Сегодня существует масса всевозможных методических разработок, направленных на оказание помощи родителям в воспитании детей. Однако многие из этих методик противоречат друг другу. Ведь одни педагоги считают, что детей нужно баловать, другие – держать в строгости.
Третьи – рекомендуют предоставлять детям полную свободу, четвертые – воспитывать на собственном примере. Однако все педагоги, практики и теоретики единодушны во мнении, что самое главное в воспитании детей – это любовь! С самых первых дней ребенка необходимо окружить вниманием и заботой.
Родители должны четко усвоить простую истину — детей счастливыми делает не наша зарплата. Они в первую очередь нуждаются в родительской заботе и любви.
В статье расскажем о том, какие бытовые предметы и игрушки поначалу полезны и необходимы малышу, а по прошествии времени могут наносить его развитию довольно серьезный урон.
Соска после года
Сосательный рефлекс у малыша тесно связан не только с получением пищи, но и с ощущением безопасности.
Прикладывая младенца к груди, мамочка отдает ему часть своего тепла, ребенок чувствует ее заботу и любовь. Малышу комфортно и спокойно.
Неудивительно, что и в дальнейшем он будет всеми силами стараться продлить это ощущение. Поэтому и отучить его от соски или пустышки бывает очень сложно.
К каким последствиям может привести затяжной «сосательный» рефлекс? Конечно же, к привычке. Подросший малыш будет всю ночь сосать воду из бутылочки, или не вынимать пальчик изо рта. В младшем школьном возрасте ребенок начнет сосать или грызть конец карандаша, ручки. В старшем возрасте, не исключено, что соску заменит сигарета.
Нередко верность этой привычке приводит к испорченному прикусу и кривым зубам, к частым стоматитам, к психологической зависимости. По мнению психологов, стимулом к дальнейшему развитию детей, является выход их из зоны комфорта. Поэтому после года родители должны приложить все усилия, чтобы их ребенок расстался с привычной для него соской.
Подгузники после 1,5 лет
Мы не станем призывать современных родителей отказываться от памперсов в пользу обычных марлевых подгузников, которыми пользовались наши бабушки.
Но и поддерживать мам, дети которых в три года продолжают носить памперсы, не станем. Дискомфорт, который испытывают малыши в мокрых штанишках, сподвигнет их на дальнейшее развитие.
Они будут стараться контролировать свое поведение и скорее приучатся к горшку.
Как только малышу исполнится полтора года, родители должны обратить на этот поведенческий аспект самое пристальное внимание.
Конечно, памперсы для современных мам – это спасение, но они не должны забывать, что в полтора года у крохи начинает формироваться сознательный контроль над выделительной функцией.
Как только малыш начнет пользоваться горшком, он научится регулировать и все свое поведение в целом.
Изогнутые ложки и ходунки в любом возрасте
Любвеобильные родители стараются облегчить жизнь своему ребенку по максимуму. Ушлые производители, взяв это желание на вооружение, тут же выпустили изогнутые ложки для детей.
Бесспорно, изогнутые ложки уменьшат количество каши на полу, сэкономят количество мыла, которое потребуется родителям для мытья перепачканной мордашки малыша, но…. Они никак не будут способствовать развитию пространственных представлений у ребенка и не позволят ему своевременно сформулировать картину окружающего его мира.
Та же самая ситуация будет наблюдаться и с ходунками. Конечно, постоянно пользуясь ходунками, ваш малыш забудет о падениях, но он и не прочувствует окружающий его рельеф. В результате, он отстанет от своих сверстников в развитии и для него окружающий его мир по-прежнему останется загадкой.
Говорящие интерактивные игрушки после 2 лет
В этом разделе мы будем говорить об игрушках, которые произносят целые фразы, отвечают на вопросы. С этими, «нашпигованными» электроникой, игрушками ребенок пытается общаться, вести диалоги, внимательно вслушиваясь в их ответы.
По мнению психологов, длительное общение с такими игрушками наносит вред ребенку. Ведь он механически начинает повторять одни и те же фразы, не ориентируясь в самом контексте ситуации. Довольно ограниченный набор фраз не способствует развитию игры. Конечно, интерактивные игрушки довольно забавны, но в друзья они не годятся. Друзьями ребенка должны быть его сверстники.
Телевизор в любом возрасте
Безусловно, телевидение является одним из выдающихся достижений человечества. Однако, по мнению большинства ученых, длительный и бесконтрольный просмотр телепередач негативно сказывается не только на здоровье детей, но и на их развитии.
Дети очень быстро привыкают к телевизору, совсем маленькие крохи настоятельно требуют у родителей включить «волшебный ящик». И далеко не всегда они смотрят только мультфильмы. В большинстве семей дети умудряются смотреть все программы подряд – новости, взрослые фильмы, спортивные передачи, музыкальные шоу и бесконечную рекламу.
Вся это информация в сознании ребенка смешивается в кучу и, конечно же, перестает быть сколько-нибудь полезной.
- Грудные дети и телевизор – понятия несовместимые.
- Дети от одного года и до трех лет могут смотреть телевизор не более получаса в день. При просмотре мультфильмов рядом с малышом обязательно должен находиться кто-нибудь из взрослых. И не просто находиться, а вместе с ребенком следить за развивающимися событиями, объяснять, дополнять и вносить необходимые разъяснения.
- В 5-8 лет родители также должны строго ограничивать время просмотра телепередач. Программы, которые в этом возрасте будут смотреть дети, должны быть познавательными.
- Длительный просмотр телепередач оказывает на ребенка негативное психологическое воздействие. Ребенок может стать нервным, вспыльчивым и неуравновешенным.
- Родители не должны использовать телевизор и в качестве звукового фона. Дети быстро к этому привыкают и абсолютная тишина их пугает.
Сладости без ограничений
Любящие родители хотят, чтобы их дети ни в чем не испытывали недостатка.
На столе огромная ваза с конфетами, пирожные в холодильнике – все это замечательно! Однако потом родители не должны удивляться, почему их дети ничего не едят, кроме сладостей.
Соки, конфеты, печенье, пирожные перед едой полностью заполняют объем детского желудочка, провоцируя отказ от еды. Кстати, родители не должны забывать и о состоянии зубов маленьких сластен.
Электронные игры без ограничений
Компьютерные и электронные игры уже прочно вошли в нашу жизнь. Конечно, никто не станет оспаривать тот факт, что многие игры несут массу полезной информации и благотворно влияют на развитие детей. Однако, все хорошо в меру.
Самая главная опасность, которую таят в себе электронные технологии – это возникновение у детей игровой зависимости. Многие подростки, попав в такую зависимость, перестают интересоваться реальной жизнью и с «головой» уходят в виртуальный мир.
Конечно, родители не должны полностью запрещать электронные игры, но ограничивать время, проводимое за монитором, обязаны. Ведь многие дети становятся настоящими игроманами, у них пропадает аппетит, они забрасывают учебу, плохо спят. Дети, в отличие от взрослых, не знают меры. В некоторых, особо сложных случаях, родители вынуждены обращаться за помощью к психологам.
Игрушки-монстры в любом возрасте
Детская фантазия отталкивается от окружающей ее реальности. Однако во время игры она способна трансформироваться.
Куклы-монстры: в чем вред для ребенка?
Детские психологи продолжают вести бесконечные споры на тему – нужно ли приобретать детям игрушки-монстры? Одни уверены, что такие игрушки не способны нанести детской психике никакого вреда. Смелые герои во время игры, несомненно, победят монстра. Ведь в любой сказке существуют и плохие герои. Однако другие специалисты не согласны с этим мнением.
Они уверены, что уродливые куклы и трансформеры со злобными лицами не должны присутствовать в детской игровой комнате. Некоторые родители уверены, что куклы-уродцы помогают детям справляться со страхами. Однако большинство психологов считают, что помочь справиться с детскими страхами может только любящая мама.
А куклы-монстры могут лишь нанести дополнительную травму детской психике.
Трехколесные самокаты после 3 лет
Если ваш трехлетний ребенок освоил езду на велосипеде – замечательно! Однако езда на этом виде детского транспорта, задействует лишь нижнюю половину туловища. Спина, пресс, руки отдыхают. Другое дело – самокат.
При езде на нем все части тела ребенка включены в процесс. Ребенок развивается быстрее и активнее. Выбирая между двухколесным и трехколесным самокатом, педиатры рекомендуют остановить свое внимание на первом.
Ведь чем меньше колес у самоката, тем у ребенка быстрее разовьется чувство равновесия.
Свободные карманные деньги в любом возрасте
Психологи считают, что финансовое воспитание должно проводиться родителями с самых ранних лет. Только в этом случае, ребенок научится рационально расходовать деньги, и будет знать им «цену». Времена, когда наши родители твердили нам, что не в деньгах счастье – остались позади.
Почему у детей должны быть карманные деньги:
- Деньги помогают вырабатывать у детей чувство ответственности.
- Они развивают в них самостоятельность.
- Учат принимать решения.
- Наличие денег существенно повышает самооценку, и придает ребенку уверенности.
Однако выдача карманных денег ребенку не должна войти в привычку. Ведь если поначалу ребенок будет счастлив, получив незначительную сумму, то в дальнейшем его запросы могут вырасти.
Он может начать принимать деньги, как «должное», и даже требовать их у родителей. Выдача денег не должна перерасти в потребительское отношение к родителям. Даже взрослые люди не всегда могут пережить испытание легкими деньгами.
Что касается детей, все будет зависеть от правильного поведения родителей.
Сколько денег давать ребенку? Вопрос чисто риторический, ведь в данном случае все будет зависеть от нужд ребенка и финансовых возможностей родителей. Однако взрослые должны помнить, что легкие деньги развращают детей, делают их глупее и жаднее. Дети должны понимать, что деньги их родителям не сыплются с неба.
Загрузка… Adblockdetector
Евгений Ямбург: Последнее потерянное поколение: дети такие, какими их делают взрослые
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru
Правда ли, что современные школьники глупее и наглее, чем раньше
Во все времена старшие поколения были недовольны своими детьми. Сохранились письма с соответствующим содержанием и у древних египтян, и у современников Великой французской революции. Я уже не говорю о романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
- Сегодня все тот же самый плач по «потерянному» поколению выражается в нескольких тезисах:
- — подростки стали до предела прагматичны и даже циничны;
- — они, в отличие от отцов и дедов, имеют поверхностные знания;
- — они плохо образованы по причине введения ЕГЭ и перехода на дистанционное обучение в условия пандемии;
- — они потеряли всякое уважение к старшим и позволяют себе бестактные замечания в их адрес.
Таков нехитрый набор аргументов, лежащих сегодня в основе старческого (в возрастном диапазоне от сорока лет и старше) брюзжания. Идеализация своего прошлого — феномен обычный и достаточно распространенный.
Как известно, раньше и вода была мокрее, и деревья были большими. Не то что теперь.
Подобные высказывания в сатирической миниатюре представлял Аркадий Райкин, персонаж которого изрекал: «Времена были ужасные, настроение мерзопакостное, но рыба в Каме водилась!»
Позволю себе высказать два нехитрых утверждения: во-первых, наши дети такие же разные, как и мы, и второе: дети такие, какими их делают взрослые.
Взрослым, как правило, трудно трезво посмотреть на себя со стороны. Между тем дети живут не в безвоздушном пространстве. Они жадно впитывают общественно-политическую и нравственную атмосферу, царящую в обществе.
…Южный город на берегу моря. В маленьком автобусе еду на рынок, ибо, как заметил еще Исаак Бабель, рынок — душа города. За рулем автобуса водитель, на вид лет сорока. Рядом с ним его сын лет двенадцати. Он помогает папе собирать деньги у входящих пассажиров. Согбенный старик просит остановить автобус в удобном для него месте.
Поначалу водитель терпеливо объясняет ему, что не имеет на это права, поскольку везде камеры слежения, а штраф за остановку в неположенном месте составляет три тысячи рублей. Старик продолжает настаивать на своем и делает вид, что плохо слышит. И тогда водитель срывается на оскорбления: «Старый козел, ты по этому маршруту едешь уже пятый раз.
Все ты прекрасно слышишь, кончай придуриваться!» Сын водителя улыбается тому, как папа отбрил этого старого нахала. Наконец, автобус останавливается в положенном месте. И, выходя из него, дед оттягивается по полной: «Я проклинаю тебя! Желаю, чтобы тебя сожрал рак». И затем идет отборный трехэтажный мат.
Вся эта филиппика вливается в уши ребенка, который получает наглядный урок низости во взаимоотношениях отцов и дедов.
В сентябре, как и положено, он пойдет в школу, где учителя будут пытаться привить ему уважение к старшим и тактичное поведение по отношению к ним. Едва ли педагоги преуспеют в воспитании этого отпрыска, отравленного миазмами хамского поведения взрослых.
Другой пример того, как в стремительно меняющемся мире преображаются дети. Сижу на уроке во втором классе. Изучается сказка «Кот в сапогах». Учитель дает детям творческое задание, предполагающее различные варианты развития сюжета, введения в сказку новых персонажей.
- Встает девочка: «В сказке не хватает важного персонажа».
- Учитель: « Кого же?»
- Второклассница: «При вступлении в наследство обязательно присутствие нотариуса!»
Понятное дело — мама у девочки нотариус. Дома она слышит и впитывает профессиональные разговоры родителей. Так в сказке появляется новый персонаж.
Но многие взрослые по-прежнему неисправимы. Во время прямого эфира на одном из телеканалов один из оппонентов пропел гимн советскому образованию.
В качестве аргументов был использован и такой: «Среди тех, кто получал образование при Сталине, выросли нобелевские лауреаты, не то что теперь!» Мой встречный вопрос-ответ: «А это ничего, что число нобелевских лауреатов в Америке в разы больше, чем у нас, хотя они и не учились при Сталине?»
Стенания взрослых на грани истерики вызывает якобы имевший место в этом году провал сдачи старшеклассниками ЕГЭ. Бог ведает, откуда они почерпнули эту информацию.
Ответственно заявляю, что и в этом году, и в прошлом, когда значительную часть времени в условиях пандемии мы вынуждены были обучать старшеклассников дистанционно, результаты сдачи ЕГЭ были не только не хуже прошедших лет, а даже выше. Хотя сдавались эти экзамены живьем, в очном режиме.
Больше, чем в истекшие годы, оказалось ребят, получивших сто баллов по двум и даже трем предметам.
Индивидуальная работа в чатах позволила педагогам вести подготовку выпускников к итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей и экзаменов по выбору, что едва ли возможно при фронтальной работе с целым классом. Я не утверждаю, что процедура ЕГЭ является совершенной, над ней еще работать и работать, но в целом оплакивать срыв экзаменов в этом году нет никаких оснований.
Для меня особенно ценно то, что прекрасно сдавали экзамены не только здоровые старшеклассники, но и их ровесники, которые обучаются в 44 наших филиалах на базе клиник.
Там получают образование дети, находящиеся на длительном излечении, имеющие диагнозы, угрожающие жизни молодых пациентов: онкология, пересадка почки и др. Эти дети — подлинные герои, не в пример паникующим взрослым.
Находясь на грани жизни и смерти, они сознательно набирают по четыре-пять экзаменов по выбору, чтобы иметь возможность поступать в разные вузы. Даже когда им очень худо, они рвутся в бой.
Один из самых последних пронзительных примеров — тому доказательство. Мальчик, у которого обострение заболевания и, увы, плохой медицинский прогноз, не поддается на уговоры врачей и педагогов, предлагающих ему отказаться от сдачи ЕГЭ и перенести экзамены на осень.
Его контраргумент: другого шанса у меня может и не быть. В результате он блестяще сдает экзамены, по праву заслужив красный диплом и медаль. Но подступает неотвратимое. Мальчик уходит и уже не может подняться с постели и говорить.
Мужественная мама просит педагога положить умирающему ребенку медаль в ладонь. А он выражает благодарность глазами! Дело вовсе не в медали, и тем более не в освоении государственных программ.
Для любого вменяемого человека очевидно, что экзамены продлили мальчику жизнь, ибо у него была цель и он ее достиг.
Так что дорогие многоуважаемые взрослые. Прекратите плакаться друг другу в жилетку и учитесь мужеству у вступающих в жизнь новых поколений. И как справедливо поется в песне Басты «Сансара»:
- «Плевать, ведь наши дети будут лучше, чем мы
- Лучше, чем мы…
- Лучше, чем мы…
- Когда меня не станет — я буду петь голосами
- Моих детей и голосами их детей
- Нас просто меняют местами, таков закон сансары
- Круговорот людей, о-о-ой, мама…
- Когда меня не станет — я буду петь голосами
- Моих детей и голосами их детей».
- Оригинал
Великий тупняк: 14 случаев, в которых родители поняли, что их дети не интеллектуалы
А у вас бывало такое?
Часто дети до глубины души впечатляют нас тем, как на лету все схватывают. В такие моменты родители думают: «Вот это умище!» Но познание не бывает чередой сплошных успехов, так что почти так же часто мы думаем: «Ну почему он так тупит?»
Пользователь Реддита с ником burn_furries запустил опрос: «Родители, поделитесь, в какие моменты жизни вашего ребенка вам казалось, что вы вырастили дурачка?» Под постом семь тысяч семьсот комментариев, и это в очередной раз доказывает, что дети любят и умеют делать глупости.
Перевели для вас лучшие ответы:
rsquirrl
diesel_coondog
AsBigAsAlone
Как на самом деле выглядит жизнь с детьми: 16 фотографий
Qlinkenstein
horsearse17
Hunterchick212
TiredWhovian
wydk
ciochips
Мы отправлялись в поездку, и я попросил своего восьмилетнего сына пойти и взять для себя запасные носки. Он долго не возвращался, так что я пошел за ним. Он сидел на полу в детской в одних трусах и играл в Lego, потому что забыл, за чем его послали.
5up3rj
Мой сын знал, что в гараже есть замороженная пицца, но не смог ее найти. Не додумался проверить морозилку.
axnu
Мой сын недоволен своими школьными уроками сексуального просвещения. Он думал, что им будут показывать видео.
- lilarose8
- Моя сестра написала маме СМС о том, что забыла дома телефон.
- pigboat3
Мои дети — милые умные ангелы. Но моей маме есть что рассказать. Когда мне было два, я залезла на кровать своей сестры, и с криком: «Смотри, мама, я плаваю!» — спрыгнула с нее. Естественно я упала, ударилась и начала реветь. К нам заглянула соседка, чтобы узнать, что случилось (стены были тонкие). И я ей такая: «Нет-нет, я покажу». И сделала это во второй раз.
leenie5
Иногда ошибки, которые совершают дети — по собственной глупости или ради протеста против родительского авторитета — приводят к довольно серьезным последствиям. Вот здесь можно почитать несколько таких историй.
10 вещей, которые делают ребенка глупее
Эти привычные вещи тормозят развитие вашего малыша! Ученые советуют применять их только в течение ограниченного промежутка времени или не применять вовсе!
1. Соска после года
Сосательный рефлекс тесно связан у младенца с ощущением безопасности и комфорта. Однако уже к году уровень развития ребенка позволяет ему регулировать свое эмоциональное состояние более сложными и одновременно более эффективными способами.
Например, он может пожаловаться и получить в ответ ласку и сочувствие от взрослого или жестом указать на то, что ему нужно, и устранить причину дискомфорта.
Если же для решения любой проблемы существует только один способ – сосание соски, тогда и в дальнейшем ребёнок может сохранить верность этой привычке: в младшем школьном возрасте – грызть концы ручек или карандашей, а в старшем – курить.
Кроме того, по утверждению специалистов, сосание соски ассоциируется у малыша с грудью матери, а когда человек ест, у него формируется ощущение безопасности. Таким образом, если малыш сосет соску, он все время ощущает себя в безопасности. И не всегда это хорошо.
Как известно, человек развивается только в том случае, если выходит из зоны комфорта. Если все время сосать соску, то ощущение комфорта не оставит вашего малютку – и развиваться у него не будет никакого стимула.
2. Подгузники после 1,5 лет
Безусловно, было бы перебором призывать родителей возродить эпоху марлевых подгузников и пеленочного дерматита. Однако для развития контроля за функциями своего организма необходимо, чтобы ребенок испытывал некоторое неудобство, на которое он мог бы реагировать.
Важно помнить о том, что в детстве способность контролировать свои «горшковые» дела тесно связана с умением регулировать поведение в целом. Поэтому, если вы тщетно пытаетесь бороться с капризами, агрессией и истериками, начните с приучения к горшку.
3. Изогнутые ложки и ходунки в любом возрасте
Ложки «с поворотом», благодаря которым их содержимое попадает чаду прямо в рот, а не мимо, полезны с точки зрения экономии каши и мыла, однако не способствуют развитию пространственных представлений. Ведь именно неоднократно промазывая ложкой мимо рта, малыш постепенно различает, где и что у него находится на лице.
Те же проблемы, но в масштабах всего тела возникают у детей при использовании ходунков. Не падая и не имея возможности ощутить локтями и коленками окружающий рельеф, ребенок дольше, чем другие дети, будет формировать картину мира.
Речь идет не о пищащих или издающих любые другие звуки игрушках, а о меховых зверушках с электронной начинкой, способных говорить целые фразы и отвечать на простые вопросы малыша. В рекламе про них обычно говорится, что «они станут лучшими друзьями ребенка».
На самом деле именно это свойство говорящих игрушек должно насторожить родителей. Ведь общение – это не только способность говорить, но и умение ориентироваться на контекст ситуации, оценивать мимику и интонации собеседника.
Ребенок, который проводит много времени за общением с интерактивной игрушкой, учится лишь механически повторять слова. Кроме того, скромный набор фраз искусственно ограничивает сюжет игры малыша.
Поскольку про вред телевизора не пишет только ленивый, скажем лишь о том, что негативно влияет не только содержание многих передач, но и привычка использовать телевизор в качестве постоянного звукового фона.
Почему дети стали «глупее»
«Современные дети совсем не те, что раньше,- частенько приходится слышать от учителей. — Успевают намного меньше, ничего не понимают на уроке, надо новую тему изучать, а они еще той не поняли. А еще подготовка к ВПРам, ОГЭ и ЕГЭ отнимает время».
Учителя эмоционально и физически выматываются сильно, а КПД не очень высокий. Как следствие, дети приходят домой с заданиями, выполнять которые не знают как, родители вынуждены вспоминать школьные годы. Учителя недовольны детьми, родители учителями.
А дети учатся лавировать в этом пространстве.
Что же делать учителям, особенно с опытом советской школы, в это изменившееся время?
Изображение emmaws4s с сайта Pixabay
Часто в школе мне дети говорили: «Вы очень хорошо объясняете». Я никак не могла понять, что я такое говорю или делаю, что ученикам становится понятно. Один случай из практики последних лет, кажется, приоткрыл занавес секрета.
Неожиданно во время учебного года у меня пропал голос. Совсем. Говорить могла только шепотом, но шепотом нельзя, чтобы не напрягать связки — для скорейшего процесса восстановления. Врач не дала больничный и посоветовала не напрягать голос, который находился в точке «0».
Каково же было мое удивление, когда, отработав четыре дня в таком режиме, я поняла, что материал усвоен (и это в очень слабых классах).
Все четыре дня махала руками, постукивала мелком по доске или чирикала схемы, чтобы привлечь или акцентировать внимание, тыкала пальцем в нужные места учебника некоторым ученикам, чтобы они озвучили нужное задание.
Так я поняла, что слуховое восприятие у современных детей фактически отсутствует, оно нужно только для связки действий. Зато зрительные, схематические и телесно-эмоциональные варианты объяснения работают отлично.
Наши дети, родившиеся с гаджетами в руках, прекрасно чувствуют и видят, но часто абсолютно не слышат нас.
Я — кинестетик с образно-схематическим мышлением на 80 процентов (это мой собственный диагноз) и очень плохо воспринимаю информацию на слух. Самым страшным вариантом контрольной работы в школе для меня всегда было изложение. Старалась записать все, что успевала, и потом выстраивала, как по кирпичикам, из этого текст.
Чтобы понять услышанное, мне нужно перевести на мой язык: в телесные ощущения, схемы. Например, экскурсовод в любом путешествии — это фактически ненужное платное приложение для меня, если он говорит достаточно быстро, безэмоционально, давая много пространной информации. В мозгах остается полный ноль от словесной информации.
Зато я наслаждаюсь видами и своими ощущениями.
Когда я пришла работать в школу, то, естественно, при объяснении темы опиралась на свое восприятие и получалось, что в процессе были задействованы все каналы: визуальный (с помощью зрения), аудиальный (за счёт органов слуха), кинестетический (задействованы органы чувств) и дигитальный (используется мышление). Я легко придумывала варианты объяснений, так как они для меня самой были родными.
Дело в том, что учителей-кинестетиков не так много. Взрослые люди обычно визуалы и аудиалы. Они не работают на тех, для кого слуховой канал является фактически нулевым источником информации. При этом они совершенно не понимают, почему ученики не понимают каких-то элементарных вещей.
Причем не по злобе, а потому что таких, как они, подавляющее большинство взрослых людей. И дети попадают в разряд «современного поколения, которое теперь поглупело и не в состоянии понять элементарных вещей». Я часто испытываю сложности, когда меня информируют о чем- либо новом.
Но я научилась в этом жить и задавать вопросы, которые будут являться переводчиками для меня на мой язык. А дети этого делать пока не научились.
Говорите на одном языке
Было бы неплохо, если бы психологическая служба школ помогала в определении ведущих каналов восприятия. Это облегчило бы задачу нахождения общего языка с учениками. Но даже если таковой вариант невозможен, то учитель может вычислить это сам при объяснении нового материала.
Задача учителя — держать руку на пульсе и видеть реакцию каждого ребенка на каждом минимальном этапе объяснения. Обратная связь очень важна. Но она возможна только в случае, когда на вопрос после объяснения материала ученик не получит ответ: «Надо было внимательно слушать».
Учеников надо приучить не бояться задавать вопросы, если они что-то не поняли. Обычно объяснение строится в визуально-аудиальном формате. Второй раз объяснять по той же схеме бессмысленно. Они уже не поняли раз, не поймут и второй. Ищите варианты объяснения.
Представьте, например, что перед вами глухой. Как бы вы объяснили ему эту тему?
Используйте эмоции
Часто даже после того, как материал был понят на уроке, на следующем возникает ощущение, что работал в пустоту. Дома ничего не учили, домашнее задание не сделано, руки чешутся поставить двойку. Но лучше усмирить свой гнев, ведь наша задача научить, а не наказать. Поддержите ребят даже в этой ситуации. Сделайте так, чтобы возник образ, дающий возможность запомнить вопреки всему.
Подключите, например, эмоции. Помню, ученики никак не могли запомнить, что обращение не является никаким членом предложения. После того, как три урока подряд изо дня в день я задавала один и тот же вопрос и видела очумелые глаза, как будто они впервые слышат, что такое обращение в принципе, не то, что еще каким-то членом предложения является, я сделала следующее.
Встав перед ними, я сказала: «Посмотрите на меня. Запомните, обращение не является НИ-КА-КИМ, НИ-КА-КИМ, НИ-КА-КИМ (при этом я мелко но быстро прыгала на одном месте и отчаянно крутила головой из стороны в сторону) членом предложения». Ребята при этой сцене начинали хохотать, я с ними.
Но больше не было ни разу ни одного человека, который бы не ответил мне после на вопрос: «Каким членом предложения является обращение?»
Интерес — двигатель прогресса
Интерес — это лучшая мотивация, пробуждающая внимание и активизирующая наши мыслительные процессы. Чтобы интерес был постоянным спутником на уроке, нужно, чтобы ученики были в теме, а для этого каждый присутствующий должен чувствовать свою значимость.
Часто обращайтесь к слабым ученикам с вопросами, на которые они могут ответить сами или с вашей помощью.
Реагируйте эмоционально положительно на каждый правильный ответ, а на неправильный очень доброжелательно предлагайте подумать, где он нарушил логику, спросите класс, какие варианты ответов кто-кто может предложить еще.
Находите любые мелочи, за что можно похвалить: «Таня, какая у тебя красивая буква «А» сегодня получилась вот здесь, а вот тут похуже. У тебя , оказывается очень красивый почерк, а ты его от меня прячешь». «Андрюша, я горжусь тобой! У тебя в последнем диктанте всего 15 ошибок.
Супер! Ты умница! В прошлый раз было 20. Верю, что у тебя в следующий раз будет еще меньше. Подойди на переменке, я тебя объясню кое-какие ошибочки, чтобы ты таких больше не делал никогда». Как они расцветают! Даже двойка за работу является для них в этом случае одобрением учителя. Появляется желание работать, потому что есть перспектива.
Домашние задания на 5-10 минут
Не задавайте большие домашние задания. Лучше каждый следующий урок начинайте с очень быстрой, схематичной, фронтальной или любого другого варианта проверки связи: повторяйте не тему, а системную цепочку тем.
Пять минут от урока не проблема, зато вы можете быть уверены, что на пятом-восьмом уроке каждый сидящий в классе будет понимать, что и как.
Помню счастливый возглас нового ученика, который выше «трех» не имел никогда по русскому языку в других школах: «У меня первая пятерка в жизни по русскому!». И далее фактически лезгинка в его исполнении.
Все эти принципы, взятые за основу, приводили к тому, что ребята с удовольствием шли на урок, принимали активное участие на всех его этапах, получали хорошие, но именно заслуженные оценки, а в результате прекрасно сдали экзамены. Один из очень слабых учеников до сих пор в ВКонтакте мне пишет: «Скучаю по ВАС» — и смеется, что запомнил это после того, как я сказала с хитрющей улыбкой, что до экзаменов не допущу, если будет говорить неправильно.
А вам будет приятно получить подзатыльник при всех? почему считать детей глупее себя — неправильно
Взрослым часто кажется, что они мудрые и всё знают. Поэтому имеют право относиться к детям не так, как отнеслись бы, скажем, к своему приятелю. Или просто к другому взрослому. Наш блогер Соня Пятигорская придумала упражнение, которое поможет таким взрослым взглянуть на себя со стороны.
Мне крупно повезло понять одну важную штуку об этой жизни: дети — это люди. Не отдельный вид, к которому нужно применять разного рода шаманские тактики. Не наивные глупыши, не собственность родителей, не цветы жизни. Они — люди. Осознав эту концепцию, можно вообще многое в себе поменять.
Если мы позволяем себе обращаться неуважительно, давить, обижать и манипулировать людьми одной с нами возрастной категории, то это в нашем с вами 2021 году называется токсичным поведением.
У нас есть четкие социальные рамки, мы знаем, что накричать, например, на людей на улице — это так себе затея, неприемлемая, неверная и вообще какое право мы имеем? Адекватные люди не скажут своим друзьям, партнёрам и боссам фраз по типу «будешь вести себя хорошо — куплю вкусняшку».
Не будут говорить «мне за тебя стыдно». И тем более не начнут учить жизни самым наглым и властным тоном.
Только вдумайтесь: всё, что описано выше, совершенно нормально по отношению к детям
Только потому что они младше (то есть менее опытные в установках, придуманных взрослыми, которые слишком много о себе возомнили), мы решили, что имеем право диктовать им, как жить.
Мы придумали системы поощрений и наказаний, методы оценки их интеллекта, хитрые манипуляции над их сознанием и назвали это воспитанием.
Мы придумали школы, соединив вместе образовательный процесс с фактической тюрьмой для чистых, не обременённых тяготами наших выдумок умов.
Сейчас кто-нибудь подумал: «Они же ничего не знают о нормах, благах и как преуспеть в жизни! А я знаю, мне виднее».
Пожалуй, это даже звучит здраво — детям действительно иногда нужно рассказывать, что такое хорошо, а что такое плохо, учить не бить других детей, есть кашу по утрам, дать им образование и что вы там ещё хотите им дать, чтобы они устроились поудобнее в отведенной для них ячейке общества.
Но в следующий раз, когда вам неистово захочется сделать человеку младше вас замечание, попробуйте поставить себя на его место и задумайтесь: вы бы хотели, чтобы к вам проявили агрессию, когда вы даже не подозреваете, что делаете что-то неправильно? Вам будет приятно и полезно получить подзатыльник при всём честном народе? Может быть, вы будете скорее рады и благодарны, если вам обычным человеческим языком скажут, что конкретно вы могли сделать не так и почему можно было бы поступить по-другому?
Дети во многом лучше взрослых — они умеют искренне любить, готовы учиться, они чувствуют все на порядок глубже. Их действия предельно просты и ясны. А ещё они безумно интересные. Попробуйте однажды просто с ними поболтать без уверенности в собственном превосходстве и вы многое откроете о них, о себе и об этом мире.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Родительские санкции: нужно ли запрещать детям смотреть мультфильмы
Мультики десять минут в день. И строго от советских мультипликаторов. Никаких там Микки-Маусов, они разносчики чужой культуры. И желательно, чтобы по мотивам русских народных сказок.
Эти жесткие ограничения не гипертрофированное передергивание форумов мам-домохозяек и не придуманный свод правил матерей, которые готовят своих детей к жизни в старообрядческой деревне.
Этот «анимационный геноцид» проповедуют сегодня большинство родителей, считающих, что таким образом они защитят своего ребенка от ненужной и опасной информации, от близорукости и головной боли.
В силу своей профессии, а также в силу того, что сама являюсь мамой двоих детей, я часто сталкиваюсь с родителями, которые тоталитарно относятся к современным анимации, детским фильмам и телепрограммам.
Но фраза «Я не смотрю телевизор» перестает работать в тот самый момент, когда я задаю вопрос: «Почему?» Сразу же в ответ перечисляется полный список того, что запрещено смотреть детям, с детальными подробностями, о которых я даже не подозреваю, хотя смотрю и «делаю» телевизор.
При этом, как правило, мои собеседники — люди отнюдь не «темные». У них есть образование, профессия, кругозор, а еще есть собственное мнение.
Оно настолько сильное, что их дети растут в полном информационном вакууме и, дорываясь хоть до какой-то свободы, начинают смотреть сразу все подряд, от «Губки Боба» до «Южного парка». Запоем. Как и положено в таких случаях жесткого ограничения чего бы то ни было.
Мифы нервных мам
Я не ангажированный и не подкупленный анимационными компаниями агент и убеждать всех в том, что можно смотреть любые мультики с самого рождения ребенка, точно не буду. Только собственный опыт и собственное ощущение своих детей и времени, в котором все мы сейчас живем. Моя 14-летняя дочь впервые поняла, что мир делится на настоящий и мультяшный года в полтора.
Поначалу я искренне, как любая мама, выросшая в СССР, пыталась ей подсунуть мультики с русскими народными сказками и сутеевские советские мульткомиксы (имеются в виду работы советского мультипликатора, сценариста и художника Владимира Сутеева.— Forbes).
Но годам к двум моя дочь сама расставила все точки над своими анимационными пристрастиями и сделала свой выбор в пользу диснеевских принцесс.
Пока дочка завороженно наблюдала, как дурнушки превращаются в красавиц, как злые мачехи проигрывают добрым королевам, а принцы на белых скакунах спасают прекрасных девушек, я с восхищением смотрела, как она старается держать спину прямо «как принцесса», правильно ведет себя за столом, танцует, поет песенки и с нежностью относится к братьям нашим меньшим. Как и положено настоящей принцессе.
Моя материнская рука никогда не поднималась выключить полнометражный мультфильм «на самом интересном месте», поскольку нервная система моего ребенка (впрочем, и моя тоже) мне все-таки очень дорога.
И миф про «испортишь глазки, если будешь смотреть больше десяти минут в день» был развенчан, когда я прочитала современные исследования ученых-офтальмологов. А они говорят о том, что зрение ребенка — это в первую очередь генетика.
Если мама и папа носят очки, шансов, что у ребенка будет орлиное зрение, сводится к нулю, даже если он никогда в жизни не увидит ни одного мультфильма. Эти же исследования говорят и том, что смотреть телевизор ребенок может достаточно долго без ущерба для зрения.
Надо просто банально рассчитать расстояние от телевизора до местоположения вашего малыша, учитывая размер самого экрана телевизора.
Конечно, общение с родителями — самое важное для ребенка, прогулки, игрушки и книги — тоже огромная часть жизни маленького человека.
Но лишая своего малыша самого сладкого слова из вашего собственного детства — «мультики», сто раз подумайте о том, что в этот момент думает о вас ваш ребенок. И да, собственный опыт.
Моя дочь к своим 14 годам стопроцентно читает нижнюю строчку в таблице Сивцева, по-прежнему держит ровно спинку, высоко вздергивает головку, как принцесса, и мечтает стать аниматором.
Детские уловки
Как-то раз я летела в самолете и наблюдала такую картину: пока основная часть пассажиров включила своим детям мультики, чтобы занять малышню на время полета, одна многодетная мама решила выделиться — она раздала своим шумным детям по книжке, фыркнув что-то из серии: «Моя бы воля, я лишила бы родительских прав тех, кто разрешает детям смотреть мультики». Сразу после взлета эта нервная дама повела детей в туалет. Она их водила туда-обратно по салону самолета в течение пяти часов полета раз десять. В какой-то момент я поняла, в чем смысл всего происходящего: ее дети просились в туалет только для того, чтобы постоять в очереди и подглядеть мультфильмы, которые смотрели в своих гаджетах счастливые обладатели «неправильных» родителей, разрешающих смотреть своим детям в полете мультфильмы. А обратный их путь к своим местам сопровождался дикими истериками. Они выбрасывали с ненавистью книжки и рвались хоть одним глазком взглянуть на Матроскина или Фиксиков. Да на какого угодно мультипликационного персонажа в конце концов.
Какой итог? Ее дети не просто рвутся к свободе, они учатся врать.
В те полчаса покоя, когда всхлипывающие дети уснули, я не выдержала и спросила ее, почему столь радикальные меры она применяет к своим детям. Женщина с презрением посмотрела на меня и прочитала короткую, но емкую лекцию о том, что абсолютно все мультфильмы детей калечат.
Например, «Смешарики» — «свиньи легкого поведения», а любимых принцесс моей дочери она обвинила в алчности и пороке. Разумеется, я точно знаю, что есть такие мультфильмы, которые мне бы не хотелось, чтобы мои дети смотрели.
Но если изначально, с самого раннего возраста ребенку прививать вкус к хорошей, красивой и умной анимации, он вряд ли добровольно захочет перейти к известным мультфильмам, где персонажи говорят только на нецензурном языке и только о своей физиологии.
Но еще я точно знаю, что есть мультфильмы, которые являются лечебными.
Более того, в ряде российских городов, например, в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве, вводится в больницах терапия анимацией, так называемая мульт-терапия, которая учит детей с синдромом гиперактивности сосредотачиваться и активировать внимание. При этом мультфильмы подбираются самые разные, от нашего «Ну, погоди!» до западных «Чипа и Дейла». Подбор делается на основе интересов самого малыша.
Цензура и мораль
Проще всего взять и запретить. Запретить все мультфильмы, все детское кино, которое не кажется нынешним блюстителям нравственности таким возвышенным, как советские детские фильмы, исключить программы для детей.
Проще всего поделить мир ребенка на составляющие, где он хороший и вас боится и где он нехороший и в школе жадно смотрит в телефоне у друга «плохой» мультик, а потом вам врет.
Гораздо сложнее с рождения прививать ребенку вкус к прекрасному искусству мультипликации и кино, вместе выискивать на детских российских и зарубежных каналах интересные и познавательные программы, учиться вместе со своим ребенком познавать этот мир.
Цензура при сегодняшнем доступе ребенка к информационному пространству в интернете должна быть только ваша внутренняя, и только сами родители способны научить малыша отличать плохой мультик от хорошего, глупую программу от познавательной и отвратительное кино от шедевра мировой кинематографии. Что бы кто ни говорил, но со времен Владимира Маяковского мало что поменялось: «Что такое хорошо и что такое плохо» — это только заслуга мам и пап, а не хороших мультфильмов или плохих детских программ.