Селигер 2013 — по пути к здоровому образу жизни!

За последние годы можно наблюдать повышение интереса к здоровому образу жизни — занятиям любительским спортом, танцами, вопросам правильного питания. Работодатели в качестве конкурентного преимущества для потенциальных сотрудников предлагают абонементы в фитнес-клубы, количество которых стремительно растет.

На экранах телевизоров и на страницах популярных изданий появляются все новые и новые передачи с советами по питанию, похудению и т.п., в социальных сетях множатся сообщества, посвящённые этим вопросам.

Даже на уровне федеральной политики реализуются программы, направленные на привитие привычек к здоровому образу жизни (например, президентская программа «Здоровая Россия», проект Росмолодежи «Беги за мной»).

Здоровый образ жизни сегодня – не столько дань моде, сколько естественный результат развития нашего общества. Во многом это связано с высокими стрессовыми нагрузками на психику и тело, особенно в больших городах.

Самый пик популярности заботы о своем физическом благополучии сейчас приходится на сообщество прогрессивных и успешных молодых людей, которые могут себе это позволить. Многие из них – предприниматели и топ-менеджеры, люди, которые привыкли идти против среды, чтобы получить то, что им нужно.

Они придерживаются осознанных стратегий в своей карьере и финансовом развитии, в своих гражданских и социальных ориентациях.

Здоровый образ жизни – это действительно движение против среды. Если посмотреть на тенденции в пищевой индустрии, в экологии и образе жизни, можно констатировать, что, параллельно с развитием медицины, мы движемся против поддержания естественного здоровья.

Например, произошло довольно резкое, с точки зрения эволюционных процессов, изменение социальной среды, к которому ещё не успели «приспособиться» биологические потребности. Только за последние 100 лет в европейском обществе практически исчезла проблема нехватки еды.

В то же время, пищевое поведение человека продолжает «работать» по старым программам и приводит к избыточному потреблению и запасанию пищевых ресурсов. Здоровый образ жизни призван это преодолевать, возвращать человеку то, чего он теряет в связи с прогрессом.

Конечно, для этого нужна стойкость, уверенность в себе и материальные ресурсы.

В Соединенных Штатах и странах Европы учёные исследуют влияние архитектурной городской среды на количество и качество физической активности людей. Скажем, расположение крупных автомобильных дорог вблизи от дома сильно ограничивает детей в подвижных играх и самостоятельных прогулках.

Даже если у дома есть прекрасный двор, но он окружен не пешеходной зоной, родители не могут быть спокойны за ребенка, который, например, захотел прокатиться на велосипеде.

Отсутствие зелёных зон в мегаполисе может стать важным фактором ограничения движения для взрослых людей: даже если кто-то хочет и может бегать или просто ходить пешком каждый день, польза от такой физической активности около оживленных дорог с воздухом, насыщенным выхлопными газами, очень сомнительна.

То, сколько времени ежедневно тратится на пешую дорогу до магазина, поликлиники, транспорта – это вопрос не только удобства организации городской среды, но и в конечном счете – состояния здоровья.

Ученые Йельского университета отмечают, что не только по причине изменения макросреды раньше было гораздо легче сохранять физическую активность.

Сейчас повсеместно распространены энергосберегающие устройства, и речь заходит об энергосбережении в таких объемах, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными или вовсе не замечаются.

Так, около 50 лет назад все тексты печатались на машинке, сейчас – набираются на клавиатуре компьютера, причём, производители соревнуются в разработке как можно более «мягких» клавиатур, с лёгким нажатием кнопок. Казалось бы, минимальны энергозатраты калорий, которые расходуются при нажатии на кнопки клавиатуры.

Но добавим сюда автоматическое открывание гаражных дверей, электрические зубные щетки, автоматическое открытие окон в машине, пульты дистанционного управления любой домашней техникой, системы «умный дом», автоматически контролирующие все бытовые процессы, заказ товаров по Интернету и т.д.

– и мы получаем в сумме огромный дефицит сжигаемых калорий по сравнению с нормой для здорового человека. Никто не собирается отменять или осуждать технический прогресс, просто надо учитывать, что окружающая среда сильно изменилась, и вслед за этим должна меняться не только двигательная активность, но и сознание человека, его образ мыслей и привычек.

Что мы понимаем под навыками здорового образа жизни? Это способность выходить за пределы условий, в которые человека ставит жизнь, для того, чтобы выбрать лучшее для своего организма.

Это умение находить здоровые, качественные продукты для себя и своей семьи, находить способы их готовить и есть в уместное время, пить достаточно воды. Это осознанное стремление получать свою норму сна и отдыха, двигательной активности.

Это расширение своих энергетических возможностей тренировками и ментальными практиками (медитация, психотерапия). Для этого необязательно обладать какими-то сверхъестественными возможностями.

Например, бросить свои вредные привычки, отказаться от сахара и пищевого мусора, чаще выезжать на природу может каждый. Однако для закрепления навыков на всю жизнь и переноса их на разные условия, в том числе экстремальные, нужно менять свое сознание.

Люди нуждаются в освоении особых способов поведения и мышления, направленных на компенсацию и противодействие негативным условиям.

По сути, есть две большие задачи:

  1. формирование у современного человека понимания того, что специально организованное движение и питание – это сейчас не прихоть и не роскошь, а необходимое условие для поддержания здоровья;
  2. разработка таких средств, которые позволили бы максимально безболезненно и эффективно вывести эти новые знания на уровень практической реализации в жизни.

И если первую задачу – просветительскую – более-менее успешно решают медицинские и спортивные организации, действуя, в том числе, и через СМИ, то со второй справиться без специальных психологических технологий они не могут.

В настоящее время в России популярны услуги, направленные на достижение человеком оптимального физического состояния. Однако специалисты, которые работают достаточно квалифицированно в своем направлении (фитнес-тренеры, диетологи, психологи, косметологи, врачи и др.

), часто испытывают сложности в процессе ведения клиентов из-за неосведомленности в смежных областях знаний о человеке.

Так, например, диетологам не хватает психологических знаний для преодоления барьеров, возникающих у человека, а также понимания возможностей физических упражнений для построения здорового тела, и фитнес-тренеры, и диетологи не владеют техниками мотивирования клиентов и тонкой подстройки систем питания и движения под конкретного клиента, а психологам часто недостает знаний о биологических факторах, связанных с психологическими изменениями и т.д.

Приведем классические примеры из нашей практики, иллюстрирующие это. К нам обращаются люди, бесчисленное количество раз пытавшиеся похудеть – самостоятельно или под врачебным контролем. Некоторые из этих попыток бывают временно успешными, затем следует срыв, набор веса, и так по кругу.

У таких клиентов обычно нет проблем со знанием принципов рационального питания, однако есть большие трудности с саморегуляцией, способностью справляться с негативными переживаниями, для чего они и привыкли использовать еду.

Некоторых в лишнем весе «держат» вторичные выгоды, с чем, конечно, не работают диетологи.

Другая категория клиентов – люди, которые испытывают трудности с переходом к здоровому образу жизни в силу податливости окружению.

Они нуждаются в рекомендациях по организации образа жизни, поиску индивидуально-подходящих приемов повышения независимости от среды.

Без способности разбираться в особенностях мотивации и поведения человека специалист, будь то врач или тренер, натыкается на множество «не могу», «трудно», приклеивает к клиенту ярлык лентяя, и тот уходит.

Есть и обратная сторона – клиенты, отчаявшиеся наладить свое питание с помощью врачей, обращаются к психологу, решив, что «всё дело в голове». Психологическая работа по прояснению целей, повышению мотивации приносит свои плоды, человек начинает питаться «правильно», и вдруг жалуется на падение тонуса.

Психолог по привычке строит гипотезы в рамках своей компетенции и профессиональной подготовки и работает, например, со стрессоустойчивостью клиента. При этом не знает, что изменение белково-углеводно-жирового состава питания и вызывает колебания тонуса и эмоциональной устойчивости.

В данном случае было бы достаточно сбалансировать рацион, и проблема решилась бы меньшей ценой (и времени, и денег).

Эти проблемы, увы, не решаются в массовом порядке, поскольку они создают необходимый денежный поток в индустрию фитнеса и велнеса. Сейчас мы выводим на рынок образовательных услуг два новых направления — «Специалист ЗОЖ» и «Фитнес-психолог».

Эти специалисты могут консультировать клиентов по всему спектру проблем, связанных со здоровым образом жизни: от питания и спорта до психологических проблем, мешающих им выглядеть и чувствовать себя хорошо.

Поскольку они не продают непосредственно какие-либо товары и услуги, их главной целью становится поиск оптимальных путей достижения гармонии в жизни каждого конкретного человека, исходя из его жизненных условий. Только такая системная работа по-настоящему способна изменить жизнь человека, выводя её на качественно новый уровень.

В целях мультидисциплинарной подготовки специалистов, которые, имея практическое психологическое образование, владели бы также знаниями в области физиологии питания и движения, фитнеса и диетологии были предприняты шаги.

Сотрудниками лаборатории научных основ психологического консультирования ФГНУ ПИ РАО во взаимодействии со специалистами-нутрициологами Первого МГМУ им. И.М.

Сеченова и профессиональными фитнес-тренерами была разработана образовательная программа для факультета повышения квалификации ПИ РАО.

При подготовке учебных материалов использовались результаты современных научно-прикладных исследований российских и зарубежных авторов, а также адаптированные к российским условиям образовательные курсы по публичному здоровью и психологии, биологии и экономики питания Гарвардского, Йельского и Стэндфордского университетов (США).

Программа прошла апробацию в 2013 году не только в рамках курсов повышения квалификации ФГНУ ПИ РАО, но и в Федеральном проекте Росмолодежи «Беги за мной» (фитнес-смена «Селигер-2013»), образовательном процессе подготовки специалистов по здоровому образу жизни на базе Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, на Международном конгрессе «Экология мозга» Ассоциации междисциплинарной медицины.

Материалы курса широко популяризуются на санкт-петербургском портале www.zozhnik.ru, блоге программы «Умное тело» smartbodycentre.livejournal.com, в социальных сетях, в просветительских ТВ-программах (телеканалы Первый, Рен-ТВ), научно-популярных журналах.

Информация об авторах:

Кисельникова (Волкова) Наталья Владимировна – зам.директора по науке ФГНУ ПИ РАО, зав.лаб. научных основ психологического консультирования и психотерапии, доцент Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, к.психол.н.
Данина Мария Михайловна — ст.н.с. лаб. научных основ психологического консультирования и психотерапии, директор проекта «Умное тело», к.психол.н.
Проект «Психология здорового образа жизни и фитнеса» (образовательная программа по повышению квалификации) участвует в конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2013 года: http://www.psy.su/psyche/projects/1109/

Правила здоровой старости: как стать долгожителем — МК

Стареть — здорово и активно!

По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году 2 миллиарда мужчин и женщин в мире будут относиться к возрастной категории 60+. Население нашей планеты стремительно стареет, что приводит к росту нагрузки на системы здравоохранения стран. Не зря же говорят, что старость — не радость: она приносит с собой немощь и болезни.

Читайте также:  Нормализация веса поможет заснуть

И все же активные годы жизни при желании можно продлить.

Многие государства уже задумались над тем, какие меры нужно предпринять, чтобы процент людей, способных оставаться активными как можно дольше, повышался.

Сегодня доля таких выше всего в Японии (средняя продолжительность жизни японца — 87 лет, а каждый второй из тех людей в мире, кому перевалило за 110, живет в Стране восходящего солнца).

Как рассказала «МК» главный гериатр РФ Ольга Ткачева, долголетие — это генетика лишь на 25%. А все остальное зависит от образа жизни человека: «Замедлить старение — в наших силах.

Сейчас у нас в поликлиниках появляются гериатры, задача которых — помочь человеку предотвратить появление болезней старости.

Между прочим, такому врачу разрешено тратить на каждого пациента час: за это время можно хорошо понять, что с ним происходит, и дать ценные рекомендации».

Доктор Ткачева подчеркивает, что термины «активное долголетие» и «здоровое старение» нужно различать: «Активное долголетие предусматривает как можно раньше начатую профилактику старения (то есть соблюдение правил ЗОЖ всю жизнь, а не только в пожилом возрасте), а здоровое старение касается уже периода пожилого возраста и подразумевает, что человек после 60 и старше должен продолжать двигаться, общаться, внимательно относиться к своему здоровью. Вся суть сводится к тому, чтобы жить как можно дольше независимо, самостоятельно и активно и как можно дальше отодвинуть период, когда понадобится помощь. Однако есть и общее в этих двух определениях: здоровое старение невозможно без того, чтобы, начиная с детства, думать о перспективах, то есть следовать правилам активного долголетия. Чем раньше мы начинаем профилактику, тем лучше: важно, чтобы все периоды жизни были заполнены некими активностями, связанными с ЗОЖ. И второе правило: никогда не поздно. И в пожилом возрасте можно начинать заниматься профилактикой и внедрять в свою жизнь ЗОЖ».

Научные исследования последних лет показали: старением можно управлять.

Например, эксперименты, проведенные в разных странах мира, продемонстрировали, что продолжительность жизни мышей вполне реально увеличить в 2 раза, а примитивных организмов — в 10 раз.

С человеком, конечно, все сложнее: продление его жизни достигается за счет продления периода его здоровья. Период болезней можно сократить, к примеру, с 20 до 5 лет. Но для этого, разумеется, придется постараться.

Итак, каковы же основные правила достижения активного долголетия и, как следствие, здоровой старости? Их не так много. И они не так уж сложны.

Шесть правил здоровой старости

Движение — жизнь, вот первое правило достижения активной старости. Основа здоровья — физическая активность, которая не должна останавливаться.

«Даже в пожилом возрасте, в том числе у людей с хроническими инфекционными заболеваниями сердца, сосудов, суставов и прочими, она должна продолжаться с учетом их возможностей», — говорит Ольга Ткачева. Всего-то и нужно тратить на физическую активность хотя бы полчаса ежедневно.

Даже у пожилых людей с хроническими заболеваниями такой ритм жизни дает значимое снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.

Самые полезные нагрузки — аэробные (ходьба пешком, катание на велосипеде, плавание и бег). Доказано, что даже 15-минутные упражнения в режиме 6 раз в неделю снижают общую смертность, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

Второе основополагающее правило — здоровое питание. И главный принцип тут — не переедать. То есть поддерживать баланс между потребленной и расходуемой энергией (поел — двигайся). Абсолютное большинство долгожителей, по наблюдениям геронтологов, малоежки.

Да и многочисленные исследования показывают, что чем меньше калорий употребляет человек, тем больше у него шансов на долгую жизнь. Кстати, еще в 1930-х годах были получены первые результаты, показывающие возможности продления жизни крыс при помощи ограничения калорийности пищи.

Однако калорийность, конечно, нужно ограничивать за счет продуктов, которые не приносят пользы, зато приносят проблемы со здоровьем.

«Старайтесь сокращать количество простых углеводов в питании — то есть сахара, кондитерских изделий, мучного и пр. Богатый такими «пустыми» калориями рацион — легкий путь к преждевременному старению.

В молодом и среднем возрасте необходимо стараться есть меньше соли, потому что соль доказанно влияет на развитие атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний и катастроф.

Однако в пожилом возрасте это уже не нужно», — говорит Ольга Ткачева.

Кроме того, в вашем рационе должно быть больше овощей, фруктов, орехов, рыбы, морепродуктов. Самой полезной сегодня ученые признают средиземноморскую диету: она достоверно снижает риск смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Основа такой диеты — свежие овощи, фрукты, рыба, злаки, орехи, оливковое масло.

А еще ученые составили список продуктов, которые можно назвать геропротекторами — замедлителями процессов старения. Это ягоды, шоколад, бобы, рыба, овощи, орехи, оливковое масло, цельнозерновые, чеснок, авокадо.

АГН «Москва»

Третье правило долгой и активной жизни — отказ от вредных привычек. «Статистика показывает: курящие люди теряют в среднем 14 лет жизни, а те, кто начал курить до 15 лет, могут потерять 25 лет», — говорит профессор, доктор медицинских наук, эксперт Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табакокурением Галина Сахарова.

По определению Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем — это прием за раз для мужчин более 60 мл чистого этанола и для женщин — более 50 мл по крайней мере раз в месяц. Это соответствует 150 мл водки, 500 мл вина и 1,3 л пива для мужчин и 125 мл водки, 417 мл вина и 1,1 л пива для женщин.

Потребляющие более 100 мл этанола за раз (250 мл водки, 0,83 л вина, 2,2 л пива) находятся в зоне очень высокого риска заболеваемости и смертности.

Употребление россиянами водки так, как у нас принято ее употреблять — не часто, но много за одно мероприятие, — укорачивает жизнь в среднем на 9–10 лет, что было доказано в ряде проведенных исследований.

Четвертое правило — это профилактика. Напомним, что у нас в стране действует программа диспансеризации и профилактических осмотров. «С 2019 года существенно расширяется профилактическая составляющая: диспансеризация возможна раз в три года, а также все россияне имеют право на ежегодные профилактические осмотры», — говорит глава Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко.

«Самое главное — следить за уровнем холестерина в крови, глюкозы, артериальным давлением; проходить скрининг на онкологические заболевания, знать свой индекса массы тела.

Программа диспансеризации и профилактических осмотров включает в себя определение всех так называемых маркеров преждевременного старения организма. Сегодня в нашей стране для этого есть все условия — все обследования можно пройти в комфортных условиях, рядом с домом.

Важно, чтобы люди вовремя приходили и пользовались этими возможностями», — говорит доктор Ольга Ткачева.

Итак, регулярно (после тридцати лет — раз в год) сдавайте кровь на уровень липидов (холестерина): этот анализ поможет вовремя поймать риск атеросклероза и развития ишемической болезни сердца. Раз в год следует делать ЭКГ.

С 50 лет ежегодно нужно проводить ректальный тест, который поможет выявить полипы в прямой кишке (фактор риска рака). Кроме того, ежегодно после 50 лет сдавайте анализ кала на скрытую кровь.

Осмотр окулиста после 40 лет требуется проходить раз в год (это поможет выявить скрытые заболевания органов зрения). Кроме того, каждый год нужно показываться терапевту.

Женщины в возрасте 35+ ежегодно должны проходить цитологическое исследование мазка из цервикального канала матки.

Тест на плотность костной ткани после 60 лет крайне необходим.

Пятое правило — дело по душе. Поддержание умственной и творческой активности, интереса к жизни до глубоких лет — одно из важных правил долгожителей. «В пожилом возрасте нужно помнить о том, что чем больше человек функционирует во всех смыслах этого слова — и в физическом, и в творческом, — тем лучше.

Множество исследований доказали, что уровень продолжительности жизни и способность к ясному мышлению даже в преклонном возрасте во многом зависят от уровня образования.

А учиться никогда не поздно! Живут долго те, кто не теряет интереса к новому, кто продолжает что-то изучать, узнавать, путешествовать», — говорит доктор Ткачева.

Правило шестое — социальные связи. Многие исследования показали: долго живет тот, кто ведет активную социальную жизнь, общается с друзьями, состоит в счастливом браке. Поэтому, когда человек выходит на пенсию и теряет многие связи, ему очень важно завести какой-то новый круг общения и собратьев по интересам. Словом, свободное время надо заполнять по максимуму.

Сегодня для этого существует немало возможностей.

Например, в Москве реализуется проект «Активное долголетие», участниками которого, по данным Департамента социальной защиты населения города, стали уже более 211 тысяч пенсионеров столицы (7% от их общего количества). Проект стартовал в городе с 1 марта 2018 года, и к 2020 году в него планируется вовлечь уже каждого пятого пенсионера столицы.

В его рамках идет запись всех желающих москвичей старше 55 лет в кружки, студии и секции.

«Цель проекта в том, чтобы каждый москвич в любом возрасте имел возможность в каждом районе, в пешей доступности найти себе занятие по интересам, причем совершенно бесплатно», — рассказывает депутат Мосгордумы, глава комиссии по социальной политике Михаил Антонцев.

Пенсионеры теперь могут бесплатно заниматься спортом, учиться танцам, изучать иностранные языки, осваивают азы компьютерной грамотности. За истекший период, кстати, уже 13 пар, познакомившиеся на таких «активностях», дошли до загса.

Единственное, что огорчает организаторов: мужчины вовлекаются в секции и кружки не так активно, как женщины (соотношение составляет где-то 15% на 85%). «С этим надо что-то делать. Может, активности для них недостаточно брутальные?» — недоумевают в Департаменте соцзащиты населения.

Шутки шутками, но здоровая старость — в ваших руках. Поэтому не упускайте возможностей ее продлить.

Педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни»

  • Педсовет
  •  «Формирование привычки
  •  к здоровому образу жизни»
  • МБДОУ ЦРР
  • Детский сад «Медвежонок»
  • Воспитатель – методист

Казанцева.Н.В

  1. 2012г
  2. Педсовет  «Формирование привычки к здоровому образу жизни»
  3. Повестка:
  4. 1.«Значение здорового образа жизни» – вступительное слово воспитатель — методист
  5. 2. Справка о заболевании детей  – медсестра ДС
  6. 3. Деловая игра:
  7. — Пословицы и поговорки о (для) ЗОЖ
  8. — спрашиваем – отвечаем
  9. — ступени здоровья
  10. — пирог счастья
  11. 4. Анализ тематической проверки системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ
  12. 5. Решение педсовета
  13. Вступительное слово старшего воспитателя.
  14. Значение здоровья в жизни детей и взрослых

«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают.

Читайте также:  Шоколад спасет от Альцгеймера

С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…

А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите ,пожалуйста, фразу: «Путь к здоровью – это…»(блиц опрос педагогов).

Мы уточнили что путь к здоровью —  это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и еще многое другое. Но самое главное то , что зависит прежде всего, от нас самих.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % — это образ жизни.

Если считать, что здравоохранение наше само по себе больно, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» — вот эти самые 50-52% в наших руках.

О том, как грамотно распорядится этим контрольным пакетом акций в условиях  дошкольного учреждения пойдет речь на нашем педсовете.

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит долго и эффективно, если не будет совершенствоваться и обновляться.

Актуальность проблемы охраны здоровья детей возрастает с каждым годом.

Уже в дошкольном возрасте 15-20%детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников- те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья; 30-40% детей имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате, 20-25% — со стороны носоглотки; невротические отклонения отмечены у 30-40%, у 10-23% дошкольников — аллергические реакции, 10-25% дошкольников имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе.

  • Воздействие неблагоприятных экологических факторов, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, неправильный образ жизни семьи, недостаточное содержание в пищевом рационе витаминов,
  •  патология беременности у матерей, злоупотребление алкоголем родителей, приводит к угнетению иммунобиологической реактивности организма и ухудшению состояния психического здоровья у дошкольников.
  • Социальная обусловленность здоровья ставит перед медицинскими работниками, педагогами дошкольного учреждения и родителями важные задачи:
  • формирование здорового образа жизни у дошкольников;
  • разработка инновационных оздоровительных технологий.
  • Решение этих задач определит уровень индивидуального и общественного здоровья, окажет положительное отношение к физической культуре.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому в нашем ДОУ приоритетным направлением  является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

 Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень — его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими технологиями пользуются педагоги:

Какие вы знаете  технологии сохранения  и стимулирования здоровья?

  1. Ритмопластика
  2. Динамические паузы
  3. Подвижные и спортивные игры
  4. Релаксация.
  5. Пальчиковая гимнастика
  6. Гимнастика для глаз
  7. Дыхательная гимнастика
  8. Бодрящая  гимнастика

Назовите Технологии обучения здоровому образу жизни:

  1. Утренняя гимнастика
  2. Физкультурные занятия
  3. Мероприятия  «Школа здоровья».
  4. Самомассаж.
  5. Активный отдых

Назовите   Коррекционные технологии:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Технология музыкального воздействия.
  3. Сказкотерапия

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.

Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Наша задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Мы живем в век научно – технического прогресса, обратной стороной которого является нарушенная экология, гиподинамия, психологическое перенапряжение – все то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей.

 Концептуальной основой деятельности каждого ДОУ является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе.

При подготовке к педсовету родителям старших и средних групп была предложена анкета: «Какое место занимает физкультура в вашей семье». Результаты анкетирования:

Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям.

Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений.

Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Можно использовать сон  под музыку,.

Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.

Любая проблема может быть решена при определенном ряде условий:

1. Четко спланированная воспитательно-оздоровительная работа (использование здоровьесберегающих технологий, мониторинг профилактической — оздоровительной работы, комплексная оценка уровня здоровья детей, предоставление возможностей для развития личности ребенка и формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье).

2. Привлечение семей воспитанников для решения проблемы формирования здорового образа жизни у детей (сотрудничество в вопросах воспитания, обучения и оздоровления, необходимо осознание родителями смысла здорового образа.

  1. Я предлагаю  применять инновационные  технологии, таких как:
  2. — использование мнемотехника.
  3. — здоровье «БОС»
  4. Таким образом, «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.

Деловая игра.

1. Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей:

  • ЗДОРОВЬЕ — ЭТО ПОНЯТИЕ О ЖИЗНИ
  • Будет здоровье – будет — все
  • Здоровье за деньги не купишь
  • В здоровом теле – здоровый дух
  • Здоровье – это движение
  • Здоровому и врач не надобен

Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т. д.

Самое большое открытые современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно Брегг.

В детях сейчас все! Жизнь бессмертного характера начнется с детей.

П. К. Иванов

  1. Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
  2. Здоровый нищий счастливее больного короля. Цицерон
  3. Здоровье ребенка превыше всего,
  4. Богатство земли не заменит его.
  5. Здоровье не купишь, никто не продаст
  6. Его берегите, как сердце, как глаз.
  7. Ж. Жабаев
  8. 2. СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ
  1. основной и любимый вид деятельности детей (игра)
  2. гимнастический предмет для совершенствования талии (обруч)
  3. кружок физического воспитания (секция)
  4. один из основных видов движения, который используется при обучении детей в старшем дошкольном возрасте (метание)
  5. совместное спортивное развлечение, досуг с родителями (праздник)
  6. вид спорта(баскетбол)
  7. один из способов пробуждения организма (гимнастика)
  8. один из видов профилактики заболеваний(закаливание)
  9. то, что предотвращает заболевание(профилактика)

3. спрашиваем – отвечаем

Конкурс: “Солнце здорового образа жизни”.

  1. Задание: из предложенных материалов, (большой бумажный круг, овалы, фломастеры) выложить солнце, лучи которого и будут все составляющие здорового образа жизни. Подписать лучи (1-2 слова). Объяснить, как полученную схему ''преподнести'' родителям. 

О формировании здорового образа жизни

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни.

 Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным.

 Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов. Перечислим основные из них:

  • культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;
  • оптимальная двигательная активность (ДА) — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;
  • рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;
  • ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;
  • эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;
  • сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;
  • здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;
  • отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.
Читайте также:  Масло гхи: польза и вред

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ.

Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте.

Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на примат (главенство) ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека.

Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.

Здоровый образ жизни и пути его формирования

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — термин, который применяется все чаше. Самое простое определение ЗОЖ — все то в образе жизни, что благотворно влияет на здоровье.

Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устро- енность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т. д.

Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья.

Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

  • питание с малым содержанием жиров животного происхождения;
  • сокращение количества потребляемой соли;
  • сокращение потребления алкогольных напитков;
  • поддержание нормальной массы тела;
  • регулярные физические упражнения;
  • снижение уровня стрессов и т. д.

Формирование установки на ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.

Установка на ЗОЖ должна формироваться по следующим направлениям: 1) усиление и создание положительного в образе жизни; 2) преодоление, уменьшение факторов риска.

Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формирования установки на ЗОЖ.

Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ.

Необходимо понимание того, что здоровье населения обеспечивается не только ответственностью государства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех.

Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т. д.

Основы формирования здорового образа жизни

У каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует.

Отсутствие своей системы здоровья рано или поздно приведет человека к болезни и не даст ему возможности реализовать заложенные в него природой задатки.

Человек столь совершенен, что не только поддержать необходимый уровень здоровья, но и вернуться в него из болезни можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это требует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои.

Основными особенностями программы здоровья должны быть:

  • добровольность;
  • затрата некоторых физических и других сил;
  • ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей.

Создание своей системы здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы.

Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает, с одной стороны, отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.

), а с другой — постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни.

В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.

Понятно, что для выработки «своей» системы человек перепробует различные средства и системы, проанализирует их приемлемость для него и эффективность, отберет лучшее.

В реализации программы здорового образа жизни, в организации перехода к нему в зависимости от индивидуальных особенностей человек может выбрать различные варианты.

Для тех, кто любит соблюдать четкий жизненный график — это жесткая последовательность действий, расписанная досконально но мероприятиям и времени. Поэтому все действия, направленные на обеспечение здоровья, — физические упражнения, гигиенические процедуры, время приема пищи, отдых и т.д. — жестко вписываются в режим дня с точным указанием времени.

Для привыкших ставить перед собой конкретные цели и добиваться их — четкое разделение по этапам перехода с планированием каждого этапа, его промежуточных и конечных целей. В этом случае появляется технология внедрения программы в жизнь: с чего и когда начать, как организовать питание, движение и т.д.

Поэтапное внедрение программы позволяет уточнить цели и задачи каждого этапа, его длительность в соответствии с состоянием своего здоровья, формы контроля, конечный для этапа результат и пр. Выполнение поставленных на этап задач позволяет перейти к следующему этапу.

То есть этот вариант не ставит жестких условий на каждый данный период времени, однако позволяет целеустремленно продвигаться к переходу к здоровому образу жизни.

Для привыкших к комфорту и лени — мягкое приближение к желаемому. Этот вариант не заставляет четко планировать распорядок дня или этапы, но принявший его человек считает, что любое оздоровительное мероприятие — уже лучше, чем ничего (сделать хотя бы иногда, хоть один раз в неделю).

То есть предпосылкой такого подхода является тезис: важно начать (например, можно начать только с утренней гигиенической гимнастики; потом можно будет отказаться и от утренней сигареты… Потом — постараться пройти пешком на работу…).

Такой вариант особенно подходит человеку, который не может резко изменить свой жизненный уклад и отказаться от комфортных привычек.

Для самых инертных — максимальное вписывание программы в привычный распорядок дня.

Особенно она подходит для лиц среднего и старшего возрастов, которые, с одной стороны, уже втянулись в привычные условия жизнедеятельности и им тяжело от них отказаться, а с другой — они обременены социальными, бытовыми, личностными, профессиональными проблемами и испытывают постоянный дефицит времени.

Последнее обстоятельство для них является удобным поводом для того, чтобы объяснить нежелание перейти на здоровый образ жизни.

В таком случае элементы последнего они могут включать в привычный режим (например, часть пути на работу пройти пешком; если не появилось ощущение голода, то сэкономить время на пропуске приема пищи; утром умыться холодной водой и т.д.). Для реализации такого варианта прежде всего следует критически проанализировать свой режим дня и жизни и найти те «ниши» в них, в которые можно было бы встроить такие элементы.

Взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятельности, резервы свободного времени, состояние здоровья, поставив цель и задачи перехода к здоровому образу жизни, следует выбрать из перечня указанных тот вариант программы, по которому человек собирается работать.

Важно лишь, чтобы при ее реализации он был уверенным в себе, настойчивым и последовательным, систематически анализируя свое состояние и внося соответствующие коррективы в образ жизни.

Несомненно, что все это даст свои результаты и в отношении эффективности и продуктивности жизнедеятельности человека, и в уровне и динамике его здоровья.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

Оценки морфофункциональных показателей здоровья:

  • уровень физического развития;
  • уровень физической подготовленности.

Оценки состояния иммунитета:

  • количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
  • при наличии хронического заболевания — динамику его течения.

Оценки адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

  • эффективность профессиональной деятельности;
  • активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
  • широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

Оценки уровня валеологических показателей:

  • степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
  • уровень валеологических знаний;
  • уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
  • умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Какие же конечные результаты обеспечивает в своей совокупности следование условиям здорового образа жизни, ради чего стоит подвергать себя тому режиму ограничения и нагрузок, который лежит в его основе? Проанализировав приведенные ниже положения, каждый человек сам может сделать для себя вывод стоит ли жить каждый день «на полную катушку», в свое удовольствие, зная о последствиях такого поведения для здоровья и самой жизни, или через воспитание здоровых потребностей и заботу о своем здоровье как главной жизненной ценности обеспечить себе долгую, здоровую и счастливую жизнь. Итак, здоровый образ жизни:

  • положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;
  • способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;
  • обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
  • является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
  • обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе — высокий материальный достаток;
  • позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
  • обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Печать E-mail

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]