Тема физической активности в жизни ребенка очень актуальна в настоящее время. В данной статье мы ответим на самые популярные вопросы родителей, а именно расскажем о пользе занятий спортом для детей, нормах физической нагрузки, с какого возраста ее начинать и как правильно выбирать, как влияет отсутствие физической активности на здоровье ребенка. Также мы сделали подборку различных комплексов упражнений для детей от 1,5 лет и для детей от 3 лет, которые можно выполнять в домашних условиях или на улице.
Начать стоит с того, что физическая активность заложена в человека природой, это наша биологическая потребность, которая необходима для развития ребенка так же, как хорошее питание и сон.
С самого рождения ребенка развитие всех физиологических процессов в организме связано с движением.
К ним относится: сенсорное восприятие, познание своего тела, обучение навыкам крупной и мелкой моторики, а также формирование иммунитета, положительной работы центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем.
Благодаря физической активности ребенок активно познает окружающий мир, развивается интеллектуально и психологически. Говоря об интеллектуальном развитии, мы имеем в виду развитие логики и мышления, получение новой информации и опыта в процессе выполнения различных упражнений.
В середине 20 века известный американский врач – физиотерапевт Гленн Доман даже ввел понятие двигательного интеллекта. Он занимался вопросом раннего гармоничного развития детей и доказал на практике тесную взаимосвязь психического и физического развития. Подробно об этом Гленн Доман рассказывает в своей книге «Гармоничное развитие ребенка».
Итак, когда же нужно начинать занятия спортом?
Первые физические упражнения врачи прописывают ребенку с 2 месяцев, это зарядка и массаж. Она в основном состоит из поглаживающих движений ножек, ручек, спины, а также упражнений для укрепления мышц шеи, развития хватательного рефлекса. Она помогает упорядочить движения ребенка, еще не овладевшего своим телом.
По мере взросления и освоения новых навыков, активность ребенка возрастает. К 1 году многие дети уже начинают хорошо ходить, становятся энергичными и любознательными.
Поэтому занятия развивающей гимнастикой с 1 года в спортивном зале являются отличной возможностью для физической активности малышей. Более того, они очень полезны для их здоровья и гармоничного развития.
У нас в Центре занятия начинаются именно с 1 года.
Но многие родители спрашивают, зачем в таком возрасте заниматься в спортивном зале, если все то же самое можно выполнять на детской площадке. На самом деле разница колоссальная.
Во-первых, на занятиях тренер подбирает детям большое количество разнообразных физических упражнений. Они выполняются под присмотром тренера. Также дети занимаются с родителями.
Во-вторых, на гимнастике огромное пространство для движения, различные модули и снаряды – это полностью безопасные условия для развития двигательных навыков ребенка, даже, если он еще плохо ходит.
Если у вас нет возможности посещать гимнастический зал, то заниматься можно самостоятельно, например, на домашнем спортивном комплексе или на детской площадке, но под строгим присмотром родителей.
Предлагаем вашему вниманию различные комплексы упражнений для детей от 1,5 лет, которые можно выполнять дома или на улице.
1)Домашний комплекс упражнений для детей от 1,5 лет — https://www.europegym.ru/articles/24.html.
2) Комплекс упражнений во время летних каникул (от 1,5 лет) https://www.europegym.ru/articles/54.html.
3) Комплекс упражнений «учимся прыгать на двух ногах (от 1,5 лет)» — https://www.europegym.ru/articles/22.html.
В качестве дополнительной активности ребенку от 1 до 2 лет полезно много гулять, ходить, ползать, лазить по ступенькам, играть в активные игры, например, копать лопаткой снег.
Важно отметить, что самый благоприятный период для накопления различных навыков – с первого года жизни и до 6 лет. Этому есть научное объяснение: в мозгу новорожденного ребенка гораздо больше нейронов, чем у взрослого человека.
Если нейроны стимулировать, то они будут создавать и укреплять новые нейрональные связи, в ином случае — отмирать. В возрасте до 5 – 6 лет происходит активное формирование новых нейрональных связей, а лучшая их поддержка – это занятия спортом.
И чем раньше начать занятия, тем больше у ребенка будет возможностей для всестороннего развития.
Поэтому нейронетипичным детям врачи в качестве терапии назначают развивающую гимнастику. Она больше всего подходит для гармоничного физического развития человека. А период с рождения и до 6 лет является наиболее продуктивным для успешной реабилитации особенных детей.
По тем же причинам врачи советуют пожилым людям вести активный образ жизни. Физическая деятельность помогает предотвратить процесс отмирания нервных клеток, тонизирует нервную систему и улучшает умственную деятельность.
Если детей лишать биологической потребности в полноценном движении, то они перестанут развиваться не только физически, но и интеллектуально. Существует ряд случаев, когда маленькие дети, лишенные на длительное время движения, становились умственно недоразвитыми.
И, напротив, дети, которые занимаются спортом с раннего детства, физически совершенны, имеют крепкий иммунитет, правильное телосложение, хорошее мышление и психику.
Какой вид спорта лучше выбрать?
Гимнастика обязательно должна быть в жизни каждого человека. Объективно, это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей. Гимнастикой можно заниматься хоть в 1 год, хоть в 60 лет и старше.
Плавание в плане возраста и способностей тоже универсальный вид спорта. Но, в нем есть ряд минусов: это аллергия, частые простудные заболевания, а также сложность в подготовке к тренировке: переодевание, сушка, выход распаренным на улицу, особенно зимой.
Все остальные виды спорта все равно не настолько гармонично развивают человека, как гимнастика. Кроме того, набор в любые другие виды спорта самое раннее начинается с 4 лет. А при регулярных занятиях гимнастикой с 1-1,6 лет ребенок к 4 годам будет иметь уже отличную базу физических навыков. С гимнастической подготовкой ребенок будет успешен абсолютно в любом виде спорта.
Какой физической активностью можно заменить занятия в спортивных секциях?
Полностью заменить занятия в спортивных секциях не получится, поскольку там дети получают специализированные и углубленные навыки от профессиональных тренеров.
Однако в качестве хорошей дополнительной физической нагрузки можно практиковать летом: катание на беговеле, самокате (начинать можно около 2 лет), роликах, велосипеде, играть в мяч, в бадминтон, прыгать на скакалке, плавать, бегать, много гулять, ходить по пересечённой местности, заниматься на спортивных комплексах, играть на детской площадке, кататься с горок.
Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, горных лыжах, сноуборде, много гулять, играть на детских площадках. В идеале хорошо чередовать все эти виды активностей, в общей сложности не более 2 часов в день.
Детям в возрасте 2 – 3 лет кататься на велосипеде, беговеле рекомендуется не более 1-1,5 часов в день, чтобы не перегружать позвоночник.
Беговел, велосипед, самокат, ролики хорошо развивают у маленьких детей баланс и координацию движений.
Также мы составили различные комплексы упражнений, которые полезно выполнять детям от 3 лет в домашних условиях или летом.
1)Доступные гимнастические упражнения для дома (от 3 лет) — https://www.europegym.ru/articles/9.html
2)Комплекс упражнений во время летних каникул — https://www.europegym.ru/articles/54.html.
3)Гимнастика и лечение плоскостопия — https://www.europegym.ru/articles/51.html
4)Формируем правильную осанку — https://www.europegym.ru/articles/36.html
5)Учимся подтягиваться — https://www.europegym.ru/articles/14.html
Какая оптимальная физическая нагрузка для детей разных возрастов?
Если мы говорим о регулярности тренировок по гимнастике, то для детей от 1 до 3 лет заниматься нужно не менее 1-2 раз в неделю. Связано это с тем, что ребенок должен привыкать к занятиям, запоминать упражнения, вырабатывать дисциплину.
С 3 до 5 лет регулярность занятий должна составлять не менее 2-3 раз в неделю.
От 5 лет оптимальной будет регулярность занятий не менее 3 раз в неделю.
Совмещать различные виды спорта можно. Главное, чтобы у ребенка хотя бы один день был выходным.
В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения тренировки с высокой интенсивностью для детей от 5 лет должны длиться 60 мин, 3 раза в неделю.
В целом физическая активность должна быть в жизни ребенка каждый день в общей сложности не менее 60 мин. Больше – приветствуется.
При выборе интенсивности и регулярности спортивных занятий важно наблюдать за самочувствием ребенка и не перегружать его, то есть не форсировать нагрузку. Спорт на пределе возможностей приводит к травмам.
Но также стоит учитывать, что с улучшением физической формы, у человека становится лучше выносливость, нагрузку можно увеличивать.
У нас в Центре занятия проходят 50 мин с высокой интенсивностью, дети успевают выполнить абсолютно всё: упражнения на выносливость, силу, координацию, гибкость.
Спустя 50 минут они выходят из зала сильно вспотевшие, уставшие и счастливые. Этого времени им хватает для получения хорошей всесторонней нагрузки, но при этом она не выматывает, а приносит удовольствие.
Это очень важно, особенно для маленьких детей, которым важно прививать любовь к спорту!
Если гимнастикой заниматься регулярно, т.е. минимум 2 раза в неделю, то через 2-3 месяца будет заметен результат вне зависимости от возраста: это укрепление мускулатуры; формирование правильной осанки; улучшение координации движений, баланса, работы вестибулярного аппарата, и как следствие, появление уверенности в себе; улучшение гибкости и выносливости.
Особенно важно уделять внимание физической активности школьников. По статистике, более половины школьников имеют ослабленное здоровье.
Среди самых распространенных проблем учащихся – частые простуды, искривление позвоночника, близорукость, гастрит, лишний вес, неврозы.
Эти болезни возникают из-за ослабленного иммунитета, большой умственной и психологической нагрузки, неправильного питания, пассивного образа жизни.
Занятия спортом, сбалансированное питание и распорядок дня помогут вашему ребенку укрепить здоровье, выработать устойчивость к нагрузкам, повысить успеваемость в школе. Особенно это важно для детей младших классов, поскольку у них происходит активное взросление организма, развитие нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем.
Спорт оказывает в этом лучшую поддержку. Однако научные исследования установили, что у 50 % детей в возрасте 7-9 лет возникает дефицит физической активности.
Чем старше класс, тем больше дети стремятся пропускать уроки физкультуры, а родители часто их в этом поддерживают, не осознавая значимости физической активности для здоровья ребенка.
Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.
Нейроны и нейромедиаторы
Подробности Категория: Психиатрия
Наш мозг состоит из нервных клеток — нейронов. Нейроны постоянно общаются друг с другом, передавая от одного другому информацию, закодированную в виде химических молекул. Именно это позволяет мозгу ежедневно выполнять свои функции: обеспечивать двигательную активность, речь, процесс мышления, восприятие зрительной и слуховой информации, ее понимание и запоминание, управление работой органов и систем тела, и многие другие.
Химические цепочки
Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге.
Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами.
«Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).
Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора.
Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется — как лодка к причалу — к специально предназначенному для его «швартовки» на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором.
Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система «ключ и замок», где каждый ключ подходит только к своему замку.
После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию — и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, — либо к остановке передачи тех или иных сигналов.
Таким образом, нейротрансмиттер — это химическое вещество, молекулы которого позволяют клеткам мозга общаться друг с другом, и засчет этого функционировать должным образом. Другими словами, медиаторы передают (переносят) химические сообщения от одних нейронов к другим.
Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом.
Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами.
Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.
Изменение нейротрансмиссии с помощью лекарств
Большое число неврологических расстройств — от эмоциональных нарушений, таких как депрессия, — до двигательных, таких как болезнь Паркинсона, связано с нарушениями работы определенных медиаторов головного мозга.
Ученые создали большое количество лекарств, задачей которых является устранение этих нарушений и связанное с этим улучшение качества жизни людей.
В то же самое время, многие вещества, вызывающие зависимость (алкоголь, никотин, наркотики), действуют, используя тот же самый механизм, изменяя баланс медиаторов в головном мозге.
Люди испытывают приливы «хорошего самочувствия», когда начинают принимать эти вещества, но скоро нейроны в их мозге настолько адаптируются к повышенным количествам того или иного химического агента, что для того, чтобы самочувствие оставалось хорошим, требуется принимать все большие и большие дозы препарата. Мозг начинает «требовать» вещество для нормальной работы. Возникает химическая зависимость или аддикция.
Рассмотрим, что происходит при изменении уровней нейромедиаторов мозга на примере трех из них (серотонин, дофамин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК).
Серотонин
Многие исследования показывают, что низкий уровень серотонина в головном мозге приводит к депрессии, импульсивным и агрессивным формам поведения, насилию, и даже самоубийствам.
Лекарственные вещества под названием антидепрессанты создают блок на пути обратного захвата серотонина, тем самым несколько увеличивая время его нахождения в пространстве синапса.
Как итог, в целом увеличивается количество серотонина, участвующего в передаче сигналов с нейрона на нейрон, и депрессия со временем проходит.
Депрессия, социофобия, панические атаки, гиперактивность — только некоторые из нарушений, которые можно успешно излечивать, изменяя уровни медиатора в головном мозге.
До того, как эти лекарства стали доступны, люди были обречены всю жизнь испытывать психические проблемы, а те, кто мог себе позволить психотерапию, длительное время работали с психиатром или психологом, пытаясь наладить работу своих чувств.
Теперь мы знаем, что на многие расстройства работы головного мозга можно воздействовать с помощью лекарств, позволяя людям преодолевать трудности в эмоциональной и социальной жизни.
Сейчас специалисты обращают внимание на то, что мы перестали считать отрицательные эмоции нормальной частью жизни. Все чаще и чаще нам кажется, что тоска или трудности в социальном функционировании — это признак патологии, а значит нужно идти к психиатру и просить лекарство.
Безусловно, люди, которые нуждаются в лечении у психиатра, есть. И, тем не менее, определенную часть пациентов, приходящих на прием к врачу, составляют те, кто не страдает никаким психическим расстройством. Такие люди должны проходить курсы терапии с психологами или психотерапевтами.
Медикаментозное же лечение необходимо назначать только тогда, когда симптомы психического расстройства достаточно сильно вторгаются в привычную жизнь человека, серьезно нарушая ее.
В большинстве случаев, несмотря на то, что лекарства могут помочь облегчить симптомы, более полное и длительное излечение может быть достигнуто только с помощью психотерапии, которая помогает изменить привычное поведение, которое, собственно, и приводит к болезни.
Изменения чувств, возникновение различных, в том числе негативных, эмоций в ответ на перемены в жизни, а также жизненные испытания — это часть нормального функционирования человеческой психики.
Поэтому не следует каждый раз, когда Вы испытываете печаль или испортили отношения с любимым человеком, требовать у врача назначения успокоительного. Этим Вы не только навредите себе, но и пропустите важный урок, который готова преподать Вам жизнь. И даже в случаях, когда симптомы приносят серьезные страдания или создают чрезмерные трудности, в дополнение к медикаментозному лечению необходима работа с психологом или психотерапия.
В последние годы ведутся бурные дискуссии вокруг психического расстройства, носящего название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ, ADHD). Это расстройство, как правило, диагностируется в детском возрасте. Таким детям очень сложно сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, они совершенно не могут сидеть, не двигаясь; они постоянно находятся в движении, импульсивны и чрезмерно активны. К сожалению, СДВГ диагностируют у все большего числа детей, и многие из них получают лекарства, увеличивающие деятельность медиатора дофамина. Это помогает ребенку быть готовым к работе, более внимательным и сосредоточенным, и поэтому более способным последовательно выполнять задания.
Большинству детей (70 — 80 процентов) с диагнозом СДВГ лечение, направленное на коррекцию обмена дофамина помогает. Однако некоторые специалисты опасаются, что иногда родители слишком поспешно обращаются к врачам, а доктора слишком часто ставят диагноз СДВГ.
В итоге то, что просто является плохим поведением, рассматривается как психическая патология, и дети, которым не нужны медикаменты, начинают их получать. Ученые считают, что часть детей, получающих медикаментозное лечение, должны получать терапию у психологов, потому что именно такая помощь была бы для них гораздо более полезна.
Однако, нет простого решения этой проблемы, и очевидно, дискуссии на эту тему будут вестись еще долго.
Наркотическое вещество, известное как «экстази» или МДМА, также изменяет уровень серотонина в мозге, но намного более радикально.
Он заставляет выделяющие серотонин нейроны выплескивать все содержимое сразу, затапливая этим химикатом весь мозг, что, конечно, вызывает ощущение чрезвычайного счастья и гиперактивность (чрезмерную двигательную активность). Однако, за это приходится расплачиваться позже.
После того как экстази израсходовал весь мозговой запас серотонина, включаются компенсаторные механизмы, быстро разрушающие избыток нейромедиатора в мозге. После того, как спустя несколько часов действие наркотика заканчивается, человек, вероятно, будет чувствовать себя подавленным.
Этот период «депрессии» продлится до тех пор, пока мозг не сможет восполнить запасы и обеспечить нормальный уровень медиатора. Повторное использование на этом фоне экстази может привести к глубокой депрессии или другим проблемам, которые будут тянуться в течение долгого времени.
Дофамин
Дофамин — медиатор, который обеспечивает процессы контроля движений, эмоционального ответа, а также способность испытывать удовольствие и боль.
При болезни Паркинсона выходят из строя нейроны, передающие дофамин, что вызывает прогрессирующую потерю контроля движений.
Вещество под названием Леводопа, которое мозг может преобразовать в дофамин, часто помогает контролировать эти симптомы.
Ученые обнаружили, что люди с расстройством психики, известным как шизофрения, фактически чрезмерно чувствительны к дофамину в мозге. Как следствие, при лечении шизофрении используются лекарства, которые блокируют дофаминовые в головном мозге, таким образом, ограничивая воздействие этого нейромедиатора.
С другой стороны, вещества, известные как амфетамины, увеличивают уровень дофамина, заставляя нейроны его высвобождать, и препятствуя его обратному захвату.
В некоторых странах врачи используют разумные дозы этих препаратов при лечении некоторых заболеваний, например, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.
Тем не менее, иногда люди абсолютно необдуманно неправильно используют эти вещества, пытаясь обеспечить себе повышенный уровень бодрствования и способность решать любые задачи.
Гамма-аминомасляная кислота
Гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК, является главным медиатором, чья роль заключается в передаче нейронам команды «стоп».
Исследователи полагают, что определенные типы эпилепсии, которые характеризуются повторными припадками, затрагивающими сознание человека и его двигательную сферу, могут являться результатом снижения содержания ГАМК в головном мозге.
Передающая система мозга, не имея адекватного «тормоза», входит в состояние перегрузки, когда десятки тысяч нейронов начинают сильно и одновременно посылать свои сигналы, что приводит к эпилептическому приступу.
Ученые полагают, что за разрушение слишком большого количества ГАМК могут быть ответственны мозговые ферменты, в связи с чем появились лекарства, которые помогают остановить этот процесс. Время показало их эффективность в лечении не только эпилепсии, но и некоторых других нарушений работы мозга.
Гормоны
Химическое взаимодействие
Норадреналин — медиатор, который обеспечивает работу различных мозговых систем, связанных с активацией и бодрствованием, обеспечивающих бдительность и внимание, а также является переносчиком сигналов в симпатической нервной системе.
В симпатической нервной системе норадреналин вызывает сужение кровеносных сосудов, подъем артериального давления, увеличивает частоту дыхания и сердцебиения. Норадреналин также работает как гормон, который выделяют надпочечники, расположенные с обеих сторон чуть выше почек.
Результаты его выделения надпочечниками те же самые: спазм сосудов, подъем давления, ускорение работы сердца и учащение дыхания. Адреналин, норадреналин, а также другие гормоны, вырабатываемые надпочечниками, играют важную роль в ответе организма на стресс.
Гормоны — это химические вещества, которые выделяются в кровь железами внутренней секреции, которых очень много в нашем организме. Гормоны передают сообщения, которые вызывают различные изменения в организме, и это очень похоже на то, как действуют медиаторы в нервной системе.
В нашем организме есть много веществ, таких как норадреналин, которые работают и как медиаторы, и как гормоны. Налицо очень тесная связь между нервной и эндокринной системами, являющимися мощными регуляторами происходящих в организме процессов.
Мозг через гопоталамо-гипофизарную систему оказывает важное влияние на процесс регуляции выделения гормонов, и если происходит сбой в работе медиаторов, может возникнуть гормональный дисбаланс, который, в свою очередь, начинает оказывать влияние на мозговые функции и, как следствие на то, как человек себя чувствует.
Источник: http://www.humanillnesses.com/
Как влияет физическая активность на развитие интеллекта ребенка до года. Почему важно развитие двигательной активности у детей до года
Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. Об этом неоднократно говорили и писали многие известные специалисты (П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Р.Лурия и др.).
В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети от 7 до 17 лет, более развитые в физическом отношении, получают более высокие баллы по тестам интеллекта.
Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности, о чем также свидетельствуют специальные эксперименты.
Специалисты, изучавшие развитие интеллекта у малышей, постоянно говорят об устойчивой корреляции уровня развития мышления и двигательной активности ребенка, прежде всего уровня развития мышления и координации движений.
Много интересных наблюдений содержится в работах специалистов. Например, замечено, что ребенок, рано начавший ходить, обычно опережает сверстников в умственном развитии.
Умственное развитие малыша происходит параллельно с физическим и сенсорным, это естественно, ведь мозг — часть организма.
Объясняется это еще и тем, что главный и практически единственный способ знакомства с миром для младенца — движение. Через движение он исследует и познает окружающий мир, устанавливает когнитивные контакты со средой. Этим объясняется столь важная роль движений в развитии его интеллекта.
Специалист в области психологии детской игры Сюзанна Миллер пишет, характеризуя особенности исследовательского поведения детей в первые 18 месяцев жизни: «Со времени, когда сформирована координация между руками и зрением, тенденция ребенка касаться всего кажется почти принудительной.
Ему очень трудно удержаться, чтобы не потрогать все, что его окружает, несмотря на запреты.
После того как он начинает ходить, содержимое ящиков, полок и особенно всякие мелкие объекты, такие как кнопки или монеты, «кучи» бесполезных предметов привлекают его внимание достаточно длительное время».
Адаптация малыша к окружающему миру происходит преимущественно путем совершенствования координации восприятия и движения. Ряд ученых, в частности американский психиатр и педагог Г.
Доман, используют даже специальное понятие «физический интеллект». В его книгах предлагается особая система диагностики и развития «физического интеллекта» в самом раннем возрасте.
Автор при этом ссылается на собственные исследования и изучение опыта обращения с младенцами женщин-индианок.
Их малышей, отмечает исследователь, никогда туго не пеленают, их редко кладут на спину, им дают возможность активно двигаться едва ли не с первых минут жизни.
Он, как многие другие специалисты, подчеркивает в своих работах, что пеленание и укладывание ничком вредно и существенно влияет на психику ребенка, закрепляя ощущение беспомощности и зависимости.
Это в дальнейшем может приводить — и приводит — к пассивности.
В начале XX века Мария Монтессори утверждала, что потребность младенца в сенсорных ощущениях не может быть удовлетворена, если он постоянно лежит на спине в коляске или в кроватке.
Что видит ребенок в этом случае — потолок (в лучшем случае небо, если он в коляске на улице), изредка лицо взрослого, погремушки, которые во всем мире вешают родители над коляской (или кроваткой)? Этого оказывается недостаточно для реализации биологической потребности в исследовательском поведении, а следовательно, и для полноценного развития.
Предоставление младенцу максимума условий для свободных спонтанных движений является одной из важных предпосылок удовлетворения поисковой активности, следовательно, и условий для интеллектуально-творческого развития в этом возрасте. Естественно, что по мере взросления ребенка задачи, ставящиеся перед ним, постепенно и существенно усложняются и специализируются.
На ранних этапах развития личности роль двигательной активности ребенка, как основного пути реализации потребности в исследовательском поведении, чрезвычайно важна.
По мере взросления ее значимость объективно снижается, уступая место более сложным, специализированным видам деятельности. Безусловно, прав Г.Доман, утверждая, что в истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети до четырех лет.
Нередко, отмечает он, взрослые путают детское любопытство с неумением сосредоточиться.
Дети начинают сами получать информацию преимущественно благодаря своей потребности в исследовательском поведении с первых минут своей жизни. Поэтому наивно думать, подчеркивает Г.
Доман, что если официальное образование для большинства детей начинается с 6 лет, то и их обучение начинается в это время.
К шести годам, когда ребенок обычно отправляется в школу, он уже знает об окружающем мире столько, сколько вряд ли усвоит за всю оставшуюся жизнь.
Малыши испытывают безграничную жажду знаний. С трудом, но все же мы можем уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения, стимулирующие развитие детского интеллекта.
Конечно, можно возмутиться и сказать: с какой стати нас в этом подозревают? И кто так поступает? Мы все готовы содействовать развитию любознательности, мы хотим развить поисковую активность ребенка, подвести его к самообразованию, всемерно содействовать саморазвитию.
И мы действительно обсуждаем эту проблему теоретически, но как обстоят дела на практике?
Вот несколько весьма распространенных способов, ограничивающих проявление исследовательского поведения малыша, описанных Г.Доманом.
Один из наиболее распространенных — давать ребенку для игры «готовую» игрушку, не способную к трансформации, и возмущаться — почему он ее выбрасывает через пару минут и опять плачет (подробнее об этом можно прочитать в статье «Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка»).
Другой эффективный прием ограничения поисковой активности — помещение ребенка в изолированное пространство (кроватка, манеж и др.).
В педагогической литературе постоянно мелькают жуткие примеры, описывающие особенности поведения подростков, выросших в условиях предельно ограниченного опыта.
Они вырастают идиотами, и это возмущает; правда, удивляться тут не приходится, объяснение находится само.
Но не поступаем ли мы аналогично, помещая ребенка в манеж? Ведь это не что иное, как загон, тюрьма для него: куда ни двинешься — везде решетка.
Конечно, мы привыкли убеждать себя в том, что манеж защищает ребенка от опасностей. Их действительно много даже в обычной квартире: электрические провода, неустойчивые вазы, бытовая техника и др.
Но, спасая ребенка от этих внешних опасностей, мы фактически подвергаем его другой, не меньшей опасности.
Попытка поместить его в физический, образовательный, эмоциональный вакуум — не менее серьезная опасность, приводящая к ограничению когнитивного опыта, его обеднению.
Малыш трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие. Он рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает.
Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях — шлепанье по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др.
Многое из этого мы считаем деструктивной деятельностью, хотя на самом деле все это — проявление первых ростков любознательности, реализация стремления к исследовательскому поиску.
Естественно, никто не предлагает разбивать телевизоры, дорогие вазы, опрокидывать мебель и рисковать при этом жизнью самого маленького исследователя.
Максимально расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни.
Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя.
Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей.
Специальными экспериментами давно доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах — ограничении двигательной активности или в постоянных «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», — способно серьезно помешать развитию детской любознательности: ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям, а следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего.
Как движение может помочь мозгу ученика?
Сканирование мозга ребенка до (слева) и после (справа) ходьбы на беговой дорожке в течение 20 минут. Повышенная активность мозга была связана с улучшением когнитивных функций. Предоставлено доктором Чаком Хиллманом, Университет Иллинойса.
- Федеральный министр спорта Бриджит Маккензи недавно обнародовала планы убедить государственных министров образования и спорта обеспечить чтобы спорт и физическая культура были обязательными в школах.
- Было признано, что физические преимущества от перемещения детей помогают предотвратить хронические заболевания и развивают привычки к движению в течение всей жизни .
- Тем не менее, одним из ключевых моментов послания Маккензи , стремящихся к обязательному физическому воспитанию, было улучшение школьных результатов.
Это утверждение является важным и позитивным сдвигом в сфере образования. До недавнего времени, когда речь шла об образовании, тело и разум часто считались отдельными сущностями.
Физическое воспитание воспринималось только как «движение тела» или «не думающая часть». Исторически сложилось так, что он был вытеснен на периферию. Например, физическое воспитание еще не было одобренным национальным учебным планом старших классов средней школы .
- Тем не менее, за последние два десятилетия растущие исследования убедительно признали взаимосвязь между телом и разумом.
- Как движение может помочь мозгу ученика?
- Обработка мозга занимает около 20% нашего общего метаболизма через когнитивные действия, такие как память, внимание и концентрация на действии.
- Это познание нуждается в сильном потоке топлива (глюкозы, кислорода) и гормонов, чтобы активировать и повысить способность мозга выполнять, учиться и избавляться от продуктов метаболизма.
Поэтому любое продолжительное сидение и отсутствие активности могут привести к негативным когнитивным последствиям . Например, бездействие в детстве было связано с уменьшением рабочей памяти , внимания и обучаемости.
Мозг ученика не сохраняет себя здоровым самостоятельно. Это связь со здоровым, двигающимся телом, которое может помочь улучшить работу мозга.
- Физическая активность также важна для развития структур мозга учащихся (клетки / нейроны) и функционирования в раннем возрасте.
- Человеческий мозг не полностью развит до третьего десятилетия жизни, поэтому движение детей может стать мощной академической стратегией.
- Что говорят нам исследования?
Дополнительные исследования связывают физическую активность и улучшение когнитивных функций. Уровень когнитивных функций у одного из наиболее признанных в мире учеников начальной школы возрос всего за 20 минут ходьбы. Студенты лучше успевают в академическом тестировании и имеют повышенное внимание.
После этого исследования было проведено много других исследований в США, которые установили связь между физической активностью и успеваемостью студентов, в том числе на северо-востоке (более 1800 студентов) и Техаса (2,5 миллиона студентов).
Несколько крупномасштабных обзоров также выявили связи между физической активностью и успеваемостью учащихся, например, оценками и результатами тестов.
В Австралии, исследование 757 учеников начальных школ в 29 начальных школах показало, что у более подходящих детей показатели NAPLAN выше. Уеники специализированных учителей физкультуры также имели более высокие баллы грамотности.
- Имеются также свидетельства улучшения когнитивных функций (внимания, памяти, концентрации), самооценки , психического здоровья (снижение депрессии, тревоги, стресса), удовольствия и участия в уроках от участия школьников в физической активности.
- Например, для обычной прогулки требуется меньше принятия решений и интенсивности, чем для прохождения курса Tough Mudder или Ninja Warrior .
- Топ 5 советов по обеспечению качественной физической активности в школе
- 1. Учебный план
Возможность принять участие в аутентичных (напоминающих реальные) играх и спортивных состязаниях со встроенными возможностями рефлексивного и ориентированного мышления. Это может помочь студентам разработать решения проблем движения и понять спортивные традиции, роли, командную работу и правила.
- 2. Классная комната
- Обеспечьте активные перерывы (короткий перерыв в несколько минут) с помощью простых и / или интегрированных физических упражнений, таких как переход к музыке во время длительных неактивных уроков, для улучшения академической активности .
- 3. Перерыв
- Доступ к большому разнообразию мобильного оборудования может привлечь студентов к более творческому изучению физической активности.
- Мобильное оборудование может стимулировать студентов к большему разнообразию и выбору для разработки сложных, развивающих физические нагрузки за пределами фиксированных местоположений.
- 4. До и после школы
- Партнерство с национальными спортивными организациями через такие программы, как Спортивные школы Австралии .
- Затем учащиеся могут заниматься спортом и физической активностью, помимо тех, которые проводятся в школе и по программе.
- 5. Активный транспорт
- Установите пешеходный школьный автобус или велосипедный поезд, чтобы спланировать безопасную прогулку или поехать в школу с одним или несколькими взрослыми, в зависимости от качества воздуха, расстояния до школы и загруженности улиц.
- оригинал
Развитие мозга в раннем возрасте
Как развивать мозг ребенка в раннем возрасте
Различие между разумом и образованием состоит в том, что именно разум способен обеспечить вам хорошую жизнь (А.В.Семенович)
Раннее развитие – это активная позиция взрослых по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка.
Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный, по его зонам и уровням, в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский.
Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис (фундамент). Наш мозг настолько тонко и сложно устроен, что лучше оберегать его от негативных воздействий в любом возрасте.
Нейрофизиологи считают, что в детстве есть два периода, когда мозг ребенка заслуживает особенно бережного отношения: в период от года до трех и в подростковом возрасте.
Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза (индивидуального развития человека от зачатия до конца жизни), поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. В свою очередь, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения.
«Есть нейрофизиологические законы развития мозга.
Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики» (А.В. Семенович, кандидат психологических наук).
Ранний возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия (зрительного, тактильно-двигательного, слухового и т.д.).
В практической психологии и психотерапии хорошо известно, что раннее детство — это время установления базовых отношений ребенка с миром.
Периода от 1—3 летобеспечивает регуляцию тонуса тела и бодрствования. В это время мозг маленького ребенка выполняет фантастический объем работ по усвоению огромного количества информации, а второй год жизни является в этом смысле особенно сложным.
Сначала ребенок распознает речь, затем начинаются попытки самостоятельно говорить – это сложная комплексная задача, которую приходится решать мозгу. Так же ребенку на втором году жизни приходится одновременно справляться и с еще одной труднейшей задачей. Он учится ходить.
С точки зрения активности головного мозга это тоже более чем серьезно. По словамТары Суарт (врач- нейрофизиолог) освоение этих задач может сопровождаться серьезными эмоциональными перегрузками и чувством истощения.
Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей с взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.
Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее, в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития становится более замедленным.Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.
Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а движение – естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию. Так как сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития, следует отдать предпочтение именно двигательным методам. Актуализация и закреплениелюбых телесных навыков предполагают развитие таких психических функций: как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции т.д.
Следовательно, в этом возрасте необходимо развивать:
1 Сенсорику и моторику (двигаться, учить цвета, складывать по размеру и цвету и т.д.)
- 2 Память (учить короткие стишки, пересказывать сказки, короткие рассказы)
- 3 Внимание (смотреть, наблюдать, повторять)
- 4 Изучать «мир» всеми органами чувств (разрешать ребенку трогать все руками: ощупывать, поглаживать, разглядывать делать вместе с мамой поделки из подручных материалов).
- Помогайте ребенку развиваться, соблюдая правила работы мозга.
- Физическая активность стимулирует работу мозга.
- В мозге заложена программа выживания.
- Поддержание творческих способностей детей, самовыражения, установления контактов с людьми.
- Мозг каждого человека индивидуален.
- Эмоциональная среда ребенка должна быть положительной и безопасной.
- Все игры и занятия должны быть по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание.
- Мозг не реагирует на скучное.
- Не перегружайте ребенка.
- Человеческий организм может выдерживать стресс не более 30 секунд. Если стресс длится более 30 секунд, он мешает мозгу учиться.
- Зрение самый мощный из органов чувств. При обучении и запоминании используйте картинки.
- Поощряйте любопытство ребенка.
- Радуйтесь успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.
- Проявляйте активность в жизни вашего малыша.
- Обеспечьте ребенку хороший сон.
Пусть ваш ребенок растет здоровым и счастливым!!!