В начале учебного года родители часто дают своим детям установку на отличные отметки в школе. «Будешь хорошо учиться – станешь достойным человеком!» Вот дети и переживают каждый раз, когда ожидания родителей не оправдываются. Или перестают верить в свои силы. Но на деле школьный дневник не имеет большого значения.
Подтверждение тому – многочисленные истории классиков, которые не очень-то старались на уроках. Некоторые из них, однако, напротив, показали себя как прилежные ученики, но такие поэты и писатели стали знамениты отнюдь не благодаря школьным знаниям. «МИР 24» рассказывает, где и как учились известные деятели искусства и мастера слова.
Владимир Маяковский
Поэт Владимир Маяковский не сразу стал ярым революционером, соответственно, его бунтарское поведение не всегда влияло на учебу в школе. Первые три класса будущий мастер слова учился исключительно на «отлично». Он был любознательным и быстро схватывающим информацию мальчишкой.
Но вот в 1905 году революция дошла и до города Кутаис, где жил будущий поэт. Как и многие ровесники, Владимир устремился ломать неугодный строй. Школьник вступил в революционный кружок, тогда учеба мгновенно пошла прахом. На смену пятеркам в дневнике поэта пришли двойки.
Но учителя закрывали на это глаза и переводили Маяковского в следующий класс. Он даже как-то вспоминал, что перешел в четвертый класс только потому, что ему расшибли голову камнем – узнав это, учителя его попросту пожалели.
На учебу совсем не было времени – вместо домашнего задания поэт тратил часы на демонстрации и посещение кружка.
ФОТО : TASS / Родченко Александр
С переездом в Москву ничего не изменилось, в столице Володя тоже нашел себе занятие гораздо интереснее школьных уроков.
В 5 классе уроки ему наконец совсем наскучили, и двоечник навсегда покинул стены учебного заведения.
Впрочем, это совсем не означало, что Маяковского перестали интересовать какие-либо новые знания: он продолжал увлекаться культурой и литературой, в итоге это привело к тому, что Владимир выбрал творческий путь.
Оноре де Бальзак
На отношение Бальзака к учебе повлияла нелюбовь родителей.
Дело в том, что Оноре был далеко не самым желанным сыном – сразу после рождения его отдали кормилице, а затем и вовсе сослали учиться в заведение со строгими правилами – Вандомский колледж-интернат, где за воспитание и учебу мальчика отвечали святые отцы.
Мальчик пронес глубокую обиду на мать через всю свою жизнь, вот и на уроках все время погружался во внутренний мир, не особо обращая внимание на происходившее вокруг. Из этого колледжа было невозможно даже уехать на каникулы домой, не то что отвлекаться на уроках.
ФОТО : Википедия
Бывало, что к Оноре на уроке обращался учитель, а тот даже не знал тему урока – настолько глубоко он погружался в свои мысли.
За такое отношение к учебе мальчишку быстро прозвали «тупицей» одноклассники, а настоятели и вовсе не церемонились, отправляя его в чулан под лестницей «на перевоспитание». Впрочем, Бальзак ничуть не расстраивался возможности побыть наедине с самим собой.
Он доставал припрятанную книгу и все время в заточении читал, ведь несмотря на дурную славу двоечника, он очень любил разные истории и литературу в целом.
Родители наседали все больше. Они были очень недовольны сыном, за что наказывали его все чаще. В школе писателю редко ставили оценку выше тройки и считали, что у того совершенно нет тяги к каким-либо знаниям.
Так прошли почти семь лет – из-за долгого сидения на холодном полу в чулане у мальчика испортилось здоровье, однажды он даже чуть не впал в кому. Тогда родители наконец увезли ребенка от монахов и сдались.
У отца больше не было сил бороться с «бездарным ребенком» и он разрешил ему заниматься тем, чем он хочет. А Оноре как раз только и хотел, чтобы его оставили в покое, чтобы он смог начать творить.
Сергей Есенин
Сережа Есенин, в отличие от многих своих коллег по перу, был очень прилежным учеником, гордостью школы. Будущий поэт сначала поступил в Константиновское земское училище, а затем продолжил учебу в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе.
Рассказывают, что отец Есенина очень гордился успехами своего сына и всячески поощрял его труд. А в доме вместо картин и портретов были развешаны школьные грамоты и похвальные листы.
В сентябре 1914 года Сергей Есенин стал студентом – он начал учебу на историко-философском цикле (академическом отделении) Московского Городского народного университета имени А. Л. Шанявского.
ФОТО : Википедия
Это был заинтересованный, восторженный юноша, который охотно тянулся к новым знаниям. В то время Сергей Александрович уже был известным в узких кругах поэтом. Основным предметом изучения в университете он, конечно, выбрал литературу – он приходил на занятия, чтобы обсудить с процессорами свои произведения.
Однако поэту не удалось окончить вуз из-за финансовых трудностей семьи. Он отчислился после второго года обучения, но мечтал вернуться. Не повезло – через год после возвращения поэта в Москву учебное заведение закрылось, а высшее образование Есенин так и не получил.
Андрей Тарковский
Школьные годы Андрея были обречены изначально: он пошел в первый класс в 1939 году, не успел еще толком втянуться в учебу, как в страну пришла война, а за ней и эвакуация к родственникам. Так что школьную программу пришлось осваивать самостоятельно. Отец ушел на войну, а мать была не сильно заинтересована в образовании сына.
Так что начальная школа прошла мимо Тарковского. Зато в старшей школе будущий режиссер окончательно определился в отношении к учебе. Он стал стилягой и интересовался в основном только модной одеждой и американской музыкой. Приключений было хоть отбавляй, а вот на прилежное освоение школьных предметов ни времени, ни желания не хватало.
ФОТО : ТАСС / Метелица Сергей
Школа казалось юноше занудным мероприятием и пустой тратой сил и времени. Впрочем, времена были не те, чтобы совсем «забивать» на учебу, поэтому аттестат бунтарь все-таки получил.
Похвастать в нем, однако, нечем: самое большое достижение режиссера – это четыре по литературе, точные науки и история дались ему на твердый трояк, а вот за химию и черчение учителя не смогли поставить Тарковскому выше двойки.
Тем не менее после школы Андрей решил поступить в университет и, скорее, по случайности поступил на востоковедение. Его хватило только на год, после чего режиссер отправился обогащать свой жизненный опыт в других местах.
Анна Ахматова
В школьные годы будущая поэтесса была известна как Аня Горенко – это ее настоящие имя, а псевдоним «Ахматова» появился гораздо позже. Девочка всегда была примерной ученицей, задания выполняла регулярно – так, что у учителей не было к ней нареканий. Вот только сама девочка делала все это с неохотой, потому успехи ее считали весьма и весьма заурядными.
Училась она, однако, в престижных учебных заведениях, а именно в Мариинской Царскосельской гимназии, затем год провела в Евпатории, а после поступила в Киевскую Фундуклеевскую гимназию. Ахматова невзлюбила свое первое место учебы, а про себя позже писала, что была самой обычной и тихой гимназисткой.
Тем не менее девушка с раннего детства увлекалась литературой, особенно поэзией.
ФОТО : ТАСС / Горнунг Л.
Она много читала и была хорошо эрудирована. При этом, уже будучи Ахматовой, поэтесса довольно саркастично писала о своих одноклассницах: были среди них и богатые девушки и дочки простых портных, но никто из них не знал стихов.
Несмотря на это, в школьные годы Ане Горенко таки удалось найти единомышленника. В Царском селе Анна встретила своего будущего мужа, Николая Гумилева, – он учился в седьмом классе Императорской Николаевской Царскосельской гимназии.
Пара любила долгие прогулки по Царскому Селу, им поэтесса даже посвятила стихотворение.
Михаил Булгаков
Жизненный сценарий Михаила Булгакова многим может показаться знакомым: писатель не долго думал над выбором профессии – родители желали, чтобы Миша продолжил семейное дело и стал врачом, как отец (а затем и отчим) и братья матери. Родственники имели широкую практику и неплохо зарабатывали.
Писатель оказался в ситуации, когда пришлось самостоятельно обеспечивать семью – после смерти отца он помогал матери содержать младших братьев и сестер. Впрочем, Михаил не сопротивлялся врачеванию, он хорошо учился, а среди школьных предметов ему как раз хорошо давались физика и химия.
Уже будучи студентом медицинского факультета, Булгаков очень любил экспериментировать и постоянно проводил медицинские опыты. Он охотно изучал ботанику, гистологию с эмбриологией, посещал больницы и госпитали. Вместе с братьями он собрал большую коллекцию редких бабочек, которую впоследствии подарил киевскому университету.
Молодой человек успевал все: хорошо учился, ухаживал за девушками, а в свободное время писал. За все время учебы он ни разу не пожалел о выбранной профессии.
Википедия
Жизненные периоды людей по годам: периодизация возрастного развития, этапы
Периоды жизни человека позволяют лучше понять особенности его развития. Разделение может основываться на биологических изменениях, социальном становлении или психологическом развитии.
Часто периодизация считается с момента рождения
Основное понятие
Периоды развития – это основные этапы становления человека как личности. Традиционно они начинаются с младенческого возраста, но некоторые специалисты склонны выделять еще и эмбриональное развитие.
Основой для выделения этапов жизни могут служить разные факторы. Например, с юридической точки зрения период детства длится до 18 лет (в некоторых странах до 21 года). В это время человек имеет ограниченные права.
С психологической и биологической стороны выделяют подростковый период, который сопровождается серьезными изменениями в организме. Он проявляется в возрасте 12-13 лет и заканчивается к 17-18 года.
Важный критерий оценивания детей – это возрастная периодизация развития. Именно она позволяет понимать, какие навыки и умения должны быть у малыша к определенному времени. Например, когда он должен сесть или поползти, сказать первое слово и т.п.
Важно! Любое отклонение от этих норм дает родителям повод для беспокойства.
В психологии еще существует понятие кризисов, которые появляются в определенном возрасте. С их помощью происходят качественные изменения в психике. Они бывают не только у детей, но и у взрослых.
Примерное время появления кризисов – момент рождения, 1 год, 3 года, 7 лет, 12-13 лет, 25 лет, 40 лет. Подобное разделение достаточно условно, так как у каждого человека есть свои особенности развития.
Степень проявления может быть, как слабой, так и сильной
У психологов, философов, биологов есть свои взгляды на периоды развития человека. Под этим термином могут понимать, как физические, так и духовные перемены личности.
Периодизация психического развития
Оранжевый цвет в психологии — что он означает в жизни человека
Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.
У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть. Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:
- С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
- С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
- С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
- После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.
У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:
- До года шло оживление.
- С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
- С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
- С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.
Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.
Возрастные периоды развития человека
Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:
- младенчество;
- детство;
- дошкольный;
- младший школьный;
- средний школьный;
- старший школьный;
- юность;
- зрелость;
- старость.
Психология цвета — какое значение он играет в жизни человека, на что влияет
Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.
Разделение по годам
До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.
Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте.
С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.
В этот период ребенок активно познает мир
Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.
Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.
Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.
Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет. В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения. У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.
Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.
Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.
Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.
Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.
Критические моменты
Как научиться радоваться жизни и видеть позитив — мотивация и рекомендации
Периодизация возрастного развития позволяет выделить точки, которые нужны для перехода на новый уровень. Под этим часто понимают кризисы и овладение новыми навыками, умениями.
В год ребенок начинает ходить и активно познавать мир. Под влиянием окружающей среды у него формируются первые представления о жизни. В три года (некоторых детей в 1,5 года) его отдают в садик, и он переживает второй кризис. В этот момент ему приходится учиться взаимодействовать с другими людьми. Он проходит социализацию, первую ступень обучения, осваивает разные виды деятельности.
Важно! Без социализации ребенку будет трудно заниматься и общаться со сверстниками.
Новый период начинается с переходом в школу. Там он учится взаимодействовать с учителями, другими детьми. Ему приходится планировать деятельность, учиться ответственности и другим вещам.
Подростковый период еще иногда называют отрочество. В это время ребенку хочется отделиться от родителей, показать свою взрослость. Ему хочется отстаивать свои ценности и получить признание среди сверстников.
После окончания школы перед человеком встает вопрос: учиться дальше или пойти работать. Каждый вариант приносит свои преимущества и недостатки. Поэтому дальнейший путь индивид выбирает сам.
Примерно в 25-30 лет человек подводит первые итоги своей жизни: чего он достиг, что упустил и можно ли еще что-то исправить. У него обычно уже есть опыт отношений, в каких-то моментах он мог разочароваться.
С 30 до 40 лет идет профессиональное становление. Индивид старается развиваться в своей сфере, повышать квалификацию и изучать что-то новое. После 40 лет все уже становится относительно спокойно, и человек прекращает свои переживания о будущем.
В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни
Особое беспокойство может быть связано с тем, что в 45 лет обычно достигается предел количества детей. У женщин начинается климакс. С выходом на пенсию снова происходит переоценка ценностей, и человек ищет себе новые занятия в жизни.
В целом возрастные категории людей по годам имеют очень условные значения. Многое зависит от личных ощущений индивида, его здоровья и психологического состояния.
Для появления критических моментов в развитии должны сложиться предпосылки. Например, в 30 лет человек сравнивает себя со сверстниками, выделяет, чего они достигли, это дает ему основания для размышления.
Начало каждого жизненного периода можно выделить очень условно. Ни у кого не начинается этап в момент дня рождения. Даже сроки наступления полового созревания очень индивидуальны.
Разные взгляды
В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.
Эльконин
Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.
Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.
Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни.
После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.
Пифагор
В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.
Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.
Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.
Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.
Выготский
Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.
В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития
Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.
Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.
Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.
Фрейд
Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.
Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.
В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол
Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.
В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.
Видео
Тaрaсенкo Нaтaлья Влaдимирoвнa
Синдром отличника: что это такое простыми словами, плюсы, минусы
В современном обществе сложилось негативное отношение к отличникам. Мы имеем в виду молодёжь. Люди старшего поколения прекрасно понимают, что багаж знаний всегда окажет полезную услугу в жизни. Именно поэтому многие продолжают развиваться даже в преклонном возрасте. Уму нужна работа, иначе он превратится в желе, наступит слабоумие.
Так хорошо или плохо быть прилежным учеником? Попробуем сегодня сообща в этом разобраться. Все, кого называют «отличниками», не только овладевают новыми познаниями, но также стараются ответственно выполнять любую другую работу. Разве так уж плохо, когда работник стремится к идеалу, отличается от остальных прилежностью и исполнительностью?
Начинается всё с желания быть лучше всех, прилежней, умнее. Приносить домой хорошие оценки, получать за них похвалу и всяческие плюшки. Постепенно перерастает в привычку, становится моделью жизнедеятельности.
Психологи назвали такой образ поведения «Синдромом отличника» (или отличницы).
Плюсы и минусы
Мотиваций здесь хватает:
- С целью избежать наказания за неважно выполненное поручение. Причины: порка от родителей, негативное отношение одноклассников, укоры учителей, порицание окружающих.
- Получить столь желанное поощрение.
- С благим желанием помочь кому-либо. Осуществить мечту неблагополучных родителей, согласиться с выбором профессии, которую хочет видеть семья.
Для этого человечек старается изо всех сил. Ему не нужны четвёрки, а тем более тройки. Только отличные оценки. Именно для этого корпят над учебниками, не вылазят из Википедии. В конечном итоге другим сферам жизни наносится ущерб. Некогда отдыхать, наслаждаться природой, гулять на свежем воздухе. Физическое здоровье начинает хромать.
В своей боязни получить неудовлетворительный балл могут испытывать чувство тревоги, испуга. Некоторые личности готовы на всё что угодно, лишь бы добиться своего. Могут даже подкупать любыми способами: от открытой лести, до денежного вознаграждения. Хотя чаще всего здесь главенствует упорный труд, кропотливая работа над своими недостатками и ежедневная борьба с ленью.
Отрицательных черт вполне хватает.
- Излишняя требовательность как к себе, так и к другим.
- Вечный страх совершить ошибку.
- Самооценка неадекватная.
- Повышенный перфекционизм во всех проявлениях.
- Самобичевание при малейших ошибках.
Только взрослая действительность способна показать результаты подобного поведения. Одно можно сказать точно, что не все довольны результатами своего упорного труда. Кто и как сможет распорядиться своими полученными навыками и знаниями нельзя предугадать.
Позитивные характеристики
Такие личности добиваются хороших результатов благодаря знаниям, упорству, трудолюбию. Начальство отмечает их старания и всячески поощряет. Им проще адаптироваться в современном обществе. С лёгкостью принимают чужие правила игры, действуют согласно накопленному опыту.
- Берут ответственность на свои плечи, а потом уже думают о других.
- Обладают высоким интеллектом, эрудированы, эмоционально спокойны.
- Признают собственную ценность, вне явной зависимости от полученных результатов.
- Не боятся взять на себя ответственность за принятие решения.
Лишь бы не загордились от собственных успехов. Гордыня является одним из самых тяжких грехов. Нет нужды считать свою личность выше остальных. Ведь не каждому даётся возможность получить приличное образование, поступить в престижный ВУЗ, получить высокую должность. Надо быть проще, не сильно задирать нос.
В любом случае, окружающий нас мир, прекрасен, разнообразен, удивителен. Надо успевать учиться, отдыхать, развивать семейные отношения, жить полной грудью. Иначе серое существование без особых радостных минут сделают из нас роботов. Будьте счастливы!
Классный час на тему " Прилежный ученик"
- Тема: Кто такой прилежный ученик? ( беседа)
- Цели: 1)познакомить с понятием прилежный ученик;
- 2) выяснить, что необходимо делать, чтобы стать прилежным учеником;
- 3 ) повторить правила поведения в школе;
- ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Ответьте на вопросы:
- Кто такой ученик?
- Какими бывают ученики?
- Что значит прилежный ученик?
- ( Слайд с правильным ответом)
- Прилежный ученик – это тот, кто хорошо учиться, кто выполняет правила ученика, дисциплинирован , вежлив.
Давайте посмотрим на ваши тетради. У кого они в порядке? Скажите, какие тетради должны быть у прилежного ученика?
- Подумайте, подходит ли пословица « Маленькое дело- лучше большого безделья» к нашей беседе?
- Что она значит? ( Лучше сделать небольшое дело, чем ничего не делать)
- В нашей стране много взрослых людей, которые трудятся на заводах, фабриках, школах, поликлиниках.
- Какой труд главный у вас? ( учеба)
Ваш главный труд – учеба. Она требует настойчивости, усидчивости и терпения. Для того, чтобы управлять машинами, работать на станках, строить города и растить хлеб, нужны знания и умения.
И пусть никому не кажется, что твоя плохая учеба касается только тебя, это наша общая забота. А успехи в учёбе- это наша общая радость.
Значит богатство и могущество нашей страны, её будущее зависит от вас, сегодняшних первоклассников.
У вас в классе есть поручения. Расскажите о них.
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение Фатеевой « Поручение»
- Я даже забыла чуть-чуть про ученье-
- Я так полюбила своё поручение.
- Ведь я отвечаю за снег и за дождик,
- За бурю, которая будет, быть может.
- Я за погоду за всю отвечаю:
- В классе на стенде её отмечаю.
- — О чём нельзя забывать , выполняя поручение.
- Всегда ценится труд, в который вложено много сил, стараний, умений.
- Послушайте рассказ «Кривая указка», подумайте почему учительница так поступила.
Почему учительница взяла указку Васи?
— Кто помогает дома родителям? Как?
- Отгадаем загадки:
- Работаю с пылом:
- Уверенно, чётко.
- Ни грязи, ни пыли
- Не выдержит ( щётка).
- По полу бродит,
- Чистоту наводит.
- А как наведёт,
- Так , на место пойдёт! ( Веник)
- Принялась она за дело,
- Завизжала и запела,
- Ела, ела дуб-дуб,
- Поломала зуб-зуб. ( Пила)
- Как одним словом можно назвать отгадки? ( инструменты)
- Для чего нужны инструменты?
- Давайте повторим, что значит быть прилежным?
Возрастные особенности обучения младших школьников
Младший школьный возраст охватывает период с 6 до 11 лет, т.е. подразумевает учащихся 1-4 начальных классов. Эти границы обусловлены психическим развитием ребенка, а также его уровнем социализации. Родителям следует понимать и принимать во внимание этот показатель и учитывать возрастные особенности обучения детей начальных классов.
Начало учебной деятельности
Начало обучения подразумевает переход от игровой к учебной деятельности, который сопровождается психологической перестройкой.
С первых дней в школе ребенок вынужден придерживаться определенных социальных норм поведения и ориентироваться на слова и поступки учителя. В самом начале обучения дети все еще работают с наглядными образцами, но постепенно осваивают словесно-логическое мышление.
А уже в конце 4 класса между школьниками становятся очевидны индивидуальные различия. Так, психологи выделяют несколько групп:
- теоретики (мыслители) – лучше справляются с решением задач в словесном плане;
- практики – нуждаются в опоре, которой может стать практическое действие или наглядный опыт/эксперимент;
- художники – обладают ярко выраженным образным мышлением.
При этом ребенок может относиться к одной или нескольким группам
Также при общении со школьником следует учитывать следующие возрастные особенности обучения начальных классов:
- ребенок младшего школьного возраста обладает недостаточно дифференцированным восприятием. Поэтому может путать схожие по написанию цифры и буквы (например, Я и R или 6 и 9);
- ребенок не может концентрироваться на мелких предметах. Он лучше воспринимает «бросающиеся» в глаза свойства предметов (например, цвет, форму или размер);
- ребенок только формирует для себя научные понятия, а потому при решении задач ориентируется больше на внешние, более наглядные признаки предмета (со временем он сможет быстрее распознавать внутренние свойства).
Если «переложить» эти особенности на восприятие одной и той же картины, то в разном возрасте ребенок будет:
- перечислять предметы – с 2 до 5 лет;
- описывать картину в свободной форме – с 6 до 9 лет;
- интерпретировать увиденное и строить предположения касательно задумки автора – с 9 лет.
Детям легче воспринимать информацию в игровой форме
Дети младшего школьного возраста все еще воспринимают и запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме, т.е. ту, которая вызвала у них живой интерес.
Но в отличие от дошкольников, ученики 1-2 классов уже могут концентрироваться на более значимых моментах и запоминать даже не самый «захватывающий» материал.
В этот период необходимо развивать произвольную память ребенка, который изначально пользуется преимущественно механической памятью.
Но если школьник и дальше будет «зазубривать» учебные тексты, то при увеличении объема и повышении сложности подаваемого материала, возникнут серьезные трудности (из-за отсутствия понимания информации). Смысловая память, в свою очередь, дает множество мнемонических приемов, как то деление большого параграфа на части, конспектирование, составление плана главы.
Мотивы обучения ребенка
Еще одна вещь, без которой дети младшего школьного возраста не смогут продвинуться в обучении – мотив. Чаще всего в этом качестве выступает шанс получить высокую оценку, заслужить похвалу учителя или родителей. Но существуют и другие мотивы, которые условно можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы
- Познавательные мотивы, напрямую связаны с учебной деятельности. Речь идет о желании ребенка получить знания, решить сложную задачу или овладеть способами самостоятельного обучения.
- Социальные мотивы, которые не связаны с учебой, но заставляют ребенка тянуться к знаниям. Так, он может хотеть быть грамотным, успешным, полезным для общества, знаменитым.
В этом случае школьником движет тяга к похвале и доброжелательным взаимоотношениям с окружающими людьми (одноклассниками, учителями, родственниками).
Согласно статистике, у детей с высокой успеваемостью доминирует мотивация достижения успеха. Им действительно важно получать хорошие оценки, правильно и вовремя выполнять задания, справляться со сложными задачками.
Внешние мотивы
К внешним мотивам относят награду за хорошие оценки (например, дополнительный час игры на компьютере или карманные деньги). Здесь для ребенка знания не важны. Школьные оценки оказывают большое влияние и на самооценку ребенка.
Так, школьник может «проникнуться» мнением учителя и записать себя в категорию «двоечников». В результате этого, он тут же приписывает себе соответствующие качества и теряет мотивацию к обучению.
А зачем, если он все равно получит два?
Формирование нравственных и социальных качеств
Дети начальных классов все еще не сформированы как личность, а потому продолжают адаптироваться к окружающему их миру и буквально «впитывают» в себя информацию о правилах и нормах поведения.
Так, ребенку приходится согласовывать свои действия с требованиями и ожиданиями учителей, родителей, друзей, одноклассников.
Чем шире круг общения и интересов школьника, тем быстрее у него формируется собственное «кредо», которого он придерживается в подростковом возрасте. На формирование нравственных ценностей также могут повлиять:
- телевизионные передачи и интернет;
- книги и журналы;
- беседы с друзьями.
Что касается социальных качеств, то в школе существует четкая и довольно развернутая система моральных ценностей. Постепенно ребенок осваивает новые для него критерии и начинает оценивать себя и окружающих.
И если раньше одноклассники представлялись ему как «товарищи, с которыми можно поиграть на перемене», то теперь каждый из них получает определенный статус: отличник/хорошист/двоечник, активный/пассивный, прилежный ученик/хулиган.
Таким образом, именно в младших классах закладывается прочная основа для формирования личности.
Дети осознают себя как отдельную единицу, находят свои мотивы для обучения, адаптируются к социальным нормам и постепенно вливаются в коллектив.
И если ни учителя, ни родители не «передавят», не помешают этому процессу, по окончанию 4 класса ребенок станет полноценным членом общества – с собственными взглядами, интересами и суждениями.