Отмена интернатуры: первые итоги

У современных студентов до сих пор теплится надежда, что упраздненную интернатуру вернут, но в 2021-2022 годах этого не случится, поэтому для дальнейшего обучения по выбрано специальности студенту-медику придётся поступать в ординатуру.

Такую систему образования подразумевает современная реформа здравоохранения, после которой, по мнению её авторов, должно возрасти качество оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях и степень профессионализма работников в сфере медицины.

Впервые была упразднена интернатура у стоматологических и фармацевтических факультетов — это произошло в 2016 году, такие же новшества в 2017 году коснулись лечебный и педиатрический факультеты, а в 2018 году всех специалистов медицинского профиля.

И какова будет эффективность данного способа в решении проблемы с дефицитом дипломированных работник в сельской местности, станет понятно, когда объявят первые результаты современной реформы российского здравоохранения через несколько лет.

Новый подход к оценке знаний

Если бы в ранее действующую образовательную систему не были внесения изменения, то, успешно окончив интернатуру в 2020 году, студент мог бы получить сертификат, который фактически допустил бы его к выполнению прямых обязанностей (впоследствии каждые 5 лет ему бы пришлось подтверждать свою квалификацию, чтобы иметь право работать в больницах и поликлиниках). Но вместо сертификации молодой специалист теперь должен будет проходить аккредитацию, без которой он не сможет приступить к работе и получить допуск к пациентам.

Аккредитация – это получение определенного количества баллов, которые насчитываются за:

  • участие в различных медицинских мероприятиях (конференциях, семинарах, тренингах и т. д.);
  • издание статей и научных работ в периодике, книгах и т. д.;
  • применение сложных схем при лечении тяжелых заболеваний и т. д.

Предполагается, что данная методика оценки знаний будет запущена с 2021 года.

Но до сих пор остается много вопросов, которые касаются порядка проведения аккредитации (кто будет оплачивать проживание и поездку к месту ее проведения, можно ли будет сократить время приема пациентов, чтобы была возможность участвовать в научных исследованиях или семинарах и т. д.

) и методики выставления баллов. Впрочем, в Министерстве поясняют, то в ближайшее время все эти вопросы будут тщательно проанализированы и проработаны, и отмена интернатуры произойдет максимально мягко и без каких-либо последствий.

Условия поступления в ординатуру

Фактически интернатура и ординатура в 2019-2020 гг. имеют много общего, учитывая, что после окончания такого обучения будущий медик сможет получить узкую специализацию и разрешение на работу с пациентами.

Но, если верить нововведениям, которые были инициированы Министерством в рамках реформы, поступить в ординатуру будет очень непросто, особенно если стоит задача занять бюджетное место.

А если медик решит отказаться от такого этапа обучения, то он сможет работать только терапевтом, что существенно сократит его профессиональные возможности.

Экзамен в ординатуру будет состоять из нескольких частей:

  • Тестирование, которое включает в себя 60 вопросов (по общим медицинским знаниям). На его прохождение отводится только 1 час и за это время надо правильно ответить минимум на 70% вопросов.
  • Получение балла за текущий стаж. В связи с тем, что за работу в сельской местности медикам будет начисляться большее количество баллов, это должно стимулировать их переезжать «в глубинку» и после окончания ВУЗа хотя бы несколько лет работать в деревенских клиниках (перед вступлением в ординатуру).
  • Дополнительные баллы также будут начисляться за красный диплом и за получение Президентской стипендии. Соответственно, у студентов, которые обучаются на контракте, будет не так много шансов накопить достаточное количество баллов (особенно если они не работали в сельской местности), чтобы продолжить обучение.

После подсчета полученного количества баллов принимается решение о приеме абитуриента в ординатуру.

Минусы реформы медицинского образования

  • Самый главный минус для молодых медиков — ординатура становится единственным шансом для начинающего врача следовать зову сердца и работать по призванию. Да, следует согласиться, что, с одной стороны, реформа может посодействовать в привлечении докторов на работу в сельские ФАПы, но, с другой стороны, принятый стандарт образования еще очень несовершенен и таит в себе множество минусов:
  • Суммарная степень квалифицированности докторов значительно понизится, потому что часть медработников будет уделять время подработкам, ведь получение образования в ординатуре — не дешевое удовольствие, а оплачивать её как-то нужно.
  • У наставников и учителей пропадёт стимул для совершенствования уровня своего багажа знаний и умений, и об этом говорят сами же студенты — многие практикующие медики безалаберно относятся к собственным профессиональным обязанностям и скидывают на плечи подопечных работу с документами, вместо их обучения.

Так называемым платникам — студентам, учащимся на платной основе — можно не рассчитывать на начисление бонусов в виде баллов. Так же они не положены за научные исследования хотя, как говорят сами учителя, именно научные работы как нельзя лучше показывают уровень текущих знаний учащихся.

Конечно, с большой вероятностью можно предположить, что доля студентов, не поступивших в ординатуру превысит долю зачисленных в ординатуру студентов.

В теории на заветное место в ординатуре и получение узкой специализации могут надеяться только покладистые студенты с отличным дипломом и медицинским стажем.

Впрочем, об итогах и эффективности предлагаемой реформы можно будет говорить спустя несколько лет и после огласки первых результатов её работы.

Что служило причиной ликвидации интернатуры?

Многих специалистов-медиков волнуют уместные вопросы о том, что остаётся ли у них время для практики – работы с пациентами, если им всё время приходиться ездить в конференции, семинары и другие мероприятия, к тому же, им теперь нужно писать статьи или издавать книгу о своих научных исследованиях. Но, как заверяют правительские органы по здравоохранению, процесс завершения интернатуры и аккредитация медиков будет проходить в хорошо организованном порядке и рабочий график медиков не пострадает.

А интернатуру следует отменять из-за того, что в последнее время наблюдается существенная нехватка специалистов в начальном элементе оказания медицинских услуг (поликлиника, амбулатория) и это проблема больше всего отражается на медицинских пунктах, расположенных в сельской зоне. И отмена интернатуры приводит тому, что выпускники ВУЗов по медицинскому направлению отправляются работать в сельские амбулатории или в поликлинику, а это поможет сокращать число открытых вакансий.

К тому же, прийти к такому выводу органов правительства, вынудило мнение профессиональных педагогов медицинских ВУЗов, которые утверждают, что им удаётся выпускать специалистов, способных к самостоятельной работе на врачебной практике сразу же после завершения учебного периода.

Но, есть и специалисты, которые отвергают мнения своих коллег. Потому что, они считают, что увеличения практических занятий в учебной процедуре приводит к сокращению теоретического образования, что и является необходимостью для получения углубленных навыков по специальности.

К тому же, по их мнению, фантомы и тренажеры никогда не смогут заменить ситуацию с живой душой – человеком. Так как каждая личность по разному психологическому расчету принимает медицинскую манипуляцию и процедуру лечения, и лечить пациента необходимо с учётом его психологического состояния и эмоций.

И медики получают такой практический опыт только в интернатуре.

Но, пока что закон остается в силе и теперь медикам необходимо пройти аккредитацию, чтобы приступить к врачебной практике.

А каких результатов следует ожидать от нововведения в системе медицинского обучения, может показать только время.

Самое опасное – это неграмотный врач. Что будет после отмены интернатуры в России?

Пресловутая «болонская система» добралась и до медицинских вузов. Из-за ориентации на «ведущие зарубежные практики» в федеральном законе об образовании исчезли упоминания об интернатуре. Выпускники, оканчивающие обучение в этом году, еще успевают «запрыгнуть в последний вагон»: прием педиатров, стоматологов, врачей лечебного дела, гигиенистов, эпидемиологов и фармацевтов на программы интернатуры прекращается 1 сентября, в следующем году такой вид обучения перестанет существовать. Теперь молодым врачам сразу после получения диплома предлагают устраиваться на работу в поликлиники, а уже потом, отработав там три года, продолжить обучение в ординатуре. Чем чреваты такие изменения и готовы ли нынешние выпускники медвузов к работе без практики, в интервью Накануне.RU рассказал член комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов.

Читайте также:  Не смотрите на других

Вопрос: Как Вы относитесь к нововведениям? Чем они чреваты?

Олег Куликов: Это чревато ухудшением уровня образования будущих врачей, потому что интернатура, а затем ординатура – это обязательная двухрядная система подготовки. Это система, проверенная временем, она давала хорошие результаты.

Считалось, что врач, который не закончил интернатуру – это неполноценный врач. Действительно, его можно послать на прием, но у него еще нет опыта. Количество врачебных ошибок, которые допускают студенты, если их сразу допустить до лечения больных, зашкаливает за 50%. Я думаю, что можно еще побороться за то, чтобы интернатура осталась.

Скорее всего, делается это с целью пресловутой экономии бюджетных денег.

Вопрос: Как Вы думаете, могут ли эти изменения быть связаны с нехваткой кадров в поликлиниках и больницах, ведь помимо обучения интернов, врачам нужно заниматься своей работой?

Олег Куликов: Если в поликлинику прислать неграмотного врача, это будет лучше? Это будет хуже. Самое опасное – это неграмотный врач. Потому что он ничего не знает, он учился кое-как, а еще за экзамены взятки платил. Это совсем другой уровень нынешнего обучения врачей, они очень серьезно отстают в подготовке от врачей советского периода.

Вопрос:А что именно изменилось?

Олег Куликов:Изменился сам процесс обучения, если раньше никто даже не смел предложить преподавателю-экзаменатору взятку, потому что это означает моментальное исключение, то теперь это стало нормой, появились расценки на зачеты, экзамены, и никого это уже не удивляет. В советское время были очень строгие экзамены, особенно госэкзамены. Те, кто не сдавал, шли пересдавать на следующий год. Только после того, как они сдадут полный цикл госэкзаменов, их допускали к практической работе. 

Вопрос: Выходит, что интернатура компенсирует и пробелы в образовании врачей, которые появились с переходом от советской системы образования к нынешней?

Олег Куликов: Да. Раньше обучение в медицинских вузах было шестилетнее. А сейчас шестой год – это непонятно что, фактически этот год дается на написание дипломной работы.

Вопрос: Сообщается, что с отменой интернатуры ужесточатся условия прохождения практики, она станет не учебной, а производственной. По итогам практики студенты будут сдавать экзамены, за провал которых могут быть отчислены из вуза. Помогут ли такие меры компенсировать отмену интернатуры?

Олег Куликов:Я считаю, что интернатура обязательно должна быть. Это система, когда врач проходит совместно с опытными специалистами кафедры весь объем той деятельности, который ему предстоит выполнять после получения диплома.

Это очень ценная практика. Особенно, если врачей курирует преподаватель с большим опытом, который любит работать со студентами. Я думаю, что зря отменяют интернатуру.

Скорее всего, это делают люди, которые плохо знают медицинское образование.

Вопрос:И еще не факт, готовы ли поликлиники и больницы принимать на работу таких специалистов…

Олег Куликов: Я думаю, что поликлиники будут принимать этих врачей.

Если нет больше никого, то будут принимать и этих, правда, это будет какая-то форма наставничества: кто-то из опытных врачей будет по итогам дня проверять истории болезней, если надо, то сможет проконсультировать больного, которому практикант поставил сомнительный диагноз. Действительно, тут нужен элемент наставничества и врачебного контроля.

Вопрос:Как Вы думаете, связано ли решение по отмене интернатуры с внедрением в России «болонской системы» и разделением на бакалавриат и магистратуру?

Олег Куликов: Мы почему-то обезьянничаем, все время пытаемся повторить «болонскую систему». У нас была своя система, мы были лучшими во многих отраслях образования – математике, физике, химии, естественных науках. И нам «болонская система» была ни к чему.

Неплохая система у нас была подготовки медицинских работников. Поэтому я не могу сказать, связана ли отмена интернатуры с «болонской системой».

Но если это так, то принятая в основных европейских странах «болонская система» не дает выпускникам наших вузов заниматься лечебной деятельностью.

Интернатура в 2022-2023 году | будет ли в России

Содержание

  • 1 Об отмене интернатуры
  • 2 Ординатура — изменения

Дебаты о пользе (вреде) отмены интернатуры в России длятся не один год. Сторонники реформы медицинского образования считают, что отмена позволяет раньше приступать к трудовой деятельности, поможет избавиться от дефицита кадров, повысит уровень знаний молодого доктора. У противников свои доводы: сокращение теоретической части пойдет не на пользу, нет практики общения с пациентом.

Ожидания студентов медицинских вузов на возвращение интернатуры в 2022-2023 году, скорее всего, не оправдаются, поскольку в предыдущий 2021-2022 учебный год никаких изменений не произошло. После института углубленные знания по специальности получают в ординатуре и на специализированных курсах.

Об отмене интернатуры

До изменений в системе медицинского образования, произошедших в 2016 году, выпускники медицинских вузов должны были поступать в интернатуру, где в течение года получали практические навыки по общей специальности. Вместо интернатуры можно было два года учиться в ординатуре, выбрав узкую специализацию. После года интернатуры молодой специалист приступал к самостоятельной деятельности или продолжал обучение в ординатуре.

Согласно Приказу № 127н от 25.02.2016 в этом же году приступили к поэтапному упразднению интернатуры. Первый этап касался фармацевтов и стоматологов, второй — врачей терапевтических специальностей и хирургов.

Сейчас выпускник получает диплом и аккредитационный лист, что все вместе дает право на ведение приема в поликлиниках, амбулаториях в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики. Для поступления в ординатуру года отработки уже не требуется.

Свое существование интернатура прекратила в 2018 году.

Отмена интернатуры, по мнению Минздрава России, позволяет молодым людям раньше приступать к трудовой деятельности, включать в учебный процесс больше практических занятий, привлекает молодых специалистов в поликлиники, амбулатории. Об эффективности (или не эффективности) реформы можно будет судить по прошествии нескольких лет после ее внедрения и огласки результатов.

Прежнюю систему подтверждения квалификации медицинскими работниками в 2021 году сменила аккредитация, которую должны проходить медработники с медицинским и фармацевтическим образованием. В новую систему в 2021 году вошли специалисты, ранее не проходившие эту процедуру, выпускники медвузов и медучилищ, специалисты после окончания ординатуры и профессиональной переподготовки.

Аккредитация подразделяется на три формы, состоящие из нескольких этапов:

  • первичную проходят молодые специалисты, выпускающиеся из медицинского и фармацевтического вуза, колледжа. Состоит из этапа тестирования, оценки практических навыков, решения ситуационных задач;
  • первичную специализированную обязаны пройти медицинские работники после курсов профессиональной переподготовки, получившие образование за рубежом, оценка знаний проводится на трех этапах (как на первичной);
  • периодическую проходят сотрудники после курсов повышения квалификации, оценивается портфолио.

На тестирование, состоящее из 60 вопросов, отводится 1 час. Если правильные ответы даны на 70% (и более) вопросов, то тестирование считается пройденным. Практические навыки оценивают при работе на тренажерах, манекенах, во время решения задач, связанных с конкретной ситуацией.

Все вопросы, касающиеся аккредитации медработников, прописаны в Положении об аккредитации специалистов, утвержденном приказом № 334н Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 г. Изменения в системе обучения (в том числе и ординатуре) и переподготовки медицинских специалистов, происходящие в 2022-2023 году, будут отражены в Положении.

Ординатура — изменения

Чтобы получить исчерпывающие знания, необходимые для выбранной профессии, иметь возможность открыть частную врачебную практику или получить должность в государственной структуре здравоохранения, необходимо пройти обучение в ординатуре.

Варианты обучения:

  • бюджетное место можно получить, если количество баллов превышает проходной балл, установленный приемной комиссией;
  • целевое — курс будет бесплатным, но затраченные средства нужно будет отработать в государственном медучреждении;
  • платная основа — для поступления требуется набрать установленный минимум баллов.
Читайте также:  Зависимость от наркотиков - страшный недуг

Иногда для поступления решающую роль играют дополнительные баллы. В 2021 году список индивидуальных достижений для их получения был расширен.

Дополнительные баллы начисляют за:

  • трудовой стаж по специальности;
  • участие в волонтерском движении;
  • диплом олимпиады «Я — профессионал»;
  • красный диплом;
  • статья в научном профильном журнале;
  • если получал президентскую стипендию;
  • другие индивидуальные достижения.

Отмена интернатуры: первые итоги

Благодаря отмене интернатуры в минувшем году удалось закрыть 6 тысяч вакансий в первичном звене.

Об этом сообщила глава Миздрава Вероника Скворцова на открытии «Недели медицинского образования – 2018». По ее словам, отказаться от обязательного ранее обучения в интернатуре позволила система первичной аккредитации выпускников и изменение учебной программы вузов.

Вероника Скворцова. kremlin.ru /

Благодаря отмене интернатуры в минувшем году удалось закрыть 6 тысяч вакансий в первичном звене.

Об этом сообщила глава Миздрава Вероника Скворцова на открытии IX Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2018» в Сеченовском университете.

По ее словам, отказаться от обязательного ранее обучения в интернатуре позволил переход на новые «практикоориентированные» образовательные стандарты и новый вид допуска к профессии – первичную аккредитацию выпускников.

По словам Скворцовой, в учебных программах вузов произошли изменения, позволяющую выпускникам вместо интернатуры проходить практику в последний год обучения. А аккредитация требует кроме диплома получить еще и «признание со стороны профессионального сообщества».

«Первичную аккредитацию выпускников проводят не свои преподаватели, а профессионалы отрасли, оценивающие, готов ли молодой специалист к самостоятельной работе, – напомнила министр. – В 2016 году ее прошли выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов. В 2017 это требование распространилось на все базовые специальности.

На сегодняшний день аккредитации прошли уже около 31 тысячи выпускников. Это дало более 6 тысяч молодых специалистов, которые сразу смогли выполнять функции врачей первичного звена».

Напомним, аккредитация была одним из самых дискутируемых вопросов закона «Об основах охраны здоровья граждан.

Негативно отнеслось профессиональное сообщество и к отмене интернатуры – опытные врачи сомневались в том, что выпускник вуза, которым собираются «затыкать дыры» в поликлиниках, будет сразу готов к самостоятельной работе.

Однако, спустя год работы новой системы уже можно делать выводы о том, что эти опасения не подтвердились, рассказал Медновостям ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко.

«Все мы боялись, что если не будет интернатуры, то завтра некому будет работать в поликлиниках, – рассказал ректор.

– Но время показало, что наши выпускники, с которыми университет не теряет связи, чувствуют себя на рабочих местах достаточно уверенно и комфортно.

Мы реально внесли изменения в учебные программы, стали больше уделять внимания практическим навыкам, вопросам подготовки к будущей работе в поликлиниках, амбулаториях, специализированных центрах. И это дало свои плоды».

Интерны, последний сезон

Интерны-2017 — последний экзотический вымирающий вид. Чиновники решили, что на врача теперь надо учиться меньше, и упразднили интернатуру

С 2016 года интернатуру упразднил федеральный закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Выпускники медицинских вузов получили право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая и терапевтов, и педиатров, и амбулаторных стоматологов) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Теперь они быстрее смогут приступать к выполнению своих прямых обязанностей. Как в военное время — курсы в несколько месяцев и специалист готов. На практике это означает: все студенты-медики, окончившие шесть курсов и получившие диплом по специальности «Педиатрия», «Лечебное дело» и «Стоматология», на три года уходят в поликлиники.

В наше многострадальное первичное звено, на самый уязвимый, передний край фронта борьбы за здоровье граждан. В те кабинеты, где решается судьба больного, где требуется множество навыков, знаний и профессионализма.

Врач поликлиники обязан быть не только компетентным «стрелочником», распознающим серьезную патологию и направляющим пациента далее к специалисту или в стационар, он должен быть профессионалом-лечебником, чтобы вести больного на участке, добиваясь выздоровления или компенсации хронических заболеваний.

Знать профилактику, цели и задачи лечения, уметь вовремя диагностировать угрожающую ситуацию. Студенты из районов и областей, целевики, должны будут отработать те же три года у себя в ЦРБ или поликлинике. Только после этого можно будет поступать в ординатуру и получать специализацию (от нее зависят и сроки обучения — от двух до трех и даже пяти лет).

Считается, что сокращение сроков обучения стало возможно с внедрением с 2011 года нового образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3). В его основе — так называемый компетентностный подход, то есть усиленная практическая подготовка, обязательное обучение студентов-медиков определенным практическим навыкам. Оптимально — у постели больного, в вузовских клиниках.

Я училась в Нижегородской медицинской академии, и для меня в этих задачах — ничего нового. У нас был предмет «Основы общего ухода за больными», «Госпитальная терапия», «Факультетская терапия» (или хирургия), клинические циклы — на базе различных больниц и отделений, с преподавателями кафедр, большинство из которых работало в тех же больницах.

Но очень немногие медицинские вузы страны обеспечены такими базами. Как же готовить врачей? И вот ректор Первого МГМУ им. Сеченова Петр Глыбочко рассказывает о новациях в подготовке медиков: «…Во всем мире сейчас делается акцент на развитие симуляционного образования: отработка практических навыков на фантомах, тренажерах, симуляторах.

Это дает множественную повторяемость манипуляций, работу над ошибками, не требует дополнительных допусков к больному…»

К сожалению, очень многому на тренажерах научиться нельзя. Самое главное — нельзя научиться непредсказуемости живого человеческого организма.

Можно освоить технику лапароскопии, сложных хирургических манипуляций на тренажере, но это не означает, что после этого хирург встанет за операционный стол и начнет успешно оперировать больных.

Все студенты-медики помнят замечательный тренажер сердечно-легочной реанимации, достославную «аннушку». Можно вновь и вновь возвращать к жизни ее многострадальное резиновое тело, но это не значит, что последующая реанимация в полевых условиях пройдет успешно.

Что упавший на улице человек без дыхания и пульса, не очень чистый и красивый, в пальто, со вставной челюстью и так далее будет так же прост в обращении. И, главное, врач тут не имеет шансов «второго подхода», этот экзамен не пересдашь.

Да, отмена интернатуры может решить кадровую проблему, заткнуть дыру, но поднимет ли уровень поликлиник? Скорее всего специалист, не имевший достаточной реальной, а не виртуальной практики, больше навредит, чем поможет. Молодой врач в поликлинике вынужден работать очень быстро.

Он должен сразу освоить гору бумажной работы, теперь еще и электронную систему регистрации. И учесть множество условностей реальной поликлинической работы. Потому что то, что желательно по лечению и обследованию, в нашей поликлинике не всегда можно назначать. Ограничены анализы и их количество.

Бесплатно могут быть выписаны и назначены только определенные лекарства. Все эти тонкости придется освоить в одночасье и в них придется жить и работать, что не способствует развитию врача как специалиста.

Времени бегать в соседний кабинет, даже если там сидит расположенный советовать опытный доктор, будет крайне мало. Надо приходить и работать. Смогут ли?

Анна Андронова, врач-кардиолог, писатель. Нижний Новгород Тяжесть ситуации надо уметь почувствовать, для этого опыт, приобретенный во время клинической практики, чрезвычайно важен

Откуда были мои практические знания? От работы. С первого по шестой курс я работала сначала санитаркой, потом медсестрой в реанимации кардиологического центра. У нас была дружная студенческая бригада, молодое отделение. Все можно было обсудить.

Что и как делать с больным, как посадить, как повернуть, что спросить, что назначить и почему в такой дозе. Читали истории болезни, спрашивали, спорили. Освоили множество практических манипуляций и навыков. Мы были не просто помощниками, а находились при должности, на работе.

Часто было тяжело — мало сна, много работы, расплывающиеся строчки в учебнике во время ночной смены, с дежурства на учебу, и наоборот. Но я никогда не пожалела, что работала. Я приобрела тогда ничем не заменимый опыт. И главный опыт — как быстро и страшно происходит все с тяжелым больным. Как необратимо. Как скоро надо действовать.

Читайте также:  Физическая нагрузка улучшает работу мозга

Как важно уметь распознать, что состояние его ухудшилось. Тяжесть ситуации надо уметь почувствовать, для этого опыт, приобретенный во время клинической практики, чрезвычайно важен.

Большие вузовские клиники стараются дать возможность студентам и интернам такую практику получить. Ушедшая в прошлое интернатура длилась год. Обычно в понедельник у нас в ординаторской появлялась целая толпа в белых халатах: «Дети пришли». К каждому доктору прикрепляли по интерну.

Мы представляли их пациентам в своих палатах, показывали наши истории болезни, листы назначений, вкратце объясняли организационные моменты. Во вторник приходило уже в два раза меньше обучающихся. Куда-то они рассасывались. Оставались те, кто хочет стать врачом.

Попадались очень заинтересованные, дотошные, задающие вопросы, вникающие во все процессы. В нашем бешеном ритме ежедневной работы трудно найти время, чтобы еще и учить кого-то бесплатно, но каждый год приходит несколько человек таких интернов, которых учить хочется.

И несколько человек таких, которые приходят только подписать дневник интерна,— для допуска к экзамену.

Нужна ли такая интернатура? Да, конечно! И более того, нужна более длительная, сама суть ее должна быть изменена — больше ответственности, больше прав, зарплата, которая не потребует подработки для выживания. Все должно быть направлено на приобретение профессии.

Включенная в зарплату и предусмотренная графиком работы нагрузка на врача-наставника в клинике. Грамотные терапевты и педиатры для поликлиник, прошедшие огонь и воду в крупных многопрофильных больницах. Конкуренция, честная оценка навыков и уровня квалификации.

Качественная медицинская помощь населению возможна, только если эту помощь оказывает профессионал. И выучить его надо, как положено.

Анна Андронова, врач-кардиолог, писатель. Нижний Новгород

Почему в России для будущих врачей отменяют интернатуру — МК Улан-Удэ

Интернов больше не будет. Отныне студентов-медиков решено готовить без обязательной когда-то ступени под названием интернатура. Поэтапная отмена интернатуры уже началась, и к 1 января 2018 года должна коснуться всех медицинских специальностей.

Получается, что если раньше интернатура была своего рода проверкой на профпригодность, где под наблюдением старших товарищей молодой специалист осваивал азы профессии, то теперь выпускники медицинских вузов смогут сразу после студенческой скамьи идти работать в поликлиники и амбулатории.

Если вспомнить известный сериал «Интерны» и представить, что завтра нас придут лечить такие, как Лобанов и Черноус, то за медицину становится по-настоящему страшно.

Почему отменили интернов? Как к нововведению относятся сами медики? Мы решили узнать мнение врачей и руководителей медицинских учреждений республики.

Александр Михайлович Варфоломеев, главврач Мухоршибирской ЦРБ:

— Интернатура — это, по сути, завершающая учеба и практика длиной в год, которую должен пройти в медицинском учреждении выпускник после получения диплома и без которой считаться квалифицированным специалистом он не может. Все это время врач-интерн работает в больнице, дежурит, ведет пациентов под контролем своего куратора.

Лично для меня интернатура была важным этапом в жизни.

Именно после прохождения субординатуры на шестом курсе, а затем и интернатуры по хирургии я окончательно определился в выборе своей профессии врача-хирурга и получил необходимые теоретические знания и практические навыки для начала своей медицинской деятельности.

Считаю, что субординатура и интернатура нужны как обязательный этап, без которых подготовить квалифицированного специалиста сложно. Именно в качестве врача-интерна студент познает изнанку профессии, учится применять теорию на практике, проходит испытания на этические моменты.

Все специальности важны, но если юристы, педагоги или биологи могут учиться без интернатуры, то врачи не могут. Одно дело выучить теорию, и совсем другое — сочетание теории и практики при лечении пациентов, ответственность за здоровье людей.

Хочу сказать, что у меня есть некоторые сомнения в обоснованности отмены интернатуры и субординатуры на шестом курсе.

Я убежден, что в ординатуре врач должен учиться уже осознанно, пройдя эти начальные этапы своего образования и отработав два-три года по специальности, когда он явно видит пробелы в своих знаниях и практических навыках и может выполнить их, обучаясь на хорошей клинической базе в ординатуре.

Бадмаева Наталья Константиновна, главврач ГБУЗ «Городская поликлиника №1» г. Улан-Удэ:

— Такой системы медицинского образования, когда человек проучился бы 6 лет в высшем учебном заведении, получил диплом специалиста, но не получил право работать по специальности, а должен еще год посвятить последипломной практике, т.е. интернатуре, нет ни в одной стране.

В настоящее время российская система медицинского образования приводится к мировым стандартам, вводится система аккредитации специалистов. При этой системе интернатура отменяется, но двухгодичная ординатура, где подготавливаются узкоспециализированные врачи, сохранена.

Какие плюсы я вижу в нововведениях? В результате отмены интернатуры мы ждем, что аккредитованные выпускники-2017 по специальности «врач общей практики» активно заполнят вакансии в первичном звене.

При проведении аккредитации выпускника большое значение будет уделяться владению практическими навыками, поэтому теперь большая участь учебного времени будет уделяться изучению практики, умению проводить лечебные и диагностические процедуры, ведению необходимой медицинской документации и т.

д. Действительно, среди медиков высказываются опасения по уровню подготовки, как выпускники медвузов будут работать, каким образом будет осуществлен их допуск к профессиональной деятельности.

Поэтому уже сейчас, к примеру, в медицинской организации начинает работать «институт наставничества», определяются программы и сроки обучения, критерии допуска к профессиональной деятельности.

Александра Васильевна Васильева, юрист, председатель РОО «Союз потребителей»:

— У нас есть два сериала, которые побили своеобразный рекорд по популярности, — это «Интерны» и «Универ». Оба снимаются только в студии, причем в последнем случае каким-то таким образом, что мальчики и девочки в «Универе» живут почему-то вместе, чего нет ни в одном общежитии.

В «Интернах» молодые люди также учатся в интернатуре почему-то годами, доктор Быков назначает им в наказание столько дежурств, что по логике вещей молодые люди вообще должны остаться в больнице навсегда. Несмотря на все эти нестыковки, замечательный комедийный сериал идет на наших экранах уже 7 лет, его герои стали звездами.

И вот когда сериал обрел такую славу и успех, государство наносит «Интернам» непоправимый удар.

Сразу хочется вспомнить в этом случае о защите прав малого бизнеса. Люди придумали идею, начали зарабатывать, привлекать к проблемам медицины всеобщее внимание и тут, оказывается, надо все прекращать, потому как интернов отменили. В 1917-м как класс отменили графов и князей, в 2017 году — интернов.  

Валерий Вениаминович Кожевников, министр здравоохранения Бурятии:

— Вспоминаю свой опыт, когда после окончания Читинского мединститута проходил интернатуру в Улан-Удэ под руководством завкардиологическим отделением Галины Степановны Бутузовой и Ольги Романовны Мангутовой.

Как интерны в течение целого года мы должны были пройти все подразделения, чтобы под руководством старших товарищей получить опыт практической работы. Интернатура тогда была своего рода пропуском в профессию. Если ты проходил интернатуру, ты мог работать врачом, если не проходил — не мог.

Может быть, какие-то медицинские специальности могли обойтись без интернатуры, но для большинства интернатура была своего рода проверкой на профпригодность, важной ступенькой к специальности, после которой молодой человек фактически получал допуск в профессию.

Как в телесериале «Интерны» — за все, что делают молодые практиканты, отвечает доктор Быков, так и наши интерны могли вести прием, назначать лечение, но ответственность за все их действия нес курирующий врач. Таким образом интерны получали важные практические навыки. Все развивается, медицина тоже не стоит на месте.

Сегодня в помощь врачу появилось суперсовременное оборудование, препараты нового поколения, и это тоже внесло изменения в подготовку медицинских работников. В вопросе — хорошо ли, что интернов отменили, скажу только, что торопиться не будем, время покажет.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №22 от 24 мая 2017

Заголовок в газете: Интерны

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]