Правильная осанка школьника — предмет опасений родителей и врачей. Что такое осанка и как искривление влияет на здоровье школьников — будет разобрано в статье.
Осанка формируется на протяжении роста и развития ребенка, начиная с раннего возраста. Школьник с правильной осанкой не должен иметь отклонений, предписанных анатомическими стандартами. Людей с правильно посаженной осанкой, видно издалека. Голову они держат всегда прямо, походка у них легкая, спина не сутулая.
Нарушение осанки в школьном возрасте
Нарушения осанки предопределены врожденными или наследственными особенностями, а также перенесенными заболеваниями, травмами. Подобная патология может быть следствием малоподвижной жизни.
Школьники на уроках сидят за партой, дома — учат уроки за рабочим столом. В течение учебного дня, на протяжении в среднем 5-6 уроков, у ребенка появляется утомление.
От неподвижности снижается восприятие учебной программы.
Часто нарушение осанки у школьников вызвано тем, что длительное сидение за столом вызывает застойные явления кровообращения. Утомляются мышцы спины, позвоночник, шея, ноги.
О признаках усталости говорят опущенные плечи и голова, ерзание по стулу. Все эти факторы пагубно влияют на правильное формирование осанки школьника.
В раннем возрасте ребенок имеет возможность активно двигаться, с приходом в школу ему приходится больше сидеть.
Как появляется искривление осанки
Перечень основных причин, которые приводят к нарушениям осанки:
- перенесенные ранее травмы или болезни;
- пренебрежение активным образом жизни;
- недостаточная отдача на уроках физкультуры;
- несоответствие стандартов рабочего стола по отношению к росту школьника;
- переутомление от длительного сидения;
- неправильное положение за письменным столом;
- недостаточное освещение рабочего места;
- проблемы со зрением.
Для того чтобы избежать проявление проблемы с осанкой необходимо по возможности исключить факторы ее искажения.
Как определить нарушение
При неправильной осанке в теле возникают: неестественная сутулость, асимметрия расположения плеч, выпуклость живота. В медицине это явление характеризуется как искривление позвоночного столба, что являет собой сколиоз. Определить и выявить дефекты осанки в школьном возрасте поможет осмотр ребенка.
Основные способы профилактики сколиоза
Визуально заметные признаки в состоянии усугубиться заболеваниями, которые могут возникнуть вследствие изменений, вызванных осанкой. Систематическое нахождение ребенка за партой в неправильной позе дополняется вторичными, более серьезными признаками. К примеру, одна нога может быть короче другой.
Сколиотическое нарушение осанки
Изгибы позвоночника человека формируются с раннего возраста. Любые нарушения проявляются вследствие воздействия на спину ряда неблагоприятных факторов. Вовремя не заметив проблемы, с годами школьник будет приобретать дополнительные искривления. В итоге во взрослой жизни это скажется на здоровье. При сколиозе позвоночник искривляется в одну сторону, чаще вправо.
Если с врожденным сколиозом все ясно, так как он может быть следствием генной предрасположенности. С приобретенным заболеванием дела могут обстоять хуже. Порой родители не обращают внимания на проблему долгие годы. Когда нарушение удается заметить вовремя, благодаря корректирующим упражнениям и контролю специалистов ситуацию легко восстановить.
Упражнения для осанки школьникам
- Стоя с прижатыми ягодицами к стене, стоит сомкнуть вместе пятки, а после развести руки в стороны на уровне плеч. Ладошками вперед имитировать скольжение руками по стене.
- Для правильной осанки ребенку достаточно постоять ровно у стены. Поднять руки вверх, напрячь спину. Посчитать от 1 до 10. Расслабиться, опустить вниз руки.
- Упражнение в положении лежа на животе. Для этого необходимо вытянуть вдоль тела ноги и руки. Опираясь на живот и грудную клетку, одновременно поднять руки и ноги. Хороших результатов можно добиться, если задерживать положение поднятых рук и ног по несколько секунд. Вернувшись в исходное положение, упражнение повторить.
- Лежа на спине имитировать езду на велосипеде. Ноги должны находиться под углом 45 градусов. Делать манипуляцию с минутными перерывами в 10 подходов.
Более сложные физические упражнения для исправления осанки лучше выполнять только под присмотром специалистов, тренера или врача.
Профилактика нарушений осанки
Отличной профилактикой станет самоконтроль за положением спины в положении стоя и сидя. Спина всегда должна оставаться прямой. При длительном сидении необходимо делать перерыв, можно облокотиться на спинку стула или встать походить. При необходимости следует откорректировать высоту стола соизмеримо росту ребенка.
Избавляемся от сколиоза: комплекс упражнений для всех
В положении стоя лучше распределять нагрузку, опираясь поочередно то на одну, то на другую ногу. Вместо длительного нахождения на одном месте, полезно пройтись взад-вперед. Для того чтобы поднять сумку или упавший на пол предмет необязательно наклонять спину, достаточно присесть, согнув колени.
Не стоит недооценивать вред, наносимый сумкой через плечо. Ношение таких аксессуаров вместо заплечных рюкзаков напрямую грозит искривлением позвоночника. Объясняя ребенку, насколько правильная осанка важна для школьников, рекомендуется давать чаще им рекомендации.
Методические рекомендации для улучшения осанки
Для правильной осанки ребенку школьного возраста нелишним будет соблюдать следующие правила и выполнять несложные рекомендации:
- должно быть правильно организованное спальное место, наличие ортопедического матраса и удобной подушки;
- не стоит забывать о ношении обуви в соответствии размера ноги;
- отсутствие физических нагрузок, подвижных игр, разминок — также большой плюс;
- недопустимо стоять или сидеть на одной ноге;
- пагубно влияет ношение тяжестей, не стоит наполнять портфель лишними книгами.
Дабы выработать правильную осанку, нужно следовать рекомендациям и пользоваться существующими методиками, которые были разработаны для ее улучшения.
Как помочь школьнику сохранить правильную осанку
Грамотно организованное рабочее место позволит лучше учиться и сберечь здоровье
Чем старше становится школьник, тем больше времени требуют от него домашние задания. А значит, рабочее место нужно обустроить таким образом, чтобы предотвратить возникновение дефектов осанки и других проблем со здоровьем.
Почему удобство имеет значение
Школьные оценки зависят не только от таланта учителей и способностей ученика. Удобное и функциональное домашнее рабочее место, за которым ребенок ежедневно делает уроки, позволит больше успевать, меньше уставать и оставаться здоровым. Так, правильно подобранная мебель снизит риск возникновения проблем со здоровьем — в первую очередь, нарушений зрения и осанки.
Эргономика мебели и вообще привычных вещей стала особенно важной во время дистанционного обучения и работы из дома из-за пандемии. Вынужденно лишив себя удобных офисных кресел, взрослые заново осознали, насколько важен комфорт, когда работаешь на протяжении нескольких часов в одной и той же позе.
Причем для детей это удобство, пожалуй, имеет даже большее значение, чем для взрослых, ведь учебная мебель поддерживает ту или иную позу и закрепляет осанку — здоровую либо неправильную.
Кстати, согласно данным исследований, современные школьники в среднем проводят больше половины дня (55% времени бодрствования, или почти 8 часов) в сидячем положении.
Разберем, как выбрать, организовать и правильно расположить домашнее рабочее место школьника.
Высота, подходящая для «90–90–90»
Парта или письменный стол — «главный герой» рабочего пространства школьника, и первое, на что нужно обратить внимание при его выборе, — высота столешницы. Если этот параметр подобран правильно, ребенку во время выполнения домашних заданий будет легче поддерживать правильную позу. Понять, что это так, довольно легко, если держать в уме правило «90–90–90».
При оптимальной позе предплечья с локтями лежат на столешнице, спина остается прямой, а позвоночник образует угол в 90 градусов с бедрами, которые касаются сиденья стула всей своей поверхностью. Бедра, в свою очередь, тоже образуют в коленях прямой угол с голенями, а те — еще один, со стопами, которые полностью касаются пола.
Такая поза, отмечают ортопеды, помогает убрать мышечные зажимы, уменьшает детскую сутулость и снижает вероятность искривления позвоночника. Чтобы ребенку было легче ее поддерживать, при выборе парты ориентируйтесь на рост школьника.
Так, при росте 100–115 см высота столешницы должна составлять 46 см; для 116–130 см роста — 52 см; 131–145 см — 58 см; 146–160 см — 64 см; 161–175 см — 70 см.
Учитывая эти данные и то, как быстро растут дети, получается, стол или парту нужно менять каждые пару лет. Стремясь избежать лишних затрат и хлопот, некоторые родители хотят купить ученический стол «на вырост». Однако лучше так не делать. Есть альтернативное решение — купить стол с регулируемой по высоте столешницей, который будет «расти» вместе с ребенком.
Такое решение обеспечит комфорт как первокласснику, так и будущему выпускнику ростом под 180 см. Кроме того, этой мебелью при необходимости смогут пользоваться и другие члены семьи, в любое время регулируя высоту стола под себя.
И все же одной только мебели подходящей высоты для хорошей осанки мало: для детей естественно время от времени елозить или сидеть в необычном положении.
Поэтому родителям все равно придется напоминать держать спину ровно и опираться на спинку стула или кресла, пока такая поза не закрепится «на автомате».
А еще — следить, чтобы ребенок во время приготовления уроков не склонялся над столом, не поджимал под себя ноги на стуле и не заваливался на один бок.
Угол наклона для письма и рисования
Сохранить правильную осанку ребенку и обеспечить комфорт также поможет и парта с регулируемым углом наклона столешницы. Поэтому, если возможно, выбирайте именно такую парту. Столешница под углом дает возможность менять положение рук, снижает нагрузку на глаза и шейный отдел позвоночника.
Подобная парта будет особенно полезна начинающим художникам, ведь многие модели столов с этой функцией способны заменить собой мольберт. Писать за такой партой-трансформером можно сидя, а рисовать — стоя, как настоящий художник.
При выборе уделите особое внимание безопасности поворотного механизма. Оцените, сможет ли ребенок сам с ним справиться или каждый раз будет требоваться помощь взрослых? Закрыты ли движущиеся части защитными кожухами или младшекласснику ничего не стоит прищемить такой партой палец?
Кресло без подлокотников «на вырост»
Высота стула также должна соответствовать росту школьника, чтобы его стопы полностью касались пола, а предплечья оставались на столешнице.
Это важно: оставшиеся без опоры ноги провоцируют ненужное напряжение мышц позвоночника, а это, в свою очередь, может привести к болям в спине.
Поэтому для домашнего рабочего места школьника лучше приобрести школьный стул или специальное компьютерное кресло с регулируемой высотой сиденья.
В отличие от «взрослых» кресел, детские, как правило, не имеют подлокотников. Это сделано для того, чтобы у ребенка не возникло соблазна сутулиться, наклоняясь вперед или вбок. А вот регулируемый наклон и высота спинки станут дополнительными плюсами.
При выборе такого стула обратите внимание на ростовую группу, указанную производителем, или ориентируйтесь на фактический рост ребенка. При росте 100–115 см высота сиденья должна составлять 26 см; при 116–130 см роста — 30 см; 131–145 см — 34 см; 145–160 см — 38 см; 160–175 см — 42 см.
Продуманное освещение тоже важно
Естественный свет более благоприятен для зрения, поэтому стол лучше поставить у окна: пусть свет падает слева, если ученик правша, и справа, если левша. Если это невозможно, то парту лучше расположить таким образом, чтобы ребенок сидел лицом к стене, а не к окну.
На это есть две причины: во-первых, ребенка не будет отвлекать вид за окном (например, на детскую площадку). Во-вторых, так в глаза будет попадать меньше бликов отраженного солнечного света (они вызывают утомление глазных мышц).
Тем не менее естественного света не всегда хватает, да и уроки детям часто приходится делать по вечерам. Поэтому обязательно нужна настольная лампа.
Старайтесь выбирать модели, которые позволяют менять угол падения света. Также удобны светильники, которые можно закрепить на стене, — лишнее место на столе никогда не помешает.
Проследите, чтобы искусственный свет падал спереди и слева (в случае с правшой) или справа для школьника-левши.
Коллекция/iStock
Сидим, стоим и ходим ровно: как сохранить осанку школьнику ?????
Тест-драйв «Держи спину ровно!» — слышали мы в детстве, а теперь говорим своим детям. А зачем нужно беречь осанку и как делать это правильно? Разбираемся вместе с Профи.
Осанка — это привычное положение тела. То есть то, как выглядит ваша спина, если вы не стараетесь её выпрямить. Из-за её искривления могут пострадать внутренние органы, включая органы дыхания, испортиться зрение и даже возникнуть риски для сердечно-сосудистой системы.
В школьные годы, когда скелет активно растёт и формируется, нам приходится носить тяжёлый портфель, много сидеть на уроках и за домашними заданиями. Всё это может привести к нарушению осанки. В этой статье поговорим про то, как избежать негативных последствий, и расскажем, что делать, если вы заметили первые тревожные признаки.
Содержание
Нарушение осанки у детей: причины и последствия
Осанка может испортиться по многим причинам:
- травмы, в том числе родовые,
- раннее сидение или подъём на ножки в младенческом возрасте,
- плохое питание и частые болезни,
- ослабленный мышечный корсет,
- неправильная поза во время сна,
- неподходящая мебель — стол, стул, кровать,
- плохое зрение,
- ожирение.
С некоторыми из этих причин легко справиться: достаточно выстроить режим, подобрать мебель и заняться физическими упражнениями. Но если пустить ситуацию на самотёк, могут возникнуть проблемы.
В некоторых случаях неправильная осанка приводит к сколиозу. Это патологическое искривление позвоночника, при котором позвонки отклоняются в сторону и одновременно скручиваются вокруг своей оси. При простом сколиозе спина выгибается в одну сторону и приобретает форму буквы С. При сложном — сразу в две стороны, напоминая букву S.
Сколиоз бывает четырёх степеней. При первой снижается только тонус мышц — и если попросить ребёнка выпрямиться, искривление станет незаметным. Но первая степень быстро перетекает во вторую, а при ней убрать видимые изменения можно будет уже только с помощью регулярной гимнастики. Третья степень сколиоза требует ортопедического лечения.
Первые признаки плохой осанки:
- постоянно скруглённая спина;
- торчащий живот при нормальном весе;
- стремящиеся вперёд плечи;
- полусогнутые колени в положении стоя;
- жалобы на боль в шейном и поясничном отделах.
Заметили какие-то из этих симптомов? Стоит проконсультироваться со специалистами. Помогут ортопед, тренер ЛФК и массажист.
Если ребёнок, сидя за столом, опирается на руку или подкладывает ногу под себя — это может быть признаками сколиоза. Таким способом дети часто пытаются снять нагрузку с позвоночника.
К тому же стоит обратить внимание, если малыш вжимает голову в плечи, быстро устаёт и становится плаксивым. При всех этих симптомах может потребоваться осмотр ортопеда.
Опытный специалист определит, какие мышцы в тонусе, а в каких, наоборот, тонус понижен. Ведь здоровая мышца — это эластичная мышца.
Как сформировать правильную осанку
Начните с выстраивания режима. Во-первых, заведите привычку ложиться и вставать в одно и то же время — ребёнку важно высыпаться. Во-вторых, позаботьтесь о том, чтобы у малыша была возможность активно двигаться в течение всего дня.
На переменках в школе он должен ходить и бегать, а не сидеть в классе и повторять уроки. После школы полезно будет гулять на улице или хотя бы помогать по дому. В идеале — заниматься спортом, например плаванием или гимнастикой.
А если проблемы с осанкой уже появились — ЛФК.
ЛФК включает в себя и силовые упражнения, и упражнения на растяжку. Они будут полезны как детям с просто плохой осанкой, так и со сколиозом. К тому же занятия лечебной физкультурой — это профилактика негативных последствий в будущем. Например, если систематически ходить на тренировки в детстве, во взрослом возрасте можно избежать грыжи.
После того как наладили режим, обратите внимание, как малыш сидит и ходит. «Особенно важно контролировать положение спины и шеи при статических позах — за компьютером, партой, столом. Ведь ребёнок в среднем 8 часов в день проводит в сидячем положении.
При этом он часто вытягивает шею вперёд. Это неправильно — шея должна быть продолжением позвоночника», — объясняет Арина Соболева. Конечно, следить за школьником круглосуточно у вас не получится.
Но в ваших силах максимально уменьшить количество негативных факторов:
- Купить подходящую мебель. Стул и стол, за которым ребёнок будет делать уроки, должны подходить по росту и возрасту.
- Выбрать правильный портфель. Сумки на одно плечо, особенно тяжёлые, будут перегружать позвоночник и могут сформировать у ребёнка несимметричную походку.
- Найти удобную обувь. Ботинки и туфли нужно не только подбирать по размеру, но и регулярно менять — как только начали стаптываться каблуки или протектор.
За формирование правильной осанки отвечает мышечный корсет. Речь идёт не только о мышцах спины, но и передней поверхности тела: грудные, мышцы живота, пресс. «Пресс помогает спине выдерживать нагрузку. Если мышцы пресса хорошо накачана, сохраняется внутрибрюшное давление, благодаря которому мышцы спины лучше выполняют свою функцию», — объясняет Арина Соболева.
Упражнения для укрепления и растяжки должны стать частью ежедневной рутины школьника, считают специалисты. Делать их можно в домашних условиях — например, с утра, в качестве зарядки. А ещё повторять несколько раз в течение дня, отрываясь от учёбы и вставая из-за стола.
Кошечка | Встаньте на четвереньки: колени находятся под тазобедренными суставами, ладони под плечевыми. На вдохе прогнитесь в груди, на выдохе — выгните спину. Повторите 10–12 раз. |
Мельница | Встаньте, выпрямитесь, положите руки на талию. Теперь поочерёдно каждой рукой совершайте махи вперёд и назад. По 10 повторений каждой рукой. Свободная рука лежит на поясе, спина прямая. |
Велосипед | Ложитесь на спину и крутите воображаемые педали 30–60 секунд. |
Лодочка | Лёжа на животе, одновременно поднимите выпрямленные ноги и руки. Следите, чтобы ноги были плотно прижаты друг к другу, ладони держались вместе, а ягодицы были напряжены. Старайтесь поднять ноги и руки как можно выше. Задержитесь в верхней точке на 3–5 секунд, расслабьтесь. Повторите 5 раз. |
Струнка | Лёжа на спине, вытяните руки и ноги в противоположных направлениях. Повторите 5–10 раз. |
Ребёнку обязательно нужна физическая активность. Достаточно хотя бы раз в час вставать и делать несколько упражнений. Но ещё лучше, если ребёнок будет заниматься в какой-нибудь спортивной секции пару раз в неделю.
Если по какой-то причине записываться в секцию вы не готовы, можно организовать для ребёнка маленький спорткомплекс прямо в квартире — установить шведскую стенку, повесить турник. Даже элементарные потягивания и вис расслабляют напряжённые мышцы, укрепляют связки, улучшают кровоснабжение тканей.
Однако, считает Арина Соболева, работа со специалистом может оказаться более эффективной. «У каждого человека свои проблемные зоны. И если у вас не очень хорошо работают мышцы верхней части спины, то делать приседания нет смысла. Вам больше подойдут тяги», — советует тренер.
Выбираем стул и стол
Для формирования правильной осанки очень важно подобрать мебель не только по росту, но и по возрасту, считает массажист Анна Тращановская. «Именно неправильная посадка за столом и отсутствие физической нагрузки приводят к нарушению осанки. А в дальнейшем — к сколиозу, искривлению позвоночника, ухудшению зрения, усталости и болям», — объясняет Анна.
При выборе стула специалисты советуют обращать внимание на следующие параметры:
- Ноги ребёнка должны доставать до пола.
- У ребёнка должна быть возможность как согнуть, вытянуть, так и поджать ноги под себя.
- Для младших школьников расстояние от стула до поверхности стола должно составлять 25–35 см, для старших — 30–45 см.
Тренеры и массажисты рекомендуют не спешить с покупкой специального ортопедического стула. Такую мебель нужно подбирать индивидуально: одним не будет пользы от «седла», другим — от классического коленного стула.
Если всё же решились — проконсультируйтесь со специалистом. Особенно если у ребёнка есть искривление позвоночника.
«Стул можно заменить на фитбол или подложить балансировочную подушку — это укрепляет мышечный корсет», — советует Юлия Нестерова.
Стол тоже может быть самым обычным. Главное, чтобы столешница располагалась на 5–6 см выше локтя. К тому же существуют специальные ограничители: они крепятся к мебели и не дают ребёнку наклоняться над тетрадями и учебниками.
Такое приспособление будет особенно полезно младшим школьникам, которые только учатся правильно сидеть. Но есть один значительный минус: ограничитель можно поставить только дома, тогда как большую часть времени за письмом и чтением дети всё же проводят в школе.
Привыкнув опираться на специальную перегородку, без неё ребёнок может вновь начать сутулиться.
Задуматься о покупке специального стола стоит, если большую часть домашнего задания ребёнок делает на компьютере. В некоторых моделях есть полочка для клавиатуры — она позволяет разгрузить локтевой сустав при печатании.
Наконец, не забудьте про освещение. Ведь если ребёнок чего-то не видит, он автоматически склоняет голову и щурится. Поставьте настольную лампу с мягким рассеянным светом так, чтобы свет падал слева для правши и справа для левши.
Собираем рюкзак
Пустой рюкзак для ученика начальных классов должен весить 700 г, средних и старших классов — 1 кг. Вес с наполнением:
- 1–2-й классы —1,5 кг;
- 3–4-й классы — 2 кг;
- 5–6-й классы — 2,5 кг;
- 7–8-й классы — 3,5 кг;
- 9–11-й классы — 4 кг.
По рекомендациям Роспотребнадзора, портфель должен обладать формоустойчивой — а проще говоря, жёсткой спинкой, которая хорошо прилегает к спине.
Также важно правильно загружать рюкзак. Научите ребенка раскладывать учебники и канцелярию по разным отделениям, чтобы нагрузка распределялась равномерно.
Проверяем обувь
Специалисты советуют покупать мягкие модели с протектором и небольшим каблуком. А за обновками заглядывать в обувной магазин не реже, чем раз в сезон. Стоптанная подошва не даёт необходимой амортизации, и при ходьбе возникает нагрузка на позвоночник.
Помогает ли корсет для исправления осанки?
Корсеты для осанки бывают трёх степеней фиксации — лёгкой, средней и сильной. Первый вид относится к профилактическим средствам — такой корсет состоит из эластичных ремней, которые помогают телу запомнить правильное положение. А вот последние два — это уже лечебные ортезы с рёбрами жёсткости. Прописать их может только ортопед.
Конечно, можно носить корректор самой лёгкой степени просто для профилактики. Но даже он не панацея. Всё равно придётся работать над образом жизни, делать упражнения и следить за осанкой.
Советы, как сохранить осанку
- Больше движения. Здоровый ребёнок должен много двигаться: статичная нагрузка, стояние и сидение приводят к чрезмерной нагрузке на скелет и связки.
- Не забывайте про передышки. Младшему школьнику после занятий полезно полчаса-час полежать, чтобы мышцы успели отдохнуть от статической нагрузки.
- Позаботьтесь о ночном отдыхе. Детям нужно спать на кровати с жёстким основанием и мягким матрасом. Чтобы во время сна сохранялись анатомические изгибы тела, можно подобрать ортопедическую подушку.
- Будьте осторожны с видами спорта, которые дают нагрузку преимущественно на одну сторону тела. Это бадминтон, большой настольный теннис, гольф, дартс, фехтование.
Классный час на тему: "Правильная осанка — залог здоровья"
- Согласовано
- Руководитель ШМО
- учителей начальных классов
_______________С.В.Поливанова
Конспект классного часа
Тема: «Правильная осанка-залог здоровья»
Классный руководитель 4 класса: Ю.А.Алферова
- Цели:
- — Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения осанки
- — Вызвать интерес к вопросам здоровья
- Задачи:
- — Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения- Дать рекомендации по профилактике нарушений осанки.
- — Воспитывать активный образ жизни, умение владеть своим телом в покое и движении.
- Целевая аудитория: учащиеся 4 класса
- Оборудование:
- Компьютер, проектор, презентация, плакаты, «ромашка» с советами, продукты питания, небольшая подушка, звёзды разного размера.
- Ход занятия:
I. Вступительное слово учителя. Мотивация.
— Здравствуйте, ребята. Говорить друг другу здравствуй – это, значит, желать здоровья. Здравствуйте! Говорят при встречах, желая здоровья, так и я приветствую вас.
- Утром кто-то очень странный
- Заглянул в наше окно,
- На ладони появилось
- Ярко желтое пятно.
- Это солнце заглянуло,
- Будто руку протянуло
- Тонкий лучик золотой
- И как с первым лучшим другом
- Поздоровалось со мной.
— Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу вам пожелать, чтобы каждый день приносил вам радость!
— Начну я наш классный час с притчи.
Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:
— Кто вы?
— Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.
— Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.
Больная мать сказала:
— Давайте впустим Здоровье.
Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой – странники исчезли.
II.Самоопределение к деятельности.
— Ребята, посмотрите внимательно на доску.
-Как вы думаете, кто из странников очутился у нас на классном часе? (Здоровье).
— Да, действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье.
-Здоровье – это счастье в жизни любого человека. Не зря в народе говорят: Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял — всё потерял.
Слайд 2.
Профессор Израиль Брехман говорил: ЗДОРОВЬЕ — ЭТО ВЕРШИНА, НА КОТОРУЮ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОДНЯТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
-Ребята, а что значит быть здоровым? (быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным).
Всем известно, азбука обучает чтению,Трудному, но главному для детей умению.А у Айболита азбука другая,Она привычкам правильным деток обучает:Как простуды избежать,Слух и зренье сохранять,Закаляться, развиваться,И здоровым оставаться.
- Азбуку здоровья чаще открывай, Учи советы важные и в жизни применяй!
- -Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего классного часа, предлагаю вам отгадать загадку:
- Быть здоровою должна
Наших школьников…….(спина).
- Слайд 3.
- III. Основная часть
- — Да, сегодня мы поговорим о правильной и красивой осанке.
- Слайд 4.
- -Представьте двух молодых людей.
- Идёт молодой человек, сутулится, спина круглая, голова наклонена, ноги волочит, точно специально старается подошвы поскорее стереть.
- А вот другой: походка пружинистая, ступни легко отрываются от земли, торс прямой, плечи расправлены, голова приподнята.
- -На кого приятней смотреть?
- (ответы уч-ся)
- — Да, второй человек красив, статен.
— Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно сформирован скелет. При правильной осанке легче работает сердце и другие важные органы. Правильная осанка не дается человеку при рождении, а приобретается им.
Она вырабатывается в детстве и юности, после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвоночниках еще не заменилась костной. Поэтому все взрослые постоянно говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!» Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой.
Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине и пояснице.
-Ученые провели наблюдение. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, то он кажется выше. А вот высокий, но сутулый — ниже.
- -Что же такое осанка?
- Слайд 5.
- Осанка — это привычная поза непринужденно стоящего или сидящего человека.
- Слайд 6.
- Правильная осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, туловище выпрямлено.
- Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова приподнята.
- (Учитель демонстрирует на детях)
-На осанку влияет, прежде всего, позвоночник – осевой орган. Позвоночник – это не просто стержень нашего организма. Вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений.
- — Ребята, а кто имеет правильную красивую осанку?
- Слайд 7.
- -Правильную красивую осанку имеют балерины, гимнасты, фигуристы, фотомодели.
- Слайд 8.
- -Ребята, посмотрите, кто это к нам пожаловал? (Баба – Яга)
- -Можно ли сказать, что у неё красивая осанка?
- -Ребята, поднимите руку те, кто хочет узнать какие правила нужно выполнять, чтобы ваша осанка была правильной и красивой.
- -Для того чтобы сохранить правильную осанку, нам помогут советы Доктора Айболита (используется «ромашка», дети по очереди снимают с доски лепестки с советами и зачитывают).
- Слайды 9,10.
- Совет №1: » Правильно сиди за партой»
- — Ребята, почему нужно правильно сидеть за партой?
- -При правильной посадке голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги ровно стоят на полу, пятки вместе.
-На стуле рекомендуется сидеть прямо, свободно, не горбясь и не облокачиваясь, не следует раскачиваться на стуле, сидеть на краешке либо «верхом». Садиться и вставать нужно бесшумно.
- Вы, ребята, посмотрите:Все ли правильно сидите.Быть прямой должна спина,
- Как гитарная струна
- Ноги вы соедините,Прямо голову держите.Ну, а чтобы не устатьПозу нужно поменять,А минут так через тридцать,
- Походить не полениться.
— Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что в нашем классе стоят парты разные по высоте. Правильный подбор мебели также имеет большое значение при сохранении осанки.
- -Давайте подберём стул для этой парты.
- ( выходит ученик)
- Слайд 11.
- Совет №2: Занимайся спортом!
Чтоб успешно развиваться,Нужно спортом заниматься,От занятий физкультурой,Будет стройная фигура.Нам полезно без сомненья,Всё, что связано с движеньем.Вот, поэтому, ребятки,
- Будем делать мы зарядку.
- — Чтобы осанка была правильной надо двигаться, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой и спортом.
— Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.
IV. Физкультминутка.
-Предлагаю послушать замечательную песенку и подвигаться! (дети выходят из-за парт и встают в центре класса).
V. Продолжение работы.
- Слайд 12.
- Совет №3: Спи на жёсткой постели.
- -Ребята, а почему нужно спать на жёсткой постели?
- Береги свой позвоночникУтром, днём и даже ночью.Чтобы кости не болели,
- Спи на жёсткой ты постели.
- Слайд 13.
Совет №4. Соблюдай режим дня.
- — Ребята , почему нужно выполнять режим дня?
- Чтоб здоровье сохранить,
- Организм свой укрепить,
- Знает каждая семья
- Должен быть режим у дня.
- Если будешь ты стремиться Распорядок выполнять -Будешь лучше ты учиться,
- Лучше будешь отдыхать.
- Слайд 14.
Совет №5. Занимайся плаванием.
-Особенно полезно для спины плавание и гимнастика в воде. Плавание – эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза.
Слайд 15.
Совет №6.Правильно переноси грузы.
- -Ребята, как правильно нужно переносить грузы?
- Груз тяжёлый и большой,Не носи в руке одной.Поровну распределяй, В две руки,
- И в путь ступай.
- Слайд 16.
- -Ребята, а в чём лучше носить учебники и все школьные принадлежности?
- (в ранце)
-Многие ребята ходят с сумкой на плече. Это отрицательно влияет на позвоночник. Масса ранца учащегося начальных классов должна весить 2 кг 700г.
Совет №7. Правильный подбор обуви и одежды.
Слайд 17.
-Правильно подобранная обувь даёт стопе ограничение, замкнутое пространство, которое способствует правильному формированию стопы, в дальнейшем поможет избежать травм и сформировать правильную походку.
Совет №8. Правильно питайся!
- Слайд 18.
- -Для сохранения правильной осанки необходимо правильное питание.
- -Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.)
- Витамин Dнужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.
- Знаем мы — нужна всегда всем полезная еда:Разные продукты — овощи и фрукты.А для осанки помни, дружок,
- Очень полезный продукт — творожок!
- Питание должно быть: разнообразным, регулярным, богатое овощами и фруктами и без спешки.
- Мера нужна и в еде,Чтоб не случиться нежданной беде.Нужно питаться в назначенный час,
- В день понемножку, по несколько раз.
- -Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Разложи продукты».
- -Перед вами лежат продукты питания.
- Задание такое: разложить эти продукты на две части.
- Первая — продукты, полезные для здоровья.
- Вторая — продукты, вредные для здоровья.
- А теперь совет № 9: Следи за своей походкой!
- Слайд 19.
- -Чтобы сохранить правильную осанку, необходимо следить за своей походкой.
- Слайд 20.
-Например, женщины Востока и Африки носят на голове сосуды с водой, корзины с фруктами, совсем не поддерживая их руками. Эти женщины отличаются стройностью, гордой осанкой.
- Игра «Кто лучше пройдет».
- -Сейчас мы поиграем в игру «Кто лучше пройдет».
- Это упражнение помогает в сохранении осанки.
- (Дети проходят с небольшой подушкой на голове.)
- Слайды 21,22.
- -Ребята, можно ли эти позы назвать правильными?
- -Почему?
- Позы, способствующие формированию неправильной осанки.
-У некоторых детей возникает нарушение осанки. В дальнейшем может развиться сколиоз. Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается такая болезнь, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице. Позволяет держать осанку позвоночник — основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков.
- Слайд 23.
- -Что же такое сколиоз?
- Сколиоз — это боковое искривление позвоночника.
- Признаки сколиоза:
- Перекошены плечи.
- Перекошен таз.
- Сказка о сколиозе.
- -Послушайте сказку о сколиозе.
- Сказка о Сколиозе.
В одной ужасной стране – стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил – был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки.
Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости.
Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех.
Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку – невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел.
Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью.
Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.
Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха.
И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызгает на них своё зелье.
Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой.
-Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?
Работа с пословицей.
-Народом создано много пословиц и поговорок о здоровье. Объясните смысл пословицы.
- «Человек настолько молод, насколько молод его позвоночник»
- (Вы будете ощущать себя до тех пор молодыми, пока будет здоров ваш позвоночник.)
- -Ребята, а вы хотите узнать правильная ли у вас осанка?
- Как проверить осанку: (желающие ученики из класса)
1.Проверяем наличие сутулости.
Мерной лентой измеряем расстояние между крайними точками плеч сначала со стороны груди, а потом со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы – всё в порядке, если второе число намного больше первого – сутулость есть.
2.Проверяем наличие искривления позвоночника.
Встаньте спиной к стене, плотно прижмите пятки, ягодицы и лопатки к стене. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак – осанка нарушена.
Приступать к оздоровлению никогда не рано и никогда не поздно. Лучше сделать этот шаг сегодня, чем завтра.
- Слайд 24.
- Профилактика сколиоза.
- Слайд 25.
- Способы лечения нарушений осанки.
- -Лечебная гимнастика;
- -лечебное плавание;
- -массаж;
- -корректор осанки (ортопедический корсет).
- Слайд 26.
- -Существуют комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
- Слайд 27.
- Комплекс упражнений лечебной физкультуры.
- Слайд 28.
- Корень, ствол у дерева –
- Жизни всей источник,
- Жизни ствол у человека –
- Это позвоночник.
- Сделав выводы теперь,
- Вы держитесь твердо.
- Чтобы по земле шагать
- Вам с осанкой гордой.
VI. Рефлексия.
-Ребята, у вас на партах лежат звездочки трёх размеров. Давайте создадим своё звёздное небо. Выразите свои ощущения от классного часа, выбрав звезду нужного размера.
Чем больше положительных эмоций вы испытали, тем большую звезду вы можете выбрать. Затем запишите 3 – 4 совета, которые помогут вам сохранить осанку правильной.
(Учащиеся приклеивают звёзды на заранее подготовленный лист ватмана на доске).
VII. Итог занятия.
- — Закончить классный час мне хотелось бы такими словами:
- Мы рождены, чтоб жить на свете долго,
- Грустить и петь, смеяться и любить.
- Но чтобы стали все мечты возможны,
- Должны мы все здоровье сохранить.
- Слайд 29.
- Следите за своей осанкой!