о том, куда ребенок идет, в каком часу ему нужно  быть  дома  и  что  необходимо  сделать.

 Важно  чтобы  подросток совместно с родителями участвовал в выработке подобных правил, чтобы это не казалось ему ограничением его свобод.

Будет  вполне  уместно,  если  родители  проконсультируются  по  стратегии своего поведения в конкретных ситуациях с психологом. Рекомендации со стороны помогут родителям посмотреть на проблему со стороны и найти эффективные способы ее решения.

Неэффективные варианты поведения взрослых, в случае употребления

ребенком  ПАВ

Понятны переживания родителей, узнавших, что их ребенок регулярно употребляет наркотики, алкоголь или токсические вещества. В этой ситуации взрослые часто выбирают ошибочные способы реагирования, которые могут лишь усугубить проблему.

Рассмотрим основные ошибки, которые допускают родители в случае возникновения проблемы употребления ПАВ.

1.Стремление  родителей  сохранить  в  строжайшей  тайне употребление ребенком наркотиков. Такое поведение имеет смысл, только в случае  эпизодического  употребления  ребенком  наркотиков  и  родители  в состоянии  контролировать  поведение  своего  чада.

 В  случае  регулярного употребления, умалчивание приводит к тому, что ребенок воспримет это как желание потворствовать  пагубной  привычке  со стороны  родителей  и проявление  слабости.  Родители  должны  четко  понимать,  что  проблема серьезна,  чтобы  рассчитывать  на  собственные  силы.

 Умалчивание неэффективно  и  чисто  в  практическом  плане.  Родные  и  близкие  друзья семьи,  не зная  о  проблеме,  могут  легко  дать  денег  на  очередную  дозу.

Конечно, круг осведомленных не должен быть широким и в него должны войти самые близкие и проверенные люди, в том числе и некоторые педагоги, с которыми сложились добрые и доверительные отношения.

2.Преступление  и  наказание. Многие  родители  расценивают пристрастие  своего  ребенка  как  страшное  преступление,  за  которое  он должен  понести  наказание.

 Знакомство  с  наркотиками  и  алкоголем  не столько  вина, сколько  его  беда,  степень  которой  многие  дети не  всегда понимают. В этих условиях родителям нужно вести себя достойно. Угрозы, упреки,  скандалы  малоэффективны  т.к.

 ребенок  потеряет  доверие  к родителям,  и  будет  искать  другое  более  приятное  место.  Подросток нуждается от родителей в конкретных делах и советах, а не в чтении моралей и угрозах!!!

3.  Посыпание  головы  пеплом.

Ощущение  родителями  вины  за произошедшее выгодно для подростка, т.к. борьба с пагубной привычкой как бы  перекладывается  на  плечи  «виноватых».  Ребенок  начинает манипулировать родителями. Это может выразиться в формуле: «Если не дадите  денег, то  я  выброшусь  из  окна»  и  т.п.  Чувство  вины  зачастую заставляет взрослых поддаваться ребенку т.к. они стремятся загладить свою вину.

4.  Не  верю!!!

Эта  ошибочная  позиция  характерна  для  семей,  где проблема, наконец решена. И ребенок после больших усилий избавился от пагубной привычки. Родители просто перестраховываются и продолжают к месту,  и  нет  контролировать  поведение  ребенка, разговаривать  на  тему наркотиков.

Излишняя подозрительность, как отсутствие контроля снимает с ребенка ответственность за свои поступки. В этих условиях родителям стоит с врачом  и  психотерапевтом,  которые  лечили  ребенка  как  себя  вести  в подобных ситуациях.

 Психологи  советуют  прекратить  разговоры  о наркотиках  сразу  же,  как только  ребенок  прекратил  их  употребление. Молодому человеку должно быть возвращено право на личную свободу–иметь друзей, ходить в кино, выезжать за город и т.п.

В конце концов, если желание вернуться к наркотикам у ребенка появится вновь, он всегда найдет возможность сделать это. Наиболее действенным способом предотвратить

это желание это проявление доверия к своему ребенку. Это может быть сделано  разными  способами,  например  возложение  на  него  опеки  над младшим братом или сестрой, бабушкой.

Уберечь своих детей от употребления ПАВ родители смогут, если в семье  будет  царить  любовь,  доверие,  уважение  к  детям,  внимание  к  их интересам, совместный отдых и труд!!

Психологическую поддержку на всех этапах жизни Вы можете получить в филиале  МО «Алданский район»  ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» тел. 8 (41145)34428

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]