Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

10 причин дать художественной литературе шанс

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

Особенно это ощущается, когда вас никто не заставляет читать, не стоит над душой и не требует своими словами объяснить, что хотел сказать автор. Вы можете сами решить, увлекает вас сюжет или нет, отложить скучную книгу и перейти к следующей и в конце концов определить, что же интересует именно вас:

  • Развитие сюжета?
  • Яркие и искрометные диалоги?
  • Хорошо прописанные герои?
  • Или что-то еще?

Когда скорость чтения и темп освоения новых книг отходят на второе место, сам процесс начинает играть новыми красками.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

В состояние потока человек входит, когда погружается в то, что делает. Чтение — один из видов активности, который наиболее часто называют источником потока в одноименной книге Михая Чиксентмихайи.

Оно сужает ваш фокус внимания до происходящего на страницах книги, параллельно с этим внимание человека направляется и внутрь себя, мы анализируем собственные мысли и ощущения, сопереживание, несогласие с героем и так далее.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

Конечно, мыслить образно поможет и нон-фикшн, описывающий путь к успеху, однако более сложные процессы (например, функционирование нервных клеток) все-таки нуждаются в сопровождающих схемах.

Художественные средства выразительности помогают нам составить образ предмета или объекта из знакомых нам черт.

Развитое образное мышление впоследствии поможет вам понятными словами описывать даже работу нейромедиаторов или двигателей внутреннего сгорания.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

Французский нейробиолог Станислав Деан доказал, что при чтении художественного текста в человеческом мозгу активируются области, ответственные за получение реального чувственного опыта.

Так, включаются воспоминания о запахах, вкусах, тактильных ощущениях, музыке или визуальных образах.

Такой прогон нервных импульсов к сохраненным в памяти образам помогает освежить нейронные связи, образовавшиеся даже много лет назад.

К тому же память иногда тренируется напрямую в процессе чтения, когда читатель должен запомнить, кто кому приходится родственником, мужем и бастардом в «Песни Льда и Огня», «Войне и мире» или «Тринадцатой сказке».

Известные люди с помощью мягких навыков изменили мир. Хотите также? На примере пяти гениев рассказываем, как менять жизнь вокруг.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

Чтение художественной литературы действительно способствует увеличению активного словарного запаса, и если в случае чтения на родном языке это не так ощущается, то при изучении иностранной литературы вы точно почувствуете рост.

В 2013 году проводилось исследование, в котором сравнивался объем словарного запаса и его зависимость от читательских привычек и возраста респондентов.

Наибольшим словарным запасом обладали люди, часто читавшие художественную литературу.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

Возможно, это связано с тем, что во время чтения произведения вы получаете удовольствие от развития сюжета, а не от однозначного «убийца — дворецкий», но ученые из Канады в 2013-м доказали, что систематическое чтение рассказов снижает потребность в ясности и гарантированной стабильности.

В отличие от публицистики или нон-фикшна, художественная литература вываливает на страницы весь внутренний мир героя, от душевных терзаний до детских травм. Читатель может разобраться в эмоциях и мотивации героя, соотнести их со своими переживаниями, научиться лучше понимать себя и других благодаря этому эмоциональному опыту.

Это подтвердило исследование, опубликованное в 2013 году в журнале Science.

Конечно, вы можете познакомиться с культурой других стран и эпох с помощью исследований или документальных фильмов, но произведения, написанные в интересующее вас время в нужной вам стране, будут источником информации из первых рук, законсервированной в слова и истории. Вы сможете на практически живых примерах прочитать, какие существовали общественные или культурные нормы, как они исполнялись и почему они были важны.

Художественные тексты часто гораздо более читабельны (конечно, есть и всем известные исключения: например, Толстой), чем нон-фикшн и профессиональная литература.

Так что, если вам понадобится написать нехудожественный текст, вы можете поучиться у писателей тому, как сделать его более простым для восприятия.

Например, писать интересно и увлекательно вам поможет классика ХХ века: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Чтение книг помогает снизить стресс. Это доказали американские психологи все в том же 2013 году: начиная с шестой минуты чтения пульс читателей замедлялся, как при медитации, а мышцы расслаблялись. К тому же чтение книг с бумажного носителя или электронной книги имеет успокаивающий эффект, поскольку перед глазами нет мерцающего экрана.

Похожие статьи

Книжный клуб

Зачем читать художественную литературу: 5 очень субъективных причин

14 февраля 2020 20 576 просмотров

Олеся Ахмеджанова

Каждый раз, когда я встречаю своего старшего брата, который занимается бизнесом и читает в основном нон-фикшн, наш разговор заканчивается спором: он искренне недоумевает, зачем я «трачу время» на художественные книги.

Мол, в этих выдуманных историях нет никакого смысла — только бесполезная трата времени. Ничему не научишься, ничего не узнаешь, а если хочешь развлечься, то проще фильм посмотреть. Каждый раз моему удивлению нет предела.

Но я задумалась: а что если таких людей, которые не любят «художку», много? И решила написать о том, что дает мне художественная литература и почему я ни на что её не променяю.

Эмпатия

Мы выпускаем много книг про эмоциональный интеллект и без конца говорим о пользе эмпатии. Но мне кажется, что именно художественная литература — один из самых классных способов прокачать эти навыки.

Когда мы читаем о переживаниях героя, то чувствуем его боль: ставим себя на его место, пытаемся понять его чувства, проживаем каждый момент.

Мы учимся сочувствию, примеряем ситуацию на себя и проходим полноценный тренинг по развитию эмпатии. В реальной жизни этот опыт помогает нам сопереживать другим людям, быть более отзывчивыми и понимающими партнерами и друзьями.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт
Источник

Правда, не каждая книга так работает. Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему. Почему так происходит — непонятно. Понаблюдайте, какие истории вызывают у вас больший всплеск: возможно, эти эмоции помогут вам узнать что-то новое о себе.

Образное мышление

В детстве я не любила книжки с картинками. Вместо них с удовольствием перелистывала и читала советские тома собраний сочинений Пушкина, Лермонтов и Дюма: такие, наверно, были у всех. Не скажу, что это правильно (сейчас я обожаю детские книги с иллюстрациями), но вот такое чтение без визуальных подсказок очень повлияло на мое воображение. Оно у меня неплохое.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт
Источник

Художественная литература — это возможность придумать что угодно. Мы сами «рисуем» в голове образ главного героя (правда, потом страдаем, когда видим, что в экранизации он выглядит совершенно иначе).

Если мы читаем, что герой оказывается в страшном месте, то тут же переносимся в свою холодящую дух фантазию. Каждую деталь мы достаем из своей головы и придаем ей знакомый вид.

Включаем воображение на полную, и это делает нашу жизнь гораздо увлекательнее.

Культурные коды

История нашего мира — это миллионы культурных кодов, спрятанных в искусстве, литературе, кино, музыке и всех сферах жизни. Узнавать, отыскивать и замечать их — это занятие, которое расширяет кругозор и приносит невероятное удовольствие.

Например, увидев где-нибудь на обложке старуху и подозрительного человека с топором, вы вспомните «Преступление и наказание». Женщина и паровоз станет ассоциацией с «Анной Карениной». Классические персонажи, вроде Робинзона Крузо, Дон Кихота и Одиссея, тоже наверняка будут вам понятны.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт
Источник

Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке. Скорее это минимум, который помогает видеть мир объемнее, интереснее, разнообразнее. Понимать отсылки, смеяться над шутками, видеть, как жизнь меняется или, напротив, остается прежней.

Словарный запас

Художественная литература — пожалуй, самый приятный способ сделать свой словарный запас больше и разнообразнее. Избавиться от канцеляризмов и шаблонных фраз. Быстро формулировать мысли и без труда писать тексты. Я говорю совершенно серьезно: для меня это лучший источник пополнения словарного запаса.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт
Источник

Да одна только русская литература может заполнить копилку с новыми словами почти мгновенно! Фармазон, шлафор, аониды, зипун, алкать, бельведер и балясничать — пусть некоторые уже стали устаревшими, они могут здорово обогатить речь и придать ей особый колорит.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт

В 2013 даже проводили исследование, которое показало, как художественная литература влияет на словарный запас. Вот эта синяя черта показывает, насколько больше слов знают те, кто постоянно читают фикшн-литературу. А бирюзовая нижняя линяя — это те, кто «художку» читает редко. Разница между теми и другими — почти в два раза. Впечатляет.

Терапия

В отличии от литературы по саморазвитию «художка» не нацелена на эффективность. Она больше про глубину, осмысление, переживание эмоций.

И да, конечно, чтение не может излечить нас от проблем со здоровьем или глубоких психологических травм. Но оно помогает «копнуть» чуть глубже: пережить ситуацию, в которую попадает герой, испытать катарсис и почувствовать себя лучше.

Словно побывать на сеансе психотерапии, где собеседниками становятся автор или герои книги.

Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт
Источник

Кстати, любимые персонажи часто становятся нашими друзьями и советчиками. После прочтения новой книги я ещё пару месяцев веду с героями диалоги в своей голове.

Спрашиваю их о чем-то и представляю, что бы они мне ответили. Художественная литература помогает мне переживать новый опыт и находить решения внутренних противоречий.

И конечно, получить удовольствие от самого чтения и наслаждаться каждой написанной фразой.

Обложка отсюда

«ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Учим Чтению
Выжанова Людмила Николаевна   
27.08.2015 20:47
  • Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт«ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
  • «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет» А. Декурсель
  • Творческое название проекта: «Книжный мир»
  • Паспорт проекта:
  • Тип проекта – практико-ориентированный
  • По форме организации – групповой
  • По характеру контактов – открытый
  • По продолжительности – долгосрочный
  • Форма представления – презентация

Аннотация к проекту: Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и направлен на использование средств художественной литературы, как мощного воспитательного фактора. Развивает в детях отзывчивость на доступных их пониманию произведения художественной литературы, любовь к художественному слову, формирует простейшие виды речевых суждений, расширяет активный словарь, совершенствует грамматическую структуру речи, влияет на развитие речевого общения, формирует нравственные качества, обогащает жизненный опыт. Тем самым решается важная социальная задача – идет последовательное формирование личности ребенка. Актуальность:

  • Анализ результатов работы
  • Корректировка планов работы с детьми и родителями
  • Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
  • Обобщение опыта работы
  • Выставка детских книг
  • Изготовление книжек-малышек
  • Разработка методических рекомендации для родителей: «Круг детского чтения»
  • Представление опыта работы на педагогическом совете
  • Презентация проекта для педагогов и родителей
  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
  2. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим произведениям детской литературы при взаимодействии детского сада и семьи.
  3. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
  • Воспитание бережного отношения к книге
  • Развитие интереса к художественной литературе
  • Развитие и активизация речи детей лексическими, грамматическими средствами
  • Развитие умения слушать и слышать
  • Формирование умения анализировать поступки героев литературных произведений
  • Развитие умения имитировать характерные действия литературных персонажей
  • Развитие интереса к театрально-игровой деятельности
  • Повышение уровня педагогической просвещенности родителей
  • Основополагающий вопрос:
  • Можно ли читая детям книги, заложить в них основы нравственности, интерес к литературе?
  • Проблемные вопросы:
  • Книга твой друг?
  • Береги книгу?
  • Рождение книги?
  • Книжкины части?
  • Дом для книги?
  • Что мы читаем?
  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
  • Развитие интереса к литературе у детей и родителей
  • Повышение уровня развития детей в интеллектуальном, нравственном и художественно-эстетическом направлении
  • Создание мини-библиотеки
  • Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по ознакомлению детей с художественной литературой
  • Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
  • Обновление среды художественно-речевого центра

Интеграция образовательных областей: Художественная литература:

  • Коммуникация
  • Познание
  • Социализация
  • Художественное творчество

Области знаний:

  • Речевое развитие
  • Социальный мир
  • Природный мир
  • Мир искусства и художественная деятельность

Формы и методы работы с детьми: Совместная деятельность взрослого с детьми:

  • Чтение художественной литературы
  • Рассказывание сказок, рассказов
  • Игры-драматизации, театрализованные игры
  • Рассматривание книги

Свободная деятельность в центре книг:

  • Экскурсия в библиотеку
  • Конкурсы рисунков
  • Конкурс знатоков книг
  • Литературная викторина
  • Занятие в кружке
  • Работа в мастерской «Нехворайка»

Формы работы с родителями:

  • Индивидуальные и групповые консультации
  • Информационная среда
  • Участие в литературных викторинах
  • Участие в работе мастерской «Нехворайка»
  • Детско-родительские гостиные
  • Встреча с работниками библиотеки
  • Участие в создании мини-библиотеки

Проект был реализован в 3 этапа:

  • Организационно-подготовительный
  • Основной
  • Заключительный

Организационно-подготовительный:

  • Создание художественно-речевого центра
  • Подбор методической, детской литературы, иллюстрированного материала
  • Диагностика компетентности детей
  • Разработка календарно-тематического планирования, конспектов занятий
  • Создание мини-библиотеки
  • Анкетирование родителей
  • Обсуждения с родителями и педагогами вопросов, связанных с проведением проекта

Основной:

  • Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой
  • Проведение праздника «Здравствуй, книга»
  • Работа в кружке «Юные любители книги»
  • Конкурс рисунков «Моя любимая книга»
  • Проведение «Книжкиной недели»
  • Литературная викторина «В мире книг»
  • Экскурсии в читальный зал библиотеки им.
  • Н. Некрасова
  • Драматизация сказки «Лиса, Заяц и Петух»
  • Совместная деятельность педагога и ребенка по ознакомлению с книгой
  • Педагогическое просвещение родителей

Заключительный:

  • Анализ результатов работы
  • Корректировка планов работы с детьми и родителями
  • Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
  • Обобщение опыта работы
  • Выставка детских книг
  • Изготовление книжек-малышек
  • Разработка методических рекомендации для родителей: «Круг детского чтения»
  • Представление опыта работы на педагогическом совете
  • Презентация проекта для педагогов и родителей

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

  • Развитие интереса к литературе у детей и родителей
  • Повышение уровня развития детей в интеллектуальном, нравственном и художественно-эстетическом направлении
  • Самостоятельная работа с книгой в художественно-речевом центре

Был проведён мониторинг литературного образования детей; мониторинг литературного образования детей ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Аладинская Н.А, Ермолова А.Е. и др.. Приобщение дошкольников к миру детской литературы (текст). -Тамбов.: ТОИПКРО, 2004. -149с.
  2. Дронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги: Кн. для воспитателей д/с. -М.: Просвещения, 1991, 185с.
  3. Ушакова О, С, Гавриш Н.В., «Знакомим дошкольников с литературой», М., Творческий центр «Сфера», 2003.
  4. Алябьева Е.А., «Развитие речи детей 4-7 лет», М., ТЦ Сфера, 2005.
  5. Герасимова А., «Уникально руководство по развитию речи с рождения до 6 лет», М., Айрис-пресс, 2008.
  6. «Книга для чтения в детском саду и дома; 2-4 года», составитель Гербова ВВ. и др. — И.: Издательство Оникс, 2007.
  7. Гриценко 3., «Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению», 2008.
  8. Попова Н., «Развитие речи», 2007.
  9. Борисенко М.Г., Лукина Н.А., «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет», Санкт-Петербург «Паритет», 2006.
  10. Первова Г.М. Работа с книгой в дошкольный период детства: Пособие для воспитателей. – Тамбов: ИПКРО, 1996. — 148С.
  11. Тимофеев И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству дет. чтения. -СПб, 2000. — 148с

Интернет-ресурсы:

  1. http: //festival. 1september. ru
  2. http: //www. solnet. ru
  3. http: //doshvozrast. ru
Читайте также:  Мед или перга — что более полезно?

 

Как чтение помогает совершенствовать дух и тело — Лайфхакер

Чтение — это не только прекрасный способ проведения досуга, но и отличный инструмент для поддержания физического и психического здоровья. Рассказываем, чем оно может быть полезно.

1. Повышение уровня толерантности

Литературная беллетристика, то есть художественная литература в стихах и прозе, помогает людям быть более человечными. Она повышает уровень сочувствия, делает нас более чуткими и восприимчивыми по отношению ко всем окружающим.

Художественная литература моделирует ситуации, которые могут случиться с людьми в реальной жизни. Именно поэтому она и находит такой отклик среди читателей. Когда мы читаем какое-нибудь произведение, то невольно пропускаем через себя то, что происходит с героями, и начинаем думать, как вели бы себя на их месте.

Беллетристика помогает увеличить социальный багаж и лучше понять людей, опыт которых отличается от нашего собственного.

Что такое художественное произведение, будь это книга, фильм, пьеса или телесериал? Это фрагмент чужого сознания, который словно передаётся из одного разума в другой. Художественные произведения обогащают наш социальный опыт и помогают нам лучше понять других. Когда вы читаете книгу или смотрите какую-нибудь мелодраму, вы будто бы проживаете сотню жизней. От такого захватывает дух.

Кроме того, художественная литература положительно сказывается на работе мозга и хорошо развивает воображение, так как зачастую писатели оставляют в историях некоторую долю недосказанности, чтобы читатель мог самостоятельно во всём разобраться и додумать всё на своё усмотрение.

2. Развитие гибкости мышления

Поэзия помогает мыслить более глубоко. Она повышает гибкость мышления за счёт того, что бросает читателю своеобразный вызов. Стихотворные тексты содержат огромное количество метафор и иносказаний. Это заставляет читателей быть более внимательными к деталям и смыслам, которые автор вкладывает в определённые слова.

Длительный опыт чтения стихов накладывает заметный отпечаток на личность читателя. Привычные модели поведения начинают меняться и уступают место чему-то новому и более гибкому. Кроме того, стихотворные тексты помогают ещё и справляться с депрессией.

Люди, читающие поэтические тексты, привыкают переосмысливать слова, замечать неочевидные отсылки и обращать внимание на мелочи и полутона. Читая поэзию, мы можем научиться лучше выражать свои мысли, анализировать человеческое поведение, адаптироваться под обстоятельства и более осмысленно искать решения возникающих проблем.

3. Повышение уровня креативности

Процесс чтения нередко связывают с повышением уровня креативности. Считается, что люди, которые читают художественную литературу регулярно, менее консервативны и не чувствуют себя неловко из-за всяких двусмысленностей . Они более творческие и свободные.

Неоднозначная природа беллетристики поощряет людей принимать нетипичные решения и смотреть на ситуацию под несколько иным углом. В этом и кроется ключ к креативности. Когда мы рассматриваем разные варианты развития одной и той же ситуации, нам становится легче увидеть новые возможности и пути решения существующей проблемы.

4. Улучшение работы мозга

Независимо от того, какую литературу мы предпочитаем читать, учёными было доказано, что после прочтения книги у человека в течение нескольких дней немного повышается уровень интеллекта .

Разные истории оставляют свой след как в психологическом смысле, так и в неврологическом. Когда мы читаем, в мозге активизируются области коры, ответственные за осязание, восприятие и развитие памяти.

Поэтому чтение не только стимулирует повышение уровня интеллекта, но и тренирует мозг. Мы учимся воспринимать и систематизировать информацию, расширяем свой кругозор и пополняем свой словарный запас.

5. Борьба с предрассудками

Хорошая и качественная литература может помочь в борьбе с предрассудками. Когда мы читаем, то учимся понимать людей других рас, культур и вероисповеданий, узнаём больше о жизни в других странах и о нравах других эпох. Мы учимся сопереживать людям вне зависимости от их цвета кожи или сексуальной ориентации.

Например, было проведено исследование, после которого выяснилось, что дети, выросшие на историях о юном волшебнике Гарри Поттере, гораздо более лояльно относятся к иммигрантам, беженцам, гомосексуалистам и афроамериканцам . На протяжении всего повествования Гарри Поттер и его друзья учат читателей терпимости и толерантности. Получается, что эта детская книжка не так проста и бесполезна, как может кому-то показаться.

6. Профилактика старческой деменции

Чтение стимулирует работу мозга, помогая ему оставаться в хорошей форме вплоть до преклонных лет. Если читать достаточно регулярно на протяжении всей жизни, то есть вероятность снизить риск потери памяти и частично предотвратить снижение концентрации внимания.

Согласно исследованиям, люди, которые в преклонном возрасте уделяли время чтению, были на 32% менее подвержены заболеванию старческим слабоумием .

Те люди, что вели обычный образ жизни, не имели никакого хобби, не читали книг и не занимались никакой умственной деятельностью, такими успехами похвастаться не могли.

Таким образом, получается, что чем больше мы читаем, тем дольше сохраняем рассудок.

7. Увеличение продолжительности жизни

Чтение книг продлевает жизнь. Согласно последним исследованиям, продолжительность жизни людей, увлекающихся чтением, в среднем на два-три года больше, чем у тех, кто ничего не читает . Чтобы прожить дольше, нужно выделять примерно по полчаса в день на то, чтобы читать литературу.

Для того, чтобы улучшить качество и продолжительность своей жизни, совсем не обязательно делать какие-то крайне сложные вещи. Оказывается, нужно всего лишь выделить немного времени на чтение.

Польза от чтения художественной литературы. Её нет?

Ника Медведева Мудрец (16710) 3 года назад

Классическая литература несёт в себе огромный пласт мудрости, она учит жизни, расширяет кругозор, воспитывает, формирует личность, учит отделять зёрна от плевел, рассуждать, принимать верные решения, обогащает речь, помогает с самоопределением, зачастую заставляет по-новому взглянуть на хорошо знакомые вещи, пересмотреть свои убеждения, жизненные ориентиры, личностные установки. Это не просто выдуманные истории, в них заложен глубокий смысл. И это не просто описание событий — это рассуждения автора, раскрытие его личности, передача накопленного им жизненного опыта. Это возможность узнать об исторических событиях от очевидцев, возможность узнать о быте и характере людей в разных исторических эпохах. И это будут не сухие факты, как в научной литературе, это будут рассказы людей, живших в те времена, знавших ту жизнь. Люди, которые много читают, гораздо полнее тех, кто этого не делает. Я вовсе не говорю, что нужно всю жизнь проводить за чтением книг, избегая собственного приятного и горького опыта, и не говорю, что нужно читать одну только художественную литературу. Но неужели вы действительно думаете, что от её чтения нет никакой пользы? Что же тогда было написано в ваших сочинениях? Голый пересказ событий? И неужели вы не видите разницы между современной подростковой литературой и классической? Конечно, вы не читали ни того, ни другого, но ведь приблизительно представляете себе разницу? Судить о пользе (или бесполезности) художественной литературы, не прочитав ни одной книги, это всё равно что судить о вкусе апельсина по его внешнему виду. Ясно, что вы не измените своего мнения, да и не для того задавали свой вопрос. Но подумайте, ведь для многих людей именно худ. литература стала путеводной звездой, жизненным ориентиром. Кому-то он помогла справиться с трудностями, для кого-то стала единственной отдушиной, кому-то помогла измениться в лучшую сторону, побороть свои пороки. Я знаю таких людей, и я знаю, какую огромную роль сыграло чтение книг в моей жизни. Это не просто приятное времяпрепровождение, это пища для ума и для души. А то, что благотворно влияет на человека, никак не может быть бесполезным.

Читайте также:  Всемирный день здорового питания в России

ПобережскийПрофи (758) 3 года назад

Хоть Вы и графоман, но я с Вами в некотором смысле согласен. Нельзя сказать что литература совершенно бессмысленна. Но без неё можно также очень легко обойтись. И вот еще: не попробовав что-то, об этом можно вполне себе судить. Достаточно иметь хорошее воображение. И как в моём случае, развилось оно само, без помощи книг.

А у Вас в тексте много красивых слов, которые несут мало смысла. Например, «самоопределение». Это и есть социализация и прекрасно с этим наш мозг справляется без книг ибо генетика. Что есть «пласт мудрости»? И что есть мудрость для каждого? Всё слишком индивидуально, чтобы обобщать. И очень много вот таких непонятных, плавающих словосочетаний у Вас.

Но мысль я понял. Спасибо

Alexsandr Sandro Мудрец (14193) 3 года назад

Польза есть: развивается и собственная грамотность (я вот со школы почти никаких правил грамматики не помню, однако пишу вполне грамотно — последствия «запойного» чтения в детстве и юности), расширяется словарный запас, повышается эрудиция (разумеется, не от всякой книги, но даже при чтении «Унесённых ветром» человек узнаёт, что была, например, некогда, ДРУГАЯ Америка…

ПобережскийПрофи (758) 3 года назад

А я не читал. И ничего. Это не помешало мне писать тексты для стенгазет в институте. В том числе и в художественном стиле. Поэтому, не вижу никакой прямой связи.

Седьмое небо Просветленный (36154) 3 года назад

Если книги не приносят радость, то, как минимум, развивают у человека умение складно формулировать речь, обогащают словарный запас… заставляют посмотреть на ситуации и людей глазами автора-это как увидеть иную реальность.

ПобережскийПрофи (758) 3 года назад

Я без книг ловко складываю. И тексты песен мне не чужды и стихотворения, и стенгазеты. И сценарии для КВН команды когда-то. А словарный запас увеличивают, если есть интерес к этим новым словам. И желание заглянуть в словарик. А вот глазами автора глядеть мне не интересно. Это личное, конечно. Но Вы правы. И я уверен, что те, кто много читают, каким как я фору дадут. Ну и всё видимо.

Цели и задачи художественной литературы в ДОУ

В настоящее время проблема социально-нравственного воспитания является очень актуальной и сложной. Изменения в обществе, критика некоторых процессов общественной жизни, появление новых общественных явлений привели к тому, что проявления добра и сострадания, любви и сочувствия стали встречаться все реже.

В обществе материальные ценности вышли на первый план, они преобладают над духовными ценностями. Проявления детской жестокости, агрессивности детей по отношению друг к другу и по отношению к близким людям встречаются все чаще.

Детям стало сложнее построить дружеские отношения, им тяжело договориться о совместных действиях в процессе игровой деятельности.

Современные мультфильмы редко преследуют задачу нравственного воспитания, поэтому под влиянием этих мультфильмов детские представления о нравственных качествах — о милосердии, справедливости и доброте – искажаются.

Но несмотря на происходящие в обществе изменения воспитание в детях нравственных качеств, душевного отношения к близким людям и к окружающим, должно оставаться неизменным.

Поэтому нравственное воспитание детей является одной из ключевых задач.

Дошкольный возраст является наиболее чувствительным для воспитания нравственных правил и норм поведения, способности сопереживать и сострадать. Именно поэтому необходимо в этом возрасте заложить правильные основы личности ребенка.

В дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка, закладывается его мировоззрение, понимание зла и добра, реакция на поступки других людей, формируются особенности поведения.

В этом возрасте у ребенка формируется отношение к Родине, уважение к окружающим, доброжелательность, стремление помочь другим.

Художественная литература как базовый компонент социально-нравственного воспитания

Одним из базовых компонентов в воспитании и формировании личности является художественная литература, которая выступает в качестве источника нравственно-эстетических норм, транслятора традиций общества и его культуры. Выполняя познавательную функцию, художественная литература расширяет кругозор читателей всех возрастов, формирует художественный вкус, дает эмоциональный опыт.

В процессе знакомства с художественной литературой в дошкольном возрасте, ребенок узнает о таких нравственных категориях, как добро, совесть, справедливость, честь, сочувствие, сострадание, долг, смелость.

Путем рассуждения с детьми о морали и добродетели не достигается нравственное воспитание. Задачей художественной литературы является то, что при прочтении заставить детей переживать нравственные настроения, поступки и чувства героев произведения.

И если эти нравственно-эмоциональные состояния будут пережиты в воображении ребенка, то воспитательная цель будет достигнута.

Замечание 1

Художественная литература является эффективным средством воспитания моральных качеств личности.

Во время чтения ребенок познает окружающую жизнь, природу, знакомится с трудом людей, со своими сверстниками, с их радостями и неудачами, переживаниями и чувствами. Художественное слово оказывает воздействие не только на сознание ребенка, но и на его чувства и поступки.

Чтение художественной литературы обеспечивает возможность восполнения недостатка в общении у детей, позволяет расширить кругозор, обогатить нравственный опыт. В процессе чтения у детей возникает эмоциональное отношение к событиям, описываемым в произведении, к героям этого произведения, а также формируется отношение к природе и окружающим людям.

В художественных произведениях всегда содержится какая-либо оценка событий. При этом в процессе решения задачи воспитания морально-нравственных качеств необходимо использование как классических литературных произведений, так и современных.

Художественные произведения открывают детям мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру литературного персонажа.

А научившись сопереживать с персонажами художественных произведений, дети начинают внимательнее относиться к окружающим людям, они начинают замечать их настроение, настроение близких людей.

Тогда начинают пробуждать и гуманные чувства, у детей проявляется способность к проявлению заботы и доброты, возникает стремление к справедливости и протест против несправедливого отношения к кому-либо.

Таким образом, чтение художественной литературы в ДОУ выполняет следующие задачи:

  • Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации
  • Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге
  • Формирование навыка нравственной оценки произведения
  • Развитие способности к сопереживанию героям

Задачи художественной литературы в развитии речи и воображения ребенка

Кроме нравственно-воспитательной цели художественная литература оказывает большое влияние на развитие речи ребенка и ее обогащение.

Художественная литература воспитывает у ребенка воображение, обогащает его эмоции. При чтении рассказов дети познают точность и лаконичность слова.

Чтение стихов знакомит детей с музыкальностью, ритмичностью речи. В народных сказках отражается меткость и выразительность языка.

Художественная литература с этой точки зрения формирует первоначальные представления об особенностях языка, о его образности, развивает поэтический слух ребенка и способность его к целостному восприятию произведений. Ребенок учится улавливать музыкальность, ритмичность, звучность сказок, стихов, рассказов.

Замечание 2

Чтение художественной литературы прививает эстетический вкус, развивает способность понимать и чувствовать настроение произведения.

Таким образом, чтение художественной литературы в дошкольных образовательных учреждениях играет огромную роль в воспитании нравственно-моральных качеств у ребенка.

Основной целью художественной литературы в этом возрасте является воспитание в ребенке личностных качеств, формирование его мировоззрения.

Художественная литература решает такие задачи нравственного воспитания ребенка, как формирование первоначальных представлений о категориях нравственности, формирует способность ребенка сострадать и сопереживать близким людям и окружающим. Развивает в ребенке коммуникативные навыки, обогащает язык.

Чтение художественной литературы в дошкольном возрасте прививает эстетический вкус ребенку. При этом воспитание происходит не назидательным путем, а в игровой, ненавязчивой форме. Через отношение к событиям и героям произведения у ребенка формируется отношение к окружающему миру, людям, природе.

Читайте также:  Трудоголизм приводит к стенокардии

Консультация по чтению художественной литературы детям

 

Консультация для родителей по чтению художественной литературы детям с рождения и до школы.

 Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с №47 Кузьменкова Виолета Николаевна

     Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как выбирать полезные и интересные книги для малышей разного возраста?

  • Какие книги нужны для дошколят?
  •      Лёгкие и прочные.
  •      Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:
  • — Она лёгкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
  • — Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.
  • — Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

— В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — чёткие и лаконичные.

— Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

     Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке). Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

     Всему своё время.

     Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов.

Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой» — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек.

Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

     Весёлая азбука.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами.

Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, — приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает.

Не стоит форсировать события.

     Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

     Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

  1.      Младший дошкольный возраст.  Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 3-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
  2. — формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
  3. — обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
  4. — учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;
  5. — помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
  6. — помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  7. — поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
  8. — помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

     Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета.

Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт.    Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события.

Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

  •      Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями в средней группе стоят задачи:
  • — продолжать формировать у детей интерес к книге;
  • — учить внимательно, слушать и слышать произведение;
  • — видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
  • — развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
  • — поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
  • — поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

     Старший дошкольный возраст. С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка.

Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна — лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

     В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

— закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;

— наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).

  1. — развивать и воспитывать воссоздающее воображение;
  2. — учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
  3. — помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;
  4. — помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
  5. — обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.

     Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

  •      Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге.
  •      Подведём итоги:
  • — Книга не только источник знаний, но и средство художественного воспитания.

— Она спутник человека на протяжении всей его жизни. Приучайте своего малыша с детства любить и беречь книгу.

— Книги для детей, как правило, ярко иллюстрированы. Рассматривая вместе с ребёнком иллюстрации, не торопитесь. Ставя вопрос, акцентируйте внимание на деталях, объясняйте, какой текст иллюстрирует эта картинка. Пусть ребёнок припоминает, сверяет. Всё это приучит внимательно, осмысленно рассматривать то, что изображено на картинке.

— Художественная литература обогащает жизненный опыт ребёнка. В ней рассказывается о жизни и деятельности людей: об их работе, взаимоотношениях, о подвигах героев, о красоте родной природы, раскрываются характеры и мотивы поведения. Всё это влияет на чувства ребёнка, заставляет его переживать, волноваться за судьбу персонажей – одним сочувствовать, других осуждать.

— Книга помогает ребёнку познавать мир.

— Художественные произведения, которые вы читали или рассказывали, существенно влияют на ребёнка, на формирование личности, оставляют в его душе глубокий след, признательность за то, что ввели его в мир прекрасного.

     И ещё, по моему мнению, даже если ваш ребёнок уже научился читать, не надо «забрасывать»  совместное чтение вслух, ведь это так объединяет, это своеобразный разговор родителя и ребёнка, обсуждение прочитанного. Во время совместного чтения вы очень близки с ребёнком, вы сможете объяснить ему на примере героев из художественного произведения все насущные проблемы, а в жизни столько всего интересного!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]