В чем смысл?
Необходимость тренировки ментальных функций мозга, отвечающих за получение, обработку и хранение информации приводит к росту популярности интернет-ресурсов, предлагающих онлайн-игры по развитию мыслительных способностей.
Рынок этих полезных увеселений будет расти и, согласно исследованиям команды аналитиков Sharp Brains, к 2015 году достигнет 2 миллиардов долларов.
Дела идут настолько хорошо, что лидер этого сегмента — тренажер для ума Lumosity — недавно получил 32 миллиона долларов дополнительных инвестиций.
Впрочем, коммерческий успех затеи заставил ученых еще сильнее спорить о том, можно ли развивать интеллект взрослого человека и способны ли специальные компьютерные игры ему в этом помочь.
Пока одни ученые утверждают, что такие забавы даже вредят, другие доказывают, что ту часть нашего интеллекта, которая называется подвижной, можно активно развивать именно с помощью игр.
Еще одно исследование демонстрирует совсем простую истину: даже обычное чтение и счет в уме способствуют развитию умственных способностей — и у престарелых людей.
Откуда скепсис?
Скепсис во многом связан с тем, что мы живем в эпоху смены научной парадигмы.
Специалисты в области когнитивных наук, психологи, врачи, педагоги и другие профессионалы, чья работа в той или иной степени касается психики или нервной системы, жили с представлением о том, что человеческий мозг совершенствуется лишь на первых этапах развития и, достигнув пика развития в юности, начинает постепенно и безвозвратно увядать. Лишь около 30 лет назад начали появляться исследования, позволявшие предположить, что человеческий мозг все-таки является активным на протяжении всей жизнедеятельности.
Скепсис по поводу этих игр во многом связан с тем, что мы живем в эпоху смены научной парадигмы. Специалисты долгое время жили с представлением, что человеческий мозг развивается лишь на первых этапах развития и, достигнув своего пика в юности, начинает постепенно и безвозвратно увядать.
С каждым годом подобных исследований становилось все больше, их условно объединили под теорией пластичности мозга.
По словам профессора СПБГУ Татьяны Черниговской — одного из ведущих отечественных исследователей в области когнитивных наук — пластичность позволяет нам говорить о возможности развития мозга и когнитивных функций не только детей, но и взрослых.
Есть лишь один нюанс: пластичность мозга тем меньше, чем меньше вы его тренируете. Мозг должен всегда работать, и развивается он лишь тогда, когда ему дается сложная задача.
Как это устроено?
Представьте, что вы хотите научиться хорошо играть в баскетбол. Можно просто играть на улице с другими ребятами. Если подойти к делу более серьезно, нужно определить, от чего зависит хорошая игра в баскетбол.
- Базовые навыки Быстрый бег, точный бросок, хороший дриблинг двумя руками, сильные ноги и руки, выносливость.
- Вторичные навыки Навыки защиты, командной игры и нападения.
- Третичные навыки Хорошая игра в баскетбол.
По этой структуре понятно, что нужно сделать, чтобы хорошо играть в баскетбол. Вы начинаете специальные упражнения на развитие базовых навыков, которых очень много. Единственная проблема — не очень понятно, как именно осуществляется переход от базового уровня к вторичному.
Но определенно можно сказать, что развитие базовых навыков напрямую скажется на ваших способностях в баскетболе. Примерно та же картина и с умственными способностями.
Интеллект — слишком сложная вещь, чтобы развивать ее целиком и одновременно, и, если ее анатомировать, то мы получим базовые психические процессы, именуемые когнитивными функциями, и их свойства.
Предполагается, что развивая эти функции и их свойства, вы развиваете и интеллект. Вот почему, например, зайдя на сайт любой подобной игры, вы увидите, что игры там делятся в зависимости от того, что они развивают: внимание, память, скорость и гибкость мышления.
И это правильно, поскольку развивать интеллект в целом — задача сомнительная и непонятная. Исследования подтверждают, что испытуемые, достигшие некоторого успеха в развитии определенных функций через игры, показывают лучшие результаты и в тестах на интеллект.
Типология, на которую опираются разработчики игр, развивающих интеллект, принадлежит Раймонду Кеттелу, выделившему два типа интеллекта: кристаллизованный и гибкий. Первый связан со способностью решать задачи, опираясь на прошлый опыт, в то время как второй — со способностью решать новые задачи.
Как правило, в основе разработки такой игры лежит представление о том, что собой представляет та или иная когнитивная функция. Например, если мы говорим о внимании, то следует выделить непроизвольное и произвольное внимание.
Непроизвольное внимание включается в ответ на неожиданный стимул, например, сильный звук или яркий свет.
Произвольное внимание нам необходимо, когда мы сосредотачиваем нашу сознательную активность с некоторым усилием воли, например, во время чтения сложного научного текста.
Но такой типологии недостаточно, потому что есть еще свойства внимания, которые зависят от функции мозга: объем, интенсивность, переключаемость и другие.
Если мы хотим развить объем внимания, то в игре мы должны реализовать ситуацию, когда игроку нужно одновременно следить за несколькими объектами. И усложнение такой игры будет заключаться в увеличении количества объектов внимания.
Такое свойство, как интенсивность, будет развиваться, если в игре нужно сосредотачиваться на одном объекте, не отвлекаясь на посторонние стимулы.
В чем проблема?
Чтобы развивающие игры работали, они должны усложняться по мере продвижения игрока и давать ему обратную связь.
Поэтому в идеале разработчик такой игры должен сначала провести исследование, которое подтверждало бы, что эта игра развивает когнитивные функции — и развивает именно те функции, для которых она была разработана (все вместе это называется «валидность»). Для этого требуется провести эксперимент — необходимо заставить фокус-группу в течение месяца играть в игру.
Поскольку область развивающих компьютерных игр довольно новая, стандарты их разработки еще не выработаны, поэтому каждый создатель игры опирается на свое собственное чутье. Это приводит к тому, что, когда выходит статья, критикующая бесполезность игр, под одну гребенку попадают и хорошие, и плохие.
Почему все так сложно?
Интеллект, внимание, мышление, память — все это гипотетические конструкты. Что такое гипотетический конструкт? Наша психика представляет собой некий черный ящик, и ученые могут лишь догадываться, что там происходит.
Например, если взять любой ящик и сбросить с высоты двух метров, то, оценив деформацию его корпуса, мы можем сделать некоторые предположения о его внутренней структуре. Так и с человеком: дав ему некоторую задачу и оценив результаты его деятельности или его внутренних ощущений, мы можем сделать некоторые предположения относительно его способностей.
Один испытуемый решит ее быстро, другой медленно, третий нестандартно, а четвертый вообще не сможет ее решить, но сумеет получить от этого удовольствие.
После этого возникнет палитра научных гипотез, задачи конкретизируются, условия эксперимента станут более жесткие и где-то через несколько десятков разных опытов мы бы заключили, что есть люди, быстро решающие задачи, есть медленно решающие задачи, и все это имеет корреляцию с их возрастом. И меру этого отношения мы назовем интеллектом. Хотя на самом деле никто не знает, как выглядит этот интеллект или как организована его нейронная структура, это лишь конструкт для описания процессов, происходящих в черном ящике.
Это одна сложность. Вторая заключается в средствах измерения. Если продолжить пример с коробкой, то измерить деформацию коробки после падения мы можем с помощью линейки и штангенциркуля и привести все в стандартную систему исчисления, которую смогут понять другие люди.
Но что, если способы измерения у каждого будут свои? Один будет в сантиметрах, а другой в килограммах. Или более радикально. Представьте, что в каждой больнице будет свой рентген или томограф. Это скажется на том, какие диагнозы ставят в той или иной больнице, и приведет к спорам в научном сообществе.
Та же картина относительно психических феноменов.
Диагностика интеллекта, конечно, уже стала технологией относительно унифицированной, но когда появляется новая область, например, развивающие компьютерные игры, все начинают обвинять друг друга в псевдонаучности, потому что не выработано еще общей стандартной процедуры разработки развивающей игры и оценки ее эффективности.
Будет ли толк?
Впрочем, даже если игра надежная и валидная, для конкретного пользователя она может не сработать. Потому что развитие той или иной когнитивной функции зависит от возраста игрока, его здоровья и развитости других функций. Здоровый мозг развивается не так, как поврежденный или недоразвитый, дети развиваются не так, как взрослые, а память не развить без внимания.
Игры для интеллекта: можно ли прокачать мозг?
Игры для тренировки работы мозга, упражнения для улучшения памяти, различные развивающие интеллект методики – эти и многие другие инструменты используются человеком в надежде стать умнее и предупредить деменцию. Однако среди ученых нет единого мнения о том, насколько действительно полезны такие игры: тренируют ли они все когнитивные способности человека или всего лишь оттачивают навык решения задач для конкретной игры?
Одним из первых ученых, который подошел к вопросам полезности развивающих интеллект игр с научной точки зрения, был профессор когнитивной неврологии Каролинского института Стокгольма Торкель Клингберг. В 1999 году он провел эксперимент, в ходе которого дети играли в компьютерные игры, рассчитанные на тренировку памяти.
После исследования участники продемонстрировали улучшение не только способности запоминать, но и общих умственных возможностей. Сам Клингберг стал сооснователем компании Cogmed, которая разрабатывает различные компьютерные программы для развития когнитивных способностей.
Опубликованная шведским ученым работа вызвала широкий резонанс, и исследования по этому вопросу посыпались одно за другим.
Ученые стали искать дополнительные доказательства того, что игры для интеллекта могут улучшить IQ, концентрацию и внимание, технику и скорость чтения, математические способности, а также снизить темпы развития деменции у людей.
Например, недавнее исследование, о котором написал журнал Scientific American, показало, что в группе пожилых людей, которые ежедневно играли в такие игры в течение 10 лет, деменция развилась у чуть более восьми процентов участников исследования, в то время как среди тех, кто не тренировал свой мозг, эта цифра была равна 12%. Исследование проводилось, в частности, учеными из Университета Южной Флориды.
Сегодня в пространстве сети можно найти множество сайтов, которые предлагают пользователям целые курсы по развитию интеллекта и поддержанию его в форме.
С помощью них любой желающий может составить индивидуальную программу тренировок, либо система сама сделает это за человека на основе предварительного теста. Выполнение упражнений занимает в среднем 15 минут в день.
В основном они ориентированы на запоминание определенных последовательностей, скорость реакции, определение схожих предметов, быстрый подсчет в уме и на другие навыки.
Например, такие сервисы, как Lumosity, Wikium, Neuronation предлагают игры, в которых необходимо быстро сравнить уравнения, отыскать необходимое число среди мигающих и дрожащих карточек, вычислить, каких предметов больше или насколько они похожи друг на друга по определенным признакам. Как правило, занятия разбиты на четыре типа тренировок: для развития логики, памяти, мышления и внимания.
Но существуют и другие исследования, авторы которых утверждают: игры на развитие интеллекта никоим образом не влияют на усиление общих умственных способностей, а тренируют лишь отдельные навыки, необходимые для успешного решения определенных упражнений.
Например, еще в 2010 году в журнале Nature была опубликована статья авторства нескольких ученых, в том числе сотрудников отделения когнитивных и мозговых исследований в Кембридже, в экспериментальную группу которых вошло более 11 тысяч человек.
«Подопытные» в течение шести недель занимались тренировкой мышления, памяти, стратегического планирования, навыков зрительно-пространственной ориентации и внимания с помощью онлайн-курсов.
И хотя именно эти когнитивные способности участники исследования действительно улучшили, это никак не повлияло на способность справляться с другими задачами, даже если они были похожи на те, которые исследуемые решали в ходе онлайн-тренировок.
Кроме того, некоторые ученые отмечают, что в научных работах, связанных с исследованиями игр для интеллекта, наблюдается «эффект картотечного ящика».
Он подразумевает, что люди склонны помнить только те эксперименты, которые дали какой-либо положительный результат, и забывают о тех, которые не подтвердили изначальной теории либо вообще ни к чему не привели.
Таким образом, те исследования, которые не показали полезность игр на интеллект, могли быть просто не опубликованы.
Пример заданий Cogmed. Источник: ggpht.com
В то же время умственные способности каждого человека обусловлены множеством составляющих, в том числе рабочей памятью и нейропластичностью.
Рабочая память подразумевает способность человека оперировать фрагментами хранящейся в его мозгу информации, которые необходимы для решения сиюминутной задачи. Рабочая память существенно влияет на способность обучаться, концентрировать внимание, а также запоминать.
Некоторые исследования показывают, что игры на интеллект улучшают рабочую память. Например, ученые Казанского научно-исследовательского института глазных болезней провели исследование, в котором участвовали 409 студентов одного из медицинских университетов.
Обучающиеся, которые играли в игры на развитие умственных способностей, продемонстрировали лучшие показатели по состоянию рабочей памяти.
Нейропластичность же сама по себе представляет способность мозга на физическом уровне выстраивать новые нейронные связи вместе с получением новых навыков, а на когнитивном – возможность «упаковывать» и сохранять в мозгу новые знания.
Ранее считалось, что с возрастом человек теряет эту способность и его мозг «костенеет». Однако оказалось, что это не так, и мозг способен к реабилитации, «перестройке» даже в пожилом возрасте.
Кроме того, стоит особо подчеркнуть, что умственные способности каждого человека зависят от его окружения.
Нейросети – Источник: wordpress.com
«Игры не могут улучшить интеллект, если это не шахматы и го, но они создают предпосылки для поддержания его в тонусе.
Также через игры можно приобрести специализированный навык, что само по себе очень важно как в обучении, так и в восстановлении умственных способностей, если точно известно, какой когнитивный навык требует терапевтического вмешательства. Представляется, что в целом, возможность искать новое даже в старом обеспечивает тренировку мозга.
Поэтому и старые навыки можно и интересно развивать, находя новые аспекты, которые раньше выпадали из зоны вашего внимания. Когнитивные способности определяются скорее социально-культурной действительностью, а здоровый мозг может обеспечить нам разный стандартный «когнитивный набор» в зависимости от среды нашего обитания.
Наиболее ярким примером является феномен детей-маугли, которые, будучи совершенно здоровыми, многими человеческими способностями просто не обладают», – прокомментировала директор Центра научно-технологического форсайта Наталья Луковникова.
Университет ИТМО. Наталья Луковникова
Сегодня на рынке нейротехнологий также присутствуют технологические решения, которые позволяют восстановить те или иные когнитивные функции. В этом направлении международная лаборатория Университета ИТМО «Нейротехнологии виртуальной реальности» и Институт физиологии им. И.П.
Павлова РАН уже разработали методы перестройки состояния крупномасштабных нейронных сетей головного мозга, благодаря которым можно восстановить когнитивные и двигательные функции человека после инсульта, а также помочь больным с психозами в стадии ремиссии, психопатиями и неврозами.
При этом реабилитация человека происходит в игровой среде: человек видит свое тело в виртуальном пространстве на экране, а его движения преобразованы в причудливой и комической форме. Это помогает пациенту понять свои проблемы, а система подсказывает ему, что необходимо сделать, чтобы исправить дефекты.
В Университете ИТМО ведутся и другие исследования, связанные с анализом и управлением сознательным и неосознанным поведением человека в его нормальном или патологическом состоянии.
Источник: ITMO.News
Читайте нас в Telegram — wikium
Польза компьютерных игр: чему могут научить нас видеоигры? | РБК Тренды
Популярность компьютерных игр растет с каждым днем, дети и взрослые проводят за этим занятием все больше времени, что заставляет задуматься, как использовать игроманию во благо — в первую очередь, для обучения
Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.
Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.
По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).
Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.
Что почитать/посмотреть по теме:
- 25 лучших видеоигр десятилетия по версии «Медузы».
- Что такое неигры и зачем в них (не) играть?
- Зависимость от видеоигр признана психическим расстройством. Что с этим не так?
- Как игры могут помочь нам в решении реальных мировых проблем — выступление на TED гейм-дизайнера Джейн Макгонигал.
Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга
Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете.
Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным.
Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.
Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».
Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.
Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле).
«Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она.
Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.
Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:
- Работа Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен).
- Исследование ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых.
- Выступление на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
- Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.
Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс
Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных.
Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне.
«Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.
Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.
Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание.
В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.
Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.
«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.
Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.
Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать
И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.
«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это».
Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься.
Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!
Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.
Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills).
«Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер.
Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.
Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России
На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.
Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame.
Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+.
Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал.
В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.
Как заработать на киберспорте
Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.
Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.
Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.
При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно.
Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия».
В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.
По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии.
«Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».
Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:
- Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
- 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
- Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge
- The Guardian: чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям
Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках.
Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость.
Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.
Компьютерные игры и мозг
О влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, тренажерах для мозга и неоднозначности экспериментальных данных рассказывает психолог Наталия Богачева.
Наталия Богачева — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова
Большая группа исследований компьютерных игр посвящена изучению их влияния на когнитивное развитие человека: на память, внимание, мышление и интеллектуальные функции в целом. Существуют противоречивые исследования. Общее представление о том, что от компьютерных игр мозг портится, находится на уровне общественного сознания и не совсем согласуется с данными исследований.
Изучение компьютерных игр с точки зрения когнитивного развития начинается очень рано в истории психологии. Первые экспериментальные работы относятся к 1980–1990-м годам и связаны с изучением пространственных способностей.
Пространственное мышление (в английской версии — spatial thinking) — это целая группа способностей человека, связанных с ориентацией в трехмерных пространствах, в переносе трехмерных пространств на двухмерные.
Например, когда нам нужно сориентироваться по карте: карта плоская, а окружающий нас город вполне себе трехмерный.
Исследования показывают, что пространственные способности у игроков в компьютерные игры развиваются. Именно с компьютерными играми зачастую связывают происходящее в настоящее время уменьшение гендерных различий в пространственных способностях между мужчинами и женщинами. Считается, что женщины хуже ориентируются в пространстве, чем мужчины.
С этим связана масса анекдотов про то, как женщины крутят карту и водят машину. В последнее время в связи с развитием технологий эти различия практически стираются. Девушки, играющие в компьютерные игры, так же хорошо справляются с пространственными задачами, как и играющие в компьютерные игры мужчины.
И все геймеры делают это лучше, чем люди, которые не играют в компьютерные игры.
Однако встает вопрос о дизайне исследования. Многие исследования построены на сравнении людей, которые много играют в компьютерные игры, и людей, которые не играют в принципе.
Здесь мы не можем с полной уверенностью говорить о причинно-следственных связях.
Возможно, что люди с определенными когнитивными особенностями лучше играют в компьютерные игры, поэтому им это больше нравится, а люди, которые не делают игры своим увлечением, не так хороши в определенных характеристиках.
В других исследованиях все испытуемые изначально не умеют играть либо играют одинаково хорошо. В рамках исследования они проводятся через ряд действий, то есть играют в компьютерные игры, а затем сравниваются их характеристики до и после.
Здесь встает вопрос о том, насколько реально провести достаточное количество опытов. У игроков со стажем 7–10 лет количество часов, проведенных за игрой, может быть огромным. В рамках исследования, которое ограничено по времени, в лучшем случае тестируются десятки часов игры.
Мы можем не получить никаких результатов или получить те, которые не отразят долгосрочных эффектов компьютерной игры.
Существуют противоречивые данные о том, насколько пространственные способности развиваются в игре.
Последние нейропсихологические исследования, в которых испытуемые проходили специально организованные игровые сессии, показывают изменения в объеме серого вещества в области гиппокампа, то есть в зонах, которые связаны с ориентацией в пространстве.
Это показано у игроков в трехмерные аркадные игры и у некоторых игроков в компьютерные игры жанра экшен. Также это происходит не со всеми испытуемыми, а зависит от стратегии, которую они используют.
Существуют две глобальные стратегии ориентации в пространстве, которые выделяют в исследованиях: ориентация непосредственно на пространственные факторы и ориентация на запоминание, на автоматические действия, связанные с ориентацией в игровых лабиринтах. Эффекты на мозг могут кардинально различаться в зависимости от преобладающей у человека стратегии. Однако изменения, которые происходят в мозге у испытуемых, необязательно отражаются на поведении в реальной жизни.
В другом нейропсихологическом исследовании не обнаружили никаких различий в мозговой активности людей, которые имели большой опыт игры в компьютерные игры, и людей, которые вообще не имели опыта. Но обнаружили различия на уровне точности выполнения заданий.
Игроки в компьютерные игры быстрее и точнее справлялись с задачами на распознавание визуальных и буквенных стимулов. При этом они не демонстрировали особенностей в работе мозга, которые бы позволяли говорить, что они лучше или хуже умеют решать эти задачи на уровне нейронного реагирования.
Речь опять идет об играх жанра экшен, а это только один из жанров, что еще больше усложняет картину.
На любое исследование, которое показывает положительные эффекты компьютерных игр, приходится некоторое количество исследований, опровергающих его результаты. В этой области не очень хорошо с воспроизводимостью результатов.
Наиболее адекватный на сегодня вывод заключается в том, что компьютерные игры слабо влияют на мозговые процессы человека. Какой-то эффект есть, но не такой сильный, как хотелось бы сторонникам или противникам компьютерных игр.
Исследования группы Дафны Бавельер, которые показывают много различных позитивных эффектов от специально организованных игровых сессий, обоснованно критикуются за недостаточный контроль мотивационных факторов.
Игроки в компьютерные игры могут быть больше замотивированы решать задачи на когнитивное развитие, которые им предлагаются в исследовании.
Задачи на внимание и пространственное мышление похожи на игру и могут быть им более привычны и интересны.
Про память и технологии сказано много. Память бывает долговременная и кратковременная. Чаще говорят не о кратковременной, а о рабочей памяти, которая нам нужна, чтобы осуществлять текущую деятельность и удерживать информацию, которой мы оперируем сейчас.
Долговременная память значительно сложнее для изучения, потому что необходимы длинные исследования. Но существует общее предположение о том, что из-за современных технологий наша способность к долговременному запоминанию информации снижается.
Мы стали полагаться на электронные устройства, вместо того чтобы держать в голове номера телефонов, свои встречи и различные дела.
Компьютерные игры не адресуют долговременную память напрямую. Они адресуют кратковременную рабочую память. Существуют исследования, показывающие увеличение объема рабочей памяти у игроков в компьютерные игры.
Это напрямую связано с тем, что им необходимо делать в игре, потому что игра достаточно сложная деятельность, во время которой нужно отслеживать различные показатели и удерживать в голове много информации.
Игра направлена на многозадачность. Это еще один камень преткновения современных информационных технологий и их исследований. Многозадачность — общий современный тренд.
Многие исследования показывают, что для нас естественно отслеживать несколько источников информации: читать прогноз погоды внизу экрана, слушать диктора, смотреть в телефон и одним глазом еще и в книгу.
Люди старшего поколения, наоборот, привыкли делать по одному делу за раз. Пока что исследования показывают, что они более эффективны.
Резолюция Американской психологической ассоциации показывает, что при мультитаскинге человек затрачивает больше времени и ресурсов и сильнее нагружает нервную систему, потому что самое трудоемкое в нашей деятельности — это переключение между задачами (task switching). Мы тратим больше усилий, чтобы отвлечься от одного и начать делать другое. Потому что на самом деле мы не делаем два дела одновременно — мы быстро переключаемся между ними.
Против мультитаскинга выступает много исследователей. Существуют данные, что при активном мультитаскинге уменьшаются объемы некоторых зон мозга и снижается глубина переработки информации.
Последнее абсолютно логично, потому что каждой задаче отводится меньше внимания.
Другие исследования связывают мультитаскинг со снижением эмпатии, рефлексии, с ухудшением продуктивности работы человеческого мозга.
Но мультитаскинг является одним из важных атрибутов нашей реальности, он требуется не только для игр. Не делать несколько дел одновременно при современном темпе жизни очень сложно.
Игроки в компьютерные игры справляются с мультитаскингом лучше, и это может быть применимо в их повседневной деятельности. Но в целом мультитаскинг не очень полезен для человека на том уровне развития, на котором он находится сейчас.
Возможно, через некоторое время мы приспособимся.
Технологии влияют на мозговую пластичность и действительно могут вызывать изменения в структурах мозга. На этих эффектах основана идея развивающих, серьезных игр, которые создаются специально для того, чтобы что-то тренировать.
Различие между серьезными и развлекательными играми заключается в задачах, которые ставят перед собой разработчики. Серьезные игры сейчас являются одной из интенсивно развивающихся индустрий и активно изучаемых сфер деятельности.
Однако есть характерные проблемы. Серьезные игры должны оставаться достаточно интересными и увлекательными, чтобы сохранить сильные стороны компьютерных игр. Они должны вовлекать человека в игру.
Они также должны быть лишены потенциальных негативных эффектов, которые мы видим у компьютерных игр жанров экшен и шутер.
Если мы подозреваем, что эти игры могут повышать агрессию, пусть это и не совсем доказано, мы не можем строить компьютерные игры для тренировки по этому принципу.
И главное, они должны работать. Это серьезная проблема. Важно, чтобы исследования серьезных игр были независимыми. Нельзя доверять исследованиям, которые выполняются на деньги компании, заинтересованной в продвижении игры. Независимые исследования тоже могут отражать представления людей, которые их проводят.
Одна общая большая проблема для исследований в области компьютерных игр — различные предпочтения (publication bias). Это предпочтительная публикация определенной группы статей.
Статьи, показывающие наличие эффекта, всегда принимаются охотнее, чем статьи с отрицательными результатами.
Поэтому исследования, которые бы показывали, что компьютерные игры не развивают, имеют меньше шансов быть опубликованными.
Работ, которые сравнивают тренирующие и развлекательные компьютерные игры, очень немного. В основном они не выявляют особой пользы от серьезных игр, направленных на развитие мозга и когнитивных функций. Обучение с помощью компьютерных игр, получение знаний — это другая сфера, которую нужно изучать отдельно.
С проблемой когнитивного развития у пользователей компьютерных игр такая же ситуация, как и с проблемой возникновения у них агрессии. Существует достаточно данных, чтобы предположить, что эффект от игр существует.
Но данные часто опровергаются, и все неоднозначно с их интерпретацией. Даже изменения на уровне структур и активности мозга не всегда можно однозначно интерпретировать.
Например, у шахматистов отмечается снижение объема некоторых зон мозга, но это рассматривается как позитивный эффект спецификации.
Нужно больше исследований. Пока что можно сказать, что у игроков в серьезные игры развиваются навыки выполнения именно этих игр, а не мозг в целом. То есть существует проблема переноса на другие виды деятельности.
https://postnauka.ru/video/89851
Наука Мозг Компьютерные игры Постнаука Видео Длиннопост Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: