Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.
Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.
Апостолы Христа
В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.
Как Иисус выбирал учеников
Это место явственно показывает следующие вещи:
Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).
Читайте об апостолах:
Следует сразу сказать, что ученики и апостолы — это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость.
А вторые — это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет.
Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.
12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.
В число 12 последователей входили:
- Петр.
- Андрей.
- Иоанн.
- Иаков Алфеев.
- Иуда Фаддей
- Варфоломей.
- Иаков Зеведеев.
- Иуда Искариот.
- Левий Матфей.
- Филипп.
- Симон Зилот.
- Фома.
Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).
Жизнеописания
Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.
Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.
Икона Иисус Христос и 12 Апостолов
При этом 12 последователей — это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.
О святых, признанных равноапостольными:
Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса, пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.
Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:
- Симон Петр — был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
- Андрей — брат Петра, который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
- Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
- Иоанн — бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
- Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
- Иаков Заведеев — рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
- Иуда Искариот — предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
- Иуда Фаддей или Иаковлев — был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
- Матфей или Левий — был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
- Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
- Симон Зилот — самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
- Фома — по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.
Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников, поскольку проповедовал в основном им.
Иисус с учениками на Тайной вечере
Значение для Церкви последователей Иисуса Христа
Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.
Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.
Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским — поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.
Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.
Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно. Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.
Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.
Видео о двенадцати апостолах, учениках Христа
Янв 17, 2019 13:46 Администратор
Кем были 12 апостолов? И что с ними стало? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Их было всего двенадцать. И за ними не шли полки обученных солдат. Не сверкало на солнце оружие. Не храпели под тяжелыми всадниками могучие кони. Они не были воинами, но простыми рыбаками из далекой провинции. Их было всего двенадцать. И все, кроме одного, погибли мучительной смертью. Но они навсегда изменили наш мир.
Прежде чем перейти к разговору о личностях апостолов, жизнеописания которых опубликованы на сайте «Фомы» в серии 12 апостолов, надо ответить на самые главные вопросы: кем были эти люди, в чем выражалось их служение и что связывает нашу Церковь с ними сегодня?
Кто такие апостолы?
«Апостол» (греч. апостолос) означает «посланник». Этим греческим словом, прочно вошедшим в обиход русского языка, обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его учениками и отправленные Им проповедовать Евангелие и устраивать Церковь.
Перед апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории, распространить христианство до пределов земли…
Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9:16) Ряд людей, которые несли благую весть народам, не знавшим о Христе, часто с опасностью для жизни, были названы в Церкви равноапостольными и прославлены как святые.
Почему двенадцать?
На самом деле апостолов было больше. Мы знаем, что за Христом следовало немало народу. В Писании мы встречаем упоминание о семидесяти наиболее близких к Нему учениках, которых также называют апостолами. Один из наиболее известных апостолов, Павел, также не входил в число двенадцати.
Так для чего понадобилось выделить именно эту небольшую группу людей и возлагать на них какое-то особое служение? Дело в том, что число 12 совпадает с числом двенадцати колен израильских.
Ко времени проповеди Христа из двенадцати родов израильских сохранилось всего два с половиной: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.) считались исчезнувшими. Евреи верили, что Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других народов, колена на родину и восстановит народ Божий.
Избрание же Христом двенадцати апостолов недвусмысленно свидетельствует, что это долгожданное время наступает. Однако вместо того чтобы где-то собирать исчезнувшие колена народа Израиля, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий Израиль, Христос создает Израиль Новый — Церковь.
Для этого Он избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа — апостолов и посылает их в мир.
Спаситель предупреждал учеников: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф 10:16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее, то есть среди единоверцев-иудеев. Действительно, первый период проповеди был безмятежным.
Апостолов принимали в домах, слушали, оказывали им уважение… Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями.
В самом Израиле апостолы начали подвергаться преследованиям, еще опаснее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.
Апостолов неоднократно избивали, бросали в тюрьмы, подвергали иным преследованиям и мучениям. Лишь один из двенадцати ближайших учеников Спасителя, апостол Иоанн Богослов, скончался своей смертью. Все остальные пострадали за Христа и были убиты.
Кто стал преемником апостолов?
Создавая христианские общины, апостолы всюду оставляли после себя людей, которым поручалось особое служение — духовное окормление верующих. Так появились первые преемники апостолов, назначенные непосредственно ими самими, — епископы Церкви.
Те, в свою очередь, передали свое служение следующему поколению духовенства через Таинство священства — и каждого ныне живущего священника связывает с апостолами длинная череда людей, передававших друг другу свое служение. Именно поэтому Церковь называют Апостольской.
Одним из наиболее известных продолжателей дела двенадцати апостолов стал апостол Павел, который не знал Спасителя во время Его земной жизни. Будучи поначалу гонителем христиан, Савл чудесным образом обратился к вере и стал одним из наиболее известных проповедников Христа.
Его называют «апостолом язычников», потому что Павел одним из первых вынес проповедь христианства за пределы иудейского мира.
Подробнее о каждом из посланников читайте в серии материалов 12 апостолов.
12 апостолов — имена, биографии, миссия | Православиум
Рубрика: Православные святые
Апостолы (в переводе с греческого языка – “посланник”) ученики Иисуса Христа, находившиеся рядом с Ним и являющиеся непосредственными свидетелями Его жизни, которые были избраны для проповеди Евангелия.
Число 12 было избрано не случайно, а по количеству колен израильских. Это число считалось особенным, означающего полноту народа Божьего.
Так Спаситель избирает 12 апостолов, которые положили начало Новозаветного народа – христиан.
“И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.” (Мф.10:1-4)
Православная икона «Собор 12 апостолов»
Апостолы были не просто проповедниками новой веры, но и хранителями Слова Божьего. Апостолами было составлено Евангелие и Послания Апостолов, весь Новозаветный корпус текстов.
Именно в нем разъяснены вероучительные тезисы и даны нравственные принципы жизни христианина. Они организовали Церковь Христову и распространили христианское вероучение среди не еврейских народов.
Своим примером подвижнической жизни апостолы являются примером как любить ближнего и почитать Бога.
Суть апостольского служения заключается в донесении до людей Благой Вести, веры Христовой. Вся их жизнь была посвящена проповеди.
Сколько было апостолов? Кроме ближайших 12 апостолов и апостола Павла были избраны еще 70 апостолов из числа последователей Иисуса Христа. Но они не находились постоянно со Спасителем и не были очевидцами Его жизни. В Евангелии их имена не упоминаются, полный список был составлен в V – VI веках.
12 апостолов — имена и краткие биографии
Список 12 апостолов: Андрей, Петр, Иоанн и Иаков (сыны Зеведеевы), Филипп, Варфоломей, Матфей (мытарь), Фома, Иаков (Алфеев), Иуда (Иаковлев), Симон (Кананит), Иуда (Искариот), Матфий (вместо Иуды предателя).
Наиболее приближенными к Господу апостолами были Петр, Иаков, Иоанн.
Петр
Симон (Петр). Проживал в небольшом городке Вифсаиде на берегу Галилейского моря, и занимался ловлей рыбы. В один из дней, когда Иисус проповедовал возле озера Геннисаретского, Он увидел что рыбаки ничего не поймали в свои сети. Господь велел Симону отплыть на глубину и снова закинуть сети. Поймали они такое множество рыбы, что даже лодки начали тонуть.
Симона охватил священный ужас и он сказал:
“выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.” На что получил ответ: “не бойся; отныне будешь ловить человеков.” (Лк. 5, 1-11).
После этого жизнь Симона резко переменилась и он из рыбака превратился в верного последователя Христа. Господь дал ему второе имя: Петр (в переводе с древнегреческого языка означает “камень”), что указывает на твердость в вере и убеждениях, готовность бороться за них).
Именно Петр первым назвал Иисуса Христом и Сыном Божьим. Но при этом он первым и отрекся от Спасителя, когда Его взяли под стражу.
После же Петр нашел в себе силы покаяться, за что был прощен и занял верховное место среди апостолов. Его казнили в Риме в 68 году.
По Преданию, он попросил распять его вниз головой, так как считал себя недостойным принять муки и смерть таким же образом, как Господь.
Иоанн и Иаков
Иаков и Иоанн (Зеведеевы). Два родных брата, сыновья рыбака Зеведея, наряду с апостолом Петром были ближайшими учениками Спасителя. Только эти три апостола видели Преображение Господа. И только их Иисус Христос позвал с собой, когда воскрешал дочь Иаира. Иаков был казнен Иродом Агриппой I в 44 году.
Младший брат Иакова – Иоанн Богослов является автором “Евангелия от Иоанна” и Апокалипсиса. Иисус Христос выделял его среди всех своих учеников.
Именно к нему были обращены слова распятого Спасителя, чтобы Иоанн заботился о Богородице. Как и другие апостолы Иоанн подвергся гонениям, но мученическая участь миновала его.
Апостол умер своей смертью в глубокой старости, в возрасте более 80 лет.
Андрей
Андрей. Брат Петра, посвятивший себя служению Богу и не создавший своей семьи. Услышав, что Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и совершает Крещение на Иордане, оставил свой дом и отправился к пророку.Его также называют Первозванным, он был призван первым среди учеников Спасителя.
“Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: «мы нашли Мессию, что значит: Христос.” (Ин.1:40-41). Проповедовал среди языческих народов. На его долю выпали жестокие гонения.
Был распят в греческом городе Патры в 67 году на Х-образном кресте, который впоследствии назвали андреевским.
Симон Канонит
Симон Канонит (Зилот). По Преданию Церкви именно на его свадьбе Спаситель присутствовал со Своей Матерью и превратил вино в воду. Канонит или Зилот в переводе с греческого и арамейского означает “ревнитель”.
Относился к политическому течению зилотов, выступающих против римского владычества и за независимость Израиля. Принял мученическую смерть на берегу Черного моря, предположительно на территории современной Абхазии.
Недалеко от Новоафонского монастыря в Абхазии находится пещера, в которой по Преданию жил какое-то время Симон Канонит.
Иаков (младший)
Иаков (младший). Сын Алфеев был сборщиком податей и налогов – мытарем (налоговым инспектором). О его жизни и кончине известно мало. Вел подвижническую строгую жизнь. По одной из версий, принял мученическую смерть на кресте в Египте.
Филипп
Филипп. Проживал в Вифсаиде с женой и дочерьми. После Вознесения ему выпал жребий проповедовать в Греции. Был особо жестоко казнен за проповедь Евангелия в 80 году – распят головой вниз.
Варфоломей
Варфоломей (Нафанаил). Спаситель говорил о нем: “вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства.” (Ин. 1:47). После встречи Нафанаил становится преданным учеником Христа. Просвещал народы Малой Азии вместе с апостолом Филиппом, там же подвергся гонениям и был казнен.
Фома
Фома. Был смелым и преданным учеником Христа. Он первый изъявил готовность идти за Спасителем в Иудею, несмотря на угрозу ареста и казни со стороны фарисеев. Когда же другие апостолы пришли с вестью о том, что видели Воскресшего Спасителя, он усомнился в их словах. Когда же Спаситель явился апостолам вновь, то Фоме было сказано:
“подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим…» (Ин.20:27).
Проповедовал Благую Весть в Индии, там же был казнен.
Матфей
Матфей (Левий). Был мытарем – сборщиком податей и налогов. Мытари были презираемы среди соотечественников, так как они служили римским прокураторам, предавая иудейский народ.
Господь увидел в нем не просто мытаря, а преданного и способного на великие дела человека. Является составителем первого Евангелия (традиционно датой написания Евангелия от Матфея считается 41-55 гг.).
Проповедовал в Эфиопии, в этой стране и принял мученическую кончину.
Иуда (Иаковлев)
Иуда (Иаковлев). Младший брат Иакова, сына Алфеева. По Преданию проповедовал в Палестине, Аравии, Сирии, Месопотамии, был казнен в Армении.
Иуда (Искариот)
Иуда (Искариот). Собирал пожертвования на нужды учеников Спасителя, его можно назвать казначеем общины учеников Иисуса Христа. Иуда предал Спасителя первосвященникам за 30 сребренников.
Искариот, подойдя к Иисусу Христу, поцеловав его и тем самым указал, кого требуется арестовать. После чего запоздало раскаялся и совершил самоубийство.
После Вознесения Иисуса Христа на его место среди 12 апостолов был выбран Матфей.
Матфей
Матфей. Изначально он был избран в число 70 апостолов, но после предательства Иуды по жребию занял его место. Проповедовал в Македонии и на западе Грузии. Позже вернулся в Иудею, где и был побит камнями по приказу Синедриона.
Петр и Павел — первоверховные апостолы
Особое место среди апостолов занимает апостол Павел (при рождении ему было дано имя Савл, то есть «малый, скромный». Хотя он и не входил в число 12 учеников (как и апостолы Лука и Марк) и не был свидетелем жизни Спасителя.
Более того, он был ревностным почитателем иудейского Закона и в таком качестве участвовал в гонениях на первых христиан. Савл, хотя и был совсем юным (около 13 лет), присутствовал при избиении камнями первомученика Стефана.
По одной из версий Савл не принимал непосредственного участия в казни, а сторожил вещи Стефана. Эти события из жизни апостола Павла описаны в книге “Деяния святых апостолов”.
Но после того, как Сам Иисус Христос явился ему, бывший гонитель христиан уверовал в Господа. Савл крестился и всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия, обратив к истинной вере тысячи людей.
Его апостольские послания являются важной частью Нового Завета и чаще других посланий звучат на божественной Литургии. Павел перенес многие страдания за веру, несколько раз был арестован.
Мученическую смерть принял при правлении римского императора Нерона – был обезглавлен.
Особое место в Православной Церкви занимают первоверховные (по первенству порядка и трудов) апостолы Петр и Павел. Это два абсолютно разных человека, объединенные общим деланием – проповедью Евангелия и незыблемой верой в Иисуса Христа.
12 апостолов Иисуса Христа являются примером истинной и непоколебимой веры. Они продолжили нести Благую Весть после распятия Спасителя. Они же стали первыми христианами-мучениками, которые не побоялись страданий, а исповедовали своего Учителя до самого конца.
Апостолы в Библии | Изучение Библии
Апостол (посланник) – наименование, относящееся в первую очередь к двенадцати ученикам (Деян. 15.2), избранным и призванным Самим Господом, чтобы быть Ему свидетелями, а также к Павлу, Варнаве, Силе и Тимофею (в русской Библии Апостолами названы также Иаков и Иуда).
Выполняя наказ Господа, апостолы возвещали Благую Весть по всей земле:
- Мф. 28:19
- Деян. 1:8; 9:15; 19:10
- Рим. 1:5, 8; 14:25
- Кол. 1:6, 23;
- 1Тим. 3:16
- Отк. 5:6.
Статья по теме: Сколько было апостолов Христа?
Сам Господь в Евреям 3:1 назван Посланником (в греч. тексте Апостол). Из двенадцати, избранных Господом, все были галилеяне (Деян.
1:11; 2:7). Филипп – возможно, грек и только Иуда Искариот был из Иудеи.
Апостолы в Библии
Понятие
Греческое слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает – посланник (др.-греч. ἀπόστολος «посол, посланник» ← ἀποστέλλω «посылать»).
В Септуагинте это слово употребляется в своем буквальном значении «посланник» (3 Цар. 14:6), «посол» (Ис.18:2).
Новый Завет называет Апостолом полномочного посланника, которому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также нести особое служение.
Каждый Апостол – это ученик, но не каждый ученик является Апостолом.
В более узком смысле слова Апостол (как считалось уже в древней Церкви) – это свидетель Воскресшего (Деян. 1:21 и след.; ср. 1Кор.15:1 и след.).
В Новом Завете можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике Апостолом:
- Апостол (в Синодальном переводе – «посланник») – лицо, подвластное господину, пославшего его. (Ин.13:16)
- Апостолы как посланцы церквей (2 Кор. 8:23, Синод. пер. – «посланники»; Епафродит: Флп. 2:25, Синод. пер. – «посланник»; Андроник и Юния: Рим. 16:7)
- Апостолы как миссионеры (= посланники) древнего христианства (Деян. 14:14: «Но Апостолы, Варнава и Павел, услышавши о сем…»)
- те двенадцать, которых Иисус назвал Апостолами (Мк. 3:14 и след. – см. греч. текст; Лк. 6:13)
- Сам Иисус в Евр. 3:1 назван Апостолом (в Синод. пер. – «Посланником») и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одновременно представляющая мир перед Богом. (ср. священнический чин Иисуса -> Иисус Христос)
- существует и понятие «лжеапостолы» (Апостолы – лжецы: Откр. 2:2), лжеучителя, которых Павел иронически называет «высшими Апостолами» (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание «чрезвычайные Апостолы», 2 Кор. 11:5; 12:11), которые в действительности являлись обманщиками (2 Кор. 11:13).
Двенадцать Апостолов
Их имена
Именование «Апостолы» для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса (Лк. 6:13).
1-4: две пары братьев (Мф. 4:18-22; 10:2; Мк. 1:16-20; 3:16-18; Лк. 6:14):
- Симон, сын Ионин, прозвище -> Петр [греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. «камень» (Ин. 1:42)]
- Брат Симона -> Андрей (Ин. 1:42)
- Иаков, сын Зеведеев (Мк. 1:19)
- Брат Иакова -> Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения); оба сына Зеведеевы, согласно Мк. 3:17, были наречены также (может быть, под влиянием Лк. 9:54) -> Воанергес, т.е. «сыны громовы»
- Филипп (Мф. 10:3, не путать с диаконом Филиппом: Деян. 6:5; 8:5 и след.)
- Варфоломей = Нафанаил (Мф. 10:3; Ин. 1:43-51)
- Фома (Ин. 20:24-29)
- Матфей, мытарь (Мф. 9:9), он же Левий (Лк. 5:27)
- Иаков, сын Алфеев (Мф.10:3)
- Фаддей = -> Иуда, сын Иакова (Мф. 10:3 – см. перевод Нового Завета под редакцией еп. Кассиана; Лк. 6:16; Ин. 14:22; Деян. 1:13)
- Симон Кананит, или -> Зилот, т.е. «ревнитель» (Мф. 10:4; Лк. 6:15)
- Иуда Искариот, т.е. «человек из Кариота», предатель (Мф. 26:14-16; Мк. 14:10 и след.; Лк. 22:3-6; Ин. 13:21-30); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к Апостолам -> Матфий (Деян. 1:15-26).
В Новом Завете приведены четыре списка Апостолов:
- Мф. 10:2-4
- Мк. 3:16-19
- Лк. 6:14-16
- Деян. 1:13.
Нижеследующее сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные Апостолы в различных книгах Нового Завета, и в какой очередности они упоминаются:
Мф. 10:2 и след.
- Симон
- Андрей
- Иаков
- Иоанн
- Филипп
- Варфоломей
- Фома
- Матфей
- Иаков
- Фаддей
- Симон
- Иуда Искариот.
Мк. 3:16 и след.
- Симон
- Иаков
- Иоанн
- Андрей
- Филипп
- Варфоломей
- Матфей
- Фома
- Иаков
- Фаддей
- Симон
- Иуда Искариот.
Лк. 6:14 и след.
- Симон
- Андрей
- Иаков
- Иоанн
- Филипп
- Варфоломей
- Матфей
- Фома
- Иаков
- Симон
- Иуда
- Иуда Искариот.
Деян. 1:13
- Петр
- Иаков
- Иоанн
- Андрей
- Филипп
- Фома
- Варфоломей
- Матфей
- Иаков Алфеев
- Симон Зилот
- Иуда, брат Иакова
- Матфий.
Призвание двенадцати
Во время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился к распространению Царства Божьего, проповедуя, уча и исцеляя (Мф. 4:23; 9:35).
В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных Апостолами, и дал им наставления.
При жизни Иисус призвал множество учеников:
- существовал круг пятисот (1Кор.15:6)
- круг семидесяти (Лк. 10:1)
- круг двенадцати
- а среди этих двенадцати – три самых близких ученика: Петр, Иаков и Иоанн.
В собственном смысле слова только эти двенадцать были учениками [греч. матетай], которые сплотились вокруг своего Равви (Ин. 1:38), чтобы жить вместе с Ним.
С тремя из них у Него были особенно доверительные отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5:37), на горе Преображения (Мф. 17:1) и в Гефсиманском саду (Мф. 26:37). Но и среди этих трех Петр (Мф. 16:13-20) и Иоанн (Ин. 13:23; 19:26 и след.) занимали особое положение.
Как и когда Иисус призвал этих двенадцать – в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены:
- подробная история призвания в изложении Иоанна, позволяющая предположить, что это рассказ очевидца, который не может забыть первой встречи с Иисусом (Ин.1:35-51, прежде всего ст. 39);
- рассказ о том, как был призван Петр, ловивший рыбу (Лк. 5:1-11);
- а также краткие истории призвания других Апостолов (Мф. 4:18-22; Мк. 3:13-19 и Лк. 6:12-16).
Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (Лк. 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца.
О том, что происходило в сердцах Апостолов в момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, например, истории призвания Петра.
Статья по теме: Был ли Апостол Петр первым Папой?
Попав под власть речей (Лк. 5:1 и след.), повелений (ст. 4) и действий (ст. 6) Иисуса, он видит перед собой живого Сына Божьего и осознает себя грешником (ст. 8). Слова Иисуса о прощении (ст. 10) превращают его в нового человека, дарят ему новую жизнь, которая теперь будет проходить не под знаком своего «я», а под руководством Иисуса Христа (ст. 11).
Благодарность за спасение от смерти (Ин. 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (Лк. 5:10, 11): он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, так как не может молчать об этом (Деян. 4:20).
Всякое призвание является следствием встречи с Сыном Божьим: обычные, не склонные к религиозному фанатизму люди, оставляют всё, что у них было, чтобы следовать за Ним (Мф. 4:18-22; Лк. 5:11; Ин. 1:43-45)
Двенадцать Апостолов последовали за Христом не потому что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.
Задачи Апостолов
Однажды призванные следовать за Христом, Апостолы становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключалось и в Его делах).
Иисус направляет Своих посланников (Мф. 10:5 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела – проповедь, благовествование и исцеление – преумножались и приносили плоды (Мф. 13:23; Ин. 15:2, 5, 8).
Понимание апостолами личности Христа
Несмотря на то, что Апостолы постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (Мк. 10:35-40; Лк. 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях.
Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра (8:27-30) Иисус хранил тайну Своей личности, например, не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (7:36).
После того, как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (8:31 и след.; 9:30 и след.; 10:32 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания.
Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (Мф. 16:22; Лк. 24:25 и след.; Ин. 2:22; 16:12; 20:9). Так что они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (Мф. 15:15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (Лк. 17:5; ср. Мф. 17:20).
Сообщество Апостолов
Апостолы не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом.
Когда Иисус посылал Своих учеников «по два» (Лк. 10:1; ср. также Деян. 1:13), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2 Кор. 2:15 и след.).
Новая ситуация после воскресения
1)В Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность:
- Петр отрекся от Сына Человеческого (Мф. 26:69-75)
- Иуда предал Его (Мф. 26:14-16; 27:3-10)
- а другие Апостолы бежали (Мф. 26:56).
В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с 14:72 по 16:7). В этой ситуации свидетелями выступают женщины.
В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит Апостолов из состояния нерешительности (Ин. 20:19) и подводит к радостной вере (Ин. 20:20), перерастающей в полную убежденность (1Ин. 5:4).
Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручения принять и продолжить Его дело (Ин. 20:21 и след.), т.е. – проповедь Царства Божиего (Мф. 24:14; Деян.1:3,8).
Воскресший Иисус дает Апостолам обетование пребывать с ними Своим Духом (Мф. 28:20; Ин. 14:16). Торжественно повторяется и особое поручение -> Петру (Мф.16:16-19 и Ин. 21:15-19).
Можно с уверенностью утверждать, что понятие Апостол «получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи» (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5).
Петр определяет Апостола как человека «из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян.1:21 и след.).
После воскресения поручение, которое было дано воскресшим Иисусом Апостолам, утрачивает все пространственные и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли (Деян.1:8) и во все дни до скончания века (Мф. 28:18-20).
2) Но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие Апостол переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса Иакова, который тоже назван Апостолом:
19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
(Гал.1:19)
3) Апостолы были руководителями древней Церкви. Среди церковных служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место (1Кор. 12:28; Еф. 4:11).
После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на землю (Деян. 1:3), и поэтому круг Апостолов не расширился. Из этого правила есть только одно исключение – Павел (1Кор.15:8).
Статья по теме: Апостол Павел — некий изверг?
По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате которой гонитель христиан Савл стал «избранным сосудом» в руках Иисуса (Деян. 9:15).
Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии (1Кор. 15:10; Гал. 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботила не собственная значимость, а важность дела (1Кор. 3:5).
Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений (Деян. 15:22 и след.; 16:3; 21:17 и след.; Гал. 2:9 и след.).
Апостолы и Церковь
Время Апостолов давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее каноническое значение.
Свидетельство Апостолов сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан Нового Завета. В процессе отбора, который в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим.
Благодаря Апостолам была основана Церковь (Деян. 2:1 и след.). Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидетельству Апостолов, которых не могли сдержать ни угрозы (Деян. 4:17,20), ни преследования (Деян. 12:1 и след.).
Стремление Апостолов к проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2 Кор. 11:23-28). Их свидетельства зависели не от уровня их образованности (Деян. 4:13; 2 Кор. 11:6), а от того огня, который горел в их сердцах (Лк. 12:49; 24:32; Деян. 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Деян. 4:1-4; ср. также 2 Кор. 13:8).
Ничто не могло остановить Апостолов в их стремлении выполнить поручение Учителя: «Итак идите, сделайте все народы учениками и крестите их» (Мф. 28:19, досл. перевод греч. текста).
Именно поэтому их слово обладало силой, определяющей и приводящей в движение историю (Рим. 1:16). Так, их свидетельство «о великих делах Божиих» (Деян. 2: 11) и «учение Апостолов» (Деян.
2:42) стали фундаментом, на котором воздвигнуто здание Церкви: все вводимые в это здание (Еф.
3:6) оказываются «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе».
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
(Еф. 2:20-22)
Почему апостол Павел не входит в число 12 апостолов: что рассказал священник
Почему апостол Павел не входит в число 12 апостолов, но в то же время так же, как и апостол Петр, является одним из первоверховных апостолов. В действительности, Павел – не апостол, в том смысле, что он не является учеником Иисуса Христа, в их число он никогда не входил. Он и не один из 12 апостолов, и даже не один из 70 из более расширенного списка апостолов.
О Павле нельзя сказать, что он 13-й апостол, но ему отведено особое место благовестника святого Евангелия – «избранного сосуда», апостола, избранного самим Господом.
Почему избранных апостолов Иисуса Христа было именно 12
Апостол – это ближайший ученик Иисуса Христа, призванный Им Самим, и кто впоследствии был направлен для проповеди Евангелие и устройства Церкви.
Апостолы выполняли задание неимоверно сложное – распространяли христианское учение по всей земле. Это люди, идущие с благой вестью к народам, ничего о Христе не ведавшим.
Часто их деятельность бывала опасной для жизни, и в итоге их прославила церковь, как святых.
В действительности апостолов не 12, есть еще 70 других, тоже учеников Иисуса Христа, и об этом подробно описано в Святом Писании. Но особому служению удостоилась только эта небольшая группа людей – 12 человек.
Число 12 взято по числу израильских колен – это племена, возникшие на основе 12 сыновей Иакова, их потомки. Это те, кто и образовали народ Израиля. Об этом сказано в Священном Писании.
На период Христовой проповеди уже осталось не 12 родов, а только 2 с половиной: половина – от Левия, род Вениамина и род Иуды. Остальных же начиная с периода, когда было завоевано Северное царство (722 г. до рождения Христа), считают исчезнувшими.
Евреи веровали в то, что Богу удастся вернуть все исчезнувшие племена на их родину, и что народ Божий таким образом восстановится. Тот факт, что Христос избрал именно 12 апостолов, стал свидетельством того, что время это пришло. Однако Господь не стал заниматься восстановлением старого, Ветхого Завета, создав вместо этого Новый, то есть Церковь, пишет издание rsute.ru.
Им были избраны родоначальники количеством в 12 человек – апостолы, которым предстояло отправиться в мир, создавая новый Божий народ.
Как каждый из ныне живущих священников связан с 12 апостолами
Своим ученикам Спаситель сказал, что действовать им придется, словно овцам среди волков. Но на первых порах ничто не предвещало беды: апостолы были дорогими гостями в любом доме, к ним внимательно прислушивались. Однако после распятия Христа все стало по-другому.
Апостолов подвергали преследованию не только в Израиле, выполнять свою миссию среди язычников было опаснее втройне. Только одному из 12 апостолов, Иоанну Богослову, удалось избежать казни и умереть своей смертью.
Создав христианскую общину, апостол должен был оставить человека, которому поручал особую службу – духовно наставлять верующих. Такой человек становился преемником апостола, назначенным непосредственно им самим. Так появились первые церковные епископы. Они, в свою очередь, через таинство священства передавали свое служение следующим поколениям духовенства.
Каждый ныне живущий священник связан с апостолами через длинную череду людей, которые передавали один другому свое служение.