Приучаем ребенка к горшку

Полезные советы и рекомендации

Мы расспросили семейного консультанта Нину Гофман о том, когда и как нужно начинать приучать ребенка к горшку. Получился огромный и очень подробный текст-инструкция с советами, лайфхаками и прочим полезным.

В России принято начинать приучение к горшку после года (а некоторые начинают процесс даже раньше). Есть ли смысл в раннем приучении, и на что нужно ориентироваться родителям?

Отучение от памперса — это путь от зависимости к самостоятельности, поэтому очень важно, чтобы ребенок был готов к этому процессу на трех уровнях:

Когнитивно — ребенок понимает и осознает, когда хочет писать и какать, и знает, что надо при этом делать.

Эмоционально — ребенок созрел для того, чтобы нести ответственность за отправления своих потребностей.

Родители, начинающие приучать ребенка к горшку в раннем детском возрасте, должны понимать, зачем они это делают. Если они хотят сэкономить на подгузниках или заботятся об экологии, то в отказе от «памперсов» есть смысл. В других случаях — нет.

Ребенок до года и в год еще не может сам руководить процессом. Родители могут его выдрессировать, но писаться и какаться он все еще будет. И следить за тем, чтобы не было проколов, придется именно родителям.

Оптимальный возраст приучения к горшку — от двух до трех с половиной лет (важно ориентироваться на ребенка, это очень индивидуально). В это время дети, как правило, уже готовы сами следить за своими физическими потребностями и хотят быть «как большие».

Что вы думаете о высаживании младенцев? Насколько это правильно и нужно?

Единственное, что может дать маме высаживание младенца, — более тесную связь с ним. Мама приучается видеть и различать знаки, которые малыш подает прежде, чем покакать или пописать.

Она более внимательна к его потребностям, лучше знает в какое время ее ребенок хочет в туалет. Когда мама должна пристально наблюдать за ребенком, она больше «настроена» на него.

Но есть и ряд ограничений, с которыми придется столкнуться: прогулки в холодное время, высаживание в общественных местах, общественная жизнь матери.

С точки зрения приучения к горшку, в раннем высаживании нет смысла, разве что ребенок будет лучше осознавать свои ощущения с этим связанные. Возможно, тем, кто начинает раннее высаживание, будет легче впоследствии.

В любом случае до двух и более лет маме все равно придется следить за ребенком и контролировать процесс самостоятельно. Многие семьи, изначально настроенные на отказ от подгузников, впоследствии все-таки начинают надевать их на ребенка во время прогулок, походов в поликлинику или в другие общественные места, что в общем-то подтверждает факт: младенческое высаживание не работает.

Когда лучше приучать к горшку: зимой или летом? На что ориентироваться: на время года или на возраст?

Здесь нет твердых законов, но гораздо удобнее начинать процесс в теплое время года. Многие думают, что зимой, «благодаря» неприятным ощущениям от мокрых трусов, у ребенка будет больше мотивации не писаться. Но отрицательная мотивация не продвигает обучающие процессы, поэтому зимой лучше не начинать: холодно, можно застудить нежные места, больше мороки с переодеваниями, больше одежды.

В теплое время года ребенок может часть времени бегать голышом, ему будет более понятно, что происходит с его телом. Процессы, скрытые памперсом, теперь будут на виду. А родители в какой-то мере могут сэкономить на стирке.

Ориентироваться надо, конечно, на ребенка. Иногда дети сами говорят: «Хочу писать, как большой», снимают подгузники и проколов у них нет. Это значит, что мозг дозрел, и уже неважно — зимой это происходит или летом.

Но иногда случаются и фальстарты. Например, ребенок посмотрел в яслях на других детей и тоже захотел ходить без памперса. Но не может: постоянно писается и не доходит до горшка. В этом случае мотивация уменьшается, и малышу может быть неприятно.

Родителям стоит отложить приучение к горшку на месяц-два. В этом нет ничего страшного. Ребенку нужно сказать: «Мы попробовали, но сейчас не получилось. Это не страшно, мы попробуем еще и все получится!». На промежуточном этапе помогут трусы-подгузники.

Но есть случаи, когда ребенок, снявший подгузники, может контролировать процесс, но ему лень. Вот тут маме и папе нужно мягко настоять на продолжении.

Малыша нужно мотивировать: хвалить, рассказывать всем вслух, как хорошо он умеет ходить на горшок, поощрять (желательно нематериально, например, давать ему больше самостоятельности в других вопросах, чтобы он почувствовал выгоду быть «взрослым»).

Возраст играет роль, но смотреть нужно на ребенка и семью: насколько все готовы переключиться на другой ритм жизни и перейти к большей самостоятельности ребенка.

Статья о неумеющем пользоваться горшком трехлетке, опубликованная не так давно на нашем сайте, возмутила читателей. Есть ли крайний возраст, когда точно нужно снять памперсы ребенку (если не брать в расчет особые случаи проблем со здоровьем)?

Важно понимать, что вреда от подгузников как такового нет. В итоге все овладевают этой «наукой». Если у ребенка нет проблем, то подгузники, как правило, становятся не нужны в два с половиной или три с половиной  года. Четырехлетки в памперсах — это скорее исключение, чем правило, и тут стоит искать причины, по которым ребенок все еще не контролирует свои отправления.

Вред от долгого ношения подгузников в основном может быть эмоциональный и социальный: дети сравнивают себя с другими детьми и расстраиваются, если не могут доказать свою самостоятельность доступным способом. А умение контролировать свой организм и отвечать за процесс — это подтверждение самостоятельности. Родители должны это учитывать.

Какой должна быть тактика отучения от подгузников?

Я советую родителям относиться к приучению ребенка к горшку как к проекту, который требует времени и внимания. Если в семье есть что-то, что сильно отвлекает от этого занятия (много работы у родителей, какой-то стресс или что-то важное, что не позволяет полноценно уделять ребенку время), лучше перенести отучение от памперсов на месяц-другой.

Важно понимать, что процесс принадлежит ребенку, отправление потребностей — это его контроль. При этом ему еще трудно руководить процессом, поэтому ответственность родителей — ему помогать и направлять.

Еще один совет: начать подготовку ребенка заранее. Возможно, показать малышу одного с родителем пола, как мама или папа писают.

Посмотреть книжки («Макс и подгузник», «Макс и горшок», «Чик и Брики: Лужица», «Каю пора на горшок» и другие) или мультфильмы. Показать горшок, объяснить, для чего он нужен.

Или отвести в туалет, где уже заранее подготовлено все для того, чтобы малышу было нестрашно и удобно (либо переходник на унитаз, либо сиденье с ручками и ступеньками).

Обязательно поговорить с ребенком заранее о том, что ему предстоит. Обо всем говорить только позитивно, например, «ты у нас уже такой вырос большой, скоро будешь сам ходить в туалет, как мама папа старший брат или сестра». Можно также предложить ему сообщать, что он хочет писать или какать, еще до снятия памперса, чтобы он лучше осознавал свои ощущения.

Дальше необходимо понаблюдать за малышом два-три дня, отмечая, в какое примерно время ребенок какает и писает, после чего снять памперс.

Для начала только в дневное время, в том числе и во время прогулок (может, за исключением длительных поездок поначалу).

А вот на дневной и ночной сон подгузники нужно оставить, пока родители не заметят, что малыш все чаще просыпается сухой.

Родителям нужно следить за знаками, которые подает ребенок, и проговаривать, что он чувствует. Наблюдение увеличивает шансы на удачные попытки и сильно повышает мотивацию ребенка.

  • Как следить за знаками?
  • Например, если малыш уже «танцует» от желания сходить в туалет, но при этом отказывается, так как «не хочет», родитель должен:
  • присесть перед ним, чтобы оказаться на уровне детских глаз;
  •  спросить: «Ты чувствуешь, как что-то давит на твой животик?»

 после утвердительного ответа сказать: «Когда ты так чувствуешь, значит, что ты хочешь писать. Побежали! Чем быстрее добежим, тем быстрее вернемся к игре!»

Родителям стоит ненавязчиво напоминать малышу о необходимости пописать перед мультфильмами, игрой, прогулкой или предложить покакать через некоторое время после еды. Это выработает в ребенку набор привычек и поможет обращать внимание на свои ощущения.

Но даже в этом случае родители должны быть готовы к отказу, потому что именно ребенок управляет своим организмом, а не взрослые. Так что малыш вполне может описаться, даже если ему незадолго перед этим предлагали сходить в туалет.

В таком случае его ни в коем случае не нужно ругать. Но и оставить без внимания этот факт нельзя (если сказать: «Ничего страшного!», то ребенок вполне продолжит так делать).

Лучше всего подойти и назвать вещи своими именами: «Ты написал в штаны, это неприятно и тебе мокро. Теперь нам нужно прервать игру и поменять одежду».

Логическое последствие выбора может помочь ребенку в следующий раз согласиться с доводами родителя и прервать игру или просмотр мультфильма.

Когда этот этап начинает работать, то есть ребенок спокойно идет в туалет и у него всегда или почти всегда получается, важно не останавливаться на достигнутом, а продолжать двигаться дальше, в сторону самостоятельности. Когда ребенок хочет писать или какать, нужно отвести его в туалет, оставить там и попросить позвать, когда закончит.

На следующем этапе родители отводят только до половины пути, а дальше малыш идет сам. Дневная часть процесса окончена, когда ребенок сам идет в туалет, делает свои дела и зовет кого-то только для помощи в вытирании попы.

Ответственность родителя — напомнить ребенку вовремя сходить в туалет, предупредить о последствиях и помочь поменять одежду (важно дать им максимальную самостоятельность и в этом), если малыш вовремя не сделал, что нужно. Ответственность ребенка — пописать или покакать, осознавая свои желания.

Читайте также:  Дети толстеют из-за разных экранов

Если ребенок десять дней из двух недель просыпается в сухом подгузнике, значит, можно снимать памперс и на ночь.

Есть ли лайфхаки, которые помогут ребенку не бояться приучения к горшку?

Я советую до момента отучения от подгузников рассказать ребенку про процесс пищеварения на доступном ему языке. И лучше, как ни странно, делать это во время еды. Пока малыш ест, мама может комментировать его действия: «Вот сейчас твоя еда во рту, а затем она начнет путешествовать по организму. По трубочке пройдет в мешочек, а потом спустится ниже» и так далее.

Успокойте ребенка, расскажите, что организм не выбрасывает ничего лишнего, все полезное остается в нем. А вот мусор — это и есть какашки. Дети иногда боятся того, что от них отделяется и падает какая-то часть. Если они будут понимать, что ничего важного не теряют, и это не от них самих отвалился кусок чего-то, страхов перед туалетом будет меньше.

Кроме того, можно придумать сказку или песенку, которая поможет малышу «приказать какашке выйти» и сходить в туалет. На первых порах это поможет ребенку понять, что именно он управляет процессом.

Обязательно хвалите ребенка за результат, а еще давайте ему самому спускать воду.

Лучше, если горшок будет стоять в туалете или в ванной, не стоит высаживать ребенка перед телевизором или на кухне. И не сажайте его ждать результата. От сидения на унитазе по полчаса с мультфильмами только вред: ребенок перестает понимать, зачем сидит, а когда наконец начинает какать или писать, так увлечен мультфильмом, что не осознает, что делает.

Кроме того, после каждой неудачной попытки интерес падает. Задача родителей не столько сохранить одежду сухой, сколько научить малыша понимать, что он делает, и управлять организмом. Всем взрослым членам семьи и няне нужно договориться о последовательной реакции и общей для всех схеме приучения к горшку.

Что лучше: горшок или унитаз?

Плюсы горшка в том, что он маленький. Ребенок не чувствует себя неуютно. От него ничего не отваливается с плеском и не уходит в никуда. С другой стороны, привыкший к горшку ребенок обрекает родителей еще как минимум полгода везде носить этот предмет с собой.

Унитаз, оборудованный специальными приспособлениями, удобнее в техническом плане: ничего лишнего не нужно убирать и мыть. Но смотреть нужно все равно на ребенка: как ему комфортнее. К тому же приучение к унитазу в обход горшка экономит время приучения к туалету после горшка.

Как родителям сохранять спокойствие во время приучения ребенка к туалету, если проколы случаются слишком часто?

Родителям тоже нужно подготовиться.

Если один из родителей слишком брезглив, значит, что задача снять с ребенка памперс должна перейти к другому. Дети очень чувствительны, они считывают родительские эмоции и могут начать относиться к процессу настороженно. Кроме того, они могут очень быстро понять, что это легкий способ «управлять родителями», а это весьма нежелательно.

Обязательно нужно подготовить дом.

Убрать ковры, которые жалко испортить. Застелить клеенками диваны, положить специальную простынь в детскую (а иногда и во взрослую) кровать.

  1. Купить детскую одежду, которую легко надевать и снимать.
  2. Чтобы при постоянной смене белья не раздражаться на процесс.
  3. Не реагировать на все мгновенно (мы не в реанимации).
  4. Подышать глубоко и переключиться на что-нибудь другое: описанные штаны, вполне возможно, не будут так сильно раздражать через минуту.
  5. Помнить о том, что все проколы, неудачи — только уроки.
  6. Это трудности, которые необходимо пережить, чтобы чему-то научиться.
  7. Помнить о том, что дети делают все не назло родителям.

Это просто с ними происходит, надо дать время и терпеливо обучать. Например, поначалу у детей еще нет опыта, и они могут неправильно рассчитать время, которое у них есть, чтобы добежать до туалета от момента, когда уже сильно хочется писать. Тогда они просто застывают на месте и писают, потому что понимают, что уже не успеть.

В таких случаях нужно спокойно объяснить, что именно произошло и как успеть в следующий раз, подчеркивая более выгодный выбор. Постепенно дети научатся слышать свое тело и выберут поведение, которое приведет к успешной попытке.

Помнить, что это не навсегда.

Что делать, если ребенок противится приучению, демонстративно не хочет садиться на горшок или в идти в туалет?

Хвалите ребенка. Чем больше удачных попыток он сделает, тем быстрее семья придет к желаемому результату. Но если все сделано правильно, а ребенок все равно противится, нужно искать причину.

Возможно, родители «пережали» или «недожали» в смысле контроля.

Родителям нужно помнить, что еда, сон и горшок — это три вещи, которые они не могут делать за детей, а дети чувствуют ассоциативную связь родительского настроения с тем, покакали они или нет, сыты или голодны.

Доктор Карлос Гонзалес писал: «Одно из редко упоминающихся, но тем не менее повсеместно признаваемых прав человека — право испражняться, когда нам этого хочется». Поэтому иногда надо просто вспомнить об этом и отпустить ситуацию.

Ребенок может не садиться на горшок, потому что мама показывает, насколько ей это важно. Не специально, но дети могут контролировать таким образом всю семью. В этом случае, скорее всего, малышу нужно больше выбора и самостоятельности в чем-то другом, больше контроля над своей жизнью. И главное — сохранять спокойствие.

Очень важно, чтобы процесс не вызывал отрицательных эмоций, ведь речь идет о контроле вообще, а не только над работой соответствующих отверстий — контроле над чувствами, над эмоциями, над поведением.

Неудачно начавшееся приучение к горшку может спровоцировать на физическом уровне проблемы с недержанием или, наоборот, запоры; а на эмоциональном — вызвать излишнюю импульсивность или чрезмерную сдержанность, притормозить развитие самостоятельности и повредить самооценке и уверенности в себе.

Детям нужна стабильность и уверенность в спокойных заботливых взрослых рядом. Тогда все получается!

Похожие статьи

Екатерина Ильичева, детский психолог

Приучить ребенка к горшку — процесс несложный, но, как правило, длительный. Как игры и сказки помогают в этом деле и почему не стоит покупать дорогие горшки с подсветкой — разобрались вместе с детским психологом и автором проекта «Школа осознанного родительства» Екатериной Ильичевой (@ekaterina_childpsy).

С какого возраста начинать

С точки зрения физиологии педиатры рекомендуют начинать приучение, когда ребенку исполнится 18 месяцев. Некоторые советуют запускать процесс даже позже — с двух лет.

Зоны мозга, которые отвечают за контроль мочеиспускания и дефекации, формируются к этому возрасту.

Если взрослый понимает, что нельзя писать и есть одновременно и может потерпеть, чтобы сходить в туалет, то малыш спокойно делает два дела вместе. И это нормально.

Для начала разберемся, что включает в себя понятие «самостоятельно ходить на горшок». Многие понимают под этим ситуацию, когда мама высаживает ребенка на горшок и следит, чтобы он сделал свои дела. Это не совсем верно.

Ребенок самостоятельно ходит на горшок, когда сам чувствует свое тело, позывы и идет в туалет без посторонней помощи. Эту разницу важно понимать, потому что родители хотят поскорее перейти от высаживания к следующему этапу.

Они тратят время и нервы, тогда как ребенок еще физически и психически не способен справлять нужду самостоятельно.

Вы можете высаживать ребенка в более раннем возрасте, но нельзя требовать от него самостоятельности в этом деле. Начиная с полутора лет мягко начинайте приучать малыша к горшку.

Как понять, готов ли ребенок самостоятельно ходить на горшок?

Еще раз уточним: за мочеиспускание и дефекацию отвечают определенные зоны мозга, и пока они не созреют, ребенка бесполезно приучать самостоятельно ходить на горшок. Чтобы понять, пришло ли время, не надо проходить никаких специальных исследований. Достаточно проанализировать навыки и поведение малыша по следующим пунктам.

1. Понимание

Ребенок понимает, для чего нужен горшок. Он знает, что нужно снять штанишки, прежде чем сесть на него. Он может посадить игрушку, издавать соответствующие звуки «ааа», «пи-пи».

2. Физическое развитие

Ребенок самостоятельно сидит и ходит. Он может сесть и встать с горшка без помощи взрослых.

3. Отсутствие страха

Ребенок не должен бояться горшка, плакать при виде его. Или, наоборот, надевать горшок на голову, использовать не по назначению.


Раннее высаживание на горшок познакомит малыша с этим предметом, но не научит ходить на него самостоятельно. Источник

«Если ребенок начинает прятаться за шторку, под стол, хочет уединиться, чтобы сходить в туалет, это говорит о том, что малыш готов и можно уже начинать процесс приучения к горшку.

Если вы замечаете, что у ребенка подгузник сухой на протяжении 2-3 часов, то это тоже знак о готовности. Часто у детей ближе к двум годам появляется чувство брезгливости. Например, он испачкался или намочил одежду и просит переодеться.

Если эти признаки присутствуют, тогда можно идти в магазин и покупать горшок», — говорит Екатерина.

Как выбрать горшок

Екатерина советует выбирать самый простой горшок, удобный для ребенка. Не стоит покупать горшки в виде игрушек, со звуковыми или световыми эффектами. Раза два-три малыш с удовольствием сходит на такой горшок, но детям быстро надоедают игрушки. Такой же эффект, скорее всего, будет и с навороченным горшком.

Желательно, чтобы горшок был один. И лучше ставить его сразу в туалете, не перемещать по квартире и не превращать в игрушку.

Иначе у ребенка может развиться неправильное поведение. Например, собрались гости, а малыш захотел по-большому.

Если он привык это делать в комнате, то и сейчас он принесет горшок именно туда, и вы вряд ли уговорите его пойти в туалет. Или же малыш может сделать дела в горшок, начать играть с ним и пролить содержимое на пол.

Избежать неприятных ситуаций помогут простые правила — «делать дела» только в туалете, не играть с горшком.

Читайте также:  Несчастный брак способствует инфаркту у мужчин

Первое знакомство

Знакомить малыша с горшком можно уже после года. Вот советы, которые помогут сделать процесс приучения к горшку интересным для ребенка и простым для взрослых.

  • Объясняйте ребенку, для чего нужен горшок.

Расскажите, что можно делать с горшком, зачем люди ходят в туалет и почему не стоит писаться в штанишки.

Высаживайте на горшок игрушки. Пусть это станет ритуалом. Например, вы играете с пупсиками. Вместе с малышом покормите игрушки, а затем «сводите» их в туалет. Посадите пупсиков на горшок, можно налить воды, а затем вымыть его, как-будто малыш сам туда сходил.

В этом деле помогают и книги, такие как «Скорее на горшок, дружок!». Сюжет прост и интересен для малыша: крольчонок и его друзья собрались на пикник. Встреча прошла отлично, но теперь крольчонку нужно пи-пи. Что же делать? Конечно, искать горшок. Герои станут примером для малыша. Он поймет, что ходить на горшок — это естественный процесс, и наверняка захочет сделать так же.


Разворот книги «Скорее на горшок, дружок!». Внутри есть зеркало для игры


Скорее на горшок, дружок!

Если после знакомства с горшком малыш ни в какую не хочет сам садиться на него, не заставляйте. Просто отпустите ситуацию на недели две-три, а затем снова предложите «делать дела» в горшок.

Первые победы

Вряд ли ребенок сразу начнет ходить на горшок регулярно. Скорее всего, малыш будет писаться в штанишки и лишь несколько раз делать это так, как нужно. За каждую удачную попытку хвалите ребенка. Эмоционально, громко и весело. Здорово же одерживать победы — малыш захочет испытывать это чувство чаще, значит, будет и чаще ходить на горшок.


Радуйтесь победам вместе с ребенком. Источник

Ни в коем случае не ругайте за промахи и лужи, потому что это может отразиться на его здоровье. Ребенок проведет связь «я писаю/какаю — меня ругают, значит, писать/какать — это плохо». Иногда «психологические запоры» случаются именно по этой причине. Просто игнорируйте, когда он пачкает штанишки (то есть переодевайте малыша без акцента на промахах).

На этом этапе уже можно убрать подгузник на день, а на ночь пока оставить. Если две-три недели ребенок в течение дня ходит «сухим», то можно начинать и спать без подгузника (стелите на матрац клеенку). Пусть это получится не сразу, но со временем малыш перестанет писаться и во время сна. В идеале на ночь горшок тоже лучше оставлять в туалете и в случае надобности водить ребенка туда.

Если ребенок наотрез отказывается ходить на горшок, то можно подойти к процессу творчески.

«Я со своей дочерью сделала так, — рассказывает Екатерина. — Для формирования этого навыка на пару недель мы повесили в туалете мотивационную доску. Это простой календарь, на который мы наклеиваем за каждый поход на горшок по-большому наклейку. Пять наклеек — и ребенка ждет сюрприз. Не материальное (это важно), а эмоциональное вознаграждение — поход в парк, цирк, на прогулку».

Как правило, приучить ребенка ходить на горшок по-маленькому легче, чем по-большому. Если у малыша возникли проблемы с дефекацией в горшок, попробуйте вдохновить ребенка с помощью игр и книг. В этом случае делайте упор на том, что игрушки не только писают на горшок, но и ходят туда по-большому.

Когда горшок можно убрать

К четырем годам ребенок уже может пользоваться унитазом. С этим не возникнет проблем, если малыш ходит в детский сад, где есть маленькие, созданные специально для детей унитазы. Можно купить специальные насадки для домашнего унитаза, чтобы малыш чувствовал себя комфортно.

Процесс приучения к горшку занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Если ребенок здоров, то он обязательно научиться самостоятельно ходить на горшок. Главное в этом деле — родительское терпение.

Обложка поста: pinterest.ru

Как приучить ребенка к горшку

Все мамы и папы, без исключения, мечтают избавиться от столь надоевших подгузников и пеленок, которые еще обходятся им в немалую копеечку.

Поэтому вопрос, как приучить ребенка к горшку достаточно актуальный и самый обговариваемый среди новоиспеченных родителей.

В процессе обучения нужно учитывать ряд факторов, которые напрямую влияют на формирования такого навыка опрятности. Одним из них является возраст ребенка.

Оптимальный возраст для приучения ребенка к горшку

Перед тем как начать высаживать ребенка на горшок нужно обязательно учесть ряд психофизиологических факторов. Педиатры и психологи утверждают, что до момента приучения к горшку у ребенка должны сформироваться определенные навыки. Среди них:

  1. Понимание речи взрослого;
  2. Умение присаживаться, наклоняться, поднимать предметы и складывать их в определенное место;
  3. Умение показывать жестами или объяснять словами о своих определенных чувствах;
  4. Ощущать брезгливость к мокрым и испачканным штанам;
  5. Оставаться сухим более чем на 2 часа (во время дневного сна, прогулки, игр дома).

Эти умения уже говорят о готовности ребенка к началу процесса обучения. Это примерно возраст от 1,5 до 2 лет. Высаживание в более раннем сроке зачастую приводит к полному провалу, нервам и дальнейшему нежеланию ребенка «признавать» горшок.

Это связано с физиологическими особенностями организма крохи. До этого возраста, ребенок не в состоянии еще контролировать наполненность мочевого пузыря и кишечника.

Из этого можно сделать вывод, что высадка на горшок в год будет пустой тратой времени.

Важно! Приучение к такому навыку опрятности очень индивидуальный процесс. Некоторые карапузы готовы приступать к «знакомству» с горшком уже в первый год своей жизни, а кто-то еще в два года не может привыкнуть.

Этапы формирования навыка опрятности

Этапы формирования высадки ребенка на горшок до достижения 3-летнего возраста выделены отечественным профессором Александром Кузьминым:

  1. В 12-15 месяцев ребенок начинает испытывать первые негативные эмоции в отношении мокрого и грязного белья;
  2. С 16 месяцев проявляет желание сходить в туалет путем замирания;
  3. С 20 месяца выражает желание справить нужду определенными жестами: теребит подол штанов или трусики, тянет маму или папу за ручку;
  4. С 24 месяцев малыш пытается самостоятельно стягивать трусики или штанишки, чтобы сходить в туалет, может оставаться сухим на протяжении 2-х часов, осознанно ощущает позывы в туалет;
  5. С 30 месяца просится в туалет, используя слова;
  6. С 3-х лет начинает сам, но под присмотром родителей ходить в туалет: снимать одежду, усаживаться на горшок, а затем самостоятельно одеваться.

Поэтому оптимальным возрастом для «знакомства» с горшком является именно возраст от 1,5 до 2 лет, когда карапуз готов как физически, так и психологически.

Этапы приучения ребенка к горшку

Для формирования любого навыка важна последовательность действий и систематичность. Именно от этого зависит успешность результата. Это также применимо и для формирования навыка ходить в туалет. Основные этапы приучения ребенка ходить на горшок:

  1. В первую очередь малышу нужно показать и объяснить, что такое горшок и зачем он нужен, а перед высаживанием комментировать свои действия: снимаем одежду – садимся на горшок – пользуемся салфеткой – моем горшок – похвала. Это поможет ребенку понять четкий ход действий и затем обыденность этого процесса;
  2. Высадка на горшок должна быть регулярной: перед сном и после пробуждения, перед и после приема пищи, до выхода на прогулку и после нее;
  3. Нужно отказаться от использования памперсов. Для начала это можно делать на несколько часов, затем на целый день;
  4. После «удачных» попыток сходить на горшок ребенка нужно словесно хвалить;
  5. Важно отслеживать позывы в туалет: покраснение лица, натуживание, руки все время в штанах и пр.

Небольшие хитрости и советы для легкого и быстрого процесса приучения ребенка к горшку:

  1. Нужно одевать на ребенка простую одежду, без молний и застежек, без сложного кроя. Это позволит ему быстрее ее снимать и сосредоточиться на главном;
  2. Не нужно держать ребенка слишком долго на горшке (5-7 минут будет достаточно);
  3. Горшок должен быть в поле зрения и иметь свое место. В этом случае ребенок будет точно знать где находится его горшок и не будет его путать с другими игрушками в общей куче, принимая его как очередную забаву;
  4. Когда памперс будет снят, ребенок захочет исследовать свои половые органы, понять, как они устроены. Не нужно мешать ему в этом, излишние вздохи от увиденных «исследований» ребенок может воспринять как что-то неприятное и постыдное. Из-за этого могут в дальнейшем возникнуть трудности с высадкой на горшок;
  5. Нельзя ругать ребенка за возможные промахи, это также сформирует негативную реакцию и дальнейшую плохую ассоциацию с горшком;
  6. Если ребенок категорически отказывается садиться на горшок не нужно его насильно заставлять это делать. Лучше убрать горшок на некоторое время и затем повторить попытку;
  7. Если в семье есть старшие дети, младшие могут научиться у них, перенять опыт. Если нет, тогда мама или папа смогут стать личным примером для дочки и сына соответственно.
Читайте также:  Сырокопченая колбаса — польза и вред

Важно! Формирование привычки ходить в туалет лучше отложить, если ребенок не в настроении с самого утра или он заболел (режутся зубы, поднялась температура и пр.).

Типичные ошибки

Зная «подводные камни» этого процесса, родителям будет проще их обойти и не допускать в отношении своего карапуза. К типичным ошибкам в процессе обучения высадки на горшок относят:

  1. Следование советам родственников, соседей и друзей, сравнивание своего ребенка с другими. Это очень плохая идея, так как каждый ребенок индивидуален в любом отношении;
  2. Раннее обучение. Некоторые пытаются высаживать ребенка в полугодовалом возрасте, но это не самая лучшая идея. Самым минимальным возрастом, когда можно только начинать это делать считается 12-14 месяцев, но в этом случае не нужно ждать сразу отличного результата;
  3. Заставлять ребенка ходить на горшок, когда он не в настроении, подавлен, расстроен и тем более болеет. Научить ребенка ходить на горшок любой ценой – это не лучших способ и далеко не самый гуманный;
  4. Резкий отказ от подгузников. Если ребенок ходил в памперсах днем и ночью, то снять его в одну минуту и надеяться, что ему это понравится – пустая затея;
  5. Ругать малыша, что он сходил мимо или в штаны;
  6. Стимулировать мочеиспускание звуками воды из-под крана. Плохая идея, так как потом будет крайне трудно отучить ребенка от этой привычки. К тому же на улице или в поездке не всегда можно это реализовать.

Важно! К высадке на горшок должен быть готов не только сам ребенок, но и его родители, так как этот процесс длительный и может потребовать терпения и благосклонности.

Обучение мальчишек и девчонок

Многие специалисты и родители отмечают некоторые особенности и отличия в обучении навыка опрятности. Девочки более усидчивы и покладисты по своей натуре, а значит и процесс приучения к горшку занимает немного меньше времени, чем у активных мальчишек.

Девочки могут больше проводить времени на горшке, а значит и успешность результата будет выше. Они пытаются во всем подражать маме, а принцип процесса все же легче чем у мальчиков. Но при этом девочки отличаются стеснительностью.

Часто, они не могут спокойно ходить в туалет при посторонних или в «кустики», терпят позывы и сдерживают опорожнение, но это только приводит к мокрым штанишкам.

С мальчиками дела обстоят немного по-другому. Они менее стеснительные, но при этом не такие терпеливые и усидчивые, поэтому, как правило, сидение на горшке не длится долго. Мальчиков нужно для начала приучать ходить в туалет сидя, как и девочек. Это связано с двумя причинами.

Первая, опорожнение мочевого пузыря и кишечника в таком малом возрасте может происходить одновременно. Вторая причина – столь маленькие мальчики еще не могут так точно и умело координировать свои движения, чтобы «попадать» в горшок во время мочеиспускания.

И только после того как малыш подрос и уже может контролировать себя в этих процессах, можно приучать мальчишку к «мужскому» варианту.

Конструкция изделия также имеет значение. Для девочек подойдут горшки с круглым отверстием, для мальчиков овальные со специальной выемкой или валиком.

Какой горшок выбрать?

Намного проще приучить ребенка к использованию горшка, если он был правильно выбран. Руководствоваться только цветом горшка неправильно. При выборе горшка для ребенка нужно учитывать следующие важные аспекты:

  1. Анатомия. Для девочек нужно выбирать изделие с круглой выемкой, для мальчишек с овальной. Чтобы малыш сидел прямо нужно выбирать горшок, напоминающий седло;
  2. Материал. Отличными вариантами будут изделия из пластика, так как они легче, практичнее и дешевле керамических аналогов. К тому же пластик не так быстро охлаждается в помещении, что не приведет к неприятным ощущениям у ребенка во время высаживания;
  3. Конструкция. Должна быть устойчивой, так как падение с полным горшком будет крайне неприятным событием для ребенка при их «знакомстве»;
  4. Простота. Стоит выбирать модели без излишеств, например, наличие звуков или света в конструкции. Ребенок может подумать, что это новая игрушка, что крайне нежелательно в этом важном процессе.

Важно! Перед покупкой нужно удостовериться, что горшок не имеет неприятных запахов, выступающих элементов, которые могут поранить малыша. Покупать горшок стоит у известных брендов, которые дорожат своей репутацией, заботятся о здоровье детей, а товары имеют сертификаты качества.

Причины возможных неудач

Потерпеть детскую неудачу в туалетной науке можно в любом возрасте. Причинами могут стать:

  1. Прорезывание зубов (тут лучше отложить процесс, так как дискомфорт и неприятные ощущения во рту будут мешать малышу сосредотачиваться на чем-либо другом);
  2. Увлеченность, например, мультиками. Малыш может отдать предпочтению интересному занятию в обмен на мокрые штанишки. Это конечно пройдет со временем;
  3. Индивидуальные особенности. Если ребенок не хочет ходить в туалет в 1,5-2 года — это вовсе не значит, что он отстает в развитии. Тут требуется от родителей терпение, и процесс со временем наладится;
  4. Чрезмерная активность. Тут нужно будет постараться приучить ребенка к горшку, научить терпению и важности процесса.

Также причиной нежелания сидеть на горшке может стать страх. Причины страха перед горшком:

  1. Неудачное первое знакомство. Горшок показался ребенку страшным, мокрым, холодным, дурно пахнущим и пр.;
  2. Травмы, ссадины. Появляются в следствии падения, удара об горшок, а не тщательно обработанные края могут стать причиной царапин;
  3. Отсутствие похвалы со стороны родителей. На первых порах ребенок не понимает, что от него хотят и всячески препятствует высадке на горшок. В случае положительной реакции со стороны родителей, он будет пытаться понять, что же от него теперь хотят и почему все радуются, и будет дальше пробовать радовать маму и папу. Поэтому не стоит скупиться на поцелуи, улыбку и восторженные возгласы;
  4. Раннее обучение. Часто заканчивается нежеланием ребенка даже смотреть в сторону горшка из-за принудительных методов высаживания, и как следствие получения негативного опыта;
  5. Долгое высаживание на горшке. Некоторые строгие родители пытаются добиться результата через длительное высаживание, которое может занять вплоть до нескольких часов, даже если ребенок препятствует и устраивает истерики. Таким родителям нужен «результат», никто не беспокоится об психологическом состоянии малыша;
  6. Фантазии. Дети часто фантазируют, рисуют себе в голове чудовищ и страшные ситуации, которые могут с ними приключиться на горшке. Для этого нужно просто поинтересоваться у ребенка о его страхах, проговорить эту ситуацию и успокоить его;
  7. Дискомфорт. Горшок может быть большим, давить, натирать и пр.

Для исправления этих страхов и неудобства можно:

  1. Присмотреться к покупке нового горшка, но только уже с участием ребенка;
  2. Отложить процесс приучения на некоторое время (это могут пару дней, недель и даже месяцев);
  3. Не ругать ребенка, не нервничать самому и не ругаться между собой, так как дети тонко чувствуют настроение родителей и могут транслировать таким образом и свое;
  4. Для начала, новый горшок можно поставить на видном месте, чтобы ребенок привыкал к нему визуально. Затем можно вместе изучить предмет и показать малышу как им пользоваться;
  5. Можно придумать сказку или рассказ, чтобы создать приятную психологическую обстановку вокруг ребенка и его горшка.

Важно! При отсутствии давления и криков со стороны родителей, их помощь и терпение помогут преодолеть ребенку трудности, страхи и фобии, и тем самым привыкнуть к новой процедуре намного быстрее.

В начало

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]