Наша страна всегда славилась талантливыми учеными. Что дала миру советская и российская наука в прошлые годы? Открытия, за которыми стоят имена нобелевских лауреатов Льва Ландау, Петра Капицы, Жореса Алфёрова. Гравитационные волны, озеро Восток в Антарктиде, космический проект «Радиоастрон», опыты с графеном и сверхтяжелые атомы… Список открытий и проектов, перевернувших ход научной и исторической мысли, можно продолжать!
Новости Года науки и технологий
Чем живет российская наука сегодня?
Наука впервые вышла в ранг ключевых национальных приоритетов. Для её поддержки и развития был создан отдельный национальный проект.
По результатам реализации нацпроекта «Наука», рассчитанного на 2019–2024 годы, Россия должна войти в пятерку мировых научных лидеров по приоритетным направлениям, уменьшить отток ученых за границу и повысить привлекательность мест работы для иностранных ученых.
Но для того, чтобы совершить технологический рывок и дать мощную поддержку науке на федеральном уровне, 25 декабря 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2021 году в России Года науки и технологий.
Глава государства отметил, что вызов эпидемии, с которым столкнулась цивилизация, четко показал колоссальную значимость сферы науки и технологий. Такой вклад в развитие страны, по мнению главы государства, заслуживает особого государственного признания.
«Укрепление научного потенциала России – это долгосрочная и системная работа. Идет развитие исследовательской инфраструктуры, создаются научные центры, разработана система поддержки молодых талантов и привлечение к научным проектам наших соотечественников. Время показало, что такие шаги были правильными и своевременными», – подчеркнул Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ.
Год науки и технологий – это год, которого ждало научное сообщество России. Прорыв в технологиях, экономике и достижение социального прогресса возможны только при высокой востребованности науки, утверждал нобелевский лауреат Жорес Алфёров.
Задача Года – привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий, повысить вовлеченность профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также сформировать у граждан нашей страны четкое представление о реализуемых сегодня государством и бизнесом инициативах в области науки и технологий.
Это будет особый год, когда каждый из нас сможет по-новому увидеть и оценить развитие научной мысли и технологический прогресс в России. Помогут в этом 73 знаковых федеральных мероприятия. Именно они станут ключевыми в информационной повестке по Году науки и технологий.
Структура плана основных мероприятий Года науки и технологий
В основной план мероприятий поступило свыше восьми тысяч предложений. Свои идеи и проекты направляли вузы и НИИ, регионы, НКО, Институты развития и Госкорпорации. Из этого списка были выбраны 31 наиболее значимое федеральное мероприятие и 42 регулярных мероприятия. К традиционным конкурсам и конгрессно-выставочным мероприятиям специально для Года науки и технологий разработали мультимедийных и научно-технологических проектов. Каждое пятое мероприятие – научно-популярная акция, доступно и познавательно рассказывающая об ученых и развитии российской науки.
«При формировании плана мы ориентировались, в первую очередь, на национальные цели развития России до 2030 года, а также на соответствие мероприятий целям Года науки и технологий. Символично, что в рамках Года мы откроем производственную площадку по изготовлению вакцины против COVID-19 на базе федерального научного центра им.Чумакова. Большую роль и значение для нас будет иметь работа, связанная с популяризацией российской науки и технологий. Для нас важно, чтобы о выдающихся достижениях наших ученых знал весь мир, а молодые, талантливые ученые и заслуженные научные деятели со всего мира стремились работать в России», – отметил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Особенностью Года науки и технологий станет специальная калибровка по тематике. Так в марте пройдут мероприятия, посвященные новой медицине, в апреле внимание будет уделено развитию космической отрасли, в сентябре будем обсуждать генетику и качество жизни, а в ноябре ученые расскажут об искусственном интеллекте.
Тематические месяцы Года науки и технологий
По сложившейся традиции у Года науки и технологий есть свой фирменный стиль. Специально для того, чтобы наука стала ближе к каждому из нас, был разработан и запущен официальный сайт — годнауки.рф. Один «клик» – и вы уже в информационном поле главных научных событий и открытий этого года.
Одним из первых мероприятий Года науки станет мультимедийный проект «100 вопросов ученому». В рамках него у каждого появится возможность задать свой вопрос ведущим российским ученым на платформе ЯндексКью. Самые интересные вопросы и ответы будут опубликованы в интернете.
Экономия пошла по науке
Государственные расходы на гражданские исследования и разработки в 2021 году урезаны на 32,8 млрд руб.
Расходы федерального бюджета на гражданские исследования и разработки в следующем году сократятся на 6,3% по сравнению с докризисным планом. Финансирование военных разработок тоже решено уменьшить, но в меньшей степени
Иван Юдин / ТАСС
В 2021 году на научные исследования и разработки гражданского назначения будет направлено 486,1 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на ближайшие три года. Это на 6,3% (или 32,8 млрд руб.) меньше, чем планировалось в конце 2019 года при утверждении предыдущего бюджета.
На 2022 год запланировано сокращение ассигнований на гражданские исследования и разработки на 4,8% относительно докризисных проектировок, до 514,4 млрд руб.
Государство сэкономит на науке и исследованиях на фоне общего роста бюджетных расходов на 1,6% в 2021 году относительно прошлогоднего закона о бюджете и сокращения на 2,5% в 2022-м.
После рекордных затрат 2020 года на борьбу с коронавирусом и его экономическими последствиями Минфин объявил вынужденный секвестр бюджета: за счет «оптимизации расходов», бремя которой разделили и госаппарат, и даже армия, удастся высвободить почти 1 трлн руб.
в 2021 году для перенаправления на цели «восстановления занятости и доходов населения, роста экономики и долгосрочных структурных изменений».
«Изменения бюджетных ассигнований по госпрограммам произошли в соответствии с общими подходами по обеспечению сбалансированности федерального бюджета», — сообщили в пресс-службе Минфина России в ответ на запрос РБК о причинах снижения финансирования по «исследовательским» направлениям. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.
Лидеры финансирования
Правительство приводит расходы на научные исследования и разработки в «аналитической группировке» — по госпрограммам и непрограммным направлениям.
Из документа следует, что в 2021 году больше всего потратят на исследования по программе «Научно-технологическое развитие России» — почти 249 млрд руб., или 51% общего «исследовательского» бюджета.
При этом по сравнению с докризисным трехлетним бюджетом программу ждет сокращение на 6,6%. В основном деньги будут распределены через Министерство науки и высшего образования (169,5 млрд руб.), в том числе:
- 22,9 млрд руб. — имущественный взнос в Российский научный фонд (некоммерческая организация, созданная по инициативе президента Владимира Путина для грантовой поддержки фундаментальных исследований);
- 10,4 млрд руб. — обновление приборной базы ведущих исследовательских организаций;
- 7,9 млрд руб. — создание современных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания;
- 3,4 млрд руб. (с увеличением до 10,5 млрд руб. в 2022 году) — создание «уникальных научных установок класса «мегасайенс» (понятие, появившееся в Стратегии научно-технологического развития 2016 года, означает не имеющую аналогов в мире физическую или цифровую инфраструктуру, ориентированную на получение научных результатов, достижение которых невозможно на других установках в мире).
Кроме того, в рамках программы научно-технологического развития в 2021 году:
- 22,6 млрд руб. будет выделено Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ);
- 18,6 млрд руб. — Курчатовскому институту;
- 4,2 млрд руб. — Российской академии наук;
- 3,7 млрд руб. — МГУ им. Ломоносова;
- 1,7 млрд руб. — РАНХиГС.
Как заявил РБК вице-президент РАН Юрий Балега, Академия наук получает средства не на научные исследования, а на их экспертизу. «РАН отвечает за экспертизу всей науки России, за исключением оборонных и силовых ведомств. Научные исследования университетов и институтов проходят через экспертизу РАН», — сказал Балега.
По его словам, за эту работу академия получает примерно 1 млрд руб. по госзаданию. «Нам не дают денег на сами научные исследования — дело в том, что большинство существующих научных институтов подведомственны Министерству науки и высшего образования, а не РАН», — объяснил он.
На втором месте по объему финансирования исследований в 2021 году — госпрограмма «Космическая деятельность России» (82,3 млрд руб. с увеличением до 85–86 млрд руб. в 2022–2023 годах). Однако расходы на космические исследования сокращаются на 13,5% в следующем году по сравнению с изначальным планом конца прошлого года. В основном распределением этих денег займется «Роскосмос».
В августе глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин призвал вернуть на докризисный уровень финансирование федеральной космической программы, иначе ей грозит «деградация».
В ответ на это министр финансов Антон Силуанов упрекнул «Роскосмос» в недоисполнении выделяемых из бюджета ассигнований, приведя данные, что кассовое исполнение расходов корпорации на 11 августа составляло лишь 35,3%.
«Недопустимо, когда выделенные государством средства, вместо того чтобы приносить пользу, просто лежат на счетах», — напомнил министр.
На третьем месте — исследования и разработки по программе развития здравоохранения (41,7 млрд руб. в 2021 году). Однако и здесь финансирование сокращается на 4,4% — впрочем, не так сильно, как в программе космических исследований или авиационной промышленности (минус 7,3%).
Оборонный приоритет
Одна из немногих госпрограмм, где увеличивается бюджет на исследования и разработки, — развитие атомного энергопромышленного комплекса: рост на 5 млрд руб., до 27,6 млрд руб., в 2021 году. В том числе 6,4 млрд руб. будет выделено «Росатому» на осуществление взноса в натуральной форме на создание Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР.
В документе правительства не указаны расходы на военные исследования и разработки. Но их можно узнать из отдельного документа, об ассигнованиях по разделам и подразделам бюджета.
Расходы на прикладные научные исследования в области национальной обороны в 2021 году сократятся на 2,4% к докризисному плану, до 366,1 млрд руб., то есть не так существенно, как расходы в гражданской сфере.
А в 2022 году финансирование оборонных разработок даже увеличится на 1,6% к докоронавирусным проектировкам и составит 388,7 млрд руб.
С учетом оборонных исследований общие расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки можно оценить в 852 млрд руб. в 2021 году, или 4% общих бюджетных расходов. На военную сферу приходится 43% суммарных исследовательских расходов.
Когда секвестрируют науку, это вызывает не очень хорошую реакцию, но, с другой стороны, это связано с общеэкономической ситуацией, сказал РБК доктор экономических наук Евгений Гонтмахер.
«То, что 43% расходов исследований тратятся на исследования в области обороны, показывает приоритеты государства.
Почти во всех странах, когда режется бюджет, приоритет — здравоохранение и наука, в России такого подхода нет», — говорит он.
По мнению Гонтмахера, приоритет в финансировании научных исследований в области национальной обороны не оправдан. «Изобретения, на которые тратятся деньги, потом невозможно использовать в гражданско-коммерческом секторе. Таким образом, довольно сильно страдает от недофинансирования гражданская наука», — уверен эксперт.
Приоритет оборонных исследований обоснован, так как они в том числе затрагивают такие важные дисциплины, как физика, математика, химия и инженерия, считает Юрий Балега. «Оборонная и гражданская жизнь в этом плане неразрывно связаны, зачастую разработки в области военных технологий используются в гражданской жизни», — отметил он.
РБК направил запросы в пресс-службы Минобрнауки, Минздрава и Минобороны.
В совфеде рассказали, как молодежь привлекают в науку – учительская газета
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова рассказала, о каких профессиях мечтают российские школьники и что в стране делают для поддержки молодых ученых.
pixabay.com
О привлечении молодежи к развитию науки сенатор рассказала в интервью «Парламентской газете».
По ее словам, результаты Года науки и технологий позволяют говорить о беспрецедентном внимании государства к российской науке. Каждый россиянин по-новому взглянул на развитие научной мысли и прогресс.
Это стало возможно благодаря многочисленным мероприятиям – мультимедийным и научно-технологическим проектам, вставкам, семинарам и т.д.
Сенатор также отметила, что Год науки логично продолжил нацпроект «Наука», который стартовал в 2019 году.
Он поможет стране войти в пятерку мировых научных лидеров, сократить отток ученых за рубеж и повысить привлекательность работы в нашей стране для иностранных ученых.
За последние 10 лет в стране в 1,5 раза выросло число ученых в возрасте до 39 лет. Одновременно с этим в группе исследователей до 29 лет отмечается сокращение.
Весной прошлого года прошли совместные с РАН парламентские слушания на тему «Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста».
Тогда обсудили поддержку молодых ученых, вопросы финансирования научных проектов, говорилось также о необходимости популяризировать науку, повышать авторитет ученых и престиж научной работы. Кроме того, рассмотрены инструменты, чтобы обеспечить приток молодых исследователей.
Среди них – организация «молодежных лабораторий», поддержка деятельности научно-образовательных центров, аспирантуры.
Сенатор отметила значимость поддержки ученых, необходимость роста инвестиций в отечественную науку, развития научных центров передовых компаний, создания системы для академического сопровождения талантливых молодых людей.
Рекомендации, которые были выработаны на слушаниях, уже выполняются. Так что достижение значимых результатов Лилия Гумерова считает возможным. Для поддержки молодых ученых готовится законопроект. Также популяризируют науку и среди школьников.
В настоящее время становится приоритетным поиск талантливой молодежи.
В частности, в числе важнейших задач – помощь Курчатовскому институту в создании центра общего и дополнительного образования школьников, где дети будут углубленно изучать учебные предметы, курсы и дисциплины в области естественных и инженерно-технических наук.
Как отметила Лилия Гумерова, результат опроса педагогов, который провели Фонд гуманитарных проектов и региональные операторы проекта «Билет в будущее», свидетельствует, что в период пандемии дети стали задумываться о работе в медицине и фармакологии. Их стали интересовать профессии ученого-химика и биолога.
Он сказал: "Остановить истерику!" Москва прощается с Николаем Филатовым
Москва потеряла профессионала-эпидемиолога, который не менял свою позицию в угоду начальству и умел говорить с людьми.
В Москве в возрасте 66 лет скончался бывший главный санитарный врач столицы, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, замдиректора по науке НИИ вакцин и сывороток им. Мечникова Николай Николаевич Филатов.
Человек, всегда имевший свою точку зрения и отстаивавший её, а не менявший в угоду позиции власть предержащих. С 1993-го по 2012-й он работал главным санитарным врачом столицы.
Говорят, что его несговорчивость стала причиной отставки с должности главного санврача Москвы после смены столичного градоначальника. Не вписался…
С самого начала пандемии коронавируса он был последовательным критиком избыточных, по его мнению, ограничительных мер, которые установили власти регионов. Зайти к начальству со своим мнением, а выйти с начальственным – формулировка, столь знакомая многим из нас, была явно не про него. Филатов не тушевался ни перед кем.
В апреле прошлого года он был приглашён (в числе других экспертов) на встречу с президентом России для обсуждения стратегии борьбы с пандемией коронавируса, на которой предложил избавиться от чрезмерных ограничительных мер, предложенных властями, «выпустить детей и открыть зоны отдыха». Его аргументация участников совещания не убедила.
Николай Николаевич не был, как считают некоторые, ковид-диссидентом. Наоборот, человек, который всю жизнь проработал эпидемиологом, прекрасно отдавал себе отчёт, с чем столкнулась и наша страна, и вся планета.
Но он полагал, что шумиха, созданная вокруг пандемии, породила не только чрезмерные ограничения со стороны властей, но вкупе с последними оказала стрессовое воздействие на население.
Причём, по его словам, зачастую для создания шумихи использовалась откровенная ложь.
Обнаруживается вирус. Тут же публикуется его геном, все начинают делать тест-системы, и быстренько во всех странах, ещё есть или нет больной, но уже готовы диагностировать заболевание. Что нам показывают китайцы? Они показывают нам больного, лежащего на кушетке, который в судорогах подпрыгивает на этой кушетке.
Это не лихорадка, которая в результате высокой температуры у больного. Это в лучшем случае эпилепсия, скорее всего. То есть фальшь уже в этом, – рассказал он на одном из круглых столов в Царьграде. – Мы поменяли восемь тактик оказания медицинской помощи. Девятые методические указания уже вышли по лечению и профилактике коронавирусной инфекции.
Но летальность-то росла, значит, эффективность мы как бы не угадали.
Одной из кардинальных ошибок, по его мнению, стало то, что внимание ковиду уделялось в ущерб другим вирусным заболеваниям (в частности, не менее, а то и более опасному гриппу, летальность которого в два раза выше, чем у коронавируса) и оказанию плановой медицинской помощи.
Всё зависит не от вируса, а от органов власти. Только власть может растянуть этот процесс. Заставляя нас носить маски, например. При этом я понимаю, что вирулентность возбудителя снижается. Он никуда не исчезнет, но станет менее агрессивным. Без вакцинации.
Максимум эпидемия в мире продлится ещё полтора года.
Главное, что должно быть организовано, – остановить истерику, – был уверен и оставался в этой уверенности до последнего дня Николай Николаевич и грустно констатировал: – Думается, мы вскоре узнаем цифры роста смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Не всего прогнозы по тому же коронавирусу оправдались. Но цифры резко возросшей в прошлом году «избыточной смертности» в России, вклад в которую летальных исходов от ковида минимален, как ничто другое доказывает обоснованность его аргументов.
Вместе с тем он категорически был не согласен с теми, кто принижал достижения России в эпидемиологии или безответственно критиковал российскую вакцину.
С точки зрения охраны здоровья, нет ни одной страны в мире, имеющей такие достижения, как Россия. Все теоретики эпидемиологии – отечественные, все великие научные разработки, от теоретических до практических, – тоже отечественные.
Оспу ликвидировали в мире благодаря России. Но нам постоянно вдалбливают в голову, что французские или нидерландские вакцины лучше – кому-то нужно их продать, и потому они эту теорию и пытаются вбить в наши мозги.
Но ничего подобного, отечественная вакцина ничем не хуже,
– дал ответ паникёрам Николай Филатов в эфире Царьграда.
И вот его больше нет. В ряду настоящих специалистов и экспертов, которые могут высказать в лицо власти, что считают её ошибками, а что и самодурством, стало на одного меньше. А их, положа руку на сердце, и так было не слишком много.
Состоялось выездное заседание Комитета по науке и высшему образованию
- 21 декабря 2021 года в соответствии с решением Совета Государственной Думы состоялось выездное заседание Комитета
Государственной Думы по науке и высшему образованию. - Заседание
Комитета проходило на территории Института биоорганической химии Российской
академии наук. - На заседании была
заслушана информация Министра науки и высшего образования РФ
Валерия Фалькова о мерах, принимаемых Министерством в целях предотвращения
распространения новой коронавирусной инфекции.
«Сегодняшнее
заседание мы проводим в рамках осуществления процедуры парламентского контроля,
целью которого является эффективность исполнения Министерством
законодательства, обеспечения прав граждан на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Для Государственной Думы научная экспертиза является приоритетом
при принятии решений», — отметил Председатель Комитета Сергей Кабышев, открывая
заседание.
«COVID-19
оказал глубокое гуманитарное, экономическое и социальное влияние на весь мир.
В это сложное время перед Министерством науки и высшего образования РФ стояли два
вопроса: как отреагирует система высшего образования и что может дать
российская наука в борьбе с коронавирусом.
С начала пандемии Минобрнауки России
реализует комплекс мер государственной поддержки университетов и научных
организаций», — проинформировал Валерий Фальков.
«Также Министерство
совместно с РАН обеспечивает реализацию крупных научных проектов. В рамках этих
проектов обеспечивается поддержка прорывных исследований, в том числе в области
разработки лекарств для лечения вирусных эпидемий, средств диагностики,
профилактики и лечения опасных инфекционных заболеваний», — рассказал Министр.
В развитие информации, озвученной Министром, на заседании Комитета прозвучали доклады руководителей,
видных ученых, представляющих подведомственные Минобрнауки организации, о перспективных научных
разработках в области лекарственных препаратов для лечения новой коронавирусной
инфекции.
Так, на заседании
Комитета выступили: директор, академик РАН
Александр Габибов, который доложил о разработке отечественных сред для
производства вакцин и терапевтических антител, заведующий лабораторией
Института молекулярной биологии, академик Сергей Кочетков, рассказавший о низкомолекулярных ингибиторах жизненного цикла вируса, создании тест-систем и потенциальных лекарственных средствах, а также заведующая
отделом функционирования живых систем, академик Ольга Донцова,
проинформировавшая о перспективах создания отечественной платформы мРНК-вакцин.
Министр Валерий Фальков и академики ответили на вопросы депутатов — членов Комитета. В рамках обсуждения
вопроса выступили член Комитета по охране здоровья, академик
Александр Румянцев и вице-президент Российской академии наук Владимир Чехонин.
В заключение мероприятия Председатель и члены Комитета произвели осмотр опытного
биотехнологического производства Института биоорганической химии Российской
академии наук.
Итоги Года науки обсудили на заседании Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию. Новости. Первый канал
Как эффективнее внедрять передовые разработки в жизнь? Об этом говорили на совместном заседании Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию. По видеосвязи из Ново-Огарева его провел Владимир Путин. Участники подвели итоги Года науки и технологий и наметили, что нужно делать дальше.
Плоды работы ученых позволяют вывести на принципиально новый уровень медицину, транспорт, образование, дают импульс развитию целых регионов и всей страны.
Отдельное направление — оборонная сфера. И сегодняшний залповый запуск гиперзвуковых ракет «Циркон», аналогов которым нет в мире, еще одно подтверждения силы российской науки.
Поздравления под Новый год — хорошая традиция, тем более когда поздравления эти заслуженные. Как в данном случае. Российские ученые вновь продемонстрировали, что впереди планеты всей, проведя успешные испытания новой оборонительной системы, о чем и сообщил глава государства на заседании Госсовета по науке.
«Под утро проведен залповый пуск гиперзвуковой системы «Циркон». Это новейшая наша ракета, которая работает и по морю, по морским целям, и по наземным целям. Запуск произведен успешно, безупречно.
Это большое событие для жизни страны, и существенный шаг в повышении безопасности России, повышении ее обороноспособности. Я вас прошу передать самые наилучшие пожелания, поздравления коллективам, которые работали над этим изделием.
Поблагодарить всех за результат и пожелать всем разработчикам, конструкторам, инженерам и рабочим, всем, кто имеет отношение к этой работе, самые искренние слова благодарности», — сказал глава государства.
Новый успех российской науки стал хорошей точкой в завершении Года науки и технологий, о начале которого 24 декабря 2020 года объявил президент России. И за этими громкими словами стоял большой план действий, в том числе и по повышению интереса к работе ученых. И его удалось выполнить.
«Ключевой результат — это качественно новый уровень научного просвещения. Так, лекции ученых, многочасовые марафоны возрожденного общества «Знание» с помощью передовых технологий посмотрели десятки миллионов граждан. И интерес общества к науке, к ее истории, к современным достижениям, без преувеличения, огромный, колоссальный», — подчеркнул президент.
Четверть миллиарда просмотров у видеолекций, размещенных в интернете под эгидой общества «Знание». В роли видеоблогеров известные ученые, исследователи, руководители крупнейших вузов.
Почти восемь миллионов просмотров только у одного этого ролика, в котором Елена Шмелева, глава российского фонда «Талант и успех» и один из лидеров партийного списка «Единой России» рассказывает о возможностях, которые предлагает детям, пожалуй, самый известный в стране образовательный центр «Сириус».
— Здесь есть очень популярная в «Сириусе» программа, когда дети учат детей. На этот олимпийский лед выходят математики, и хоккеисты и фигуристы ставят их на лед, учат их кататься.
Из образовательного комплекса для одаренных детей всего за несколько лет «Сириус» вырос в научно-образовательный центр мирового уровня. Точно такие должны появиться во всех уголках нашей страны, подчеркнул президент.
«Мы с вами много раз об этом говорили. Не отдельные точки, узлы, сосредоточенные лишь в некоторых регионах, а настоящее целостное пространство, связывающее всю страну.
Как говорил академик Вернадский, своего рода сфера научного поиска креативных решений, просвещения, поддержки и поощрения талантов передового технического бизнеса.
Именно такой подход лежит в основе научно-образовательных центров мирового уровня», — сказал Владимир Путин.
При этом президент обратил внимание на то, как за последнее время помолодели российские ученые. Почти половине из них сегодня еще нет и 40, а две трети родителей в стране готовы поддержать стремление детей заниматься наукой. И государство готово и впредь создавать все необходимые условия для того, чтобы это стремление только крепло.
«В горизонте текущего десятилетия будет возведено не менее 25 университетских кампусов. Подчеркну, с передовыми условиями для учебы и исследований они должны быть созданы, для занятий спортом чтобы были хорошие условия, для запуска стартапов и работы технологических компаний», — сообщил глава государства.
«Вы дали сейчас поручение, что минимум 25 кампусов чтобы было к 2030 году. У меня есть ощущение, что это будет минимум действительно, там спрос очень большой.
Поскольку современный кампус — это не просто корпуса общежития, или учебные аудитории, или комфортное место для занятий спортом и досугом, но это и научная инфраструктура.
Но самое важное — это технопарк, о чем Вы сказали, где созданы условия для акселерации проектов, их финансирования частными инвесторами, прототипирование и очень быстрого вывода на рынок», — сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Строительство как раз такого кампуса вместе с лабораториями и опытными производствами сейчас идет полным ходом и на Воробьевых горах в столице, на бывшем пустыре по соседству с Московским Государственным Университетом. В будущем на этой территории заработает инновационный научно-технологический центр, где будут воплощаться в жизнь идеи и результаты исследований российских ученых.
«Уже сегодня подано 160 заявок от стартапов до ведущих РНТи компаний. В том числе и выпускники МГУ, студенты, аспиранты, и это говорит о том, что потенциал, огромный потенциал, научный и образовательный потенциал МГУ, плюс ведущие ученые со всей страны создадут мощную синергию для создания новейших технологических продуктов в стране», — рассказал мэр столицы Сергей Собянин.
«Это трансфер фундаментальных исследований в технологии, у нас много молодых людей, которые хотят получать что-то из высоких технологий, им нужно пространство. Мы сосредоточим здесь тысячи стартапов, проектов, междисциплинарный кластер, образовательный кластер, нанотех, геотех, космос, такие кластеры будут», — рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий.
Президент отметил: важно, чтобы ученые могли не только воплощать свои идеи и замыслы, но и чувствовать, что их работа оценивается по достоинству.
Об этом, в частности, шла речь на встрече главы государства с молодыми учеными в центре «Сириус» в начале декабря. Ведь не меньше, чем в комфортных условиях для работы, исследователи нуждаются и в комфортных условиях для жизни.
«На встречах в «Сириусе» также коллеги попросили увеличить объем программы жилищных сертификатов и предоставлять их прежде всего тем молодым ученым и преподавателям вузов, которые добиваются значимых конкретных результатов, успехов.
Вне зависимости от того, сколько времени специалисты занимают должность и какому ведомству подчиняется организация, в которой они работают. А также распространить эти принципы на обеспечение служебными квартирами.
Конечно, трудно с этим не согласиться, я с этим согласен, с этим предложением, и прошу правительство в короткие сроки принять все необходимые решения на этот счет», — распорядился Владимир Путин.
Но жилищные сертификаты могут быть далеко не единственным способом решения проблемы. Неслучайно нынешний Госсовет называется «О роли субъектов Российской Федерации в научно-технологическом развитии страны». У губернаторов есть и другие предложения — как по улучшению жизни ученых, так и по дальнейшему развитию научно-образовательных центров. Программа их развития рассчитана до 2030 года.
«Мы предлагаем продлить программу поддержки деятельности научно-образовательных центров мирового уровня до 2030 года. Сегодня горизонт такой поддержки ограничен 2024 годом.
Предложения выработаны с участием представителей научной общественности, университетов, промышленных предприятий.
Получена предварительная поддержка фракции «Единая Россия» в Госдуме и профильных комитетов, а также сенаторами Совета Федерации», — сообщил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.
Представители обеих палат парламента также участвовали в заседании Госсовета. Лидер КПРФ обратил внимание на необходимость дополнительной поддержки аграрной науки, а лидер ЛДПР Владимир Жириновский говорил о значимости хорошего образования для укрепления государства, особенно в условиях внешнего давления, и приводил в пример ситуацию вокруг газопровода «Северный поток — 2».
«По поводу «Северного потока — 2». Это еще и глупо для тех, кто не дает возможности работать в этой системе. Потому что дополнительное поступление объемов газа на европейский рынок, безусловно, понизило бы цену на бирже, на споте.
А поскольку многие страны, — кстати говоря, включая ту же Украину, которая зависит от спота сегодня, это их собственный выбор был, они не хотят у нас покупать напрямую, — и для них цена бы упала, и существенно. Просто сами себе подрезают сук, на котором сидят. Это удивительно, но ладно, это их выбор.
Не мы же придумали это. Они придумали. Теперь еще остановили в аверсном режиме движение газа по Ямал — Европа. У нас, кстати говоря, там 45% принадлежит «Газпрому» Ямал — Европа, но нас отодвинули, польская сторона отодвинула от управления этой системой.
Ну, сами так управляют, одни потребители не заказывают дополнительные объемы газа, а другие взяли, в реверсном режиме запустили в обратную сторону наш газ, собственно говоря, но это же не увеличивает количество российского газа на европейском рынке. Вот цена растет.
Ну, это Бог с ним, это их решения, их дела, но удивительно, что нас в этом начинают обвинять. Какая-то чушь просто, все с ног на голову ставят», — сказал глава государства.
Ну а чтобы по крайней мере Россия крепко стояла на своих ногах, требуются умные головы. И в этом стратегическая цель всего государства. Да, объявленный Год науки и технологий заканчивается, но он стал лишь первым годом предстоящего Десятилетия науки и технологий, о начале которого сообщил президент.
Яблоки по науке: прими участие в программе научного волонтёрства
Если вы хотите попробовать себя в роли учёного и помочь науке, но не знаете, с чего начать, предлагаем понаблюдать за яблоней! Русское географическое общество совместно с Российским движением школьников (РДШ), Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) и Всероссийским институтом генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова запускает проект, который поможет в развитии Фенологической сети РГО. Он пройдёт с 3 сентября по 1ноября 2020 года.
Для участия в проекте нужно найти в своём городе одну или несколько яблонь и начать вести за ними наблюдение. Собирайте данные и вносите полученную информацию на Фенологическом портале РГО. Ваши сведения лягут в основу фенологической базы о дикорастущих и культурных яблонях на территории России.
Что нужно делать?
Волонтёру нужно найти одну или несколько яблонь. Домашнюю: в саду, в парке, на приусадебном участке, в том числе заброшенном. Или дикую, в ближайшем лесном массиве, с заходом не более чем на 200 метров в глубь леса.
Нужно будет наблюдать за деревом, отметив дату массового созревания яблок (когда все яблоки или подавляющее их большинство на дереве созрели) и даты начала и конца листопада (когда начали опадать листья и когда на дереве осталось менее 10% листвы).
Все эти явления нужно сфотографировать. Также для садовой (культурной) яблони нужно пометить название сорта яблони, который можно узнать у хозяина. Для дикой — сорвать плод и описать его в соответствии с инструкцией, представленной в отдельном файле. Все эти данные необходимо внести в базу Фенологического центра РГО через личный кабинет.
Кто может участвовать?
Кто угодно. Участникам нужно зарегистрироваться и добавлять наблюдения на сайте Фенологической сети РГО. Самые активные волонтёры получат призы и подарки от РГО, РДШ и АКСОН.
Зачем это нужно?
Собранные сведения лягут в основу фенологической базы данных о дикорастущих и культурных яблонях на территории России. Эту базу смогут использовать биологи, экологи и другие учёные. Например, она облегчит добавление новых сортов в базу культурных растений России. Обзор собранных сведений будет опубликован в отдельной статье на сайте Фенологической сети РГО и РДШ.
- Важно, что без участия волонтёров создать такую базу невозможно, и каждый участник проекта напрямую занимается научной работой: собирает научные данные.
- Инструкция
- Шаг 1: зарегистрируйтесь на сайте Фенологической сети РГО
Зарегистрируйтесь на сайте. Если вы хотите получить сертификат об участии в проекте, зарегистрируйтесь на сайте РДШ.
Шаг 2: найдите яблоню для наблюдения
Местом наблюдения могут быть лес, парк, сад, заброшенный сад, заброшенные деревни, приусадебный участок и другие похожие места. Или пройдите от 1 до 3 км вдоль лесных дорог с заходом в глубь леса не более чем на 200 метров (или можно подняться в лесной пояс горного района). Пожалуйста, имейте в виду, что проект предполагает, что школьник углубляется в лес в сопровождении взрослого.
Локацию нужно будет зафиксировать, чтобы в дальнейшем отметить её на карте на сайте РГО. Дополнительно нужно осмотреть и описать место наблюдения: например, яблоня растёт в подлеске широколиственного леса, в предгорье. Эту информацию впоследствии тоже можно будет добавить на сайте РГО.
Шаг 3: определить, дикая или культурная это яблоня
Вероятнее всего, в садах, в том числе заброшенных, городских парках, на приусадебных участках яблони будут культурными. В лесу можно найти дикорастущие яблони.
Как отличить дикорастущую яблоню от культурной? Домашняя яблоня (культурная) имеет опушенные однолетние побеги и листья, дикие виды, как правило, этого опушения не имеют.
Если яблоня не дикая, а домашняя, нужно спросить хозяина участка, что это за сорт, и зафиксировать эту информацию. Её также нужно будет указывать при добавлении наблюдений на сайт. Если узнать сорт яблони не удалось, ничего страшного, можно его не указывать.
Шаг 4: регулярно наблюдайте за яблоней, зафиксируйте дату массового созревания яблок
Наблюдайте за яблоней. Когда вы пойдёте к яблоне, берите с собой блокнот или ручку, чтобы зафиксировать наблюдения для себя, и телефон с камерой, чтобы фотографировать яблоню и точнее пометить её геолокацию. Разглядывайте яблоню: выглядят ли большинство яблок зрелыми?
Дату массового созревания плодов отмечают, когда подавляющее большинство яблок на дереве созрели. Для того чтобы определить, созрели ли яблоки, нужно снять несколько плодов с веток и разрезать.
Если семена внутри яблок коричневые, значит, они созрели. По состоянию нескольких плодов можно судить о большинстве яблок похожего вида на дереве.
В фазе массового созревания плодов таких яблок должно быть более 75%.
Сфотографируйте яблоню.
Шаг 5: регулярно наблюдайте за яблоней, зафиксируйте даты начала и окончания листопада
Наблюдайте за яблоней. Зафиксируйте день, когда начался листопад: с яблони начали облетать листья, но облетело ещё не более 10% листвы.
Затем зафиксируйте день, когда листопад закончился: с яблони облетело более 75% листвы.
Обычно в средней полосе России листопад яблонь наступает к третьей декаде сентября и заканчивается во второй половине октября. Но в разных регионах России и для разных сортов эти даты могут различаться.
- Сфотографируйте начало и конец листопада.
- Шаг 6: внесите данные в базу Фенологического центра РГО
- Зайдите на сайт Фенологического центра РГО и нажмите «добавить наблюдение».
- Для каждого дерева и каждого наблюдения нужно будет вводить данные отдельно.
Сперва заполните данные о месте наблюдения. Локацию нужно будет отметить на карте.
Дополнительно в графе «Характеристика места наблюдения» можно описать место наблюдения: например, яблоня растёт в подлеске широколиственного леса, в предгорье. Все особенности места наблюдения нужно заносить в характеристику места наблюдения.
- Затем введите дату наблюдения.
- В графе «Тип явления» нужно выбрать пункт «Фенология растений».
- В зависимости от того, какое наблюдение вы фиксируете в этот раз, нужно выбрать один из трёх вариантов:
- — массовое созревание плодов
- — начало листопада
- — конец листопада
- В открывшемся окошке нужно выбрать, для какого дерева вы указываете данные:
- — яблоня дикорастущая
- — яблоня культурная
- В графе «Описание явления» вы можете указать сорт яблони, если он известен, или любую другую дополнительную информацию.
- Графу «Зарегистрированный балл» оставьте, пожалуйста, незаполненной.
- В графе «Программа наблюдений/мероприятие» нужно выбрать вариант «Яблоки по науке».
- В конце приложите, пожалуйста, одну или несколько фотографий явления, данные о котором вы внесли.
- Дополнительный Шаг 7: соберите фенологические данные о диких яблоках (строго только для дикой яблони)
Если яблоня дикая и сорт яблони неизвестен, то дополнительно можно оценить качество её плодов. Внимание: для домашней яблони с известным сортом этого делать не нужно!
В случае если вы описываете плоды дикой яблони, то нужно будет сорвать несколько плодов, принести домой и изучить их характеристики. Для этого яблоко сначала нужно будет разрезать вдоль, а затем поперёк.
Что нужно оценить:
Нужно в свободной форме описать внешний вид яблока: ровная ли форма, есть ли червоточины, какого оно цвета и т.д.
- Нужно оценить вкус плодов по балльной шкале от 1 до 9, где:
- 1 балл — вкус плохой (это может быть горький, очень кислый, вяжущий вкус, безвкусный, как говорят — трава травой);
- 5 баллов — хороший (умеренно сладко-кислый вкус, ароматный, может иметь слегка вяжущий вкус);
- 9 баллов — отличный (очень вкусное яблоко, с выраженным яблочным ароматом, сочное, сладкое, слегка кисловатое, не горькое, не вяжущее).
- Нужно указать диаметр яблока.
- Нужно указать один из трёх вариантов:
- ароматное (вкусно пахнет),
- не ароматное (не пахнет вообще),
- иное (здесь нужно отметить, что аромат не свойственен яблокам, или «невкусно пахнет»).
- Нужно отметить, сочное яблоко (при надкусе выделяется сок) или не сочное (если сок не выделяется).
- Описывается в свободной форме.
- Нужно выбрать один из вариантов: крепкое, средней крепости, рыхлое.
- Описывается в свободной форме.
- Сфотографируйте яблоки в нескольких разрезах в соответствии с инструкцией и образцом выше.
В качестве отдельного наблюдения добавьте информацию о яблоках и фотографии на сайт. В этом случае в графе «Тип явления» нужно выбрать пункты «фенология растений», «массовое созревание плодов», «яблоня дикорастущая». Затем все собранные данные нужно ввести в графе «Описание явления».
Пожалуйста, не забудьте приложить фотографии яблок в разрезе, сделанные в соответствии с инструкцией.